Рабочая программа
по физической культуре
для 1-4 класса
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования, примерной программы начального общего образования по физической культуре и авторской программы В.И. Лях «Физическая культура» 1-4 классы – М.Просвещение, 2016г
Программа по физической культуре для обучающихся 1-4 классов разработана в соответствии с основными нормативными документами:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы) (утверждён приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373; в ред. приказов от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011г. № 2357) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протоколом от 8 апреля 2015 года № 1/15 (точка входа http://минобрнауки.рф/документы/543/файл/227/poop_noo_reestr.doc);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 8 июня 2015 года № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253)
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО МБОУ Кочетовской СОШ приказ № 125 от 01.09.2020 г.
Положение о дистанционном обучении в МБОУ Кочетовская СОШ (Протокол № 4 от 23.03.2020 г., приказ № 61 от 27.03.2020 г.)
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Физическая культура» реализует основные цели: формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физической культурой.
Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач:
• укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
• формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
• овладение школой движений;
• развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
• формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;
• выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
• формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
• приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
• воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Планируемые результаты
1 класс
Личностные результаты
формирование внутренней позиции школьника;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
оценивать правильность выполнения действия;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные
осуществлять анализ выполненных действий;
активно включаться в процесс выполнения заданий;
выражать творческое отношение к выполнению упражнений.
Коммуникативные
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия.
Предметные
Учащиеся научатся:
ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»;
выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
играть в подвижные игры;
выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
выполнять строевые упражнения
демонстрировать уровень физической подготовленности
Учащиеся получат возможность научиться:
характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья;
способам и особенностям движений и передвижений человека;
изменять направления и скорость движения различными способам;
составлению и соблюдению режима дня и соблюдению личной гигиены;
составлению комплексов утренней зарядки;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
2 класс.
Личностные результаты
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания,
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях,
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей,
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты
Регулятивные
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
умение организовать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации мест занятий;
умение технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности;
умение видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека.
Познавательные
формирование умений осознанного построения речевого высказывания в устной форме;
отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
формирование действия моделирования;
осмысление самостоятельного выполнению упражнений в оздоровительных формах занятий;
осознание важности физической нагрузки для развития основных физических качеств;
осознание важности самостоятельного выполнения упражнений дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз;
осмысление техники выполнения разучиваемых заданий и упражнений.
Коммуникативные
рассказывать о зарождении древних Олимпийских игр;
высказывать собственное мнение о влиянии занятий физической культурой на воспитание характера человека;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, в команде.
выражать собственное эмоциональное отношение к разным видам спорта;
Предметные
Учащиеся научатся:
определять уровень развития физических качеств (силы, быстроты, гибкости);
вести наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью;
выполнять закаливающие водные процедуры (обтирание);
выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки;
выполнять комплексы упражнений для развития точности метания малого мяча;
выполнять комплексы упражнений для развития равновесия.
Учащиеся получат возможность научиться:
правилам выполнения закаливающих процедур,
общим правилам определения уровня развития физических качеств;
выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
3 класс
Личностные результаты
положительное отношение к урокам физической культуры;
понимание значения физической культуры для укрепленья здоровья человека;
мотивация к выполнению закаливающих процедур.
познавательной мотивации к истории возникновения физической культуры;
положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов;
уважительного отношения к физической культуре как важной части общей культуры;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Регулятивные
понимать цель выполняемых действий;
выполнять действия, руководствуясь инструкцией учителя;
адекватно оценивать правильность выполнения задания; использовать технические приёмы при выполнении физических упражнений;
анализировать результаты выполненных заданий по заданным критериям (под руководством учителя);
вносить коррективы в свою работу.
продумывать последовательность упражнений, составлять комплексы упражнений утренней гимнастики;
объяснять, какие технические приёмы были использованы при выполнении задания;
самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленные на развитие физических качеств;
координировать взаимодействие с партнёрами в игре;
организовывать и проводить подвижные игры во время прогулок и каникул.
Познавательные
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
различать, группировать подвижные и спортивные игры;
характеризовать основные физические качества;
группировать игры по видам спорта;
проводить водные закаливающие процедуры (обливание под душем)
осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
устанавливать взаимосвязь между занятиями физической культурой и воспитанием характера человека
Коммуникативные
рассказывать о физической культуре и ее содержании у народов древней Руси, о разновидностях физических упражнений: общеразвивающих, подводящих и соревновательных, об особенностях игры футбол, баскетбол, волейбол
высказывать собственное мнение о влиянии занятий физической культурой на воспитание характера человека;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, в команде.
