МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ АНДИЖАНСКОМ ОБЛАСТНОМ ХОКИМИЯТЕ
БАЛЫКЧИНСКИЙ РАЙОННЫЙ
ОТДЕЛ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СРЕДНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №44
«Согласовано» Заместитель директора по УВЧ школы __________Д.Каримов «30»08.2018 г. |  | «Утверждаю» Директор школы __________Р.Султонова «30»08.2018 г. |

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
для 2 класса школ с узбекским и другими языками обучения
Рабочая программа разработана на основе типовой программы Русского языка утвержденной Постановлением Кабинетом Министров от 6 апреля 2017 года №187.
«Согласовано» МО учителями русского языка и литературы | ____________ | ____________ |
Составитель учитель русского языка и литературы СОШ №44 | ____________ | О.Х.Омонбаев |
Рабочая учебная программа предмета русского языка и литературы и заключение экспертной группы обсуждена и рекомендована применению учебному процессу на педагогическом Совете проведенной 28 августа 2018 года. Протокол №2
2018-2019 уч.год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
2 класс
Пояснительная записка
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы на базовом уровне:
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.
Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:
грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;
разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;
научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.
Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке. Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня — звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.
Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.
Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:
«Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;
«Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».
Общая характеристика учебного предмета:
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения развиваются речевые умения учащихся, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
Задачи обучения грамоте решаются как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения. После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, и имеет познавательно — коммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.
После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».
Место учебного предмета в учебном плане
Во 2 классе количество часов в год: 68
Количество часов в неделю: 2 всего 52
Количество контрольных работ: 8
Количество повторений и работ над ошибками: 8
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
во 2 классе
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
Учащийся получит возможность для формирования:
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сохранять её (с помощью учителя);
планировать (в сотрудничестве с учителем) свои учебные действия для решения конкретных языковых и речевых задач;
действовать по намеченному плану, по инструкции, представленной в словесной или схематичной форме (под контролем учителя).
Учащийся получит возможность научиться:
выполнять учебные действия в материализованной, речевой форме;
выполнять действия самоконтроля при письме (по ходу и после завершения).
Познавательные
Учащийся научится:
слушать учителя, понимать и решать поставленные задачи;
под руководством учителя читать и понимать учебные задания, следовать инструкциям; — находить необходимую информацию в материалах учебника, в том числе словарях, применять её для решения практических задач;
находить в предложенных материалах языковые примеры по указанным параметрам, а также слова, требующие уточнения значения;
понимать информацию, представленную в изобразительной и освоенной схематичной форме, использовать её для решения практических задач;
понимать общий способ решения ряда языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач.
Учащийся получит возможность научиться:
участвовать в коллективных наблюдениях за фактами языка и речи, выполнять действия анализа, сравнения, аналогии, классификации, группировки, конструирования по указанным основаниям, делать умозаключения, выводы;
подводить факты языка под понятия по выявленным существенным признакам (в освоенном объёме).
Коммуникативные
Учащийся научится:
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, пытаться объяснять его; слушать и стараться понимать выступления других.
Учащийся получит возможность научиться:
Требования к уровню подготовки по русскому языку выпускников
учебных заведений общего среднего и среднего специального профессионального
образования (с узбекским и другими языками обучения)
1. Речевая компетенция А1
понимает простые инструкции и следует им;
понимает вопросы и утверждения, аутентичную речь в знакомом контексте;
задаёт простые вопросы и отвечает на них;
описывает место проживания, семью, друзей, знакомых;
может представиться и рассказывать о том, что нравится и не нравится;
делает короткое сообщение на знакомую тему;
правильно бегло читает вслух со скоростью 30-35 слов в минуту;
пишет простые личные сообщения;
может заполнять простые формуляры личными данными; понимает доступные для восприятия (либо адаптированные) соответствующие возрастной тематике стихи, рассказы, песни, аутентичную речь в знакомом контексте;
А1+
понимает и пересказывает содержание прочитанного произведения устного народного творчества (загадка, пословица, скороговорка, сказка) и рассказа, стихотворения из детской литературы соответственно возрасту.
А2
понимает фразы и выражения, относящиеся к потребностям и интересам обучающегося;
находит необходимую информацию в адаптированных источниках; понимает основные типы стандартных писем, короткие газетные статьи о текущих событиях;
находит необходимую информацию в списках, веб-сайтах, справочниках; понимает основные типы стандартных писем, короткие газетные статьи о текущих событиях;
понимает инструкции к продуктам питания и одежды и техническим устройствам;
умеет сравнивать предметы, относящиеся к собственным интересам и потребностям при помощи простых выражений;
справляется с простыми коммуникативными ситуациями социального характера;
при помощи простых выражений описывает людей, места и предметы; пишет о повседневной жизни, автобиографию.
