СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии 8 класс (углубленное изучение)

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа рассчитана на  углубленное изучение курса геометрии в 8 классе. Распределение часов и тем соответствует изложению материала согласно учебнику по геометрии автора Атанасян Л.С..

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии 8 класс (углубленное изучение)»

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета 

В ходе преподавания геометрии в 8 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт: планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов; решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения; исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач; ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства; проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

В результате изучения курса геометрии 8 класса обучающиеся должны:

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);  в том числе: для углов от 0° до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них;  находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).



2.Содержание учебного предмета

Четырехугольники (18 часов)

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция, виды и свойства трапеции. Пря­моугольник, ромб, квадрат, их свойства. Теоремы о средней линии треугольника и трапеции. Теоремы Фалеса и Вариньона. Симметрия четырехугольников и других фигур.

Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осе­вой или центральной симметрией. Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.

Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразо­вание плоскости, а как свойства геометрических фигур, в част­ности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как дви­жений плоскости состоится в 9 классе.

Площадь. Теорема Пифагора. (18часов)

Равносоставленные многоугольники. Понятие площади многоугольника. Площади квадрата, прямоуголь­ника, параллелограмма, треугольника и трапеции. Теорема об отношении двух треугольников, имеющих по равному углу. Теорема Пи­фагора. Обратная терема Пифагора. Приложения теоремы Пифагора. Формула Герона.

Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычисле­нии площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, па­раллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из глав­ных теорем геометрии — теорему Пифагора.

Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квад­рата. Нетрадиционной для школьного курса является теорема об от­ношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство призна­ков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.

Подобные треугольники (24 часа)

Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников.  Отношение площадей подобных треугольников. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем: обобщение теоремы Фалеса, теоремы Чевы и Менелая. Замечательные точки треугольника и их свойства. Метод подобия в задачах на построение .Понятие о подобии произвольных фигур Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Значения  синуса, косинуса   и тангенса  острого угла прямоугольного треуголь­ника. Решение прямоугольных треугольников.

Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии .Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорцио­нальность сходственных сторон. Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.

На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках  в  прямоугольном  треугольнике.   Дается  представление о методе подобия в задачах на построение. В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Окружность (17 часов)

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности. Касательная к кривой линии. Взаимное расположение окружности. Углы, связанные с окружностью: центральные и вписанные углы, углы между хордами и секущими. Теорема о квадрате касательной. Вписанная и описанная окружности. Формула Эйлера. Теорема Птолемея. Вневписанные окружности.

Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника. В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач. Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.  Формула Эйлера. Теорема Птолемея. Вневписанные окружности.

Векторы (15 часов)

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Деление отрезка в данном отношении. Центр масс системы точек  Применение векторов к решению задач и доказательству теорем.

Цель: научить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и па­раллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число). На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач.

Повторение. Решение задач. (6 часов)

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.

























3.Календарно-тематическое планирование


 3 часа в неделю, всего 102 часа

Номера уроков

Кол-во часов

Тема урока

Дата

Примечания:

Четырехугольники. (18 часов)

1 ,2

2

Ломаная. Многоугольник. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Свойства диагоналей четырёхугольника.



3, 4, 5

3

Параллелограмм, признаки и свойства параллелограмма.



6,7

2

Прямоугольник. Ромб. Квадрат



8,9,10

3

Трапеция, виды и свойства



11,12

2

Средние линии треугольника и трапеции



13,14,15

3

Теорема Фалеса и Вариньона



16,17

2

Симметрия четырёхугольников и других фигур.



18

1

Контрольная работа №1 "Четырехугольники"



Площадь. Теорема Пифагора.(18  часов)

19

1

Понятие площади. Свойства площади. Равносоставленные и равновеликие фигуры.



20,21

2

Площадь квадрата, прямоугольника



22,23

2

Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции.



24

1

Отношение площадей двух треугольников, имеющих по равному углу.





25,26

2

Площадь ромба, многоугольника.



27,28,29

3

Теорема Пифагора.



30 -33

4

Приложение теоремы Пифагора.



34,35

2

Формула Герона



36

1

Контрольная работа №2 "Площади".



Подобные треугольники (24 часа)

37

1

Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников.





38

1

Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников.





39,40

2

Три признака подобия треугольников



41 – 43

3

Применение подобия к доказательству теоремы: обобщение теоремы Фалеса, теоремы Чевы и Менелая.





44,45

2

Применение подобия к решению задач.



46

1

Замечательные точки треугольника и их свойства



47 -49

3

Метод подобия в задачах на построение



50

1

Понятие о подобии произвольных фигур.



51

1

Контрольная работа №3 "Признаки подобия треугольников".





52,53

2

Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника



54 -56

3

Значение синуса, косинуса, тангенса некоторых углов.



57 - 59

3

Решение прямоугольных треугольников



60

1

Контрольная работа №4 "Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника".



Окружность.(21  час)

61

1

Взаимное расположение прямой и окружности



62

1

Касательная к окружности



63

1

Касательная к кривой линии.



64,65

2

Взаимное расположение двух окружностей



66-69

4

Углы, связанные с окружностью: центральные и вписанные, между хордами и секущими.



70

1

Теорема о квадрате касательной




71,72

2

Вписанные и описанные окружности



73

1

Формула Эйлера



74

1

Теорема Птолемея



75,76,77

3

Вневписанные окружности



78,79

2

Решение задач по теме: «Окружность»



80

1

Контрольная работа №5 "Окружность".



81

1

Анализ контрольной работы. Решение задач.



Векторы (15 часов)

82,83

2

Понятие вектора. Равенство векторов.



84,85

2

Сложение и вычитание векторов.



86

1

Умножение векторов на число.



87 -89

3

Разложение векторов по двум неколлинеарным векторам.



90 – 92

3

Деление отрезка в данном отношении.



93

1

Центр масс системы точек.



94,95

2

Применение векторов к решению задач и доказательству теорем.



96

1

Контрольная работа №6 по теме: «Векторы».



97 - 102

6

Повторение. Решение задач. (6 часов)