Пояснительная записка
Одной из важнейших задач российского образования является социализация подрастающего поколения. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательной деятельности в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Поскольку внеурочная деятельность является составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания – усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей. «Истоки» – интегративный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Реализация данного курса соответствует одной из приоритетных задач Государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.10.2018 № 338-п – воспитание гармонично развитой и социально-ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Курс «Истоки» разработан на основе социокультурного системного подхода, что обеспечивает преподавателя:
- знаниями по развитию управленческих и коммуникационных способностей, эффективными стратегиями образования;
-социокультурным инструментарием;
-активными формами обучения и воспитания;
- действенными составляющими социокультурного присоединения и социокультурных связок;
- технологиями эффективного обучения, позволяющими развивать целостное восприятие, мышление, чувствование ребенка, его мотивацию к самосовершенствованию;
* действенными способами вознаграждения и показателями качества социокультурного образования;
- знаниями по развитию первоначальных социокультурных ценностей.
Шаг за шагом учащиеся, преподаватели и родители приближаются к развитию социокультурной основы личности, приобретают социокультурный опыт (духовный, управленческий, коммуникационный, экологический и опыт самоутверждения).
Целевая установка предмета – приоритетность духовности, нравственности, культуры в ценностных ориентациях учащихся.
Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями. Методика преподавания курса «Истоки» разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить образовательный процесс технологично.
Технологичность процесса – это гарантированность конечного результата образовательной деятельности. В основе методики лежат технологии эффективного обучения (истоковская педагогическая технология), являющиеся результатом взаимодействия социокультурных технологий и традиционных педагогических технологий, имеющегося педагогического опыта учителя.
Основная идея истоковской педагогической технологии – идея полноценного использования всех психических процессов, функций и свойств личности, в целом ресурсов человека.
Младший школьный возраст – это начало становления мотивации учения. Под мотивами понимают побудительные причины действий и поступков человека. Их можно разделить на две большие категории – естественные и высшие (материальные и духовные) мотивы. В младшем школьном возрасте побудителями действий, поступков являются главным образом мотивы – стимулы. Значительную роль у детей этого возраста играют и социальные мотивы, которые проявляются в игровой, учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельности. Основой для формирования мотивов учебной деятельности являются любопытство и любознательность. Любопытство, любознательность теснейшим образом связаны со стремлением к узнаванию нового. Ключевым элементом социокультурного системного подхода, который лежит в основе преподавания Истоков, являются активные формы обучения (АФО). Суть АФО состоит в организации учебного процесса таким образом, что практически все учащиеся, независимо от ведущего типа восприятия оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Активные формы обучения предполагают развитие самостоятельной деятельности ребенка. Благодаря самостоятельной работе становится возможно формирование мировоззрения ребенка, а затем – умение самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Дети учатся самостоятельно ставить проблемный вопрос к тексту, задавать вопросы друг другу, определять главную мысль прочитанного, учатся работать в паре, тройке, четверке, распределять обязанности при выполнении задания. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала предполагает, что каждый вносит в него свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что не только позволяет получить новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокий уровень сотрудничества. Изучение некоторых тем предполагает привлечение социальных партнеров. Например, при изучении темы «Братья меньшие», дети узнают ответы на следующие вопросы: Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными? Для организации этого урока предполагается привлечение МКУК «Сургутская районная централизованная библиотечная система». Здесь дети могут провести параллель, какие домашние животные есть у разных народов нашей страны, какие традиции и праздники связаны с животными у русского народа и у ханты и манси.
Рабочая программа для 2 класса курса внеурочной деятельности «Истоки» разработана на основании следующих нормативных документов:
Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Положение об организации внеурочной деятельности.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Истоки» разработана на основе программы «Истоки» И.А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В. Камкина, доктора исторических наук. Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель рабочей программы – освоение школьником системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни, развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом, сохранения и приумножения духовно-нравственного и социокультурного опыта.
Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
раннее и системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
присоединение семьи к школе;
формирование ощущения своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству на основе развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики; знакомство с истоками российских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации.
Общая характеристика курса
В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, системности, воспитания на социокультурном опыте.
