МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОБОСОБЛЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
«МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЛУГАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»
(ОП «МПК ЛГПУ»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОДП.15 ЭКОНОМИКА
специальность
43.02.02 Парикмахерское искусство
2021
Рассмотрено и согласовано
Цикловой комиссией преподавателей физической культуры специальности 49.02.01 Физическая культура
Протокол № 1 от « __ » сентября 2021 г.
Разработана на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования Луганской Народной Республики по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство, утвержденного приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 18.07.2018 г. № 694-од;
примерной программы общепрофессиональной учебной дисциплины по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство ОДП.15 Экономика, утвержденной приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 19.06.2020 г. № 617-од.
Председатель цикловой комиссии
_____________ С.С. Кириленко
Заместитель директора по направлению работы
_____________ А.М. Горяинова
Составитель:
Ардашникова А.С., преподаватель, ОП «МПК ЛГПУ»
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.
Председатель ЦК _______________________
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.
Председатель ЦК ______________________
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.
Председатель ЦК _______________________
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.
Председатель ЦК _______________________
СОДЕРЖАНИЕ
| |
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
-
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 10 |
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 11 |
-
условия реализации учебной дисциплины | 18 |
-
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 20 |
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.15 Экономика
-
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОДП.15 Экономика является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС СПО ЛНР по специальности 43.01.02 Парикмахерское искусство.
Рабочая программа учебной дисциплины по специальности СПО 43.01.02 Парикмахерское искусство может быть использована в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании.
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение основных знаний об экономической жизни общества, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
-развитие экономического мышления, умение принимать рациональные решения при ограниченности природных ресурсов, оценивать возможные последствия для себя, окружения и общества в целом;
-воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду и предпринимательской деятельности;
-овладение умением находить актуальную экономическую информацию в источниках, включая Интернет;
-анализ, преобразование и использование экономической информации, решение практических задач в учебной деятельности и реальной жизни, в том числе в семье;
-овладение умением разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний;
-применение приобретенных знаний о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и дальнейшего образования;
-понимание особенностей современной мировой экономики, умение ориентироваться в текущих экономических событиях.
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
-готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
-отстаивать личное достоинство, собственное мнение, формировать собственную позицию по отношению к общественно - политическим событиям прошлого и настоящего;
-уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину;
-приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
-нравственное сознание и поведение на основе восприятия общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
-мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества.
метапредметных:
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-самостоятельно определять цели, устанавливать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
-ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
-выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
-сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
-критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
-находить и приводить критические мотивированные аргументы в отношении действий и суждений оппонента;
- спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
-выходить за рамки учебной дисциплины и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
-менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности;
-осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
-при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
-развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных языковых средств;
-распознавать конфликтные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
предметных:
Обучающийся на базовом уровне научится выявлять:
-ограниченность ресурсов по отношению к потребностям;
-сферы применения показателя ВВП;
-общественно-полезные блага в собственном окружении;
-закономерности и взаимосвязь спроса и предложения;
-виды ценных бумаг; факторы, влияющие на производительность труда;
-сферы расходования (статей) государственного бюджета; влияние государства на экономику, социальные последствия безработицы, экономической функции денег в реальной жизни, макроэкономических последствий инфляции;
различать:
-свободное и экономическое благо; типы экономических систем;
-организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, факторы, влияющие на экономический рост;
- сферы применения различных форм денег, виды кредитов и сферу их использования;
-меры государственной политики по снижению безработицы;
-оценивать производственные возможности предприятия и факторы на него влияющие;
