
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана для учащихся 1 класса «А» МБОУ «СОШ № 8 г.Горно-Алтайска»
Нормативными основаниями для составления рабочей программы являются следующие документы:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»(в ред.Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ п.7 ст.12.)
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 ( Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009г., регистрационный № 15785).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010г № 1241.г. Москва « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009 г. №373» ( Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 февраля 2011г. Регистрационный № 19707).
- Приказ Минобрнауки России №1578 от 31.12.2015г. « О внесении изменений в ФГОС НОО».
- Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189г. Москва « Об утвержнении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011г. Регистрационный №19993).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. №81 « О внесении изменений в СанПиН 2.4.2.2821-10»
- Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010г. №986
(зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2011г. Регистрационный № 19682) « Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
- Положение о рабочей программе учителя начальных классов МБОУ «СОШ №8 г.Горно-Алтайска», работающего по ФГОС №182-Д от 16.08.2016г.
-Учебный план МБОУ «СОШ №8 г.Горно-Алтайска» № 239 от 01.08.2018г.
Особенность по отношению к ФГОС НОО
Программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики, которые определены стандартом второго поколения для основной школы.
Концепция программы
Программой учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. Успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности определяются:
Обеспечением многообразия организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы (уроки, занятия, тренинги, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.);
Созданием комфортных условий для своевременной смены ведущей деятельности (игровой на учебную) и превращение игры из непосредственной цели в средство решения учебных задач;
Формированием учебной деятельности младших школьников (организацией постановки учебных целей, созданием условий для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками; побуждением и поддержкой детских инициатив, направленных на поиск средств и способов достижения учебных целей; организацией усвоения знаний посредством коллективных форм учебной работы; осуществлением функции контроля и оценки);
Созданием условий для продуктивной творческой деятельности ребенка (совместная с учениками постановка творческих задач и способствование возникновению у детей их собственных замыслов);
Поддержкой детских инициатив и помощью в их осуществлении; обеспечением презентации и социальной оценки результатов творчества учеников через выставки, конкурсы, фестивали, детскую периодическую печать и т. п.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:

![]()
- Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам.
- Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.
- Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности.
- Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
На изучение предмета «Литературное чтение выделяется в 1 классе 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебных недели): 92 ч. обучение грамоте, 40 ч. литературное чтение.
Срок реализации программы- 1год (2018-2019 учебный год).
Для реализации программы используются учебники «Литературное чтение» в двух частях – Л.,В.Климанова., В.Г.Горецкий., издательство М.: Просвещение 2014 г, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
К концу 1 класса учащиеся должны знать:
наизусть 3—4 стихотворных произведения классиков русской литературы;
автора и заглавие 3—4 прочитанных книг;
имена и фамилии 3—4 писателей, произведения которых читали в классе.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и к взрослым;
выслушать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддержать разговор репликами и вопросами;
читать небольшой текст плавно, целыми словами с элементами послогового чтения;
читать со скоростью не менее 30-40 слов в минуту небольшие тексты, соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого;
отвечать на вопросы к прочитанному тексту;
воспроизводить содержание эпизода или ситуацию из текста с опорой на вопросы и иллюстрации к нему;
высказать свое отношение к прочитанному.
Содержание учебного предмета
Добукварный период -14 часов
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Букварный период- 61 час
Букварный периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный период 17 часов
Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Жили-были буквы (7 ч)
Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.
Сказки, загадки, небылицы (7ч)
Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.
Апрель, апрель! Звенит капель (5ч)
Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе.
И в шутку и всерьез (6 ч)
Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.
Я и мои друзья (4 ч)
Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми.
О братьях наших меньших (9 ч)
Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского.
