СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России»»





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Березинская школа»


Принята на педагогическом совете


Протокол № 1

от «___ » августа 2022 г.


Утверждаю

Директор

______Болотникова Т.Н.


Приказ № _______

от « _ » августа 2022г.




Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Праздники, традиции и ремесла народов России»





















2022-2023 учебный



  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате освоения программы факультатива «Праздники, традиции и ремесла народов России» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

- принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны;

- формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов Росссии;

- формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

Метапредметные и предметные результаты:

- знать особенности крестьянской одежды;

- уметь сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;

- знать элементы старинного русского костюма, его функциональный характер;

- знать устройство крестьянской избы (печь, полати, лавки, клеть, сени, крестьянский двор, хозяйственные постройки);

- знать особенности боярских хором, уметь сравнить их с крестьянской избой;

- уметь оценить достоинства традиционной русской кухни;

- уметь приготовить несколько простейших блюд ( «каша; «взварь» - компот);

- знать несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта);

- уметь сравнивать учебу детей в старину с современной школой;

-уметь сравнить старинную одежду и новую, введенную указами Петра I , уметь анализировать их различия;

- знать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов (Москва, Петербург; провинция);

- знать несколько элементов старинного танца (менуэт, полонез и т. д.)

- знать несколько стихотворений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова;

- уметь анализировать учебу дворянских детей, их распорядок дня и отдых;

- знать некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи;

- знать пословицы и поговорки о праздниках;

- знать традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор. Встреча масленицы;

- знать песни, игры;

- научиться печь блины, красить пасхальные яйца;

- знать игры с катанием пасхальных яиц;

- уметь сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы;

- уметь рисовать несколько гжельских орнаментов;

- уметь раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов;

- уметь сравнить орнаменты нескольких шалей;

- уметь изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской и богородской игрушки;

- знать несколько игр (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре и др.);

- знать несколько песенок, считалок;

- уметь разгадывать загадки;

- знать хороводы, игры-хороводы.

  1. Содержание программы

Введение (1ч)

Старинный русский быт (14 ч)

Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр

Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении. Рубашка, сарафан – у женщин. Роль орнамента-оберега (вышивка).

Солнце, дерево, вода, конь – источник жизни, символы добра и счастья.

Особое значение пояса (кушака).

Головные уборы девушек и женщин, украшения.

Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки – у крестьян (мужская одежда).

Лапти, баретки, онучи, поршни – крестьянская обувь.

Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки – у бояр.

Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шелком у боярынь и боярышень.

Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем

Русская изба (клеть, сени – холодное помещение, теплая изба); хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев погреб, баня).

Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы.

Боярские палаты. Терема, украшенные резьбой по дереву. Светелки. Крытые галереи для прогулок боярынь и боярышень.

Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания

Хлеб – главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе.

Мясные и постные кушанья. Щи, похлебки. Овощи. Грибы. Каши. Кисель. Блины. Пироги. Мед. Пиво.

Взвары. Пастели из яблок и ягод. Варенья. Соленья.

Семейные праздники. Иры и забавы детей. Семейные обряды. Именины

Быт крестьянской и городской семьи. Замкнутая жизнь женщин в городе. Распорядок дня. Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок. Глиняные и деревянные игрушки.

Катание зимой на санях, запряженных лошадьми. Девичьи посиделки. Катание с ледяных гор. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели; ярмарочные карусели.

Учеба. Школа

Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек). Письменные принадлежности (перница – футляр для гусиных перьев); чернила (из отвара ягод черники, кожуры каштана, скорлупы орехов, желудей дуба). Чернильница и песочница. Береста и бумага.

Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы. Учебные книги. Учитель мастер.

Новый русский быт (со времен Петра I) (10ч)

Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт

Запрещение царскими указами носить старинную русскую одежду. «Заморское» (европейское) платье: сюртуки, камзолы, панталоны. Принудительное бритье бород.

Петровские ассамблеи. Наряды дам. Шелк, бархат. Кринолины, фижмы. Корсаж. Корсет. Украшения. Сложные высокие прически дам. Атрибуты придворных: лорнеты, веера. Нарядные туфли на высоких красных каблуках. Косметика дам XIX века.

