СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по алгебре 7 класс

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программ по алгебре 7 кл. (3 часа в неделю). Учебник "Алгебра 7 класс"  автор  Ю.Н. Макарычев и др. под редакцией С.А.Теляковского

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по алгебре 7 класс»


Планируемые результаты освоения учебного предмета.

В результате изучения алгебры ученик должен знать/понимать:

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

  • формулы сокращенного умножения;

уметь:

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;

  • выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с одночленами и многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; сокращать алгебраические дроби;

  • решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений с двумя переменными;

  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами, строить графики линейных функций и функции у=х2; у=х3;

  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений и систем;

  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;

  • моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.



Содержание учебного предмета


Курс алгебры 7-го класса состоит из 8 разделов:

1. Повторение материала 6-го класса – 4 часа

  1. Выражения, тождества, уравнения – 17 часов

  2. Функции - 11 часов.

  3. Степень с натуральным показателем – 11 часов

  4. Многочлены – 15 часа

  5. Формулы сокращенного умножения – 20 часа

  6. Системы линейных уравнений - 17 часов

  7. Повторение. Решение задач – 9 часов


Выражения и их преобразования. Уравнения (17 ч.)

Числовые выражения и выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение с одним неизвестным и его корень, линейное уравнение. Решение задач методом уравнений.

Цель - систематизировать и обобщить сведения о преобразовании выражений и решении уравнений с одним неизвестным, полученные учащимися в курсе математики 5,6 классов.

Знать какие числа являются целыми, дробными, рациональными, положительными, отрицательными и др.; свойства действий над числами; знать и понимать термины «числовое выражение», «выражение с переменными», «значение выражения», тождество, «тождественные преобразования».

Уметь осуществлять в буквенных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; сравнивать значения буквенных выражений при заданных значениях входящих в них переменных; применять свойства действий над числами при нахождении значений числовых выражений.

Функции (11 ч.)

Функция, область определения функции, Способы задания функции. График функции. Функция у=кх+Ь и её график. Функция у=кх и её график.

Цель - познакомить учащихся с основными функциональными понятиями и с графиками функций у=кх+Ь, у=кх.

Знать определения функции, области определения функции, области значений, что такое аргумент, какая переменная называется зависимой, какая независимой; понимать, что функция - это математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами, что конкретные типы функций (прямая и обратная пропорциональности, линейная) описывают большое разнообразие реальных зависимостей.

Уметь правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции, область определение, область значений), понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке задач; находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональности; интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы

Степень с натуральным показателем (11ч.)

Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлен. Функции у=х2, у=х3 и их графики.

Цель - выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.

Знать определение степени, одночлена, многочлена; свойства степени с натуральным показателем, свойства функций у=х2 , у=х3 .

Уметь находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики функций у=х2, у=х3; выполнять действия со степенями с натуральным показателем; преобразовывать выражения, содержащие степени с натуральным показателем; приводить одночлен к стандартному виду.

Многочлены (15 ч.)

Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочлена на множители.

Цель - выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.

Знать определение многочлена, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «разложить на множители».

Уметь приводить многочлен к стандартному виду, выполнять действия с одночленом и многочленом; выполнять разложение многочлена вынесением общего множителя за скобки; умножать многочлен на многочлен, раскладывать многочлен на множители способом группировки, доказывать тождества.


Формулы сокращённого умножения (20 ч.)

Формулы (a+b)2 =a2+2ab+b2, (a-b)(a+b)=a2-b2, a3+b3=(a+b)(a2-ab+b2), a3-b3= (a-b)(a2+ab+b2) Применение формул сокращённого умножения к разложению на множители.

Цель - выработать умение применять в несложных случаях формулы сокращённого умножения для преобразования целых выражений в многочлены и для разложения многочленов на множители.

Знать формулы сокращенного умножения: квадратов суммы и разности двух выражений; различные способы разложения многочленов на множители.

Уметь читать формулы сокращенного умножения, выполнять преобразование выражений применением формул сокращенного умножения: квадрата суммы и разности двух выражение, умножения разности двух выражений на их сумму; выполнять разложение разности квадратов двух выражений на множители; применять различные способы разложения многочленов на множители; преобразовывать целые выражения; применять преобразование целых выражений при решении задач.