Резерв ( 3 ч)
Формы контроля
№ урока | Форма контроля | Дата |
75 | Проверочная работа «Буквы и звуки» | |
37 | . Проверочная работа «Читательская компетенция» | |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Обучение грамоте» (чтение)
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Дата проведения |
План | Факт |
1 | Добукварный период (14 часов) | Азбука – первая учебная книга. | 1 | Знакомство с правилами работы на уроке, правилами работы с учебной книгой. Знакомство с учебной книгой. | | |
2 | | Устная и письменная речь. Предложение. | 1 | Выделять из речи предложения. Определять на слух количество предложений в высказывании. | | |
3 | | Предложение и слово | 1 | Выделение слов из предложения. Различение слова и предложения. Различение слова и обозначаемого им предмета. Составление простейших предложений и моделирование их с помощью схем. | | |
4 | | Слог, ударение | 1 | Деление слов на слоги. Определение количества слогов в словах. Графическое изображение слова, разделённого на слоги. Определение ударного слога в слове. Обозначение ударения на модели слова (слогоударные схемы). Составление небольших рассказов по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений. | | |
5 | | Звуки в окружающем мире и речи. Гласные и согласные звуки. | 1 | Упражнения в произнесении изолированных звуков. Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений. | | |
6 | | Как образуется слог. Повторение и обобщение пройденного материала. | 1 | Деление слов на слоги. Определение количества слогов в словах. Работа со схемами-моделями. Определение количества предложений в звучащей речи. Вычленение из звучащей речи предложений, деление их на слова. | | |
7 | | Звук [а], буквы А, а; их функции. | 1 | Наблюдение за особенностями произнесения звука [а]. Характеристика звука [а]. Знакомство с «лентой букв». Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам. Составление рассказа по сюжетной картинке сначала по вопросам учителя, а затем самостоятельно. Чтение предложений с восклицательной интонацией (А-а-а!). | | |
8 | | Звук [а], буквы А, а; их функции. Закрепление. | 1 | | |
9 | | Звук [о], буквы О, о; их функция в слоге – слиянии. | 1 | Наблюдение за особенностями произношения звука [о]. Характеристика звука [о]. Объяснение смысла пословиц и поговорок. | | |
10 | | Звук [и], буквы И, и; их функция в слоге – слиянии. | 1 | Узнавание, сравнение и различение заглавной и строчной, печатной и письменной буквы И, и. Характеристика выделенного звука с опорой на таблицу. Соотнесение звука [и] и буквы, его обозначающей. Восстановление порядка картинок в соответствии с последовательностью событий в сказке. Рассказывание сказок. Объяснение смысла пословицы. | | |
11 | | Звук [и], буквы И, и; их функция в слоге – слиянии. Закрепление. | 1 | | |
12 | | Звук [ы], буква ы, ее функция в слоге – слиянии. | 1 | Характеристика нового звука. Наблюдения за изменением формы слова (единственное и множественное число). Наблюдения за смыслоразличительной ролью звуков. Сопоставление слов, различающихся одним звуком. Единство звукового состава слова и его значения. | | |
13 | | Гласный звук [у]. Буквы У, у, их функция в слоге – слиянии. | 1 | Характеристика нового звука. Повторение гласных звуков [а], [о], [и], [ы]. Составление рассказа по сюжетной картинке. Объяснение смысла пословицы. | | |
14 | | Чтение слов с гласным звуком [у] ,с буквой У, у. | 1 | | |
15 | Букварный период (61 час) | Звуки [н], [н’]. Буквы Н, н. | 1 | Обозначение твёрдых и мягких согласных на схеме-модели слова. Различение функций букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге. Чтение прямого слога (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Чтение слияний согласного с гласным в слогах. Знакомство с двумя видами чтения – орфографическим и орфоэпическим. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. | | |
16 | | Чтение слов со звуком[н], [н’];с буквой Н, н | 1 | | |
17 | | Звуки [с], [с’]. Буквы С, с. | 1 | Наблюдение за особенностями артикуляции новых звуков. Отработка навыка слогового чтения. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и короткого текста. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Наблюдение за родственными словами. | | |
18 | | Чтение слов со звуком[с], [с’];с буквой С, с. | 1 | | |
