СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
рабочая программа по баскетболу для учащихся 1-4 класса
1 Пояснительная записка.
1.1 Нормативно - правовая база
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения для обучающихся 1 - 4 классов и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (Пр. №1089 Минобразования РФ от 5 марта 2004).
Отвечает положениям Закона "Об образовании" в части духовно-нравственного развития учащихся, связана с основными положениями Концепции содержания образования школьников в области физической культуры (2001), Федерального закона «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007г. №329-Ф3.
Организация физического воспитания в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объёме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных
программ (гл.З ст. 28. п.2.).
Содержание данной программы основано на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования детей в общеобразовательных учреждениях. Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002г. №30-51-433.
Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодёжных объединений в образовательных учреждениях. Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16.
Федеральный закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 3 июня 2008 № 164».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального образования»
Поручение Президента Российской Федерации от 02.10.2007г. №ПР-1766 «О развитии физической культуры и спорта в образовательных учреждениях России»;
Положение «Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020года» в отношении модернизации системы физического воспитания детей, подростков, молодежи, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009года №1101-ф.
Письмо Департамента общего образования Минобразования России от 12 мая 2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Письмо Департамента образования и науки от 14.09.2011г. №47-14163/11-14 «Об особенностях организации внеурочной деятельности в классах общеобразовательных учреждений, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования»;
Постановление Правительства РФ №189 от 29.12.2010 «Об утверждении СаНПиН 2.4.2.2821-10 « Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.
Закон РФ «О физической культуре и спорте» от 29.04.1999 № 80-ФЗ;
Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 4.10.2000 г. № 751;
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ от 30.08.2002 г. № 1507-р;
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ МО РФ от 9.02.1998 г. № 322;
Обязательный минимум содержания начального образования. Приказ МО РФ от 19.05.1998 г. № 1235;
О введении третьего дополнительного часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Письмо МО РФ от 26.03.2002 г. № 30–51–197/20.
Программа составлена в соответствии с программой МБОУСОШ№4 «Развитие» и Основной образовательной программы НОО.
В основу содержания программного материала положен многолетний опыт моей работы в системе дополнительного образования, как специалиста по физической культуре.
А также использовался опыт работы и методическая литература ведущих специалистов: Чернова Е.А. кандидат педагогических наук, доцент, кандидат в Мастера Спорта по баскетболу, судья республиканской категории. Кузнецов В.С. кандидат педагогических наук, доцент, кандидат в Мастера Спорта в легкоатлетическом десятиборье. Башкирова В.Г. Вице – президент Российской Федерации баскетбола.
1.2 Назначение программы.
Данная программа реализуется в образовательном учреждении для учащихся 1 образовательной ступени, обучающихся 6.5-11 лет, может использоваться учителями по физической культуре, тренерами, спортсменами, а также всеми специалистами в области физической культуры и спорта.
Программу целесообразно использовать в организации образовательного процесса в виде технологий в вариативных частях учебного плана по физической культуре учащихся начальной школы.
Инновация программы
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом федеральных и примерных программ по учебным предметам (Физическая культура, 1 – 4 классы. М. Просвещение). Программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Инновация заключается в том, что данная программа направлена не только на укрепление здоровья, развитие общефизических и спортивных качеств ребёнка, но и на развитие творческих способностей детей с разной физической подготовкой.
В программу «Детский баскетбол» включен разработанный мной практический и теоретический материал, новые компоненты (методики, средства современного фитнеса) приложение №4, 8, 1, 2, 7. Так как, фитнес отвечает всем современным требованиям и идеологическим установкам, нашедшим своё отражение и в системе физкультурного образования детей и подростков - антропоцентризму, гуманизации, демократизации, диверсификации.
С детьми 6.5-8 лет - это классическая аэробика с использованием традиционной игры с фитболами, упражнения в парах на расслабление мышц; с 8-9 - летними –упражнения и подвижные игры с набивными мячами разного веса с использованием элементами классической аэробики, гимнастическими палками, стретчинг, упражнения на развитие подвижности в суставах; 10 – 11 лет – упражнения с гантелями, йога, упражнения в сопротивлении, упражнения с баскетбольными мячами в сочетании с аэробикой, упражнения и игры в парах скоростно - силовой направленности, упражнения и игры в парах с силовой направленности.
Программа является новой и перспективной, адаптированной для дальнейшего совершенствования.
Отличительные особенности программы
Использование в программе «Детский баскетбол» разнообразных методик и фитнес технологий с использованием музыкального сопровождения, делает возможным их использование в работе с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, детьми- инвалидами.
Данная программа основана на приоритете здоровья, физического и психологического комфорта, способствуют оздоровительному воздействию на организм и психическое состояние детей и подростков.
Форма физических нагрузок в программе «Детский баскетбол» является менее травматичной за счет использования фитнес технологий на занятиях.
Учащиеся находятся в равных условиях, каждый может проявить себя в равной степени. Для каждой группы или отдельных учащихся по медицинским показаниям с учетом темперамента подбирается индивидуальная программа упражнений.
В программу можно вносить изменения и уточнения в зависимости от поставленных задач, особенностей контингента занимающихся, материально – технического оснащения учебно - тренировочного процесса, профессионально – педагогического опыта тренера. Разнообразие, возможность обеспечивать направленно – избирательное воздействие на организм занимающихся и строго дозировать нагрузку позволяет широко использовать эти упражнения не только в занятиях с баскетболистами, любого возраста, пола и физической подготовленности, но и в других спортивных специализациях.
Данная программа удовлетворяет потребности каждого ребёнка в физической активности, повышает интерес к спортивным играм, тем самым приобщает к здоровому образу жизни.
Практическая значимость
Практическая значимость программы по детскому баскетболу состоит в систематическом применении продолжительных, умеренных по интенсивности упражнений с регулируемой физической нагрузкой, способствующей укреплению здоровья, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремлённость, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу различного масштаба.
Педагогическая целесообразность.
Данная программа предназначена для реализации в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, в образовательную концепцию которых включена деятельность по физическому совершенствованию детей младшего школьного возраста. Существует много факторов, которые в течение жизни ослабляют здоровье, и лишь немногие способны его укрепить. В первую очередь - это регулярные занятия физической культурой.
Систематические занятия «Детским баскетболом» совершенствуют приспособительные механизмы организма, снимают нервно-психическое перенапряжение, улучшают процессы обмена веществ и кровоснабжения тканей и органов, что положительно отражается на физическом состоянии, самочувствии и работоспособности. Такие занятия применяются и как средство профилактики и лечения многих недугов.
Одним из действенных методов, применяемых на занятиях для развития выносливости, быстроты, силы является использование подвижных игр с бегом и прыжками, проведение различных эстафет.
Данная программа может быть использована учителями физической культуры, педагогами дополнительного образования, инструкторами по фитнесу и детской аэробике.
1.3 Актуальность и перспективность
Актуальной проблемой в настоящее время является сохранение и укрепление здоровья учащихся, а также формирование мотивации к занятиям физической культурой. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. а самое главное нехватка двигательной и игровой активности в жизни школьника.
Ведь физическое движение - это естественно - биологический метод, в основе которого лежит обращение к основной биологической функции организма - мышечному движению. Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирования организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность важных органов и систем, поддерживает и развивает
их, способствует повышению общего тонуса.
Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Важнейшая роль в её решении отводится школе.
Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы. Одним из путей решения этих проблем являются занятия «Детским баскетболом».
Как известно, игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека. Она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребность в общении, получении информации, дает приятную физическую нагрузку. Кроме того, игра оказывает благотворное влияние на формирование творческой души, развитие физической силы и способностей. В игре растущий человек познает окружающий мир, жизнь, ищет себя. Спортивные игры направлены на всестороннее физическое развитие и способствуют совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств. Программа актуальна, так как баскетбол – одна из интереснейших спортивных игр.
Интерес к баскетболу с каждым годом растет, поэтому по массовости и популярности он опережает многие виды спорта. У баскетбола есть ещё одно ценное качество – он универсален. Так, систематические занятия баскетболом оказывают на организм школьников всестороннее развитие, повышают общий уровень двигательной активности, совершенствуют функциональную деятельность организма, обеспечивая правильное физическое развитие.
Детский баскетбол в школе рассматривается как средство не только физической подготовки, освоения технической и тактической стороной игры, но и повышения умственной работоспособности, снятия утомления учащихся, возникающего в ходе занятий по общеобразовательным дисциплинам.
Баскетбол формирует такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять личные интересы коллектива, класса, команды, взаимопомощь, чувство долга.
Общеобразовательная школа должна, начиная с первого класса, воспитывать физически крепкое молодое поколение с гармоничным развитием физических и духовных сил. Польза от занятий баскетболом огромна – вовлечение учащихся в регулярные занятия баскетболом должно всемерно поощряться, это не погоня за медалями и рекордами, - это здоровье миллионов, это готовность к труду, это подготовка к военной службе.
Данная программа удовлетворит потребность каждого ребёнка в физической активности, повысит интерес к физическим упражнениям, приобщит к здоровому образу жизни.
Возрастная группа: Учащиеся 1 - 4 классов (6.5-11 лет).
Объём часов: 68 часов в год.
Проведение занятий: 2 раза в неделю
Продолжительность одного занятия: 35-45 минут
1.4 Цель программы
Программа предусматривает ориентацию реализующих её педагогов на следующую цель: формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, стремления к активным занятиям физической культурой и спортом, через углубленное изучение спортивной игры детский баскетбол.
1.5 Задачи программы:
Мотивировать школьников к участию в спортивно - оздоровительной деятельности;
Обучать двигательным действиям, нацеленным на укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
Развивать основные физические качества, координационные ориентационно - пространственные способности;
Обучать навыкам и умениям в физкультурно - оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
Формировать представление о здоровом образе жизни;
Обучать приёмам релаксации и самодиагностики;
Обеспечить формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета средствами оздоровительной аэробики с предметами;
Воспитывать личность обучающегося с установкой на здоровый образ жизни, способной к сотрудничеству в творческой деятельности;
Научить основным приёмам техники и тактики игры;
Повысить специальную, физическую, тактическую подготовку школьников по детскому баскетболу;
Подготовить учащихся к соревнованиям по детскому баскетболу;
Отбор лучших учащихся для ДЮСШ.
Программа внеурочной спортивно - оздоровительной направленности «Детский баскетбол» основывается на принципах:
Принцип вариативности, который заложен в планировании учебного материала в соответствии с возрастными особенностями учащихся, материально - технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал или помещение приспособленное для занятий);
Принцип достаточности, сообразности, определяющий:
распределение содержания учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурно-оздоровительной и спортивно- оздоровительной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся 1 - 4 классов;
соблюдению дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые отражены в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного освоения, переноса учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе в самостоятельной и соревновательной деятельности;
расширение межпредметных связей, ориентирующих педагогов во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов.
Принцип природосообразности предполагает, что спортивно-оздоровительная деятельность школьников основывается на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовывается с общими законами развития природы и человека, воспитывает его сообразно полу и возрасту, а также формирует у него ответственность за развитие самого себя.
Принцип кулътуросообразности предполагает, что спортивно-оздоровительная деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях физической культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими спортивным и здоровьесберегающим традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям.
Принцип коллективности предполагает, что спорт и оздоровление, осуществляясь в детских общностях, детских коллективах различного типа, дают юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, могут создавать условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения в здоровом образе жизни, спортивной самореализации.
Принцип биологичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в спортивно-оздоровительной деятельности, содержанием которого являются обмен ценностями здорового образа жизни и гуманистического понимания телесности, спорта (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур, индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования).
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой. Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной спортивно - оздоровительной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы спортивных общественно значимых явлений и предметов: стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству; собственных действий школьника по отношению к Отечеству).
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» школьника в самостоятельное проектное действие.
Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в спортивно- оздоровительной деятельности — процесс формирования человеком осмысленного и ответственного отношения к собственной телесности.
1.6 Формы работы
Беседа;
Игра;
Демонстрации;
Просмотр видео информации;
Занятия спортивных секций;
Создание ситуации успеха;
Беседы о ЗОЖ;
Участие в оздоровительных процедурах;
Школьные спортивные турниры;
Спортивные и оздоровительные акции.
Основная идея программы «Детский баскетбол» состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника, а уже потом — на развитие специальных предметных компетенций спортивно-физкультурного характера.
Именно поэтому внеурочная деятельность строится вокруг доступных и довольно
синтетических видов спортивных занятий.
Программа является модульной, каждый из модулей предполагает организацию определённого направления спортивно-оздоровительной деятельности школьников. Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе одного отдельно взятого класса, так и в смешанных группах, состоящих из учащихся нескольких классов. Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (в расчёте —2 часа в неделю), так и возможность организовывать занятия крупными блоками — «интенсивами».
1.7Методы
Педагогические методы
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
проблемный метод;
2 Структура курса
Программа «Детский баскетбол» для младших школьников рассчитана на 4 года обучения (272 часов). Программа предполагает проведение занятий со школьниками 2часа в неделю. Продолжительность занятий 35-45 минут.
Занятия по программе «Детский баскетбол» включают в себя теоретическую и практическую часть.
Теоретическая часть занятий включает в себя информацию о технике безопасности во время занятий детским баскетболом, основах здорового образа жизни, о различных видах гимнастики, аэробики, играх.
Практическая часть занятий предполагает обучение двигательным действиям, техническим, тактическим навыкам обучения.
Содержание программы включает в себя следующие разделы:
Основы знаний;
Подвижные игры с элементами баскетбола;
Специальная подготовка техническая;
Специальная подготовка тактическая;
ОФП с элементами фитнеса;
ОФП;
Соревнования.
2.1 Перечень основных разделов программы «Детский баскетбол»
с указанием количества часов.
№ | | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | ||||
п/п | Раздел | теория | практ | теория | практ | теория | практ | теория | практ |
1 | Основы знаний | 2 | | 3 | | 3 | | 4 | |
2 | Подвижные игры с элементами баскетбола | 1 | 15 | 1 | 13 | 1 | 8 | 1 | 6 |
3 | Специальная подготовка техническая | 2 | 16 | 1 | 13 | 3 | 17 | 4 | 16 |
4 | Специальная подготовка тактическая | 1 | 6 | 1 | 5 | 1 | 4 | 2 | 6 |
5 | ОФП с элементами фитнеса | 1 | 17 | 1 | 16 | 1 | 13 | 2 | 12 |
6 | ОФП | 1 | 4 | | 8 | 2 | 9 | | 9 |
7 | Соревнования | 1 | 1 | 1 | 5 | 1 | 5 | 1 | 5 |
| Всего | 9 | 59 | 8 | 60 | 12 | 56 | 14 | 54 |
Итого | 68 | 68 | 68 | 68 |
2.2 Тематический план первого года обучения (68 часов).
