СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Оздоровительное плавание"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопреки, не смотря не на что,

Проживем этот день, не забудем.

Вопреки, не смотря не на что,

Верность жизни хранить вечно будем!

 

Тех, кого рядом нет, мы простим,

Пережитое пусть будет в прошлом,

Обязательно их навестим,

Не сейчас, когда будет возможно.

 

Дочь взростим, воспитаем сынишку,

Рядом с домом посадим цветы.

Будем вместе читать детям книжки,

Воплощая в реальность мечты.

 

Жить, работать, семьей заниматься,

Вопреки не смотря не на что,

Ничего, никогда не бояться,

Вопреки не смотря не на что.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М.Р.Галиуллин

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Оздоровительное плавание"»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ (РАЗДЕЛ «ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ») СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ»

(10-11 КЛАССЫ)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа среднего общего образования по физической культуре разработана на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по физической культуре базовый уровень;

  • примерной программы по физической культуре среднего общего образования базовый уровень;

  • рабочей программы элективного учебного предмета «Оздоровительное плавание» (утверждена ГНМС от 10.05.2007 протокол № 2);

  • положения о рабочей программе по учебному предмету МБОУ «Многопрофильный лицей»;

  • образовательной программы МБОУ «Многопрофильный лицей», приказ №468 от 01.09.2015

Программа рассчитана на 2 учебных года (10-11 классы). Количество учебных часов за 2 года составляет 70 часов (35ч. в 10 классе и 35 ч. в 11 классе).

Для реализации данной программы используется учебник Кузьмичёв А.И. «Водные виды спорта». – ВИТА-Пресс, 2002г

Цели и задачи предмета физическая культура

Цель:

целью образования в области физической культуры является формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в органи­зации здорового образа жизни.

Задачи:

  • выработать у учащихся интерес к занятиям плаванием, к овладению жизненно необходимых навыков плавания;

  • обучать и совершенствовать технику основных стилей спортивного плавания (кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй);

  • укреплять здоровье учащихся, повышать и поддерживать на оптимальном уровне физическую и умственную работоспособность;

  • прививать необходимые теоретические знания в области гигиены, медицины, физической культуры и оздоровительного плавания;

  • развивать и совершенствовать физические качества, поддерживая их на достаточном уровне.

  • воспитывать высокие нравственные качества: чувство коллективизма, взаимопомощи.

Новизна программы:

В связи с рекомендацией Минобрнауки РФ от 30 августа 2010 г. N 889 «О введении третьего часа физической культуры» и наличием в учреждении плавательного бассейна, в рабочую программу включен третий час физической культуры, который отведен на раздел «Оздоровительное плавание»

Межпредметные связи раздела «Оздоровительное плавание» с образовательными предметами:

  • ОБЖ «Оказание первой доврачебной помощи утопающему», «транспортировка утопающего»;

  • биология (анатомия, физиология - строение человека);

  • химия (свойства воды, вещества, используемые для обеззараживания и очистки воды);

  • физика (физические свойства воды)

Особенности организации учебного процесса:

На уроках плавания применяются следующие методы ведения урока: фронтальный, групповой и индивидуальный.

Фронтальный метод предусматривает одновременное выполнение упражнений всеми учащимися. Он используется при проведении упражнений на суше, а также при разучивании упражнений в воде в опорном и безопорном положениях. Преимущество этого метода состоит в том, что при его использовании преподаватель может вести урок одновременно с большим количеством учащихся, в результате чего повышается плотность урока и увеличивается физическая нагрузка.

Групповой метод. Учащиеся распределяются на несколько групп (подгрупп, бригад) в зависимости от подготовленности или изучаемого материала. Каждая группа под руководством преподавателя или его помощников (из актива хороших пловцов) занимается на своей дорожке (в части бассейна).

Индивидуальный метод чаще всего применяется при работе с отстающими или отлично успевающими учащимися. Он используется также на зачетных уроках. В этом случае учащийся делает упражнение, а педагог комментирует ход его выполнения, выделяя положительные и отрицательные стороны в технике движений.

Виды контроля: текущий, рубежный и итоговый.

Форма текущего контроля:

  • оценивание на каждом уроке;

  • самостоятельная работа;

Формы рубежного контроля:

  • Зачет №1 по теме «Кроль на груди»

  • Зачет №2 по теме «Кроль на спине»

  • Зачет №3 по теме «Брасс»

В результате изучения раздела «Оздоровительное плавание» ученик должен:

знать/понимать

  • влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профи­лактику профессиональных заболеваний и увеличение продолжительности жизни;

  • формы занятий физической культурой, их целевое назначение и особенности проведения;

  • требования безопасности на занятиях плавания;

  • способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подго­товленности;

уметь

  • планировать и проводить индивидуальные занятия физическими упражнениями различной целевой направленности;

  • выполнять индивидуально подобранные комплексы;

  • комплексы упражнений общей и специальной физической подготовки;

  • соревновательные упражнения и технико-тактические действия в избранном виде спорта;

  • осуществлять судейство в избранном виде спорта;

  • проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, фрагменты уроков плавания (в роли помощника учителя);

  • выполнять простейшие приемы самомассажа;

  • оказывать первую до врачебную помощь при утоплениях.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседнев­ной жизни для:

  • повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;

  • подготовки к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, МВД России, ФСБ Рос­сии, МЧС России;

  • организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях.

