СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса. Школа России 2021-22 уч.год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Юровская средняя общеобразовательная школа

Раменского городского округа Московской области


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ Юровская СОШ

_____ ___/Гладкова Т.А./

«30» августа 2021г.


«Утверждаю»

Директор

МОУ Юровская СОШ


_____ ____/Исаева Е.Б./

Приказ № 70/8

от «30» августа 2021г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Предмет: литературное чтение

Уровень: базовый

Класс: 3"Б"

Составитель: Ильтякова М.С.






«Рассмотрено»

на заседании школьного методического объединения.

Протокол № __1_______

от « 27 » августа 2021г.

Руководитель ШМО ______/Дрожжина А.В. /





2021г.



1.Пояснительная записка

Примерные рабочие программы разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной основной образовательной программы начального общего образования.

Линия УМК «Литературное чтение» авторского коллектива Л. Ф. Климановой и др. входит в образовательную систему «Школа России», основными особенностями которой являются:

  • приоритет духовно-нравственного развития школьников;

  • личностно ориентированный и системно-деятельностный характер обучения на основе дифференцированного подхода;

  • эффективное сочетание лучших традиций российского образования и инноваций, проверенных практикой.

«Литературное чтение» — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Курс «Литературное чтение» (авт. Л. Ф. Климановой и др.) направлен на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;

  • совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;

  • развитие интереса к чтению и книге;

  • формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

  • формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности;

  • воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Задачи:

  • развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;

  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;

  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;

  • формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;

  • обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

  • формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;

  • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;

  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;

  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

  • обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;

  • работать с различными типами текстов, в том числе научнопознавательным.

Общая характеристика курса

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности.

Курс «Литературное чтение» пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений,

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Изучая материал раздела, учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, который формирует у школьников читательскую самостоятельность.

Программа курса предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков.

Навык чтения. На протяжении четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения, увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого чтения ведётся целенаправленная работа по развитию навыка осознанного чтения, умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринимать героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом.

Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения,

формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.


Место учебного предмета в учебном плане

В Федеральном базисном учебном образовательном плане на изучение литературного чтения во втором классе отведено 4 часа в неделю, всего 136 часов.


2. Учебно-тематический план


п./п.

Наименования разделов

Всего часов

Устное народное творчество

18

Поэтическая тетрадь

10

Великие русские писатели

25

Литературные сказки

10

Были-небылицы

13

Поэтическая тетрадь

10

Люби всё живое

15

Поэтическая тетрадь

11

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

14

Зарубежная литература

10


Итого:

136




3.Содержание тем учебного курса (136 часов)

Устное народное творчество (18 часов)

Русские народные песни. Докучные сказки. Народные промыслы. Русские народные сказки. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-Царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».

Поэтическая тетрадь (10 ч.)

Русские поэты 19-20 века. Ф.И. Фютчев «Листья». Олицетворение. Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…» Картины природы. Эпитеты.

И. С. Никитин «Встреча зимы».

И.З. Суриков «Детство», «Зима». Сравнение.

Н. А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…»

Великие русские писатели (25 часов)

А. С. Пушкин. Лирические стихотворения. Средства художественной выразительности:

эпитет, сравнение. Приём контраста как средство создания картин.

«Сказка о царе Салтане…» Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение.

И. А. Крылов. Басни. Мораль басни. Нравственный урок читателю. Герои басни.

Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни.

М. Ю. Лермонтов. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи.

Л. Н. Толстой. Детство Толстого. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана.

Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). Рассказ-описание. Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания.

Литературные сказки (10 часов.)

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки.

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки.

Были-небылицы (13 часов)

М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки.

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Герои произведения. Характеристика героев.

А. И. Куприн «Слон». Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ.

Поэтическая тетрадь (10 часов)

Саша Чёрный. Стихи о животных.

А. А. Блок. Картины зимних забав. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему.

М. Пришвин. «Моя родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста.

С. А. Есенин. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи.

Люби живое (15 часов)

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Жанр произведения. Листопадничек – главный герой произведения. Творческий пересказ: дополнение пересказа текста.

В. И. Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа.

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.

В. П. Астафьев «Капалуха». Герои произведения.

Б. С. Житков «Про обезьяну». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ.

Поэтическая тетрадь (11 часов)

С. Я. Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной…» Заголовок стихотворения.

А.Л. Барто «Разлука». «В театре».

С. В. Михалков «Если».

М. Дружинина «Мамочка-мамуля…».

Т. Бокова «Родина слово большое, большое…».

А. Благинина «Кукушка». «Котёнок».

Проект: «Праздник поэзии».

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (14часов)

Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Соотнесение пословицы и содержания произведения.

М. М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка произведений.

Н. Н. Носов «Федина задача», «Телефон». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н.Носова.

А. П. Платонов «Цветок на земле». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям.

