Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 13»
Рассмотрено на заседании кафедры гуманитарного образования Протокол № ___ от ___________ 2018 г. Зав. кафедрой _________ Мосолков Ф.А. | Согласовано И.о. зам. директора по УВР _______ Мосолков Ф.А. _____________ 2018 г. | Утверждено И.о. директора МАОУ «Гимназия № 13» _________________ Базарная М.В. _________________________ 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Всеобщей истории. Новейшая история. XX – начало XXI века.
Класс (ы) 9А, 9Б, 9В, 9Г
Срок реализации 2019-2020 учебный год
Составитель Банникова Е.Е., учитель истории и обществознания, б/к
ФИО, должность, категория/разряд
2019 г.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена
в соответствии с:
федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.06.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.06.2016);
федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»);
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
приказом министерства образования и молодёжной политики Магаданской области от 23.05.2016 № 462 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных организаций Магаданской области, реализующих основные образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования»;
положением о рабочей программе МАОУ «Гимназия № 13» (Протокол заседания педагогического совета № 1 от 06.09.13);
на основании:
основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «Гимназия № 13»;
учебного плана МАОУ «Гимназия № 13» на 2019-2020 учебный год;
Рабочая программа составлена по учебнику: Всеобщая история. История Нового времени. 1801-1914: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций / Н.В. Загладин, Л.С. Белоусов; под науч. Ред. С.П. Карпов. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019. – 240 с.
Настоящая рабочая программа составлена для реализации в 9А, 9Б, 9В, 9Г классах МАОУ «Гимназия № 13» в течение 2019-2020 учебного года.
Для реализации программы использован учебник: Всеобщая история. История Нового времени. 1801-1914: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций / Н.В. Загладин, Л.С. Белоусов; под науч. Ред. С.П. Карпов. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019. – 240 с.
Таким образом, настоящая программа соответствует федеральным государственным стандартам начального общего образования, то есть, направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся.
Согласно учебному плану МАОУ «Гимназия № 13» на 2019-2020 учебный год, данная программа рассчитана на 28 часов (2 час в неделю).
Планируемые результаты освоения курса
Методической основой преподавания истории в основной школе, согласно ФГОС, является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности обучающихся.
Кроме того, реализация ФГОС предполагает в результате освоения основной образовательной про- граммы достижения, помимо предметных результатов, о которых речь пойдёт речь ниже, личностных и метапредметных результатов. Для курса всеобщей истории 9 класса отметим следующее направления планируемых результатов.
Личностные результаты:
• формирование представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека в обществе, для жизни в современном Российском государстве и поликультурном мире;
• приобщение к российскому и всемирному культурно-историческому наследию изучаемого периода, интерес к его познанию за рамками учебного курса;
• освоение гуманистических ценностей, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов, живущих за рубежом и в России;
• опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого, историческим источникам и памятникам, способам их изучения и охраны;
• готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации обучению и познанию;
• развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных мировых традициях и народов России);
• сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира и др.
Метапредметными результатами освоения, обучающимися курса, являются:
• способность планировать и организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, определять последовательность действий и планировать результаты работы;
• способность осуществлять контроль и коррекцию своих действий в случае расхождения результата с заданным эталоном, оценивать результаты своей работы;
• умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую;
• овладение навыками исследовательской и проектной деятельности: умения видеть проблему, ставить вопросы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать и защищать свои идеи;
• готовность к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовывать и планировать эффективное сотрудничество, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества;
• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация и др.).
Планируемые предметные результаты освоения курса всеобщей истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:
• целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;
• базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
• способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
• умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
• умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
• уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел I. РЕВОЛЮЦИИ И РЕАКЦИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ И МИРОВОМ РАЗВИТИИ (6 ч.)
Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в.
Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Венский конгресс; Ш.М. Талейран. Священный союз.
Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих. Политическое развитие европейских стран в 1815–1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий; возникновение марксизма.
Раздел II. СТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ В ЕВРОПЕ (3 ч.)
Страны Европы во второй половине ХIХ в.
Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. Франция — от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика, франко-германская война, колониальные войны. Образование единого государства в Италии; К. Кавур, Дж. Гарибальди. Объединение германских государств, провозглашение Германской империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм.
Раздел III. ЕВРОПА НА ПУТИ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ. СОЦИАЛЬНЫЕ И ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ (4 ч.)
Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет.
Положение основных социальных групп. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители социалистического движения.
Раздел IV. ВЕДУЩИЕ СТРАНЫ МИРА В СЕРЕДИНЕ XIX — НАЧАЛЕ ХХ В. (5 ч.)
Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США во второй половине ХIХ в.
Великобритания и её доминионы.
Соединённые Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861–1865). А. Линкольн.
Страны Западной и Центральной Европы Государства Южной и Юго-Восточной Европы Япония на пути модернизации.
Раздел V. ВОСТОК В ОРБИТЕ ВЛИЯНИЯ ЗАПАДА. ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX В. (7 ч.)
Страны Азии в ХIХ в.
Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия: распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства, освободительные восстания. Китай: империя Цин, «закрытие» страны, «опиумные войны», движение тайпинов. Япония: внутренняя и внешняя политика сёгуната Токугава, преобразования эпохи Мэйдзи.
Война за независимость в Латинской Америке
Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. П.Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств.
Народы Африки в Новое время
Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Выступления против колонизаторов.
Раздел VI. ОБОСТРЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX В. (1 ч.)
Международные отношения в конце XIX в.
Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи.
Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира.
Военно-политические союзы и международные конфликты на рубеже XIX–XX вв. Формирование военно-политических блоков великих держав.
Новейшая история. Мир в 1900–1914 гг.
Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация.
Страны Европы и США в 1900–1914 гг.: технический прогресс, экономическое развитие. Урбанизация, миграция. Положение основных групп населения. Социальные движения.
Международные конфликты начала ХХ века. Предпосылки и причины Первой мировой войны.
Раздел VII. НАУКА, КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО В XIX — НАЧАЛЕ XX В. (2 ч.)
Развитие культуры в XIX в.
Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования. Секуляризация и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей.
Стили художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр. Рождение кинематографа.
Историческое и культурное наследие Нового времени. Деятели культуры: жизнь и творчество.
Календарно-тематическое планирование курса ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ.
История России с древнейших времен до начала XVI века.
9 КЛАСС
ПРОГРАММА: Всеобщая история. История Нового времени. 1801-1914: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций / Н.В. Загладин, Л.С. Белоусов; под науч. Ред. С.П. Карпов. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019. – 240 с.
УЧЕБНИК: Всеобщая история. История Нового времени. 1801-1914: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций / Н.В. Загладин, Л.С. Белоусов; под науч. Ред. С.П. Карпов. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019. – 240 с.
№ недели | № п./п. | Дата | Кол-во часов | Тип урока | Тема урока | Домашнее задание |
планируемая | проведения |
1 | Раздел 1. Революции и реакция в европейском и мировом развитии (6 часов) |
1. | 03.09 | | 1 | Урок открытия нового знания. | Империя Наполеона I. | § 1. |
2. | 05.09 | | 1 | Урок открытия нового знания. | Народы против Французской империи. | §2. |
2 | 3. | 10.09 | | 1 | Урок открытия нового знания. | Поход на Россию и крушение Французской империи | §3. |
4. | 12.09 | | 1 | Урок открытия нового знания. | Священный союз, политическое развитие стран Европы и революционное движение в 1820-1830-х гг. | §4. |
3 | 5. | 17.09 | | 1 | Урок открытия нового знания. | Освободительное движение в Латинской Америке в первой половине XIX в. | §5. |
6. | 19.09 | | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Контрольная работа «Революции и реакция в европейском и мировом развитии». | Не задано. |
4 | Раздел 2. Становление национальных государств в Европе (3 часа) |
7. | 24.09 | | 1 | Урок открытия нового знания. | Революции 1848-1849 гг. в Европе. | §6. |
8. | 26.09 | | 1 | Урок открытия нового знания. | Начало объединения Италии и Германии. | §7. |
5 | 9. | 01.10 | | 1 | Урок открытия нового знания. | Внутренняя политика Наполеона III, франко-германская война и Парижская коммуна. | §8. |
Раздел 3. Европа на пути промышленного развития. Социальные и идейно-политические процессы (4 часа) |
10. | 03.10 | | 1 | Урок открытия нового знания. | Рост промышленного производства и зарождение рабочего движения в первой половине XIX в. | §9. |
6 | 11. | 08.10 | | 1 | Урок открытия нового знания. | Индустриальные страны во второй половине XIX-начале XX в. | §10. |
12. | 10.10 | | 1 | Урок открытия нового знания. | Консервативные, либеральные и социалистические идеи в XIX в. | §11. |
7 | 13. | 15.10 | | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Контрольная работа «Европа на пути промышленного развития» | Не задано. |
Раздел 4. Ведущие страны мира в середине XIX – начале XX в. (5 часов) |
14. | 17.10 | | 1 | Урок открытия нового знания. | Великобритания и ее доминионы. | §12. |
8 | 15. | 22.10 | | 1 | Урок открытия нового знания. | США во второй половине XIX – начале XX в. | §13-14. |
16. | 24.10 | | 1 | Урок открытия нового знания. | Страны Западной и Центральной Европы. Государство Южной и Юго-Восточной Европы. | §15. |
9 | 17. | 29.10 | | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Контрольная работа «Ведущие страны мира в середине XIX – начале XX в.» | Не задано. |
18. | 31.10 | | 1 | Урок открытия нового знания. | Япония на пути модернизации | §16. |
10 | Глава 5. Восток в орбите влияния Запада. Латинская Америка в конце XIX – начале XX в. (7 часов) |
19. | 12.11 | | 1 | Урок открытия нового знания. | Индия под властью англичан. | §17. |
20. | 14.11 | | 1 | Урок открытия нового знания. | «Опиумные войны» и закабаление Китая индустриальными державами. | §18. |
11 | 21. | 19.11 | | 1 | Урок открытия нового знания. | Османская империя и Персия в XIX – начале XX в. | §19. |
22. | 21.11 | | 1 | Урок открытия нового знания. | Завершение колониального раздела мира. | §20. |
12 | 23. | 26.11 | | 1 | Урок открытия нового знания. | Колониализм: последствия для метрополий и колоний. | §21. |
24. | 28.11 | | 1 | Урок открытия нового знания. | Латинская Америка во второй половине XIX - начале XX в. | §22. |
13 | 25. | 03.12 | | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Контрольная работа «Восток в орбите влияния Запада. Латинская Америка в конце XIX – начале XX в.» | Не задано. |
Раздел 6. Обострение противоречий на международной арене в конце XIX – начале XX в. (1 час) |
26. | 05.12 | | 1 | Урок открытия нового знания. | Военно-политические союзы и международные конфликты на рубеже XIX – XX вв. | §23. |
14 | Раздел 7. Наука, культура и искусства в XIX – начале XX в. (2 часа) |
27. | 10.12 | | 1 | Урок открытия нового знания. | Технический прогресс и развитие научной картины мира. Культурное наследие XIX – начала XX в. | §24-25. |
28. | 12.12 | | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Обобщение по теме «История Нового времени. 1801-1914» | Не задано. |