Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ «СОШ№7»
от 31.08.2021 № 195
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Творческая работа со словом»
4 класс
Составитель:
Т.Л. Котикова
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории,
Мариинск, 2021 г.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание учащимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-освоение способов решения проблем поискового характера;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения практических задач;
-активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием курса внеурочной деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Тема занятия | Виды деятельности | Формы занятия | Виды и формы деятельности с учётом модуля «Школьный урок» рабочей программы воспитания Учреждения. |
Речь и средства выразительности. | | | Установление доверительных отношений между учителем и учащимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их познавательной деятельности. Включение в занятие игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию учащихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия. |
Речь и средства выразительности. Порядок слов в предложении (инверсия). | Работа с текстом: определение средств выразительности: эпитеты, олицетворение, метафора, сравнение. Определение инверсии в стихотворном тексте. | Занятие- исследование |
Риторика. Логическое ударение в предложении. | Учимся правильно строить речь. Знакомство с "Золотыми правилами риторики". Выразительное чтение художественного текста. | Практическое занятие. |
Предложения с вводными словами, с обращением. | Знакомство с понятием вводные слова; составление предложений с вводными словами, с обращениями. Выразительное чтение составленных предложений. | Тематическое занятие. |
История знаков препинания. Правила пунктуации. | Знакомство с возникновением знаков препинания в русском языке. Редактирование текста без знаков препинаний. | Практическое занятие. |
Способы передачи прямой речи. | Редактирование текстов с прямой и косвенной речью. Составление предложений. | Практическое занятие. |
Текст и работа с текстом. | | | Привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на занятиях явлений, организация их работы с получаемой на занятии социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. Включение в занятие игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию учащихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия. |
Текст. Текст как синтаксическая единица. | Деление текста на части, составление плана. | Практическое занятие. |
Эпиграф, заголовок, тема, основная мысль, настроение текста. | Работа с текстом : определение темы, основной мысли, настроения текста. | Практическое занятие. |
Эпиграф, заголовок, тема, основная мысль, настроение текста. | Работа с текстом : определение темы, основной мысли, настроения текста. | Практическое занятие. |
Анализ художественных произведений | | | Включение в занятие игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию учащихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия. Применение на занятиях интерактивных форм работы учащихся; интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию учащихся; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат командной работе и взаимодействию со сверстниками. |
Стили текстов: научный, , художественный, публицистический. Их особенности. | Работа с текстами: определение стилей текстов , выделение их особенностей. Составление текстов по одной теме, но разных по стилю. | Занятие- соревнование |
Письменное слово и образ. | Создание словесного образа с использованием эпитетов, олицетворений, метафор. | Игра |
Детская периодика. | Работа в библиотеке. Анализ статей из детских журналов: «Трамвай», «Ёж», «Мурзилка» и др. | Экскурсия в библиотеку |
Просмотр виртуального спектакля. Слушаем правильную речь. | Просмотр спектакля и его обсуждение. | Тематическое занятие |
«Я- редактор газеты» | Написание рецензии на просмотренный спектакль. | Творческая мастерская |
Клуб сочинителей | | | Применение на занятиях интерактивных форм работы учащихся; интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию учащихся; дидактического театра, где полученные на занятиях знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат командной работе и взаимодействию со сверстниками. |
Проба пера: « Учимся писать рассказ». | Составление текста с использованием изобразительных средств речи. | Творческая мастерская |
Составление и оформление мультфильма по написанному рассказу. | Создание кадров для мультфильма. | МультСтудия |
Составление и оформление мультфильма по написанному рассказу. | Составление мультфильма при помощи программы "МультиПульт" | МультСтудия |
Конкурс инсценировок. | Инсценировка произведения на выбор учащихся. | Театральная студия. |
Приложение № 1
к рабочей программе курса
внеурочной деятельности
" Творческая работа со словом " для 4 класса,
утверждённый приказом
МБОУ "СОШ № 7"
от 31.08.2021 № 195
Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности
«Творческая работа со словом» 4 _ класса на 2021-2022 учебный год,
утверждённое приказом МБОУ "СОШ № 7"
от 31.08.2021 № 195
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата |
| Речь и средства выразительности | 5ч | |
1 | Речь и средства выразительности. Порядок слов в предложении (инверсия). | 1 | |
2 | Риторика. Логическое ударение в предложении. | 1 | |
3 | Предложения с вводными словами, с обращением. | 1 | |
4 | История знаков препинания. Правила пунктуации. | 1 | |
5 | Способы передачи прямой речи. | 1 | |
| Текст и работа с текстом | 3ч | |
6 | Текст. Текст как синтаксическая единица. | 1 | |
7 | Эпиграф, заголовок, тема, основная мысль, настроение текста. | 1 | |
8 | Эпиграф, заголовок, тема, основная мысль, настроение текста. | 1 | |
| Анализ художественных произведений | 5ч | |
9 | Стили текстов: научный, , художественный, публицистический. Их особенности. | 1 | |
10 | Письменное слово и образ. | 1 | |
11 | Детская периодика. | 1 | |
12 | Просмотр виртуального спектакля. Слушаем правильную речь. | 1 | |
13 | «Я- редактор газеты» . | 1 | |
| Клуб сочинителей | 4 | |
14 | Проба пера: « Учимся писать рассказ». | 1 | |
15 | Составление и оформление мультфильма по написанному рассказу. | 1 | |
16 | Составление и оформление мультфильма по написанному рассказу. | 1 | |
17 | Конкурс инсценировок. | 1 | |
8