СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике 4 класс. УМК "Перспектива" Г.В. Дорофеев

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка рабочей программы по математике для 4 класса по программе "Перспектива" Г.В. Дорофеев

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 4 класс. УМК "Перспектива" Г.В. Дорофеев»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ


I. Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Математика» к концу 4-го года обучения:

Личностные

У учащегося будут сформированы:

— навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;

— понимание практической значимости математики для собственной жизни;

— принятие и усвоение правил и норм школьной жизни, ответственного отношения к урокам математики;

— умение адекватно воспринимать требования учителя;

— навыки общения в процессе познания, занятия математикой;

—понимание красоты решения задачи, оформления записей, умение видеть и составлять красивые геометрические конфигурации из плоских и пространственных фигур;

— элементарные навыки этики поведения;

—правила общения, навыки сотрудничества в учебной деятельности;

— навыки безопасной работы с чертёжными и измерительными инструментами.

Учащийся получит возможность для формирования:

—осознанного проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности — умения анализировать результаты учебной деятельности;

— интереса и желания выполнять простейшую исследовательскую работу на уроках математики;

– восприятия эстетики математических рассуждений, лаконичности и точности математического языка;

— принятия этических норм;

— принятия ценностей другого человека;

— навыков сотрудничества в группе в ходе совместного решения учебной познавательной задачи;

—— умения выслушать разные мнения и принять решение;

— умения распределять работу между членами группы, совместно оценивать результат работы;

— чувства ответственности за порученную часть работы в ходе коллективного выполнения практико-экспериментальных работ по математике;

— ориентации на творческую познавательную деятельность на уроках математики;

Метапредметные результаты

Регулятивные

Учащийся научится:

— понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной цели;

— находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;

— самостоятельно или под руководством учителя составлять план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий;

— определять правильность выполненного задания на основе сравнения с аналогичными предыдущими заданиями, или на основе образцов;

– самостоятельно или под руководством учителя находить и сравнивать различные варианты решения учебной задачи.

Учащийся получит возможность научиться:

— самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в процессе обучения математике;

— корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе решения;

– самостоятельно выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме;

– осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;

— адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;

– самостоятельно вычленять учебную проблему, выдвигать гипотезы и оценивать их на правдоподобность;

– подводить итог урока: чему научились, что нового узнали, что было интересно на уроке, какие задания вызвали сложности и т. п.;

– позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

– оценивать результат выполнения своего задания по параметрам, указанным в учебнике или учителем.


Познавательные

Учащийся научится:

— самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником, в справочной литературе и дополнительных источниках, в том числе под руководством учителя, используя возможности Интернет;

— использовать различные способы кодирования условия текстовой задачи (схемы, таблицы, рисунки, чертежи, краткая запись, диаграмма);

— использовать различные способы кодирования информации в знаково-символической или графической форме;

— моделировать вычислительные приёмы с помощью палочек, пучков палочек, числового луча;

— проводить сравнение (последовательно по нескольким основаниям, са­мостоятельно строить выводы на основе сравнения);

— осуществлять анализ объекта (по нескольким существенным признакам);

— проводить классификацию изучаемых объектов по указанному или самостоятельно выявленному основанию;

— выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения единичных объектов и выделения у них сходных признаков;

— рассуждать по аналогии, проводить аналогии и делать на их основе выводы;

— строить индуктивные и дедуктивные рассуждения;

— понимать смысл логического действия подведения под понятие (для изученных математических понятий);

— с помощью учителя устанавливать причинно-следственные связи и родовидовые отношения между понятиями;

— самостоятельно или под руководством учителя анализировать и описывать различные объекты, ситуации и процессы, используя межпредметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;

— под руководством учителя отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем справочников, энциклопедий, научно-популярных книг.

Учащийся получит возможность научиться:

— ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению нового материала;

— совместно с учителем или в групповой работе предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения нового материала;

— представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ;

— самостоятельно или в сотрудничестве с учителем использовать эвристические приёмы (перебор, метод подбора, классификация, исключение лишнего, метод сравнения, рассуждение по аналогии, перегруппировка слагаемых, метод округления и т. д.) для рационализации вычислений, поиска решения нестандартной задачи.


