Пояснительная записка
Рабочая программа по математике и конструированию для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 1» п. Пуровск.
Программа реализуется посредством УМК:
С. И. Волкова, О.Л. Пчелкина. «Математика и конструирование». 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: «Просвещение», 2019.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- понимание того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;
- элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (поурочно и по результатам изучения темы);
- элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;
- элементарные правила общения (знание правил общения и их применение);
- начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
- уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей;
- основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, понимание необходимости расширения знаний, интерес к освоению новых знаний и способов действий;
- положительное отношение к обучению математике.
Учащийся получит возможность для формирования:
- интереса к отражению математическими способами отношений между различными объектами окружающего мира;
- первичного (на практическом уровне) понимания значения математических знаний в жизни человека и первоначальных умений решать практические задачи с использованием математических знаний;
- потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
- понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
- составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;
- выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Обучающийся получит возможность научиться:
- принимать учебную задачу, предлагать возможные способы её решения, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;
- оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления;
- выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
Познавательные
Обучающийся научится:
- строить несложные модели математических понятий и отношений, ситуаций, описанных в задачах;
- описывать результаты учебных действий, используя математические термины и записи;
- понимать, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;
- иметь общее представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;
- применять полученные знания в изменённых условиях;
- осваивать способы решения задач творческого и поискового характера.
Обучающийся получит возможность научиться:
- фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
- осуществлять расширенный поиск нужной информации в различных источниках, использовать её для решения задач, математических сообщений, изготовления объектов с использованием свойств геометрических фигур;
- анализировать и систематизировать собранную информацию в предложенной форме (пересказ, текст, таблица);
- устанавливать правило, по которому составлена последовательность объектов, продолжать её или восстанавливать в ней пропущенные объекты;
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
- оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;
- уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё мнение, аргументированно его обосновывать;
- контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения;
Предметные результаты
Числа и величины
Обучающийся научится:
- читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними: 1 м = 100 см; 1 м = 10 дм; 1 дм = 10 см;
- читать и записывать значение величины время, используя изученные единицы измерения этой величины (час, минута) и соотношение между ними: 1 ч = 60 мин; определять по часам время с точностью до минуты.
Обучающийся получит возможность научиться:
- группировать объекты по разным признакам;
- самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как длина, время, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Обучающийся научится:
- распознавать и называть углы разных видов: прямой, острый, тупой;
- распознавать и называть геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник и др., выделять среди четырёхугольников прямоугольник (квадрат);
- выполнять построение прямоугольника (квадрата) с заданными длинами сторон на клетчатой разлиновке с использованием линейки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- изображать прямоугольник (квадрат) на нелинованной бумаге с использованием линейки и угольника.
Геометрические величины
Обучающийся научится:
- читать и записывать значение величины длина
Содержание учебного предмета
Геометрическая составляющая. Конструирование (34 часа)
Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.
Многоугольник — замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т. д. Периметр многоугольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, разносторонний. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и неоцифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств его диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.
Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.
Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.
Чертёж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрих-пунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.
Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по технологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте.
Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлёстку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей «Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий.
Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр геометрического содержания «Танграм», «Пентамино».
Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.
Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Количество часов | Наименование тем |
план | факт |
Геометрическая составляющая. Конструирование (34 часа) |
1. | 04.09.2021 | | 1 | Повторение геометрического материала: отрезок, угол, ломаная, прямоугольник, квадрат. |
2. | 11.09.2021 | | 1 | Повторение по теме «Геометрические фигуры». |
3. | 18.09.2021 | | 1 | Изготовление изделий в технике оригами — «Воздушный змей». |
4. | 25.09.2021 | | 1 | Треугольник. Соотношение длин сторон треугольника. |
5. | 02.10.2021 | | 1 | Прямоугольник. Практическая работа «Изготовление модели складного метра». |
6. | 09.10.2021 | | 1 | Свойство противоположных сторон прямоугольника. |
7. | 16.10.2021 | | 1 | Диагонали прямоугольника и их свойства. |
8. | 23.10.2021 | | 1 | Квадрат. Диагонали квадрата и их свойства. |
9. | 30.10.2021 | | 1 | Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника. |
10. | 13.11.2021 | | 1 | Середина отрезка. |
11. | 20.11.2021 | | 1 | Середина отрезка. |
12. | 27.11.2021 | | 1 | Построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля. |
13. | 04.12.2021 | | 1 | Практическая работа «Изготовление пакета для хранения счётных палочек». |
14. | 11.12.2021 | | 1 | Изготовление по чертежу аппликаций «Трактор с тележкой». |
15. | 18.12.2021 | | 1 | «Изготовление по чертежу аппликаций «Экскаватор». |
16. | 25.12.2021 | | 1 | Проверочная работа по теме «Прямоугольник». |
17. | 15.01.2022 | | 1 | Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). |
18. | 22.01.2022 | | 1 | Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). |
19. | 29.01.2022 | | 1 | Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). |
20. | 05.02.2022 | | 1 | Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). |
21. | 12.02.2022 | | 1 | Построение прямоугольника, вписанного в окружность. |
22. | 19.02.2022 | | 1 | Практическая работа «Изготовление ребристого шара». |
23. | 26.02.2022 | | 1 | Практическая работа «Изготовление аппликации «Цыплёнок»». |
24. | 05.03.2022 | | 1 | Деление окружности на 6 равных частей. Вычерчивание «розеток». |
25. | 12.03.2022 | | 1 | Чертёж. Практическая работа «Изготовление закладки для книги» по предложенному чертежу с использованием в качестве элементов прямоугольников, треугольников, кругов. |
26. | 19.03.2022 | | 1 | Технологическая карта. Составление плана действий по технологической карте (как вырезать кольцо). |
27. | 02.04.2022 | | 1 | Проверочная работа по теме «Окружность». |
28. | 09.04.2022 | | 1 | Чтение чертежа. Соотнесение чертежа с рисунком будущего изделия. Изготовление по чертежу аппликации «Автомобиль». |
29. | 16.04.2022 | | 1 | Оригами. Изготовление изделия «Щенок». |
30. | 23.04.2022 | | 1 | Оригами. Изготовление изделия «Жук». |
31. | 30.04.2022 | | 1 | Работа с набором «Конструктор». Детали, правила и приёмы работы с деталями и инструментами набора. |
32. | 07.05.2022 | | 1 | Итоговая проверочная работа по курсу «Математика и конструирование». |
33. | 14.05.2022 | | 1 | Работа с набором «Конструктор». Изготовление изделия «Тележка». |
34. | 21.05.2022 | | 1 | Работа с набором «Конструктор». Изготовление изделия «Весы». |
9