МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Сельскохозяйственный колледж им. Ш.И.Шихсаидова»
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.02. «ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ»
09.01.01 «Наладчики аппаратного и программного обеспечения»
входящей в состав УГП
09.00.00 Информатика и вычислительная техника
Квалификация выпускника:
- Наладчик технологического оборудования и производства
Нормативный срок обучения - 2 года 10 месяцев.
На базе основного общего образования
Подготовка - базовая
2021 г.
ОДОБРЕНО Предметной (цикловой) комиссией общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей Протокол № от «_____» ______20_____г. Председатель П(Ц)К ___________________Юсупов А.К. | УТВЕРЖДАЮ Зам.директора по УР ______________Гусейнова С.Г. _______________ 20_____г. |
Рабочая программа общепрофессиональных дисциплин ОП 02 «Основы электротехники» разработана на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по профессии 09.01.01. Наладчик аппаратного и программного обеспечения, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 02 августа 2013 г. № 852 (с изменениями и дополнениями 09 апреля 2015 г.), Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2013 г. Регистрационный номер № 29713, входящий в состав укрупненной группы профессий по направлению 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.
-Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2021/2022 учебный год.
Организация-разработчик:
ГБПОУ РД "Сельскохозяйственный колледж им. Ш.И. Шихсаидова"
преподаватель спец.дисциплин________________________________
Рецензенты / эксперты:
1. зам директора по УР -Гусейнова Солтанат Гилаловна-______________
2. председатель цикловой комиссии общепрофессиональных дисциплин -________________ ________________________
© Атаева Ш.М.. 2021г.
© ГПОБУ РД «Сельскохозяйственный колледж им. Ш.И.Шихсаидова» 2021г.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ | И СОДЕРЖАНИЕ | УЧЕБНОЙ | 5 |
3. УСЛОВИЯ ДИСЦИПЛИНЫ | РЕАЛИЗАЦИИ | УЧЕБНОЙ | 8 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 10 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
Область применения программы:
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 19.01.01. Наладчик аппаратного и программного обеспечения.
Программа учебной дисциплины может быть использована в кружках дополнительного образования.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: ОП.00 общепрофессиональный цикл.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- эксплуатировать электроизмерительные приборы;
контролировать качество выполняемых работ;
производить контроль различных параметров электрических приборов;
работать с технической документацией;
знать:
- основные законы электротехники:
электрическое поле;
электрические цепи постоянного тока, физические процессы в электрических цепях постоянного тока;
расчет электрических цепей постоянного тока;
магнитное поле, магнитные цепи, электромагнитную индукцию;
электрические цепи переменного тока;
основные сведения о синусоидальном электрическом токе, линейные - электрические цепи синусоидального тока;
общие сведения об электросвязи и радиосвязи;
основные сведения об электроизмерительных приборах, электрических машинах, аппаратуре управления и защиты
Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 53 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 30 часов; самостоятельной работы обучающегося 21 часов.
Дифф.зачет – 2 часа
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 53 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 30 |
в том числе: | |
практические занятия | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 21 |
в том числе: | |
- внеаудиторная самостоятельная работа (выполнение домашних заданий по темам программы) | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета | 2 |
Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Основы Электротехники»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объём часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
| | | | |
| | Практические занятия | 6 | |
Тема 1. Электрические цепи постоянного тока | 1 | Электрическое поле. Виды и свойства электротехнических материалов. Проводники, полупроводники и диэлектрики. | 2 | 1 |
2 | Электрические цепи постоянного тока. Электрическая цепь постоянного тока: понятие, элементы цепи. | 2 | 2 |
3 | Условные изображения и условные обозначения электрической цепи и ее элементов | 2 | 2 |
Самостоятельная работа №1. Составление кроссворда на тему «Элементы электрической цепи» Письменные ответы на контрольные вопросы. | 3 | |
| Практические занятия | 8 | |
4 | Физические процессы в электрических цепях постоянного тока. Постоянный ток: понятие, характеристики, единицы из- мерений; Закон Ома; работа и мощность тока. | 2 | 2 |
5 | Электрическое сопротивление. Электрическое сопротивление твердого проводника, изоляционного материала. Расчет сопротивления. | 2 | 2 |
6 | Расчет электрических цепей постоянного тока. Резисторы. Резисторы, способы их соединения. Конденсаторы: виды, устройство, способы соединения. | 2 | 2 |
7 | Емкостное сопротивление. Расчет емкостного сопротивления. Нелинейные электрические цепи. Понятие. Особенности расчета. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа №2. Составление кроссворда на тему «Закон Ома и мощность». Решение задач и ответы на контрольные вопросы. | 4 | 2 |
6
| | Практические занятия | 4 | |
Тема 2 Электромагнетизм и магнитные цепи | 1 | Магнитное поле: понятие, характеристики, единицы из- мерения. Магнитное поле электрического тока. Элементы магнитной цепи. | 2 | 2 |
2 | Электромагнитная индукция. Правило Ленца. Принципы работы генератора и электродвигателя. Самоиндукция. | 2 | 2 |
| | Практические занятия | 2 | |
Тема 3. Электрические цепи переменного тока | 1 | Основные сведения о синусоидальном электрическом токе Электрические цепи синусоидального тока | 2 | 2 |
Самостоятельная работа№3. Реферат по теме: «Трансформаторы» | 8 | 3 |
| | Практические занятия | 10 | |
Тема 4. Основные сведения об электроизмерительных приборах, электрических машинах, аппаратуре управления и защиты | 1 | Электротехнические приборы и электрические машины: понятие, классификация, условные обозначения. | 2 | 1 |
2 | Типы и правила графического изображения и составления электрических схем электротехнических приборов и электрических машин. | 1 | 1 |
3 | Основные сведения об электроизмерительных приборах. | 1 | 1 |
4 | Электроизмерительные приборы. Пределы измерения. Измерение основных электрических параметров с помощью амперметра, вольтметра и омметра. | 1 | 2 |
5 | Исследование линейной электрической цепи постоянного тока с параллельным соединением приемников электрической энергии | 1 | 2 |
6 | Исследование линейной электрической цепи постоянного тока при смешанном соединении приемников электрической энергии. | 1 | 2 |
7 | Определение величины сопротивления с помощью амперметра и вольтметра | 1 | 2 |
8 | Параллельное и последовательное соединение Конденсаторов . | 1 | 2 |
9 | Определение количества и назначения обмоток однофазного силового трансформатора. Составление его схемы. Расчет коэффициента трансформации. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа №4. Доклад на тему «Электроизмерения и измерительные приборы» | 6 | 2 |
| Зачет по дисциплине | 2 | |
| ВСЕГО | 63(32+21) | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
7
8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета электротехники; лаборатории электротехники и электроники, электромонтажной мастерской.
