РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ
I. Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Математика» к концу 4-го года обучения:
Личностные
У учащегося будут сформированы:
— навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
— понимание практической значимости математики для собственной жизни;
— принятие и усвоение правил и норм школьной жизни, ответственного отношения к урокам математики;
— умение адекватно воспринимать требования учителя;
— навыки общения в процессе познания, занятия математикой;
—понимание красоты решения задачи, оформления записей, умение видеть и составлять красивые геометрические конфигурации из плоских и пространственных фигур;
— элементарные навыки этики поведения;
—правила общения, навыки сотрудничества в учебной деятельности;
— навыки безопасной работы с чертёжными и измерительными инструментами.
Учащийся получит возможность для формирования:
—осознанного проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности — умения анализировать результаты учебной деятельности;
— интереса и желания выполнять простейшую исследовательскую работу на уроках математики;
– восприятия эстетики математических рассуждений, лаконичности и точности математического языка;
— принятия этических норм;
— принятия ценностей другого человека;
— навыков сотрудничества в группе в ходе совместного решения учебной познавательной задачи;
—— умения выслушать разные мнения и принять решение;
— умения распределять работу между членами группы, совместно оценивать результат работы;
— чувства ответственности за порученную часть работы в ходе коллективного выполнения практико-экспериментальных работ по математике;
— ориентации на творческую познавательную деятельность на уроках математики;
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
— понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной цели;
— находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
— самостоятельно или под руководством учителя составлять план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий;
— определять правильность выполненного задания на основе сравнения с аналогичными предыдущими заданиями, или на основе образцов;
– самостоятельно или под руководством учителя находить и сравнивать различные варианты решения учебной задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
— самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в процессе обучения математике;
— корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе решения;
– самостоятельно выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме;
– осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
— адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
– самостоятельно вычленять учебную проблему, выдвигать гипотезы и оценивать их на правдоподобность;
– подводить итог урока: чему научились, что нового узнали, что было интересно на уроке, какие задания вызвали сложности и т. п.;
– позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
– оценивать результат выполнения своего задания по параметрам, указанным в учебнике или учителем.
Познавательные
Учащийся научится:
— самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником, в справочной литературе и дополнительных источниках, в том числе под руководством учителя, используя возможности Интернет;
— использовать различные способы кодирования условия текстовой задачи (схемы, таблицы, рисунки, чертежи, краткая запись, диаграмма);
— использовать различные способы кодирования информации в знаково-символической или графической форме;
— моделировать вычислительные приёмы с помощью палочек, пучков палочек, числового луча;
— проводить сравнение (последовательно по нескольким основаниям, самостоятельно строить выводы на основе сравнения);
— осуществлять анализ объекта (по нескольким существенным признакам);
— проводить классификацию изучаемых объектов по указанному или самостоятельно выявленному основанию;
— выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения единичных объектов и выделения у них сходных признаков;
— рассуждать по аналогии, проводить аналогии и делать на их основе выводы;
— строить индуктивные и дедуктивные рассуждения;
— понимать смысл логического действия подведения под понятие (для изученных математических понятий);
— с помощью учителя устанавливать причинно-следственные связи и родовидовые отношения между понятиями;
— самостоятельно или под руководством учителя анализировать и описывать различные объекты, ситуации и процессы, используя межпредметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
— под руководством учителя отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем справочников, энциклопедий, научно-популярных книг.
Учащийся получит возможность научиться:
— ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению нового материала;
— совместно с учителем или в групповой работе предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения нового материала;
— представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ;
— самостоятельно или в сотрудничестве с учителем использовать эвристические приёмы (перебор, метод подбора, классификация, исключение лишнего, метод сравнения, рассуждение по аналогии, перегруппировка слагаемых, метод округления и т. д.) для рационализации вычислений, поиска решения нестандартной задачи.
Коммуникативные
Учащийся научится:
— активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении математики;
— участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
— оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
— читать вслух и про себя текст учебника, рабочей тетради и научно-популярных книг, понимать прочитанное;
— сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе;
— участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;
— выполнять свою часть работы в ходе коллективного решения учебной задачи, осознавая роль и место результата этой деятельности в общем плане действий.