№ п/п | Содержание | Количество часов |
| Основы знаний | 2 |
| Подвижные игры с элементами баскетбола | 16 |
| Специальная подготовка техническая | 18 |
| Специальная подготовка тактическая | 7 |
| ОФП с элементами фитнеса | 18 |
| ОФП | 5 |
| Соревнования | 2 |
Тематический план 1-го года обучения
№ | | | Количество часов по | |
п/п | Разделы, темы | Всего | программе | |
| | часов | Теория | Практика |
1. | Основы знаний | 2 | 1 | 1 |
1.1. | Правила техники безопасности | 1 | | 1 |
1.2. | Беседы, практические занятия. | 1 | 1 | |
2. | Подвижные игры с элементами баскетбола | 16 | 1 | 15 |
2.1. | Подвижные игры с фитболами | 3 | | 3 |
2.2. | Подвижные игры с малыми мячами | 3 | | 3 |
2.3. | Эстафеты | 4 | 1 | 3 |
2.4. | Подвижные игры на основе баскетбола | 5 | | 5 |
3. | Специальная подготовка техническая | 18 | 2 | 16 |
3.1. | Техника передвижения | 2 | | 2 |
3.2. | Техника ведения мяча | 4 | 1 | 3 |
3.3. | Передача и ловля мяча | 4 | 1 | 3 |
3.4. | Броски мяча | 4 | | 4 |
3.5. | Индивидуальные защитные действия | 2 | 1 | 1 |
4. | Специальная подготовка тактическая | 7 | 1 | 6 |
4.1. | В защите | 3 | 1 | 2 |
4.2. | В нападении | 3 | | 3 |
5 | ОФП с элементами фитнеса | 18 | 1 | 17 |
5.1 | Комплексы упражнений с фитболами | 3 | | 3 |
5.2 | Комплексы упражнений с гантелями | 7 | | 7 |
5.3 | Комплексы упражнений с набивными мячами | 2 | | 2 |
5.4 | Комплексы упражнений в парах | 4 | 1 | 3 |
5.5 | Стрейчинг – аэробика | 2 | | 2 |
6 | ОФП | 5 | 1 | 4 |
6.1 | Скоростно - силовые | 2 | | 2 |
6.2 | Выносливость | 1 | | 1 |
6.3 | Координационные | 2 | 1 | 1 |
7 | Соревнования | 2 | 1 | 1 |
7.1 | В группах | | | |
7.2 | В подгруппах | 2 | 1 | 1 |
| Всего: | 68 | 9 | 59 |
2.3Содержание программы «Детский баскетбол»
(первый год обучения).
Основы знаний (2 часов). Приложение №9. 10
Техника безопасности при игре в баскетбол. История возникновения баскетбола. Развитие баскетбола. Жесты судей. Здоровый образ жизни. Что такое фитнес?
Подвижные игры с элементами баскетбола (16 часов) Приложение №5, 8.
«Салки спиной к щиту», «Вызов номеров», «Слушай сигнал», «Круговая охота» «Бегуны», «Переправа», «Кто сильнее», «Бросай и поймай», «Передача мячей в колоннах», «Эстафеты с мячами», «Мяч соседу», «Гонка мячей по кругу», «Передал – садись», «Выстрел в небо», «Охотники и утки», «Круговая лапта», «Не давай мяч водящему».
Специальная техническая подготовка (18 часов). Приложение №1, 2, 3, 7.
Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек. Стойка игрока. Перемещение в стойке боком, спиной вперед, лицом. Остановка двумя шагами и прыжком.
Овладение техникой ведения мяча. Ведение мяча правой и левой рукой. Ведение мяча с разной высотой отскока. Ведение с изменением направления. Ведение с пассивным сопротивлением защитника.
Овладение техникой ловли и передачи мяча. Ловля и передача мяча в парах, тройках на месте и в движении. Передача мяча одной рукой от плеча, двумя - от груди, с отскоком от пола. Передача мяча со сменой мест в движении. Передача мяча с пассивным сопротивлением защитника.
Овладение техникой бросков мяча. Бросок мяча одной рукой от плеча с места и в движении. Бросок мяча после ведения два шага. Бросок мяча после ловли и ведения.
Бросок после остановки. Бросок одной рукой от плеча со средней дистанции. Штрафной бросок.
Освоение индивидуальных защитных действий. Вырывание и выбивание мяча.
Закрепление техники и развитие координационных способностей. Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок.
Специальная тактическая подготовка (7 часов). Приложение № 7, 3.
Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди». Личная защита (1 : 1). Двухстороння игра по упрощенным правилам.
Общефизическая подготовка с элементами фитнеса (18.) Приложение № 4. 8
Комплексы упражнения на фитболах: на пресс, на мышцы рук, на мышцы спины, комплексы упражнений с гантелями, комплексы силовой аэробики.
Общефизическая подготовка (5 часов). Приложение № 8. 7. 1
Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно- силовых.
Парные и групповые упражнения: с сопротивлением, перетягивание, переталкивание. Упражнения на гимнастических снарядах: висы, подтягивание, размахивание, смешанные висы и упоры.
Акробатические упражнения: кувырки вперед, назад, в стороны, стойка на руках.
Бег. Стартовые рывки с места. Бег со сменой направления по зрительному сигналу. Ускорения из различных исходных положений.
Соревнования (2часов). Приложение № 5
Принять участие в одних соревнованиях.
2.4 Тематический план второго года обучения(68 часов)
№ п/п | Содержание | Количество часов |
| Основы знаний | 3 |
| Подвижные игры с элементами баскетбола | 14 |
| Специальная подготовка техническая | 14 |
| Специальная подготовка тактическая | 6 |
| ОФП с элементами фитнеса | 17 |
| ОФП | 8 |
| Соревнования | 6 |
Тематический план 2-го года обучения
№ | | | Количество часов по | |
п/п | Разделы, темы | Всего | программе | |
| | часов | Теория | Практика |
1. | Основы знаний | 3 | 3 | |
1.1. | Правила техники безопасности | 2 | 2 | |
1.2. | Беседы, практические занятия. | 1 | 1 | |
2. | Подвижные игры с элементами баскетбола | 14 | 1 | 13 |
2.1. | Подвижные игры с фитболами | 3 | 1 | 2 |
2.2. | Подвижные игры с малыми мячами | 2 | | 2 |
2.3. | Эстафеты | 4 | | 4 |
2.4. | Подвижные игры на основе баскетбола | 5 | | 5 |
3. | Специальная подготовка техническая | 14 | 1 | 13 |
3.1. | Техника передвижения | 3 | 1 | 2 |
3.2. | Техника ведения мяча | 3 | | 3 |
3.3. | Передача и ловля мяча | 3 | | 3 |
3.4. | Броски мяча | 3 | | 3 |
3.5. | Индивидуальные защитные действия | 2 | | 2 |
4. | Специальная подготовка тактическая | 6 | 1 | 5 |
4.1. | В защите | 3 | | 3 |
4.2. | В нападении | 3 | 1 | 2 |
5 | ОФП с элементами фитнеса | 17 | 1 | 16 |
5.1 | Комплексы упражнений с фитболами | 3 | | 3 |
5.2 | Комплексы упражнений с гантелями | 4 | 1 | 3 |
5.3 | Комплексы упражнений с набивными мячами | 3 | | 3 |
5.4 | Комплексы упражнений в парах | 3 | | 3 |
5.5 | Стрейчинг – аэробика | 4 | | 4 |
6 | ОФП | 8 | | 8 |
6.1 | Скоростно - силовые | 3 | | 3 |
6.2 | Выносливость | 3 | | 3 |
6.3 | Координационные | 2 | | 2 |
7 | Соревнования | 6 | 1 | 5 |
7.1 | В группах | 3 | | 3 |
7.2 | В подгруппах | 3 | 1 | 2 |
| Всего: | 68 | 8 | 60 |
2.5 Содержание программы «Детский баскетбол»
(второй год обучения).
