1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
В ходе преподавания геометрии в 8 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт: планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов; решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения; исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач; ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства; проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В результате изучения курса геометрии 8 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0° до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
2.Содержание учебного предмета
Четырехугольники (18 часов)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция, виды и свойства трапеции. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Теоремы о средней линии треугольника и трапеции. Теоремы Фалеса и Вариньона. Симметрия четырехугольников и других фигур.
Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией. Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.
Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.
Площадь. Теорема Пифагора. (18часов)
Равносоставленные многоугольники. Понятие площади многоугольника. Площади квадрата, прямоугольника, параллелограмма, треугольника и трапеции. Теорема об отношении двух треугольников, имеющих по равному углу. Теорема Пифагора. Обратная терема Пифагора. Приложения теоремы Пифагора. Формула Герона.
Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.
Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата. Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
Подобные треугольники (24 часа)
Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем: обобщение теоремы Фалеса, теоремы Чевы и Менелая. Замечательные точки треугольника и их свойства. Метод подобия в задачах на построение .Понятие о подобии произвольных фигур Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Значения синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников.
Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии .Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон. Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение. В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Окружность (17 часов)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности. Касательная к кривой линии. Взаимное расположение окружности. Углы, связанные с окружностью: центральные и вписанные углы, углы между хордами и секущими. Теорема о квадрате касательной. Вписанная и описанная окружности. Формула Эйлера. Теорема Птолемея. Вневписанные окружности.
Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника. В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач. Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника. Формула Эйлера. Теорема Птолемея. Вневписанные окружности.
Векторы (15 часов)
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Деление отрезка в данном отношении. Центр масс системы точек Применение векторов к решению задач и доказательству теорем.
Цель: научить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число). На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач.
Повторение. Решение задач. (6 часов)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.
3.Календарно-тематическое планирование
| 3 часа в неделю, всего 102 часа |
Номера уроков | Кол-во часов | Тема урока | Дата | Примечания: |
Четырехугольники. (18 часов) |
1 ,2 | 2 | Ломаная. Многоугольник. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Свойства диагоналей четырёхугольника. | | |
3, 4, 5 | 3 | Параллелограмм, признаки и свойства параллелограмма. | | |
6,7 | 2 | Прямоугольник. Ромб. Квадрат | | |
8,9,10 | 3 | Трапеция, виды и свойства | | |
11,12 | 2 | Средние линии треугольника и трапеции | | |
13,14,15 | 3 | Теорема Фалеса и Вариньона | | |
16,17 | 2 | Симметрия четырёхугольников и других фигур. | | |
18 | 1 | Контрольная работа №1 "Четырехугольники" | | |
Площадь. Теорема Пифагора.(18 часов) |
19 | 1 | Понятие площади. Свойства площади. Равносоставленные и равновеликие фигуры. | | |
20,21 | 2 | Площадь квадрата, прямоугольника | | |
22,23 | 2 | Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции. | | |
24 | 1 | Отношение площадей двух треугольников, имеющих по равному углу. |
| |
25,26 | 2 | Площадь ромба, многоугольника. | | |
27,28,29 | 3 | Теорема Пифагора. | | |
30 -33 | 4 | Приложение теоремы Пифагора. | | |
34,35 | 2 | Формула Герона | | |
36 | 1 | Контрольная работа №2 "Площади". | | |
Подобные треугольники (24 часа) |
37 | 1 | Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников. |
| |
38 | 1 | Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников. |
| |
39,40 | 2 | Три признака подобия треугольников | | |
41 – 43 | 3 | Применение подобия к доказательству теоремы: обобщение теоремы Фалеса, теоремы Чевы и Менелая. |
| |
44,45 | 2 | Применение подобия к решению задач. | | |
46 | 1 | Замечательные точки треугольника и их свойства | | |
47 -49 | 3 | Метод подобия в задачах на построение | | |
50 | 1 | Понятие о подобии произвольных фигур. | | |
51 | 1 | Контрольная работа №3 "Признаки подобия треугольников". |
| |
52,53 | 2 | Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника | | |
54 -56 | 3 | Значение синуса, косинуса, тангенса некоторых углов. | | |
57 - 59 | 3 | Решение прямоугольных треугольников | | |
60 | 1 | Контрольная работа №4 "Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника". | | |
Окружность.(21 час) |
61 | 1 | Взаимное расположение прямой и окружности | | |
62 | 1 | Касательная к окружности | | |
63 | 1 | Касательная к кривой линии. | | |
64,65 | 2 | Взаимное расположение двух окружностей | | |
66-69 | 4 | Углы, связанные с окружностью: центральные и вписанные, между хордами и секущими. | | |
70 | 1 | Теорема о квадрате касательной | | |
71,72 | 2 | Вписанные и описанные окружности | | |
73 | 1 | Формула Эйлера | | |
74 | 1 | Теорема Птолемея | | |
75,76,77 | 3 | Вневписанные окружности | | |
78,79 | 2 | Решение задач по теме: «Окружность» | | |
80 | 1 | Контрольная работа №5 "Окружность". | | |
81 | 1 | Анализ контрольной работы. Решение задач. | | |
Векторы (15 часов) |
82,83 | 2 | Понятие вектора. Равенство векторов. | | |
84,85 | 2 | Сложение и вычитание векторов. | | |
86 | 1 | Умножение векторов на число. | | |
87 -89 | 3 | Разложение векторов по двум неколлинеарным векторам. | | |
90 – 92 | 3 | Деление отрезка в данном отношении. | | |
93 | 1 | Центр масс системы точек. | | |
94,95 | 2 | Применение векторов к решению задач и доказательству теорем. | | |
96 | 1 | Контрольная работа №6 по теме: «Векторы». | | |
97 - 102 | 6 | Повторение. Решение задач. (6 часов) |