Оборудование учебного кабинета «Электротехника»:
рабочее место преподавателя;
рабочие места обучающихся;
комплект учебников и учебных пособий, сборников задач и упражнений, карточек-заданий, комплектов тестовых заданий;
комплект учебно-наглядных пособий (плакаты, демонстрационные стенды, макеты и действующие устройства)
Технические средства обучения:
персональные компьютеры,
мультимедийный комплекс
информационные источники сложной структуры (ИИСС) Оборудование лаборатории:
рабочее место преподавателя
столы для проведения лабораторных работ, оборудованные светильниками и розетками;
блоки питания;
раздаточные материалы для выполнения лабораторных работ
электроизмерительные приборы;
комплект учебно-методической документации;
комплект плакатов
Оборудование электромонтажной мастерской:
рабочие места по количеству обучающихся для проведения настольных электромонтажных работ;
электрифицированные рабочие столы для обучающихся;
наглядные пособия (планшеты по электромонтажным работам);
оборудование для проведения практических работ
9
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Литература Основные источники:
Электротехника: учебник для учреждений нач. проф. Образования / П.А. Бутырин, О.В. Толчеев, Ф.Н. Шакирзянов; под ред. П.А. Бутырина. – 9-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 272 с.
Дополнительные источники:
Гуржий, А.Н. Электрические и радиотехнические измерения: учеб. пособие/ Н.И. Поворознюк. - М.: Академия, 2007. – 272 с.
Задачник по электротехнике: учебник для НПО/ П.Н. Новиков, В.Я.
Кауфман, О В. Толчеев и др. - изд. 2-е, стер. - М.: Академия, 2007. – 336 с.
Колесников, А.И. Энергосбережение в промышленных и коммунальных предприятиях/ М.Н. Федоров, Ю.М. Варфоломеев. -М.: ИНФРА-М, 2008.- 124 с.
Прошин, В.М. Лабораторно-практические работы по электротехнике: учеб. пособие. - М.: Академия, 2007. – 192 с.
Прошин, В. М. Рабочая тетрадь к лабораторно-практическим работам по электротехнике: учеб. пособие. - 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — 80 с.
Ярочкина, Г.В. Электротехника: рабочая тетрадь/ А.А. Володарская. - 4-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — 96 с.
. Булычев, А.Л. Электронные приборы. - М.: Лайт Лтд.,2000,- 416с.
Касаткин, А.С. Основы электротехники: учеб. пособие для сред. ПТУ- М.: Высшая школа, 1986.-287с.
Китаев, В.Е. Электротехника с основами промышленной электроники: учеб.
пособие для проф.-техн. училищ. - М.: Высшая школа, 1980. - 254с.
Прянишников, В.А.. Электроника: Полный курс лекций. - СПб.: КОРОНА принт, 2004. -416с.
10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и проектов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
Эксплуатировать электроизмерительные приборы; | Оценка деятельности обучающегося в ходе лабораторных работ и практических занятий |
Контролировать качество выполняемых работ; |
Производить контроль различных параметров электрических приборов; |
Работать с технической документацией; |
Знания: | |
основные законы электротехники: электрическое поле; электрические цепи постоянного тока, физические процессы в электрических цепях постоянного тока; | Оценка устного ответа обучающегося Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающихся в ходе лабораторных работ и практических занятий, исходя из способов достижения результатов. Оценка отчетов обучающихся по итогам лабораторных работ и практических занятий. Тестирование. Контрольные работы. |
электрические цепи постоянного тока, физические процессы в электрических цепях постоянного тока; |
расчет электрических цепей постоянного тока; магнитное поле, магнитные цепи; |
электромагнитную индукцию; |
электрические цепи переменного тока; основные сведения о синусоидальном электрическом токе, линейные электрические цепи синусоидального тока; |
общие сведения об электросвязи и радиосвязи; |
основные сведения об электроизмерительных приборах, электрических машинах, аппаратуре управления и защиты; |
11