A2+
понимает основную информацию текстов повседневной тематики; общается в различных социальных ситуациях;
делает короткие, заранее подготовленные монологические высказывания на знакомые темы, короткие рассказы о событии;
описывает события, планы, намерения, привычки и личный опыт; находит необходимую информацию в прагматических текстах, например, в брошюрах, рекламе, в газетных объявлениях;
угадывает по контексту значения неизвестных слов; пишет сообщение, основанное на устном источнике.
Лингвистическая компетенция А1
правильно произносит все звуки русского языка;
правильно использует логическое ударение, интонационные модели, простые грамматические формы и синтаксические конструкции в коммуникативных ситуациях;
может правильно согласовывать слова и представлять события в описаниях и рассказах;
может использовать базовый тематический вокабуляр в коммуникативных ситуациях;
может распознавать и использовать некоторые интернациональные слова и заимствования.
А1+
может использовать простые грамматические формы и синтаксические конструкции в коммуникативных ситуациях;
может правильно согласовывать слова в предложении и представлять события в описаниях и рассказах, используя формы глагола и изученные наречия времени.
А2
может распознавать различные способы словообразования; может соединять словосочетания и части предложения при помощи простых союзов;
может представлять последовательно события в описаниях и рассказах, используя формы глагола и наречия времени.
А2+
может распознавать и правильно применять разнообразные элементы грамматики в соответствии с коммуникативными целями.
В1
может использовать ударение и интонацию для выразительности речи в презентациях и дискуссиях;
может активно использовать профессионально-ориентированный словарный запас;
может понимать значение словообразовательных элементов в профессиональной сфере и вне её;
может правильно применять основные элементы грамматики русского языка в соответствии с коммуникативными целями.
В1+
может активно использовать интернациональные родственные слова; может использовать ритм и интонацию (повествовательную, вопросительную, отрицательную, повелительную), делит предложения на значимые части.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ШКОЛ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЗБЕКСКИМ И ДРУГИМИ ЯЗЫКАМИ ОБУЧЕНИЯ
(2-4 КЛАССЫ)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая Учебная программа по русскому языку для учебных заведений общего среднего образования с узбекским и другими языками обучения направлена на формирование предметных и ключевых компетенций по русскому языку в соответствии с уровнями Государственного образовательного стандарта А1 (начальное образование - 2-4 классы).
Общая стратегическая цель обучения русскому языку в школах с узбекским и другими языками обучения - создание системы обучения, обеспечивающей овладение языком (в основных его функциях) как средством общения, познания, планирования и организации деятельности (особенно коллективной), эмоционально-эстетического и нравственного воздействия и воспитания - при приоритетности развития коммуникативной компетенции.
Цель обучения русскому языку на ступени А1 общего среднего образования - формирование первоначальных навыков русской речи и интереса к ней у детей.
Этапы обучения на ступени А1:
букварный период (2 класс) - формирование первоначальных умений и навыков чтения и письма параллельно с развитием навыков общения, знакомство с особенностями русской графики (твёрдые и мягкие согласные, буквы я, ё, ю, е, различие в произношении и написании некоторых звукосочетаний и слов), формирование навыков слогового и слитного чтения с соблюдением пауз и интонации, словесного и логического ударения, правописания (изученные слова и короткие предложения);
послебукварный период (2- 4 классы) - развитие навыков чтения, аудирования, говорения и письма, навыков общения на русском языке.
Основной формой представления речевого материала на начальном этапе обучения является речевой образец (речевая модель). Новые слова вводятся в типовых конструкциях, постепенно усложняющихся от класса к классу.
Составными частями программы являются формируемые элементы ключевых компетенций, предметные компетенции, темы для развития речи, коммуникативные задачи и грамматический материал, необходимый для выражения содержания высказывания.
Важнейшие методические принципы, лежащие в основе данной Программы:
речевая направленность, то есть формирование фонетических, лексических и грамматических навыков в типичных речевых ситуациях параллельно с речевыми навыками и коммуникативными умениями;
системно-функциональный подход к отбору и организации языкового материала, то есть представление языковых явлений с учётом их функционирования в речи и выделение однородного грамматического материала для уроков по обобщению и систематизации грамматических знаний, речевых навыков и умений;
ситуативно-тематическое представление учебного материала;
изучение лексики и морфологии на синтаксической основе, т. е. изучение значений падежей существительных на основе их употребления с глаголами; изучение рода, числа, падежа прилагательных на основе словосочетаний существительное + прилагательное; изучение особенностей вида глагола на основе сочетаемости видовых форм глагола с обстоятельствами: долго, часто, однажды, быстро, каждый день и т.п.;
концентрическое расположение учебного материала и этапность в обучении, когда каждый цикл обеспечивает усвоение сведений о языке и формирование речевых навыков и умений в границах определённого круга речевых тем и коммуникативных задач.
