Рабочая программа учебного предмета
«Физическая кульутра»
(10-11 классы)
Планируемые результаты
Личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Физическая культура» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– определять влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
– знать способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
– знать правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями общей, профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности;
– характеризовать индивидуальные особенности физического и психического развития;
– характеризовать основные формы организации занятий физической культурой, определять их целевое назначение и знать особенности проведения;
– составлять и выполнять индивидуально ориентированные комплексы оздоровительной и адаптивной физической культуры;
– выполнять комплексы упражнений традиционных и современных оздоровительных систем физического воспитания;
– выполнять технические действия и тактические приемы базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
– практически использовать приемы самомассажа и релаксации;
– практически использовать приемы защиты и самообороны;
– составлять и проводить комплексы физических упражнений различной направленности;
– определять уровни индивидуального физического развития и развития физических качеств;
– проводить мероприятия по профилактике травматизма во время занятий физическими упражнениями;
– владеть техникой выполнения тестовых испытаний Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– самостоятельно организовывать и осуществлять физкультурную деятельность для проведения индивидуального, коллективного и семейного досуга;
– выполнять требования физической и спортивной подготовки, определяемые вступительными экзаменами в профильные учреждения профессионального образования;
– проводить мероприятия по коррекции индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств по результатам мониторинга;
– выполнять технические приемы и тактические действия национальных видов спорта;
– выполнять нормативные требования испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);
– осуществлять судейство в избранном виде спорта;
– составлять и выполнять комплексы специальной физической подготовки.
Содержание учебного предмета «Физическая культура»
Общей целью образования в области физической культуры является формирование у обучающихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Освоение учебного предмета направлено на приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Физическая культура» изучается в 10 - 11 классах из расчёта 3 ч в неделю: в 10 классе – 108 часов, в 11 классе – 102 часа. Рабочая программа составлена в преемственности с программой основного общего образования.
Года обучения | Количество часов в неделю | Количество учебных недель | Всего часов за учебный год |
10 класс | 3 | 36 | 108 |
11 класс | 3 | 34 | 102 |
| | | 210 |
Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре в 10–11 классах:
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) |
Класс |
X (ю) | X (д) | XI (ю) | XI (д) |
1 | Знания о физической культуре | В процессе урока |
2 | Способы физкультурной деятельности | В процессе урока |
3 | Физическое совершенствование | 108 | 108 | 102 | 102 |
3.1 | Физкультурно-оздоровительная деятельность | В процессе урока |
3.2 | Спортивно-оздоровительная деятельность | 108 | 108 | 102 | 102 |
3.2.1 | Легкая атлетика | 30 | 30 | 30 | 30 |
3.2.2 | Гимнастика с элементами акробатики | 12 | 12 | 12 | 12 |
3.2.3 | Спортивные игры | 45 | 45 | 39 | 39 |
| Волейбол | 15 | 15 | 15 | 15 |
| Баскетбол | 18 | 18 | 15 | 15 |
| Гандбол | 6 | 6 | 3 | 3 |
| Футбол | 6 | 6 | 6 | 6 |
3.2.4 | Лыжная подготовка | 18 | 18 | 18 | 18 |
3.2.5 | Элементы единоборств | 3 | 3 | 3 | 3 |
3.2.6 | Общеразвивающие упражнения | В процессе урока |
3.3 | Прикладно-ориентированная деятельность | В процессе урока |
| Итого | 108 | 108 | 102 | 102 |
Знания о физической культуре
Социокультурные основы. Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: всесторонность развития личности, укрепление здоровья, физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни, физическая подготовленность к воспроизводству и воспитанию здорового поколения, к активной жизнедеятельности, труду и защите Отечества. Государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Психолого-педагогические основы. Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования физических нагрузок и контроля за ними во время занятий физическими упражнениями профессионально ориентированной и оздоровительно-корригирующей направленности. Основные формы и виды физических упражнений. Понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы составления комплексов упражнений по современным системам физического воспитания. Способы регулирования массы тела, использование корригирующих упражнений для проведения самостоятельных занятий. Представление о соревновательной и тренировочной деятельности. Основные технико-тактические действия и приёмы в игровых видах спорта, совершенствование техники движений в избранном виде спорта. Основы начальной военной физической подготовки, совершенствование основных прикладных двигательных действий (передвижение на лыжах, гимнастика, плавание, лёгкая атлетика) и развитие основных физических качеств (сила, выносливость, быстрота, координация, гибкость, ловкость) в процессе проведения индивидуальных занятий. Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по видам спорта (спортивные игры, лёгкая атлетика, лыжные гонки, гимнастика, плавание). Особенности самостоятельной подготовки к участию в спортивно-массовых соревнованиях. Представление о назначении и особенности прикладной физической подготовки в разных видах трудовой деятельности.