Наряды девушек и дам XIX века. Пелерины из бархата и меха; легкие, летящие платья. Шляпы, перчатки. Прически с локонами.

Одежда дворян-мужчин: узкий кафтан, короткие панталоны, шелковые чулки, туфли с бриллиантовыми пряжками.

Фраки, жилеты, брюки-панталоны; рубашки с жабо, кружевными манжетами; шляпы с бриллиантами; перчатки; цилиндры; трости; карманные часы, лорнеты.

Одежда купчих, мещанок, крестьянок: широкие сарафаны, яркие юбки, рубахи, кофты, шали. Кокошники, платки, «бабьи кички» (особые головные уборы замужних женщин).

Мужчины и мальчики из крестьянских и мещанских семей носили старинные кафтаны, рубахи, порты и сапоги.

Русские пословицы и поговорки об одежде.

Усадьба. Дворянские особняки

Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура: колонны, купол, фронтон.

Вестибюль особняка. Гостиная, диванная, детская, спальня, кабинет; столовая; зал для танцев. Интерьер. Анфилада комнат. Бильярдная. Библиотека. Зимние сады. Буфетная. Атрибуты и аксессуары барского дома. Парадный зал. Лепнина, паркет с инкрустацией.

Убранство спален господ. Антресоли; гардеробные. Комнаты для прислуги.

Камины. Изразцовые печи.

Освещение. Светильники из бронзы. Музыкальные инструменты. Картинные галереи. Домашний театр.

Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны

Атмосфера дворянского дома. Светский этикет. Любовь к искусствам и наукам, которую воспитывали с детства. Обучение нескольким иностранным языкам, русской словесности, рисованию, пению, музыке, математике, биологии. Танцмейстеры и фехтовальщики. Гувернантки и гувернеры. Особая роль православных книг в воспитании детей. Огромное внимание уделялось танцам, верховой езде, фехтованию, плаванию. Домашние спектакли, в которых принимали участие дети.

Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе. Мода на лечение минеральными водами, посещение популярных докторов; прогулки в парках и садах. Ледяные горки, катки; катания на санях зимой. Деревянные горки, качели, карусели – летом.

Демонстрация модных нарядов у дворян. Визиты. Переписка. Альбомы со стихами и пожеланиями.

Традиционные званые обеды. Строгое соблюдение этикета.

Балы и праздники. Посещение театров. Праздничные столы. Яства. Деликатесы. Детские балы. Маскарады. Домашние театры.

Особая роль литературно-музыкальных салонов. Хозяйка и хозяин салона. Обсуждение политических новостей, произведений искусства. Знакомство с деятелями культуры и искусства.

Институты благородных девиц. Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков. Юнкерские училища: подготовка высших офицерских кадров.

Пансионы и гимназии. Изучение в мужских пансионах основ наук, а в женских – обучение танцам. Музыке, хорошим манерам, иностранным языкам, рукоделию, пению, умению общаться, гимнастике.

Смольный институт благородных девиц. Девять лет обучения, три ступени по три года. Жизнь и обучение в стенах института. Очень строгий распорядок дня.

Русские народные праздники ( 22ч)

Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси.

Праздники – время отдыха, веселья, радости, дружеского общения.

Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарем. Праздники были направлены на укрепление здоровья и благополучия людей.

Сочетание языческих и христианских праздников.

Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль традиций.

Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник.

Святки – веселое время года; песни во славу Христа; колядование; гадание. Ряженье, ряженые – древний обычай Святок. Рождественский Сочельник. Рождество Христово. Рождественские колядки. Елка – символ «райского дерева».

Традиционные кушанья: кутья, увар (или взвар), кисель, пироги.

Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Праздничный крещенский стол.

Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха

Масленица – весенний праздник проводов зимы. В славянском народном календаре масленица разделяла два главных периода года – зиму и весну. Масленица – особый народный праздник, существовавший у славян с языческих времен; он был приурочен к весеннему равноденствию. Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу.

Масленичные обряды: поминовение умерших предков; гостевание; развлечения (катание на лошадях, катание с ледяных горок, качели, строительство и «взятие» снежных городков, устройство балаганов); проводы Масленицы; ряженье, игры.

Прощеное воскресенье и Чистый понедельник.

Великий пост – время строгого воздержания, молитвы, покаяния.

Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы.