19 | | Звуки [к], [к’]. Буквы К, к. | 1 | Формирование навыка плавного слогового чтения. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и короткого текста. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Характеристика выделенных звуков, сравнение их по твёрдости-мягкости. Составление слов из букв и слогов. | | |
20 | | Чтение слов со звуком[к], [к’];с буквой К, к | 1 | | |
21 | | Звуки [т], [т’]. Буквы Т, т. | 1 | Отработка навыка плавного слогового чтения. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и короткого текста. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. | | |
22 | | Согласные звуки [т], [т’]. Буквы Т, т. | 1 | Характеристика выделенных звуков, сравнение их по твёрдости-мягкости. Составление слов из букв и слогов. Составление рассказа по сюжетной картинке. Наблюдение за изменением слов. | | |
23 | | Звуки [л], [л’]. Буквы Л, л. | 1 | Отработка навыка плавного слогового чтения. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и короткого текста. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Практическое овладение диалогической формой речи. Работа над речевым этикетом: приветствие, прощание, благодарность, обращение с просьбой. | | |
24 | | Согласные звуки [л], [л’]. Буквы Л, л. | 1 | | |
25 | | Согласные звуки [р], [р’]. Буквы Р, р. | 1 | Наблюдение за особенностями артикуляции звуков [р], [р’]. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. | | |
26 | | Согласные звуки [р], [р’]. Буквы Р, р. | 1 | | |
27 | | Звуки [в], [в’]. Буквы В, в. | 1 | Отработка навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. | | |
28 | | Чтение слов с звуком[в], [в’];с буквой В, в. | 1 | | |
29 | | Звуки [ й’э], [’э] Буквы Е, е. | 1 | Наблюдение за буквой е в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Отработка навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. | | |
30 | | Двойная роль буквы Е,е. | 1 | | |
31 | | Звуки [п], [п’]. Буквы П, п. | 1 | Отработка навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Выделение новых звуков из слов. | | |
32 | | Согласные звуки [п], [п’]. Буквы П, п. | 1 | | |
33 | | Звуки [м], [м’]. Буквы М, м. | 1 | Отработка навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Выделение звуков [м], [м’] из слов, их характеристика, сравнение, обозначение буквой, распознавание в словах. | | |
34 | | Согласные звуки [м], [м’]. Буквы М, м. | 1 | | |
35 | | Звуки [з], [з’]. Буквы З, з. | 1 | Сопоставление слогов и слов с буквами з и с. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Сопоставление слогов с буквами с и з (са–за, со–зо, си–зи и т.д.). | | |
36 | | Согласные звуки [з], [з’]. Буквы З, з. | 1 | Сопоставление слогов с буквами с и з (са–за, со–зо, си–зи и т.д.). Наблюдение за артикуляцией звонких согласных [з], [з’] и глухих согласных [с], [с’] в парах. | | |
37 | | Звуки [б], [б’]. Буквы Б, б. | 1 | Выделение звуков [б] и [б’] из слов. Отработка навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. | | |
38 | | Закрепление знаний о буквах Б, б. Сопоставление букв Б-П. | 1 | Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. | | |
39 | | Звуки [д], [д’]. Буквы Д, д. | 1 | Выделение звуков [д] и [д’] из слов. Отработка навыка плавного слогового чтения с переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и текстов. Чтение предложений с интонацией. | | |
40 | | Буквы Д, д (закрепление). Сопоставление букв Д – Т в слогах и словах. | 1 | Сопоставление слогов с буквами т и д. Наблюдение за артикуляцией звонких согласных [д], [д’] и глухих согласных [т], [т’] в парах. Сопоставление слогов с буквами т и д. Наблюдение за артикуляцией звонких согласных [д], [д’] и глухих согласных [т], [т’] в парах. | | |
41 | | Звуки [ й’а], [’а]. Буквы Я, я. | 1 | Знакомство с буквой Я как показателем мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии. Анализ схем – моделей слов. Сравнение звукового состава слов и их буквенной записи. | | |
42 | | Двойная роль букв Я, я . | 1 | Выявлять способ чтения буквы я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Воспроизводить по буквенной записи звуковую форму слов с буквой я в начале слова и после гласных. | | |
43 | | Звуки [г], [г’]. Буквы Г, г. | 1 | Выделение звуков [г] и [к] из слов. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. | | |