Медико-биологические основы. Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья; поддержание репродуктивных функций человека, сохранение его творческой активности и долголетия. Основы организации двигательного режима (в течение дня, недели и месяца), характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья. Основы техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические мероприятия (гигиенические процедуры, закаливание) и восстановительные мероприятия (водные процедуры, массаж) при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных занятий физической культурой и спортом. Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания), причины их возникновения и пагубное влияние на организм человека, его здоровье, в том числе здоровье детей. Основы профилактики вредных привычек средствами физической культуры и формирование индивидуального здорового стиля жизни.
Закрепление навыков закаливания. Воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, душ, купание в реке, хождение босиком, банные процедуры.
Закрепление приёмов саморегуляции. Повторение приёмов саморегуляции, освоенных в начальной и основной школе. Аутогенная тренировка.
Закрепление приёмов самоконтроля. Повторение приёмов самоконтроля, освоенных ранее.
Способы двигательной (физкультурно-оздоровительной,
спортивно-оздоровительной и прикладной) деятельности
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Организация и планирование самостоятельных занятий физическими упражнениями (самостоятельной оздоровительной тренировки, утренней гимнастики и др.). Закрепление навыков закаливания (воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, душ, купание в реке, хождение босиком, банные процедуры), приобретённых в начальной и основной школе. Выполнение комплексов, составленных из упражнений оздоровительных систем физического воспитания. Контроль за индивидуальным здоровьем на основе методов измерения морфофункциональных показателей по определению массы и длины тела, соотношения роста и веса, кистевой и становой динамометрии, окружности грудной клетки, ЧСС в покое и после физической нагрузки, артериального давления, жизненной ёмкости лёгких, частоты дыхания, физической работоспособности; методов оценки физической подготовленности (выносливости, гибкости, силовых, скоростных и координационных способностей). Ведение дневника контроля собственного физического состояния (признаки утомления разной степени при занятиях физическими упражнениями, показатели физического развития, физической подготовленности и работоспособности).
Спортивно-оздоровительная деятельность
Организация и планирование содержания индивидуальной спортивной подготовки в избранном виде спорта. Способы контроля и регулирования физической нагрузки во время индивидуальных тренировочных занятий. Тестирование физической и технической подготовленности по базовым видам спорта школьной программы.
Прикладная физкультурная деятельность
Умение разрабатывать и применять упражнения прикладной физической подготовки (это связано с будущей трудовой деятельностью и службой в армии (юноши)). Владение различными способами выполнения прикладных упражнений из базовых видов спорта школьной программы.
Физическое совершенствование
Спортивные игры: совершенствование техники передвижений, владения мячом, техники защитных действий, индивидуальных, групповых и командных тактических действий в нападении и защите (баскетбол, волейбол, гандбол, футбол). Развитие двигательных способностей.
Баскетбол
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений. Варианты ловли и передач мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника (в различных построениях). Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника. Варианты бросков мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника. Действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват, накрывание). Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Игра по упрощенным правилам баскетбола. Игра по правилам.
Волейбол
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений. Варианты техники приема и передач мяча. Варианты подач мяча. Варианты нападающего удара через сетку. Варианты блокирования нападающих ударов (одиночное и групповое), страховка. Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Игра по упрощенным правилам волейбола. Игра по правилам.
