СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5 класс А.И. Алексеев «Полярная звезда»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 5 класс А.И. Алексеев «Полярная звезда»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класс А.И. Алексеев «Полярная звезда»»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

для учащихся 5 класса

на 2024 - 2025 учебный год





Составитель:Раднаев Ч.Д.,

учитель географии





Улан-Удэ,

2024 г.




Раздел 1. Географическое изучение Земли


Введение. География — наука о планете Земля

Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Как география изучает объекты, процессы и явления. Географические методы изучения объектов и явлений. Древо географических наук.

Практическая работа

1. Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных.

Тема 1. История географических открытий

Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Путешествие Пифея. Плавания финикийцев вокруг Африки. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности. Появление географических карт.

География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия М. Поло и А. Никитина.

Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Нового света — экспедиция Х. Колумба. Первое кругосветное плавание — экспедиция Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий. Карта мира после эпохи Великих географических открытий.

Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая русская кругосветная экспедиция (Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева — открытие Антарктиды).

Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Географические открытия Новейшего времени.

Практические работы

1. Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды.

2. Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по предложенным учителем вопросам.


Раздел 2. Изображения земной поверхности

Тема 1. Планы местности

Виды изображения земной поверхности. Планы местности. Условные знаки. Масштаб. Виды масштаба. Способы определения расстояний на местности. Глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности. Изображение на планах местности неровностей земной поверхности. Абсолютная и относительная высоты. Профессия топограф. Ориентирование по плану местности: стороны горизонта. Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные, исторические и транспортные планы, планы местности в мобильных приложениях) и области их применения.

Практические работы

1. Определение направлений и расстояний по плану местности.

2. Составление описания маршрута по плану местности.

Тема 2. Географические карты

Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и меридианы. Экватор и нулевой меридиан. Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота, их определение на глобусе и картах. Определение расстояний по глобусу.

Искажения на карте. Линии градусной сети на картах. Определение расстояний с помощью масштаба и градусной сети. Разнообразие географических карт и их классификации. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Изображение на физических картах высот и глубин. Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей. Сходство и различие плана местности и географической карты. Профессия картограф. Система космической навигации. Геоинформационные системы.

Практические работы

1. Определение направлений и расстояний по карте полушарий.

2. Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим координатам.


Раздел 3. Земля — планета Солнечной системы


Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Форма, размеры Земли, их географические следствия.

Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле.

Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.

Практическая работа

1. Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географической широты и времени года на территории России.


Раздел 4. Оболочки Земли


Тема 1. Литосфера — каменная оболочка Земли

Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Строение земной коры: материковая и океаническая кора. Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы.

Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа. Движение литосферных плит. Образование вулканов и причины землетрясений. Шкалы измерения силы и интенсивности землетрясений. Изучение вулканов и землетрясений. Профессии сейсмолог и вулканолог. Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних и внутренних процессов. Виды выветривания. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил.

Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Планетарные формы рельефа — материки и впадины океанов. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по высоте, высочайшие горные системы мира. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа, крупнейшие по площади равнины мира.

Человек и литосфера. Условия жизни человека в горах и на равнинах. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы.

Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Острова, их типы по происхождению. Ложе Океана, его рельеф.

Практическая работа

1. Описание горной системы или равнины по физической карте.

Заключение

Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности»

Сезонные изменения продолжительности светового дня и высоты Солнца над горизонтом, температуры воздуха, поверхностных вод, растительного и животного мира.

Практическая работа

1. Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой.





ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


5 КЛАСС


  • Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки;

  • приводить примеры методов исследования, применяемых в географии;

  • выбирать источники географической информации (картографические, текстовые, видео и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических открытий и важнейших географических исследований современности;

  • интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках;

  • различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;

  • описывать и сравнивать маршруты их путешествий;

  • находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;

  • различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;

  • описывать и сравнивать маршруты их путешествий;

  • находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;

  • определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам, географические координаты по географическим картам;

  • использовать условные обозначения планов местности и географических карт для получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

  • применять понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок», «ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • различать понятия «план местности» и «географическая карта», параллель» и «меридиан»;

  • приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;

  • объяснять причины смены дня и ночи и времён года;

  • устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений; описывать внутреннее строение Земли;

  • различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и «горная порода»;

  • различать понятия «материковая» и «океаническая» земная кора;

  • различать изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую земную кору;

  • показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли;

  • различать горы и равнины;

  • классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;

  • называть причины землетрясений и вулканических извержений;

  • применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита», «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

  • применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения познавательных задач;

  • распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания;

  • классифицировать острова по происхождению;

  • приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;

  • приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира;

  • приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу;

  • приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия полезных ископаемых в своей местности;

  • представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в различной форме (табличной, графической, географического описания).


