Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сокольниковская средняя общеобразовательная школа
Моршанского района Тамбовской области
Рассмотрена и рекомендована МО Утверждена
учителей начальных классов приказом
Протокол № 1 от 27.08.2018г. МБОУ Сокольниковской СОШ
от .08.2018г.№
Рабочая программа
учебного курса по окружающему миру
для обучающихся 4 класса
на 2018-2019 учебный год
Составитель: учитель начальных классов Анисимова О.М.
Планируемые результаты освоения учебного предмета,курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного предмета
Мы граждане единого Отечества (13 часов)
Российский народ. Конституция России. Конституция России. Государственное устройство России. Российский союз равных. Государственная граница России. Путешествие за границу России. Сокровища России и их хранители. Творческий союз. Обобщение по разделу. Наши проекты. За страницами учебника. Проверочная работа.
Знать:
- для чего люди объединяются вместе и что такое общество
-какой смысл несут в себе слова «гражданин», «соотечественник» и выражения «гражданское общество», «российский народ»
-что такое Конституция Российской Федерации, каковы права, свободы и обязанности гражданина
-в чём заключаются права ребёнка и когда у него появляются обязанности
-как устроено государство и что органы государственной власти России
-что помогает строить добрые отношения между народами в России за её пределами
Уметь:
-определять по карте государственную границу России и соседние с ней страны
-объяснять символическое значение гербов и флагов
По родным просторам (20 часов)
Карта – наш экскурсовод. По равнинам и горам. В поисках подземных кладовых. Наши реки. Озера – краса земли. По морским просторам. С севера на юг. С севера на юг. В ледяной пустыне. В холодной тундре. Среди лесов. В широкой степи. В жаркой пустыне. У теплого моря. Мы- дети родной земли. В содружестве с природой. Красная книга, заповедники и национальные парки. Наши проекты. За страницами учебника. Проверочная работа.
Знать:
-как велики и необъятны просторы нашей Родины
-какие формы земной поверхности можно наблюдать на просторах страны и в родном крае
-чем богаты недра России
-какими реками, озёрами, морями славится наша страна
-почему и как природа России изменяется в направлении с севера на юг
-как решаются экологические проблемы России
-что делается для спасения растений и животных из Красной книги
-зачем в России создана сеть заповедников и национальных парков
Уметь:
-пользоваться физической картой и картой природных зон России
-сравнивать природные объекты, описывать их по плану или давать им краткую характеристику
-оценивать своё поведение в природе
-находить необходимую информацию в различных источниках и использовать её для решения поставленных задач
Путешествие по реке времени (26 часов).
В путь по реке времени. Путешествуем с археологами. По страницам летописи. Истоки древней Руси. Мудрый выбор. Наследница Киевской Руси. Москва- преемница Владимира. Начало Московского царства. Подвижники Руси и землепроходцы. На пути к единству. Начало Российской империи. «Жизнь- Отечеству, честь- никому ». Отечественная война 1812. Великий путь. Золотой век театра и музыки. Рассвет изобразительного искусства. В поисках справедливости. Век бед и побед. «Вставай страна огромная». Трудовой фронт России. «Нет в России семьи такой ». После великой войны. Достижения 1950- 1970х годов. Наши проекты. За страницами учебника. Проверочная работа на тему «История России».
Знать:
-что такое история и как мы можем познакомиться с прошлым
-какие события стали важнейшими вехами в истории нашего Отечества
-каков вклад наших соотечественников в историю и культуру России
-что помогают понять документы из семейного архива и воспоминания старших о прошлом
Уметь:
-определять последовательность исторических событий на схеме Реки времени
-ориентироваться в прошлом, используя данные исторической карты
-составлять календарь памятных дат нашего Отечества
-оформлять итоги очных и заочных путешествий по памятным местам России
Мы строим будущее России (11 часов)
Современная Россия. Хороша честь , когда есть, что есть. Умная сила России. Светлая душа России. Начни с себя. Наши проекты «За страницами учебника».Проверочная работа. Итоговая контрольная работа. Обобщение пройденного.
