Управление образования администрации МР «Тарумовский район»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Калиновская СОШ» Республики Дагестан
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании МО зам. директора по УВР директор МКОУ «КСОШ»
математики и ______/Мусаева О.И../ ______/Черников А.Г../
информатики
Руководитель МО________ Приказ №___________ от «___» сентября 2021г.
«____» сентября 2021 г.
Протокол №_________
от «___»сентября 2021 г.
Основное общее образование(9 класс)
Учитель:
Гаджиева Анжела Таджидиновна.
2021-2022 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» для 9 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденная Министерством образования и науки от 17.12.2010г. № 1897, Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО от 17 декабря 2010 г. N 1897, авторской программы. Г Миндюк. Алгебра.. Предметная линия учебников Ю.Н. Макарычева и других. 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. – Москва: «Просвещение», 2014г и учебника для общеобразовательных учреждений Алгебра 9 класс. /Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова/; под редакцией С.А.Теляковского. – М.: Просвещение, 2017;
МКОУ «Калиновская» СОШ
Цели
овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
формировать интеллектуальное развитие, интерес к предмету «математика», качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитывать культуру личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Задачи:
введение понятия квадратного трехчлена, корня квадратного трехчлена, изучение формулы разложения квадратного трехчлена на множители;
расширение сведений о свойствах функций, знакомство со свойствами и графиком квадратичной функции и степенной функции;
систематизация и обобщение сведений о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной ;
формирование умения решать квадратичные неравенства;
овладение навыком решения систем уравнений с двумя переменными;
введение понятия неравенства с двумя переменными и системы неравенств с двумя переменными;
введение понятия последовательности, арифметической и геометрической прогрессий;
введение элементов комбинаторики и теории вероятностей.
Количество часов:
по программе — 99 ч.
по учебному плану — 99 ч.
Планирование рассчитано на 3 часа в неделю (33 недели), всего 99 ч.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У обучающегося сформируется:
ответственное отношение к учению;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
первоначальных представлений об алгебраической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её
значимости для развития цивилизации;
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской,
творческой и других видах деятельности;
критичности мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении алгебраических задач.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные
возможности её решения;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
обучающийся получит возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять
функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;
устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, владея нормами и техникой общения.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации,
аргументации;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в
понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
Обучающийся получит возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по
аналогии) и выводы;
формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно -коммуникационных
технологий (ИКТ-компетентности);
видеть алгебраическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в
том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения.
Содержание учебного предмета
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса.
Характеристика основных содержательных линий
1.Квадратичная функция (22ч.)
Функция. Возрастание и убывание функции. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Решение задач путем выделения квадрата двучлена из квадратного трехчлена. Функция у=ах2+вх+с, ее свойства и график. Простейшие преобразования графиков функций. Функция у=хn. Определение корня n-й степени. Вычисление корней n–й степени.
2.Уравнения и неравенства с одной переменной (14ч)
Целое уравнение и его корни. Биквадратные уравнения. Дробные рациональные уравнения. Решение неравенств второй степени с одной переменной. Решение неравенств методом интервалов.
3.Уравнения и неравенства с двумя переменными и их системы (17ч)
Уравнение с двумя переменными и его график. Графический способ решения систем уравнений. Решение систем содержащих одно уравнение первой, а другое второй степени. Решение текстовых задач методом составления систем. Неравенства с двумя переменными. Системы неравенств с двумя переменными.
4.Прогрессии (15ч.)
Последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы n первых членов прогрессии.
5.Элементы комбинаторики и теории вероятностей (13ч.).
Примеры комбинаторных задач. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота случайного события. Равновозможные события и их вероятность.
6.Повторение. Решение задач по курсу алгебры 7-9кл (18 ч)
Тождественные преобразования алгебраических выражений. Решение уравнений. Решение систем уравнений. Решение текстовых задач. Решение неравенств и их систем. Прогрессии. Функции и их свойства.