В основе концепции преподавания «Истоков» лежит идея активного воспитания. Средством реализации этой идеи на практике являются активные формы обучения – социокультурные тренинги: работы в паре, работы в тройке, работы в четвёрке, ресурсные круги.
Целями тренинга являются освоение обучающимися навыков общения, управления собственной деятельностью группы, приёмов эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов.
Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса «Истоки» в рамках начальной школы.
Социокультурный системный подход в образовании позволяет реализовать все поставленные задачи.
В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:
содержательный – освоение социокультурных и духовно-нравственных категорий учебного курса «Истоки»;
коммуникативный – развитие способности эффективного общения;
управленческий – развитие управленческих способностей;
психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;
социокультурный – осознание смысла служения Отечеству.
Контроль осуществляется в следующих видах: входной, текущий, тематический, итоговый.
Форма контроля: оценивающий тренинг.
Место учебного курса в учебном плане
Курс предназначен для преподавания в 1-4-х классах начальной школы в рамках внеурочной деятельности, духовно-нравственное направление.
Рассчитан на 135 часов: 1 класс – 1 час в неделю, 33 часа в год; 2 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год; 3 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год; 4 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия (УУД):
Личностные | потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к ним, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа и народов, проживающих на территории ХМАО-Югры; ценностное и творческое отношение к учебному труду; нравственно-этическое оценивание и способность к самооценке. |
Регулятивные | понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности. |
Познавательные | понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные и творческие способности; делать обобщения и выводы. |
Коммуникативные | работать в группе, учитывать мнение партнёров; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договориться и прийти к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; выражать свои мысли, ставить вопросы. |
Требования к уровню подготовки учащихся
Ученик должен знать такие понятия, как:
Родной очаг, родные просторы Труд земной и труд души. Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатва. Прядение ткачество. Домашние животные. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм. Гостеприимство. Трудолюбие. Воля. Терпение. Преображение. Мудрость. Надежда.
Обучающиеся научатся:
- осознавать и понимать смысл духовно-нравственных категорий курса;
- формировать первый опыт мировосприятия и мироощущения через присоединение к духовно-нравственным ценностям;
- выражать свои впечатления от услышанной или прочитаной информации;
- преобразовывать полученную информацию при выполнении активных форм обучения;
- анализировать задания, планировать процесс работы, осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;
- принимать совместное решение;
- анализировать свою работу, работу пары, группы.
Обучающиеся получат возможность научиться: ценить духовно-нравственные категории, относиться к ним с уважением, осознавать их значение в формировании собственной культуры и мировоззрении;
- приобретать социокультурный опыт общения, управления собственной деятельностью и деятельностью группы.
Содержание курса 2 класс (34 ч.)
Родной очаг (9 ч.)
ИМЯ. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?
СЕМЬЯ – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?
РОД – люди, происходящие от одного предка. Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.
ДОМ – территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.
ДЕРЕВНЯ. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?
ГОРОД. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.
Родные просторы (9 ч.)
НИВА и ПОЛЕ. Труд земледельца. Золотая нива. Нива – творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяются сила и дух человека? Поле и воля.
ЛЕС. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.
РЕКА. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая.
МОРЕ – ОКЕАН. Как море служит человеку? В чем красота моря? Море – конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.
ПУТЬ – ДОРОГА. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.
Труд земной (8 ч.)
СЕВ и ЖАТВА. Народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.
БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными?
ТКАЧИХИ – РУКОДЕЛЬНИЦЫ. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?
МАСТЕРА – ПЛОТНИКИ. Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.
КУЗНЕЦЫ – УМЕЛЬЦЫ. Кузнеца. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает?
ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка – народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.
Труд души (8 ч.)
СЛОВО. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово – молитва. Слово Библии.
СКАЗКА. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.
ПЕСНЯ. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушки. Гимн. Песня задушевная.
ПРАЗДНИК. Смысл праздника. Почему праздник называют труд души? Главные праздники года.
КНИГА. Библия – Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?
ИКОНА – образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?
ХРАМ. Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.