Пасха – главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. Традиции празднования Пасхи на Руси: крашение яиц, изготовление сырной пасхи, куличей.

Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Красная горка – заклинание весны рано утром с вершины холма, горки.

Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров День. Ильин день

Егорьев день - 6 мая. Праздник в честь покровителя Москвы и Русского государства Георгия Победоносца. «Георгий отмыкает землю», «выпускает на свет белый росу», говорили в народе. День начала посевных работ.

День Святой Троицы: разделение зимы и лета. Духов день – именины Земли, поилицы и кормилицы.

Хороводы, гулянье вокруг березки. Троицкие гадания девушек. Завивание березки. Кумление девушек.

Иван-Купала – главный летний праздник народного календаря. День летнего солнцестояния. Собирание целебных трав, очищение огнем и водой. Иван-да-марья – праздничный цветок Купалы. Возжигание костров в купальную ночь. Отмечается 7 июля.

День Петра и Павла – 12 июля. Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа. В народе говорили: «Петр, Павел час убавил», «Илья- пророк два часа уволок». Считают, что святой апостол Петр хранит ключи от Царства Небесного. Петру в народе поклонялись как покровителю засеянных полей и рыболовства. До Петрова дня крестьяне обязательно соблюдали пост.

Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень; на Илью до обеда –лето, после обеда – осень», «С Ильина дня на деревьях лист желтеет».

У древних славян громом, молнией и дождем распоряжался бог Перун – громовержец, главный бог. В народном сознании соединились святой Илья и Перун – Илья-громовержец. В Ильин день в крестьянские семьи вновь приходило благополучие, пополнялись запасы хлеба, зерна. Илью называли воеводой небесных сил.

Осень золотая. Спасы. Успение. Покров

Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14,19 и 29 августа). Подготовка к зимним сельскохозяйственным работам, заготовка ягод, грибов, орехов, яблок, меда впрок. Христианские легенды о Спасах.

Успение Богородицы (Первые Осенины - 28 августа). Спожинки – окончание жатвы.

Покров Богородицы (14 октября) – первый снег на Руси. Разделение осени и зимы. Девичьи гадания. Окончание работы по найму. Начало зимних посиделок.

Русские народные промыслы ( 12ч)

Керамика Гжели

Гжель – название живописного подмосковного района, в 60 км от Москвы. Гжель – основной центр русской керамики.

Стиль гжели: сияние и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели – это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы. Все украшено стилизованным орнаментом. Изящество и тонкость раскраски, безупречный вкус мастеров-художников.

Хохлома и Жостово

Хохлома – художественный народный промысел в городе Семенове Нижегородской области. Деревянная расписная посуда – «золотая хохлома»: сочетание черного, золотого, зеленого, ярко-алого цветов. Растительный орнамент: листья , травы, ягоды земляники, рябины; ложки, ковши, вазы, наборы для меда, кваса. Яркие, сочные сочетания красок. Работы мастеров Хохломы многократно получали дипломы I степени на международных и всероссийских выставках.

Село Жостово находится недалеко от Москвы: народный промысел – расписные металлические подносы. Черный, зеленый, лаковый фон, яркие, пышные цветы – садовые и полевые; букеты, венки, гирлянды, натюрморты. Огромная популярность декоративной росписи жостовских подносов во всем мире.

Павловопосадские шали

Народный промысел в Павловском Посаде под Москвой. Производство набивных платков и шалей зародилось в начале 19 века, фабрика с его компаньоном купцом Василием Грязновым.

Черные, белые, бордовые, синие, зеленые шали, на которых «цветут» яркие цветы, сплетаются узоры трав, листьев – букеты, венки, россыпи цветов. Павловопосадские шали из чисто шерсти известны во всем мире.

Вятская и богородская игрушка

Вятскую игрушку называют еще дымковской ( по названию села Дымково близ города Кирова (Вятка)). Здесь мастерицы издавна лепили глиняные игрушки – свистульки. Их продавали на праздниках проводов зимы. Сам праздник назывался Свистунья. Забавные звери, сказочные образы (медведи, кони, олени, птицы) представлены в необычных ситуациях, они смешно одеты и ярко раскрашены. Вятские матрешки. Бытовой жанр: всадники, дамы, кавалеры няньки, барыни, дети в колясках; игрушки и скульптуры малых форм. Белый фон глины в сочетании с красным, зеленым, желтым, синим, с сусальным золотом. Игрушки создают радостное настроение.

