Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Домашовская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано: Утверждено:
Зам. директора по УР Директор МБОУ – «Домашовская СОШ"
Е.Н.Фомина
________________ ______________ Н. П. Корягина
«___»______2018г. «___»_______2018г.
Рабочая программа
по исследовательской деятельности
Класс11
Учитель: Бугакова Светлана Юрьевна
соответствие занимаемой должности
с.Домашово
2018-2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с:
1. Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования .
2. Региональным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования «О базисном учебном плане образовательных организаций Брянской области». Региональный компонент содержания образования направлен на реализацию основных направлений образовательной политики субъекта РФ.
3. Учебным планом образовательного учреждения .
Программа в 10 классе рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю) и на 34 часа в год (1 час в неделю) в 11 классе и ориентирована на перспективу формирования навыков самостоятельной проектно-исследовательской деятельности на ступени старшей школы, на формирование социокультурных компетенций школьников.
Цель данного курса определяется принципиальным подходом к пониманию гуманитарного образования, формирования компетентности учащихся в области исследовательской деятельности как способе познания всемирной истории и истории родного края. В содержание гуманитарного образования входит введение учащихся в мир этической культуры (духовных ценностей, проблем, традиций), в мир искусства (т.е. готовность ориентироваться в мире текстов, литературных и музыкальных и произведений живописи), в мир народной культуры (изучение и художественное осмысление культуры народов и этносов Брянщины, ее историю формирования, проблемы и национальную специфику), формирование у учащихся готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этических и эстетических ценностей, проблем.
Данная цель реализуется в ходе решения
задач:
-обучение алгоритмам выполнения исследования, написания и представления исследовательской работы;
- формирование ноосферного мышления;
- интеллектуальное, творческое и личностное развитие учащихся;
- воспитание гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовную культуру;
- развитие творческих способностей учащихся и осознанного выбора исследовательской деятельности как для дальнейшей формы обучения в ВУЗах, так и на протяжении всей жизни учащихся.
В содержании данного курса выделяются теоретический и прикладной аспекты. Поскольку курс направлен на расширение интереса учащихся к изучению вопросов исторического краеведения на базе индивидуальной исследовательской деятельности, то наряду с традиционными формами занятий (лекция, урок, объяснения нового материала и т.д.) будут использоваться интерактивные уроки-семинары, деловые игры, экскурсии, уроки-практикумы и тестирование, а также тренинги и разные формы индивидуальной работы.
Приоритетная роль при изучении данного курса отводится развитию следующих умений и видов деятельности:
- работа с разными источниками информации, в том числе и с помощью компьютерных технологий, оценка их содержания;
- самопрезентация и публичные выступления, составление аналитических справок, написание рефератов;
- ведение научно-исследовательской работы, в которой реализуются следующие
задачи:
• диагностика творческого и интеллектуального потенциала, склонностей и интересов к исследовательской деятельности;
• развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей;
• формирование навыков исследовательской деятельности;
• выбор направления деятельности, использование экспериментов и исследовательских методик: разделение видов исследования; целеполагание и построение рабочей гипотезы; использование социальных экспериментов и исследовательских методик; анализ результатов, формирование выводов;
• развитие коммуникативных способностей.
Описание места предмета «Исследовательская деятельность» в учебном плане
Согласно учебному плану на 2018-2019 учебный год МБОУ «Домашовская СОШ» на изучение предмета «Исследовательская деятельность» в 10 классе отводится 35 часов (по 1 часу в неделю), в 11 классе 34 часа. Т.к. урок 25 в 11 классе выпадает на 8 марта, то урок 25 уплотняю с уроком 24; Урок 32 на 10 мая, то урок 32 уплотняю с уроком 33. Общее количество по курсу в 11 классе – 34 часа. Фактически-32 часа.
Формы контроля: защита исследовательского проекта.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», статьи 58 «Промежуточная аттестация обучающихся», Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
Промежуточная аттестация по Исследовательской деятельности в 10-11 классах проводится в конце учебного года в форме защиты исследовательского проекта.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Принципы:
• интегральность — объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости, развитию психологической сферы;
• непрерывность — процесс длительного профессионально- ориентирующего образования воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;
• межпредметное многопрофильное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.