44 | | Закрепление знаний о буквах Г, г. | 1 | Сопоставление слогов с буквами г и к. Наблюдение за артикуляцией звонких согласных [г], [г’] и глухих согласных [к], [к’] в парах. Определение места новой буквы на «ленте букв». | | |
45 | | Звук [ч’], буква Ч. Правописание сочетаний ЧА –ЧУ. | 1 | Выделение звука [ч’] из слов; его характеристика, обозначение буквой. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. | | |
46 | | Буква Ч (закрепление) | 1 | Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Соотнесение всех изученных букв со звуками. Составление рассказ по сюжетной картинке. | | |
47 | | Буква Ь как показатель мягкости согласных звуков. | 1 | Обозначение буквой ь мягкости согласных на конце и в середине слова. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. | | |
48 | | Ь как показатель мягкости согласных звуков. | 1 | Озаглавливание текста. Нахождение в тексте слов с новой буквой. Определение того, мягкость каких звуков обозначена буквой ь. Определение места новой буквы на «ленте букв». | | |
49 | | Звук [ш]. Буквы Ш, ш. Сочетания ши. | 1 | Выделение звука [ш] из слов; его характеристика, обозначение буквой. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией. | | |
50 | | Буква Ш (закрепление). | 1 | Чтение слогов-слияний, установление на основе наблюдений, что в слоге ши пишется всегда и, в слоге ше –е. | | |
51 | | Звук [ж].Буквы Ж, ж. | 1 | Выделение звука [ж] из слов; его характеристика, обозначение буквой. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. | | |
52 | | Буквы Ж, ж, сочетания ЖИ –ШИ (закрепление). | 1 | Воспроизведение звуковой формы слов со звуком [ж] на конце по их буквенной записи. Анализ звукового состава слов, сопоставление его с буквенной записью. Озаглавливание и пересказ текста. Сопоставление слогов с буквами ж и ш. | | |
53 | | Звуки [ й’о], [’о]. Буквы Ё, ё. | 1 | Наблюдение за буквой ё в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Называние особенностей буквы ё. Узнавание, сравнение и различение заглавной и маленькой, печатной и письменной буквы Ё, ё. Анализ слов с гласным звуком [о] после мягкого согласного с опорой на схему-модель. | | |
54 | | Двойная роль буква Е. | 1 | Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Слого-звуковой анализ слов с гласным звуком [о] после мягкого согласного с опорой на схему-модель. | | |
55 | | Звук [й], Буква й. | 1 | Выделение звука [j’] из слов; его характеристика, обозначение буквой. Распознавание нового звука в словах вне слияния, определение места звука [j’] в словах. Чтение слов с новой буквой. | | |
56 | | Чтение слов с звуком[й], с буквой й. | 1 | Распознавание нового звука в словах вне слияния (в конце слогов и слов), определение места звука [j’] в словах. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. | | |
57 | | Звуки [х], [х’]. Буквы Х, х. | 1 | Выделение звуков [х] и [х’] из слов; их характеристика, обозначение буквой. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Классификация слов в соответствии с их значением. | | |
58 | | Закрепление знаний о буквах Х, х. | 1 | Выделение звуков [х] и [х’] из слов; их характеристика, обозначение буквой. Чтение коротких текстов, ответы на вопросы по содержанию прочитанного. | | |
59 | | Звуки [ й’у], [’у]. Буквы Ю, ю. | 1 | Знакомство с буквой Ю как показателем мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. | | |
60 | | Буквы Ю, ю (закрепление). | 1 | Чтение слов с буквой Ю. Чтение коротких текстов, составление вопросов по содержанию, пересказ, озаглавливание текста. Самостоятельный слого-звуковой анализ слов, доступных первокласснику. | | |
61 | | Звук [ц]. Буквы Ц, ц | 1 | Выделение звука [ц] из слов; его характеристика, обозначение буквой. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. | | |
62 | | Звук [ц]. Буквы Ц, ц . Закрепление. | 1 | Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Отработка техники чтения. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. | | |
63 | | Гласный звук [э]. Буквы Э, э. | 1 | Выделение звука [э] из слов, его характеристика, обозначение буквой. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. | | |
64 | | Гласный звук [э], буквы Э, э (закрепление). | 1 | Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Отработка техники чтения. Развитие осознанности и выразительности чтения. | | |