Основы знаний (3 часов). Приложение № 9, 7. 6. 10
Техника безопасности при игре в баскетбол .Правила игры мини-баскетбола, баскетбола. Жесты судей. Физические качества. Мир фитнеса.
Подвижные игры с элементами баскетбола (14 часов) Приложение №5, 8, 1, 2.
«Гонка мячей», «Салки», «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание каната».
Специальная техническая подготовка ( 14часов). Приложение № 1. 2. 3, 7.
Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек. Повороты без мяча и с мячом. Совершенствование стойки игрока, перемещение в стойке боком, спиной вперед, лицом. Совершенствование остановки двумя шагами и прыжком.
Овладение техникой ведения мяча. Ведение мяча правой и левой рукой. Ведение мяча с разной высотой отскока. Ведение с изменением направления.
Овладение техникой ловли и передачи мяча. Ловля и передача мяча в парах, тройках на месте и в движении. Передача мяча одной рукой от плеча, двумя - от груди, с отскоком от пола, двумя - от головы. Скрытые передачи. Передача мяча со сменой мест в движении.
Овладение техникой бросков мяча. Бросок мяча одной рукой от плеча с места и в движении. Бросок мяча после ведения два шага. Бросок мяча после ловли и ведения.
Бросок после остановки. Бросок одной рукой от плеча со средней дистанции в прыжке. Штрафной бросок. Бросок двумя руками снизу после ведения.
Освоение индивидуальных защитных действий. Перехват мяча. Вырывание и выбивание мяча. Защитные действия (1:1) (1:2). Защитные действия против игрока с мячом и без мяча.
Закрепление техники и развитие координационных способностей. Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок.
Специальная тактическая подготовка (6 часов). Приложение № 3
Тактика свободного нападения. Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди». Взаимодействие двух игроков в защите и нападение через заслон. Личная защита. Двустороння игра.
Общефизическая подготовка с элементами фитнеса (17 часов). Приложение № 4, 8,1.
Подъёмы фитбола ногами. Стрейч упражнения. Упражнения на ягодичные мышцы с гантелями. Отжимание на мяче .Комплексы упражнения на фитболах: на пресс, на мышцы рук, на мышцы спины, комплексы упражнений с гантелями, комплексы силовой аэробики.
Общефизическая подготовка (8 часов) Приложение № 8,4
Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно- силовых.
Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорениями до 20 м. Низкий старт и стартовый разбег до 60 м. Прыжки в длину с места.
Специальная физическая подготовка. Упражнения для развития быстроты. По зрительному сигналу рывки с места с максимальной скоростью на отрезках 5, 10, 15...30 м, с постоянным изменением исходных положений: стойка баскетболиста лицом, боком и спиной к стартовой линии; сидя, лежа на спине и на животе в различных положениях к стартовой линии; то же, но перемещение приставным шагом. Стартовые рывки с мячом, в соревнованиях с партнером, вдогонку за партнером, вдогонку за летящим мячом, в соревнованиях с партнером за овладение мячом.
Бег в колонну по одному - по постоянно меняющемуся зрительному сигналу выполняется определенное задание: ускорение, остановка, изменение направления и способа передвижения, поворот на 360° прыжком вверх, имитация передачи и т. д. То же, но занимающиеся передвигаются в парах, тройках от лицевой до лицевой линий.
Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств. Одиночные и серийные прыжки, толчком одной и двух ног (правая, левая), с доставанием одной и двумя руками подвешенных предметов (сетки, щита, кольца).
Упражнения с отягощениями. Упражнения с набивными мячами (1-2 кг); передачи различными способами одной и двумя руками с места и в прыжке (20-25 раз). Ходьба в полуприседе с набивными мячами (50-100 м).
Соревнования (6 часов).
Принять участие в трех соревнованиях.
2.6Тематический план третий года обучения (68часов).
№ п/п | Содержание | Количество часов |
| Основы знаний | 3 |
| Подвижные игры с элементами баскетбола | 9 |
| Специальная подготовка техническая | 20 |
| Специальная подготовка тактическая | 5 |
| ОФП с элементами фитнеса | 14 |
| ОФП | 11 |
| Соревнования | 6 |
Тематический план 3-го года обучения
№ | | | Количество часов по | |
п/п | Разделы, темы | Всего | программе | |
| | часов | Теория | Практика |
1. | Основы знаний | 3 | 3 | |
1.1. | Правила техники безопасности | 1 | 1 | |
1.2. | Беседы, практические занятия. | 2 | 2 | |
2. | Подвижные игры с элементами баскетбола | 9 | 1 | 8 |
2.1. | Подвижные игры с фитболами | 2 | | 2 |
2.2. | Подвижные игры с малыми мячами | 2 | | 2 |
2.3. | Эстафеты | 2 | | 2 |
2.4. | Подвижные игры на основе баскетбола | 3 | 1 | 2 |
3. | Специальная подготовка техническая | 20 | 3 | 17 |
3.1. | Техника передвижения | 4 | | 4 |
3.2. | Техника ведения мяча | 5 | 1 | 4 |
3.3. | Передача и ловля мяча | 2 | | 2 |
3.4. | Броски мяча | 5 | 1 | 4 |
3.5. | Индивидуальные защитные действия | 4 | 1 | 3 |
4. | Специальная подготовка тактическая | 5 | 1 | 4 |
4.1. | В защите | 2 | | 2 |
4.2. | В нападении | 3 | 1 | 2 |
5 | ОФП с элементами фитнеса | 14 | 1 | 13 |
5.1 | Комплексы упражнений с фитболами | 3 | | 3 |
5.2 | Комплексы упражнений с гантелями | 3 | | 3 |
5.3 | Комплексы упражнений с набивными мячами | 3 | | 3 |
5.4 | Комплексы упражнений в парах | 2 | | 2 |
5.5 | Стрейчинг – аэробика | 3 | 1 | 2 |
6 | ОФП | 11 | 2 | 9 |
6.1 | Скоростно - силовые | 4 | 1 | 3 |
6.2 | Выносливость | 3 | | 3 |
6.3 | Координационные | 4 | 1 | 3 |
7 | Соревнования | 6 | 1 | 5 |
7.1 | В группах | 2 | | 2 |
7.2 | В подгруппах | 3 | 1 | 2 |
| Всего: | 68 | 12 | 56 |
2.7 Содержание программы «Детский баскетбол»
(третий год обучения).
