РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
на 2020-2021 учебный год
Название предмета АЛГЕБРА______________________________
Учитель ______________________________
Класс ___________________7______________________________________
Количество часов в неделю ___________3_____________________________
Общее количество часов в соответствии с программой _______102________
Основание для планирования образовательный государственный стандарт
Учебники, по которым работают учащиеся Алгебра. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, /[ С. М. Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин]. – 11-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2020.
Программа разработана на основе Алгебра. Сборник рабочих программ. 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / [сост. Т. А. Бурмистрова]. М.: Просвещение, 2016.
Рабочая учебная программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Закона РФ «ОБ образовании»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) , утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;
Примерных программ основного общего образования по учебным предметам.– М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения);
Приказа Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"
Учебного плана МБОУ СОШ с.Црау;
Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986);
СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);
Программа рассчитана на использование УМК:
учебника Алгебра: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / С.М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А.В. Шевкин – М.: Просвещение, 2015.- 285с.
Дидактические материалы по алгебре.7 класс. / М. К. Потапов, А.В. Шевкин / М: Просвещение, 2016г
Тематические тесты /П.В. Чулков М: Просвещение, 2016
В Федеральном базисном учебном плане предусмотрено освоение курса «Алгебры» при следующем распределении часов: за год: 102 часа, 3 ч в неделю.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования: Личностные результаты освоения образовательной программы:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа на примере содержания текстовых задач;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;
5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
7) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
8) первоначальное представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
9) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
10) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении арифметических задач;
11) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
12) формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
13) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
14) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через участие во внеклассной работе;
15) развитие эстетического сознания, творческой деятельности эстетического характера через выполнение творческих работ
Метапредметные результаты освоения образовательной программы:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) первоначальное представление об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники;
13) развитие способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
14) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
15) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
16) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
17) понимание сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
18) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
19) способность планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера
Предметные результаты освоения образовательной программы:
умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развитие способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;
умение выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач;
правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: целое, дробное, переход от одной формы записи к другой (например, проценты в виде десятичной дроби; выделение целой части из неправильной дроби); решать три основные задачи на дроби;
сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел, понимать связь отношений «больше», «меньше» с расположением точек на координатной прямой; находить среднее арифметическое нескольких чисел;
владеть навыками вычисления по формулам, знать основные единицы измерения и уметь перейти от одних единиц измерения к другим в соответствии с условиями задачи;
находить числовые значения буквенных выражений;
умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса.
В результате изучения алгебры ученик должен
знать/понимать*
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
* Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.
АЛГЕБРА
уметь
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения степени с натуральным показателем; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений;
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
практических расчетов по формулам, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
ФУНКЦИИ И ГРАФИКИ
уметь
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
строить графики изученных функций;
описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
решать уравнения, простейшие системы уравнений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА
уметь
решать простейшие уравнения и неравенства, и их системы;
составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
уметь
решать простейшие задачи;
вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
анализа информации статистического характера.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
6 класс Обыкновенные и десятичные дроби/8 ч
Действительные числа / 15 ч.
Натуральные числа, рациональные числа
Множество рациональных чисел. Сравнение рациональных чисел. Действия с рациональными числами. Представление рационального числа десятичной дробью.
Иррациональные числа, действительные числа
Понятие иррационального числа. Распознавание иррациональных чисел. Примеры доказательств в алгебре. Иррациональность числа
. Применение в геометрии. Сравнение иррациональных чисел. Множество действительных чисел.
Алгебраические выражения /59ч.
Целые выражения
Степень с натуральным показателем и ее свойства. Преобразования выражений, содержащих степени с натуральным показателем.
Одночлен, многочлен. Действия с одночленами и многочленами (сложение, вычитание, умножение). Формулы сокращенного умножения: разность квадратов, квадрат суммы и разности. Разложение многочлена на множители: вынесение общего множителя за скобки, группировка, применение формул сокращенного умножения. Квадратный трехчлен, разложение квадратного трехчлена на множители.
Дробно-рациональные выражения
Степень с целым показателем. Преобразование дробно-линейных выражений: сложение, умножение, деление. Алгебраическая дробь. Допустимые значения переменных в дробно-рациональных выражениях. Сокращение алгебраических дробей. Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю. Действия с алгебраическими дробями: сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень.
Линейные уравнения /16ч.
УравненияПонятие уравнения и корня уравнения. Представление о равносильности уравнений. Область определения уравнения (область допустимых значений переменной).
Линейное уравнение и его корни Решение линейных уравнений. Линейное уравнение с параметром. Количество корней линейного уравнения. Решение линейных уравнений с параметром.
Системы уравнений
Уравнение с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными. Прямая как графическая интерпретация линейного уравнения с двумя переменными.