65 | | Звук [щ’]. Буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ЧА– ЩА, ЧУ – ЩУ. | 1 | Выделение звука [щ’] из слов; его характеристика, обозначение буквой. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. | | |
66 | | Звук [щ’]. Буквы Щ, щ (закрепление) | 1 | Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. | | |
67 | | Звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф. | 1 | Выделение звуков [ф] и [ф’] из слов; их характеристика, обозначение буквой. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов. | | |
68 | | Звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф (закрепление). | 1 | Выделение звуков [ф] и [ф’] из слов; их характеристика, обозначение буквой. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. | | |
69-70 | | Буквы Ь, Ъ. | 2 | Чтение слов с разделительным мягким знаком; объяснение того, что показывает эта буква после согласных перед гласными я, е, ю, ё, и. Анализ буквенной записи слова съел. Определение роли новой буквы – разделительного твердого знака (ъ). | | |
71 | | Русский алфавит. | 1 | Правильное называние букв русского алфавита. Алфавитный порядок слов. Отработка техники чтения. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. | | |
72 | | Обобщающий урок. Чтение текстов с изученными буквами | 1 | Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. | | |
73 | | Чтение текстов с изученными буквами. | 1 | Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Проверка техники чтения. | | |
74 | | Чтение текстов с изученными буквами. Наши достижения. | 1 | Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Формирование регулятивных универсальных учебных действий, самоконтроль, самооценка и самоанализ своих достижений. Оценка планируемых достижений. | | |
75 | | Чтение текстов с изученными буквами. Проверочная работа «Буквы и звуки» | 1 | Чтение текста, ответы на вопросы по содержанию текста. | | |
76 | Послебукварный период (17 часов) | Как хорошо уметь читать. В.Д. Берестов. «Читалочка». Е.И. Чарушин «как мальчик Женя научился говорить букву «р». | 1 | Определение содержания текста по его заглавию. Самостоятельное чтение текста. Чтение по ролям. Определение качеств характера Жени на основе представленного на доске списка. | | |
77 | | К. Ушинский «Наше отечество». Повторение изученного. | 1 | Анализ содержания текста. Определение главной мысли текста. Активизация и расширение словарного запаса. Наблюдение над значением слов. Пересказ текста на основе опорных слов. | | |
78 | | Чтение и анализ статьи В. Куприна «Первоучители словенские». | 1 | Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации. Отработка осознанности и выразительности чтения на материале познавательного текста. Объяснение смысла непонятных слов с помощью словаря. | | |
79 | | Чтение и анализ статьи В. Куприна «Первый букварь». | 1 | Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации. Знакомство со старинной азбукой. | | |
80 | | А. С. Пушкин «Сказки». Выставка книг. | 1 | Самостоятельное чтение. Знакомство с интересными моментами биографии А.С. Пушкина. Словесное рисование. Выразительное чтение. | | |
81 | | Л. Н. Толстой. Рассказы для детей. | 1 | Самостоятельное чтение. Нравственный смысл поступка. Активизация и расширение словарного запаса. | | |
82 | | Рассказы К.Д. Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому», «Вместе тесно, а врозь скучно». | 1 | Самостоятельное чтение. Активизация и расширение словарного запаса. Наблюдение над значением слов. Пересказ текста на основе опорных слов. | | |
83 | | Сказка К. И. Чуковского «Телефон». Выставка книг К. Чуковского для детей. | 1 | Самостоятельное чтение. Инсценирование стихотворения. Рассматривание представленной выставки книг К. Чуковского. | | |
84 | | К. И. Чуковский .«Путаница». | 1 | Самостоятельное чтение. Выявление особенностей стихотворения-небылицы. | | |
85 | | В. В. Бианки «Первая охота». | 1 | Самостоятельное чтение; озаглавливание текста рассказа. Пересказ текста на основе опорных слов. | | |
86 | | С. Я. Маршак «Угомон». «Дважды два». | 1 | Чтение стихотворений С. Маршака. Знакомство с приёмами заучивания стихотворений наизусть Распределение ролей, чтение по ролям. Декламация стихотворения хором. | | |
87 | | М. М. Пришвин. «Предмайское утро», «Глоток молока». | 1 | Самостоятельное чтение. Знакомство с текстом-описанием. Дополнение текста-описания. Рисование словесных картин. Рассказ по рисунку об изображённых на нем событиях. | | |
