Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Школа России»).
Место учебного предмета в учебном плане
Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом общеобразовательных учреждений, учебного плана МКОУ «Прогимназия № 13 г. Майского» на 2018-2019 учебный год.
На изучение окружающего мира в четвёртом классе отводится 2 часа в неделю (34 учебные недели).
Количество часов в год - 68.
Описание учебно - методического комплекта
Плешаков А.А. Рабочие программы. Окружающий мир. 1-4 класс. - М.: Просвещение,2017.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 4 класса. В двух частях. Часть 1 и 2. - М.: Просвещение, 2017.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1 и 2. – М.: Просвещение, 2017.
Плешаков А.А. Зелёные страницы. КДЧ. - М.: Просвещение, 2017.
Тихомирова Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир». 4 класс. В двух частях. Часть 1 и 2. - М.: Издательство «Экзамен», 2017.
CD-ROM. Электронное приложение к учебнику Плешаков А.А. Окружающий мир.
Мир вокруг нас. Яценко И.Ф. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 4 класс. - М.: ВАКО, 2016.
Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» 4 класс. - М.: Издательства «Экзамен», 2017.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости засвою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метпредметные результаты:
Регулятивные. Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
- планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
- контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные. Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
- находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
- использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
- осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
- моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные. Обучающийся научится:
- включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
- высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
- поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты. Обучающийся научится:
- различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
- оценивать отношение людей к окружающему миру;
- различать объекты и явления неживой и живой природы;
- находить связи в природе, между природой и человеком;
- измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
- определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
- сравнивать объекты природы, делить их на группы;
- ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
- находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
- соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
- различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
- прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
- узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение и различать виды транспорта;
- приводить примеры учреждений культуры и образования;
- определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
- различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
- правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
- соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
- различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
- соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
- правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
- оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников, а также приводить примеры семейных традиций;
- соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
- различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
- ориентироваться на местности разными способами;
- различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
- различать водоёмы, узнавать их по описанию;
- читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
- находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
- различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
Содержание учебного предмета
Земля и человечество (9 ч.)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо - великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Природа России (12 ч.)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Родной край - часть большой страны (13 ч.)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных. Знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя. Знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя. Знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Страницы истории Отечества (27 ч.)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в ХIII-ХV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХIII-ХV вв.
Наше Отечество в ХVI-ХVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в ХVI-ХVII вв.