Знать:
-что служит мостом между прошлым и будущим
-почему важно развивать сельское хозяйство России
-для чего необходимо содружество науки и промышленного производства в стране
-зачем требуется сохранять традиционные народные промыслы и развивать профессиональное искусство России
Уметь:
-наблюдать и описывать, как сочетаются приметы старого и нового в современной жизни
-определять и характеризовать ростки будущего в настоящем
-отмечать и оценивать роль современников, которые трудятся на благо нашего Отечества
-составлять личный проект будущей России
-подводить итоги личных достижений и ставить цель для своего развития в будущем
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся ( на уровне учебных действий) | Форма контроля |
1. | Мы граждане единого Отечества | 13 | Систематизировать уже имеющиеся представления о необходимости объединения людей в сообщество. Сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечественник», выявлять общее и различное. Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребёнка и нормы отношения к детям в культуре народов России; объяснять связь между правами и обязанностями; обсуждать вопрос о расширении прав и обязанностей ребёнка по мере его взросления; приводить примеры, подтверждающие необходимость соблюдения Десятого принципа Декларации прав ребёнка ООН. Употреблять специальную лексику документов. Устанавливать связь особенностей государственного устройства России и положений её Конституции; объяснять, в чём состоит роль Президента и трёх ветвей власти в России; выдвигать предположение о том, зачем необходима независимость трёх ветвей власти друг от друга. Называть имя, отчество, фамилию действующего Президента. | Проверочная работа. Проект |
2. | По родным просторам | 20 | Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира, объяснять разницу. Работая в паре, изучать условные знаки физической карты России, выделять среди них уже известные. Рассказывать по физической карте о нашей стране. Находить на физической карте России природные объекты, изображённые на фотографиях в учебнике. Анализировать текст учебника, различать информацию, которую можно получить с помощью карты, и ту, которая содержится только в тексте. Находить на физической карте России равнины и горы, представленные на фотографиях в учебнике. Находить на физической карте России равнины и горы, представленные на фотографиях в учебнике. В ходе коллективного обсуждения выявлять связь между особенностями земной поверхности и хозяйственностью людей, их обычаями, традициями. Работая в парах, изучать полезные ископаемые разных регионов России (по физической карте), рассказывать о них, соотносить условные знаки и фотографии образцов полезных ископаемых. В ходе практической работы изучать образцы полезных ископаемых, описывать их по приведённому в учебнике плану, извлекать информацию из разных источников, в том числе из атласа-определителя. Сравнивать нефть и природный газ, использовать с этой целью информацию из текста учебника. Высказывать обоснованные суждения о необходимости бережного использования полезных ископаемых Раскрывать значение рек в жизни людей. | Проверочная работа. Проект |
3. | Путешествие по реке времени | 26 | Различать в них поэтический вымысел и реальную историческую основу. Характеризовать народную оценку события по сюжету устного произведения. Различать два значения понятия истории. Обозначать на схеме «Река времени» даты жизни людей и события истории. Определять по дате век события. Называть имена отца истории и родоначальника древнерусского летописания. Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике и в местном музее; отмечать их возраст на схеме; узнавать, соотносятся ли эти находки с письменными источниками; сравнивать образ оленя в сказках, преданиях и в искусстве скифов, древних народов Сибири. Рассказывать о роли российских археологов в мировой и отечественной исторической науке. Показывать на исторической карте места обитания разных племён; объяснять значение названий славянских племён; характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике и в местном музее; сравнивать их и находить общее и различное. Показывать на карте древние торговые пути; рассказывать о берестяных грамотах; показывать на карте древние русские города; отмечать на схеме «Река времени» век их первого упоминания в летописи; рассказывать о роли Великого Новгорода и Киева в истории Древней Руси; называть имена родоначальника правящей княжеской династии и его родича, объединившего северный и южный центры Древнерусского государства. Обосновывать роль Великого Новгорода и Киева как двух истоков Древнерусского государства. Составлять схему родственных отношений княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого; объяснять значение преемственности в их государственных поступках; характеризовать последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира. Узнавать архитектурный облик соборов Святой Софии в Константинополе, Киеве. Составлять схему родственных отношений древнерусских князей; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; характеризовать преемственность топонимики и важнейших архитектурных сооружений Владимира. | Проверочная работа. Проект |