88 | | А. Л. Барто «Помощница», «Зайка», «Игра в слова». | 1 | Сравнение стихотворений и рассказов. Определение героев произведения. Распределение ролей. Разыгрывание диалога. Сравнивать рассказ и стихотворение. | | |
| |
89 | | С. В. Михалков «Котята» Б. В. Заходер «Два и три», «Песенка-азбука». | 1 | Сравнение стихотворений и рассказов. Определение героев произведения. Распределение ролей. Разыгрывание диалога. Сравнение рассказа и стихотворения (что общее и чем различаются). | | |
90 | | В. Д. Берестов. «Пёсья песня», «Прощание с другом». | 1 | Самостоятельное чтение. Выразительное чтение стихотворений. | | |
91 | | Проект «Живая Азбука». | 1 | Творческая деятельность. | | |
92 | | Наши достижения. | 1 | Характеристика звуков. Соотнесение звуков и букв. Слого-звуковой анализ слова. Самостоятельное чтение. | | |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Литературное чтение»
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Дата проведения |
План | Факт |
1 | Жили – были буквы (7 часов) | Знакомство с учебником. В.Данько «Загадочные буквы». | 1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Определение темы стихотворения по его заголовку. | | |
2 | | И.Токмаков «Аля, Кляксич и буква А». С.Чёрный «Живая азбука». Ф.Кривин «Почему «А» поёт, а «Б» нет». | 1 | Самостоятельное чтение сказки. Определение главной мысли, характера героя произведения. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. | | |
3 | | Г.Сапкир «Про медведя». М.Бородицкая «Разговор с пчелой». И.Гамазкова «Кто как кричит?». | 1 | Знакомство с понятием «рифма». Заучивание стихотворений наизусть. | | |
4 | | И.Гамазкова, Е.Григорьева «Живая азбука». С.Маршак «Автобус №26». | 1 | Выразительное чтение с опорой на знаки препинания. | | |
5 | | Из старинных книг. Разноцветные страницы. Наши достижения. | 1 | Выразительное чтение с опорой на знаки препинания. Оценка планируемых достижений. | | |
6 | | Повторение и обобщение по теме: «Жили-были буквы». | 1 | Повторение изученного в разделе. Проверка знаний и умений. | | |
7 | | Проектная деятельность. «Создаём город букв». | 1 | Творческая деятельность. | | |
8 | Загадки. Сказки. Небылицы. (7 часов) | Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка». | 1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Чтение сказок по ролям. Характеристика героев. Определение главной мысли сказки. Сравнение народной и литературной сказок. | | |
9 | | Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы. | 1 | Отгадывание и сочинение загадок. Упражнение в выразительном чтении. Совершенствование навыка смыслового чтения. | | |
10 | | Рифмы Матушки Гусыни. Король Пипин. Дом, который построил Джек. | 1 | Восприятие на слух художественных произведений малых жанров. Знакомство с русским фольклором. Упражнение в интонационно выразительном чтении. | | |
11 | | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». | 1 | Читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении – читать выразительно; воспринимать на слух художественное произведение. | | |
12 | | Русская народная сказка «Петух и собака». | 1 | Инсценирование. Выразительное чтение диалогов из сказок. Подробный пересказ сказки. | | |
13 | | Произведения К.Ушинского и Л.Толстого. Разноцветные страницы. | 1 | Рассказывание сказки на основе картинного плана. Называние героев сказки. Определение главной мысли сказки. Совершенствование навыка смыслового чтения. | | |
14 | | Повторение изученного в разделе «Сказки, загадки, небылицы». Наши достижения. | 1 | Совершенствование навыка смыслового чтения. Оценка планируемых достижений. | | |
15 | Апрель, апрель! Звенит капель… (5 часов) | А.Майков «Ласточка примчалась…» А.Плещеев «Сельская песенка». А.Майков «Весна». Т Белозёров «Подснежники». С.Маршак «Апрель». | 1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Прослушивание и выразительное чтение лирических стихотворений. | | |
16 | | Литературные загадки И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л. Яхнина, Е. Трутневой. | 1 | Чтение загадок. Определение особенностей загадок как малого литературного жанра. Сочинение загадок. | | |
17 | | Проект «Составляем сборник загадок». | 1 | Выполнение творческого задания. Сочинение загадок. Оформление сборника. | | |