определять:
- факторы производства; назначение различных видов налогов;
-разницу между постоянными и переменными издержками;
-практическое назначение основных элементов банковской системы;
анализировать:
-несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
-анализировать и планировать структуру семейного бюджета собственной семьи;
-принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов;
приводить примеры:
-предприятий разных организационно - правовых форм;
-факторов, влияющих на производительность труда;
объяснять:
-взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;
-социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
-причины неравенства доходов, назначение международной торговли;
решать:
-познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические задачи по микроэкономике;
-прикладные задачи на расчет процентной ставки по кредиту;
-развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных языковых средств.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
проводить:
-анализ положительных и отрицательных сторон существующих типов экономических систем;
-анализ организационно-правовых форм крупного и малого бизнеса, примеры использования различных форм международных расчетов;
анализировать:
-события общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
-анализировать и извлекать информацию из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.) для решения практических вопросов в учебной деятельности и повседневной жизни;
-события общественной и политической мировой жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
применять:
-теоретические знания по экономике для практической деятельности и повседневной жизни;
-полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;
-полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина; теоретические знания по международной экономике для практической деятельности и повседневной жизни;
-полученные экономические знания для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей заемщика и акционера;
-полученные теоретические и практические знания для эффективного использования основных социально-экономических ролей наемного работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях;
-экономические термины в проектной деятельности;
использовать:
-приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния экономики;
-приобретенные ключевые компетенции при выполнении учебно-исследовательских проектов, нацеленных на решение основных экономических проблем, приобретенные знания для экономически грамотного поведения в современном мире;
-приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния экономики страны
-знания о формах предпринимательства в реальной жизни;
-приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валют;
-сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и физические возможности, составлять семейный бюджет;
-объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения;
-разницу между основными формами заработной платы и стимулирования труда;
определять:
-на основе различных параметров возможные уровни оплаты труда;
-направление влияния факторов, формирующих валютный курс;
-сравнивать рынки с совершенной и несовершенной конкуренцией;
понимать:
-необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах по кредитам, ипотеке и в трудовых договорах;
- функции денег и распределять их в соответствии с заранее определенными целями;
- оценивать влияние инфляции и безработицы на экономическое развитие государства;
- объективно оценивать экономическую информацию, критически относиться к псевдонаучной информации по международной торговле;
-разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе полученных экономических знаний и ценностных ориентиров;
- отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации из неадаптированных источников по глобальным экономическим проблемам;
-разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе полученных экономических знаний и ценностных ориентиров, связанных с описанием состояния экономики в современном мире.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
всего – 102 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающихся – 102 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся –68 часов;
самостоятельной работы обучающихся – 34 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДП.15 ЭКОНОМИКА
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работ
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 102 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 68 |
в том числе: | |
лекции | 48 |
практические занятия | 20 |
контрольные работы | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся (всего) | 34 |
в том числе: | |
подготовка рефератов | 24 |
расчетно-графическая работа | 10 |
Промежуточная аттестация в форме: дифференцированного зачёта. | |
3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. 1. Рабочее тематическое содержание учебной дисциплины ОДП.15 Экономика
Наименование разделов и тем учебной дисциплины | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Раздел 1. Экономика и экономическая наука | 22 |
Тема 1.1. Потребности человека и ограниченность ресурсов | Содержание | 2 |
1.Введение. Понятие экономики. Экономические потребности общества. Свободные и экономические блага общества. Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. Ограниченность экономических ресурсов — главная проблема экономики. Границы производственных возможностей. | 2 |
Практические занятия | 2 |
1.Построение и анализ кривой производственных возможностей. | 2 |
Тема 1.2. Факторы производства. Прибыль и рентабельность. Выбор и альтернативная стоимость | Содержание | 2 |