выражать собственное эмоциональное отношение к разным видам спорта;
задавать вопросы уточняющего характера по выполнению физических упражнений;
понимать действия партнёра в игровой ситуации.
Предметные
Учащиеся научатся:
составлять и выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости и координации;
выполнять комплексы общеразвивающих и подводящих упражнений для освоения технических действий игры в футбол, баскетбол и волейбол;
проводить закаливающие процедуры (обливание под душем).
Учащиеся получат возможность научиться:
подсчитывать частоту сердечных сокращений при выполнении физических упражнений с разной нагрузкой;
составлять правила элементарных соревнований, выявлять лучшие результаты в развитии силы, быстроты и координации в процессе соревнований;
вести наблюдения за показателями частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
4 класс
Личностные результаты
формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Регулятивные
овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
формировать умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
формировать способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
определять цель учебной деятельности и пути ее достижения;
адекватно оценивать собственное поведение.
Познавательные
формировать умение планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
осуществлять поиск средств достижения цели и задачи учебной деятельности;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные
Учащиеся научатся:
характеризовать роль и значение закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;
ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми, соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями;
измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой;
упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
оценивать величину нагрузки по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных физических качеств;
выполнять организующие строевые команды и приёмы;
выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (низкие перекладина и брусья, напольное гимнастическое бревно);
выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объёма);
выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
Учащиеся получат возможность научиться:
выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и военной деятельностью;
планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности;
вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах;
сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
играть в баскетбол, футбол и перестрелку по упрощённым правилам;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
выполнять, передвижения на лыжах;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
Содержание учебного предмета, курса
1 класс.
Раздел 1. Основы знаний о физической культуре- 3 ч
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Возникновение физической культуры у древних людей. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание, ходьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения человека. Режим дня и личная гигиена.
Способы физкультурной деятельности
Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки. Подвижные игры во время прогулок: правила организации и проведения игр, выбор одежды и инвентаря. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища.
Раздел 2.Легкая атлетика-20ч
Свободный, непринужденный бег; перебежка небольшими группами (5 – 6 чел.) по прямой на расстоянии до 15 м.; бег с сохранением правильной осанки; бег по «кочкам», или размеченным участкам дорожки (ширина разметки 60 – 80 см); бег в чередовании с ходьбой до 250 м; бег из различных исходных положений (стоя, сидя, лежа); равномерный бег парами, группами на расстояние до 100 м; бег в медленном темпе до 1 мин;
Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперед), из разных исходных положений и с разным положением рук.
Прыжки: на месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; запрыгивание на горку из матов и спрыгивание с нее.
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками из-за головы, от груди.
Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную цель, в стену.
Раздел 3. Лыжная подготовка -20ч
Переноска и надевание лыж; ступающий и скользящий шаг без палок и с палками; повороты переступанием; подъёмы и спуски под уклон; передвижение на лыжах до 1 км.
Раздел 4.Гимнастика с основами акробатики-24ч
Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте стой!»; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге.
Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа в группировке и обратно (с помощью); перекаты из упора присев назад и боком.
Гимнастические упражнения прикладного характера: передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре; ползание и переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания поочередно перемахом правой и левой ногой, переползания; танцевальные упражнения (стилизованные ходьба и бег); хождение по наклонной гимнастической скамейке.
Раздел 5.Подвижные игры-32ч
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «У медведя во бору», «Раки», «Тройка», «Бой петухов», «Совушка», «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей» и т.д.; игровые задания с использованием строевых упражнений типа: «Становись — разойдись», «Смена мест».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву», «Кто быстрее», «Горелки», «Рыбки», «Салки на болоте», «Пингвины с мячом», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний»,«Перестрелка», «Встречная эстафета», «День и ночь».
2 класс
Раздел1. Основы знаний о физической культуре-3ч
Возникновение первых спортивных соревнований. Появление мяча, упражнений и игр с мячом. История зарождения древних Олимпийских игр. Физические упражнения, их отличие от естественных движений. Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Закаливание организма (обтирание).
Способы физкультурной деятельности
Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закаливающих процедур; выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие, совершенствующих точность броска малого мяча. Подвижные игры и занятия физическими упражнениями во время прогулок. Измерение длины и массы тела.
Раздел2.Легкая атлетика-25 ч
Бег широким шагом; на носках; в «коридорчике» шириной 30 – 40 см; на носках в «коридорчике» с различным положением рук (на пояс, к плечам, в стороны, согнуты в локтях); бег с изменением направления, обегая расставленные предметы; из различных положений: из упора на коленях; из упора присев; из положения сидя спиной к направлению бега; из положения лежа на животе, головой к направлению бега; ногами к направлению бега; из положения лежа на спине, головой к направлению бега; ногами к направлению бега; бег в чередовании с ходьбой в до 300 м; в медленном темпе до 1,5 мин;по слабо пересеченной местности; кросс до 1 км; эстафеты на отрезках до 30 м.
