СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по "Чтению" для обучающихся 3 класс с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Чтение» составлена на основе ФГОС НОО с учетом Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы НОО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). С использованием УМК «Просвещение».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по "Чтению" для обучающихся 3 класс с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).»

Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение

«Центр образования «Ступени»


РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО


Вологина А.О.

Протокол №1 «26» августа 2024г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УМР


Клинская Е.О.



УТВЕРЖДЕНО

Директором ОГАОУ

«Центр образования «Ступени»

Шкляр Н.В.

Приказ №90 от 27.08.2024 г.



Рабочая программа по учебному предмету «Чтение»

для обучающихся 4 класса по адаптированной основной

общеобразовательной программе начального общего образования

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

на 2024 - 2025 учебный год







Составитель: Чурилова Е.А,

учитель начальных классов










Биробиджан, 2024г



Пояснительная записка

Рабочая программа по чтению для 3 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

  • Приказ Министерства Просвещения РФ «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 24.11.2022 №1023;

  • Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

  • Учебный план ОГАОУ «Центр образования «Ступени» на 2024 – 2025 учебный год.

  • Положение о рабочей программе учебного предмета, курса в ОГАОУ «Центр образования «Ступени»;

  • Авторская программа «Чтение» 3 кл. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Авторы – составители С.Ю. Ильина, А.А. Богданова, «Просвещение» 2016г.

  • Программа составлена с учетом рабочей программы воспитания ОГАОУ «Центра образования «Ступени» начального общего образования.

Рабочая программа учебного предмета «Чтение» составлена на основе ФГОС НОО с учетом Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы НОО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). С использованием УМК «Просвещение».

Специфика программы

Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения чтению обусловливает его специфику. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций. Основное направление в работе - научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.

Основными целями начального обучения чтению являются:

  • коррекция и развитие речемыслительных способностей учащихся;

  • научить учещихся читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей русского языка:

  • научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;

  • повысить уровень общего и речевого развития учащихся, научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме;

  • формировать нравственные качества учащихся, читательскую самостоятельность и культуру.

Воспитательный потенциал предмета «Чтение» реализуется через:

  • побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

  • привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений;

  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрация детям примера ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе);

  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

  • применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;

  • выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания.


Планируемые результаты

Личностные

  • элементарные представления о смысловом содержании таких нравственных качеств

  • трудолюбие – лень, аккуратность – неряшливость, отзывчивость – равнодушие,

  • доброжелательность, зависть и др.;

  • владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами

  • социального взаимодействия в структурированных ситуациях (обучение, совместные занятия

  • со сверстниками, посещение библиотеки и пр.): обращение за помощью, выражение

  • благодарности, согласия-несогласия, сочувствия в вежливой форме, приветствие-прощание,

  • соблюдение адекватной дистанции в общении со взрослыми, сверстниками, малышами,

  • учителем и родственниками, проявление внимательного и доброжелательного отношения к

  • окружающим, умение отвечать на вопросы, задавать их в процессе общения;

  • умения давать элементарную оценку поведению людей на материале прочитанных

  • (прослушанных) текстов после их разбора: хорошо-плохо, правильно-неправильно;

  • умения понять эмоциональное состояние героев произведения, устанавливать

  • несложные причины переживаний;

  • соблюдение несложных нравственно-этических норм: помочь другому, выразить

  • благодарность, сочувствие, соблюдать правила вежливого поведения, не нарушать правила

  • поведения в общественных местах, в т.ч. в школе, беречь природу, уважительно относиться к

  • людям, добросовестно выполнять свои обязанности, выполнять данные обещания и др.

Предметные:

Минимальный уровень:

  • правильно читать текст по слогам с постепенным переходом к плавному чтению целым

  • словом двух и трехсложных слов;

  • отвечать на вопросы по фактическому содержанию прочитанного текста;

  • определять главных действующих лиц произведения;

  • соотносить иллюстрацию с определенным отрывком прочитанного и предварительно

  • разобранного текста;

  • пересказывать текст или его часть с опорой на картинный план или вопросы;

  • определять особенности интонации, соответствующей характеру и поступкам героев (после

  • предварительного разбора);

  • выразительно читать наизусть 3-5 стихотворения.

Достаточный уровень:

  • правильно читать вслух целыми словами;

  • выразительно читать наизусть 5-7 стихотворений;

  • давать элементарную оценку поступков героев и событий;

  • читать текст по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора).