Формы организации и виды деятельности
Выставка, беседа, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, викторина, вечер встречи, работа в парах, работа в тройках, работа в четверках, ресурсный круг.
Тематическое планирование.
2 класс
№ п/п | Дата | Тема | Деятельность учащихся на уроке | Дифференцированное домашнее задание |
факти- ческая | плани- руемая |
I. Родной очаг (9ч.) | |
1 | | | Введение в предмет. Имя | АФО ресурсный круг «Имя и доброе качество» Ставить проблемный вопрос к тексту и находить на него ответ. | Что значит твое имя? Почему тебя так назвали? Для родителей: написать для учителя вопросы, возникшие при знакомстве с учебником Мини-сочинение «Что значит беречь своё имя?» |
2 | | | Семья | АФО работа в паре «Семья» Усвоить основные нравственные заповеди. | Описать семейные традиции Основные семейные заповеди Принести семейные фото. |
3 | | | Семья | АФО ресурсный круг « За что я благодарен родителям?» | Учебник стр. 9-12 читать, нарисовать рисунок семьи. |
4 | | | Род | Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО работа в паре «Родовое дерево» | Ответить на вопросы учебника стр. 16 Закончить с помощью родителей оформление родового древа. |
5 | | | Дом | АФО ресурсный круг «Дом» | Подготовить рассказ о семье или рассказ о семейной реликвии. |
6 | | | Дом | Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО работа в паре «Родственные вещи», оценивающий тренинг | Нарисовать, разучить в группе игру или провести конкурс |
7 | | | Деревня | работа в паре «Занятия жителей деревни» Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. | Рассказать о летних каникулах в деревне. Нарисовать рисунок. |
8 | | | Город | АФО ресурсный круг «Город» Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. | Мини-сочинение «Мой город» стр. 36-38 Р.т. стр. 17, №6, стр.14, №7 (с помощью семьи) |
9 | | | Обобщающий урок «Родной очаг» | АФО работа в паре «Вечные ценности» Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Оценивающий тренинг. | |
II.Родные просторы (9ч.) | |
10 | | | Нива и поле | АФО работа в паре «Поле и школа» Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. | Р.т. стр. 22 №1 и2 Нарисовать русского воина. Расспросить родных о службе в армии |
11 | | | Нива и поле | Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО Ресурсный круг «Чем похожи поле и школа?» | |
12 | | | Лес | АФО ресурсный круг «Лес» АФО «Дары и тайны леса» - работа в четверке | Рисунок, фото на природе. Как сберечь природное богатство – лес. Мини-сочинение |
13 | | | Река | АФО работа в паре «Вода – святая вода – живая вода» Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. | Прочитать учебник стр.38-41 Сочинить сказку. |
14 | | | Река | АФО ресурсный круг «Река» Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. | Рисунки Подготовить рассказ о реке Обь или другой реке |
15 | | | Море-океан | АФО работа в паре «Как море воспитывает человека?», оценивающий тренинг | Выполнить рисунок |
16 | | | Путь- дорога | АФО работа в паре «Путь-дорога» Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. | Р.т. стр. 26, №8 Сочинение-рассуждение «Послушание в моей семье» |
17 | | | Дорога жизни | АФО ресурсный круг «Значимые цели жизни» Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. | Работа в семье: записать значимые цели семьи |
18 | | | Обобщающий урок «Родные просторы» | АФО работа в паре «Почему родные просторы значимы для человека?» оценивающий тренинг | Стр.26, №9, р.т. |
III. Труд земной (8ч.) | |
19 | | | Сев и жатва | АФО работа в паре «Полевые работы», «Пословицы и приметы» - работа в четверке | Р.т. стр. 4, №1 и 2 (2 часть) |
20 | | | Братья меньшие | АФО работа в паре «Про кого так говорят?» АФО ресурсный круг «Кто важнее?» | Рассказ о любимом домашнем животном. Рисунок, фото. презентация* |