Программа предусматривает для поддержания интереса учащихся к занятиям и формирования компетентной личности активизацию межпредметных связей с родным языком и литературой, иностранными языками, историей, точными науками, предметами естественного цикла, а также интеграцию с учебным курсом “Уроки бережливости”.
Исходя из возрастных, психо-физиологических особенностей учащихся в учебной программебыли выделены формируемые элементы ключевых компетенций по уровням А1, А1+ .
Формируемые у учащихся элементы ключевых компетенций Коммуникативная компетенция
А1, А1+
понимает на слух простые фразы и несложный разговор на русском языке в пределах изученного;
умеет читать по-русски с соблюдением пауз и интонации, словесного и логического ударения;
умеет правильно писать изученные слова и короткие предложения; умеет задать простой вопрос и дать ответ в пределах изученного.
Информационная компетенция
А1, А1+
умеет читать по-русски в пределах изученного;
понимает общий смысл мультфильма, кинофильма детской тематики на русском языке с преобладанием знакомой лексики в пределах изученных тем.
Компетенция самосовершенствования
А1, А1+
стремится изучать русский язык, совершенствовать свои знания и умения; может адекватно оценивать свои знания и умения на русском языке; умеет применять духовно-нравственный опыт, полученный при изучении русского языка, в жизненных ситуациях.
Компетенция социально-гражданской активности А1, А1+,
умеет рассказать на русском языке о себе и ближайшем окружении, школе, своём городе, населённом пункте, Узбекистане в пределах изученного;
хорошо понимает роль и значение изучения русского языка как одного из мировых языков;
может вести деятельность в качестве ученика, зрителя, покупателя, потребителя услуг, пассажира, пешехода, туриста в простейших ситуациях в пределах изученного на русском языке.
Национально- и общекультурная компетенция
А1, А1+,
понимает роль русского языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурную специфику русского языка;
умеет беречь историческое, духовное и культурное наследие;
может следовать морально-нравственным правилам речевого этикета в пределах изучаемого.
Компетенция математической грамотности, осведомлённости о достижениях науки и техники, умения пользоваться ими
А1, А1+
знает цифры от 1 до 20;
хорошо понимает и воспроизводит информацию о количестве предметов до 20, о часе дня;
может сказать о порядке предметов при счёте;
готов получать сведения о новостях науки и техники из адаптированных источников на русском языке в пределах изученного.
I. К- ключевые компетенции
К 1 - коммуникативная компетенция
К 2 - информационная компетенция
К 3 - компетенция самосовершенствования
К 4 - компетенция социально-гражданской активности
К 5 - национально- и общекультурная компетенция
К 6 - компетенция математической грамотности, осведомлённости о достижениях науки и техники, умения пользоваться ими
II. П-предметные компетенции
П1 - речевая компетенция
П 2 - лингвистическая компетенция
Содержание учебного курса «Русский язык» во 2 классе
(всего 68 часов, в неделю 2 часа, А1+:всего 136 часов, в неделю 4 часа)
Формируемые у учащихся элементы ключевых компетенций. Коммуникативная компетенция
понимает на слух простые фразы и несложный разговор на русском языке в пределах изученного;
умеет читать по-русски с соблюдением пауз и интонации, словесного и логического ударения;
умеет правильно писать все буквы русского алфавита, изученные слова и короткие предложения.
умеет задать простой вопрос и дать ответ в пределах изученного.
Информационная компетенция
понимает простые фразы на русском языке;
имеет сформированые навыки слогового и слитного чтения с соблюдением пауз и интонации, словесного и логического ударения;
понимает общий смысл мультфильма, кинофильма детской тематики на русском языке с преобладанием знакомой лексики в пределах изученных тем.
Компетенция самосовершенствования
психологически готов к изучению русского языка;
стремится изучать русский язык, совершенствовать свои знания и умения; может адекватно оценивать свои знания и умения на русском языке; умеет применять духовно-нравственный опыт, полученный при изучении русского языка в простейших жизненных ситуациях.
Компетенция социально-гражданской активности
умеет рассказать о себе на русском языке в пределах изученного; хорошо понимает роль и значение изучения русского языка как одного из мировых языков;
может вести деятельность в качестве ученика, зрителя, покупателя, потребителя услуг, пассажира, пешехода, туриста в простейших ситуациях в пределах изученного.
Национально- и общекультурная компетенция
понимает роль русского языка как формы выражения национальной культуры;
понимает необходимость беречь историческое, духовное и культурное наследие;
может следовать морально-нравственным правилам русского речевого этикета в пределах изучаемого.