Понятие системы уравнений. Решение системы уравнений.
Методы решения систем линейных уравнений с двумя переменными: графический метод, метод сложения, метод подстановки.
Повторение /4 ч
(Алгебра -7) 3 часа в неделю, всего 102 часа.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов (всего) | к/р |
| 6 класс Обыкновенные и десятичные дроби. | 8 | |
1 | Действительные числа | 15 | 1 |
| Натуральные числа | 3 | |
| Рациональные числа | 4 | |
| Действительные числа | 8 | |
2 | Алгебраические выражения | 59 | 4 |
| Одночлены | 8 | |
| Многочлены | 15 | |
| Формулы сокращенного умножения | 14 | |
| Алгебраические дроби | 15 | |
| Степень с целым показателем | 7 | |
3 | Линейные уравнения | 16 | 1 |
| Линейные уравнения с одним неизвестным | 5 | |
| Системы линейных уравнений | 11 | |
4 | Повторение | 4 | 1(итоговая) |
| | 102 | 7 |
Календарно-тематическое планирование курса «Алгебра», 7 класс
2020-2021 учебный год
3 часа в неделю, 102 часа в году
№ п/п | Дата проведения | № уро-ка в теме | Содержание материала (тема урока) | |
По плану | По факту | |
6 класс Обыкновенные и десятичные дроби (8ч) | |
1 | | | 1 | Длина отрезка | |
2 | | | 2 | Длина окружности. Площадь круга. | |
3 | | | 3 | Координатная ось | |
4 | | | 4 | Декартова система координат на плоскости. | |
5 | | | 5 | Декартова система координат на плоскости. | |
6 | | | 6 | Сбор и группировка статистических данных. | |
7 | | | 7 | Столбчатые диаграммы и графики. | |
8 | | | 8 | Столбчатые диаграммы и графики. | |
Глава 1. Действительные числа (15ч.) | |
Натуральные числа (3ч.) | |
9 | | | 1 | Натуральные числа и действия с ними | |
10 | | | 2 | Степень числа | |
11 | | | 3 | Простые и составные числа Разложение натуральных чисел на множители | |
Рациональные числа (4ч.) | |
12 | | | 4 | Обыкновенные дроби, конечные десятичные дроби | |
13 | | | 5 | Разложение обыкновенной дроби в конечную десятичную | |
14 | | | 6 | Периодические десятичные дроби | |
15 | | | 7 | Десятичное разложение рациональных чисел | |
Действительные числа (8ч.) | |
16 | | | 8 | Иррациональные числа | |
17 | | | 9 | Понятие действительного числа | |
18 | | | 10 | Сравнение действительных чисел | |
19 | | | 11 | Основные свойства действительных чисел | |
20 | | | 12 | Приближения числа | |
21 | | | 13 | Длина отрезка. Координатная ось | |
22 | | | 14 | Урок обобщающего повторения | |
23 | | | 15 | Контрольная работа №1 по теме: « Действительные числа». | |
Глава 2. Алгебраические выражения 59 ч. | |
Одночлены 8 ч | |
24 | | | 1 | Числовые выражения | |
25 | | | 2 | Буквенные выражения | |
26 | | | 3 | Понятие одночлена | |
27 | | | 4 | Произведение одночленов | |
28 | | | 5 | Произведение одночленов |
29 | | | 6 | Стандартный вид одночлена |
30 | | | 7 | Стандартный вид одночлена |
31 | | | 8 | Подобные одночлены |
Многочлены (15ч.) |
32 | | | 9 | Понятие многочлена |
33 | | | 10 | Свойства многочленов |
34 | | | 11 | Многочлены стандартного вида |
35 | | | 12 | Сумма и разность многочленов |
36 | | | 13 | Сумма и разность многочленов |
37 | | | 14 | Произведение одночлена на многочлен |
38 | | | 15 | Произведение одночлена на многочлен |
39 | | | 16 | Произведение многочленов |
40 | | | 17 | Произведение многочленов |
41 | | | 18 | Целые выражения |
42 | | | 19 | Числовое значение целого выражения |
43 | | | 20 | Тождественное равенство целых чисел |
44 | | | 21 | Тождественное равенство целых чисел |
45 | | | 22 | Урок обобщающего повторения |
46 | | | 23 | Контрольная работа №2 по теме: «Многочлены» |
Формулы сокращенного умножения (14ч.) |
47 | | | 24 | Квадрат суммы |
48 | | | 25 | Квадрат разности |
49 | | | 26 | Выделение полного квадрата |
50 | | | 27 | Разность квадратов |
51 | | | 28 | Сумма кубов |
52 | | | 29 | Разность кубов |
53 | | | 30 | Куб суммы |
54 | | | 31 | Куб разности |
55 | | | 32 | Применение формул сокращенного умножения |
56 | | | 33 | Применение формул сокращенного умножения |
57 | | | 34 | Разложение многочлена на множители |
58 | | | 35 | Разложение многочлена на множители |
59 | | | 36 | Урок обобщающего повторения |
60 | | | 37 | Контрольная работа №3 «Формулы сокращенного умножения» |
Алгебраические дроби(15ч.) |
