СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Перспектива"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру" 3 класс УМК "Перспектива"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Перспектива"»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Благодатенская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрено

на заседании МО

учителей начальных классов

Протокол № 1

от « » августа 2019 г.


Согласовано

и.о.заместителя директора

школы по УВР

________Е.В. Башкирёва

от « » августа 2019 г.


«Утверждаю»

Директор

МКОУ «Благодатенская СОШ»

_________В.Н.Провольнева

Приказ № __ от « » ___________ 2019г.





Рабочая программа

по окружающему миру


3 класс


2019-2020 учебный год





Составитель: Мельникова Галина Николаевна

учитель начальных классов








п.Белогорье

2019 г.







Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 3 класс создана на основе:

  • Федерального государственного стандарта начального общего образования .

  • «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. М.

  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ.

  • Примерной Программы начального общего образования.

  • Программы курса «Окружающий мир» под редакцией А.А.Плешакова, М. Ю. Новицкой.

  • Учебного плана МКОУ «Благодатенская средняя общеобразовательная школа» на 2019-2020 учебный год.

  • УМК «Перспектива».



Согласно учебному плану МКОУ «Благодатенская СОШ» на изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю).



Основными средствами организации деятельности обучающихся являются:

  1. Учебник в двух частях «Окружающий мир». Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Москва, «Просвещение»,2015 год.


  1. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» в двух частях, Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Москва, «Просвещение», 2015 год.


  1. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Окружающий мир».


Дополнительная литература:


  1. Атлас-определитель «От земли до неба». Автор: А.А.Плешаков.

  2. «Великан на поляне». Авторы: А.А.Плешаков, А.А.Румянцев.









Планируемые результаты



Предметные результаты

  • характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);

  • определять тип справочной и научно-познавательной литературы;

  • работать с планом местности и его видами, с масштабом;

  • ориентироваться относительно сторон света;

  • показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по силуэтам;

  • перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой;

  • перечислять правила ответственного туризма;

  • перечислять правила пользования личным и общественным транспортом;

  • определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части;

  • приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества;

  • характеризовать строение Солнечной системы и названия планет;

  • характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере;

  • показывать на карте водные объекты;

  • характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе;

  • характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека;

  • характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в почве;

  • приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения;

  • перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека;

  • различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных;

  • характеризовать природные сообщества на примере леса;

  • характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого;

  • характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей;

  • определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах;

  • перечислять правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми;

  • определять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов, красного угла в старинном доме (с учетом разных культурных традиций);

  • перечислять традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях;

  • определять терминологию родства в применении к членам своей семьи;

  • определять значение своего имени;

  • характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов;

  • характеризовать основные правила гигиены;

  • характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире;

  • оказывать себе и другим людям первую помощь;

  • перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности  распределения обязанностей в семье;

  • определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности;

  • толковать смысл эмблемы Всемирного наследия;

  • узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца,

  • определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России;

  • определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном из материков, показывать на карте названные город и страны, так же как и их столицы;

  • характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности перечисленных зарубежных города и стран, узнавать их на фотографиях;

  • составлять список Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих ценностей, свободно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий.


Метапредметные результаты

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

  • планировать свои действия в течение урока;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

  • контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.



Личностные результаты

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;

  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с отечественным наследием, входящим в Список ЮНЕСКО;

  • представление о ценностях многонационального общества на основе сопоставления материальной и духовной культуры традиционного Дома;

  • доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме Списка Всемирных духовных сокровищ;

  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение двух взаимно связанных метафорических образов: Мир как дом; Дом как мир;

  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов  России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;

  • представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);

  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного ученика;

  • мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);

  • интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;

  • готовность к  бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям*;

  • личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, необходимых для будущего  России*;

  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества, знакомство с Всемирным наследием, Всемирными духовными сокровищами;

  • понимание и сопереживание чувствам других людей на основе знакомства с основами семейной жизни*;

  • представление об этических нормах через формулирование правил экологической и семейной этики;

  • представление об этических нормах через формулирование правил нравственного общения людей друг с другом в ходе знакомства со Всемирным природным и культурным наследием;

  • потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;

  • соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников в ходе проектной и внеурочной деятельности;

  • установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе - использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.


