Гандбол
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений. Варианты ловли и передач мяча. Варианты ведения мяча. Варианты бросков мяча. Действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват). Игра вратаря. Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Игра по упрощенным правилам гандбола. Игра по правилам.
Футбол
Передвижения полевого игрока. Остановки мяча. Ведение мяча. Удары по мячу. Техника вратаря. Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Двухсторонняя игра в футбол.
Гимнастика с элементами акробатики
Совершенствование пройденных в предыдущих классах строевых упражнений. Повороты кругом в движении. Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре, по восемь в движении.
Совершенствование общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами. Комбинации из различных положений и движений рук, ног, туловища на месте и в движении. Упражнения с набивными мячами, гантелями, штангой (юноши). Комбинации упражнений с обручами, скакалкой, большими мячами (девушки).
Освоение и совершенствование висов и упоров. Подъем в упор силой; вис согнувшись, прогнувшись, сзади; сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, угол в упоре, стойка на плечах из седа ноги врозь. Подъем переворотом, подъем разгибом до седа нонги врозь, соскок махом назад (юноши). Толчком ног подъем в упор на верхнюю жердь; толчком двух ног вис углом; равновесие на нижней жерди; упор присев на одной ноге, махом соскок (девушки).
Освоение и совершенствование опорных прыжков. Прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115-120 см (10 кл.) и 120-125 см (11 кл.) (юноши). Прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой (конь в ширину, высота 110 см) (девушки).
Освоение и совершенствование акробатических упражнений. Длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см; стойка на руках с помощью; кувырок назад через стойку на руках с помощью; переворот боком; прыжки в глубину. Комбинации из ранее освоенных элементов (юноши). Сед углом; стоя на коленях наклон назад; стойка на лопатках. Комбинации из ранее освоенных элементов (девушки).
Подготовка к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных ВФСК ГТО. Развитие двигательных способностей. Упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке, гимнастических снарядах. Эстафеты, игры, полосы препятствий с использованием гимнастического инвентаря и упражнений. Лазанье по канату с помощью ног на скорость. Лазанье по гимнастической лестнице, стенке без помощи ног. Подтягивания. Упражнения с гантелями, штангой. Прыжки со скакалкой.
Лёгкая атлетика: совершенствование техники спринтерского, эстафетного, длительного бега, прыжка в высоту и длину с разбега, метаний в цель и на дальность.
Высокий и низкий старт до 40 м. Стартовый разгон. Бег на результат на 100 м. Эстафетный бег. Бег в равномерном и переменном темпе 20-25 мин. (юноши), 15-20 мин. (девушки). Бег на 3000 м (юноши), 2000 м (девушки).
Прыжки в длину с 13—15 шагов разбега. Прыжки в высоту с 9—11 шагов разбега.
Метание мяча весом 150 г с 4—5 бросковых шагов, с полного разбега, на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1 x 1 м) с расстояния 12-14 м (девушки), до 20 м (юноши). Метание гранаты 500 - 700 г с места на дальность, с колена, лежа; с 4—5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние; в горизонтальную цель (2x2 м) с расстояния 12—15 м (юноши). Бросок набивного мяча 3 кг (юноши), 2 кг (девушки) двумя руками из различных исходных положений с места, с одного — четырех шагов вперед-вверх на дальность и заданное расстояние.
Подготовка к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных ВФСК ГТО. Развитие двигательных способностей. Длительный бег, кросс, бег с препятствиями, бег с гандикапом, в парах, группой, эстафеты, варианты челночного бега. Старты из различных и. п., бег с ускорением, с максимальной скоростью, изменением темпа и ритма шагов. Прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных и. п., толкание ядра, набивных мячей. Круговая тренировка.
Лыжная подготовка
10 класс: совершенствование техники переходов с одновременных ходов на попеременные Преодоление подъёмов и препятствий. Прохождение дистанции до 5 км (девушки), и до 6 км (юноши).