Коммуникативные

Учащийся научится:

— активно использовать речевые средства для решения различных ком­муникативных задач при изучении математики;

— участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

— оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

— читать вслух и про себя текст учебника, рабочей тетради и научно-популярных книг, понимать прочитанное;

— сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе;

— участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;

— выполнять свою часть работы в ходе коллективного решения учебной задачи, осознавая роль и место результата этой деятельности в общем плане действий.

Учащийся получит возможность научиться:

— участвовать в диалоге при обсуждении хода выполнения задания и выработке совместного решения;

— формулировать и обосновывать свою точку зрения;

— критично относиться к собственному мнению, стремиться рассматривать ситуацию с разных позиций и понимать точку зрения другого человека;

— понимать необходимость координации совместных действий при выпол­нении учебных и творческих задач; стремиться к пониманию позиции другого человека;

– согласовывать свои действия с мнением собеседника или партнёра в решении учебной проблемы;

– приводить необходимые аргументы для обоснования высказанной гипотезы, опровержения ошибочного вывода или решения;

— готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты

Числа и величины

Учащийся научится:

— моделировать ситуации, требующие умения считать сотнями;

— выполнять счёт сотнями в пределах как прямой, так и обратный;

— образовывать круглые сотни на основе принципа умножения;

— сравнивать числа, опираясь на порядок их следования при счёте;

— читать и записывать числа, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи;

— упорядочивать натуральные числа в соответствии с заданным порядком;

— выявлять закономерность ряда чисел, дополнять его в соответствии с этой закономерностью;

— составлять или продолжать последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу;

— работать в паре при решении задач на поиск закономерностей;

— группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

— измерять площадь фигуры в квадратных сантиметрах, квадратных дециметрах, квадратных метрах;

— сравнивать площади фигур, выраженные в разных единицах;

— заменять крупные единицы площади мелкими;

— используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр), сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с этими величинами.

Учащийся получит возможность научиться:

— классифицировать изученные числа по разным основаниям;

— использовать различные мерки для вычисления площади фигуры;

— выполнять разными способами подсчёт единичных квадратов (единичных кубиков) в плоской (пространственной) фигуре, составленной из них.


Арифметические действия

Учащийся научится:

— выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;

— выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное число;

— выполнять деление с остатком многозначных чисел;

– письменно выполнять умножение и деление многозначных чисел;

— выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел;

— выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

— находить значения выражений, содержащих два–три действия со скобками и без скобок.

Учащийся получит возможность научиться:

– оценивать приближённо результаты арифметических действий;

– использовать приёмы округления для рационализации вычислений или проверки полученного результата.


Работа с текстовыми задачами

Учащийся научится:

— выполнять краткую запись задачи, используя различные формы: таблицу, чертёж, схему и т. д.;

— выбирать и обосновывать выбор действий для решения задач на кратное сравнение, на нахождение четвёртого пропорционального (методом приведения к единице, методом сравнения), задач на расчёт стоимости (цена, количество, стоимость), на нахождение промежутка времени (начало, конец, продолжительность события);

— составлять задачу по её краткой записи, представленной в различных формах (таблица, схема, чертёж и т. д.);

— оценивать правильность хода решения задачи;

— выполнять проверку решения задачи разными способами.

Учащийся получит возможность научиться:

— сравнивать задачи по фабуле и решению;

— преобразовывать данную задачу в новую с помощью изменения вопроса или условия;

— находить разные способы решения одной задачи.


Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Учащийся научится:

— описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

— находить равные фигуры, используя приёмы наложения, сравнения фигур на клетчатой бумаге;

— классифицировать треугольники на равнобедренные и разносторонние, различать равносторонние треугольники;

— строить квадрат и прямоугольник по заданным значениям длин сторон с помощью линейки и угольника;

— распознавать прямоугольный параллелепипед, находить на модели прямоугольного параллелепипеда его элементы: вершины, грани, ребра;

— находить в окружающей обстановке предметы в форме прямоугольного параллелепипеда.

Учащийся получит возможность научиться:

– копировать изображение прямоугольного параллелепипеда на клетчатой бумаге;

– располагать модель прямоугольного параллелепипеда в пространстве, согласно заданному описанию;

– конструировать модель прямоугольного параллелепипеда по его развёртке.