Компетенция математической грамотности, осведомленности о достижениях науки и техники, умение пользоваться ими
знает цифры первого десятка;
хорошо понимает и воспроизводит информацию о количестве предметов до десяти;
готов получать сведения о новостях науки и техники из адаптированных источников на русском языке в пределах изученного.
Содержание учебной программы
Тема 1. «Здравствуй, школа! Знакомство» 2 часа (А1+:4 часа)
Слова и словосочетания для усвоения: Здравствуйте, до свидания, я, это, а, девочка, мальчик, дети, стоит, сидит.
Типовые предложения: Здравствуйте, дети! Здравствуйте! Кто это? Это мальчик. Я девочка. Это мальчик, а это девочка. Девочка сидит. Мальчик стоит. Дети стоят. Как тебя зовут? Меня зовут Азиза. Меня зовут Анвар. Меня зовут Малика.
Звук и буква: [а], А а.
Тема 2. «Мы ученики» 2 часа (А1+:4 часа)
Слова для усвоения: ученик, ученица, ученики, учитель, учительница, школа.
Типовые предложения: Это кто? Это ученик. Что делает ученик? Ученик сидит. Это ученица. Это ученики. Это школа. Ученица сидит.
Меня зовут Умида. Моя фамилия Умарова.
Это ученица? - Да, это ученица. - Азиза - ученица.
Это ученик? - Да, это ученик.
Звук и буква: [у], У у.
Тема 3. «Наш класс» 2 часа (А1+:4 часа)
Слова для усвоения: стол, стул, шкаф, окно, дверь, парта, доска, пол, потолок, класс, стена, рисовать, вот.
Типовые предложения: Это что? - Это стол. А это что? - Это парта. Это парта? - Да, это парта. Где стул? - Вот стул. Что делает Анвар? - Анвар рисует.
Звуки: [о], [т], [т’],
Буквы: О о, Т т.
Тема 4. «Учебные принадлежности» 2 часа (А1+:4 часа)
Слова для усвоения: карандаш, тетрадь, книга, учебник, линейка, резинка, пенал, ручка, альбом, мел, портфель, рюкзак.
Типовые предложения: Это книга? - Да, это книга. Это книга? - Нет, это альбом. Где ручка? - Ручка на столе. Где карандаш и линейка? - Карандаш и линейка на парте.
Звук и буква: [э], Э э.
Тема 5.«Мои учебные принадлежности» 2 часа (А1+:4 часа)
Слова для усвоения: мой (моя, мои), твой (твоя, твои), спрашивать, отвечать, чей (чья, чьи).
Типовые предложения: Это чей карандаш? Это мой карандаш. Это чья ручка? Это моя ручка. Это чьи тетради? Это мои тетради. Чей рюкзак? Мой рюкзак. Это твой учебник? - Это мой учебник. Это твоя книга? - Да, это моя книга.
Звуки: [м], [м’].
Буква: М м.
Контрольная работа. (А1, А1+:1 час).
Повторение. Работа над ошибками. (А1+:1 час).
Тема 6. «Какого цвета?» 2 часа (А1+:4 часа)
Слова для усвоения: красный, чёрный, белый, жёлтый, зелёный, коричневый, синий, какой (какая, какие), шар, мяч, большой, маленький.
Типовые предложения: Какой карандаш? - Красный карандаш. Какая ручка? - Зелёная ручка. Какие шары? - Синие шары. Это большой мяч? - Нет, это маленький мяч.
Звуки: [к], [к’].
Буква: К к.
Тема 7.«В классе» 2 часа (А1+: 4 часа)
Слова для усвоения: на, в, где.
Типовые предложения: Где книга? - Книга на парте. Книга в рюкзаке. Где карандаш? - Карандаш на книге. А где ручка? - Ручка на альбоме. Где альбом? - Альбом на парте. Где тетрадь? - Тетрадь на парте. Где линейка? - Линейка на парте. Где карандаш? - Карандаш в пенале. Где тетради? - Тетради в столе. Где альбом? - Альбом в рюкзаке (в портфеле).
Звуки: [л], [л’].
Буква: Л л.
Тема 8.«Кто куда идёт?» 2 часа (А1+:4 часа)
Слова для усвоения: идти, ехать, класть, куда, в школу, на базар, в магазин.
Типовые предложения: Куда ты идёшь? - Я иду в магазин. Куда идёт Нина? - Нина идёт в школу. Куда Нина кладёт книгу? - Нина кладёт книгу на парту. Куда Инна кладёт карандаши и ручки? - Инна кладёт карандаши и ручки в пенал. Куда Ирода кладёт альбом и краски? - Ирода кладёт альбом и краски на парту.
Звук и буква: [и], И и.
Контрольная работа. (А1, А1+:1 час).