Учащийся получит возможность научиться:
— участвовать в диалоге при обсуждении хода выполнения задания и выработке совместного решения;
— формулировать и обосновывать свою точку зрения;
— критично относиться к собственному мнению, стремиться рассматривать ситуацию с разных позиций и понимать точку зрения другого человека;
— понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач; стремиться к пониманию позиции другого человека;
– согласовывать свои действия с мнением собеседника или партнёра в решении учебной проблемы;
– приводить необходимые аргументы для обоснования высказанной гипотезы, опровержения ошибочного вывода или решения;
— готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
Числа и величины
Учащийся научится:
— моделировать ситуации, требующие умения считать сотнями;
— выполнять счёт сотнями в пределах как прямой, так и обратный;
— образовывать круглые сотни на основе принципа умножения;
— сравнивать числа, опираясь на порядок их следования при счёте;
— читать и записывать числа, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи;
— упорядочивать натуральные числа в соответствии с заданным порядком;
— выявлять закономерность ряда чисел, дополнять его в соответствии с этой закономерностью;
— составлять или продолжать последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу;
— работать в паре при решении задач на поиск закономерностей;
— группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
— измерять площадь фигуры в квадратных сантиметрах, квадратных дециметрах, квадратных метрах;
— сравнивать площади фигур, выраженные в разных единицах;
— заменять крупные единицы площади мелкими;
— используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр), сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с этими величинами.
Учащийся получит возможность научиться:
— классифицировать изученные числа по разным основаниям;
— использовать различные мерки для вычисления площади фигуры;
— выполнять разными способами подсчёт единичных квадратов (единичных кубиков) в плоской (пространственной) фигуре, составленной из них.
Арифметические действия
Учащийся научится:
— выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;
— выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное число;
— выполнять деление с остатком многозначных чисел;
– письменно выполнять умножение и деление многозначных чисел;
— выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел;
— выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
— находить значения выражений, содержащих два–три действия со скобками и без скобок.
Учащийся получит возможность научиться:
– оценивать приближённо результаты арифметических действий;
– использовать приёмы округления для рационализации вычислений или проверки полученного результата.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
— выполнять краткую запись задачи, используя различные формы: таблицу, чертёж, схему и т. д.;
— выбирать и обосновывать выбор действий для решения задач на кратное сравнение, на нахождение четвёртого пропорционального (методом приведения к единице, методом сравнения), задач на расчёт стоимости (цена, количество, стоимость), на нахождение промежутка времени (начало, конец, продолжительность события);
— составлять задачу по её краткой записи, представленной в различных формах (таблица, схема, чертёж и т. д.);
— оценивать правильность хода решения задачи;
— выполнять проверку решения задачи разными способами.
Учащийся получит возможность научиться:
— сравнивать задачи по фабуле и решению;
— преобразовывать данную задачу в новую с помощью изменения вопроса или условия;
— находить разные способы решения одной задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Учащийся научится:
— описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
— находить равные фигуры, используя приёмы наложения, сравнения фигур на клетчатой бумаге;
— классифицировать треугольники на равнобедренные и разносторонние, различать равносторонние треугольники;
— строить квадрат и прямоугольник по заданным значениям длин сторон с помощью линейки и угольника;
— распознавать прямоугольный параллелепипед, находить на модели прямоугольного параллелепипеда его элементы: вершины, грани, ребра;
— находить в окружающей обстановке предметы в форме прямоугольного параллелепипеда.
Учащийся получит возможность научиться:
– копировать изображение прямоугольного параллелепипеда на клетчатой бумаге;
– располагать модель прямоугольного параллелепипеда в пространстве, согласно заданному описанию;
– конструировать модель прямоугольного параллелепипеда по его развёртке.
Геометрические величины
Учащийся научится:
— определять длину данного отрезка с помощью измерительной линейки;
— вычислять периметр многоугольника, в том числе треугольника, прямоугольника и квадрата;
— применять единицу измерения длины километр и соотношения;
— вычислять площадь прямоугольника и квадрата;
— использовать единицы измерения площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, и соотношения между ними: 1 см² = 100 мм², 1 дм² = 100 см², 1 м² = 100 дм²;
— оценивать длины сторон прямоугольника; расстояние приближённо (на глаз).
Учащийся получит возможность научиться:
—сравнивать фигуры по площади;
– находить и объединять равновеликие плоские фигуры в группы;
– находить площадь ступенчатой фигуры разными способами.