Содержание учебного предмета

  1. Техника чтения.

  • Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.

  • Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.

  • Чтение про себя простых по содержанию текстов.

  1. Понимание читаемого.

  • Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы; элементарная оценка прочитанного.

  1. Развитие устной речи.

  • Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.

  • Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом.

  1. Внеклассное чтение.

  • Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается?

  1. Примерная тематика.

  • Небольшие по объему произведения, отрывки из произведений о жизни детей в школе, об обязанностях и делах школьников; о хороших и плохих поступках детей; о дружбе и товарищеской взаимопомощи; о семье; о труде взрослых; об участии в домашнем труде детей; о знаменательных событиях; об изменениях в природе, о жизни животных и растений в разное время года.


Место предмета в учебном плане

Уроки в 3 классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводятся индивидуально. Рабочая программа составлена на 104 часа (по 4 часа в неделю при 26 учебных неделях). Длительность уроков 40 минут.

Тематическое планирование

п п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Учимся трудиться

14ч

Ребятам о зверятах.

Чудесный мир сказок

Зимушка – зима

20ч

Так нельзя, а так можно

10ч

Весна в окно стучится

17ч

Веселые истории

Родина любимая

Здравствуй, лето!


Итого

104ч


Календарно-тематическое планирование

п/п


Тема урока


Кол-во

часов

Дата

план

Факт


Учимся трудиться




Все для всех. Ю. Тувим

1



Работа. По Д. Габе

1



Мои помощники. В. Орлов

1



Бабушка и внучка.

По А. Потаповой

1



Повара. Б. Заходер

1



Сюрприз. По М. Дружининой

1



Маргаритка. О. Высотская

1



Пуговица. По В. Хомченко

1



Портниха. Г. Ладонщиков

1



Пуговица. В.Осеева

1



Как я помогал маме мыть пол.

По В. Голявкину

1



Как Алешке учиться надоело.

По С. Баруздину

1



Чем пахнут ремесла. Дж. Родари

1



Проверь себя!

1




Ребятам о зверятах.




Лисята. По Е. Чарушину

1



Лисица и еж. По Н. Сладкову. Заяц. Е. Тараховская

1



Еж. По М. Пришвину

1



Материнская забота. По А. Баркову

1



Белек. По Г. Снегиреву

1



Пин и Гвин. В. Приходько

1



Галка. По Б. Житкову

1



Куринный воспитанник.

По В. Гаранжину

1



Добрый волк. По М. Тарловскому

1



Котята. По Н. Павловой

1



Проверь себя!

1




Чудесный мир сказок.




Храбрый баран.

(Русская народная сказка)

1



Лиса и тетерев.

(Русская народная сказка)

1



Овечка и волк.

(Украинская народная сказка)

1



Медведь и пчелы.

(Башкирская народная сказка)

1



Тигр и лиса.

(Таджикская народная сказка).

1



Лиса и куропатка.

(Французская народная сказка)

1



Куцый Хвост.

(Абхазская народная сказка).

1



Глупый котенок.

(Удмуртская народная сказка)

1



Проверь себя!

1




Зимушка - зима




Ой ты, зимушка-зима!

(Русская народная песня)

1



Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз. По В. Бианки

1



Декабрь. М. Садовский

1



Как елку наряжали.

По Л. Воронковой

1



В новогоднюю ночь. С. Попов

1



Как Дед Мороз сделал себе помощников. По А. Усачеву

1



Такой вот герой. По А. Потаповой

1




Часть 2




Зима (отрывок). С. Есенин

1



Подарок. С. Суворова

1



У Ники новые лыжи.

По В. Голявкину

1



С прогулки. В. Шевчук

1



Неудачная находка.

По М. Быковой

1



Детство (в сокращении).

И. Суриков

1



Что за зверь? По Е. Чарушину

1



Не стучать - все спят. По Э. Шиму

1



Зайка. В Степанов

1



Еловая каша. По Н. Сладкову

1



Снежок (в сокращении).

З. Александрова

1



Коллективная печка.

По Е. Баруздину

1



Доскажи словечко.

(Зимние сказки). В. Аникин.

Н. Майданик. Проверь себя!

1




Так нельзя, а так можно




Снегирь и Синичка.

По А. Ягафаровой

1



Птица-синица. По В. Хомченко

1



Дельный совет. Г. Ладонщиков

1



Косточка. По Л. Толстому

1



Праздничный стол.

По С. Георгиеву

1



За игрой. В. Берестов

1



Бревно. С. Баруздин

1



Как Артемка котенка спас.