Повторение. Работа над ошибками (А1+:2 час)
Тема 9. «Дежурные» 2 часа (А1+:4 часа)
Слова для усвоения: перемена, дежурный (дежурная, дежурные), цветы, поливать, вытирать, открывать, закрывать, ты, мы, вы.
Типовые предложения: Что делает Умар? - Умар вытирает доску. Что делает Халида? - Халида поливает цветы. Что делают дежурные? - Дежурные открывают окно. Что ты делаешь? - Я закрываю дверь. Что вы делаете? - Мы вытираем пыль.
Звук и буква: [ы], ы.
Тема 10.«Наша семья» 2 часа (А1+:4 часа)
Слова для усвоения: семья, бабушка, дедушка, папа, мама, дядя, тётя, брат, сестра, сын, дочка, внук, внучка, младший, старший.
Типовые предложения: Это кто? - Это мама. Это мама? - Да, это мама. Это папа? - Да, это папа. А это кто? - Это сестра. Она ученица? - Да, она ученица. Это мама? - Нет, это старшая сестра. У тебя есть брат? - Да, у меня есть брат. А у тебя кто есть? - У меня есть папа, мама, бабушка и дедушка. Это кто? - Это бабушка. У бабушки есть внук и внучка.
Звук: [п], [п’].
Буква: П п.
Тема 11. «Наш дом» 2 часа (А1+:4 часа)
Слова для усвоения: дом, скамейка, сад, деревья, у, расти.
Типовые предложения: Это что? - Это дом. Это что? - Это сад. Где растут деревья? - Деревья растут в саду. Где играет Дима? - Дима играет в саду. Г де стоит папа? - Папа стоит у дома.
Буква: Д д.
Звуки: [д], [д’].
Тема 12. «В комнате» 2 часа (А1+:4 часа)
Слова для усвоения: комната, диван, кресло, телевизор, ковёр, телефон, ваза, часы, радио, компьютер, стоять, большая, светлая, тут, там.
Типовые предложения: Какая комната? - Комната большая и светлая. Где стол? - Стол в комнате. Где ваза? - Ваза на столе. Где диван? - Диван в комнате. Где сидит Вова? - Вова сидит на диване. Что он делает? - Он читает.
Звуки: [в], [в’].
Буква: В в.
Контрольная работа. (А1, А1+:1 час).
Повторение. Работа над ошибками (А1+:1час)
Тема 13. «Части тела человека» 2 часа (А1+:4 часа)
Слова для усвоения: голова, рука(и), нога(и), лицо, глаз(а), нос, губы, рот.
Типовые предложения: Это человек. Это голова. Это лицо. Это глаз. А это глаза. Это нос. Это губы. Это рот. Это рука. А это руки. Это нога. А это ноги.
Это Гуля. Она рисует цветы. Это Гена. Он рисует дом.
Звуки: [г], [г’].
Буква: Г г.
Тема 14. «Зимой» 1 час (А1+:2 часа)
Слова для усвоения: зима, зимой, каток, вратарь, отбить, шайба, клюшка, коньки, хоккей, тёплый, скамейка.
Типовые предложения: Когда холодно? - Зимой холодно. Когда идёт снег? - Зимой идёт снег. Куда пришли дети? - Дети пришли на каток. Что они делают? - Они играют в хоккей. Что ещё они делают? - Они катаются на коньках. Что у них есть? - У них коньки, клюшки и шайба. Кто Анвар? - Он вратарь. Что он сделал? - Он отбил шайбу.
Звук и буква: [й’], Й й.
Тема 15. «Ёлка» 2 часа (А1+:4 часа)
Слова и словосочетания для усвоения: ёлка, ель, наряжать, ёлочные игрушки, новый год, вокруг ёлки, петь, танцевать, есть.
Типовые предложения: Какая ёлка? - Большая и красивая ёлка. Какой праздник? - Детский праздник. Новогодний праздник. Какие игрушки? - Ёлочные игрушки. Что делают дети? - Дети поют и танцуют. Что ты делаешь?
Звуки: [й+э], [й+о].
Буквы: Е е; Ёё.
Контрольная работа. (А1, А1+:1 час).
Повторение. Работа над ошибками. (А1+:2 часа)
Сформированные у учащихся предметные компетенции
Речевая компетенция:
может понимать речь учителя или другого собеседника в объёме изученных тем, наиболее употребительные формы русского речевого этикета (обращение, просьба, вежливость);
умеет найти в прослушанном предложении ответы на заранее поставленные вопросы, отвечать на вопросы по опорным рисункам;
умеет выразительно читать наизусть четверостишие по изученной теме, отгадывать простые загадки;
умеет правильно соединять изученные буквы А а, У у, Э э, И и; Т т, Л л, В
в, Д д, Г г, П п, Й й;
умеет правильно писать слова с изученными буквами.