18 | | Стихотворения В.Берестова «Воробушки», Р.Сефа «Чудо». Произведения из старинных детских книг А.Майкова «Христос Воскрес». Разноцветные странички. | 1 | Совершенствование навыка смыслового чтения. | | |
19 | | Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель…». Наши достижения. | 1 | Совершенствование навыка смыслового чтения. Оценка планируемых достижений. | | |
20 | И в шутку и всерьёз (6 часов) | Весёлые стихи для детей. И.Токмакова «Мы играли в хохотушки». Г.Кружков «Ррры». | 1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме. Выразительное чтение стихотворных произведений. | | |
21 | | Юмористические рассказы для детей. Я.Тайц «Волк». Н.Артюхова «Саша-дразнилка». | 1 | Подбор другого заголовка к рассказу. Характеристика героя юмористического рассказа. | | |
22 | | Весёлые стихи для детей. К.Чуковский Федотка».О.Дриз «Привет». О.Григорьев «Стук». | 1 | Выразительное чтение стихотворных произведений. Характеристика героя стихотворения. | | |
23 | | И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучка». И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». К.Чуковский «Телефон». | 1 | Выразительное чтение стихотворных произведений. Характеристика героя стихотворения. | | |
24 | | Юмористический рассказ М.Пляцковского «Помощник». | 1 | Совершенствование навыка смыслового чтения. | | |
25 | | Из старинных книг. К.Ушинский. Разноцветные страницы. Повторение и обобщение по теме «И в шутку и в серьез». Наши достижения. | 1 | Рассказывание. Сравнение произведений на одну тему: сходство и различия. Чтение по ролям. Заучивание наизусть.Чтение по ролям. Оценка планируемых достижений. | | |
26 | Я и мои друзья (4 часов) | Ю.Ермолаев «Лучший друг». Е.Благинина «Подарок». В.Орлов «Кто первый?». С.Михалков «Бараны». | 1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Совершенствование навыка смыслового чтения. | | |
27 | | Р.Сеф «Совет». И.Пивоварова «Вежливый ослик». В.Берестов «В магазине игрушек». Я.Аким «Моя родня». | 1 | Соотнесение содержания произведения с пословицами. Сравнение рассказа и стихотворения. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. | | |
28 | | Проект «Наш класс – дружная семья». С.Маршак «Хороший день». По М.Пляцковскому «Сердитый дог Буль». Ю.Энтин «Про дружбу» | 1 | Создание летописи класса. Творческая деятельность. Совершенствование навыка смыслового чтения. Заучивание стихотворений наизусть. | | |
29 | | Из старинных книг. Д.Тихомиров «Мальчик и лягушки», «Находка». Разноцветные страницы. Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья». | 1 | Совершенствование навыка смыслового чтения. Заучивание стихотворений наизусть. Совершенствование навыка смыслового чтения. Наблюдение за ритмическим рисунком стихотворного текста. | | |
30 | О братьях наших меньших (5 часов) | С.Михалков «Трезор». Р.Сеф «Кто любит собак…». | 1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела. Выставка книг по теме. Выразительное чтение стихотворения. | | |
31 | | В.Осеева «Плохо». И.Токмакова «Купите собаку». | 1 | Совершенствование навыка смыслового чтения. | | |
32-33 | | М Пляцковский «Цап Царапыч». Г.Сапгир «Кошка». В. Берестов «Лягушата». | 1 | Различение художественных и научно-популярных текстов. | | |
34-35 | | В. Лунин «Никого не обижай». С. Михалков «Важный совет». Д.Хармс «Храбрый ёж». Н.Сладков «Лисица и ёж». | 2 | Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Описывать основные события рассказа. Пересказ на основе иллюстрации. | | |
36-37 | | Из старинных книг. С.Аскаков «Гнездо». Разноцветные страницы. Проверочная работа «Читательская компетенция» | 2 | Совершенствование навыка смыслового чтения. | | |
38-40 | Резерв | Повторение и обобщение изученного по теме «О братьях наших меньших» | 3 | Ответы на вопросы в учебнике. Обсуждение ответов одноклассников. Оценка планируемых достижений. | | |
Приложения
Тексты для проверки техники чтения
1 класс
ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ
КОШКА
Спала кошка на крыше. Она сжала лапки. Села около кошки птичка. Не сиди близко, птичка. Кошки очень хитры. (18 слов)
(Л.Н. Толстой)
Куда села птичка?
ДЕДУШКА
Мальчики Миша и Серёжа жили у деда. Они помогали деду сушить сеть. Дедушка учил мальчиков ловить рыбу. Ребята любили работать с дедом. (23 слова)
(Л.Н. Толстой)
Где жили мальчики?
