СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной литературе (русской) в 8 - 9 классах

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по   родной литературе (русской) в 8 - 9  классах

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной литературе (русской) в 8 - 9 классах»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 поселка имени Карла Либкнехта»

Курчатовского района Курской области
















Рабочая программа по

родной литературе (русской)

в 8 - 9 классах


















Поселок имени Карла Либкнехта

2021 г.



Результаты изучения предмета «Родная литература (русская)»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении учебного предмета «Родная литература (русская)», являются:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

  • воспитание российской гражданской идентичности, чувства любви к Отечеству, сознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры русского народа, курского края, основ культурного наследия;

  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование потребности в систематическом чтении; установления поля читательских ассоциаций, отбор произведений для чтения;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации: словарей, энциклопедий, Интернет-ресурсов; применение ИКТ-технологий;

  • осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной учебной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов.

Обучающийся научится:

  • осознавать российскую гражданскую идентичность, свою этническую принадлежность, гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; понимать историю, культуру своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; владеть языком своего народа; проявлять чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, ответственности и долга перед Родиной;

  • ответственно относиться к учению; проявлять готовность и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

  • владеть социальными нормами, правилами поведения, ролями и формами социальной жизни в группах и сообществах;

  • проявлять нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

  • проявлять коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной и других видах деятельности;

  • осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, проявлять уважительное и заботливое отношение к членам семьи;

  • проявлять эстетическое сознание через освоение художественного наследия родной русской литературы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать эстетическую ценность русской литературы;

  • оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявлять моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора.

Метапредметными  результатами изучения учебного предмета «Родная литература (русская)» в основной школе являются следующие:

  • самостоятельное формирование действий целеполагания, постановка и формулирование для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности, контроль и оценивание своих действий, внесение соответствующих корректив в их выполнение; ведущим способом решения является формирование способности к проектированию;

  • самостоятельное планирование пути достижения целей, в том числе альтернативных;

  • соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата;

  • умение устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; определять причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; строить многоаспектный диалог;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационнно-коммуникационных технологий: умение  работать с разными источниками информации, в том числе ИКТ, анализировать, использовать полученные данные в самостоятельной деятельности;

  • понимание родной (русской) литературы как одной из основных национальных культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.

Познавательные.

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях (в тои числе Интернет), рекомендуемых учителем;

  • смысловому чтению;

  • осуществлять запись указанной учителем информации;

  • применять знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебной литературе, для решения учебных и познавательных задач;

  • строить сообщения в устной и письменной форме на указанную тему;

  • находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;

  • воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

  • определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;

  • находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;

  • осуществлять сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;

  • строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).

Регулятивные.

Обучающийся научится:

  • самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей;

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • осуществлять контроль своей деятельности;

  • определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • принимать решения в проблемных ситуациях;

  • оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • владеть основами саморегуляции;

  • осуществлять познавательную рефлексию.

Коммуникативные.

Обучающийся научится:

  • организовывать деловое сотрудничество;

  • аргументировать свою точку зрения;

  • отображать в речи содержание совершаемых действий как в форме громкой, так и в форме внутренней речи;

  • оформлять монологическое и диалогическое высказывание в соответствии с задачей коммуникации и требованиями речевого этикета.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

  • аргументировать свою позицию, владеть монологическими и диалогическими формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Предметными результатами выпускников основной школы являются следующие:

1) в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений родной (русской) литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

 2) в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям родной (русской) литературы, в том числе краеведческой;

  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней;

3) в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

  • написание творческих работ на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, создание проектов;

 4) в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.

Обучающийся научится:

  • пониманию ключевых проблем изученных произведений древнерусской литературы, русской литературы XVIII века, русских писателей XIX – XX веков;

  • пониманию связи литературных произведений с эпохой их написания;

  • умению анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определению в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, пониманию их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владению элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • формированию собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;

  • интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • пониманию авторской позиции и выражению своего отношения к ней;

  • восприятию на слух литературных произведений разных жанров, осмысленному чтению и адекватному восприятию;

  • умению пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • пониманию русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы, сопоставлению их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • оценивать содержание художественного произведения на основе личностных ценностей.

Основное содержание программы учебного предмета «Родная литература (русская)»

 Цели изучения предмета «Родная  литература (русская)»:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  • постижение произведений отечественной литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства русского слова, связи искусства с жизнью;

  • поэтапное, последовательное формирование умений вдумчиво читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в произведении, и создание собственного текста;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями: формулировать цели деятельности, выдвигать гипотезу исседования, планировать свою деятельность, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.

Задачи изучения предмета «Родная  литература (русская)» :

  • воспитать духовно-развитую личность, способную к культурной самоидентификации, обладающую гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • воспитать любовь к родной (русской) литературе и культуре, формировать потребность в систематическом чтении книг, в том числе курских писателей;

  • формировать умения воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера;

  • осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне интеллектуального осмысления;

  • овладевать умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по краеведению, теории и истории литературы, многоаспектного диалога с автором произведения, с разнообразными читательскими позициями;

  • развивать коммуникативно-эстетические способности через активизацию речи, исследовательскую и творческую рефлексии.