Лингвистическая компетенция
умеет распознавать звуки [а], [у], [о] о, [т], [т’],[э], [м], [м’], [л], [л’], [и], [ы], [п], [п’], [д], [д’], [в], [в’]; [г], [г’], [й’], [й+э], [й+о]в речевом потоке и изолированно, правильно произносить звуки в отдельных словах, словосочетаниях, предложениях, правильно произносить ударные слоги, употребляет в речи изученные слова и типовые предложения.
Тема 16. «Одежда и обувь» 2 часа (А1+:4 часа)
Слова для усвоения: рубашка, брюки, куртка, платье, пальто, шапка, платок, шуба, юбка, носки, ботинки, кроссовки.
Типовые предложения: Это чья куртка? - Это моя куртка. Это чей платок? - Это мой платок. Это чьё пальто? - Это моё пальто. Это чьи носки? - Это мои носки. Это твой платок? - Нет, это не мой платок. Что есть у Азиза? - У Азиза есть кроссовки. Что есть у Малики? - У Малики есть шуба.
Звуки: [р], [р’], [ш].
Буква: Р р; Ш ш.
Тема 17. «Мы одеваемся» 2 часа (А1+:4 часа)
Слова для усвоения: надевать, одевать, одеваться, снимать, вешать.
Типовые предложения: Что ты делаешь? - Я надеваю куртку.
Что делает папа? - Папа надевает пальто. Что делает мама? - Мама надевает шубу. Кого одевает мама? - Мама одевает дочку. Кого одевает папа? - Папа одевает сына. Что делает Нина? - Нина одевает куклу.
Звуки: [н], [н’].
Буква: Н н.
Тема 18. «В магазине» 2 часа (А1+:4 часа)
Слова для усвоения: одежда, обувь, купить, прийти, выходить, футболка, шарф, туфли.
Типовые предложения: Это что? - Это магазин. Что продают в магазине?
Это кто? - Это папа, Федя и Петя. Куда они пришли? - Они пришли в магазин. Что купил папа Феде? - Папа купил Феде шарф и шапку. Что купил папа Пете? - Пете он купил спортивную форму и футболку.
Вопросы: Что это? Что продают в магазине? Кто пришёл в магазин? Куда пришли мама и Поля? Кому мама купила пальто? Что купил папа Феде? Что купил папа Пете? Кому он купил спортивную форму?
Звуки: [ф], [ф’]; [п], [п’].
Буквы: Ф ф, П п.
Повторение пройденного материала. 1 час (А1+:2 часа)
Тема 19. «Утром» 2 часа (А1+:4 часа)
Слова и словосочетания для усвоения: спать, просыпаться, рано, убирать постель, утром, делать зарядку, умываться, чистить зубы.
Типовые предложения: Когда просыпается Саида? - Саида просыпается утром. Что она делает утром? - Она убирает постель. Она делает зарядку. Она умывается и чистит зубы. Потом Саида завтракает. У Саиды есть младший брат Зафар. Рано утром он ещё спит.
Звуки: [з], [з’]; [с], [с’].
Буквы: З з; С с.
Контрольная работа. (А1, А1+:1 час).
Повторение. Работа над ошибками. 1 час (А1+: 2 часа)
Тема 20. «Пища» 2 часа (А1+:4 часа)
Слова для усвоения: пища, овощи, кухня, хлеб, масло, халва, сыр, сахар, соль, чай, орехи, колбаса, холодильник, соль, вкусный, свежий, сладкий.
Типовые предложения: Это хлеб? - Да, это хлеб. Какой хлеб? - Хлеб свежий. Где колбаса? - Колбаса в холодильнике. Какая колбаса? - Колбаса вкусная. Это что? - Это халва. Какая халва? - Халва сладкая. Это сахар? - Нет, это соль.
Звуки: [х], [х’]; [ш’].
Буквы: Х х; Щ щ.
Повторение пройденного материала. 1 час (А1+:3 часа.)
Тема 21. «Посуда» 2 часа (А1+:4 часа)
Слова для усвоения: кружка, тарелка, ложка, ложечка, вилка, нож, ножик, положить, принести, резать.
Типовые предложения: Это ножик? - Да, это ножик. Это ложка? - Да, ложка. Чья ложка? - Это моя ложка. Это твоя чашка? - Нет, это не моя чашка.
На столе тарелки, чашки. Мама сказала: «Женя, принеси вилки и ложки. Серёжа, принеси хлеб». Женя принёс и положил ложки и вилки на стол. Серёжа нарезал хлеб.
Звук: [ж]
Буква: Жж
Тема 22. «Вечером» 1 час (А1+:2 часа)
Слова для усвоения: вечером, чайник, чай, чашка, печенье, читать, газета.