Системы линейных уравнений (17 ч.)

Система уравнений с двумя переменными. Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными. Решение задач методом составления систем уравнений.

Цель - познакомить учащихся со способами решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.

Знать, что такое линейное уравнение с двумя переменными, система уравнений, знать различные способы решения систем уравнений с двумя переменными: способ подстановки, способ сложения; понимать, что уравнение - это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики.

Уметь правильно употреблять термины: «уравнение с двумя переменными», «система»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить систему уравнений с двумя переменными»; строить некоторые графики уравнения с двумя переменными; решать системы уравнений с двумя переменными различными способами.

Повторение. Решение задач (9 ч.)

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 7 класса).














Тематическое планирование алгебра 7 класс

Номер урока


Тема урока

Кол-во часов

Тип урока


Элементы содержания

Дата

7-а

Дата

7-б

1. Повторение изученного в 6 классе

1-2

Рациональные выражения

2

УПИМ

Действия над обыкновенными и десятичными дробями.



3

Пропорции




1

УПИМ

Основное свойство пропорции, прямая и обратная пропорциональности



4

Вводный контроль

1





2. Выражения . Тождества. Уравнения (17 ч.)


Выражения (5 часов)

5

Числовые

Выражения

1

КУУПИМ

Числовые выражения. Значение выражения. Алгебраическое выражение. Выражения, не имеющие смысла.

Выражения с переменными. Переменная. Допустимое значение переменной. Недопустимое значение переменной. Запись формул.




6

Числовые выражения

1

УП



7

Выражения с перемен-

ными

1

УОН



8

Выражения с перемен-

ными

1

УП

Неравенство. Частное. Строгое неравенство. Нестрогое неравенство. Сравнение значений выражений



9

Сравнение значений

выражений

1

УИР



Преобразования выражений (4 часов)

10

Свойства действий

над числами

1

УИНМ

УП

Основные свойства сложения и умножения чисел: переместительное, сочетательное, распределительное. Группировка чисел.



11-12

Тождества.

Тождественные преобразования

Выражений

2

УОН

Тождественно равные значения переменной. Тождества. Тождественное преобразование выражений. Правила преобразований выражений.



13

Контрольная

работа 1 «Выражения. Тождества».

1

УКОКЗ

Проверка знаний, умений и навыков учащихся по теме « Выражения. Тождества. Преобразования».



Уравнения с одной переменной (5 часов)

14


Уравнение

и его корни

1

УИНМ

УП

Уравнение с одной переменной. Решение уравнения. Корень уравнения. Равносильные уравнения.






15-16


Линейное

уравнение

с одной переменной

2

УОН

УИР

Понятие линейного уравнения с одной переменной. Свойства корней линейного уравнения. Коэффициент при переменной.



17-18

Решение задач с помощью уравнений

2

УИНМ

Математическая модель решения задачи на составление линейного уравнения.



Статистические характеристики (3 часов)

19


Среднее арифметическое, размах и мода

1

УИНМ

Среднее арифметическое чисел, его значение. Размах ряда чисел. Мода ряда чисел. Упорядоченный ряд чисел. Стационарный ряд чисел. Наука статистика. Медиана чисел.






20

Медиана как статистическая характеристика

1

ИУ



21

Контрольная работа 2 по теме «Уравнения»

1

УКОКЗ

Проверка знаний, умений и навыков учащихся по теме «Уравнения».



3. Функции (11 часов)

Функции и их графики (5часов)

22


Понятие функции.

1

УИНМ

Функция, зависимая и независимая переменные. Область определения, множество значений функции.




23-24

Вычисление значений

функции по формуле

2

УП

Задание функции по формуле. Значение функции





25-26


График функции

2

УИНМ

Определение графика функ­ции. Чтение графиков Наглядное представление о за­висимости меж­ду величинами






Линейная функция (6 часов)






27-28


Прямая пропорциональность и ее график

2

УИНМ

УИР

УП

Определение прямой пропорциональности, коэффициента пропорциональ­ности. График прямой пропорциональности. Расположение графика функции у = кх в координатной плоскости при различных зна­чениях коэффициента.