11 класс: переход с хода на ход в зависимости от условий дистанци и состояния лыжни. Элементы тактики лыжных гонок: распределение сил, лидирование, обгон, финиширование и др. Прохождение дистанции до 5 км (девушки) и до 8 км (юноши).
Развитие двигательных способностей.
Элементы единоборств: Приёмы самостраховки, приёмы борьбы лёжа, борьбы стоя, учебная схватка. Силовые упражнения и единоборства в парах.
Развитие скоростных, силовых способностей, выносливости, гибкости и координационных способностей осуществляется на основе использования упражнений базовых видов спорта школьной программы.
Тематическое планирование учебного предмета «Физическая культура»
10 класс (108 ч в год, 3 ч в неделю)
№ | Раздел /Тема | Кол-во часов |
| Легкая атлетика | 15 |
1 | Вводный инструктаж. Инструктаж по ТБ на занятиях по лёгкой атлетике. Понятие "здоовье", факторы, от которых оно зависит. Специальные беговые упражнения. Требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов ВФСК ГТО. | 1 |
2 | Повторный бег с высокого старта. Техника спринтерского бега - стартовый разгон. Специальные беговые упражнения. Самоконтроль в процессе занятий физическими упражнениями. | 1 |
3 | Низкий старт до 40 метров. Техника спринтерского бега - финиширование. Правила соревнований по лёгкой атлетике. Тестирование бега на 30 метров. Подготовка к ГТО. Встречная эстафета. | 1 |
4 | Бег с высоким подниманием бедра и последующим выбрасыванием голени. Семенящий бег. Повторный бег с выше средней интенсивностью. | 1 |
5 | Бег 100 метров на результат. Подготовка к ГТО. Эстафета с передачей эстафетной палочки. Самоконтроль в процессе занятий физическими упражнениями. | 1 |
6 | Метание мяча 150 г на дальность и заданное расстояние в горизонтальную и вертикальную цель (1х1м) до 14 м.(д), до 20 м (ю). Специальные беговые упражнения. Эстафеты. Развитие скоростно-силовых качеств. | 1 |
7 | Метание гранаты 500 гр (д) и 700 гр (ю) на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние. Метание в горизонтальную цель, по движущейся цели 2х2 м с 10-15 м (ю). Развитие скоростно-силовых качеств. | 1 |
8 | Метание гранаты 500 гр (д) и 700 гр (ю) на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние. Подготовка к ГТО. Метание в горизонтальную цель, по движущейся цели 2х2 м с 10-15 м (ю). Развитие скоростно-силовых качеств. | 1 |
9 | Специальные беговые упражнения. Комплекс ОРУ. Прыжок в длину с разбега способом "согнув ноги". Развитие скоростно-силовых качеств. Возрастные особенности физического и психического развития. | 1 |
10 | Прыжок в длину с места. Подготовка к ГТО. Комплекс ОРУ. Эстафеты. Терминология прыжков. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств. | 1 |
11 | Тестирование подтягивания, отжимания и наклона вперёд из положения стоя. Подготовка к ГТО. Понятие "физическая нагрузка", способы ее регулирования. | 1 |
12 | Чередование бега с ходьбой. Комплекс ОРУ. Длительный бег до 20 мин. Развитие выносливости. Спортивные игры. | 1 |
13 | Тестирование бега на 1000 метров. Контроль физической нагрузки по ЧСС. Понятие о темпе и объёме упражнения. Развитие выносливости. | 1 |
14 | Чередование бега с ходьбой. Комплекс ОРУ. Бег 2000 м (д) и 3000 м (ю). Подготовка к ГТО. Развитие выносливости. | 1 |
15 | Бросок набивного мяча 2 кг (д) и 3 кг(ю) двумя руками из-за головы, из различных исходных положений на дальность и заданное расстояние. Комплекс ОРУ. Развитие скоростно-силовых качеств. | 1 |
| Спортивные игры. Футбол. | 3 |
16 | Основные правила игры в футбол. Правила техники безопасности. Стойки игрока, остановки, удар по мячу, перемещение и владение мячом, развитие координационных способностей | 1 |
