Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
Щёлковского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДАЮ
директор МОАУ СОШ №2
ЩМР МО
_______________М.С. Силантьева
«29» августа 2019г.
Рабочая программа
по окружающему миру
(базовый уровень)
2 класс Б
Составитель:
Аверина Светлана Евгеньевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе Основной образовательной программы начального общего образования МОАУ СОШ №2 ЩМР МО на 2016-2020 годы, авторской программы курса «Окружающий мир» А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой (М.: «Просвещение» 2015г.), и соответствует учебному плану школы на 2019-2020 учебный год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка;
оценивать жизненную ситуацию, а также представлению в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
различать (соотносить) прошлое, настоящее, будущее; год, век (столетие); соотносить событие с его датой;
характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;
называть царства природы;
описывать признаки животного и растения как живого существа;
моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.
Обучающийся получит возможность научиться:
«читать» информацию, представленную в виде схемы;
воспроизводить в небольшом рассказе- повествовании (рассказе- описании) изученные сведения из истории Москвы;
ориентироваться в понятиях: «Солнечная система»; «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения»; «плодовые культуры», «ягодные культуры»;
проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).
Метапредметные результаты:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
находить способы решения проблем творческого и поискового характера;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
различать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определять общие цели и пути ее достижения; умению договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладевать начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.), в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»
овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
положительное отношение к школе;
готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
высокий уровень учебной мотивации, самоконтроль и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками.
основы российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чуства гордости за национальные достижения;
уважительное отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
основы экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Вселенная, время, календарь (16ч)
Называть, находить и показывать на карте Россию, субъект РФ, в котором находится город (село) и школа. Называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности.
Соотносить святыни России и своего края с традиционными религиями. Определять самое важное и интересное в культуре народов, к которым принадлежат одноклассники.
Определять по моделям и рисунку форму Солнца, Земли, Луны. Анализировать схему в учебнике и рассказывать по ней о движении Земли и Луны в космическом пространстве. Определять по схеме в учебнике число планет Солнечной системы, их названия и порядок расположения, сравнивать размеры планет.
Перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров, осуществлять самопроверку.
Узнавать небесные тела по описанию.
Находить на фотографиях в учебнике и на местности линию горизонта. Анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу.
Определять по схеме способ обозначения сторон горизонта, применять его, заполняя схемы в рабочей тетради.
Практическая работа в группе: изучить устройство компаса; определить стороны горизонта (действуя по инструкции); зафиксировать результаты определения, расставляя таблички.
Находить на глобусе океаны и материки, определять их названия и число, находить на глобусе нашу страну, определять материк, на котором она расположена; осуществлять самопроверку.
По рисункам учебника определять настоящее, прошлое и будущее, выделять примеры времени.
Предлагать рисунки-символы, обозначающие настоящее, прошлое и будущее, обосновывать свое решение.
По фотография в учебнике определять временные хар-ки изображенных событий.
Располагать единицы измерения времени в порядке их увеличения (уменьшения).
Практическая работа в группе: изучать устройство часов, определять время по часам, моделировать время на часах.
По схеме в учебнике объяснять причину смены дня и ночи.
Моделировать смену дня и ночи с помощью схемы-аппликации.
Участвовать в дидактических играх «Сутки», «День-ночь».
Придумывать сказочные объяснения смены дня и ночи, иллюстрировать его рисунком.
Находить в творчестве народов своего края мифы, сказки, загадки о смене дня и ночи.
Определять количество дней в неделе.
Называть дни недели, выстраивать их последовательность.
Прослеживать по схеме изменение облика Луны в течение месяца и объяснять причины этого явления; моделировать смену лунных фаз в виде схемы-аппликации.
Устанавливать связь между названием естественного спутника Земли и единицей измерения времени – месяц.
Выстраивать правильную последовательность месяцев года
Перечислять времена года в правильной последовательности, называть (опираясь на годовой круг) месяцы, предлагать для каждого времени год рисунки-символы.