Типовые предложения: Вечер. Кто вечером дома? - Вечером папа, мама и дети дома. Кто читает газету? - Папа читает газету. Г де сидит мама? - Мама сидит на диване. Что она делает? - Она смотрит телевизор. Где сидят бабушка и дедушка? - Бабушка и дедушка сидят за столом. На столе чайник, чашки и печенье. Что они делают? - Они пьют чай. Что делает девочка? - Девочка шьёт кукле платье. Что делает мальчик? - Мальчик рисует.
Звуки: [ч’].
Буква: Ч ч.
Контрольная работа. (А1, А1+:1 час).
Повторение. Работа над ошибками. 1 час (А1+:3 часа)
Тема 23. «Игрушки» 2 часа (А1+:4 часа)
Слова для усвоения: кукла, кубики, юла, лошадка, собачка, мяч, шар, барабан, машина, кораблик, большой (большая, большое, большие), маленький (маленькая, маленькое, маленькие).
Типовые предложения: Это какая кукла? - Это маленькая кукла. А это какая кукла? - А это большая кукла. Что есть у Барно? - У Барно есть кукла Барби. Что есть у Батыра? - У Батыра есть большой барабан. У тебя есть мяч? - Да, у меня есть мяч. А у тебя что есть? - У меня есть машина и кораблик. Кораблик большой или маленький? - Кораблик маленький. А что есть у Юли? - У Юли есть любимая собачка. Что есть у Юры? - У Юры есть кораблик.
Звуки: [б], [б’]; [й+у].
Буквы: Б б; Ю ю.
Тема 24. «Весной» 2 часа (А1+:4 часа)
Слова и словосочетания для усвоения: весна, солнце, цвести, поспевать, солнце светит ясно, фруктовые деревья, яблони, яблоко, яблоки, цветут весной, поспевают летом.
Типовые предложения: Наступила весна. Что цветёт? - Цветут фруктовые деревья. Что цветёт? - Цветёт яблоня. Когда цветёт яблоня? - Яблоня цветёт весной. Когда поспевают яблоки? - Яблоки поспевают летом.
Звуки: [й+а].
Буква: Я я.
Контрольная работа. (А1, А1+:1 час).
Повторение. Работа над ошибками. 1 час (А1+:3 часа)
Тема 25. «Домашние животные и птицы» 2 часа (А1+:4 часа)
Слова для усвоения: корова, коза, овца, курица, цыплёнок, цыплята, цып- цып, собака, кошка, лошадь.
Типовые предложения: Кто у вас есть? - У нас есть овцы и куры. Кто есть у Анвара? - У Анвара есть собака. У курицы цыплята. Мама кормит кур. Она зовёт: «Цып- цып! Цып-цып!»
Звук: [ц].
Буква: Ц ц.
Тема 26. «В зоопарке» 2 часа (А1+:4 часа)
Слова для усвоения: обезьяна, медведь, слон, тигр, лев, заяц, лиса, объявление.
Типовые предложения: Где ты был? - Я был в зоопарке. Кого ты видел? - Я видел волка, тигра и льва. Ты был в зоопарке? - Да, я был в зоопарке. Ты видел льва? - Да, я видел льва. Что висит на стене? - На стене висит объявление: «Зверей не кормить!»
Буквы: Ь (мягкий знак) и Ъ (твёрдый знак).
Тема 27. «Счёт» 4 часа (А1+: 8 часов)
Слова для усвоения: сколько, один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять.
Типовые предложения: Один мальчик. Одна девочка. Один карандаш. Одна ручка. Два мальчика. Две девочки. Два стола. Две парты.
Три (четыре) мальчика. Три (четыре) девочки. Три (четыре) альбома. Три (четыре) книги.
Пять (шесть, семь, восемь, девять, десять) мальчиков. Пять (шесть, семь, восемь, девять, десять) девочек.
Сколько в группе мальчиков? - В группе два мальчика.
Сколько в группе девочек? - В группе три девочки.
Сколько на парте альбомов? - На парте один альбом.
Сколько на парте тетрадей? - Одна тетрадь (две тетради, три тетради, четыре тетради, пять тетрадей...).
Сформированные у учащихся предметные компетенции:
Речевая компетенция
А1
может понимать речь учителя или другого собеседника в объёме изученных тем, наиболее употребительные формы русского речевого этикета (обращение, просьба, вежливость), понимает вопросы «Кто? Что? Какой? Какая? Чей? Чья? Чьи? Что у кого есть? Кто у кого есть? Что делает? Когда? Где? Куда? Какое время года? Сколько? Который по счёту?»;
может найти в прослушанном предложении ответ на заранее поставленный вопрос, отвечать на вопросы по опорным рисункам, выразительно читать наизусть четверостишие по изученной теме;
может сказать о наличии и отсутствии предмета, о местоположении и направлении движения предмета, назвать цвет, качество предмета, сказать о времени года, назвать домашних и диких животных (в пределах изученного);
может правильно соединять все изученные буквы, писать диктант с изученными словами.