Тематическое планирование учебного материала по алгебре в 9 классе .
№ | Название темы урока | Кол-во часов |
ГЛАВА I. КВАДРАТИЧНАЯ ФУНКЦИЯ (22 ч) |
Функции и их свойства (5 ч) |
1-2 | Функция. Область определения и область значений функции | 2 |
3-5 | Свойства функций | 3 |
Квадратный трехчлен (6 ч) |
6-7 | Квадратный трехчлен и его корни | 2 |
8-10 | Разложение квадратного трехчлена на множители | 3 |
11 | Контрольная работа №1 по теме «Функция. Квадратный трехчлен» | 1 |
Квадратная функция и ее график(7 ч) |
12-13 | Функция y=ax2, ее график и свойства | 2 |
14-16 | Графики функций y=ax2+n и y=a(x−m)2 | 3 |
17-18 | Построение графика квадратичной функции | 2 |
Степенная функция. Корень n-ой степени (4 ч) |
19-20 | Функция y=xn | 2 |
21 | Корень n-й степени | 1 |
22 | Контрольная работа № 2 по теме «Квадратичная функция. Степенная функция. Корень n-й степени» | 1 |
ГЛАВА II. УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ (14 ч) |
Уравнения с одной переменной(8 ч) |
23-25 | Целое уравнение и его корни | 3 |
26-30 | Дробные рациональные уравнения | 5 |
Неравенства с одной переменной(6 ч) |
31-32 | Решение неравенств второй степени с одной переменной | 2 |
33-35 | Решение неравенств методом интервалов | 3 |
36 | Контрольная работа № 3 по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной» | 1 |
ГЛАВА III. УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ (17 ч) |
Уравнение с двумя переменными и их системы (12 ч) |
37-39 | Уравнение с двумя переменными и его график | 3 |
40-42 | Графический способ решения систем уравнений | 3 |
43-45 | Решение систем уравнений второй степени | 3 |
46-48 | Решение задач с помощью систем уравнений | 3 |
Неравенства с двумя переменными и их системы (5 ч) |
49-50 | Неравенства с двумя переменными | 2 |
51-52 | Системы неравенств с двумя переменными | 2 |
53 | Контрольная работа №4«Уравнения и неравенства с двумя переменными» | 1 |
ГЛАВА IV. АРИФМЕТИЧЕСКАЯ И ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИИ ( 15 Ч. ) |
Арифметическая прогрессия (8 ч) |
54-55 | Последовательности | 2 |
56-58 | Определение арифметической прогрессии. Формула n – го члена арифметической прогрессии | 3 |
59-60 | Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии | 2 |
61 | Контрольная работа №5 «Арифметическая прогрессия» | 1 |
Геометрическая прогрессия (7 ч) |
62-64 | Определение геометрической прогрессии. Формула n – го члена геометрической прогрессии | 3 |
65-67 | Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии | 3 |
68 | Контрольная работа №6 «Геометрическая прогрессия» | 1 |
ГЛАВА V. ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ ( 13 Ч. ) |
Элементы комбинаторики (9 ч.) |
69-70 | Примеры комбинаторных задач | 2 |
71-72 | Перестановки | 2 |
73-74 | Размещения | 2 |
75-77 | Сочетания | 3 |
Начальные сведения о теории вероятностей (4 ч) |
78 | Относительная частота случайного события | 1 |
79-80 | Вероятность равновозможных событий | 2 |
81 | Контрольная работа №7 «Элементы комбинаторики и теории вероятностей» | 1 |
Повторение курса алгебры 7 – 9 кл. (18 ч. ) |
82-84 | Вычисления. | 3 |
85-88 | Уравнения и системы уравнений | 4 |
89-92 | Текстовые задачи. Прогрессии | 4 |
93-94 | Неравенства и системы неравенств | 2 |
95-97 | Функция. График функции | 3 |
98-99 | Контрольная работа №8 (итоговая) | 2 |