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС

п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


Раздел 1. Географическое изучение Земли

1.1

Введение. География - наука о планете Земля

2

0

0.5

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38

1.2

История географических открытий

7

0

4

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38

Итого по разделу

9


Раздел 2. Изображения земной поверхности

2.1

Планы местности

5

0

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38

2.2

Географические карты

5

0

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38

Итого по разделу

10


Раздел 3. Земля - планета Солнечной системы

3.1

Земля - планета Солнечной системы

4

0

0.5

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38

Итого по разделу

4


Раздел 4. Оболочки Земли

4.1

Литосфера - каменная оболочка Земли

7

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38

Итого по разделу

7


Заключение

1

0

0.5

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38

Резервное время

3

3

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3

10.5




ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС

п/п


Тема урока


Количество часов

Дата изучения


Электронные цифровые образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


1

Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления

1

0

0.5


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650186

2

Представления о мире в древности. Практическая работа "Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по предложенным учителем вопросам"

1

0

0.5


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8865041a

3

География в эпоху Средневековья

1

0

0.5


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650528

4

Эпоха Великих географических открытий

1

0

0.5


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650640

5

Первое кругосветное плавание. Карта мира после эпохи Великих географических открытий

1

0

0.5


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650776

6

Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии

1

0

0.5


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650924

7

Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая русская кругосветная экспедиция

1

0

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650b04

8

Географические исследования в ХХ в. Географические открытия Новейшего времени. Практическая работа "Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды"

1

0

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650c26

9

Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Форма, размеры Земли, их географические следствия

1

0

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88651d92

10

Движения Земли. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния

1

0

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88652008

11

Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги

1

0

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886521c0

12

Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле. Практическая работа "Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географической широты и времени года на территории России"

1

0

0.5


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886522ec

13

Резервный урок. Обобщающее повторение. Контрольная работа по теме "Земля — планета Солнечной системы"

1

1

0



14

Виды изображения земной поверхности. Планы местности. Условные знаки

1

0

0.5


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650d70

15

Масштаб. Способы определения расстояний на местности. Практическая работа "Определение направлений и расстояний по плану местности"

1

0

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650f0a

16

Изображение на планах местности неровностей земной поверхности. Абсолютная и относительная высоты. Профессия топограф

1

0

0.5


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88651252

17

Ориентирование по плану местности. Разнообразие планов и области их применения. Практическая работа "Составление описания маршрута по плану местности"

1

0

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8865139c

18

Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты

1

0

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886514b4

19

Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и меридианы. Географические координаты. Практическая работа "Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим координатам"

1

0

0.5


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886516bc

20

Определение расстояний по глобусу. Искажения на карте. Определение расстояний с помощью масштаба и градусной сети. Практическая работа "Определение направлений и расстояний по карте полушарий"

1

0

0.5


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886519be

21

Разнообразие географических карт и их классификации. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Изображение на физических картах высот и глубин

1

0

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88651ad6

22

Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей. Система космической навигации. Геоинформационные системы. Профессия картограф

1

0

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88651bf8

23

Резервный урок. Обобщающее повторение. Контрольная работа по разделу "Изображения земной поверхности"

1

1

0



24

Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин. Внутреннее строение Земли

1

0

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8865240e

25

Строение земной коры. Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород

1

0

0.5


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886525b2

26

Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа. Движение литосферных плит. Образование вулканов и причины землетрясений. Профессии сейсмолог и вулканолог

1

0

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88652724

27

Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних и внутренних процессов. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил

1

0

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88652972

28

Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Практическая работа "Описание горной системы или равнины по физической карте"

1

0

0.5


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88652bf2

29

Человек и литосфера

1

0

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88652d50

30

Рельеф дна Мирового океана. Острова, их типы по происхождению

1

0

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88652e68

31

Резервный урок. Контрольная работа по теме "Литосфера — каменная оболочка Земли"

1

1

0



32

Географические методы изучения объектов и явлений. Практическая работа "Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных"

1

0

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886502ee

33

Сезонные изменения. Практическая работа «Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой»

1

0

0.5


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88652f9e

34

Глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности

1

0

0.5


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88651090

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3

11.5