Форма контроля результата работы:

ученик получает оценку «5»:

  • овладение базовыми техниками плавания и выполнение всех практических упражнений предусмотренных модулем «оздоровительное плавание» (выполнение в полном объёме без ошибок и недочетов);

ученик получает оценку «4»:

  • овладение базовыми техниками плавания и выполнение всех практических упражнений предусмотренных модулем «оздоровительное плавание» не в полном объеме (допустимы незначительные ошибки в выполнении техники, которые устраняются по указанию учителя);

ученик получает оценку «3»:

  • частичное овладение базовыми техниками плавания и выполнение всех практических упражнений предусмотренных модулем «оздоровительное плавание» не в полном объеме (допущено не более трех существенных ошибок в выполнении техники, которые устраняются по указанию учителя);

ученик получает оценку «2»:

  • частичное овладение базовыми техниками плавания и выполнение всех практических упражнений предусмотренных модулем «оздоровительное плавание» не в полном объеме (работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет получить результат).

№1.Техника плавание кролем на груди.

Движения ног: сидя на краю бортика, с опорой руками о бортик бассейна; то же с выполнением выхода в воду. Выдохи в воду с поворотом головы на вдох. Скольжение с доской, без доски, с движением ног. Гребковые движения рук: стоя на дне, в сочетании с ходьбой, без работы ног, с работой ног. Согласование движений рук с дыханием: стоя на дне, в сочетании с ходьбой, с работой ног. Скольжение на груди с движением рук. Проплывание отрезков с задержкой дыхания Плавание с дыханием через 2 гребка, через 3 гребка. Плавание с помощью ног и гребков одной рукой: с различными положениями другой руки, вдох в сторону прижатой руки. Плавание в полной координации.

№2.Техника плавание кролем на спине.

Скольжение на спине. Скольжение с последующим движением ног; то же с движением рук; плавание с помощью только ног, то же с помощью только рук; проплывание отрезков в полной координации.

№3.Техника плавание брассом.

Движение ног: у бортика, с помощью партнёра, после скольжения. Движения рук: стоя на дне, в сочетании с ходьбой, с работой ног кролем. Согласование движений рук с дыханием после каждого скольжения. Согласование движений рук и ног с дыханием. Плавание с помощью только ног: с доской, без доски; при различных положениях рук: на груди, на спине. Проплывание отрезков с задержкой дыхания. Плавание брассом на спине. Плавание с полной координацией.


Учебно-тематический план


Класс

Наименование раздела

Кол-во теоретических часов

Кол-во практических часов

Кол-во контрольно проверочных часов

1.

10

Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности

1



2.

10

Физическое обучение с оздоровительной направленностью


8


3.

10

Контрольно-проверочные занятия (техника исполнения)



2

4.

10

Знания о спортивно-оздоровительной деятельности

1



5.

10

Физическое обучение со спортивно-оздоровительной направленностью


23




Всего:

35 ч.

1.

11

Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности

1



2.

11

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью


8


3.

11

Контрольно-проверочные занятия (техника исполнения)



2

4.

11

Знания о спортивно-оздоровительной деятельности

1



5.

11

Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной направленностью


23




Всего:

35 ч.



Итого:

70 ч.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (70 часов)

(10-й класс - 35 часов)

Физкультурно-оздоровительная деятельность (11часов)

Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности (1 час).

Предупреждение раннего старения и сохранение творческой активности человека средствами физической культуры. Общие пред­ставления о современных оздоровительных системах физического воспитания (аквааэробика, прикладное плавание, спортивные виды плавания, закаливание), их цель, задачи, содержание и формы организации. Влияние регулярных занятий физическими упражнениями родителей на состояние здоровья их будущих детей.

«Оздоровительное плавание» в организации трудовой деятельности человека, основные причины воз­никновения профессиональных заболеваний и их профилактика оздоровительными занятиями физической культурой (при занятиях умственной и физической деятельностью, простейших водных процедуры и самомассажа, банных процедур).

Требования безопасности на занятиях в бассейне, на открытых водоёмах. Гигиенические требования на занятия физической культуры в бассейне. Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, охраны здоровья (извлечения из статей, касающихся соблюдения прав и обязанностей граждан в занятиях физической культурой).

Химические и физические свойства воды, анатомо-физиологические особенности организма человека.


Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью (8часов).

Обучение основным видам плавания, упражнения для изучения техники плавания, комплексы упражнений на общее и избирательное развитие силы мышц у пловцов, отстающих в своем развитии физических качеств, ком­плексы упражнений на развитие техники по способам плавания.

Индивидуально-ориентированные здоровье сберегающие технологии: закаливание, массаж.

Контрольно-проверочные занятия (2часа).

Техника основных видов и элементов плавания:

№1 - кроль на груди

№2 - кроль на спине;

№3 - брасс;

Спортивно-оздоровительная деятельность (24часа)

Знания о спортивно-оздоровительной деятельности (1 час).

