Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Ступени»
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО Вологина А.О. Протокол №1 «26» августа 2024г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УМР Клинская Е.О. | УТВЕРЖДЕНО Директором ОГАОУ «Центр образования «Ступени» Шкляр Н.В. Приказ №90 от 27.08.2024 г. |
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение»
для обучающихся 4 класса по адаптированной основной
общеобразовательной программе начального общего образования
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
на 2024 - 2025 учебный год
Составитель: Чурилова Е.А,
учитель начальных классов
Биробиджан, 2024г
Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению для 3 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
-
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
-
Приказ Министерства Просвещения РФ «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 24.11.2022 №1023;
-
Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
-
Учебный план ОГАОУ «Центр образования «Ступени» на 2024 – 2025 учебный год.
-
Положение о рабочей программе учебного предмета, курса в ОГАОУ «Центр образования «Ступени»;
-
Авторская программа «Чтение» 3 кл. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Авторы – составители С.Ю. Ильина, А.А. Богданова, «Просвещение» 2016г.
-
Программа составлена с учетом рабочей программы воспитания ОГАОУ «Центра образования «Ступени» начального общего образования.
Рабочая программа учебного предмета «Чтение» составлена на основе ФГОС НОО с учетом Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы НОО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). С использованием УМК «Просвещение».
Специфика программы
Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения чтению обусловливает его специфику. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций. Основное направление в работе - научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.
Основными целями начального обучения чтению являются:
-
коррекция и развитие речемыслительных способностей учащихся;
-
научить учещихся читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей русского языка:
-
научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
-
повысить уровень общего и речевого развития учащихся, научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме;
-
формировать нравственные качества учащихся, читательскую самостоятельность и культуру.
Воспитательный потенциал предмета «Чтение» реализуется через:
-
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
-
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений;
-
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрация детям примера ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе);
-
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
-
применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
-
выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания.
Планируемые результаты
Личностные
-
элементарные представления о смысловом содержании таких нравственных качеств
-
трудолюбие – лень, аккуратность – неряшливость, отзывчивость – равнодушие,
-
доброжелательность, зависть и др.;
-
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами
-
социального взаимодействия в структурированных ситуациях (обучение, совместные занятия
-
со сверстниками, посещение библиотеки и пр.): обращение за помощью, выражение
-
благодарности, согласия-несогласия, сочувствия в вежливой форме, приветствие-прощание,
-
соблюдение адекватной дистанции в общении со взрослыми, сверстниками, малышами,
-
учителем и родственниками, проявление внимательного и доброжелательного отношения к
-
окружающим, умение отвечать на вопросы, задавать их в процессе общения;
-
умения давать элементарную оценку поведению людей на материале прочитанных
-
(прослушанных) текстов после их разбора: хорошо-плохо, правильно-неправильно;
-
умения понять эмоциональное состояние героев произведения, устанавливать
-
несложные причины переживаний;
-
соблюдение несложных нравственно-этических норм: помочь другому, выразить
-
благодарность, сочувствие, соблюдать правила вежливого поведения, не нарушать правила
-
поведения в общественных местах, в т.ч. в школе, беречь природу, уважительно относиться к
-
людям, добросовестно выполнять свои обязанности, выполнять данные обещания и др.
Предметные:
Минимальный уровень:
-
правильно читать текст по слогам с постепенным переходом к плавному чтению целым
-
словом двух и трехсложных слов;
-
отвечать на вопросы по фактическому содержанию прочитанного текста;
-
определять главных действующих лиц произведения;
-
соотносить иллюстрацию с определенным отрывком прочитанного и предварительно
-
разобранного текста;
-
пересказывать текст или его часть с опорой на картинный план или вопросы;
-
определять особенности интонации, соответствующей характеру и поступкам героев (после
-
предварительного разбора);
-
выразительно читать наизусть 3-5 стихотворения.
Достаточный уровень:
-
правильно читать вслух целыми словами;
-
выразительно читать наизусть 5-7 стихотворений;
-
давать элементарную оценку поступков героев и событий;
-
читать текст по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора).
Содержание учебного предмета
-
Техника чтения.
-
Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
-
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
-
Чтение про себя простых по содержанию текстов.
-
Понимание читаемого.
-
Развитие устной речи.
-
Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.
-
Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом.
-
Внеклассное чтение.
-
Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается?
-
Примерная тематика.
-
Небольшие по объему произведения, отрывки из произведений о жизни детей в школе, об обязанностях и делах школьников; о хороших и плохих поступках детей; о дружбе и товарищеской взаимопомощи; о семье; о труде взрослых; об участии в домашнем труде детей; о знаменательных событиях; об изменениях в природе, о жизни животных и растений в разное время года.
Место предмета в учебном плане
Уроки в 3 классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводятся индивидуально. Рабочая программа составлена на 104 часа (по 4 часа в неделю при 26 учебных неделях). Длительность уроков 40 минут.