17 | Действия против игрока без мяча и с мячом. Ведение мяча по прямой с изменением направления и скорости движения. Остановка мяча ногой, грудью. | 1 |
18 | Комбинации из основнных элементов техники перемещения и владения мячом. Удары по воротам ногой и головой без и с сопротивлением защитника. Мини-футбол. | 1 |
| Спортивные игры. Волейбол. | 15 |
19 | Инструктаж правил ТБ на занятиях по волейболу. История волейбола. Техника приема и передачи мяча. | 1 |
20 | Комбинация из передвижений и остановок игрока. Верхняя передача мяча. Приём мяча снизу. Верхняя и нижняя подача мяча.Учебная игра. Развитие координационных способностей. | 1 |
21 | Комбинация из передвижений и остановок игрока. Верхняя передача мяча в прыжке. Приём мяча снизу. Верхняя подача мяча. Учебная игра. Развитие координационных способностей. | 1 |
22 | Комбинация из передвижений и остановок игрока. Совершенствование техники приема и передачи мяча. Верхняя подача мяча. Учебная игра. Развитие координационных способностей. | 1 |
23 | Передача мяча сверху стоя спиной к цели. Отбивание мяча кулаком через сетку. Прием мяча. Развитие координационных способностей. | 1 |
24 | Передача мяча сверху стоя спиной к цели. Приём мяча снизу после подачи. Одиночное блокирование. Верхняя прямая подача. Развитие двигательных способностей. Учебная игра. | 1 |
25 | Техника приёма мяча снизу двумя руками в группе после подачи. Приём мяча, отражённого от сетки. Учебная игра. Развитие координационных способностей. | 1 |
26 | Комбинация из передвижений и остановк игрока. Приём мяча после подачи. Подача мяча. Учебная игра. Развитие координационных способностей. | 1 |
27 | Прямой нападающий удар через сетку. Нападение через 3 зону. Одиночное блокирование. Учебная игра. Развитие координационных способностей. | 1 |
28 | Прямой нападающий удар через сетку. Нападение через 3 зону. Подача мяча в заданную зону. Приём мяча снизу после подачи в группе. Учебная игра. | 1 |
29 | Тактика игры в нападении через зону 3. Нижняя и верхняя прямая подача. Приём мяча, отражённого сеткой. Учебная игра. Развитие координационных способностей. | 1 |
30 | Техника нижней и верхней прямой подачи. Тактика игры в нападении через зону 3. Приём мяча снизу в группе. Учебная игра. Развитие координационных способностей. | 1 |
31 | Тактика игры в защите. Тактика игры в нападении через зону 3. Нападающий удар. Групповое блокирование. Подача. Учебная игра. Терминология волейбола. | 1 |
32 | Тактика игры в защите. Тактика игры в нападении через зону 3. Нападающий удар. Групповое блокирование. Подача. Организация судейства. | 1 |
33 | Совершенствование техники и тактики игры в нападении и защите. Подача. Одиночное блокирование. Учебная игра. Развитие координационных способностей. | 1 |
| Легкая атлетика | 3 |
34 | Инструктаж ТБ по легкой атлетике. Прыжок в высоту с 9-11 шагов разбега. Комплекс общеразвивающих упражнений. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств. | 1 |
35 | Прыжок в высоту с 9-11 шагов разбега. Комплекс ОРУ. Правила соревнований. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств. | 1 |
36 | Прыжок в высоту с 9-11 шагов разбега на результат. Правила соревнований. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств. | 1 |
| Гимнастика с элементами акробатики | 12 |
37 | Инструктаж по ТБ на уроках гимнастики. Перестроения из колонны по одному в колонны по два, по четыре, по восемь в движении. Опорный прыжок: прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115-120 см (ю); прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой (конь в ширину, высота 110 см) (д). | 1 |