Основы знаний (3 часа). Приложение № 9, 6. 10
Техника безопасности при игре в баскетбол. Правила игры. Жесты судей. Участие в судействе соревнований. Здоровый образ жизни. Что такое пульсометрия.
Подвижные игры с элементами баскетбола (9 часов) Приложение № 4. 5. 8
«Передал садись», «Мяч – среднему», «Борьба за мяч», «Гонка мячей по кругу, «Обгони мяч», «Перестрелка», «Школа мяча», «Мяч ловцу», «Не дай мяч водящему», «Мяч соседу»,»Играй, играй мяч не давай», «Игра в мини – баскетбол».
Специальная техническая подготовка (20 часов). Приложение № 8, 4, 3, 1
Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек. Совершенствование поворотов без мяча и с мячом. Совершенствование стойки игрока, перемещение в стойке боком, спиной вперед, лицом. Совершенствование остановки двумя шагами и прыжком.
Совершенствование техники ведения мяча. Ведение мяча правой и левой рукой. Ведение мяча с разной высотой отскока. Ведение с изменением направления. Ведение с активным сопротивлением защитника.
Овладение техникой ловли и передачи мяча. Ловля и передача мяча в парах, тройках на месте и в движении. Ловля высоко- летящих мячей. Ловля мяча после отскока от щита. Передача мяча одной рукой от плеча, двумя - от груди, с отскоком от пола, двумя - от головы. Скрытые передачи. Передача мяча со сменой мест в движении. Передача мяча с активным сопротивлением защитника.
Овладение техникой бросков мяча. Бросок мяча одной рукой от плеча с места и в движении. Бросок мяча после ведения два шага. Бросок мяча после ловли и ведения.
Бросок после остановки. Бросок одной рукой от плеча со средней и дальней дистанции в прыжке. Штрафной бросок. Бросок двумя руками снизу после ведения. Добивание мяча после отскока от щита. Бросок полукругом, крюком.
Закрепление техники и развитие координационных способностей. Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок.
Специальная тактическая подготовка (5 часов). Приложение №1
Позиционное нападение в игровых взаимодействиях (2 : 2), (3 : 3), (4 : 4), (5 : 5). Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди».' Взаимодействие двух игроков в защите и нападение через заслон. Позиционная игра против зонной защиты. Двустороння игра.
Освоение индивидуальных и командных защитных действий. Перехват мяча. Вырывание и выбивание мяча. Защитные действия (1 : 1) (1 : 2). Защитные действия против игрока с мячом и без мяча. Борьба за отскок от щита. Зонная защита 3 : 2,2 : 3.
Общефизическая подготовка с элементами фитнеса (14 часов). Приложение № 4, 3
Комплексы упражнений на фитболах: на мышцы спины, на мышцы ног и таза, на мышцы плечевого пояса и туловища. Упражнения на мышцы ног брюшного пресса. Упражнения с отягощениями. Силовая аэробика.
Общефизическая подготовка(11 часов) Приложение № 8, 4. 1, 3
Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно- силовых.
Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорениями до 20 м. Низкий старт и стартовый разбег до 60 м. Прыжки в длину с места.
Специальная физическая подготовка. Упражнения для развития быстроты. По зрительному сигналу рывки с места с максимальной скоростью на отрезках 5, 10, 15...30 м, с постоянным изменением исходных положений: стойка баскетболиста лицом, боком и спиной к стартовой линии; сидя, лежа на спине и на животе в различных положениях к стартовой линии; то же, но перемещение приставным шагом. Стартовые рывки с мячом, в соревнованиях с партнером, вдогонку за партнером, вдогонку за летящим мячом, в соревнованиях с партнером за овладение мячом.
Бег в колонну по одному - по постоянно меняющемуся зрительному сигналу выполняется определенное задание: ускорение, остановка, изменение направления и способа передвижения, поворот на 360° прыжком вверх, имитация передачи и т. д. То же, но занимающиеся передвигаются в парах, тройках от лицевой до лицевой линий.
Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств. Одиночные и серийные прыжки, толчком одной и двух ног (правая, левая), с доставанием одной и двумя руками подвешенных предметов (сетки, щита, кольца).
Упражнения с отягощениями. Упражнения с набивными мячами (1-2 кг); передачи различными способами одной и двумя руками с места и в прыжке (20-25 раз). Ходьба в полуприседе с набивными мячами (50-100 м).
Соревнования (6 часов).
Принять участие в трех соревнованиях
2.8Тематический план четвёртый года обучения (68часов).
№ п/п | Содержание | Количество часов |
| Основы знаний | 4 |
| Подвижные игры с элементами баскетбола | 7 |
| Специальная подготовка техническая | 20 |
| Специальная подготовка тактическая | 8 |
| ОФП с элементами фитнеса | 14 |
| ОФП | 9 |
| Соревнования | 6 |
Тематический план 4-го года обучения
№ | | | Количество часов по | |
п/п | Разделы, темы | Всего | программе | |
| | часов | Теория | Практика |
1. | Основы знаний | 4 | 4 | |
1.1. | Правила техники безопасности | 2 | 2 | |
1.2. | Беседы, практические занятия. | 2 | 2 | |
2. | Подвижные игры с элементами баскетбола | 7 | 1 | 6 |
2.1. | Подвижные игры с фитболами | 2 | | 2 |
2.2. | Подвижные игры с малыми мячами | 2 | | 2 |
2.3. | Эстафеты | 1 | | 1 |
2.4. | Подвижные игры на основе баскетбола | 2 | 1 | 1 |
3. | Специальная подготовка техническая | 20 | 4 | 16 |
3.1. | Техника передвижения | 4 | 1 | 3 |
3.2. | Техника ведения мяча | 4 | 1 | 3 |
3.3. | Передача и ловля мяча | 4 | 1 | 3 |
3.4. | Броски мяча | 4 | 1 | 3 |
3.5. | Индивидуальные защитные действия | 4 | | 4 |
4. | Специальная подготовка тактическая | 8 | 2 | 6 |
4.1. | В защите | 4 | 1 | 3 |
4.2. | В нападении | 8 | 1 | 3 |
5 | ОФП с элементами фитнеса | 14 | 2 | 12 |
5.1 | Комплексы упражнений с фитболами | 3 | 1 | 3 |
5.2 | Комплексы упражнений с гантелями | 3 | 1 | 2 |
5.3 | Комплексы упражнений с набивными мячами | 2 | | 2 |
5.4 | Комплексы упражнений в парах | 3 | | 3 |
5.5 | Стрейчинг – аэробика | 2 | | 2 |
6 | ОФП | 9 | 9 | |
6.1 | Скоростно - силовые | 3 | 3 | |
6.2 | Выносливость | 3 | 3 | |
6.3 | Координационные | 3 | 3 | |
7 | Соревнования | 6 | 1 | 5 |
7.1 | В группах | 2 | | 2 |
7.2 | В подгруппах | 4 | 1 | 3 |
| Всего: | 68 | 14 | 54 |
2.9 Содержание программы «Детский баскетбол»
(четвёртый год обучения).