Тематическое планирование
№ п п/п | Тема раздела | Кол-во часов |
-
| Учимся трудиться | 14ч |
-
| Ребятам о зверятах. | 1ч |
-
| Чудесный мир сказок | 9ч |
-
| Зимушка – зима | 20ч |
-
| Так нельзя, а так можно | 10ч |
-
| Весна в окно стучится | 17ч |
-
| Веселые истории | 8ч |
-
| Родина любимая | 7ч |
-
| Здравствуй, лето! | 8ч |
| Итого | 104ч |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
план | Факт |
| Учимся трудиться | | | |
-
| Все для всех. Ю. Тувим | 1 | | |
-
| Работа. По Д. Габе | 1 | | |
-
| Мои помощники. В. Орлов | 1 | | |
-
| Бабушка и внучка. По А. Потаповой | 1 | | |
-
| Повара. Б. Заходер | 1 | | |
-
| Сюрприз. По М. Дружининой | 1 | | |
-
| Маргаритка. О. Высотская | 1 | | |
-
| Пуговица. По В. Хомченко | 1 | | |
-
| Портниха. Г. Ладонщиков | 1 | | |
-
| Пуговица. В.Осеева | 1 | | |
-
| Как я помогал маме мыть пол. По В. Голявкину | 1 | | |
-
| Как Алешке учиться надоело. По С. Баруздину | 1 | | |
-
| Чем пахнут ремесла. Дж. Родари | 1 | | |
-
| Проверь себя! | 1 | | |
| Ребятам о зверятах. | | | |
-
| Лисята. По Е. Чарушину | 1 | | |
-
| Лисица и еж. По Н. Сладкову. Заяц. Е. Тараховская | 1 | | |
-
| Еж. По М. Пришвину | 1 | | |
-
| Материнская забота. По А. Баркову | 1 | | |
-
| Белек. По Г. Снегиреву | 1 | | |
-
| Пин и Гвин. В. Приходько | 1 | | |
-
| Галка. По Б. Житкову | 1 | | |
-
| Куринный воспитанник. По В. Гаранжину | 1 | | |
-
| Добрый волк. По М. Тарловскому | 1 | | |
-
| Котята. По Н. Павловой | 1 | | |
-
| Проверь себя! | 1 | | |
| Чудесный мир сказок. | | | |
-
| Храбрый баран. (Русская народная сказка) | 1 | | |
-
| Лиса и тетерев. (Русская народная сказка) | 1 | | |
-
| Овечка и волк. (Украинская народная сказка) | 1 | | |
-
| Медведь и пчелы. (Башкирская народная сказка) | 1 | | |
-
| Тигр и лиса. (Таджикская народная сказка). | 1 | | |
-
| Лиса и куропатка. (Французская народная сказка) | 1 | | |
-
| Куцый Хвост. (Абхазская народная сказка). | 1 | | |
-
| Глупый котенок. (Удмуртская народная сказка) | 1 | | |
-
| Проверь себя! | 1 | | |
| Зимушка - зима | | | |
-
| Ой ты, зимушка-зима! (Русская народная песня) | 1 | | |
-
| Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз. По В. Бианки | 1 | | |
-
| Декабрь. М. Садовский | 1 | | |
-
| Как елку наряжали. По Л. Воронковой | 1 | | |
-
| В новогоднюю ночь. С. Попов | 1 | | |
-
| Как Дед Мороз сделал себе помощников. По А. Усачеву | 1 | | |
-
| Такой вот герой. По А. Потаповой | 1 | | |
| Часть 2 | | | |
-
| Зима (отрывок). С. Есенин | 1 | | |
-
| Подарок. С. Суворова | 1 | | |
-
| У Ники новые лыжи. По В. Голявкину | 1 | | |
-
| С прогулки. В. Шевчук | 1 | | |
-
| Неудачная находка. По М. Быковой | 1 | | |
-
| Детство (в сокращении). И. Суриков | 1 | | |
-
| Что за зверь? По Е. Чарушину | 1 | | |
-
| Не стучать - все спят. По Э. Шиму | 1 | | |
-
| Зайка. В Степанов | 1 | | |
-
| Еловая каша. По Н. Сладкову | 1 | | |
-
| Снежок (в сокращении). З. Александрова | 1 | | |
-
| Коллективная печка. По Е. Баруздину | 1 | | |
-
| Доскажи словечко. (Зимние сказки). В. Аникин. Н. Майданик. Проверь себя! | 1 | | |
| Так нельзя, а так можно | | | |
-
| Снегирь и Синичка. По А. Ягафаровой | 1 | | |
-
| Птица-синица. По В. Хомченко | 1 | | |
-
| Дельный совет. Г. Ладонщиков | 1 | | |
-
| Косточка. По Л. Толстому | 1 | | |
-
| Праздничный стол. По С. Георгиеву | 1 | | |
-
| За игрой. В. Берестов | 1 | | |
-
| Бревно. С. Баруздин | 1 | | |
-
| Как Артемка котенка спас. А. Седугин | 1 | | |
-
| Подвиг. По В. Осеевой | 1 | | |
-
| Лесные доктора. По В. Бирюкову | 1 | | |
| Весна в окно стучится. | | | |
-
| Весенняя песня. По В. Бирюкову | 1 | | |
-
| Сосулька. По Э. Шиму | 1 | | |
-
| Выгляни, солнышко... (Русская народная песня). | 1 | | |
-