38 | Строевые упражнения 5-9 кл. Повороты кругом в движении. Комплекс ОРУ без предметов на месте. Опорный прыжок: ноги врозь через коня, в длину (ю), прыжок углом с разбега под углом к снаряду (конь в ширину110 см.) (д). Развитие координационных способностей. | 1 |
39 | Комплекс ОРУ c предметами на месте. Страховка и помощь во время занятий. Опорный прыжок через козла и коня. Развитие двигательных способностей. | 1 |
40 | Опорный прыжок. Упражнения на гимнастическом бревне (д). Основы биомеханики гимнастических упражнений. Развитие двигательных способностей. | 1 |
41 | Строевые упражнения. Подъём в упор силой, подъём перенворотом, вис согнувшись, прогнувшись, сзади (ю). Толчком ног подъём в упор на ВЖ, толчком двух ног вис углом (д). Развитие координациионных способностей. | 1 |
42 | Комплекс ОРУ без предметов в движении. Сгибание и разбегание рук в упоре на брусьях, угол в упоре, стойка на плечах из седа ноги врозь (ю). Равновесие на НЖ, упор присев на одной ноге, махом соскок (д). | 1 |
43 | Комплекс ОРУ c предметами в движении. Подъем переворотом (ю). Подтягивание. Подготовка к ГТО. Упражнения на гимнастической стенке. Развитие силовой выносливости. | 1 |
44 | Совершенствование техники висов и упоров. Отжимания. Подготовка к ГТО. Упражнения на гимнастической стенке. Развитие силовых способностей. | 1 |
45 | Строевые упражнения. Стойка на руках с помощью, кувырок назад через стойку на руках (м). Сед углом, стойка на лопатках (д). Развитие координационных способностей. | 1 |
46 | Комплекс ОРУ. Длинный кувырок через препятствие высотой до 90 см (м). Стоя на коленях наклон назад (д). Кувырок вперёд и назад. Упражнения в равновесии. | 1 |
47 | Комплекс ОРУ. Упражнения 5-9 классов. Совершенствование техники кувырков. Лазанье по канату. Стойки на голове и руках (ю). Эстафеты. Развитие координационных способностей. | 1 |
48 | Дозировка упражнений. Самостраховка. Длинный кувырок. Лазанье по канату. Стойка на голове и руках (м). Стойка на лопатках (д). Развитие координационных способностей. | 1 |
| Лыжная подготовка | 18 |
49-50 | Инструктаж ТБ по лыжной подготовке. Попеременный четырёхшажный и двухшажный ход. Одновременный одношажный ход (стартовый вариант). Эстафета. Развитие выносливости. | 2 |
51 | Комплекс ОРУ. Эстафеты. Имитация лыжных ходов. Эстафеты. Прыжки со скакалкой. Развитие скоростно-силовых качеств. | 1 |
52-53 | Переход с одновременных ходов на попеременные. Коньковый ход. Спуски с пологих склонов. Развитие выносливости. | 2 |
54 | Комплекс ОРУ. Эстафеты. Имитация. Прыжки со скакалкой за 1 мин. Развитие двигательных качеств. | 1 |
55-56 | Переход с одновременных ходов на попеременные. Попеременный четырёхшажный ход. Преодоление подъемов и препятствий. Развитие выносливости. | 2 |
57 | Комплекс ОРУ. Эстафеты. Имитация лыжных ходов. Прыжки со скакалкой за 90 сек. Развитие двигательных качеств. | 1 |
58-59 | Преодоление контруклона. Попеременный четырёхшажный ход. Прохождение дистанции 3 (д) и 5 (ю) км. Подготовка к ГТО. Правила проведения самостоятельных занятий. | 2 |
60 | Комплекс ОРУ. Эстафеты. Имитация лыжных ходов. Прыжки со скакалкой, 2 мин. (количество ошибок). Развитие двигательных качеств. | 1 |
61-62 | Преодоление контруклона. Попеременный четырёхшажный ход. Прохождение дистанции до 5 км (д), до 6 км (ю). Развитие выносливости, координационных способностей. | 2 |
63 | Комплекс ОРУ. Специальные беговые упражнения. Челночный бег 6х10 м. Развитие двигательных качеств. | 1 |
64-65 | Правила самостоятельного выполнения упражнений. Помощь при травмах и обморожениях. Бег на лыжах 3 (д) и 5 (ю) км. Развитие выносливости. | 2 |