Устанавливать связь сезонных изменений в природе с движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси. Объяснять причины смены времен года, моделировать их.
Приводить примеры явлений в неживой и живой природе, в том числе сезонных. Рассказывать о сезонных явлениях по рисункам.
Наблюдать и определять реальную длительность сезонов своего края, выявлять специфические сезонные явления.
Рассказывать о явлениях погоды.
Практическая работа: изучить устройство термометра, сравнить виды термометров, измерить температуру воздуха, воды, своего тела, зафиксировать результаты измерения.
Объяснять назначение метеорологических приборов, осуществлять самоконтроль.
Сравнить календари разных типов.
Обсуждать правила пользования ими.
Определять различия между государственными праздниками России и международными.
Характеризовать содержание российский праздников.
Составлять рассказ о праздниках в своем городе (селе).
Соотносить народные приметы, связанные с погодой, с ощущением разных чувств и с наблюдениями за живой и неживой природой.
Наблюдать за поведением животных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе.
Высказывать предположения о том, что такое экология.
Находить в тексте учебника определение экологии как науки.
Рассказывать по рисунку о природе – нашем зеленом доме.
Осень (18ч)
Составлять схему круглого года с чередованием сезонов. Сопоставлять старинные и современные названия осенних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями осенних месяцев и со значительными событиями в жизни людей.
Характеризовать погодные явления осенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств родного языка.
Сочинять устный рассказ по картине.
Сравнивать и различать общее и особенное в осенних праздниках народов России.
Соотносить особенности праздничных обычаев с сезонными особенностями природы и хозяйственной жизни народов России.
По своим наблюдениям рассказывать о погоде летом и осенью.
Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и осенними изменениями в природе.
Извлекать информацию из текста об осенних явлениях в неживой природе и составлять список таких явлений в рабочей тетради.
Сравнивать иллюстрации учебника, определять по характерным признакам периоды осени.
Наблюдать за погодой осенью, фиксировать результаты наблюдений, сравнивать их, делать выводы.
На основе наблюдений рассказывать о впечатлениях от созерцания звездного неба.
Сравнивать древние и современные представления о созвездиях.
Анализировать схемы созвездий, соотносить схемы созвездий со старинными рисунками.
Рассказывать о состоянии травянистых растений осенью.
Описывать внешний вид наиболее распространенных травянистых растений.
Сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников.
Узнавать изученные кустарники и деревья по листьям. Раскрашивать листья в соответствии с их осенней окраской.
Сравнивать состояние лиственных и хвойных деревьев осенью. Узнавать изученные хвойные растения.
Определять деревья и кустарники по плодам; в природе.
Наблюдать листопад и устанавливать сроки его окончания у разных деревьев.
Сравнивать грибы по внешнему виду. Узнавать и рассказывать о строении гриба, рисовать схему строения гриба, осуществлять самопроверку. Устанавливать связи грибов с растениями и животными. Различать схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по характерным признакам, приводить примеры. Обосновывать необходимость бережливого отношения к грибам.
Выяснить какие птицы относятся к перелетным, а какие – к зимующим. Узнавать изученных птиц, классифицировать их (перелетные и зимующие).
Устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных. Выявлять приспособительное значение спячки, линьки, запасания корма и других явлений в жизни животных. Узнавать изученных животных.
Сравнивать осенние работы в городах и селах в старину и сейчас. Соотносить их с особенностями в мире осенней природы, выявлять общее и различное.
Знакомиться с правилами охраны природы. Работая в паре, анализировать условные знаки, с их помощью рассказывать о правилах охраны природы.
Зима (16ч)
Сопоставлять старинные и современные названия зимних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями осенних месяцев и со значительными событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления зимних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств родного языка. Подбирать народные приметы и прогнозировать изменение природы.
Рассказывать о зимних изменениях в природе.
Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и зимними изменениями в природе.
Извлекать информацию из текста о зимних явлениях в неживой природе и составлять список таких явлений в рабочей тетради.
