СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Перспектива"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Перспектива"»






















РАбочая программа

«Окружающий мир»


на 2019/2020 учебный год

класс 2 «А» УМК «Перспектива»













Составитель: Токмакова А.М.




Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе


является формирование следующих умений:


    • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.


    • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.


    • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).


    • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.


  • Ценностное отношение к труду;


Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.


Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий. Регулятивные УУД:


  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.


  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).


  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.


  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).


  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).


  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.


  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.


  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


Познавательные УУД:


  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.


  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.


  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).


  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).


  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.


Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.


Коммуникативные УУД:


  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).


  • Слушать и понимать речь других.

  • Выразительно читать и пересказывать текст.

  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.


  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.


  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).


Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений.


  • уметь объяснять мир:

  • объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;

  • объяснять влияние притяжения Земли;

  • связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;

  • наблюдать за погодой и описывать её;

  • уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;


  • пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;


  • называть основные природные зоны и их особенности.

  • уметь определять своё отношение к миру:

  • оценивать правильность поведения людей в природе;

  • уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.


— характерные признаки лета, осени, зимы, весны в неживой природе, в жизни травянистых растений, деревьев и кустарников, насекомых, птиц, зверей;


— названия и важнейшие отличительные признаки изученных грибов, растений, насекомых, птиц, зверей и других животных;


— некоторые экологические связи в природе;


— особенности сезонного труда людей и его зависимость от сезонных изменений в природе;


— изученные правила поведения в природе;

— особенности охраны здоровья в разное время года;

— народные названия месяцев;

— народные приметы и присловья о временах года;

— дни-погодоуказатели, характерные для климата своего края;

— главные календарные праздники народов своего края.

— проводить наблюдения в природе по заданиям учебника;


— различать изученные растения, грибы, насекомых, птиц, зверей и других животных (в природе, гербарии, на рисунке или фотографии);


— объяснять на примерах некоторые экологические связи;

— выполнять изученные правила поведения в природе;

— выполнять правила охраны здоровья в разное время года;


— разыгрывать народные игры, характерные для разных времен года и связанные с главными календарными праздниками народов своего края;


— загадывать и отгадывать загадки народов своего края о явлениях живой и неживой природы;


— рассказывать 2—3 сказки о животных из устного творчества народов своего края.


Содержание учебного предмета


Программа включает разделы «Вселенная, время и календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето». В каждом разделе вначале рассматриваются сезонные изменения в неживой природе, затем — жизнь растений, животных различных групп (деревья и кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.). Наряду с этим дети знакомятся с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с соответствующими изменениями в природе. В процессе изучения проводятся

экскурсии в природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно.


Вселенная, время и календарь

Наша планета во Вселенной. Солнце — источник тепла


и света на Земле. Луна — спутник Земли. Смена дня и ночи.


Смена времен года. Наблюдение за небесными телами — основа измерения времени и создания календаря.


Способы измерения времени; старинные и современные часы.

Календарь. Названия месяцев и дней недели. Народный календарь. Наши праздники.

Экологический календарь.


Осень


Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год — проводы лета. Три встречи осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные праздники конца лета.


Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди, грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе.


Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние дни-погодоуказатели. Особая пора осеннего равноденствия в природе и культуре.


26 сентября — «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Части растения


— корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях. Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья.


Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях


и кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью животных и с помощью ветра.


«Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Загадки о грибах.


Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного отношения к паукам. Наблюдение за поведением пауков в осенних народных прогнозах погоды.


Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение продолжительности дня осенью — сигнал к началу перелета. 1 октября — день-погодоуказатель: «Арина — журавлиный лёт». Запасание корма зимующими птицами


— одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц зимой; различные виды кормушек. День птиц-зимников по народному календарю.


Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях. Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц.


Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов.


Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры.


Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка и озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью. Проводы осени.


Блок внеклассной, внешкольной работы: осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края.

Зима

Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья.


Зимние дни-погодоуказатели. «Анна Зимняя» — самый короткий день в году.

Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок.

Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде.


Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными. Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни.


Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных).


Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к

суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла).

Зимнее гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья

(воробьи, синицы, вороны, галки и др.).

Подкормка птиц зимой.


Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др.

(по выбору учителя). Следы зверей на снегу.

Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных.

Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса).

Культура поведения в природе зимой.

Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры.


Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные народные зимние праздники. Проводы зимы.


Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края.


Весна и лето

Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны.


Весенние приметы и присловья. Весенние дни-погодоуказатели. 1 (14) марта— «Авдотья Весновка»: весеннее новолетие.


Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега, ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода.


Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе. Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям. Загадки о раннецветущих растениях.


Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним. Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция закликания птиц.


Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей.


Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях. Необходимость бережного отношения к животным, которых люди не любят. Образ лягушки и ужа в народном искусстве.


Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей.


Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.). Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры. Народные весенние праздники. Проводы весны.

Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние дни-погодоуказатели. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году. Летнее новолетие в календаре северных народов России. Труд людей летом. Народные летние праздники.


Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека».


Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии для наблюдения над изменениями в природе своей местности и развития навыков экологически грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение весенних праздников по традициям народов своего края.


Содержание внутрипредметного модуля


  1. Защита человека в чрезвычайных ситуациях. 1.1Чрезвычайные ситуации


Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений.