Содержание учебного предмета:


Учебник «Окружающий мир» для третьего класса включает четыре раздела:


  1. Радость познания (13ч)

Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Общественный и личныйтранспорт. Правила пользования транспортом.

Важное значение средств связи в жизни человека и общества: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.


  1. Мир как дом (22 ч)

Разнообразие веществ в окружающем мире.

Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Растения, их разнообразие. Животные, их разнообразие.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы.


  1. Дом как мир (21 ч)

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности: история и современность. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы, обычаи), определяющий сезонный труд людей. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций народов России в прошлом (жилища, одежда, питание, домашняя утварь, основные занятия, орудия труда), верования, народные праздники и обычаи.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира.

Ценность здоровья и здорового образа жизни. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.


  1. В поисках Всемирного наследия (12 ч)

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.).

Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле.

Экскурсии:

  • научно –просветительские учреждения села

  • путешествие по родному селу


Практические работы:

  • Измерение массы

  • Измерение длины

  • Туристические планы

  • Вода – растворитель

  • Исследование свойств воздуха

  • Исследование свойств воды

  • Состав гранита

  • Исследование свойств почвы

  • Измерение пульса

  • Уход за зубами

  • Измерение температуры тела



Календарно — тематический план


Тема урока

Кол-во часов

Домашнее

задание

Дата

по плану

Дата

по факту

Радость познания (13 часов)


1

Свет знания.

1

С.4-7, р.т.,№1,2



2

Как изучают окружающий мир.

1

Р.т.№2



3

Как изучают окружающий мир (Практическая работа.)

1

Р.т.№4,с.9



4

Книга - источник знаний.

1

С.12-15,

Р.т.№15,

с.12-13



5

Отправимся на экскурсию.

1




6


О чем расскажет план.


1


С.20-23



7

Планета на листе бумаги

1

С.24-27,

Р.т.№16,

с.22-23



8

Страны и народы на политической карте мира.

1

С.28-31,

Р.т.№3,с.25



9

Путешествуя, познаем мир.

1

С.32-35



10

Транспорт .

1

С.36-39,

Р.т№3,с.29-31



11

Средства информации и связи.

1

С.40-43,р.т.№3



12

Праздник «Книга – источник знаний».

1

Без задания



13

Обобщающий урок. Проверочная работа.

1

Без задания



Мир как дом (22 час)


14

Мир природы в народном творчестве.

1

С.46-49, «Проверь себя»



15

Из чего состоит всё.

1




16

Из чего состоит все (Практическая работа)

1

С.50-53,р.т.№1-4,с.36-37



17

Мир небесных тел.

1

С.54-57.р.т.№2,5,

с.40-41



18

Невидимое сокровище.

1

С.58-61,

«Проверь себя»



19


Самое главное вещество.


1


С.62-65,

«Проверь себя»



20

Природные стихии в народном творчестве.

1

«Проверь себя»



21

Кладовые земли.

1

С.70-73,

Р.т.№1,4,с.49



22

Чудо под ногами.

1


С.74-77,

«Проверь себя»



23

Мир растений.

1

С.78-81,Р.т.№2-4,с.52-53



24

Плодородная земля и растения в народном творчестве.

1

С.78-85




25

Мир животных.

1

С.86-89,

«Проверь себя»



26

Образы животных в народном творчестве.

1

«Проверь себя»,выполнить эскиз по теме



27

Невидимые нити в живой природе.

1

С.94-97,

Р.т.№1,2,с.67



28

Лес - волшебный дворец.

1

С.98-103, ответ. на вопр.