21 | | | Ткачихи - рукодельницы | Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО ресурсный круг « Ткачихи-рукодельницы» АФО работа в паре «Такие разные ткани» | Р.т. стр. 8, №5 (2 часть) «Как рубашка в поле выросла?» мини-сочинение. |
22 | | | Ткачихи - рукодельницы | | Р.т., стр. 12 №11 |
23 | | | Мастера - плотники | АФО работа в четверке «Инструменты плотника» АФО ресурсный круг «Мастера-плотники» | Прочитать с семьёй статью о доброте ложной и истиной стр.90-91 Нарисовать символ Доброты |
24 | | | Кузнецы - умельцы | АФО работа в тройке «Подкуем лошадку», оценивающий тренинг АФО ресурсный круг «Кузница» | стр.70-72, обсудить с семьёй |
25 | | | Ярмарка | Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО ресурсный круг «Ярмарка» | |
26 | | | Обобщающий урок. «Труд земной» | АФО работа в четверке «Труд земной и орудия труда», оценивающий тренинг | Ответить на вопросы учебника на стр. 76 |
IV. Труд души (8ч.) | |
27 | | | Слово | АФО работа в четверке «Какое бывает слово?» АФО Ресурсный круг «Подари доброе слово» | Прочитать текст учебника на стр. 79-82 и ответить на вопрос «Где человек может получить знания» |
28 | | | Сказка | АФО работа в четверке «Уроки сказки» (по русской народной сказке «Морозко») | Р.т. стр.18 №1. Какие знания вы получили через образ картины В.Васнецова «Богатыри» |
29 | | | Песня | АФО ресурсный круг «Душа поет» АФО работа в четверке «Праздничная песня» | Р.т. стр.23 №3 |
30 | | | Праздник | АФО работа в четверках «Смысл праздника», оценивающий тренинг АФО ресурсный круг «Любимый праздник» | Прочитать учебник стр.92-96, р.т. стр. 26 №5 |
31 | | | Книга | АФО ресурсный круг «Любимая книга». Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. | Р.т. стр.26 №6, стр. 31 №7 |
32 | | | Икона | АФО Ресурсный круг «Икона», «Иконописный образ» | С. 101-104 |
33 | | | Храм | АФО работа в четверке «Храм души», оценивающий тренинг | Рисунки |
34 | | | Обобщающий урок «Труд души» | Ресурсный круг «Мир, в котором мы живем» оценивающий тренинг | |
Описание материально-технического обеспечения.
Печатные пособия для учителей и учащихся.
Учебный комплект:
Бандяк О.А. Истоки. Рабочая тетрадь для 2 класса в 2 ч., М: П 2015.
Кузьмин И.А. Труд души. Книга 4 для развития учащихся 2 класса, М: П 2019.
Кузьмин И.А. Путь-дорога. Книга 3 для развития учащихся 2 класса, М: П 2014.
Камкин А.В. Истоки: 2 класс. – М., 2019.
Учебно-методический комплект
Кузьмин И.А. Истоковедение. Т.1, Т. 6, М: П 2010.
Бандяк О.А. Истоки: 2 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Дидактический материал. – М., 2000.
Бандяк О.А. Истоки: 2 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие. – М., 2000.
Технические средства
Компьютер;
Мультимедийный проектор.
Список источников
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357).
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. - М.: Просвещение, 2014. ― 24 с.
Истоковедение. Том 1. Отв. ред. И.А.Кузьмин, Л.П.Сильверстова. - М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2010. - 320 с.
Истоковедение. Том 6. Отв. ред. И.А.Кузьмин, Л.П.Сильверстова. - М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2010. - 368 с.
Кузьмин И.А. Воспитание на социокультурном опыте. 1-4 классы. Программа для начальной школы/ - Кузьмин И.А., Бандяк О.А., Синицына В.Н. - М.: Технологическая школа бизнеса. 1997.
Загузина Г.М. Программа внеурочной деятельности «Истоки» для 2-го класса [Электронный ресурс],- http://открытыйурок.рф/статьи/656002/ .
http://www.istoky-co.ru/main.php
Список литературы, используемой для разработки программы; список литературы, рекомендуемой для обучающихся и педагога
Основные источники: Научно-методические сборники «Истоковедение»:
1. Кузьмин И.А. О развитии образовательной области Истоковедение//сб.:Истоковедение.Т.2.3-е изд., доп. –М., 2010, с.15-22.