Работа с информацией
Учащийся научится:
— устанавливать закономерность по данным таблицы;
— использовать данные готовых столбчатых и линейных диаграмм при решении текстовых задач;
— заполнять таблицу в соответствии с выявленной закономерностью;
— находить данные, представлять их в виде диаграммы, обобщать и интерпретировать эту информацию;
— строить диаграмму по данным текста, таблицы;
— понимать выражения, содержащие логические связки и слова («... и...», «... или...», «не», «если.., то... », «верно/неверно, что...», «каждый», «все».
Учащийся получит возможность научиться:
— читать несложные готовые столбчатые диаграммы, анализировать их данные;
— составлять простейшие таблицы, диаграммы по результатам выполнения практической работы;
– рисовать столбчатую диаграмму по данным опроса; текста, таблицы, задачи;
– определять масштаб столбчатой диаграммы;
– строить простейшие умозаключения с использованием логических связок: («... и...», «... или...», «не», «если.., то... », «верно/неверно, что...», «каждый», «все»);
– вносить коррективы в инструкцию, алгоритм выполнения действий и обосновывать их.
II. Содержание учебного предмета.
Арифметический материал. Этот блок содержания включает нумерацию целых неотрицательных чисел и арифметические действия над ними, сведения о величинах (длина, масса, периметр), их измерении и действиях над ними, решение простых и составных задач.
Основу арифметического материала составляет понятие числа. Понятие натурального числа формируется на основе понятия множества. Оно раскрывается в результате практического оперирования с предметными множествами и величинами.
Измерение величин рассматривается как операция установления соответствия между реальными предметами и множеством чисел. Тем самым устанавливается связь между натуральными числами и величинами: результат измерения величины выражается числом.
Действия сложение и вычитание, умножение и деление изучаются совместно. Вычислительные приемы формируются на основе поэтапной методики. Сначала выполняются подготовительные упражнения, потом идет ознакомление с приемом и, наконец, его закрепление с помощью заданий как тренировочного плана, так и творческого.
Геометрический материал. Введение геометрического материала в курс направлено на решение следующих задач:
а) развитие пространственных представлений учащихся;
б) развитие образного мышления на основе четких представлений о некоторых геометрических фигурах и их свойствах (точка, прямая, отрезок, луч, угол, кривая, ломаная, треугольник, четырехугольник, квадрат, прямоугольник,круг, окружность);
в) формирование элементарных графических умений: изображение геометрических фигур (отрезок, квадрат, прямоугольник и др.) от руки и с помощью чертежных инструментов.
Числа от 100 до 1000 (49 ч)
Повторение (17ч)
Использование свойств сложения и вычитания для рационализации вычислений. Решение простых и составных задач в 2—3 действия. Задачи на кратное сравнение, на нахождение четвёртого пропорционального, решаемые методом прямого приведения к единице, методом отношений, задачи с геометрическим содержанием. Обозначение фигур буквами латинского алфавита. Контуры. Равные фигуры. Задачи на восстановление фигур из частей и конструирование фигур с заданными свойствами.
Приёмы рациональных вычислений ( 32 ч )
Угол. Имя угла. Виды углов: прямой, острый и тупой углы.
Раскраска и перегибание фигур. Преобразование фигур на плоскости. Симметрия фигур. Объединение и пересечение фигур. Пересекающиеся прямые. Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые, параллельные прямые.
Координатный угол. Координаты точки. Конус. Цилиндр. Шар. Простейшие сечения круглых тел.
Числа, которые больше 1000 (83 ч)
Нумерация (14 ч )
Тысяча как новая счетная единица. Счет тысячами. Класс единиц и класс тысяч. Первый, второй и третий разряды в классе единиц и классе тысяч. Счет тысячами, сотнями, десятками и единицами. Разрядный состав многозначного числа. Сложение и вычитание (13 ч)
Приемы сложения и вычитания многозначных чисел в пределах 1 000 000, основанные на знании нумерации и способов образования числа.
Сложение и вычитание многозначных чисел в пределах миллиона. Умножение и деление на трехзначное число.
Умножение и деление (56 ч)
Умножение и деление на 1000, 10 000 и т. д. Умножение и деление круглых чисел. Решение составных задач в 2—5 действий на нахождение неизвестного по двум разностям, на нахождение неизвестного по сумме и кратному отношению, на встречное движение и движение в противоположных направлениях, на исключение одной из величин, на нахождение дроби числа и числа по его дроби. Площадь геометрической фигуры и ее измерение. Палетка. Равновеликие фигуры. Равносоставленные фигуры.