1.Факторы производства. Заработная плата. Формы оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли. Рентабельность. Рента. Земельная рента. Научные подходы к категории процента. Основные теории происхождения процента. Экономический выбор. Метод научной абстракции. Стоимость. Потребительная и меновая стоимость. Альтернативная стоимость. Альтернативные затраты. | 2 |
Практические занятия | 2 |
1.Расчёт прибыли и рентабельности. Анализ альтернативных издержек. | 2 |
Тема 1.3. Типы экономических систем | Содержание | 2 |
1.Традиционная экономика. «Чистая» рыночная экономика. Механизм свободного образования цен. Принцип рациональности. Основные государственные функции при рыночной экономике. Административно-командная экономика. Условия функционирования командной экономики. Смешанная экономика. Модели смешанной экономики. Участие государства в хозяйственной деятельности. | 2 |
Практические занятия | 2 |
1.Типы экономических систем. Контрольная работа № 1 | 2 |
Тема 1.4. Собственность и конкуренция | Содержание | 2 |
1.Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений. Собственность как экономическая категория в современном понимании. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика государства. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
Решение экономических задач | 2 |
Тема 1.5. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена | Содержание | 2 |
1.Понятие экономической свободы. Специализация и ее значение для формирования рынка. Понятие обмена. Организованный и хаотичный обмен. Принудительный и добровольный обмен. Товарный обмен. Ступени или формы обмена. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: | 4 |
1.Подготовить реферат по теме: «Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их вклад в развитие экономической мысли». | 4 |
Раздел 2. Семейный бюджет. Товар и его стоимость. | 8 |
Тема 2.1. Семейный бюджет. Товар и его стоимость | Содержание | 2 |
1.Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Личный располагаемый доход. Реальная и номинальная заработная плата, реальные и номинальные доходы. Сбережения населения. Страхование. Понятие стоимости товара. Соотношение полезности и стоимости товаров. | 2 |
Практические занятия | 2 |
1.Расчет семейного бюджета. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: | 4 |
Составление и анализ доходов и расходов семьи. | 4 |
Раздел 3.Рыночная экономика | 29 |
Тема 3.1. Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры | Содержание | 2 |
1.Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Агрегированная функция спроса. Закон предложения. Концепция равновесия рынка. Устойчивость равновесия. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность предложения. Рыночные структуры. | 2 |
Практические занятия | 2 |
1.Анализ спроса и предложения, рыночного равновесия. Расчет эластичности спроса и предложения по цене | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: | 4 |
Построение кривых спроса и предложение. | 4 |
Тема 3.2. Экономика предприятия: цели, организационные формы | Содержание | 2 |
1.Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия. Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности. Структура целей организации, ее миссия. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий. | 2 |
Практические занятия | 2 |
1.Определение личных способностей к предпринимательству. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: | 4 |
Подготовить реферат по теме: «Организация предпринимательской деятельности. Проблемы ее реализации на современном этапе развития». | 4 |
Тема 3.3. Организация производства | Содержание | 2 |
1.Общая производственная структура предприятия. Инфраструктура предприятия. Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов. Производственный и технологический процесс. Производственный цикл. Основные формы организации производства. Основной капитал. Классификация элементов основного капитала. Оборотный капитал. Роль оборотного капитала в процессе производства. Оборотные средства. Производственная функция. Материально-технические и социально-экономические факторы. Нормирование труда. Характеристика производительности труда. Методы измерения производительности труда. Показатели уровня производительности труда. | 2 |
Практические занятия | 2 |
1.Расчёт производительности труда. Контрольная работа № 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: | 4 |
Подготовить реферат по теме: «Роль малого бизнеса в развитии экономики». | 4 |
Тема 3.4. Производственные затраты. Бюджет затрат | Содержание | 2 |
1.Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация издержек предприятия. Сметы затрат на производство. Факторы, влияющие на себестоимость. Предельные издержки производства. Ценообразование. Доход предприятия. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: | 3 |
Подготовить реферат по теме: «Бюджетный дефицит и концепции его регулирования». | 3 |
Раздел 4. Труд и заработная плата | 6 |
Тема 4.1. Рынок труда. Заработная плата и мотивация труда | Содержание | 2 |
1.Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труда и его цена. Рынок труда и его субъекты. Цена труда. Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. Организация оплаты труда. Форма оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. | 2 |
Практические занятия | 2 |
1.Расчёт заработной платы при различных формах оплаты труда Контрольная работа № 3 | 2 |
Тема 4.2. Безработица. Политика государства в области занятости. Наемный труд и профессиональные союзы | Содержание | 2 |
1.Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Циклическая безработица. Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения. Правовая основа деятельности профсоюзов. Основные права профсоюзов. Гарантии прав профсоюзов. Защита прав профсоюзов. Обязанности профсоюзов. Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов. | 2 |
Раздел 5. Деньги и банки | 11 |