Основное направление проектной и исследовательской деятельности в 10 классе:
• История личности
• История семьи
• История рода
• История организации и учреждения
• История дома
• История малой Родины
предполагающее историко-краеведческие исследования.
Содержательными компонентами курса, кроме знаний, являются социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, система гуманистических и демократических ценностей.
В целях продолжения изучения краеведческого материала и гражданско-патриотического воспитания учащихся в рамках курса «Брянский край» исследовательская деятельность учащихся охватывает материал по истории Брянского края в 10 классе с древнейших времен до конца XIX века, в 11 классе – XX века.
Используемый учебно-методический комплект:
1.Голованова В.И., Карбонович О.В., Лупоядова Л.Ю., Якимович И.Г.. Проектная и исследовательская деятельность. – Методическое пособие.-Брянск: Издательство « Курсив», 2012.
2. История Брянского края. ХХ век. Крашенинников В.В. -Издательство Клинцовской городской типографии,- 2003.
3. История Брянского края (с древнейших до конца 19 века). Учебно- методическое пособие для учителей школ и студентов. /под общей редакцией Е.А.Шинакова.- Брянск: Курсив- 2012 г.
4. История Брянского края. Методическое пособие для учителей. Гражданско – правовое образование.г. Брянск, -2006 год.
5. Брянщина через века. Электронный учебник. Брянск,2003.
Содержание курса
10 класс
Раздел 1. Введение.
Исследование как открытие нового знания. Основные характеристики исследовательских умений. Актуализация исследовательской потребности учащихся. Каменный век на территории Брянщины. Знакомство с алгоритмом выполнения научного исследования. Введение к учебно-исследовательской работе. Брянский край в эпоху бронзы и железа. Постановка цели и определения задач. Брянщина в эпоху Великого переселения народов. Проблема. Гипотеза. Заселение славянами Брянщины.
Раздел 2. Организация исследовательской деятельности.
Парадоксы в истории возникновения Брянска. Письменные исторические источники. Методика работы в ГАБО. Оформление бланков-заказов. Методика работы с текстом летописи «Повесть временных лет». В составе Киевской Руси. Иерархия уровней креативной постановки вопросов. Брянский край в эпоху Древнерусского государства. Причинно-следственные связи в истории. Брянский край в XIII-XIVвв. Умозаключения. Суждения. Выводы. Брянщина в составе Литовского государства. Исторические тексты. Структурирование текста. Культура Брянского края X-XV вв. Метафора. Схемы и пиктограммы. Хозяйство, земледелие и население в XVI-XVII вв. составление опорных конспектов. Брянщина в Смутное время. Презентация опорных конспектов.
Раздел 3. Основы библиотечно-библиографической грамотности.
Обоснованность выбора темы исследовательской работы. Обзор проблемных вопросов по истории. Брянщина в XIII-XIX вв. Методология написания текста исследовательской работы, составления плана. Общие правила работы с информационными источниками. Оформление сносок, списка литературы. Создание введения к научно-исследовательской работе литературного образа. Встреча и консультация со специалистами. Выполнения текста исследовательской работы. Формулировка вывода по результатам собственных исследований. Подготовка и оформление приложения к работе. Схемы. Таблицы. Фотоматериалы. Архивные справки. Встреча с консультантами и специалистами в выбранной сфере. корректировка исследовательской части работы. Защита текста работы. Анализ работ. Самооценка.
Содержание курса
11 класс
Социальный смысл, значение и функции научного исследования.
Значение научного исследования на примере темы «Брянский край в начале XX в.».
Источники познания. Поиск источников познания на примере темы «Брянщина в огне революции».
Приемы и методы мышления. Брянщина в годы Гражданской войны.
Теория и гипотеза. Выдвижение гипотезы в ходе изучения темы «Брянщина в 20-е годы».
Модели и моделирование в научном познании. Брянщина в 30-е годы.
Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Изучение темы «Брянщина в годы Великой Отечественной войны» на различных уровнях познания.
Постановка проблемы. Определение цели и задач исследования. Определение проблемы, цели и задач исследования на примере темы «Брянщина в годы Великой Отечественной войны».
Основные понятия, анализ объекта исследования. Объект исследования на примере темы «Брянщина в годы Великой Отечественной войны».