А. Седугин

1



Подвиг. По В. Осеевой

1



Лесные доктора. По В. Бирюкову

1




Весна в окно стучится.




Весенняя песня. По В. Бирюкову

1



Сосулька. По Э. Шиму

1



Выгляни, солнышко...

(Русская народная песня).

1



Мамин портрет. С. Вербова

1



Разноцветный подарок.

П. Синявский

1



Тихо-тихо. А. Седугин

1



Лицом к весне. Р. Сеф

1



Ледоход. С. Вербова

1



Сон медвежонка. По Р. Фархади

1



Медведь проснулся.

Г. Ладонщиков

1



Заяц на дереве. По В. Бианки

1



Наши гости. С. Погореловский

1



Скворушка. По Г. Скребицкому

1



Весенняя гостья. И. Белоусов

1



Пчелки на разведках.

По К. Ушинскому

1



Тюльпаны. По А. Баркову

1



Доскажи словечко. (Весенние загадки). Е. Савельева. Проверь себя!

1




Веселые истории.




Перепутаница. Р. Фархади

1



Эхо. По Г. Остеру

1



Кто кем становится. В. Шибаев

(в сокращении).

1



Волшебный барабан. А. Усачев

1



Шишки. М. Пляцковский

1



Портрет. По Ю. Степанову

1



Булочная песенка.

М. Бородицкая

1



Промежуточная аттестация.

1




Родина любимая.




Скворец на чужбине.

Г. Ладонщиков

1



Флаг России. По Т. Кудрявцевой

1



Главный город страны. М. Ильин

1



Песня. В. Степанов

1



День Победы. А. Усачев

1



Страшный клад. По С. Баруздину

1



Тульские пряники.

По С. Алексееву

1




Здравствуй, лето!




Что такое лето? А. Усачев

1



Что сказала бы мама?

По Л. Воронковой

1



Земляника. М. Дружинина

1



Куда исчез гриб? По В. Хомченко

1



Еж-спаситель. По В. Бианки

1



Жарко. Р. Фархади

1



Верное время. По Э. Шиму

1



Доскажи словечко.

(Летние загадки). Е. Савельева.

Проверь себя!

1




Контрольно-измерительный материал

Минимальный уровень:

Прочитай текст.

Из леса вышла на берег реки медведица с двумя медвежатами.

Она схватила одного медвежонка и стала окунать его в речку. Медвежонок визжал и барахтался. Мать искупала его.

Другой медвежонок испугался холодной воды и побежал в лес.

Медведица догнала его, надавала шлепков и искупала.

Довольные купанием медведи ушли в чащу леса.

(По В. Бианки) - 50 слов.

Вопросы и задания.

  1. Кто вышел на берег реки из леса.

  2. Как отнёсся к купанию первый медвежонок?

  3. Прочитай, как медведица купала его.

  4. Почему второй медвежонок побежал в лес?

  5. Что сделал с ним мать?

  6. Как изменилось настроение у медведей после купания? Докажи словами из текста.

Достаточный уровень:

Прочитай текст.

На лесной поляне — кучки рыхлой земли. Будто маленькие грядки.

Но кто же здесь копает землю?

Вдруг впереди трава зашевелилась. Я замер. А там земля стала подниматься холмиком.

Показались две широкие лапки с когтями, мокрый нос.

Ну конечно, это крот. Выглянул на белый свет. Опять в глубину нырнул.

А на поляне осталась свежая кучка земли. Как маленькая грядка. Летят с деревьев семена, упадут на вспаханную землю. И вырастет здесь березка или сосенка.

(По Э. Шиму) - 71 слово.

Вопросы и задания.

  1. Что заметил автор на лесной поляне?

  2. Какой вопрос он сам себе задал?

  3. Кто же копал землю?

  4. Какие части тела крота рассмотрел автор? Прочитай.

  5. На что похожа маленькая кучка земли, которую выкопал крот?

  6. Для чего могут пригодиться эти кучки рыхлой земли?

  7. Объясните слово «вспаханная» земля. Как сказать по-другому?

  8. Какую пользу приносит крот лесу?

  9. Озаглавьте рассказ.


Литература:

  1. С.Ю. Ильина, А.А. Богданова. Чтение 3 класс. В 2 частях. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение», 2016г.

  2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-4 классы, под редакцией В.В.Воронкова. – М., Просвещение, 2013г.

  3. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0 – 4 классы», под редакцией Н.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!