Единицы площади: квадратный километр, ар, гектар. Соотношение между единицами площади. Приближенное вычисление площадей. Площадь прямоугольника. (Геометрия на клетчатой бумаге: площадь треугольника, параллелограмма, ромба и др.)
Объем куба. Единицы объема: кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр. Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы времени: секунда, век. Четыре действия со значениями величин. Перевод единиц измерения.
Итоговое повторение за курс 4 класса (4 ч)
Устная и письменная нумерация. Величины и действия с ними. Доли и дроби. Повторение геометрического материала. Устные и письменные вычисления. Обобщение изученного. Урок – игра «Лучший счётчик».
Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год, 4 час в неделю.
III. Тематическое планирование « Математика» авторы: Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова УМК «Перспектива»:
№ | Раздел программы, количество часов | Тема урока |
1. | Числа от 100 до 1000 Повторение - 16 часов. | Нумерация. Счет предметов. Разряды. |
2. | Числовые выражения. Порядок выполнения действий в выражениях. |
3. | Умножение и деление вида 170х2; 560:7 |
4. | Сложение и вычитание столбиком. |
5. | Приём письменного умножения трёхзначных чисел на однозначные. |
6. | Входная контрольная работа№1 |
7. | Работа над ошибками. Приём письменного умножения однозначных чисел на трёхзначные. |
8. | Деление вида 872 : 4 |
9. | Деление вида 612:3 |
10. | Числовые выражения. |
11. | Числовые выражения. |
12. | Числовые выражения. Порядок действий. |
13. | Деление. Диагонали прямоугольника, их свойства. |
14. | Диагонали квадрата и их свойства. |
15. | Диагонали квадрата и их свойства. Порядок действий в выражениях со скобками. |
16. | Числовые выражения. Решение задач. |
17. | Приём рациональных вычислений – 35 часов. | Группировка слагаемых. |
18. | Группировка слагаемых. |
19. | Округление слагаемых. |
20. | Округление слагаемых. |
21. | Контрольная работа №2. |
22. | Работа над ошибками. Умножение чисел на 10 и на 100 |
23. | Умножение круглых десятков и круглых сотен на 10 и на 100. |
24. | Умножение числа на произведение. |
25. | Умножение числа на произведение. |
26. | Окружность и круг. |
27. | Среднее арифметическое. |
28. | Среднее арифметическое. |
29. | Умножение двузначного числа на круглые десятки. |
30. | Умножение двузначного числа на круглые десятки .Математический диктант№1 |
31. | Скорость. Время. Расстояние. |
32. | Связи между скоростью, временем и расстоянием. |
33. | Контрольная работа № 3 по теме: «Приём рациональных вычислений» |
34. | Работа над ошибками. Закрепление материала |
35. | Связи между скоростью, временем и расстоянием. |
36. | Письменное умножение двузначного числа на двузначное. |
37. | Письменное умножение двузначного числа на двузначное. |
38. | Виды треугольников. |
39. | Виды треугольников. Решение задач. |
40. | Деление круглых чисел на 10 и на 100. |
41. | Деление круглых чисел на 10 и на 100. |
42. | Деление числа на произведение. |
4 3. | Цилиндр. |
44. | | Задачи на нахождение неизвестного по двум суммам. |
45. | Задачи на нахождение неизвестного по двум суммам. |
46. | Контрольная работа |
47. | Деление круглых чисел на круглые десятки. |
48. | Письменное деление на двузначное число. |
49. | Деление на двузначное число с остатком. |
50. | Контрольная работа № 4 по теме: «Приёмы рациональных вычислений» |
51. | Работа над ошибками. Повторение и закрепление материала. |
52. | Числа, которые больше 1000. Нумерация -13 часов. | Тысяча. Счет тысячами. |
53. | Новые счетные единицы. Класс единиц и класс тысяч. |
54. | Чтение многозначных чисел. Запись многозначных чисел. |
55. | Десяток тысяч. Счет десятками тысяч. |
56. | Чтение и запись многозначных чисел. |
57. | Сотня тысяч. Счет сотнями тысяч. Миллион. |
58. | Виды углов. Математический диктант№2 |
59. | Разряды и классы чисел. |
60. | Конус. |
61. | Итоговая контрольная работа за 1 полугодие № 5 по теме: «Числа, которые больше 1000» |
62. | Работа над ошибками. |