| Мамин портрет. С. Вербова | 1 | | |
-
| Разноцветный подарок. П. Синявский | 1 | | |
-
| Тихо-тихо. А. Седугин | 1 | | |
-
| Лицом к весне. Р. Сеф | 1 | | |
-
| Ледоход. С. Вербова | 1 | | |
-
| Сон медвежонка. По Р. Фархади | 1 | | |
-
| Медведь проснулся. Г. Ладонщиков | 1 | | |
-
| Заяц на дереве. По В. Бианки | 1 | | |
-
| Наши гости. С. Погореловский | 1 | | |
-
| Скворушка. По Г. Скребицкому | 1 | | |
-
| Весенняя гостья. И. Белоусов | 1 | | |
-
| Пчелки на разведках. По К. Ушинскому | 1 | | |
-
| Тюльпаны. По А. Баркову | 1 | | |
-
| Доскажи словечко. (Весенние загадки). Е. Савельева. Проверь себя! | 1 | | |
| Веселые истории. | | | |
-
| Перепутаница. Р. Фархади | 1 | | |
-
| Эхо. По Г. Остеру | 1 | | |
-
| Кто кем становится. В. Шибаев (в сокращении). | 1 | | |
-
| Волшебный барабан. А. Усачев | 1 | | |
-
| Шишки. М. Пляцковский | 1 | | |
-
| Портрет. По Ю. Степанову | 1 | | |
-
| Булочная песенка. М. Бородицкая | 1 | | |
-
| Промежуточная аттестация. | 1 | | |
| Родина любимая. | | | |
-
| Скворец на чужбине. Г. Ладонщиков | 1 | | |
-
| Флаг России. По Т. Кудрявцевой | 1 | | |
-
| Главный город страны. М. Ильин | 1 | | |
-
| Песня. В. Степанов | 1 | | |
-
| День Победы. А. Усачев | 1 | | |
-
| Страшный клад. По С. Баруздину | 1 | | |
-
| Тульские пряники. По С. Алексееву | 1 | | |
| Здравствуй, лето! | | | |
-
| Что такое лето? А. Усачев | 1 | | |
-
| Что сказала бы мама? По Л. Воронковой | 1 | | |
-
| Земляника. М. Дружинина | 1 | | |
-
| Куда исчез гриб? По В. Хомченко | 1 | | |
-
| Еж-спаситель. По В. Бианки | 1 | | |
-
| Жарко. Р. Фархади | 1 | | |
-
| Верное время. По Э. Шиму | 1 | | |
-
| Доскажи словечко. (Летние загадки). Е. Савельева. Проверь себя! | 1 | | |
Контрольно-измерительный материал
Минимальный уровень:
Прочитай текст.
Из леса вышла на берег реки медведица с двумя медвежатами.
Она схватила одного медвежонка и стала окунать его в речку. Медвежонок визжал и барахтался. Мать искупала его.
Другой медвежонок испугался холодной воды и побежал в лес.
Медведица догнала его, надавала шлепков и искупала.
Довольные купанием медведи ушли в чащу леса.
(По В. Бианки) - 50 слов.
Вопросы и задания.
-
Кто вышел на берег реки из леса.
-
Как отнёсся к купанию первый медвежонок?
-
Прочитай, как медведица купала его.
-
Почему второй медвежонок побежал в лес?
-
Что сделал с ним мать?
-
Как изменилось настроение у медведей после купания? Докажи словами из текста.
Достаточный уровень:
Прочитай текст.
На лесной поляне — кучки рыхлой земли. Будто маленькие грядки.
Но кто же здесь копает землю?
Вдруг впереди трава зашевелилась. Я замер. А там земля стала подниматься холмиком.
Показались две широкие лапки с когтями, мокрый нос.
Ну конечно, это крот. Выглянул на белый свет. Опять в глубину нырнул.
А на поляне осталась свежая кучка земли. Как маленькая грядка. Летят с деревьев семена, упадут на вспаханную землю. И вырастет здесь березка или сосенка.
(По Э. Шиму) - 71 слово.
Вопросы и задания.
-
Что заметил автор на лесной поляне?
-
Какой вопрос он сам себе задал?
-
Кто же копал землю?
-
Какие части тела крота рассмотрел автор? Прочитай.
-
На что похожа маленькая кучка земли, которую выкопал крот?
-
Для чего могут пригодиться эти кучки рыхлой земли?
-
Объясните слово «вспаханная» земля. Как сказать по-другому?
-
Какую пользу приносит крот лесу?
-
Озаглавьте рассказ.
Литература:
-
С.Ю. Ильина, А.А. Богданова. Чтение 3 класс. В 2 частях. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение», 2016г.
-
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-4 классы, под редакцией В.В.Воронкова. – М., Просвещение, 2013г.
-
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0 – 4 классы», под редакцией Н.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011 г.