СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике»

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Эрудит» по углубленному изучению математики составлена на основе авторской программы Гребневой Ю.А.«Трудные вопросы математики», Гребневой Ю.А.«Решение простых и составных задач»

Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится этой внеурочной работой. «Эрудит» реализуется за счёт углубленного изучения математики, расширяющих математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующих формированию познавательных универсальных учебных действий.

Предлагаемые занятия предназначены для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности - позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание занятий курса «Эрудит» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание так же использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.


Общая характеристика занятий.

«Эрудит» предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Происходит движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. «Эрудит»учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживается прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий используется принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между

командами.


Место занятий в учебном плане.

Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 35 минут. Содержание занятий отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает

реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.


Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

  • освоение эвристических приемов рассуждений;

  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.


Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения

курса «Эрудит».

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.


Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».


Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)


Основное содержание занятий курса «Эрудит».

  1. Числа. Арифметические действия. Величины

  • Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

  • Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

  • Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

  • Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.

  • Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

  • Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)

  • Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

  • Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

  • Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

  • Занимательные задания с римскими цифрами.

  • Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.





Форма организации обучения - математические игры:

  • «Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».

  • Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»

  • Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».

  • Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) – двусторонние карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ.

  • Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».

  • Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.

  • Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске»,

  • «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».


Универсальные учебные действия

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.


  1. Мир занимательных задач

  • Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.

  • Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

  • Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.

  • Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

  • Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

  • Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

  • Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

  • Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

  • Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

  • Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.


Универсальные учебные действия

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Конструировать несложные задачи.


  1. Геометрическая мозаика

  • Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 11, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

  • Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

  • Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

  • Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

  • Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

  • Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

  • Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

  • Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

  • Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)


Форма организации обучения – работа с конструкторами.

  • Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.

  • Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»4. «Спичечный» конструктор.

  • ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела».

  • Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».






Универсальные учебные действия

Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 11и др., указывающие направление движения.

Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.


К концу второго класса учащиеся должны научиться:

  • составлять, моделировать и штриховать предметы;

  • находить закономерность;

  • классифицировать предметы, слова;

  • определять истинность высказываний;

  • делать выводы, простейшие умозаключения.

  • уметь логически рассуждать при решении задач логического характера;

  • делать выводы, простейшие умозаключения;

  • решать геометрические задачи, ребусы, задачи- шутки, числовые головоломки.








СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Для учащихся:

  1. Гребневой Ю.А, Громкова Ю.Б. «Трудные вопросы математики». 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений –– М. БИНОМ, 2019

Для учителя:

  1. Вахновецкий Б. А. Логическая математика для младших школьников. - Москва: "Новый учебник", 2004 г.

  2. Винокурова Н. К. "Развитие познавательных способностей".- М., "Педагогический поиск", 1999.

  3. Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. - Москва: Образовательный центр "Педагогический поиск", 1999 г

  4. Левитас .Г.Г. "Нестандартные задачи по математике в 1(2,3,4)классе."- М., Илекса, 2005.





Календарно-тематическое планирование

курса «Эрудит»


занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Дата

планируемая

фактическая





1

1


Двузначные числа и их запись. Разбиение числа на разрядные слагаемые.Решение задач на нахождение части и целого.

05.10

05.10

2

1

Поразрядное сложение и вычитание двузначных чисел. Решение неравенств на соотношение между единицами длины.

12.10

13.10

3

1

Практические способы сложения и вычитания двузначных чисел. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

09.11

09.11

4

1

Решение задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. Решение выражений со скобками.

19.10

13.11

5

1

Разбиение числа на разрядные слагаемые.

Решение задач на нахождение остатка и части. Поразрядное сложение и вычитание двузначных чисел

16.11

16.11

6

1

Сложение и вычитание двузначных чисел. Решение задач на нахождение целого по известным частям.


20.11

20.11

7

1

Подготовка к записи сложения и вычитания столбиком. Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму).

23.11

23.11

8

1

Поразрядное сложение и вычитание двузначных чисел. Соотношение между единицами длины – работа с отрезками.

30.11

30.11

9

1

Решение задач разных видов. Решение выражений содержащих скобки.


07.12

07.12

10

1

Решение задач разных видов. Составление многоу-гольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.

14.12

14.12

11

1

Задачи, допускающие несколько способов решения.



21.12

21.12

12

1

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Решение задач.

28.12

28.12

13

1

Решение нестандартных задач. Соотношение между единицами длины – работа с геометрическими фигурами.


11.01

11.01

14

1

Выражения с именованными числами. Решение задач разных видов.


18.01

18.01

15

1

Практические способы сложения и вычитания двузначных чисел. Сложение столбиком.


25.01

25.01

16

1

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Задачи, допускающие несколько способов решения.

29.01

29.01

17

1

Выполнение сложения двузначных чисел столбиком. Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму).

01.02

01.02

18

1

Вычитание двузначных чисел в столбик по плану. Построение конструкции по заданному образцу.


08.02

08.02

19

1

Решение задач разных видов. Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму).

15.02

15.02

20

1

Табличное умножение чисел и соответствующие случаи деления.

19.02

19.02

21

1

Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Табличное умножение чисел и соответствующие случаи деления.

26.02

26.02

22

1


Табличное умножение чисел и соответствующие случаи деления.

01.03

01.03

23

Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

24

1

Построение конструкции по заданному образцу. Табличное умножение чисел и соответствующие случаи деления.

05.03

05.03

25

1

Табличное умножение чисел и соответствующие случаи деления.


12.03

12.03

26

1

Табличное умножение чисел и соответствующие случаи деления. Практические способы нахождения площадей фигур.


15.03

15.03

27

1

Отношения «меньше в» и «больше в». Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.


19.03

19.03

28

1

Практические способы нахождения площадей фигур. Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.


22.03

22.03

29

1

Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

12.04

12.04

30

1

Практические способы нахождения площадей фигур. Практические способы сложения и вычитания двузначных чисел.

19.04

19.04

19

1

Отношения «меньше в» и «больше в». Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.


26.04

26.04



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!