Общие представления о самостоятельной подготовке к соревновательной деятельности, понятие физической, технической и психологической подготовки. Общие представления об индивидуализации содержания и направленности тренировочных занятий (по избранному виду спор­та), способы техники в соревновательных упражнениях и повышения физической нагрузки (понятие режимов и динамики нагрузки). Особенности распределения тренировочных занятий в режиме дня и недели.

Общие представления о спортивно-оздоровительной физической подготовке, ее цель, задачи и формы организации, связь со спортивно-оздоровительной деятельностью.

Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной направленностью (23 часа).

Изучение техники в соревновательных упражнениях и индивидуально подобранных спортивных комплексов.

Совершенствование индивидуальной техники одного из способов плавания (кроль на груди и спине, брасс). Прикладные способы плавания: плавание на боку; ныряние в длину; прыжок в воду способом «ногами вниз»; технические приемы при спасении утопающего (подплывание, освобождение рук от захватов, транспортировка).

Игры на воде: изучение технических приемов и командно-тактических действий. Специ­альные упражнения, сопряженные с развитием скорости реакции, внимания, оперативного мышления.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

(11-й класс - 35 часов)

Физкультурно-оздоровительная деятельность (11часов)

Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности (1 час).

Предупреждение раннего старения и сохранение творческой активности человека средствами физической культуры. Общие пред­ставления о современных оздоровительных системах физического воспитания (аквоайробика, прикладное плавание, спортивные виды плавания, закаливание), их цель, задачи, содержание и формы организации. Влияние регулярных занятий физическими упражнениями родителей на состояние здоровья их будущих детей.

«Оздоровительное плавание» в организации трудовой деятельности человека, основные причины воз­никновения профессиональных заболеваний и их профилактика оздоровительными занятиями физической культурой (при занятиях умственной и физической деятельностью, простейших водных процедуры и самомассажа, банных процедур).

Требования безопасности на занятиях в бассейне, на открытых водоёмах. Гигиенические требования на занятия физической культуры в бассейне. Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, охраны здоровья (извлечения из статей, касающихся соблюдения прав и обязанностей граждан в занятиях физической культурой).

Химические и физические свойства воды, анатомо-физиологические особенности организма человека.

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью (8часов).

Совершенствование основных видов плавания, упражнения для совершенствования техники плавания, комплексы упражнений на общее и избирательное развитие силы мышц у пловцов, отстающих в своем развитии физических качеств, ком­плексы упражнений на развитие техники по способам плавания.



Контрольно-проверочные занятия (2часа).

Техника основных видов и элементов плавания:

№1 - кроль на груди

№2 - кроль на спине;

№3 - брасс;

Спортивно-оздоровительная деятельность (24часа)

Знания о спортивно-оздоровительной деятельности (1 час).

Общие представления о самостоятельной подготовке к соревновательной деятельности, понятие физической, технической и психологической подготовки. Общие представления об индивидуализации содержания и направленности тренировочных занятий (по избранному виду спор­та), способы совершенствования техники в соревновательных упражнениях и повышения физической нагрузки (понятие режимов и динамики нагрузки). Особенности распределения тренировочных занятий в режиме дня и недели.

Общие представления о спортивно-оздоровительной физической подготовке, ее цель, задачи и формы организации, связь со спортивно-оздоровительной деятельностью.

Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной направленностью (23часа).

Совершенствова­ние техники в соревновательных упражнениях и индивидуально подобранных спортивных комплексов.

Совершенствование индивидуальной техники одного из способов плавания (кроль на груди и спине, брасс). Прикладные способы плавания: плавание на боку; ныряние в длину; прыжок в воду способом «ногами вниз»; технические приемы при спасении утопающего (подплывание, освобождение рук от захватов, транспортировка).

Игры на воде: Совершенствование технических приемов и командно-тактических действий. Специ­альные упражнения, сопряженные с развитием скорости реакции, внимания, оперативного мышления.


















Список используемой литературы:

Для учителя:

  • Андрианов В.Д. Плавание.- М.:ЦКСИМ, 2000г.;

  • Булгакова Н.Ж., Чеботарёва И.В. Анализ тренировочных программ и специальной подготовленности юных пловцов 11-16 лет – Наука в олимпийском спорте. 2001г., №1;

  • Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры Москва физкультура и спорт 1998г.;

  • Платонов В.Н. Тренеровка пловцов высокого класса.- М.:ФиС 1985;

  • Фальцман В. Оздоровительное плавание.- Альфа + Бета, 2005г.

Для учащихся:

  • Кузьмичёв А.И. «Водные виды спорта». – ВИТА-Пресс, 2002г.

Используемые интернет сайты:

  • Australian Sports Commission. - http://www.ausport.gov.au.;

  • Swim News Online. - http://www.swimnews.com.































Средства обучения:

  • плавательные диски;

  • нарукавники;

  • нудлс;

  • гантели;

  • ласты;

  • пояс;

  • плавательные очки;

  • ватерпольные мячи;

  • плавательные шапочки;

  • ватерпольные шапочки.

9