29

Луг – царство цветов и насекомых.

1

С.104-109,

Р.т.№2,с.70-71



30

Водоем – дом из воды.

1

С.110-115, «Проверь себя»



31

Как сохранить богатства природы.

1

С.116-119,

«Подумаем!»



32

Охрана природы в культуре народов России и мира.

1




33

Экскурсия по родному селу.

1

Без задания



34

Оформление стенгазеты «Бережём родную землю!».

1

Без задания



35

Обобщающий урок. Проверочная работа.

1

Без задания



Дом как мир (21 час)


36

Родной дом – уголок Отчизны.

1

С.4-7,

Р.т.№1,2,с.5



37

Свой дом – свой простор

1

С.8-11,

«Проверим себя»



38

В красном углу сесть – великая честь.

1

Р.т.№2,4,с.9



39

Побываем в гостях.

1

С.16-21



40

На свет появился – с людьми породнился.

1

С.28-31. Р.т.№1,2,с.16-17



41

Родословное древо.

1

Составить своё родословное древо.



42

Муж и жена – одна душа

1

С.32-35



43

Святость отцовства и материнства.

1

С.36-39, рассказ о родителях



44

Добрые дети – дому венец.

1

С.40-43, «Проверим себя»



45

Детские игры – школа здоровья.

1

С.44-47,р.т.№1-6,с.24-25



46

Строение тела человека.

1

С.48-51, отв. на вопросы



47

Как работает наш организм.

1

С.52-55, Р.т.

№1-5,с.30-31



48

Что такое гигиена.

1

С.56-59, ответить на вопр.



49

Наши органы чувств.

1

С.60-63;

Р.т.№3,4,с.39



50

Школа первой помощи.

1

С.64-67, «Проверим себя»



51

Здоровью цены нет.

1

Проект «Здоровье моей семьи»



52

Дом не велик, а стоять не велит.

1

С.72-75, «Проверим себя»



53

Семейный бюджет.

1

Спланировать бюджет семьи



54

Мудрость старости.

1

Подобрать пословицы и поговорки о мудрости



55

Путешествие к А. С. Пушкину.

1

с.84-87



56

Мой уголок для игры в родном доме.

1

Рассказ по теме



В поисках Всемирного наследия (12 часов)


57

Всемирное наследие.

1

С.90-93,

Р.т.№4,5,с.59



58

Московский Кремль.

1

Задание на листах



59

Комплексная работа.

1

Без задания



60

Озеро Байкал.

1

Подготовить сообщение по теме урока.



61

Путешествие в Египет.

1

С.104-107



62

Путешествие в Грецию.

1

С.108-111



63

Путешествие в Иерусалим.

1

С.112-115



64

Путешествие в Китай.

1

С.116-119



65

Всемирные духовные сокровища.

1

Проект «Наш земляк-Г.В.Свиридов»



66

Что мы узнали.

«Знаменитые люди Курского края»

1

Повторить пройденный материал.



67

Закрепление изученного. КВН.

1

Без задания



68

Резервный урок.

1

Без задания









Учебно-методическое обеспечение


  1. А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Учебник в двух частях «Окружающий мир», Москва, «Просвещение», 2013 год.


  1. А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» в двух частях, Москва, «Просвещение», 2013 год.

  2. «Перспектива»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2011 год.

  3. М. Ю. Новицкая, Н. М. Белянкова, Е. В. Мартинкова, Ю. В. Саркисян. Уроки по окружающему миру. 2 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», 2011 год.

  4. Н.А.Шевердина. Олимпиады для начальной школы. Ростов-на-Дону, ООО «Феникс», 2007 год

  5. Атлас-определитель «От земли до неба» А.А. Плешаков

  6. Сайт «Начальная школа»http://1-4.prosv.ru


Дидактический материал:

  • Глобус.;

  • Физическая карта России;

  • Наглядный и раздаточный материал. Дикие и домашние животные;

  • Гербарий для начальной школы.


8