Бег: равномерный бег с последующим ускорением, челночный бег 3 х 10 м, бег с изменением частоты шагов.
Броски большого мяча снизу из положения стоя и сидя из-за головы.
Метание малого мяча на дальность из-за головы.
Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 100°, по разметкам, через препятствия; в высоту с прямого разбега; со скакалкой.
Раздел 3 . Лыжная подготовка-20 ч
Строевые команды с лыжами и на лыжах; скользящий шаг с палками; повороты переступанием; одновременные ходы (бесшажный, одношажный, двухшажный); подъёмы и спуски с небольших склонов; передвижение на лыжах до 1,5 км.
Раздел 4.Гимнастика с основами акробатики-24 ч
Организующие команды и приемы: повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»; перестроение по двое в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом».
Акробатические упражнения из положения лежа на спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в группировке; из стойки на лопатках полупереворот назад в стойку на коленях.
Гимнастические упражнения прикладного характера: танцевальные упражнения, упражнения на низкой перекладине — вис на согнутых руках, вис стоя спереди, сзади, зависом одной, двумя ногами.
Раздел 5.Подвижные игры-30ч
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Волна», «Неудобный бросок», «Конники-спортсмены», «Отгадай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», эстафеты типа: «Веревочка под ногами», «Эстафеты с обручами».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Точно в мишень», «Вызов номеров», «Шишки – желуди – орехи», «Невод», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Космонавты», «Мышеловка»,«Подними предмет».
На материале раздела «Спортивные игры»:
Футбол: остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками, с обводкой стоек; остановка катящегося мяча внутренней частью стопы; подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Слалом с мячом», «Футбольный бильярд», «Бросок ногой».
Баскетбол: специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста, приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу; подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне».
Волейбол: подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче; специальные движения — подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища; подвижные игры: «Волна», «Неудобный бросок».
.
3 класс
Раздел 1. Основы знаний о физической культуре-3 ч
Физическая культура у народов Древней Руси. Связь физических упражнений с трудовой деятельностью. Виды физических упражнений (подводящие, общеразвивающие, соревновательные). Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол. Физическая нагрузка и ее влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Закаливание организма (обливание, душ).
Способы физкультурной деятельности
Освоение комплексов общеразвивающих физических упражнений для развития основных физических качеств. Освоение подводящих упражнений для закрепления и совершенствования двигательных действий игры в футбол, волейбол, баскетбол. Развитие выносливости во время лыжных прогулок. Измерение частоты сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений. Проведение элементарных соревнований.
Раздел 2.Легкая атлетика-25 ч
Прямолинейный бег по «коридору» шириной до 30 см; бег с преодолением препятствий (набивные мячи); бег через барьеры высотой до 50 см; бег на носках; с высоким подниманием бедра; в «коридорчике» (расстояние между линиями 80 – 110 см); с прыжками через условные рвы, через 4 – 5 шагов;
бег с ускорением; в медленном темпе до 500 м; ходьба и бег по слабо пересеченной местности; повороты во время бега; кросс до 1,5 км; эстафеты на отрезках до 50 м;
Прыжки в длину и высоту с прямого разбега, согнув ноги.
Раздел 3.Лыжная подготовка-20ч
Одновременные ходы (бесшажный, одношажный, двухшажный); попеременный двухшажный ход без палок и с палками; подъём «полуёлочкой», «ёлочкой», «лесенкой»; спуски в основной, высокой и низкой стойках; передвижение на лыжах до 2 км равномерной скоростью.
Раздел 4. Гимнастика с основами акробатики-24 ч
Акробатические упражнения: кувырок назад до упора на коленях и до упора присев; мост из положения лежа на спине; прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения.
Гимнастические упражнения прикладного характера: лазанье по канату (3 м) в два и три приема; передвижения и повороты на гимнастическом бревне.
Раздел 5 .Подвижные игры-30 ч
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Парашютисты», «Догонялки на марше», «Увертывайся от мяча».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Защита укрепления», «Стрелки», «Кто дальше бросит», «Ловишка, поймай ленту», «Метатели».
На материале раздела «Лыжная подготовка»: «Быстрый лыжник», «За мной».
На материале спортивных игр:
Футбол: удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 м, длиной до 7 – 8 м) и вертикальную (полоса шириной 2 м, длиной 7 – 8 м) мишень; ведение мяча между предметами и с обводкой предметов; подвижные игры: «Передал — садись», «Передай мяч головой».
