Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» 7 класс»
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 7 классе составлена в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:
- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 42».
- Учебного плана и локальных нормативных актов ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 42»
- и методических разработок логопедов-практиков Ястребовой А.В., Ефименковой Г.Г., Лалаевой Р.И.
Рабочая программа определяет структуру и содержание работы по профилактике и коррекции дизорфографии среди учащихся 7 классов (вариант 1) ГКОУ Ростовской области «Ростовская специальная школа-интернат № 42, учитывает особенности и структуру нарушения письменной речи учащихся 7 классов, отражает современные подходы по предупреждению и коррекции дизорфографии.
Занятия проводятся с учащимися 7 классов (Вариант 1), имеющих нарушения чтения и письма 2 раза в неделю по 40 минут в группе.
Срок реализации программы -1 год.
Цель:
Предупреждение неуспеваемости, обусловленной трудностью в усвоении орфографических правил на письме.
Задачи:
восполнить недостатки развития грамматического строя речи.
восполнить недостатки развития лексического строя речи.
учить дифференцировать и применять орфограммы на основе исторического и морфемного принципов.
(орфограммы корня, приставки)
учить дифференцировать и применять орфограммы на основе морфологического принципа.
После комплексной углубленной диагностики речи учащихся 7 класса было выявлено, что у большинства детей в анамнезе отмечена задержка речевого развития. Нарушения речи имеет сложную структуру и стойкий характер. В целом речь страдает как функциональная система.
Отмечается нечеткая дифференциация сходных по артикуляции и произношению звуков: звонких и глухих, твердых и мягких согласных.
У учащихся - низкая успеваемость по русскому языку. При письме наблюдается большое количество дисграфических ошибок: замена букв, пропуски гласных и согласных букв при их стечении, слитное написание предлогов, затруднение в выделении границ предложения. Также имеется искажение морфологической структуры слова, страдает функция словоизменения и словообразования.Ученики не могут применить правило правописания на практике, зная его. У всех учащихся отмечается нарушение фонематического слуха, нарушение лексико-грамматического строя речи, бедность словарного запаса. В речи наблюдаются аграмматизмы. Связная речь характеризуется несформированностью умений и навыков связно излагать свои мысли. У учащихся отмечается низкий уровень сформированности навыка чтения.
По результатам диагностики сформированы группы:
Занятие | № | Понедельник | Вторник |
Групповое | 1. | | |
2. | | |
3. | | |
№ пп | Содержательные линии | Содержание программы | Планируемые результаты |
I. | Диагностическое обследование | Обследование младших школьников с дизорфографией: Учебно-метод. пособие. ч. 1 / Авт.-сост. О.И. Азова. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007. | Личностные результаты сформированностьадекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; проявлениеготовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты выполнять языковой анализ и синтез слова на программном материале 7 класса; - правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные звуки на конце слов; - писать слова с двойными согласными, слова с разделительным мягким знаком ; - производить фонетический разбор; - правильно писать слова с безударными гласными в корне - точно использовать слова различных частей речи, активно пользоваться различными способами словообразования; - выделять изученные орфограммы («ошибкоопасные» места); - уметь пользоваться орфографическими алгоритмами. |
II. | Коррекционная работа |
| Повторение раннее изученных орфограмм. Работа на фонетическом уровне. Работа на синтаксическом уровне. | Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы. Разделительные мягкий и твёрдый знаки в словах. Правописание безударных гласных в словах. Правописание звонких и глухих согласных в словах. Анализ и комментирование орфограмм корня. Развитие умения подбирать ряд однокоренных слов. Развитие умения подбирать проверочные слова на изученные орфограммы. Предложение. Распространенные и нераспространённые предложения. Однородные члены предложения. Обращение. Его место в предложении. |
| Работа на морфологическом уровне | Состав слова (корень, окончание, приставка, суффикс, окончание); образование слов с помощью приставок; образование слов с помощью суффиксов. Анализ и комментирование орфограмм приставок. Анализ и комментирование орфограмм корня. Правописание гласных в корне и других морфемах. Правописание согласных в корне. Сложные слова с соединительными гласными: о-е. правописание сложных слов, их морфемный разбор. |
| Работа на лексическом уровне | Части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение).Анализ и комментирование орфограмм имени существительного. Анализ и комментирование орфограмм имени прилагательного. Анализ и комментирование орфограмм глагола. Правописание личных местоимений. |
| Работа на синтаксическом уровне | Предложения простые и сложные. Главные члены предложения. Грамматическая основа. Простое предложение с однородными членами без союзов и с одиночным союзом: и. Простое предложение с союзами и ,а, но. Сложное предложение с союзами и, а, но. |
| Работа над развитием связной речи и коммуникативных навыков. | Пересказ текста по вопросам, по плану. Изложение коротких текстов. Сочинения коротких текстов на заданную тему. Деловое письмо. |
Ш. | Итоговая диагностика | Диагностика по итогам коррекционных занятий. |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Дата |
I. 1 | Диагностическое обследование | | |
II. | Коррекционная работа | | |
II.1 | Повторение раннее изученных орфограмм. | | |
| Работа на фонетическом уровне. | | |
2 | Звуки и буквы. | | |
| Работа на синтаксическом уровне. | | |
3 | Предложение | | |
II.2 | Коррекционная работа на морфологическом уровне. | | |
4 | Состав слова. Морфемный разбор. | | |
5 | Правописание гласных в корне и других морфемах. | | |
6 | Правописание согласных в корне. | | |
7 | Сложные слова с соединительными гласными: о-е. правописание сложных слов, их морфемный разбор. | | |
II.3 | Коррекционная работа на лексическом уровне. | | |
8 | Имя существительное. | | |
9 | 1-е склонение существительных в единственном числе. | | |
10 | 2-е склонение существительных в единственном числе. | | |
11 | 3-е склонение существительных в единственном числе. | | |
12 | Имя прилагательное. | | |
13 | Склонение прилагательных мужского и среднего рода | | |
14 | Склонение прилагательных женского рода | | |
15 | Глагол | | |
16 | Время и число глагола | | |
17 | Частица не с глаголами | | |
18 | Местоимение | | |
19 | Лицо и число местоимений | | |
II.4 | Коррекционная работа на синтаксическом уровне. | | |
20 | Простое предложение | | |
21 | Сложное предложение | | |
II.5 | Развитие связной речи и коммуникативных навыков | | |
22 | Составление рассказа по серии сюжетных картин. | | |
23 | Деловое письмо | | |
24 | Система специальных упражнений: монолог; диалог в стандартных и нестандартных ситуациях. | | |
III. 25 | Итоговая диагностика | | |