2. Кузьмин И.А., Камкин А.В. О программе «Социокультурные истоки» //сб.:Истоковедение.Т.2.3-е изд., доп. –М., 2010, с. 23-27
3. Кузьмин И.А., Камкин А.В. Программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки//сб.:Истоковедение.Т.9. –М.: Истоки, 2008, с. 17-27.
4. Кузьмин И.А., Камкин А.В. О развитии системы духовно-нравственных ценностей в контексте программы «Социокультурные истоки» //сб.:Отечественное образование.Т.1. –М.: Истоки, 2007, с. 86-97.
5. Кузьмин И.А. Место «Истоков» в образовании //сб.: Истоковедение.Т.1.3-е изд., доп. –М., 2010, с.21-28.
6. Кузьмин И.А. О развитии системы духовно-нравственных ценностей в контексте программы «Истоки» //сб.:Истоковедение.Т.5. –М.: Истоки, 2005, с.5-10.
7. Концепция регионализации образования на основе Истоковедения //сб.: Истоковедение.Т.1.3-е изд., доп. –М., 2010, с.29-44.
8. Твардовская Н.Ю. Формирование системы духовно-нравственных ценностей как методологическая основа современного образования//сб.: Отечественное образование.Т.2. –М.: Истоки, 2008, с.104-114.
9. Кузьмин И.А Действенность Истоков //сб.:Истоковедение.Т.6. –М.: Истоки, 2007, с. 11-17. 10.Макарцева И.А. Истоковская педагогическая система и модернизация образования //сб.: Истоковедение.Т.6. –М.: Истоки, 2007, с.24-28.
11.Соколова М.Е. Анализ результатов мониторинга апробации экспериментального курса «Истоки» в общеобразовательных школах Калининградской области // в сб.: Отечественное образование. Т.2. – М.: Истоки, Институт содержания и методов обучения РАО, 2008, с. 117-130.
12.Дудкина М.Ю. Азбука Истоков. Примерный вариант занятий по учебному курсу «Истокои» //в сб.: Истоковедение. Т.8. – М., 2007, с.10-26.
13. Бандяк О.А. Истоки. 2 класс. Активные формы обучения (системная разработка). Методическое пособие //в сб.: Истоковедение. Т.8. – М., 2007, с. 181-254.
14.Воронцова В.С., Дудкина М.Ю. Истоки. 2 класс. Поурочное планирование. //в сб.: Истоковедение. Т. 8. – М., 2007, с. 55-145.
15. Камкин Александр Васильевич. «Истоки»: учеб. пособие для 2 класса /А.В.Камкин. – М.: Истоки, 2005. 7. Котельникова Н.В., Бандяк О.А. Рабочая тетрадь «Истоки» в 2-х частях: для 2 класса/ под ред. И.А.Кузьмина. – М.: Истоки, 2005. 8. Камкин Александр Васильевич. «Истоки»: учеб. пособие для 3 класса /А.В.Камкин. – М.: Истоки, 2005.
16. Кузьмин И.А., Бандяк О.А., Синицына В.Н. Воспитание на социокультурном опыте. Программа для начальной школы // в сб.: Истоковедение. Т.1. 3-е изд., доп.. – М.: 2010, с. 77-128.
17. Кузьмин И.А., Бандяк О.А., Синицына В.Н. Первая книга как результат социокультурного развития ребенка // в сб. Истоковедение. Т.5. – М.: Истоки, 2009, с. 57-70. 18. «Мой род». Книга 1 для развития учащихся 2 класса. – М.: Истоки, 2009.
19. «Родной очаг». Книга 2 для развития учащихся 2 класса. – М.: Истоки, 2009.
20. «Путь-дорога». Книга 3 для развития учащихся 2 класса. – М.: Истоки, 2009. 11. «Труд души». Книга 4 для развития учащихся 2 класса. – М.: Истоки, 2010.
21. «Истоки Великой Победы». Книга 5 для развития учащихся 2 класса. – М.: Истоки, 2010. 22.Бандяк О.А. Воспитание на социокультурном опыте. 2 класс. Активные формы развития. Методическое пособие. // в сб.: Истоковедение. Т.2. 3-е изд., доп. - М., 2010, с. 257-284.