Чему учил дедушка мальчиков?
ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ
ЛЕВ, МЕДВЕДЬ И ЛИСИЦА
Лев и медведь добыли мясо и стали за него драться. Медведь не хотел уступать, и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лисица увидала их мясо, подхватила его и убежала. (35 слов)
(Л.Н. Толстой)
Что добыли звери?
Кому досталось мясо?
В роще
Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мёд с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Зайчик бежал к ручью. Ручей журчал по камням. Он работал. Ручей поил чистой водой людей и животных. (38 слов)
(К.Ушинский)
Куда пришли дети?
Что увидели дети в роще?
Что делал ручей?
Сторож
У утки были пушистые утята. Однажды лисица утащила утку. Мы научили собаку водить к реке утят. Вот собака важно идёт к реке. Утята спешат за ней. Утята ныряют в воде. Потом они гуляют на лугу. Собака сидит и зорко охраняет утят. (41 слово)
(А.Седугин)
Что сделала лисица?
Чему мы научили собаку?
Что делали утята?
Звездная дорога
В давние времена жила девушка. Взяла она однажды горсть золы и бросила её на небо. Зола рассыпалась там, и по небу пролегла звёздная дорога.
С тех пор эта звёздная дорога освещает ночью Землю мягким светом, чтобы люди возвращались домой не в полной темноте и находили свой дом. (47 слов)
(Притча)
Что бросила девушка на небо?
Для чего нужна звездная дорога?
Хитрая рыба
Долго сидел я с удочкой на берегу. Не клюют у меня пескари. А дед под кустиком сидит и уже ведерко наловил. Сел и я в тени. Сразу пескари клевать стали. Оказывается, на чистом месте тень от удочки видна. Вот и не шла к крючку хитрая рыба.
(48 слов.)
(По Э. Шиму.)
1. Где сидел дедушка?
2. Почему у него шел лов?
3. Почему у мальчика сначала рыба не клевала?
4. Почему писатель назвал свой рассказ «Хитрая рыба»?
Летучие мыши
Летучие мыши очень полезные зверьки. Они поедают вредных насекомых.
Днем летучие мыши заворачиваются в свои широкие крылья, как в плащи, и висят в темных местах вниз головой.
Наступает ночь. Вылетают они на охоту. Многие вредные насекомые летают ночью. Почти все птицы спят в это время. Поэтому «работа» летучих мышей особенно важна.
(51 слово.)
( По Ю. Дмитриеву.)
1. Какую пользу приносит летучие мыши?
2. Как они проводят день?
3. Когда охотятся летучие мыши?
4. Как вы понимаете значение выражения «полезные зверьки»?
СПИСОК КНИГ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ЛЕТОМ (1 КЛАСС)
1. Стихи для детей о временах года Ф.Тютчева, А.Плещеева,, С.Маршака, А.Фета, С.Есенина, А.Пушкина, И.Никитина, А.Майкова (1 – 2 стихотворения каждого автора).
2. В. Чаплина . Рассказы.
3.М. Пришвин « Первая охота». Рассказы.
4. Е.Чарушин «Про Томку».
5. В.Бианки «Лесные домишки», «Синичкин календарь».
6. Стихи детям о детях В.Берестова, Э.Мошковской,С. Михалкова, Е.Благининой, В.Берестова, И.Токмаковой, Б.Заходера (1 – 2 стихотворения каждого автора).
7. А. Гайдар «Чук и Гек».
8. Н.Носов «Веселая семейка», «Фантазеры», «Заплатка», «Затейники».
9. Л. Пантелеев «Честное слово».
10. Б. Заходер «Русачок», «Серая звездочка».
11. Е. Пермяк «Смородинка», «Две пословицы».
12. М.Зощенко «Самое главное».
13. Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Про Веру и Анфису».
14. Д. Мамин-Сибиряк « Аленушкины сказки».
15. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
16. А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
17. П. Бажов. Сказки и сказы.
18. Л. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
19. Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик».
20. Бр. Гримм «Горшок каши», «Семеро храбрецов».
21. Р. Киплинг «Слонёнок».
22.Дж. Харрис « Братец Лис и Братец Кролик».
( Определить: жанр, тему произведения.)