Основы знаний (4 часа). Приложение № 9. 10
Техника безопасности при игре в баскетбол. История развития баскетбола. Личная гигиена человека. Правила игры. Жесты судей. Участие в судействе соревнований. Здоровье и питьевой режим.
Подвижные игры с элементами баскетбола (7 часов) Приложение №4, 5, 8, 1
«Салки спиной к щиту», «Вызов номеров», «Слушай сигнал», «Круговая охота» «Бегуны», «Переправа», «Кто сильнее», «Бросай и поймай», «Передача мячей в колоннах», «Эстафеты с мячами», «Мяч соседу», «Гонка мячей по кругу», «Передал – садись», «Выстрел в небо», «Охотники и утки», «Круговая лапта», «Не давай мяч водящему». «Гонка мячей», «Салки», «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание каната».
Специальная техническая подготовка (20 часов). Приложение № 1. 2, 3. 7
Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек. Повороты без мяча и с мячом. Совершенствование стойки игрока, перемещение в стойке боком, спиной вперед, лицом. Совершенствование остановки двумя шагами и прыжком.
Овладение техникой ведения мяча. Ведение мяча правой и левой рукой. Ведение мяча с разной высотой отскока. Ведение с изменением направления.
Овладение техникой ловли и передачи мяча. Ловля и передача мяча в парах, тройках на месте и в движении. Передача мяча одной рукой от плеча, двумя - от груди, с отскоком от пола, двумя - от головы. Скрытые передачи. Передача мяча со сменой мест в движении.
Овладение техникой бросков мяча. Бросок мяча одной рукой от плеча с места и в движении. Бросок мяча после ведения два шага. Бросок мяча после ловли и ведения.
Бросок после остановки. Бросок одной рукой от плеча со средней дистанции в прыжке. Штрафной бросок. Бросок двумя руками снизу после ведения.
Освоение индивидуальных защитных действий. Перехват мяча. Вырывание и выбивание мяча. Защитные действия (1:1) (1:2). Защитные действия против игрока с мячом и без мяча.
Закрепление техники и развитие координационных способностей. Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок.
Специальная тактическая подготовка (68часов). Приложение № 7
Тактика свободного нападения. Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди». Взаимодействие двух игроков в защите и нападение через заслон. Личная защита. Двустороння игра.
Общефизическая подготовка с элементами фитнеса (14 часов). Приложение № 4. 8
Подъёмы фитбола ногами. Стрейч упражнения. Упражнения на ягодичные мышцы с гантелями. Отжимание на мяче .Комплексы упражнения на фитболах: на пресс, на мышцы рук, на мышцы спины, комплексы упражнений с гантелями, комплексы силовой аэробики.
Общефизическая подготовка (9 часов) Приложение №3, 2, 8
Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно- силовых.
Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорениями до 20 м. Низкий старт и стартовый разбег до 60 м. Прыжки в длину с места.
Специальная физическая подготовка. Упражнения для развития быстроты. По зрительному сигналу рывки с места с максимальной скоростью на отрезках 5, 10, 15...30 м, с постоянным изменением исходных положений: стойка баскетболиста лицом, боком и спиной к стартовой линии; сидя, лежа на спине и на животе в различных положениях к стартовой линии; то же, но перемещение приставным шагом. Стартовые рывки с мячом, в соревнованиях с партнером, вдогонку за партнером, вдогонку за летящим мячом, в соревнованиях с партнером за овладение мячом.
Бег в колонну по одному - по постоянно меняющемуся зрительному сигналу. Выполняется определенное задание: ускорение, остановка, изменение направления и способа передвижения, поворот на 360° прыжком вверх, имитация передачи и т. д. То же, но занимающиеся передвигаются в парах, тройках от лицевой до лицевой линий.
Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств. Одиночные и серийные прыжки, толчком одной и двух ног (правая, левая), с доставанием одной и двумя руками подвешенных предметов (сетки, щита, кольца).
Упражнения с отягощениями. Упражнения с набивными мячами (1-2 кг); передачи различными способами одной и двумя руками с места и в прыжке (20-25 раз). Ходьба в полуприседе с набивными мячами (50-100 м).
Соревнования (6 часов).
Принять участие в трех соревнованиях.
3 Планируемые результаты освоения программы
Программа по внеурочной деятельности «Детский баскетбол» способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
В сфере познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», характеризовать значение занятий по оздоровлению, влиянию музыки на занятиях детского баскетбола;
уметь технически правильно выполнять элементы баскетбола
раскрывать понятия: быстрый прорыв, нападение, защита, опека;
ориентироваться в видах, средствах силовой подготовки юных баскетболистов;
выявлять связь занятий детским баскетболом с досуговой и урочной деятельностью;
характеризовать роль и значение занятий с оздоровительной направленностью в режиме труда и отдыха;
планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности;
осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни, о баскетболе, фитнесе;
уметь повторять упражнения с мячом, как в парах, так и в одиночку;
рассказывать правила игры в баскетбол, уметь осуществлять судейство;
уметь самостоятельно выполнять действия с мячом;
уметь самостоятельно выбирать подвижные игры;
В сфере личностных универсальных учебных действий будет формировать:
формирование чувства гордости за свою Родину, российский баскетбол;
формирование уважительного отношения к культуре других народов; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
организовывать места занятий физическими упражнениями и играми с музыкальным сопровождением в сотрудничестве с учителем;
соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей во время соревнований и показательных выступлений, индивидуальных и групповых заданий;
оценивать правильность выполнения действия;
проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении силовых комплексов упражнений, игровых ситуаций;
организовывать и проводить игры на переменах, утреннюю зарядку с музыкальным сопровождением;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий учителя и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после;
уметь осуществлять действия по образцу и заданному правилу;
поиск и выделение необходимой информации;
Коммуникативные универсальные учебные действия: Обучающийся научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве ;
договариваться и приходить к общему решению в работе по группам, микрогруппам, парам;
контролировать действия партнёра в парных упражнениях;
осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при проведении диагностики;
задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в составлении комплексов упражнений индивидуально и в сотрудничестве с партнёром.
Осуществление контроля над реализацией программы включает в себя 2 направления:
Теоретический этап
критерии оценивания результатов овладения универсальными действиями
Практический этап
соревнования по баскетболу, мини – баскетболу, показательные выступления;
заполнение в портфолио тестирования показателей физического здоровья и физической, технической подготовленности баскетболистов.
4 Критерии оценки
умения и навыки проверяются во время участия учащихся в межшкольных соревнованиях, в организации и проведении судейства внутришкольных соревнований. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке проводится 2 раза в год (декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.