1.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях.


Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».

II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи


2.1. Болезни, их причины и связь с образом жизни От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм, из чего состоит тело


человека.


Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Органы дыхания.


Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний. Заноза, кровотечение, укус, ушиб.


2.2. Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами.


  1. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся


3.1. Безопасное поведение на воде Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду


водоемов.


Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже.


3.2. Безопасное поведение на природе. Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения.


Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Как вести себя на реке зимой.


Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения.


Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности.


Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них.


3.3. Безопасное поведение на дорогах

Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог.

Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика.


Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства. Обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.

Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть, К концу 2 класса учащиеся должны знать:


чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоемов;


правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и

необорудованных местах;

правила безопасного поведения в лесу, в поле;

возможные опасные ситуации при движении по открытой местности:

ориентирование, правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.;


ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;


от чего зависит наше здоровье. Как живет, наш организм. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни. Избыточный вес;


травмы, порезы, ссадины и царапины. Отравления. Их причины и признаки; какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного


происхождения. Наводнения, причины наводнений;

как оповещают население о чрезвычайных ситуациях. Что необходимо сделать

по сигналу «Внимание всем!».


Тематическое планирование по окружающему миру 2 класс




Количес


п/п

Раздел

Тема урока

тво





часов


1


Мы – союз народов России

1


2


Мы – жители Вселенной

1


3


Наш "космический корабль" - Земля

1


4


Наш "космический корабль" – Земля.

1



Практическая работа с компасом.






5


Время

1


6


Сутки и неделя

1


7 (модуль 1)

Вселенная,

Безопасное поведение на воде

1


8

время и

Месяц и год. Времена года.

1


9 (модуль 2)

календарь

Безопасное поведение на природе

1


10

(16 часов)

Погода. Практическая работа с термометром

1


11


Календарь – хранитель времени, страж памяти.

1


12


Красные дни календаря

1


13


Народный календарь

1


14


Экологический календарь

1


15


Экскурсия в школьный сквер. Осенняя

1



прогулка. За страницами учебников






16


Осенние месяцы. Осень в неживой природе



17


Народные праздники в пору осеннего

1



равноденствия






18


Звёздное небо осенью

1


19

Осень

Безопасное поведение на природе

1


(модуль 3)

(19 часов)





20


Трава у нашего дома.

1


21


Старинная женская работа

1


22


Безопасное поведение на природе

1


(модуль 4)





23


Деревья и кустарники осенью Чудесные

1



цветники осенью.






24


Безопасное поведение на природе

1


(модуль 5)







25


Грибы

1


26


Шестиногие и восьминогие

1


27


Птичьи секреты

1


28


Как разные животные готовятся к зиме

1


29


Невидимые нити в осеннем лесу

1


30


Осенний труд. Будь здоров! Подвижные

1



старинные игры.






31


Контрольная работа за 1 полугодие



32


Работа над ошибками



33


Охрана природы осенью. За страницами

1



учебников






34


Первая медицинская при отравлении пищевыми

1


(модуль 6)


продуктами





35


Хронические неинфекционные заболевания, их

1


(модуль 7)


причина, связь с образом жизни





36


Зимние месяцы. Зима – время науки и сказок

1


37


Зима в неживой природе. Звёздное небо зимой

1


38


Практические занятия по отработке навыков

1


(модуль 8)


оказания первой медицинской помощи





39


Экскурсия в школьный сквер. Зимняя прогулка

1


40


Зима в мире растений

1


41


Зимние праздники

1


42


Практические занятия по отработке навыков

1


(модуль 9)

Зима

оказания первой медицинской помощи




43

(15 часов)

Растения в домашней аптечке

1


44


Зимняя жизнь птиц и зверей

1


45


Невидимые нити в зимнем лесу

1


46


В феврале зима с весной встречается впервой

1


47


Зимний труд. Будь здоров!

1


48


Практические занятия по отработке навыков



(модуль 10)


оказания первой медицинской помощи



49


Охрана природы зимой.

1


50


За страницами учебников

1


51


Весенние месяцы. Весна в неживой природе

1


52


Весна – утро года

1


53


Звёздное небо весной

1


54


Экскурсия в школьный сквер. Весенняя

1



прогулка






55

Весна и

Весеннее пробуждение растений. Чудесные

1


лето

цветники весной





56

(18 часов)

Чрезвычайные ситуации мирного и военного




времени (аварии, катастрофы, военные

1


(модуль 11)




конфликты)







57


Весна в мире насекомых

1


58


Весна в мире птиц и зверей

1


59


Невидимые нити в весеннем лесу

1




60


61

(модуль 12)


62


63


64


65


66

(модуль 13)


67

(модуль 14)


68



Весенний труд. Старинные весенние праздники.

1


Основные мероприятия гражданской обороны

1


по защите населения




Будь здоров. Охрана природы весной

1


Лето красное. Летние праздники и труд

1


Промежуточная аттестация в форме

1


итоговой контрольной работы за год




Работа над ошибками

1


Подготовка обучаемых к действиям в ЧС

1


мирного и военного времени




Чрезвычайные ситуации мирного и военного



времени (аварии, катастрофы, военные

1


конфликты)



За страницами учебников

1