Россия в ХVIII в. Петр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в ХVIII в.
Россия в ХIХ - начале ХХ в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в ХIХ - начале ХХ в.
Россия в ХХ в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы - всенародный праздник.
Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. ХХ в. Культура России в ХХ в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Современная Россия (7 ч.)
Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Календарно-тематическое планирование
2 ч. в неделю, всего 68 ч.
№ п/п | Тема урока | Кол. час. | Дата |
план. | факт. |
Земля и человечество (9 ч.) | |
1 | Введение. Мир глазами астронома. Вселенная. | 1 ч. | 04/09 | |
2 | Планеты солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года. | 1 ч. | 06/09 | |
3 | Звёздное небо - великая книга природы. | 1 ч. | 11/09 | |
4 | Мир глазами географа. | 1 ч. | 13/09 | |
5 | Мир глазами историка. | 1 ч. | 18/09 | |
6 | Когда и где? История - путешествие вглубь времён. | 1 ч. | 20/09 | |
7 | Мир глазами эколога. | 1 ч. | 25/09 | |
8 | Сокровища Земли под охраной человечества. | 1 ч. | 27/09 | |
9 | Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество». | 1 ч. | 02/10 | |
Природа России (12 ч.) |
10 | Равнины и горы России. Горы КБР. | 1 ч. | 04/10 | |
11 | Моря, озёра и реки России. Озёра и реки КБР. | 1 ч. | 09/10 | |
12 | Природные зоны России.Природные зоны КБР. | 1 ч. | 16/10 | |
13 | Зона арктических пустынь. | 1 ч. | 18/10 | |
14 | Тундра. | 1 ч. | 23/10 | |
15 | Леса России. | 1 ч. | 25/10 | |
16 | Лес и человек.Беседа «Что нужно есть в разное время года». | 1 ч. | 08/11 | |
17 | Зона степей. | 1 ч. | 13/11 | |
18 | Пустыни. | 1 ч. | 15/11 | |
19 | У Чёрного моря. | 1 ч. | 20/11 | |
20 | Проверочная работа.Беседа «Из чего состоит наша пища». | 1 ч. | 22/11 | |
21 | Обобщающий урок по разделу «По природным зонамРоссии». | 1 ч. | 27/11 | |
Родной край- часть большой страны (13 ч.) |
22 | Наш край. | 1 ч. | 29/11 | |
23 | Поверхность нашего края | 1 ч. | 29/11 | |
24 | Поверхность нашего края. | 1 ч. | 04/12 | |
25 | Водоёмы нашего края. | 1 ч. | 06/12 | |
26 | Наши подземные богатства. | 1 ч. | 11/12 | |
27 | Земля кормилица. Беседа «Плох обед, если хлеба нет». | 1 ч. | 11/12 | |
28 | Жизнь леса. Лес - природное сообщество. | 1 ч. | 13/12 | |
29 | Жизнь луга. Луг - природное сообщество. | 1 ч. | 18/12 | |
30 | Жизнь в пресных водах. | 1 ч. | 20/12 | |
31 | Растениеводство в нашем крае.Беседа «Всякому овощу свое время». | 1 ч. | 25/12 | |
32 | Животноводство в нашем крае.Беседа «Молоко и молочные продукты». | 1 ч. | 27/12 | |
33 | НАШИ ПРОЕКТЫ: «Охрана природы в КБР». | 1 ч. | 15/01 | |
34 | Обобщающий урок по теме «Родной край - часть большой страны». | 1 ч. | 17/01 | |
Страницы истории отечества (27 ч.) |
35 | Начало истории человечества. | 1 ч. | 22/01 | |
36 | Мир древности: далёкий и близкий. | 1 ч. | 24/01 | |
37 | Средние века: время рыцарей и замков. | 1 ч. | 29/01 | |
38 | Новое время: встреча Европы и Америки. | 1 ч. | 31/01 | |
39 | Новейшее время: история продолжается сегодня. | 1 ч. | 05/02 | |
40 | Обобщение по теме «Страницы всемирной истории». | 1 ч. | 07/02 | |
41 | Жизнь древних славян. | 1 ч. | 12/02 | |
42 | Во времена Древней Руси. | 1 ч. | 14/02 | |
43 | Страна городов. | 1 ч. | 19/02 | |
44 | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | 1 ч. | 21/02 | |
45 | Трудные времена на Русской земле. | 1 ч. | 26/02 | |
46 | Русь расправляет крылья. | 1 ч. | 28/02 | |
47 | Куликовская битва. | 1 ч. | 05/03 | |
48 | Иван III. | 1 ч. | 07/03 | |
49 | Мастера печатных дел. | 1 ч. | 12/03 | |
50 | Патриоты России. | 1 ч. | 14/03 | |
51 | Пётр Великий. | 1 ч. | 19/03 | |
52 | Михаил Васильевич Ломоносов. | 1 ч. | 21/03 | |
53 | Екатерина Великая. | 1 ч. | 02/04 | |
54 | Отечественная война 1812 года. | 1 ч. | 04/04 | |
55 | Страницы истории XIX века. | 1 ч. | 09/04 | |
56 | Россия вступает в XX век. | 1 ч. | 11/04 | |
57 | Страницы истории 20 - 30 годов. | 1 ч. | 16/04 | |
58 | Великая война и Великая победа | 1 ч. | 18/04 | |
59 | Великая война и Великая победа. КБР в годы ВОВ. | 1 ч. | 23/04 | |
60 | Страна, открывшая путь в космос. | 1 ч. | 25/04 | |
61 | Обобщающий урок.НАШИ ПРОЕКТЫ: «Моя Россия». | 1 ч. | 30/04 | |
Современная Россия (7 ч.) |
62 | Основной закон России и права человека. | 1 ч. | 02/05 | |
63 | Дети имеют право на особую защиту и помощь. | 1 ч. | 07/05 | |
64 | Мы граждане России. | 1 ч. | 09/05 | |
65 | Славные символы России. | 1 ч. | 14/05 | |
66 | Такие разные праздники. | 1 ч. | 16/05 | |
67 | Путешествие по России. | 1 ч. | 21/05 | |
68 | Обобщающий урок по теме «Современная Россия». | 1 ч. | 23/05 | |
12