Высказывать свое отношение к красоте зимней природы. Рассказывать о зимних видах отдыха детей, устанавливать между ними и зимними изменениями в неживой природе.
Сравнивать схемы расположения ковша созвездия Большой Медведицы осенью и зимой, выявлять различия.
Рассказывать о состоянии растений зимой. Извлекать из текста информацию о признаках. По которым можно узнать растения зимой. Распознавать деревья и кустарники по плодам, шишкам, силуэтам и другим признакам. Определять растения, зимующие под снегом. Устанавливать связи изученных растений с животными.
Отмечать на схеме годового круга день зимнего солнцестояния и солнцеворота. Различать общее и различное в зимних праздниках.
, Извлекать информацию о приспособленности птиц к условиям зимы. Находить изучаемых птиц. Узнавать зимующих птиц по клювам (работа в паре). Устанавливать связь между строением клюва и особенностями питания птиц. Обсуждать причины перемещения многих птиц в зимнее время к человеческому жилью и возможности помощи им.
Характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы, инсценировать обход дворов на Масленицу.
Знакомиться с правилами охраны природы.
Весна и лето (18ч)
Сопоставлять старинные и современные названия весенних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями весенних месяцев и со значительными событиями в жизни людей.
Характеризовать погодные явления весенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств родного языка.
рассказывать о весенних изменениях в природе.
Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и весенними изменениями в природе.
Извлекать информацию из текста о весенних явлениях в неживой природе и составлять список таких явлений в рабочей тетради. Рассказывать по иллюстрациям о признаках весны в городе и в селе. Устанавливать между детскими играми и весенними изменениями в неживой природе.
Знакомиться с народными традициями встречи весны, инсценировать праздничные ритуалы.
Рассказывать о весенних изменениях в жизни растений. Знакомиться с разными видами раннецветущих растений, выявлять условия, необходимые для их цветения. Узнавать раннецветущие растения. Характеризовать признаки весеннего пробуждения деревьев и кустарников. Обсуждать необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям.
Знакомиться с весенними изменениями в жизни насекомых. Узнавать изученных насекомых. Обнаруживать взаимосвязи в мире насекомых, рассказывать о них. Обсуждать отношение людей к насекомым, обосновывать необходимость бережного отношения к ним. Предлагать различные варианты поведения при встрече с насекомыми. Наблюдать весеннее появление насекомых.
Рассказывать о весенних изменениях в мире птиц и зверей. Знакомиться с жизнью птиц и зверей весной. Определять последовательность возвращения перелетных птиц. Находить изучаемых птиц. Обсуждать отношение людей к птицам, обосновывать необходимость бережного отношения к ним. Узнавать зверей по описанию.
Извлекать из текста и иллюстраций информацию о связях в природе. Анализировать рисунок и схемы в учебнике, соотносить их между собой, сравнивать разные виды схем, делать выводы.. Рассказывать о невидимых нитях по схемам. Моделировать связи в весеннем лесу.
Инсценировать мужскую и женскую работу в старину, соотносить с видами работ в настоящее время в городе. Объяснять значение пословиц о труде весной. Наблюдать за состоянием природы, соотносить свои наблюдения с народными приметами.
Характеризовать весенние народные праздники.
Формулировать правила здорового образа жизни весной.
Сопоставлять старинные и современные названия весенних и летних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями летних месяцев и со значительными событиями в жизни людей.
Характеризовать погодные явления летних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств родного языка.
Отмечать в настенном календаре и на схеме годового круга дни летнего солнцестояния и солнцеворота, характеризовать летние праздники и работу в старину. Наблюдать за погодой летом, фиксировать результаты, сравнивать их, делать выводы. Сравнивать результаты наблюдений в течение всего года, делать выводы.