Зарубежная литература (10 часов)

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Зарубежная литература».



4. Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностные результаты

Обучающийся научится:

  • на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

  • с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;

  • с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;

  • самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать; создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения;

  • формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы;

  • понимать учебную задачу урока;

  • читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);

  • коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;

  • коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;

  • контролировать выполнение действий в соответствии с планом;

  • оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;

  • оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;

  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;

  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;

  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;

  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

  • читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

  • составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

  • выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

  • оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре);

  • определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;

  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке;

  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы;

  • фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре; предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;

  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;

  • отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;

  • понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;

  • сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;

  • сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;

  • создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;

  • понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

  • соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;

  • определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради;

  • понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;

  • сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;

  • самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;

  • понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.);

  • понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

  • предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;

  • определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;

  • сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;

  • соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника;

  • самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;

  • создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;

  • оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

  • прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои; не конфликтовать, использовать вежливые слова;

  • в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;

  • употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;

  • оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;

  • принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения);

  • оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;

  • оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;

  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;

  • готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  • понимать цель своего высказывания;

  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;

  • участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

  • создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

  • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;

  • отбирать аргументы и факты для оказательства своей точки зрения;

  • опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;

  • формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;

  • определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;

  • определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;

  • руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;

  • объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;

  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);

  • готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений;

  • использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);

  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

Предметные результаты.

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

  • осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

  • употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

  • понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;

  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).

  • осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

  • находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы. Получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров. Делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;

  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам;

  • эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте. Понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.

  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;

  • формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа, продумывать связки для соединения частей.

  • домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла.

  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.).

  • находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет).

  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.

Творческая деятельность

Обучающиеся научатся:

  • сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

  • писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием.

  • пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.

  • сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов).

  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни;

  • готовить проекты на тему «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.;

  • участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.

  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающиеся научатся:

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;

  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.

  • осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства.

  • находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов,

  • используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

Обучающийся получит возможность знать/понимать:

  • наизусть не менее 15 стихотворений;

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

  • элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация);

  • уметь: повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;

  • соблюдать паузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;

  • определять тему и главную мысль произведения;

  • воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;

  • подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;

  • отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;

  • раскрывать содержание иллюстраций; соотносить их с отрывками рассказа, находить

в тексте слова соответствующие им;

  • делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;

  • сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в

контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;

  • ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;

  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

  • овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75 слов в минуту;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного чтения книг,

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;

  • работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях.



5. Перечень учебно-методического обеспечения

  • Учебник. "Литературное чтение". 3 класс. В 2ч. Ч.1 / Сост. Л. Ф. Климанова, В, Г. Горецкий, М, В. Голованова, В.Г., Виноградская, Л.А., Бойкина М.В. – М.: Просвещение, 2021 г.

  • Учебник. "Литературное чтение". 3 класс. В 2ч. Ч.2 / Сост. Л. Ф. Климанова, В, Г. Горецкий, М, В. Голованова, В.Г., Виноградская, Л.А., Бойкина М.В. – М.: Просвещение, 2021 г.

  • Рабочие программы.1-4 классы. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Голованова – М.: Просвещение, 2021г.

  • Поурочные разработки по Литературному чтению. Сост. С.В.Кутявина. Москва. Издательство «Вако» 2021г.

  • Интерактивная доска.

  • Мультимедийный проектор.

  • Интернет-ресурсы.


6. Список литературы

  • Учебник. "Литературное чтение". 3 класс. В 2ч. Ч.1 / Сост. Л. Ф. Климанова, В, Г. Горецкий, М, В. Голованова, В.Г., Виноградская, Л.А., Бойкина М.В. – М.: Просвещение, 2021 г.

  • Учебник. "Литературное чтение". 3 класс. В 2ч. Ч.2 / / Сост. Л. Ф. Климанова, В, Г. Горецкий, М, В. Голованова, В.Г., Виноградская, Л.А., Бойкина М.В. – М.: Просвещение, 2021 г.

  • Рабочие программы.1-4 классы. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Голованова – М.: Просвещение, 2021г.

  • Поурочные разработки по Литературному чтению. Сост. С.В.Кутявина. Москва. Издательство «Вако» 2021г.




7. Приложения к программе

Календарно-тематический план по литературному чтению в 3 «Б» классе



п./п.

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Планируемая

Фактическая

Введение. Знакомство с учебником. Что уже знаем и умеем.

1



В мире книг. Волшебная сказка.

1



Русские народные песни.

1



Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

1



Народные художественные промыслы, произведения прикладного искусства.

1



Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

1



Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

1



Русская народная сказка « Иван-царевич и Серый Волк».

