СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса»

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Школа России»).


Место учебного предмета в учебном плане


Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом общеобразовательных учреждений, учебного плана МКОУ «Прогимназия № 13 г. Майского» на 2018-2019 учебный год.

На изучение окружающего мира в четвёртом классе отводится 2 часа в неделю (34 учебные недели).

Количество часов в год - 68.


Описание учебно - методического комплекта


  • Плешаков А.А. Рабочие программы. Окружающий мир. 1-4 класс. - М.: Просвещение,2017.

  • Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 4 класса. В двух частях. Часть 1 и 2. - М.: Просвещение, 2017.

  • Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1 и 2. – М.: Просвещение, 2017.

  • Плешаков А.А. Зелёные страницы. КДЧ. - М.: Просвещение, 2017.

  • Тихомирова Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир». 4 класс. В двух частях. Часть 1 и 2. - М.: Издательство «Экзамен», 2017.

  • CD-ROM. Электронное приложение к учебнику Плешаков А.А. Окружающий мир.

  • Мир вокруг нас. Яценко И.Ф. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 4 класс. - М.: ВАКО, 2016.

  • Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» 4 класс. - М.: Издательства «Экзамен», 2017.


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости засвою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метпредметные результаты:

Регулятивные. Обучающийся научится:

- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

- планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

- соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

- контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные. Обучающийся научится:

- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

- находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

- использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

- анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

- сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

- осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

- моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

Коммуникативные. Обучающийся научится:

- включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

- формулировать ответы на вопросы;

- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

- договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

- высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

- поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

- понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

- готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Предметные результаты. Обучающийся научится:

- различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

- оценивать отношение людей к окружающему миру;

- различать объекты и явления неживой и живой природы;

- находить связи в природе, между природой и человеком;

- измерять температуру воздуха, воды, тела человека;

- определять объекты природы с помощью атласа-определителя;

- сравнивать объекты природы, делить их на группы;

- ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;

- находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;

- соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;

- различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;

- прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;

- узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение и различать виды транспорта;

- приводить примеры учреждений культуры и образования;

- определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;

- различать внешнее и внутреннее строение тела человека;

- правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;

- соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;

- различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;

- соблюдать основные правила противопожарной безопасности;

- правильно вести себя при контактах с незнакомцами;

- оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников, а также приводить примеры семейных традиций;

- соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;

- различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

- ориентироваться на местности разными способами;

- различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;

- различать водоёмы, узнавать их по описанию;

- читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;

- находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;

- различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.


Содержание учебного предмета

Земля и человечество (9 ч.)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо - великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Природа России (12 ч.)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Родной край - часть большой страны (13 ч.)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных. Знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя. Знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя. Знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Страницы истории Отечества (27 ч.)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в ХIII-ХV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХIII-ХV вв.

Наше Отечество в ХVI-ХVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в ХVI-ХVII вв.

Россия в ХVIII в. Петр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в ХVIII в.

Россия в ХIХ - начале ХХ в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в ХIХ - начале ХХ в.

Россия в ХХ в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы - всенародный праздник.

Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. ХХ в. Культура России в ХХ в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Современная Россия (7 ч.)

Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.
















Календарно-тематическое планирование

2 ч. в неделю, всего 68 ч.


п/п


Тема урока

Кол.

час.

Дата

план.

факт.

Земля и человечество (9 ч.)


1

Введение. Мир глазами астронома. Вселенная.

1 ч.

04/09


2

Планеты солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года.

1 ч.

06/09


3

Звёздное небо - великая книга природы.

1 ч.

11/09


4

Мир глазами географа.

1 ч.

13/09


5

Мир глазами историка.

1 ч.

18/09


6

Когда и где? История - путешествие вглубь времён.

1 ч.

20/09


7

Мир глазами эколога.

1 ч.

25/09


8

Сокровища Земли под охраной человечества.

1 ч.

27/09


9

Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество».

1 ч.

02/10


Природа России (12 ч.)

10

Равнины и горы России. Горы КБР.

1 ч.