Тема 5.1. Деньги и их роль в экономике | Содержание | 2 |
1.Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения. Деньги как мера стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа. Проблема ликвидности. Закон денежного обращения. Уравнение обмена. Денежный запас. Роль денег в экономике. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 |
Подготовить реферат по теме: «Возникновение и эволюция денег». | 3 |
Тема 5.2. Банковская система | Содержание | 2 |
1.Понятие банковской системы. Банковская система Луганской Народной Республики. Правовое положение Государственного банка Луганской Народной Республики. Основные функции и задачи Государственного банка. Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики. Понятие и функции коммерческих банков. Лицензии на осуществление операций. Виды банковских операций. Специализированные кредитно-финансовые учреждения. | 2 |
Тема 5.3. Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый рынок | Содержание | 2 |
1.Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость курса акций. Облигации. Рынок ценных бумаг. Первичный и вторичный рынок. Организованный и неорганизованный рынок. Фондовая биржа и ее функции. Аккумуляция капитала. Межотраслевые переливы капитала. Переход управления к эффективному собственнику. Биржевые спекуляции. | 2 |
Тема 5.4.Инфляция и ее социальные последствия | Содержание | 2 |
1.Инфляция. Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины возникновения инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения. Социально-экономические последствия инфляции. Государственная система антиинфляционных мер. | 2 |
Раздел 6. Государство и экономика | 14 |
Тема 6.1. Роль государства в развитии экономики | Содержание | 2 |
1.Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства. Принципы и цели государственного регулирования. Правовое регулирование экономики. Финансовое регулирование. Социальное регулирование. Общественные блага и спрос на них. | 2 |
Тема 6.2. Налоги и налогообложение | Содержание | 2 |
1.Система налогов и сборов в Луганской Народной Республики. Принципы и методы построения налоговой системы. Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Система органов налогов и сборов. Налоговый контроль и способы его осуществления. | 2 |
Тема 6.3. Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета. | Содержание | 2 |
1.Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного бюджета. Роль государства в кругообороте доходов и расходов. Государственный долг и его структура. | 2 |
Тема 6.4. Показатели экономического роста. Экономические циклы | Содержание | 2 |
1.Понятие валового внутреннего продукта (ВВП). Цели национального производства и состав ВВП. Методы расчета ВВП. Метод потока расходов. Метод потока доходов. Метод добавленной стоимости. Неравенство доходов и его измерение. Номинальный и реальный ВВП. Экономический цикл. Основные факторы экономического роста. Показатели экономического развития Луганской Народной Республики. | 2 |
Практические занятия | 2 |
1.Расчет основных макроэкономических показателей. Контрольная работа № 4 | 2 |
Тема 6.5. Основы денежно-кредитной политики государства | Содержание | 2 |
1.Понятие денежно-кредитной политики. Цели и задачи денежно-кредитной политики. Инструменты денежно-кредитной политики. Операции на открытом рынке. Политика изменения учетной ставки. Нормы обязательных резервов. Политика «дорогих» и «дешевых» денег. Эффективность и границы денежно-кредитного регулирования. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Подготовить реферат по теме: «Теории глобализации (Т.Левитт, Дж.Стиглиц, Ж.П.Аллегре, П.Даниелс)» | 2 |
Раздел 7. Международная экономика | 14 |
Тема 7.1. Международная торговля | Содержание | 2 |
1.Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда. Элементы теории сравнительных преимуществ. Международная торговая политика. Протекционизм в международной торговой политике. Причины ограничений в международной торговле. Фритредерство. Таможенная пошлина. Государственная политика в области международной торговли. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 |
Подготовить реферат по теме: «Мировой опыт свободных экономических зон». | 4 |
Тема 7.2. Валюта. Обменные курсы валют | Содержание | 4 |
1.Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Спот-курс. Форвардный курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса. Факторы, определяющие валютные курсы: объем денежной массы, объем валового внутреннего продукта, паритет покупательной способности, колебания циклического характера, различия в процентных ставках и переливы капитала, ожидания относительно будущей динамики валютного курса. | 2 |
2. Дифференцированный зачет. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Подготовить реферат по теме: «Международные валютно-финансовые организации». | 2 |
Промежуточная аттестация: | Дифференцированный зачет | |
Всего часов: | 102 |
4.условия реализации учебной дисциплины
4.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины предполагает наличие учебного кабинета социально-экономических дисциплин; подготовка самостоятельной работы обучающихся осуществляется в библиотеке с читальным залом с выходом в сеть Интернет.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета социально-экономических дисциплин:
рабочее место преподавателя;
посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
комплект технологической документации;
комплект учебно-методической документации;
наглядные пособия и презентации «Экономика»;
комплект тестовых заданий.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
обучающие видеофильмы.
Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10,11 классов
общеобразовательных учреждений – 15-е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. – 272 с. (рекомендовано Министерством образования и науки РФ).