Содержание курса «Родная литература (русская)»

8 класс

ВВЕДЕНИЕ

 «Край родной, навек любимый…». Знакомство с содержательной основой  курса «Родная (русская) литература. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох. 

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

. Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы.

 Агиография. «Житие Феодосия Печерского» (фрагменты). Путь от инока до игумена. Нравственные основы жизни святого

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Формирование «новой» русской литературы. Классицизм и сентиментализм как литературные направления. 

И. П. Богданович. Обзор жизни и творчества. Отрывки из  повести  «Душенька».

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

И.С.Тургенев.  Слово о писателе.  Повесть «Вешние воды».  История любви.  Светлые воспоминания на склоне жизни.  Характеры героев повести.

А.А.Фет.Рассказ «Кактус». Сюжет. Герои.

ИЗ РУССКОЙ  ПРОЗЫ XX ВЕКА

М. Горький. Слово о писателе. «Песня о Соколе». Своеобразие композиции. Художественные особенности «Песни…»

К.Г.Паустовский. Рассказ «Телеграмма». Композиция рассказа. Нравственные проблемы. Авторская позиция. Роль пейзажа. Смысл названия.

В.П.Астафьев. «Рукавички», «Рукой согретый хлеб» (из книги «Затеси»). Лирическая миниатюра. Нравственный выбор. Человек на войне. Личные переживания героя-рассказчика.

А.С.Грин. Слово о писателе.  Рассказ «Зелёная лампа».  Сюжет, композиция. Характеры героев. Смысл названия.

Ю.К.Олеша. «Друзья». Кого можно назвать настоящим другом.

Ю.П. Казаков«Запах хлеба».  Память о близких людях. Проблема утраты связи с отчим домом.

В.А. Каверин. «Два капитана». Приключенческий роман. Настойчивость и целеустремлённость главного героя в достижении мечты. Нравственные проблемы в романе.

Ю.М. Нагибин. «Старая черепаха». Сюжет рассказа, герои. Проблема ответственности.

А.Г.Алексин. «А тем временем где-то». Сюжет повести, главные герои. Желание юного героя понять себя и окружающих. Проблема выбора.

Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось». История о первой любви. Проблема взаимоотношения подростков друг с другом, родителей с детьми. Смысл названия повести.

9 класс

ВВЕДЕНИЕ

«Любите читать!» (Д.С. Лихачёв)

Чтение – способ интеллектуального развития. Литература – колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Литература делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей.

ИЗ РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Стихи о маме (Э. Асадов «Письмо с фронта», А. Прокофьев «Мама», Ж. Баринова «Чтобы жить без тревог и печали», Е. Трутнева «Мама»   и др.)

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА  В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Н. Н. Сидоренко. Стихи. «Память», «Костры не гаснут», «Открой глаза на белый свет», «Белым-бело».

Стихи поэтов-фронтовиков. Героизм, патриотизм, трудности военных лет, чувство скорбной памяти и чувство любви к Родине   в стихотворениях о войне.

А. Сурков «Утро победы»

Н. Ушаков «Накануне»

А. Фатьянов «Где же вы теперь, друзья-однополчане»?

Ю. Друнина «Зинка», «Я только раз видала рукопашный…»

А. Межиров «Человек живёт на белом свете»  и др.

К. М. Симонов.«Свеча». Человеколюбие, уважение к людям другой национальности, сострадание, гуманистическая  идея рассказа. Материнская любовь не знает национальности.

«Третий адъютант». Смелость и трусость, уверенность в победе, героизм.

А.Н. Толстой. «Русский характер». Черты характера русского человека.  Скромность, сдержанность главного героя. Образ рассказчика.

К.Д. Воробьев. «Седой тополь». Борьба за жизнь в лагере военнопленных. Судьба главного героя. Образы-символы.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ КУРСКОГО КРАЯ

Ю.Асмолов. Стихотворения «Русский лес», «Встреча с детством», «Март», «Выйду я во поле к ветру бездомнику…» и др.  Природа. Детство. Родной край.

В.Еськов. «Куряния моя». Курск и курский край.

В.Шеховцов. «О Родине с любовью и тревогой». Стихотворения по выбору учителя и учащихся.

ИЗ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XXI ВЕКА

А.Костюнин. «Поводырь». Рассказ о слепом учителе.

Л. Улицкая. «Детство сорок девять». Книга о послевоенном детстве.

О.Павлова. «Гришка». Герои рассказа. Сопереживание. Милосердие. Волонтерство.





Тематическое планирование учебного предмета «Родная литература (русская)»

8 класс

п/п

Раздел

Кол-во

часов

1

Введение.

1

2

Из древнерусской литературы.

2

3

Из литературы 18 века.

2

4

Из русской литературы 19 века.

5

5

Из русской прозы 20 века.

23


Итого

34


9 класс

п/п

Раздел

Кол-во

часов

1

Введение.

1

2

Из русской поэзии.

3

3

Великая Отечественная война в русской литературе.

14

4

Из литературы Курского края.

6

5

Из современной русской литературы 21 века.

10


Итого

34