Геометрические величины

Учащийся научится:

— определять длину данного отрезка с помощью измерительной линейки;

— вычислять периметр многоугольника, в том числе треугольника, прямоугольника и квадрата;

— применять единицу измерения длины километр и соотношения;

— вычислять площадь прямоугольника и квадрата;

— использовать единицы измерения площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, и соотношения между ними: 1 см² = 100 мм², 1 дм² = 100 см², 1 м² = 100 дм²;

— оценивать длины сторон прямоугольника; расстояние приближённо (на глаз).

Учащийся получит возможность научиться:

—сравнивать фигуры по площади;

– находить и объединять равновеликие плоские фигуры в группы;

– находить площадь ступенчатой фигуры разными способами.

Работа с информацией

Учащийся научится:

— устанавливать закономерность по данным таблицы;

— использовать данные готовых столбчатых и линейных диаграмм при решении текстовых задач;

— заполнять таблицу в соответствии с выявленной закономерностью;

— находить данные, представлять их в виде диаграммы, обобщать и интерпретировать эту информацию;

— строить диаграмму по данным текста, таблицы;

— понимать выражения, содержащие логические связки и слова («... и...», «... или...», «не», «если.., то... », «верно/неверно, что...», «каждый», «все».

Учащийся получит возможность научиться:

— читать несложные готовые столбчатые диаграммы, анализировать их данные;

— составлять простейшие таблицы, диаграммы по результатам выполне­ния практической работы;

– рисовать столбчатую диаграмму по данным опроса; текста, таблицы, задачи;

– определять масштаб столбчатой диаграммы;

– строить простейшие умозаключения с использованием логических связок: («... и...», «... или...», «не», «если.., то... », «верно/неверно, что...», «каждый», «все»);

– вносить коррективы в инструкцию, алгоритм выполнения действий и обосновывать их.

II. Содержание учебного предмета.

Арифметический материал. Этот блок содержания включает нумерацию целых неотрицательных чисел и арифметические действия над ними, сведения о величинах (длина, масса, периметр), их измерении и действиях над ними, решение простых и составных задач.

Основу арифметического материала составляет понятие числа. Понятие натурального числа формируется на основе понятия множества. Оно раскрывается в результате практического оперирования с предметными множествами и величинами.

Измерение величин рассматривается как операция установления соответствия между реальными предметами и множеством чисел. Тем самым устанавливается связь между натуральными числами и величинами: результат измерения величины выражается числом.

Действия сложение и вычитание, умножение и деление изучаются совместно. Вычислительные приемы формируются на основе поэтапной методики. Сначала выполняются подготовительные упражнения, потом идет ознакомление с приемом и, наконец, его закрепление с помощью заданий как тренировочного плана, так и творческого.

Геометрический материал. Введение геометрического материала в курс направлено на решение следующих задач:

а) развитие пространственных представлений учащихся;

б) развитие образного мышления на основе четких представлений о некоторых геометрических фигурах и их свойствах (точка, прямая, отрезок, луч, угол, кривая, ломаная, треугольник, четырехугольник, квадрат, прямоугольник,круг, окружность);

в) формирование элементарных графических умений: изображение геометрических фигур (отрезок, квадрат, прямоугольник и др.) от руки и с помощью чертежных инструментов.

Числа от 100 до 1000 (49 ч)

Повторение (17ч)

Использование свойств сложения и вычитания для рационализации вычислений. Решение простых и составных задач в 2—3 действия. Задачи на кратное сравнение, на нахождение четвёртого пропорционального, решаемые методом прямого приведения к единице, методом отношений, задачи с геометрическим содержанием. Обозначение фигур буквами латинского алфавита. Контуры. Равные фигуры. Задачи на восстановление фигур из частей и конструирование фигур с заданными свойствами.

Приёмы рациональных вычислений ( 32 ч )

Угол. Имя угла. Виды углов: прямой, острый и тупой углы.

Раскраска и перегибание фигур. Преобразование фигур на плоскости. Симметрия фигур. Объединение и пересечение фигур. Пересекающиеся прямые. Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые, параллельные прямые.

Координатный угол. Координаты точки. Конус. Цилиндр. Шар. Простейшие сечения круглых тел.

Числа, которые больше 1000 (83 ч)

Нумерация (14 ч )

Тысяча как новая счетная единица. Счет тысячами. Класс единиц и класс тысяч. Первый, второй и третий разряды в классе единиц и классе тысяч. Счет тысячами, сотнями, десятками и единицами. Разрядный состав многозначного числа. Сложение и вычитание (13 ч)

Приемы сложения и вычитания многозначных чисел в пределах 1 000 000, основанные на знании нумерации и способов образования числа.