Баскетбол: специальные передвижения, остановка прыжком с двух шагов, ведение мяча в движении вокруг стоек («змейкой»), ловля и передача мяча двумя руками от груди; бросок мяча с места; подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка баскетбольных мячей».
Волейбол: прием мяча снизу двумя руками; передача мяча сверху двумя руками вперед-вверх; нижняя прямая подача; подвижные игры: «Не давай мяча водящему», «Круговая лапта».
4 класс
Раздел 1. Основы знаний о физической культуре-3 ч
История развития физической культуры в России в XVII – XIX вв., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии. Физическая подготовка и ее связь с развитием систем дыхания и кровообращения. Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины отягощения. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Закаливание организма (воздушные и солнечные ванны, купание в естественных водоемах).
Способы физкультурной деятельности:
Простейшие наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовкой. Определение нагрузки во время выполнения утренней гимнастики по показателям частоты сердечных сокращений. Составление акробатических и гимнастических комбинаций из разученных упражнений. Проведение игр в футбол и баскетбол по упрощенным правилам. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.
Раздел 2.Легкая атлетика-25ч
Бег по пересеченной местности; кросс до 2 км; подвижные игры; эстафеты на отрезках до 60 м.
Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание».
Низкий старт.
Стартовое ускорение.
Финиширование.
Раздел 3. Лыжная подготовка-20ч
Одновременные ходы (бесшажный, одношажный, двухшажный); попеременный двухшажный ход; спуски с пологих склонов; торможение «плугом» и упором; повороты переступанием в движении; подъём «лесенкой» и «ёлочкой»; передвижение на лыжах до 2, 5 км
Раздел 4. Гимнастика с основами акробатики-24ч
Акробатические упражнения: акробатические комбинации, например: мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе с опорой на руки, прыжком в упор присев; кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок вперед до исходного положения, кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.
Гимнастические упражнения прикладного характера: опорный прыжок через гимнастического козла — с небольшого разбега толчком о гимнастический мостик прыжок в упор стоя на коленях, переход в упор присев и соскок вперед; из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом «вперед ноги».
Раздел 5.Подвижные игры-30ч
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: задания на координацию движений типа: «Веселые задачи», «Запрещенное движение» (с напряжением и расслаблением мышц звеньев тела).
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Подвижная цель».
На материале раздела «Лыжные гонки»: «Куда укатишься за два шага».
На материале раздела «Плавание»: «Торпеды», «Гонка лодок», «Гонка мячей», «Паровая машина», «Водолазы», «Гонка катеров».
На материале спортивных игр:
Футбол: эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнеру, игра в футбол по упрощенным правилам («Мини-футбол»).
Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки; прыжок с двух шагов; эстафеты с ведением мяча и бросками его в корзину, игра в баскетбол по упрощенным правилам («Мини-баскетбол»).
Волейбол: передача мяча через сетку (передача двумя руками сверху, кулаком снизу); передача мяча с собственным подбрасыванием на месте после небольших перемещений вправо, вперед, в парах на месте и в движении правым (левым) боком, игра в «Пионербол».
Тематический план
1 класс
№ | Содержание | Количество часов |
1 | Основы знаний о физической культуре. | 3ч и в процессе уроков |
2 | Легкая атлетика. | 26ч |
3 | Лыжная подготовка | 20ч |
4 | Гимнастика с элементами акробатики | 24ч |
5 | Подвижные игры. | 26ч. |
| Итого : | 99ч. |
2 класс |
№ | Содержание | Количество часов |
1 | Основы знаний о физической культуре. | 3 ч и в процессе уроков |
2 | Легкоатлетические упражнения. | 25 ч. |
3 | Гимнастика с элементами акробатики. | 20 ч. |
4 | Лыжная подготовка. | 24 ч. |
5 | Подвижные игры с элементами спортивных игр. | 30 ч. |
| Итого : | 102 ч. |
3 класс |
№ | Содержание | Количество часов |
1 | Основы знаний о физической культуре | 3 ч и в процессе уроков |
2 | Легкоатлетические упражнения | 25 ч. |
3 | Гимнастика с элементами акробатики | 20 ч. |
4 | Подвижные игры с элементами спортивных игр | 24 ч. |
5 | Лыжная подготовка | 30 ч. |
| Итого: | 102ч. |
4 класс |
№ | Содержание | Количество часов |
1 | Основы знаний о физической культуре. | 3 ч и в процессе уроков |
2 | Легкоатлетические упражнения | 25 ч. |
3 | Гимнастика с элементами акробатики | 20 ч. |
4 | Подвижные игры с элементами спортивных игр | 24 ч. |
5 | Лыжная подготовка | 30 ч. |
| Итого: | 102ч |