63. | Миллиметр. |
64. | Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. |
65. | Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание - 12часов. | Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел. |
66. | Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел. |
67. | Центнер и тонна. |
68. | Центнер и тонна. Решение задач. |
69. | Доли и дроби. |
70. | Доли и дроби. |
71. | Единицы времени. Секунда. |
72. | Единицы времени. Секунда. |
73. | Сложение и вычитание величин. |
74. | Сложение и вычитание величин. |
75. | Контрольная работа № 6 по теме: «Сложение и вычитание в пределах 1000» |
76. | Работа над ошибками |
77. | Умножение и деление - 28 часов. Числа, которые больше 1000. Умножение и деление - 32 часа. | Умножение многозначных чисел на однозначное число (письменные вычисления) |
78. | Умножение многозначных чисел на однозначное число (письменные вычисления). |
79. | Умножение и деление на 10, 100, 1000, 10000, 1000000. |
80. | Нахождение дроби от числа. |
81. | Нахождение дроби от числа. |
82. | Умножение на круглые десятки, сотни, тысячи. |
83. | Умножение на круглые десятки, сотни, тысячи. |
84. | Таблица единиц длины. |
85. | Контрольная работа № 7 по теме: «Умножение и деление» |
86. | Коррекция знаний. Задачи на встречное движение. |
87. | Задачи на встречное движение. |
88. | Решение задач на встречное движение. |
89. | Таблица единиц массы. |
90. | Единицы массы и их соотношения. |
91. | Задачи на движение в противоположных направлениях. |
92. | Решение задач на движение в противоположных направлениях. |
93. | Решение задач на движение в противоположных направлениях. |
94. | Умножение на двузначное число. |
95. | Умножение на двузначное число. |
96. | Задачи на движение в одном направлении. |
97. | Задачи на движение в одном направлении. |
98. | Задачи на движение в одном направлении .Математический диктант№3 |
99. | Контрольная работа № 8 по теме: «Умножение и деление многозначных чисел» |
100. | Работа над ошибками. Повторение и закрепление материала. |
101. | Время. Единицы времени. |
102. | Итоговая контрольная работа за 3 четв. |
103. | Единицы времени. Решение задач и примеров. |
104. | Единицы времени. Решение задач и примеров. |
105. | Умножение величины на число. |
106. | Таблицы единиц времени. |
107. | Деление многозначного числа на однозначное. |
108. | Шар. |
109. | Нахождение числа по его дроби. |
110. | Нахождение числа по его дроби. |
111. | Деление чисел, которые оканчиваются нулями, на круглые десятки, сотни, тысячи. |
112. | Деление чисел, которые оканчиваются нулями, на круглые десятки, сотни, тысячи. |
113. | Задачи на движение по реке. |
114. | Контрольная работа № 9 по теме: «Умножение и деление» |
115. | Работа над ошибками. Закрепление материала. |
116. | Деление многозначного числа на двузначное. |
117. | Деление величины на число. Деление величины на величину. |
118. | Деление величины на число. Деление величины на величину |
119. | Ар и гектар. |
120. | Ар и гектар. |
121. | Таблица единиц площади. |
122. | Умножение многозначного числа на число трехзначное. |
123. | Деление многозначного числа на трехзначное число. |
124. | Деление многозначного числа на трехзначное число. |
125. | Деление многозначного числа с остатком. |
126. | Деление многозначного числа с остатком. |
127. | Прием округления делителя. |
128. | Особые случаи умножения и деления многозначных чисел. |
129. | Особые случаи умножения и деления многозначных чисел. |
130. | Особые случаи умножения и деления многозначных чисел. Математический диктант№4 |
131. | Итоговая контрольная работа№10 |
132. | Работа над ошибками. Повторение за курс 4 класса. |
133. | Особые случаи умножения и деления многозначных чисел. |
134. | Особые случаи умножения и деления многозначных чисел |
135. | Повторение и закрепление пройденного материала. |
136. | Повторение и закрепление пройденного материала. |
Итоговые контрольные работы:4
Тематические контрольные работы:8
Контрольные математические диктанты:4