Сложение и вычитание многозначных чисел в пределах миллиона. Умножение и деление на трехзначное число.

Умножение и деление (56 ч)

Умножение и деление на 1000, 10 000 и т. д. Умножение и деление круглых чисел. Решение составных задач в 2—5 действий на нахождение неизвестного по двум разностям, на нахождение неизвестного по сумме и кратному отношению, на встречное движение и движение в противоположных направлениях, на исключение одной из величин, на нахождение дроби числа и числа по его дроби. Площадь геометрической фигуры и ее измерение. Палетка. Равновеликие фигуры. Равносоставленные фигуры.

Единицы площади: квадратный километр, ар, гектар. Соотношение между единицами площади. Приближенное вычисление площадей. Площадь прямоугольника. (Геометрия на клетчатой бумаге: площадь треугольника, параллелограмма, ромба и др.)

Объем куба. Единицы объема: кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр. Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы времени: секунда, век. Четыре действия со значениями величин. Перевод единиц измерения.

Итоговое повторение за курс 4 класса (4 ч)

Устная и письменная нумерация. Величины и действия с ними. Доли и дроби. Повторение геометрического материала. Устные и письменные вычисления. Обобщение изученного. Урок – игра «Лучший счётчик».



Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год, 4 час в неделю.


III. Тематическое планирование « Математика» авторы: Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова УМК «Перспектива»:

Раздел программы, количество часов

Тема урока

1.

Числа от 100 до 1000

Повторение - 16 часов.

Нумерация. Счет предметов. Разряды.

2.

Числовые выражения. Порядок выполнения действий в выражениях.

3.

Умножение и деление вида 170х2; 560:7

4.

Сложение и вычитание столбиком.

5.

Приём письменного умножения трёхзначных чисел на однозначные.

6.

Входная контрольная работа№1

7.

Работа над ошибками. Приём письменного умножения однозначных чисел на трёхзначные.

8.

Деление вида 872 : 4

9.

Деление вида 612:3

10.

Числовые выражения.

11.

Числовые выражения.

12.

Числовые выражения. Порядок действий.

13.

Деление. Диагонали прямоугольника, их свойства.

14.

Диагонали квадрата и их свойства.

15.

Диагонали квадрата и их свойства. Порядок действий в выражениях со скобками.

16.

Числовые выражения. Решение задач.

17.

Приём рациональных вычислений – 35 часов.


Группировка слагаемых.

18.

Группировка слагаемых.

19.

Округление слагаемых.

20.

Округление слагаемых.

21.

Контрольная работа №2.

22.

Работа над ошибками. Умножение чисел на 10 и на 100

23.

Умножение круглых десятков и круглых сотен на 10 и на 100.

24.

Умножение числа на произведение.

25.

Умножение числа на произведение.

26.

Окружность и круг.

27.

Среднее арифметическое.

28.

Среднее арифметическое.

29.

Умножение двузначного числа на круглые десятки.

30.

Умножение двузначного числа на круглые десятки .Математический диктант№1

31.

Скорость. Время. Расстояние.

32.

Связи между скоростью, временем и расстоянием.

33.

Контрольная работа № 3 по теме: «Приём рациональных вычислений»

34.

Работа над ошибками. Закрепление материала

35.

Связи между скоростью, временем и расстоянием.

36.

Письменное умножение двузначного числа на двузначное.

37.

Письменное умножение двузначного числа на двузначное.

38.

Виды треугольников.

39.

Виды треугольников. Решение задач.

40.

Деление круглых чисел на 10 и на 100.

41.

Деление круглых чисел на 10 и на 100.

42.

Деление числа на произведение.

4 3.

Цилиндр.

44.


Задачи на нахождение неизвестного по двум суммам.

45.

Задачи на нахождение неизвестного по двум суммам.

46.

Контрольная работа

47.

Деление круглых чисел на круглые десятки.

48.

Письменное деление на двузначное число.

49.

Деление на двузначное число с остатком.

50.

Контрольная работа № 4 по теме: «Приёмы рациональных вычислений»

51.

Работа над ошибками. Повторение и закрепление материала.

52.

Числа, которые больше 1000. Нумерация -13 часов.


Тысяча. Счет тысячами.

53.

Новые счетные единицы. Класс единиц и класс тысяч.

54.