1



Русская народная сказка « Иван-царевич и Серый Волк».

1



Русская народная сказка « Иван-царевич и Серый Волк».

1



Русская народная сказка «Сивка – бурка».

1



Русская народная сказка «Сивка – бурка».

1



Русская народная сказка «Сивка – бурка».

1



Художники – иллюстраторы В.М.Васнецов и И.Я. Билибин.

1



Проект «Сочиняем волшебную сказку».

1



Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество».

1



Проверим себя

1



Проверочная работа по разделу «Устное народное творчество».

1



Знакомство с названием раздела. Средства художественной выразительности.

1



«Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского).

1



Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья».

1



А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»

1



И. С. Никитин «Встреча зимы».

1



И. З. Суриков «Детство».

1



И.З. Суриков «Зима».

1



Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…»

1



Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь».

1



Проверим себя. Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь».

1



Знакомство с названием раздела. Как рассказать о герое?

1



А. Пушкин. Подготовка сообщений "Что интересного я узнал о жизни Пушкина"

1



А.С. Пушкин Отрывки из романов «Евгений Онегин».

1



А.С. Пушкин Отрывки из романов «Евгений Онегин».

1



А.С. Пушкин «Зимнее утро».

1



А.С. Пушкин «Зимний вечер».

1



А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …»

1



А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …»

1



А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …»

1



А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …»

1



Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом.

1



И.А. Крылов – великий баснописец. Басня как жанр литературы.

1



И. А. Крылов «Мартышка и очки».

1



И. А. Крылов «Ворона и Лисица».

1



Инсценирование басен И.А. Крылова.

1



М.Ю. Лермонтов – выдающийся русский поэт.

1



М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком» , «Утёс».

1



Л.Н. Толстой – великий русский писатель. Детство Л.Н. Толстого.

1



Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов.

1



Л. Н. Толстой «Акула».

1



Л. Н. Толстой «Прыжок».

1



Л.Н. Толстой «Прыжок». Обучение пересказу: подробному и выборочному.

1



Произведения Л. Н. Толстого.

1



Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели».

1



Проверочная работа по разделу «Великие русские писатели».

1



Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

1



Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

1



В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

1



В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

1



В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

1



В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница».

1



В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница».

1



Чтение литературных сказок.

1



Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки».

1



Проверочная работа по разделу «Литературные сказки».

1



Что уже знаем и умеем.

В мире книг.

1



М. Горький «Случай с Евсейкой».

1



М. Горький «Случай с Евсейкой».

1


К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

1



К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

1



К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

1



Поговорим о самом главном. «Что побеждает?» (притча).

1



71.

А. Куприн «Слон».

1



72.

А. Куприн «Слон».

1



73.

А. Куприн «Слон».

1



74.

Обобщение по разделу «Были-небылицы».

1



75.

Проверим себя.

1



76.

Проверочная работа по разделу «Были-небылицы».

1



77.

Знакомство с названием раздела. В мире книг.

1



78.

Саша Черный «Воробей».

1



79.

Саша Черный «Что ты тискаешь утёнка?», «Слон».

1



80.

А. Блок «Сны».

1



81.

А. Блок «Ворона».

1



82.

Поговорим о самом главном. М Пришвин «Моя Родина».

1



83.

М. Пришвин подготовка сообщения Что интересного я узнал о жизни и творчестве М. Пришвина.

1



84.

С. Есенин «Черёмуха».

1



85.

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь».

1



86.

Проверочная работа по разделу «Поэтичесая тетрадь».

1



87.

Что уже знаем и умеем. В мире книг.

1



88.

И. Соколов-Микитов. «Листопадничек».

1



89.

И. Соколов-Микитов. «Листопадничек».

1



90.

В. И. Белов «Малька провинилась».

1



91.

И.В. Белов «Ещё про Мальку».

1



92.

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится».

1



93.

В. П. Астафьев «Капалуха».

1



94.

Б.С. Житков «Про обезьянку».

1



95.

Б.С. Житков «Про обезьянку».

1



96.

Б.С. Житков «Про обезьянку».

1



97.

В мире книг. Рассказы о животных.

1



98.

В мире книг. Рассказы о животных.

1



99.

Проверим себя.

1



100.

Обобщение по разделу «Люби всё живое».

1



101.

Проверочная работа по разделу «Люби всё живое».

1



102.

Знакомство с названием раздела. Как сочинить стихотворение.

1



103.

С. Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…».

1



104.

А. Л. Барто «Разлука».

1



105.

А.Л. Барто «В театре».

1



106.

С. В. Михалков «Если».

1



107.

Поговорим о самом главном.

1



108.

Е. А. Благинина «Кукушка», «Котёнок».

1



109.

Наши проекты «В мире детской поэзии».

1



110.

Наши проекты «В мире детской поэзии».

1



111.

Обобщение по разделе «Поэтическая тетрадь».