Система диагностики – тестирование физических и технических качеств:
нормативы технической подготовки. Первый год обучения
Уровни | Штрафные | Броски | Скоростная | Передачи мяча |
Высокий | 8 | 7 | 18 | 16 |
Средний | 6 | 5 | 20 | 14 |
Достаточный | 5 | 3 | 21 | 10 |
нормативы технической подготовки. Второй год обучения
Уровни | Штрафные | Броски | Скоростная | Передачи мяча |
Высокий | 10 | 9 | 20 | 18 |
Средний | 8 | 7 | 23 | 16 |
Достаточный | 7 | 5 | 25 | 12 |
нормативы технической подготовки. Третий год обучения
Уровни | Штрафные | Броски | Скоростная | Передачи мяча |
Высокий | 12 | 11 | 17 | 24 |
Средний | 10 | 9 | 19 | 22 |
Достаточный | 9 | 7 | 21 | 16 |
нормативы технической подготовки. Четвёртый год обучения
Уровни | Штрафные броски | Броски с дистанции | Скоростная техника | Передачи мяча |
Высокий | 15 | 13 | 13 | 28 |
Средний | 13 | 11 | 15 | 26 |
Достаточный | 11 | 9 | 17 | 22 |
Штрафные броски выполняются последовательно по 2 броска в каждое кольцо. После первого броска мяч подает игроку его партнер, после второго броска игрок сам подбирает мяч, ведет его к противоположному кольцу и там выполняет 2 броска в той же последовательности. Упражнение выполняется 5 минут (20 бросков).
Броски с дистанции выполняются последовательно от десяти равно удаленных точек, по 2 броска с каждой точки. Точки располагаются симметрично по обе стороны щита на линии, параллельно лицевой, а также проходят через проекцию центра кольца и по линиям под углами 45° и 90° к щиту. Считается число попаданий.
Скоростная техника. При выполнении обводки 3-секундной зоны игроку необходимо обязательно попасть в кольцо; если мяч не попал в кольцо, следует выполнить дополнительные броски до тех пор, пока он не попадет в кольцо. Секундомер останавливается после того, как игрок выполнит упражнения в обратную сторону (левой рукой) и мяч попадет в кольцо. При выполнении ведения следует соблюдать правила игры.
Передача мяча в стену на скорость. Встать на расстоянии 2–3 метра от стены лицом к ней и выполнять передачи мяча двумя руками от груди в стену в течение 20 секунд, стараясь сделать как можно больше передач.
Общефизическая подготовка
нормативы физической подготовки. Первый год обучения
Уровни | прыжок в длину | челночный бег 66,4 м | бег 30 м | бег 1000 м |
Высокий | 145 | 7.2 | 5.9 | 4.10.0 |
Средний | 140 | 8.5 | 6.2 | 4.20.0 |
Достаточный | 135 | 8.7 | 6.8 | 4.30.0 |
нормативы физической подготовки. Второй год обучения
Уровни | прыжок в длину | челночный бег 66,4 м | бег 30 м | бег 1000 м |
Высокий | 190 | 6.2 | 4.9 | 4.10.0 |
Средний | 180 | 6.5 | 5.2 | 4.20.0 |
Достаточный | 170 | 6.7 | 5.4 | 4.30.0 |
нормативы физической подготовки. Третий год обучения
Уровни | прыжок в длину | челночный бег 66,4 м | бег 30 м | бег 1000 м |
Высокий | 220 | 5.7 | 4.5 | 3.50.0 |
Средний | 210 | 6.0 | 4.7 | 4.00.0 |
Достаточный | 200 | 6.2 | 5.0 | 4.20.0 |
нормативы физической подготовки. Четвёртый год обучения
Уровни | прыжок в длину | челночный бег 66,4 м | бег 30 м | бег 1000 м |
Высокий | 240 | 5.0 | 4.2 | 3.20.0 |
Средний | 230 | 5.2 | 4.5 | 3.30.0 |
Достаточный | 220 | 5.5 | 4.8 | 3.40.0 |
Норматив «челночный бег» проводится на баскетбольной площадке. Старт и финиш – с лицевой линии. Спортсмен бежит до линии штрафного броска и возвращается обратно; затем он бежит до центральной линии и возвращается до линии штрафного броска; далее бежит до противоположной линии штрафного броска и возвращается к месту старта.
Проверка знаний правил судейства осуществляется путем привлечения учащихся к судейству внутришкольных соревнований в качестве судей в поле (3-й год обучения), судей на протоколе (2-й год обучения).
Участие в соревнованиях. Учащиеся принимают участие не менее чем в двух соревнованиях в год и проводят не менее 5–7 матчевых встреч.
По окончании прохождения программы учащиеся должны выполнить юношеский разряд по баскетболу и иметь навыки организации и проведения соревнований по баскетболу.
5 Диагностика результатов освоения «Программы» на различных этапах.
Примерные теоретические контрольные вопросы:
1 класс
Что такое баскетбол?
Что такое ведение мяча?
Как занятия баскетболом влияют на организм?
Какие жесты судьи знаете?
Какие предметы используют баскетболисты для физического совершенствования своего тела?
2 класс
Что влияет на здоровье?
Какие разновидности бросков ты знаешь?
Какие физические качества мы развиваем на занятиях?
Что такое остановка?
Техника безопасности на баскетболе?
Какие виды бросков ты знаешь?
Чему учат игры?
3 класс
Здоровый образ жизни включает в себя?
Что такое сила?
Что такое гибкость?
Что такое выносливость?
Назови 3 игры на внимание?
Что такое пульс? ЧСС?
Как измеряют ЧСС?
Что такое финты?
Какие бывают повороты?
Что такое защита и нападение?
4 класс
Здоровье - это: отсутствие болезней; отсутствие физических недостатков; состояние полного духовного, физического, социального благополучия;
Как определить уровень нагрузки во время занятия?
Чем баскетбол отличается от гимнастики?
Какие продукты питания лучше употреблять до и после тренировки?
Питьевой режим до и после занятий.
В какие игры нужно играть на переменах?
Что такое позиционное нападение?
Что такое вырывание, выбивание мяча?
6 Преемственность программы на различных образовательных ступенях.
Преемственность в обучении заключается в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета. Одно из условий в преодолении разрыва между разными ступенями образования является соответствие применяемых методов возрастным особенностям занимающихся, а научной основой для ее решения выступает принцип доступности. Последовательное осуществление преемственности придает обучению перспективный характер, при котором отдельные темы рассматриваются в той взаимосвязи, которая позволяет организовать переход от одного урока к следующему (то есть в системе уроков), от одного года обучения к другому. Таким образом, обеспечивается последовательность и системность в размещении учебного материала, связь и согласование ступеней учебно-воспитательного процесса не только с опорой на предыдущие, но и с ориентировкой на последующие этапы.
7 Индивидуализация и дифференциация обучения.
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.
Разработанные методические таблицы по физической подготовленности учащихся, позволяет определить уровень физического развития учащихся и разделить класс на разноуровневые группы.
По результатам диагностирования класс делим по уровням:
1-ая группа, ученики с высокими физическими способностями (умеют работать с материалом большей сложности и самостоятельно, творчески подходить к решению задач
2-ая группа - учащиеся со средними физическими способностями (выполняют задание первой группы, но с помощью учителя). Чтобы запомнить материал, им необходимы многократные повторения.
3-я группа - учащиеся с низкими физическими способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке). Ученики попадают в разряд “слабых”. Они медлительны, апатичны, не успевают за классом. При отсутствии индивидуального подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе, отстают от класса, хотя на самом деле могут учиться успешно.
Важно, что при дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую, т.е. состав группы не закреплен навсегда. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, способностью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражавшейся в интересе к получению знаний.