66 | Комплекс ОРУ. Эстафеты. Имитация. Поднимание туловища за 60 сек. Подготовка к ГТО. Спортивные игры. Развитие двигательных качеств. | 1 |
| Элементы единоборств | 3 |
67 | Техника безопасности на занятиях по элементам единоборств. Виды единоборств. Стойки и передвижения в стойке. Захваты рук и туловища. | 1 |
68 | Стойки и передвижения. Захваты рук и туловища. Освобождение от захватов. Приёмы борьбы за выгодное положение. | 1 |
69 | Борьба за предмет. Упражнения по овладению приёмами самостраховки. Силовые упражнения и единоборства в парах. | 1 |
| Спортивные игры. Баскетбол. | 18 |
70 | Инструктаж по ТБ на занятиях по баскетболу. Стойка и передвижение игрока. Ведение мяча с изменением высоты отскока и направления движения. Передачи мяча различными способами. Развитие координационных способностей. | 1 |
71 | Сочетание приёмов передвижений и остановок игрока. Ловля и передача мяча разными способами на месте и в движении в парах и тройках. Учебная игра. | 1 |
72 | Ведение мяча в движении по прямой с сопротивлением. Ловля и передача мяча в движении с сопротивлением. Учебная игра. Развитие координационных способностей. | 1 |
73 | Ведение мяча с изменением скорости и направления с сопротивлением, ведущей и неведущей рукой. Правила баскетбола. Развитие координационных способностей. | 1 |
74 | Бросок мяча из опорного положения с отклонением туловища. Бросок мяча двумя руками от головы со средней дистанции. Развитие координационных способностей. | 1 |
75 | Бросок мяча с места и в движении, в прыжке со средней дистанции с сопротивлением. Штрафной бросок. Учебная игра. Развитие координационных способностей. | 1 |
76 | Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ловли, с сопротивлением. Штрафной бросок. Личная защита. Развитие координационных способностей. | 1 |
77 | Сочетание приёмов: ведение, передача, бросок. Бросок мяча со средней дистанции одной и двумя руками, в движении после ловли с сопротивлением. | 1 |
78 | Перехват мяча. Вырывание и выбивание мяча. Позиционное нападение и личная защита. Передача мяча различными способами в парах и тройках. Учебная игра. | 1 |
79 | Вырывание и выбивание мяча. Передача мяча различными способами в парах и тройках, с сопротивлением. Учебная игра. Развитие координационных способностей. | 1 |
80 | Сочетание приёмов: ведение, передача, бросок. Передачи различными способами. Роль двигательных действий в развитии памяти, внимания и мышления. Эстафеты. | 1 |
81 | Индивидуальные действия в защите: вырывание и выбивание, накрытие броска. Подтягивание. Подготовка к ГТО. Эстафеты. Учебная игра. Развитие координационных способностей. | 1 |
82 | Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4, 5:5 на одну корзину. Штрафной бросок. Развитие координационных способностей. | 1 |
83 | Сочетание приемов: ведение, передача, бросок. Игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3. Передача мяча в тройках со сменой мест. Штрафной бросок. Учебная игра. | 1 |
84 | Позиционное нападение и личная защита. Бросок мяча с места и в движении, в прыжке. Штрафной бросок. Учебная игра. Развитие координационных способностей. | 1 |
85 | Индивидуальные действия в защите: вырывание и выбивание, накрытие броска. Штрафной бросок. Учебная игра. Развитие координационных способностей. | 1 |
86 | Взаимодействие трёх игроков. Взаимодействие двух игроков в нападении и защите через "заслон". Позиционное нападение и личная защита. Учебная игра. | 1 |
87 | Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3. Передача мяча в тройках со сменой мест. Ведение мяча с сопротивлением. Развитие координационных способностей. | 1 |