Чтение многозначных чисел. Запись многозначных чисел.

55.

Десяток тысяч. Счет десятками тысяч.

56.

Чтение и запись многозначных чисел.

57.

Сотня тысяч. Счет сотнями тысяч. Миллион.

58.

Виды углов. Математический диктант№2

59.

Разряды и классы чисел.

60.

Конус.

61.

Итоговая контрольная работа за 1 полугодие № 5 по теме: «Числа, которые больше 1000»

62.

Работа над ошибками.

63.

Миллиметр.

64.

Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям.

65.

Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание - 12часов.


Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел.

66.

Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел.

67.

Центнер и тонна.

68.

Центнер и тонна. Решение задач.

69.

Доли и дроби.

70.

Доли и дроби.

71.

Единицы времени. Секунда.

72.

Единицы времени. Секунда.

73.

Сложение и вычитание величин.

74.

Сложение и вычитание величин.

75.

Контрольная работа № 6 по теме: «Сложение и вычитание в пределах 1000»

76.

Работа над ошибками

77.

Умножение и деление - 28 часов.





















































Числа, которые больше 1000.

Умножение и деление - 32 часа.

Умножение многозначных чисел на однозначное число (письменные вычисления)

78.

Умножение многозначных чисел на однозначное число (письменные вычисления).

79.

Умножение и деление на 10, 100, 1000, 10000, 1000000.

80.

Нахождение дроби от числа.

81.

Нахождение дроби от числа.

82.

Умножение на круглые десятки, сотни, тысячи.

83.

Умножение на круглые десятки, сотни, тысячи.

84.

Таблица единиц длины.

85.

Контрольная работа № 7 по теме: «Умножение и деление»

86.

Коррекция знаний. Задачи на встречное движение.

87.

Задачи на встречное движение.

88.

Решение задач на встречное движение.

89.

Таблица единиц массы.

90.

Единицы массы и их соотношения.

91.

Задачи на движение в противоположных направлениях.

92.

Решение задач на движение в противоположных направлениях.

93.

Решение задач на движение в противоположных направлениях.

94.

Умножение на двузначное число.

95.

Умножение на двузначное число.

96.

Задачи на движение в одном направлении.

97.

Задачи на движение в одном направлении.

98.

Задачи на движение в одном направлении .Математический диктант№3

99.

Контрольная работа № 8 по теме: «Умножение и деление многозначных чисел»

100.

Работа над ошибками. Повторение и закрепление материала.

101.

Время. Единицы времени.

102.

Итоговая контрольная работа за 3 четв.

103.

Единицы времени. Решение задач и примеров.

104.

Единицы времени. Решение задач и примеров.

105.

Умножение величины на число.

106.

Таблицы единиц времени.

107.

Деление многозначного числа на однозначное.

108.

Шар.

109.

Нахождение числа по его дроби.

110.

Нахождение числа по его дроби.

111.

Деление чисел, которые оканчиваются нулями, на круглые десятки, сотни, тысячи.

112.

Деление чисел, которые оканчиваются нулями, на круглые десятки, сотни, тысячи.

113.

Задачи на движение по реке.

114.

Контрольная работа № 9 по теме: «Умножение и деление»

115.

Работа над ошибками. Закрепление материала.

116.

Деление многозначного числа на двузначное.

117.

Деление величины на число. Деление величины на величину.

118.

Деление величины на число. Деление величины на величину

119.

Ар и гектар.

120.

Ар и гектар.

121.

Таблица единиц площади.

122.

Умножение многозначного числа на число трехзначное.

123.

Деление многозначного числа на трехзначное число.

124.

Деление многозначного числа на трехзначное число.

125.

Деление многозначного числа с остатком.

126.

Деление многозначного числа с остатком.

127.

Прием округления делителя.

128.

Особые случаи умножения и деления многозначных чисел.

129.

Особые случаи умножения и деления многозначных чисел.

130.

Особые случаи умножения и деления многозначных чисел. Математический диктант№4

131.

Итоговая контрольная работа№10

132.

Работа над ошибками. Повторение за курс 4 класса.

133.

Особые случаи умножения и деления многозначных чисел.

134.

Особые случаи умножения и деления многозначных чисел

135.

Повторение и закрепление пройденного материала.

136.

Повторение и закрепление пройденного материала.

Итоговые контрольные работы:4

Тематические контрольные работы:8

Контрольные математические диктанты:4