29-30


Линейная функция и ее график


2

УИНМ

УП

Определение линейной функции. График линейной функции Примеры построения графиков линейной функции. Расположение графиков функции y=kx+b при различных значениях к и b.



31

Зачет на тему «Линейная функция»

1

УКОКЗ

Пряма пропорциональность и ее график. Линейная функция и ее график.





32

Контрольная работа № 3 по теме «Функции»

1

УКОКЗ

Проверка знаний, умений и навыков учащихся по теме «Функции».



4. Степень с натуральным показателем 11часов

Степень и ее свойства (4 часов)

33

Определение степени с натуральным по­казателем

1

УП

Определение степени с натуральным показателем. Основание степени, по­казатель степени. Свойства степеней.



34


Умножение и деление степеней

1

УП

Умножение и деление степеней. Основное свойство степени.



35-36


Возведение в степень

произведения и степени

2

УИНМ

УП

Возведение в степень произведения



Одночлены (7 часов)

37

Одночлен и его стандартный вид

1

УИНМ

Одночлен, стандартный вид одночлена, коэффициент одночлена. Степень одночлена.



38


Сложение и вычитание одночленов.


1

УИНМ

УОН

Определение одночлена. Стандартный вид одночлена. Сложение и вычитание одночленов.



39


Умножение одночленов

1

УИНМ

УП

Представить одночлен в виде. Умножение одночленов.



40

Возведение одночлена в натуральную степень

1

УИР

УП

Операция возведения одночлена в натуральную степень.



41-42


Функция у = х2, у = х3 и ее график



2

УИНМ

Функция у = х2, график функции у = х2, свойства функции. Пара­бола, ось сим­метрии парабо­лы, ветви параболы, вершина параболы. Функция у = х3, ее график и свойства. Графическое решение уравнений.



43

Контрольная работа №4 на тему «Степень с натуральным показателем»

1

УКОКЗ

Проверка знаний, умений и навыков учащихся по теме «Степень с натуральным показателем».





5. Многочлены (15 часа )

Сумма и разность многочленов (2 часа)

44

Многочлен и его стандартный вид

1

УИНМ

Многочлен. Подобные члены

многочлена. Стандартный

вид многочлена.



45

Сложение и вычитание многочленов

1

УИНМ

УП

Сложение и вычитание многочленов. Алгебраическая сумма многочленов. Правила раскрытия скобок. Представление многочлена

в виде суммы или разности многочленов.



Произведение одночлена и многочлена (6 часов)

46-47

Умножение одночлена

на многочлен

2

УИНМ

УИР

УОН

Умножение одночлена на многочлен. Решение задач.




48-49


Вынесение общего множителя за скобки

2

УИНМ

УП

Разложение многочлена на

множители.

Вынесение общего множителя за скобки.



50

Обобщающий урок на тему «Вынесение общего множителя за скобки»

1

УОН

Произведение одночлена и многочлена. Сумма и раз­ность многочленов.





51

Контрольная работа №5 на тему «Сумма и разность многочленов. Многочлены и одночлены.»

1

УКОКЗ

Проверка знаний, умений и навыков учащихся по теме «Сумма и разность многочленов. Многочлены и одночлены.»



Произведение многочленов (7 часов)

52-54

Умножение многочлена

на многочлен. (Задачи на доказательство)

3

УП

Умножение многочлена на многочлен. Приведение многочленов к стандартному виду.



55-57

Разложение многочлена

на множители способом

группировки

3

УП

УИНМ

УИР

Способ группировки.

Разложение многочлена

на множители способом группировки.




58

Контрольная работа № 6 на тему «Произведение многочленов»

1

УКОКЗ

Проверка знаний, умений и навыков учащихся по теме «Произведение многочленов».