Выдвижение рабочих гипотез. Составление плана. Составление плана по теме «Брянская область в середине-второй половине XX века».
Работа с литературой и другими источниками информации. Составление библиографического списка по теме «Брянская область в середине-второй половине XX века».
Общие правила работы с информационными источниками. Оформление сносок, списка литературы.
Требования к надежности исследования. Научное предвидение. Брянщина с середины 1980-х годов до конца века.
Исследовательские проекты. Этика исследователя.
Подготовка и оформление приложения к работе (схемы, таблицы, фотоматериалы, архивные справки).
Встреча с консультантами и специалистами в выбранной сфере.
Корректировка исследовательской части работы.
Защита работ.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса «Исследовательская деятельность» учащиеся должны
знать/понимать:
• основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
• структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.
уметь:
• формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
• составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
• выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
• определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
• работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
• выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования;
• оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
• рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы;
• наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;
• описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;
• проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты;
• проводить измерения с помощью различных приборов;
• выполнять письменные инструкции правил безопасности;
• оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.
По окончании изучения курса учащиеся должны владеть понятиями: абстракция, анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, дедукция, закон, индукция, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент.
Тематическое планирование по исследовательской деятельности в 11 классе.
№ урока | Кол-во уроков | Дата план-я | Дата факт-я | Тема урока | |
1 | 1 | 05.09.18. | | Социальный смысл, значение и функции научного исследования. | |
2 | 1 | 12.09.18 | | Значение научного исследования на примере темы «Брянский край в начале XX в.». | |
3 | 1 | 19.09.18 | | Источники познания. | |
4 | 1 | 26.09.18 | | Поиск источников познания на примере темы «Брянщина в огне революции». | |
5 | 1 | 03.10.18 | | Приемы и методы мышления. | |
6 | 1 | 10.10.18 | | Брянщина в годы Гражданской войны. | |
7 | 1 | 17.10.18 | | Теория и гипотеза. | |
8 | 1 | 24.10.18 | | Выдвижение гипотезы в ходе изучения темы «Брянщина в 20-е годы». | |
9 | 1 | 07.11.18 | | Модели и моделирование в научном познании. | |
10 | 1 | 14.11.18 | | Брянщина в 30-е годы. | |
11 | 1 | 21.11.19 | | Эмпирический и теоретический уровни научного познания. | |
12 | 1 | 28.11.18 | | Изучение темы «Брянщина в годы Великой Отечественной войны» на различных уровнях познания. | |
13 | 1 | 05.12.18 | 12.12.18 | Постановка проблемы. Определение цели и задач исследования. | |
14 | 1 | 12.12.18 | 17.12.18 | Определение проблемы, цели и задач исследования на примере темы «Брянщина в годы Великой Отечественной войны». | |
15 | 1 | 19.12.18 | | Основные понятия, анализ объекта исследования. | |
16 | 1 | 26.12.18 | | Объект исследования на примере темы «Брянщина в годы Великой Отечественной войны». | |
17 | 1 | 16.01.19 | | Выдвижение рабочих гипотез. Составление плана. | |
18 | 1 | 18.01.19 | | Выдвижение рабочих гипотез. Составление плана. | |
19 | 1 | 25.01.19 | | Составление плана по теме «Брянская область в середине-второй половине XX века». | |
20 | 1 | 01.02.19 | | Работа с литературой и другими источниками информации. | |
21 | 1 | 08.02.19 | | Составление библиографического списка по теме «Брянская область в середине-второй половине XX века». | |
22 | 1 | 15.02.19 | | Общие правила работы с информационными источниками. Оформление сносок, списка литературы. | |
23 | 1 | 22.02.19 | | Оформление сносок, списка литературы. | |
24 25 | 1 1 | 01.03.19 | 01.03.19 | Требования к надежности исследования. Научное предвидение. Брянщина с середины 1980-х годов до конца века. | |
08.03.19 | |
26 | 1 | 15.03.19 | | Исследовательские проекты. Этика исследователя. | |
27 | 1 | 22.03.19 | | Подготовка и оформление приложения к работе (схемы, таблицы, фотоматериалы, архивные справки). | |
28 | 1 | 05.04.19 | | Оформление приложения к работе (схемы, таблицы, фотоматериалы, архивные справки). | |
29 | 1 | 12.04.19 | | Встреча с консультантами и специалистами в выбранной сфере | |
30
31 | 1 | 19.04.19 | | Оформление приложения к работе.