61 | | | 38 | Алгебраические дроби и их свойства |
62 | | | 39 | Алгебраические дроби и их свойства |
63 | | | 40 | Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю |
64 | | | 41 | Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю |
65 | | | 42 | Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю |
66 | | | 43 | Арифметические действия над алгебраическими дробями |
67 | | | 44 | Арифметические действия над алгебраическими дробями |
68 | | | 45 | Арифметические действия над алгебраическими дробями |
69 | | | 46 | Рациональные выражения |
70 | | | 47 | Числовое значение рационального выражения |
71 | | | 48 | Числовое значение рационального выражения |
72 | | | 49 | Тождественное равенство рациональных выражений |
73 | | | 50 | Тождественное равенство рациональных выражений |
74 | | | 51 | Урок обобщающего повторения |
75 | | | 52 | Контрольная работа №4 «Алгебраические выражения» |
Степень с целым показателем 7 ч |
76 | | | 53 | Понятие степени с целым показателем |
77 | | | 54 | Свойство степени с целым показателем |
78 | | | 55 | Свойство степени с целым показателем |
70 | | | 56 | Стандартный вид числа |
80 | | | 57 | Преобразование рациональных выражений |
81 | | | 58 | Урок обобщающего повторения |
82 | | | 59 | Контрольная работа №5 «Степень с целым показателем» |
Глава 3. Линейные уравнения 16 ч | |
83 | | | 1 | Уравнение первой степени с одним неизвестным | |
84 | | | 2 | Линейные уравнения с одним неизвестным | |
85 | | | 3 | Решение линейных уравнений с одним неизвестным | |
86 | | | 4 | Решение линейных уравнений с одним неизвестным | |
87 | | | 5 | Решение задач с помощью линейных уравнений | |
88 | | | 6 | Уравнение с двумя неизвестными | |
89 | | | 7 | Системы уравнений с двумя неизвестными | |
90 | | | 8 | Способ подстановки | |
91 | | | 9 | Способ подстановки | |
92 | | | 10 | Способ уравнивания коэффициентов | |
93 | | | 11 | Способ уравнивания коэффициентов | |
94 | | | 12 | Решение систем линейных уравнений методом алгебраического сложения | |
95 | | | 13 | Решение задач при помощи уравнений первой степени | |
96 | | | 14 | Решение задач при помощи уравнений первой степени | |
97 | | | 15 | Урок обобщающего повторения | |
98 | | | 16 | Контрольная работа №6 «Линейные уравнения» | |
Повторение (4ч.) | |
99 | | | 1 | Натуральные числа. Рациональные числа | |
100 | | | 2 | Формулы сокращенного умножения. | |
101 | | | 3 | Системы уравнений | |
102 | | | 4 | Итоговая контрольная работа | |
Учебно-методическое обеспечение
1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
2. Алгебра. Сборник рабочих программ 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. М.: Просвещение, 2016
3. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий / А. Г. Асмолов, О. А. Карабанова. — М.: Просвещение, 2016
4.Алгебра: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / С.М Никольский, М.К. Потапов, Н.Н .Решетников, А.В. Шевкин – М.: Просвещение, 2015.- 285с.
5.Дидактические материалы по алгебре.7 класс. / М.К. Потапов, А.В .Шевкин / М: Просвещение, 2016г
6.Тематические тесты / П.В. Чулков А.В .Шевкин М: Просвещение, 2016г
7.М.К. Потапов. Алгебра, 7 класс.: методические рекомендации/ М.К. Потапов, А.В. Шевкин– М.: Просвещение, 2016
Интернет-ресурсы:
Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/
Тестирование online: 5–11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru, http://www.zavuch.info/, http://festival.1september.ru, http://school-collection.edu.ru, http://www.it-n.ru, http://www.prosv.ru, http://www.rusedu.ru, http://www.openclass.ru/, http://pedsovet.su/
Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/
Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/
Сайты «Мир энциклопедий», например: http://www.rubricon.ru/; http://www.encyclopedia.ru
http://www.math.ru/- библиотека, медиатека, олимпиады
http://www.bymath.net/ - вся элементарная математика
http://www.exponenta.ru/ - образовательный математический сайт
http://math.rusolymp.ru/ - всероссийская олимпиада школьников
http://www.math-on-line.com/ - занимательная математика
http://www.shevkin.ru/ - математика. Школа. Будущее.
http://www.etudes.ru/ - математические этюды