Состав групп позволяет адаптировать содержание учебных программ к возможностям конкретных учащихся, помогает разработать педагогическую технологию, ориентированную на “зону ближайшего развитии” каждого школьника, что в свою очередь, создает благоприятные условия для развития личности учащихся, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки.
8 Материально - технические ресурсы
Для полноценной реализации внеурочной программы «Детский баскетбол» необходима организация социального партнёрства образовательного учреждения, семьи, управляющих и общественных структур, спортивно - оздоровительной направленности (спортивных обществ, клубов, профессиональных сообществ, спортивно - оздоровительных центров). А также должны быть привлечены материально - технические ресурсы:
Щиты с кольцами – 2 комплект.
Секундомер – 1 шт.
Стойки для обводки – 6 шт.
Гимнастическая стенка – 6 пролётов.
Гимнастические скамейки – 4 шт.
Гимнастический трамплин – 1 шт.
Гимнастические маты – 6 шт.
Скакалки – 15 шт.
Мячи набивные различной массы – 15 шт.
Гантели различной массы – 15 шт.
Мячи баскетбольные – 15 шт.
Насос ручной со штуцером – 2 шт.
9 Список литературы
9.1Литература для учителя
Основная
Матвеев А.П., Физическая культура 1-4 классы [Текст] / А.П. Матвеев - М: Просвещение, 2009. - 32 с.;
Ковалёва Г.С., Логинова О.Б., Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Г.С.Ковалёва, О.Б. Логинова.-2-е изд., - М. Просвещение, 2010.- 120 с.
Асмолова А.Г., Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст] / А.Г. Асмолова - М: Просвещение, 2010.-221 с.
Баландин, Г. А. Урок физкультуры в современной школе / Г. А. Баландин, Н. Н. Назарова, Т. Н. Казакова. – М. : Советский спорт, 2002.
Ковалько, В. И. Индивидуальная тренировка / В. И. Ковалько. – М. : Советский спорт, 1960.
Коузи, Б. Баскетбол. Концепции и анализ / Б. Коузи, Ф. Пауэр. – М. : ФиС, 1975.
Кузнецов, В. С. Упражнения и игры с мячами / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. – М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.
Ляха В.И. Рабочие программы по физической культуре.
Чернова Е.А, Кузнецов В.С. Упражнения и игры с мячами в системе подготовки баскетболистов.
Чернова Е.А, Кузнецов В.С. Общеразвивающие упражнения в парах для баскетболистов.
Вспомогательная
Одинцова И.Б., Аэробика, шейпинг, стретчинг, калланетика: современные методики. Рекомендации специалиста [Текст] / И.Б.Одинцова - М: Эксмо, 2003. - 160 с.
Бабенкова Е.А, Как помочь детям стать здоровыми. Методическое пособие [Текст] / Е.А. Бабенкова - М: Астрель, 2006. - 208 с.
Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А., Методика преподавания физической культуры 1 -4 классы. Методическое пособие и программа [Текст] / Л.Д. Глазырина, Т.А. Лопатик - М: Владос, 2002. - 208 с.
Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат». (-М.: ТЦ Сфера, 2009)
Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы». (-
М.: ВАКО, 2007)
«Игровые и рифмованные формы физических упражнений». Автор-составитель С.А. Авилова, Т.В. Калинина. (-Волгоград: Учитель, 2008)
Ковалько В.И. «Школа физкультминуток: 1-4 классы». (-М.: ВАКО, 2009)
Петрусинский В.В. «Обучение, тренинг, досуг» (М.: Новая школа, 1998)
Бабушкин В.З. Технико-тактична подготовка юных баскетболистов. К.: Здоровья, 1976.
Баскетбол: Учебник для ин-тов физ. культ. /Под ред. Ю.М. Портнова. - Изд. - З-е. перер. М.: Физкультура и спорт, 1988.
Болвачев Н.В., Гомельский В.А., Луничкии В.Г., Туретаев Г. Особенности высшего спортивного мастерства в баскетболе //Теория и практика физ. культ.-1986.-№6.
Данилов В.А., Волков Н.И., Смирнов Ю.И. Факторная структура специальной работоспособности баскетболистов //Теория и практика физ. культ.-1973.
Еремин Д.А. Факторная структура физической работоспособности юных баскетболистов //Теория и практика физ. культ.-1981.-№8.
Кондрашин В.П., Корягин В.М. Тренировка баскетболистов высших разрядов. - К.: Здоровья, 1978.
Корягин В.М. Структура и содержание современной тренировки баскетболистов: Дисс. докт. пед. наук.-М.:,1994.
Костикова Л.В. Исследование специальной выносливости баскетболистов и совершенствование путей ее развития: Дисс. канд. пед. наук.-М.:,1973.
Левин В.И. Исследование возрастных изменений скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов и экспериментальное обоснование методики их развития: Дисс. канд. пед. наук.-М.:, 1970.
Леонов А.Д., Малый А.А., Баскетбол. - К.: Радянська школа, 1989.
Яхонтов Е.Р., Григорьев Г.Н. Факторная структура начальной подготовки баскетболистов //Теория и практика физ. культ.-1976.-№12.
Яхонтов Е.Р., Лихачев О.Е. Факторная модель структуры индивидуальных защитных действий баскетболистов //Теория и практика физ. культ.-1984.-№3.
Литература для учащихся
Основная
Матвеев А.П., Физическая культура 1 класс. Учебник [Текст] / А.П. Матвеев - М:
Просвещение, 2009. - 111 с.
Матвеев А.П., Физическая культура 2 класс. Учебник [Текст] / А.П. Матвеев - М:
Просвещение, 2010. - 143 с.
Матвеев А.П., Физическая культура 3-4 класс. Учебник [Текст] / А.П. Матвеев -
М: Просвещение, 2008. - 160 с.
Вспомогательная
Скребцова Л., Сркебцова М., Сказочный справочник здоровья. Для детей и их родителей. Т-1., [Текст] / Л. Скребцова, М. Скребцова - М:Амрита-Русь, 2004. - 272 с.
Скребцова Л., Скребцова М., Сказочный справочник здоровья. Для детей и их родителей. Т-2., [Текст] / Л. Скребцова, М. Скребцова - М:Амрита-Русь, 2006. - 224с..
9.2Дополнительная литература:
http://www.fitnesspersona.ru/myachi/uprazhneniya-na-fitbole.html
http://www.honki.ru/2011/08/blog-post_7211.html
http://spletnicam.ru/?p=2453
http://lightmassage.ru/sportzal/uprazhneniya-na-fitbole.php
http://www.dietressa.ru/fizzarjadka/uprazhnenija-na-fitbole/
http://www.okbody.ru/content/20-fitnes/811-uprazhneniya-na-fitbole-dlya-yagodic.html
http://ladysarafan.ru/zdorovie/gimnastika-na-miachie-nieslozhnyie-uprazhnieniia-i-gharantirovannyi-Uspiekh
http://stroiniashka.ru/publ/22-1-0-1120
http://schastie-ryadom.ru/post179726599/
http://school5.bolshoy-beysug.ru/metodicheskie-materialy/fizkultura/155-basketbol-v-nachalnykh-klassakh
http://festival.1september.ru/articles/505449/
http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=530857
Приложение.
26