Корректировка исследовательской части работы. | |
1 | 26.04.19 | | |
32 33 | 1 | 10.05.19 | 17.05.19 | Защита исследовательских и проектных работ Защита исследовательских и проектных работ | |
1 | 17.05.19 | |
34 | 1 | 24.05.19 | | Подведение итогов работ исследовательской и проектной деятельности. | |
|
Аннотация к рабочим программам основного общего образования учебного предмета «Исследовательская деятельность» (история Брянского края) для 10-11 классов на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа по предмету «Исследовательская деятельность» (истори Брянского края) (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с:
1. Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования .
2. Региональным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования «О базисном учебном плане образовательных организаций Брянской области». Региональный компонент содержания образования направлен на реализацию основных направлений образовательной политики субъекта РФ.
3. Учебным планом образовательного учреждения .
Цель данного курса определяется принципиальным подходом к пониманию гуманитарного образования, формирования компетентности учащихся в области исследовательской деятельности как способе познания всемирной истории и истории родного края. В содержание гуманитарного образования входит введение учащихся в мир этической культуры (духовных ценностей, проблем, традиций), в мир искусства (т.е. готовность ориентироваться в мире текстов, литературных и музыкальных и произведений живописи), в мир народной культуры (изучение и художественное осмысление культуры народов и этносов Брянщины, ее историю формирования, проблемы и национальную специфику), формирование у учащихся готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этических и эстетических ценностей, проблем.
Данная цель реализуется в ходе решения
задач:
-обучение алгоритмам выполнения исследования, написания и представления исследовательской работы;
- формирование ноосферного мышления;
- интеллектуальное, творческое и личностное развитие учащихся;
- воспитание гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовную культуру;
- развитие творческих способностей учащихся и осознанного выбора исследовательской деятельности как для дальнейшей формы обучения в ВУЗах, так и на протяжении всей жизни учащихся.
В содержании данного курса выделяются теоретический и прикладной аспекты. Поскольку курс направлен на расширение интереса учащихся к изучению вопросов исторического краеведения на базе индивидуальной исследовательской деятельности, то наряду с традиционными формами занятий (лекция, урок, объяснения нового материала и т.д.) будут использоваться интерактивные уроки-семинары, деловые игры, экскурсии, уроки-практикумы и тестирование, а также тренинги и разные формы индивидуальной работы.
Приоритетная роль при изучении данного курса отводится развитию следующих умений и видов деятельности:
- работа с разными источниками информации, в том числе и с помощью компьютерных технологий, оценка их содержания;
- самопрезентация и публичные выступления, составление аналитических справок, написание рефератов;
- ведение научно-исследовательской работы, в которой реализуются следующие
-задачи:
• диагностика творческого и интеллектуального потенциала, склонностей и интересов к исследовательской деятельности;
• развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей;
• формирование навыков исследовательской деятельности;
• выбор направления деятельности, использование экспериментов и исследовательских методик: разделение видов исследования; целеполагание и построение рабочей гипотезы; использование социальных экспериментов и исследовательских методик; анализ результатов, формирование выводов;
• развитие коммуникативных способностей.
Согласно учебному плану на 2018-2019 учебный год МБОУ «Домашовская СОШ» на изучение предмета «Исследовательская деятельность» в 10 классе отводится 35 часов (по 1 часу в неделю), в 11 классе 34 часа.
Используемый учебно-методический комплект:
1.Голованова В.И., Карбонович О.В., Лупоядова Л.Ю., Якимович И.Г.. Проектная и исследовательская деятельность. – Методическое пособие.-Брянск: Издательство « Курсив», 2012.
2. История Брянского края. ХХ век. Крашенинников В.В. -Издательство Клинцовской городской типографии,- 2003.
3. История Брянского края (с древнейших до конца 19 века). Учебно- методическое пособие для учителей школ и студентов. /под общей редакцией Е.А.Шинакова.- Брянск: Курсив