Соотносить летние праздники с видами работы в настоящее время. Сопоставлять традиции празднования летнего нового года с особенностями новогоднего праздника осенью, зимой, весной в культуре народов России. Определять нравственный смысл календарных праздников в культуре народов России и мира.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов в неделю – 2
Количество часов в год – 68
№ | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректи-рованные сроки прохождения |
| Вселенная, время, календарь 15 часов |
| Мы – союз народов России. | 04.09 | |
| Мы – жители Вселенной. | 07.09 | |
| Наш «космический корабль» - Земля. | 11.09 | |
| Время. | 14.09 | |
| Сутки и неделя. | 18.09 | |
| Месяц и год. | 21.09 | |
| Времена года. | 25.09 | |
| Погода | 28.09 | |
| Как предсказывают погоду | 02.10 | |
| Календарь – хранитель времени, страж памяти. | 05.10 | |
| Праздники для всех | 09.10 | |
| Народный календарь. | 12.10 | |
| Экологический календарь. | 16.10 | |
| За страницами учебника. | 16.10 | |
| Вселенная, время, календарь. Повторение. | 19.10 | |
| ИТОГО | 15 ч | |
| Осень 19 часов |
| Осенняя прогулка (экскурсия). | 23.10 | |
| Осенние месяцы. | 26.10 | |
| Осень в неживой природе. | 06.11 | |
| Народные праздники в пору осеннего равноденствия. | 09.11 | |
| Звёздное небо осенью. | 13.11 | |
| Трава у нашего дома. | 16.11 | |
| Старинная женская работа | 20.11 | |
| Деревья и кустарники осенью. | 23.11 | |
| Чудесные цветники осенью. | 27.11 | |
| Грибы. | 30.11 | |
| Шестиногие и восьминогие. | 04.12 | |
| Птичьи секреты. | 07.12 | |
| Как разные животные готовятся к зиме. | 11.12 | |
| Невидимые нити в осеннем лесу. | 14.12 | |
| Осенний труд. | 18.12 | |
| Будь здоров! (Подвижные старинные осенние игры). | 21.12 | |
| Охрана природы осенью. | 25.12 | |
| За страницами учебника. | 25.12 | |
| Осень. Повторение. | 28.12 | |
| ИТОГО | 19 ч | |
| Зима 16 часов |
| Зимние месяцы. | 15.01 | |
| Зима – время науки и сказок. | 18.01 | |
| Зима в неживой природе. | 22.01 | |
| Звёздное небо зимой. | 25.01 | |
| Зимняя прогулка (экскурсия). | 29.01 | |
| Зима в мире растений. | 01.02 | |
| Зимние праздники. | 05.02 | |
| Растения в домашней аптечке. | 08.02 | |
| Зимняя жизнь птиц и зверей. | 12.02 | |
| Невидимые нити в зимнем лесу. | 15.02 | |
| В феврале зима с весной встречается впервой. | 19.02 | |
| Зимний труд. | 22.02 | |
| Будь здоров! | 26.02 | |
| Охрана природы зимой. | 01.03 | |
| За страницами учебника. | 01.03 | |
| Зима. Повторение. | 05.03 | |
| ИТОГО | 16 ч | |
| Весна и лето 18 часов |
| Весенние месяцы. | 12.03 | |
| Весна в неживой природе. | 15.03 | |
| Весна – утро года. | 19.03 | |
| Звёздное небо весной. | 22.03 | |
| Весенняя прогулка (экскурсия). | 02.04 | |
| Весеннее пробуждение растений. | 05.04 | |
| Чудесные цветники весной. | 09.04 | |
| Весна в мире насекомых. | 12.04 | |
| Весна в мире птиц и зверей. | 16.04 | |
| Невидимые нити в весеннем лесу. | 19.04 | |
| Весенний труд. | 23.04 | |
| Старинные весенние праздники. | 26.04 | |
| Будь здоров! | 30.04 | |
| Охрана природы весной. | 07.05 | |
| Лето красное. | 14.05 | |
| Летние праздники и труд. | 17.05 | |
| За страницами учебника. | 21.05 | |
| Весна и лето. Повторение. | 24.05 | |
| ИТОГО | 18 ч | |
| ИТОГО | 68ч | |
12