1



112.

Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь».

1



113.

Что уже знаем и умеем. В мире книг.

1



114.

Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

1



115.

М. М. Зощенко «Золотые слова».

1



116.

М. М. Зощенко «Золотые слова».

1



117.

М. М. Зощенко «Великие путешественники».

1



118.

Н. Н. Носов «Федина задача».

1



119.

Поговорим о самом главном. А. П. Платонов «Цветок на земле».

1



120.

Поговорим о самом главном. А. П. Платонов «Цветок на земле».

1



121.

Рассказы А. Платонова .

1



122.

Рассказы А. Платонова.

1



123.

Н. Н. Носов «Телефон».

1



124.

Проверь себя. Составить рассказ о герое из произведений

Н.Носова.

1



125.

Обобщение по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

1



126.

Проверочная работа по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

1



127.

Что уже знаем и умеем. В мире книг.

1



128.

Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок».

1



129.

Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок».

1



130.

Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок».

1



131.

Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок».

1



132.

Развивающий час по теме «Зарубежная литература».

1



133.

Проверочная работа по разделу «Зарубежная литература».

1



134.

Защита проектов «Сочиняем волшебную сказку», « В мире

детской поэзии».

1



135.

Древнегреческий миф. «Храбрый Персей».

1



136.

Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература».

1




Ежедневно в соответствии с требованиями СанПиНа на уроках используются ИКТ и ЭОР (видео, аудио-материалы, интернет- ресурсы и т. д.) по необходимости.





Критерии оценивания знаний, умений и навыков обучающихся.

Контроль за уровнем достижений, обучающихся по литературному чтению, в основном проводится в форме устной оценки. В конце изучения каждого раздела, обучающиеся выполняют тестовые задания в рабочей тетради по предмету в блоке «Проверим себя и оценим свои достижения». Содержание заданий тестов соответствует блокам изучения курса по литературному чтению.


Навыки чтения (темп, способ, правильность, понимание)

Нормы темпа чтения

1 четверть 2 четверть

«2» - менее 40 слов в минуту «2» - менее 45 слов в минуту

«3» - 40-54 слов в минуту «3» - 45-59 слов в минуту

«4» - 55-70 слов в минуту «4» - 60-75 слов в минуту

«5» - более 70 слов в минуту «5» - более 75 слов в минуту

3 четверть 4 четверть

«2» - менее 55 слов в минуту «2» - менее 60 слов в минуту

«3» - 55-60 слов в минуту «3» - 60-74 слов в минуту

«4» - 70-85 слов в минуту «4» - 75-90 слов в минуту

«5» - более 85 слов в минуту «5» - более 90 слов в минуту


Способ, правильность, понимание чтения

на конец I полугодия:

  • чтение осознанное, правильное, целыми словами;

  • Соблюдение логических ударений;

  • Слова сложной слоговой структуры допустимо прочитывать по слогам.

на конец II полугодия:

  • чтение осознанное, правильное, целыми словами;

  • соблюдение логических ударений пауз и интонаций;

  • слоговое чтение нежелательно


Выразительность чтения

«5» - ученик читает четко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические

ударения, выражает собственное отношение к читаемому; интонационный рисунок не

нарушен.

«4» - ученик читает четко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические

ударения, но не выражает собственного отношения к читаемому; интонационный рисунок

нарушен.

«3» - ученик читает тихо, выделяет смысловые паузы и логические ударения, но темп

и тон чтения не соответствуют содержанию произведения.

«2» - ученик читает тихо, не выделяет смысловые паузы и логические ударения, темп

и тон чтения не соответствуют содержанию произведения.


Устные ответы

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по

литературному чтению. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное,

логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение

применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

  • полнота и правильность ответа;

  • степень осознанности, понимания изученного;

  • языковое оформление ответа.

«5» - полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых

понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения,

применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по

учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4» - ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки 5, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в

последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3» - ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или

формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

«2» - ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела

изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил,

искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2»

отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным

препятствием к успешному овладению последующим материалом.


Чтение наизусть

«5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

«4» - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов,

самостоятельно исправляет допущенные неточности.

«3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

«2» - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

  • правильная постановка логического ударения

  • соблюдение пауз

  • правильный выбор темпа

  • соблюдение нужной интонации

  • безошибочное чтение

«5» - выполнены правильно все требования

«4» - не соблюдены 1-2 требования

«3» - допущены ошибки по трем требованиям

«2» - допущены ошибки более, чем по трем требованиям


Пересказ

«5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не

упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

«4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

«3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет

последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

«2» - не может передать содержание прочитанного.


Тест

«5» - ученик выполнил 90 -100% заданий;

«4» - ученик выполнил89 – 70% заданий;

«3» - ученик выполнил 69 – 50% заданий;

«2» - ученик выполнил менее 49 % заданий.