2. Слагода В.Г. Экономическая теория: Учебное пособие.- 5-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013. – 272 с. – («Профессиональное образование»).
3. Слагода В.Г. Экономическая теория: Рабочая тетрадь.- 5-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. – 176 с.: ил. – («Профессиональное образование»).
4. Куликов Л.М. Основы экономической теории. Учебное пособие для СПО. – 2-е изд. М.: Финансы и статистика, 2012. (рекомендовано Министерством образования и науки РФ).
Дополнительные источники:
1. Гукасьян Г.М., Бородина Т.С. Экономическая теория (практикум) –
М.: ИНФРА– М, 2012.
2. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 кл. под ред. Иванова С.И. – 10-е изд. – В 2-х книгах. - М.: Вита-Пресс, 2014.
3. Основы экономической теории: Практикум под ред. Иванова С.И. – 10-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2013.
4.2. Общие требования к организации образовательной деятельности
Освоение обучающимися учебной дисциплины должно проходить в условиях созданной образовательной среды как в образовательной организации (учреждении), так и в организациях соответствующих профилю учебной дисциплины «Экономика».
Преподавание учебной дисциплины должно носить практическую направленность. В процессе практических занятий обучающиеся закрепляют и углубляют теоретические знания, приобретают необходимые профессиональные умения и навыки.
Теоретические и практические занятия должны проводиться в учебном кабинете социально - экономических дисциплин согласно ГОС СПО по специальности (на базе рабочей профессии).
Текущий и промежуточный контроль обучения должен складываться из следующих компонентов:
текущий контроль: опрос обучающихся на занятиях, проведение тестирования, оформление отчетов по практическим занятиям, решение производственных задач обучающимися в процессе проведения теоретических занятий и т.д.;
промежуточный контроль: дифференцированный зачет.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.15 ЭКОНОМИКА
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем при проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знания: • функции денег, • банковская система, • причины различий в уровне оплаты труда, • основные виды налогов, • организационно-правовые формы предпринимательства, • виды ценных бумаг, • факторы экономического роста. | Тестовый контроль. Защита практических работ. Защита презентаций. Дифференцированный зачет. |
Умения: ▪ приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм. | Практические занятия. Внеаудиторные самостоятельные, индивидуальные задания с оценкой. Опрос по индивидуальным заданиям. Тестовые задания. |
▪ анализировать: основные формы заработной платы и стимулирования труда, типы воспроизводства, принципы экономической ответственности. | Практические занятия. Внеаудиторные самостоятельные индивидуальные задания с оценкой. Опрос по индивидуальным заданиям. Тестовые задания. |
▪ объяснять взаимовыгодность добровольного обмена, достоинства и недостатки экономических систем хозяйствования, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли. | Практические занятия. Внеаудиторная самостоятельная работа со справочными материалами, Интернет-ресурсами, написание рефератов, создание презентаций. Опрос по индивидуальным заданиям. Тестовые задания. |
▪ описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики. | Практические занятия. Внеаудиторная самостоятельная работа со справочными материалами, Интернет-ресурсами, написание рефератов, создание презентаций. Опрос по индивидуальным заданиям. Тестовые задания. |
▪ осуществлять поиск экономической информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных экономических текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать экономическую информацию. | Практические занятия. Внеаудиторная самостоятельная работа со справочными материалами, Интернет-ресурсами, экономическими источниками, материалами периодической печати (написание рефератов, создание презентаций). Опрос по индивидуальным заданиям. |
▪ оценивать действия субъектов экономической жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения экономических законов. | Практические занятия. Решение экономических задач. Опрос по индивидуальным заданиям. |
▪ формулировать на основе приобретенных экономических знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам. | Внеаудиторная самостоятельная работа со справочными материалами, Интернет-ресурсами, написание рефератов, создание презентаций. Опрос по индивидуальным заданиям. |
▪ подготавливать устное выступление, творческую работу по правовой проблематике. | Практические занятия. Внеаудиторные самостоятельные индивидуальные задания с оценкой. Опрос по индивидуальным заданиям. Тестовые задания. |
▪ применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: • для получения и оценки экономической информации; • составления семейного бюджета; • оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина. | Защита исследовательской работы (анализ данных). Проверка самостоятельных работ, защита презентаций. |