Богородская деревянная игрушка как промысел известна с 17 века: окрестность Сергиева Посада, село Богородское. Забавные фигурки нарядных барынь, гусар, солдат; игрушки с движениями: «Кузнецы», «Пильщики», «Крестьянин, играющий на свирели», «Тройка», «Журавли», «Медведь – музыкант», «Медведь – лакомка». Богородская игрушка и скульптура известны за рубежом. Мастера – резчики не раз удостаивались золотых и серебряных медалей, дипломов 1 степени на всероссийских и международных выставках.

Русские народные игры ( 3ч)

Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх.

Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры.

Горелки. Прятки. Жмурки. Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта. Игры с пасхальными яйцами. Старинные русские игры, известные детям и сейчас.

Песни для детей (колыбельные, потешки, пеструшки) ( 3ч)

Песни создавались специально для маленьких детей: их пели мамы, бабушки, няни. Они известны и любимы детьми и сейчас.

Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей, знакомили с народной мудростью.

Народные танцы ( 3ч)

Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Русские хороводы, пришедшие из далекой древности: творческая сила народной поэзии, самобытность вековых созданий. Слияние в хороводе танца, игры и песни: «Они неразлучны, как крылья у птицы», - говорят в народе. В хороводе проявляется чувство единения, дружбы. Звучат темы труда, красоты природы, любви.

Пляски – наиболее распространенный жанр народного танца. Народная поговорка «Ногам работа – душе праздник». Виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Пляски «Заинька», «Метелица».

Кадриль. Придя из светских салонов, кадриль распространилась в народе в начале 19 века. Она сопровождается игрой на гармони, балалайке, баяне.


3.Тематическое планирование

№п/п

Название раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Старинный русский быт


14

3

Новый русский быт (со времен Петра I)


10

4

Русские народные праздники


22

5

Русские народные промыслы

12

6

Русские народные игры


3

7

Народные песни, загадки, пословицы


3

8

Народные танцы


3














Календарно – тематическое планирование


№ п\п

Тема занятия

Дата

1.

Введение – 1 час

02.09

Русские народные праздники – 5 часов

2.

Осень золотая. Осенние праздники

05.09

3.

Медовый Спас

09.09

4.

Яблочный Спас

12.09

5.

Ореховый Спас

16.09

6.

Рисование картины на тему осенней ярмарки.

19.09

Старинный русский быт - 14 часов

7.

Крестьянская одежда.

23.09

8.

Одежда бояр и традиционная крестьянская одежда.

26.09

9.

Обувь крестьян и бояр.

30.09

10.

Устройство крестьянской избы.

03.10

11.

Боярские хоромы.

07.10

12.

Палаты. Терем

10.10

13.

Традиционная русская кухня

14.10

14.

Приготовление простейших блюд (каша, «взвар» - компот)

17.10

15.

Семейные праздники

21.10

16.

Игры и забавы детей

24.10

17.

Семейные обряды

28.10

18.

Именины

31.10

19.

Учеба детей в старину

14.11

20.

Букварь – «Азбуковник» и современные учебные книги

18.11

Новый русский быт (со времен Петра I) – 10 часов

21.

Одежда, введенная указами Петра I

21.11

22.

Простой народ и дворяне

25.11

23.

Обычаи и привычки простого народа и дворян

28.11

24.

Усадьба

02.12

25.

Дворянские особняки Москвы, Петербурга, провинции

05.12

26.

Быт дворянской семьи

09.12

27.

Балы и праздники

12.12

28.

Литературно-музыкальные салоны

16.12

29.

Обучение дворянских детей

19.12

30.

Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса

23.12

Русские народные праздники – 4 часа

31.

Зимушка – зима. Знакомство с пословицами и поговорками о праздниках

26.12

32.

Новый год. Рождество. Разучивание новогодних и рождественских стихов

30.12

33.

34.

Святки. Крещение. Разучивание колядок

13.01

16.01

Народные песни, загадки, пословицы – 3 часа

35.

Детские песенки, потешки, загадки, пословицы

20.01

36.

Разучивание песенок, считалок

23.01

37.