4. | Мы строим будущее России | 11 | Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80— 90-х гг. XX в. и в первое десятилетие XXI в.; приводить примеры преобразований, в том числе в своём крае (городе, селе).Характеризовать положительный опыт Курской области в развитии современного сельского хозяйства; выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей. | Проверочная работа, итоговая контрольная работа |
| Итого: | 70 | | |
Утверждено
приказом МБОУ Сокольниковской
от 30 .08.2018 г. № 400
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Темы разделов и уроков | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Мы – граждане единого Отечества Общество – это мы! | 13 1 | 3.09 | |
2 | Российский народ. | 1 | 7.09 | |
3 | Конституция России. | 1 | 10.09 | |
4 | Права ребенка. | 1 | 14.09 | |
5 | Государственное устройство России. | 1 | 17.09 | |
6 | Российский союз равных. | 1 | 21.09 | |
7 | Государственная граница России. | 1 | 24.09 | |
8 | Путешествие за границу России. | 1 | 28.09 | |
9 | Сокровища России и их хранители. | 1 | 1.10 | |
10 | Творческий союз. | 1 | 5.10 | |
11 | Обобщение по разделу «Мы – граждане единого Отечества» | 1 | 15.10 | |
12 | Наши проекты. За страницами учебника. | 1 | 15.10 | |
13 | Проверочная работа. | 1 | 19.10 | |
14 | По родным просторам Карта – наш экскурсовод. | 20 1 | 22.10 | |
15 | По равнинам и горам. | 1 | 26.10 | |
16 | В поисках подземных кладовых. | 1 | 29.10 | |
17 | Наши реки. | 1 | 2.11 | |
18 | Озёра – краса земли. | 1 | 5.11 | |
19 | По морским просторам. | 1 | 9.11 | |
20 | С севера на юг. | 1 | 12.11 | |
21 | В ледяной пустыне. | 1 | 16.11 | |
22 | В холодной тундре. | 1 | 26.11 | |
23 | Среди лесов. | 1 | 30.11 | |
24 | В широкой степи. | 1 | 3.12 | |
25 | В жаркой пустыне. | 1 | 7.12 | |
26 | У тёплого моря. | 1 | 10.12 | |
27 | Мы- дети родной земли. | 1 | 14.12 | |
28 | В содружестве с природой. | 1 | 17.12 | |
29 | Как сберечь природу России. | 1 | 21.12 | |
30 | По страницам Красной книги. | 1 | 24.12 | |
31 | По заповедникам и национальным паркам. | 1 | 28.12 | |
32 | Наши проекты. За страницами учебника. | 1 | 11.01.19 | |
33 | Проверочная работа. | 1 | 14.01 | |
34 | Путешествие по Реке времени В путь по Реке времени. | 26 1 | 18.01 | |
35 | Путешествуем с археологами. | 1 | 21.01 | |
36 | По страницам летописи. | 1 | 25.01 | |
37 | Истоки Древней Руси. | 1 | 28.01 | |
38 | Мудрый выбор. | 1 | 1.02 | |
39 | Наследница Киевской Руси. | 1 | 4.02 | |
40 | Москва – преемница Владимира. | 1 | 8.02 | |
41 | Начало Московского царства. | 1 | 11.02 | |
42 | Подвижники Руси и землепроходцы. | 1 | 15.02 | |
43 | На пути к единству. | 1 | 18.02 | |
44 | Начало Российской империи. | 1 | 25.02 | |
45 | «Жизнь – Отечеству, честь – никому!» | 1 | 1.03 | |
46 | Отечественная война 1812 года. | 1 | 4.03 | |
47 | Великий путь. | 1 | 11.03 | |
48 | Золотой век театра и музыки. | 1 | 15.03 | |
49 | Расцвет изобразительного искусства и литературы. | 1 | 18.03 | |
50 | В поисках справедливости. | 1 | 22.03 | |
51 | Век бед и побед. | 1 | 25.03 | |
52 | «Вставай, страна огромная!» | 1 | 29.03 | |
53 | Трудовой фронт России. | 1 | 1.04 | |
54 | «Нет в России семьи такой…» | 1 | 5.04 | |
55 | После Великой войны. | 1 | 15.04 | |
56 | Экскурсия в музей боевой славы | 1 | 19.04. | |
57 | Достижения 1950 – 1970 годов. | 1 | 22.04 | |
58 | Наши проекты. За страницами учебника. | 1 | 26.04 | |
59 | Проверочная работа. | 1 | 29.04 | |
60 | Мы строим будущее России Современная Россия. | 11 1 | 3.05 | |
61 | «Хороша честь, когда есть, что есть». | 1 | 6.05 | |
62 | Умная сила России. | 1 | 10.05 | |
63 | Светлая душа России. | 1 | 13.05 | |
64 | Начни с себя! | 1 | 13.05 | |
65 | Наши проекты. За страницами учебника. | 1 | 17.05 | |
66 | Экскурсия на предприятие города (села) | 1 | 17.05 | |
67 | Проверочная работа | 1 | 20.05 | |
68 | Итоговая контрольная работа | 1 | 24.05 | |
69-70 | Резерв | 2 | 27.05,31.05 | |