А1+
понимает и использует в речи наиболее употребительные формы русского речевого этикета (обращение, просьба, вежливость);
может выразительно читать наизусть стихи по изученным темам.
Лингвистическая компетенция
А1, А1+
может распознавать все звуки русской речи в речевом потоке и изолированно, правильно произносить звуки в отдельных словах, словосочетаниях, предложениях и в связной устной речи, правильно
произносить безударные слоги;
знает и употребляет в речи изученные слова и типовые предложения.
Контрольная работа. (А1, А1+:1 час).
Повторение. Работа над ошибками. 1 час (А1+:3 часа)
Для изучения тем – 52 часа (А1+: 108 часа)
Контрольные работы (А1, А1+:8 часов)
Повторение и работа над ошибками – 8 часов ( А1+: 20 час)
Всего – 68 часов (А1+: 136 часов).
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В КЛАССАХ С УЗБЕКСКИМ И ДРУГИМИ ЯЗЫКАМИ ОБУЧЕНИЯ
2018-2019 учебный год
(всего – 68 ч., в неделю 2 раза)
2 класс- всего за год 68 часов.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
| 1 четверть – 18 часов | | | |
1 | Здравствуй, школа! | 1 | | |
2 | Знакомство. Буква А | 1 | | |
3 | Мы ученики | 1 | | |
4 | Кто что делает? Буква У | 1 | | |
5 | Наш класс | 1 | | |
6 | Наш класс Буквы О, Т | 1 | | |
7 | Контрольная работа №1 | 1 | | |
8 | Учебные принадлежности | 1 | | |
9 | Учебные принадлежности Буква Э | 1 | | |
10 | Мои учебные принадлежности | 1 | | |
11 | Мой, моя, моё,мои. Буква М | 1 | | |
12 | Какого цвета? | 1 | | |
13 | Какой?, какая?, какое?, какие? Буква К | 1 | | |
14 | В классе | 1 | | |
15 | Где?- в, на. Буква Л | 1 | | |
16 | Кто куда идёт? | | | |
17 | Класть куда? Буква И | 1 | | |
18 | Контрольная работа №2 | 1 | | |
| 2 четверть – 14 часов | | | |
19 | Дежурные | 1 | | |
20 | Что делают дежурные? Буква Ы | 1 | | |
21 | Наша семья | 1 | | |
22 | Буква П | 1 | | |
23 | Контрольная работа №3 | 1 | | |
24 | Наш дом | 1 | | |
25 | Буква Д | 1 | | |
26 | В комнате | 1 | | |
27 | Буква В | 1 | | |
28 | Части тела человека | 1 | | |
29 | Буква Г | 1 | | |
30 | Зимой | 1 | | |
31 | Буква Й | 1 | | |
32 | Контрольная работа №4 | 1 | | |
| 3 четверть -20 часов | | | |
33 | Ёлка | 1 | | |
34 | Буква Е,Ё | 1 | | |
35 | Одежда и обувь | 1 | | |
36 | Буквы Ш, Р | 1 | | |
37 | Мы одеваемся | 1 | | |
38 | Буква Н | 1 | | |
39 | Повторение | 1 | | |
40 | Контрольная работа №5 | 1 | | |
41 | В магазине | 1 | | |
42 | Буква Ф | 1 | | |
43 | Утром | 1 | | |
44 | Буквы З, С | 1 | | |
45 | Повторение | 1 | | |
46 | Пища | 1 | | |
47 | Буквы Х, Щ | 1 | | |
48 | Посуда | 1 | | |
49 | Буква Ж | 1 | | |
50 | Повторение | 1 | | |
51 | Контрольная работа №6 | 1 | | |
52 | Повторение | 1 | | |
| 4 четверть – 16 часов | | | |
53 | Вечером | 1 | | |
54 | Буква Ч | 1 | | |
55 | Игрушки | 1 | | |
56 | Буквы Ю, Б | 1 | | |
57 | Повторение | 1 | | |
58 | Контрольная работа №7 | 1 | | |
59 | Весной | 1 | | |
60 | Буква Я | 1 | | |
61 | Домашние животные и птицы | 1 | | |
62 | Буква Ц | 1 | | |
63 | В зоопарке | 1 | | |
64 | Буквы Ь, Ъ | 1 | | |
65 | Счёт | 1 | | |
66 | Времена года | 1 | | |
67 | Контрольная работа №8 | 1 | | |
68 | Повторение | 1 | | |