Мы учимся загадывать и разгадывать загадки

27.01

Русские народные промыслы – 12 часов

38.

Керамика Гжели

30.01

39.

40.

Рисование гжельских орнаментов

03.02

06.02

41.

Хохлома и Жостово

10.02

42.

43.

Раскрашивание узоров хохломских ложек и жостовских подносов

13.02

17.02

44.

Павловские шали

20.02

45.

Вятская и богородская игрушка Об

24.02

46.

47.

Изготовление из пластилина вятской игрушки

27.02

03.03

48.

49.

Изготовление из пластилина богородской игрушки

06.03

10.03

Русские народные праздники – 7 часов

50.

Весна-веснянка. Масленица

13.03

51.

Великий пост

17.03

52.

Вербное воскресенье

20.03

53.

54.

Пасха

03.04

07.04

55.

56.

Раскрашивание пасхальных яиц, разучивание игр с катанием пасхальных яиц

10.04

14.04

Народные танцы – 3 часа

57.

Парные пляски. Переплясы

17.04

58.

Хороводы

21.04

59.

Игры - хороводы

24.04

Русские народные игры – 3 часа

60.

Роль игры в жизни детей.

28.04

61.

Игры для мальчиков и для девочек.

05.05

62.

Командные игры.

08.05

Русские народные праздники – 6 часов

63.

Лето красное. Егорьев день.

12.05

64.

Разучивание хороводов и песен о завивании березки

15.05

65.

Троица. Духов день

19.05

66.

Иван Купала. Плетение венков

22.05

67.

Петров день

26.05

68.

Ильин день

29.05

Тематическое планирование

Старинный русский быт

Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян и бояр.

Универсальные учебные действия:

- познакомить с особенностями крестьянской одежды;

- сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;

- ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером.


Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем

Универсальные учебные действия:

- продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь, полати, лавки, клеть, сени, крестьянский двор, хозяйственные постройки);

-показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянской избой.


Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания

Универсальные учебные действия:

- оценить достоинства традиционной русской кухни;

- уметь приготовить несколько простейших блюд ( «каша; «взварь» - компот).


Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины

Универсальные учебные действия:

- разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта).


Учеба. Школа.

Универсальные учебные действия:

- сравнить учебу детей в старину с современной школой;

- букварь – «Азбуковник» и современные учебные книги.


Новый русский быт (со времен Петра I)

Одежда, быт. Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки

Универсальные учебные действия:

- сравнить старинную одежду и новую, введенную указами Петра I , проанализировать их различия.


Усадьба. Дворянские особняки.

Универсальные учебные действия:

- показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов (Москва, Петербург; провинция).


Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны

Универсальные учебные действия:

- разучить несколько элементов старинного танца (менуэт, полонез и т. д.)

- прочитать несколько стихотворений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова.


Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса

Универсальные учебные действия:

- проанализировать учебу дворянских детей, их распорядок дня и отдых.


Русские народные праздники

Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение.

Универсальные учебные действия:

- разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи;

- познакомить с пословицами и поговорками о праздниках;

- изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.


Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Вербное воскресенье. Пасха

Универсальные учебные действия:

- воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор. Встреча масленицы;

- разучить песни игры;

- научиться печь блины, красить пасхальные яйца;

- разучить игры с катанием пасхальных яиц.


Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день

Универсальные учебные действия:

-сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы;

- нарисовать картину на тему осенней ярмарки;

- показать сценку с куклами «Петрушка на ярмарке».


Русские народные промыслы

Керамика Гжели

Универсальные учебные действия:

- нарисовать несколько гжельских орнаментов.


Хохлома и Жостово

Универсальные учебные действия:

- раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов.


Павлопосадские шали

Универсальные учебные действия:

- сравнить орнаменты нескольких шалей.


Вятская и богородская игрушка

Универсальные учебные действия:

- изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской и богородской игрушки.


Русские народные игры

Наиболее популярные детские игры

Универсальные учебные действия:

- разучить несколько игр (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре и др.).


Народные песни, загадки, пословицы

Универсальные учебные действия:

- разучить несколько песенок, считалок;

- научить разгадывать загадки.


Народные танцы

Парные пляски. Переплясы. Хороводы. Игры-танцы

Универсальные учебные действия:

- разучить хороводы, игры-хороводы.