| Спортивные игры. Гандбол. | 6 |
88 | Техника безопасности на занятиях по гандболу. Правила гандбола. Стойки и перемещения. Остановка прыжком. Ловля и передача двумя руками на месте и в движении. Ловля катящегося мяча. | 1 |
89 | Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Ведение мяча с изменением скорости и направления, ведущей и неведущей рукой. Бросок мяча в движении. | 1 |
90 | Ведение мяча с изменением скорости и направления, ведущей и неведущей рукой. Бросок мяча сверху, снизу и сбоку согнутой и прямой рукой. Игра вратаря. | 1 |
91 | Комбинации: ведение, передача, бросок. Нападение быстрым прорывом. Перехват мяча. Вырывание и выбивание. Семиметровый штрафной бросок. | 1 |
92 | Совершенствование тактики игры. Нападение быстрым прорывом. Взаимодействие двух игроков в защите через "заслон". Перехват мяча. Игра вратаря. | 1 |
93 | Совершенствование индивидуальной техники защиты. Совершенствование тактики игры. Игра гандбол. | 1 |
| Спортивные игры. Футбол. | 3 |
94 | Инструктаж ТБ по футболу. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений. Удары по мячу ногой и головой. Развитие координационных способностей. | 1 |
95 | Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Позиционное нападение с изменением позиций игроков. Комбинации элементов. Игра вратаря. Мини-футбол. Правила игры. | 1 |
96 | Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Удары по мячу ногой и головой без и с сопротивлением защитника. Мини-футбол. | 1 |
| Легкая атлетика | 12 |
97 | Инструктаж по ТБ. Высокий и низкий старт до 40 метров. Комплекс ОРУ. Эстафетный бег. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств. Подготовка к ГТО. | 1 |
98 | Бег 30 м. Сдача норматива. Эстафетный бег. Стартовый разгон. Финиширование. Специальные беговые упражнения. Измерение результатов. Спортивные игры. Развитие скоростно-силовых качеств. Подготовка к ГТО | 1 |
99 | Бег 60 м. Подготовка к ГТО. Эстафетный бег. Фазы спринтерского бега. Специальные беговые упражнения. Доврвачебная помощь при травмах. Спортивные игры. | 1 |
100 | Бег 100 м. Сдача норматива. Подготовка к ГТО. Эстафетный бег. Стартовый разгон. Финиширование. Специальные беговые упражнения. Измерение результатов. Спортивные игры. | 1 |
101 | Прыжок в длину с разбега способом "согнув ноги". Подготовка к ГТО. Комплекс ОРУ. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств. | 1 |
102 | Прыжок в длину с места. Сдача норматива. Подготовка к ГТО. Специальные беговые упражнения. Комплекс ОРУ. Эстафеты. Спортивные игры. Развитие скоростно-силовых качеств. | 1 |
103 | Метание малого мяча на дальность с разбега в коридор 10 метров. Метание мяча 150 гр. в горизонтальную и вертикальную цель 1х1м. до 14 м (д), до 20 м(ю). Развитие скоростно-силовых качеств. Подготовка к ГТО. | 1 |
104 | Бег в равномерном темпе. Комплекс общеразвивающих упражнений. Бег 1000 метров. Развитие выносливости. Спортивные игры. | 1 |
105 | Метание гранаты 500 гр (д) и 700 гр (ю) на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние. Метание в горизонтальную цель, по движущейся цели 2х2 м. с 10-15 м (ю). Подготовка к ГТО. Развитие скоростно-силовых качеств, выносливости. | 1 |
106 | Бросок набивного мяча 2 кг (д) и 3 кг (ю) двумя руками из-за головы, на дальность. Комплекс ОРУ. Спортивные игры. Развитие скоростно-силовых качеств. | 1 |
107 | Чередование бега с ходьбой. Комплекс ОРУ. Бег 2000 м (д), 3000 м (ю). Подготовка к ГТО. Измерение результатов. Специальные беговые упражнения. Развитие выносливости. | 1 |
108 | Специальные беговые упражнения. Комплекс ОРУ. Спортивные игры. Развитие скоростно-силовых качеств. | 1 |
| ИТОГО | 108 |