6. Формулы сокращенного умножения (20 часа)

Квадрат суммы и квадрат разности (4 часов)

59

Возведение в квадрат суммы и разности двух выра­жений

1

УПИ

Квадраты суммы и квадрат разности двух выражений



60

Возведение в куб суммы и разности двух выражений

1

УОН

УП

Куб суммы и куб разности двух выражений



61-63

Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности

3

УИНМ

УОН

Формулы квадрата суммы

и квадрата разности




Разность квадратов. Сумма и разность кубов (8 часов)

64-65

Умножение разности двух выражений на их сумму

2

УИНМ

УП

Произведение разности двух выражений и их суммы




66-67

Разложение разности

квадратов на множители

2

УИНМ

УОН

Формула разности квадратов







68-70

Разложение на множители суммы и разности кубов.

3

УОН

УП

Разложение на множители суммы и разности кубов. Формулы сокращенного умножения.



71

Контрольная работа №7 по теме «Формулы сокращенного умножения»

1




УКОКЗ


Проверка знаний, умений и навыков учащихся по теме «Формулы сокращенного умножения».




Преобразование целых выражений (8 часов)

72-74

Преобразование целого выражения в многочлен

3

УИНМ

УП

Целые выражения.

Представление целого выражения в виде многочлена



75-78

Применение различных способов для разложения на множители

4

УИНМ

УИР

Последовательное применение

нескольких способов для разложения на множители.




79

Контрольная

работа № 8 на тему «Преобразование целых выражений»

1

УКОКЗ

Проверка знаний, умений и навыков учащихся по теме «Преобразование целых выражений».




7.Системы линейных уравнений (17 часов)

Линейные уравнения с двумя переменными и их системы (4 часов)

80

Линейное уравнение с двумя переменными

1

УИНМ

Определение линейного урав-

нения с двумя переменными и его решения. Равносильные уравнения с двумя переменными и их свойства



80-81

График линейного уравнения с двумя переменными

2

УИНМ

УП

График уравнения с двумя переменными, алгоритм построения графика уравнения.




82-83

Системы линейных

уравнений с двумя переменными

2

УИНМ

УПИ

Понятие системы линейных

уравнений с двумя переменными и ее решения. Графический способ решения системы уравнений с двумя переменными



Решение систем линейных уравнений (13 часов)

84-86

Способ подстановки

3

УИНМ

УПИ

УП

Способ подстановки. Равносильные системы. Алгоритм решения систем способом подстановки. Метод подстановки, алгоритм решения системы двух уравнений с двумя переменными мето­дом подстановки



87-89

Способ сложения

3


УИНМ

УПИ

УП

Система двух уравнений

с двумя переменными, метод

алгебраического сложения.



90-93

Решение задач с помощью систем уравнений

4

УИНМУОН

УП

Алгоритм решения задач с помощью систем уравнений. Математическое моделирование





94-95

Решение задач на движение с помощью систем уравнений

2

УОН

УП



96

Контрольная работа №9 на тему «Системы линейных уравнений »

1

УКОКЗ

Проверка знаний, умений и навыков учащихся по теме «Системы линейных уравнений».




8. ПОВТОРЕНИЕ (9часов)

97-98

Функции

2

УПИМ

Функция у = х2, график функции у = х2, свойства функции. Пара­бола, ось сим­метрии парабо­лы, ветви параболы, вершина параболы. Функция у = х3, ее график и свойства. Графическое решение уравнений



99- 100

Формулы сокращенного умножения

2

УПИМ

Квадраты суммы и квадрат разности двух выражений. Куб суммы и куб разности двух выражений. Формулы квадрата суммы и квадрата разности. Произведение разности двух выражений и их суммы.





101- 103

Системы линейных уравнений

3

УПИМ

Понятие системы линейных

уравнений с двумя переменными и ее решения. Графический способ решения системы уравнений с двумя переменными



104

Промежуточная аттестация

1

УКОКЗ




105

Анализ контрольной работы

1

УИР











УИНМ – урок изучения нового материала.

УИР – урок исследования и рефлексии.

УПИМ – урок повторения изученного материала.

УПИ – урок проблемного изложения

УОН- урок общеметодической направленности

УКОКЗ – урок контроля, оценки и коррекции знаний.

УП – урок-практикум.

ВУ – видеоурок.

ИУ – интерактивный урок.