04/10


11

Моря, озёра и реки России. Озёра и реки КБР.

1 ч.

09/10


12

Природные зоны России.Природные зоны КБР.

1 ч.

16/10


13

Зона арктических пустынь.

1 ч.

18/10


14

Тундра.

1 ч.

23/10


15

Леса России.

1 ч.

25/10


16

Лес и человек.Беседа «Что нужно есть в разное время года».

1 ч.

08/11


17

Зона степей.

1 ч.

13/11


18

Пустыни.

1 ч.

15/11


19

У Чёрного моря.

1 ч.

20/11


20

Проверочная работа.Беседа «Из чего состоит наша пища».

1 ч.

22/11


21

Обобщающий урок по разделу «По природным зонамРоссии».

1 ч.

27/11


Родной край- часть большой страны (13 ч.)

22

Наш край.

1 ч.

29/11


23

Поверхность нашего края

1 ч.

29/11


24

Поверхность нашего края.

1 ч.

04/12


25

Водоёмы нашего края.

1 ч.

06/12


26

Наши подземные богатства.

1 ч.

11/12


27

Земля кормилица. Беседа «Плох обед, если хлеба нет».

1 ч.

11/12


28

Жизнь леса. Лес - природное сообщество.

1 ч.

13/12


29

Жизнь луга. Луг - природное сообщество.

1 ч.

18/12


30

Жизнь в пресных водах.

1 ч.

20/12


31

Растениеводство в нашем крае.Беседа «Всякому овощу свое время».

1 ч.

25/12


32

Животноводство в нашем крае.Беседа «Молоко и молочные продукты».

1 ч.

27/12


33

НАШИ ПРОЕКТЫ: «Охрана природы в КБР».

1 ч.

15/01


34

Обобщающий урок по теме «Родной край - часть большой страны».

1 ч.

17/01


Страницы истории отечества (27 ч.)

35

Начало истории человечества.

1 ч.

22/01


36

Мир древности: далёкий и близкий.

1 ч.

24/01


37

Средние века: время рыцарей и замков.

1 ч.

29/01


38

Новое время: встреча Европы и Америки.

1 ч.

31/01


39

Новейшее время: история продолжается сегодня.

1 ч.

05/02


40

Обобщение по теме «Страницы всемирной истории».

1 ч.

07/02


41

Жизнь древних славян.

1 ч.

12/02


42

Во времена Древней Руси.

1 ч.

14/02


43

Страна городов.

1 ч.

19/02


44

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

1 ч.

21/02


45

Трудные времена на Русской земле.

1 ч.

26/02


46

Русь расправляет крылья.

1 ч.

28/02


47

Куликовская битва.

1 ч.

05/03


48

Иван III.

1 ч.

07/03


49

Мастера печатных дел.

1 ч.

12/03


50

Патриоты России.

1 ч.

14/03


51

Пётр Великий.

1 ч.

19/03


52

Михаил Васильевич Ломоносов.

1 ч.

21/03


53

Екатерина Великая.

1 ч.

02/04


54

Отечественная война 1812 года.

1 ч.

04/04


55

Страницы истории XIX века.

1 ч.

09/04


56

Россия вступает в XX век.

1 ч.

11/04


57

Страницы истории 20 - 30 годов.

1 ч.

16/04


58

Великая война и Великая победа

1 ч.

18/04


59

Великая война и Великая победа. КБР в годы ВОВ.

1 ч.

23/04


60

Страна, открывшая путь в космос.

1 ч.

25/04


61

Обобщающий урок.НАШИ ПРОЕКТЫ: «Моя Россия».

1 ч.

30/04


Современная Россия (7 ч.)

62

Основной закон России и права человека.

1 ч.

02/05


63

Дети имеют право на особую защиту и помощь.

1 ч.

07/05


64

Мы граждане России.

1 ч.

09/05


65

Славные символы России.

1 ч.

14/05


66

Такие разные праздники.

1 ч.

16/05


67

Путешествие по России.

1 ч.

21/05


68

Обобщающий урок по теме «Современная Россия».

1 ч.

23/05



12