МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ АНДИЖАНСКОМ ОБЛАСТНОМ ХОКИМИЯТЕ
БАЛЫКЧИНСКИЙ РАЙОННЫЙ
ОТДЕЛ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СРЕДНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №44
«Согласовано» Заместитель директора по УВЧ школы __________Д.Каримов «30»08.2018 г. |  | «Утверждаю» Директор школы __________Р.Султонова «30»08.2018 г. |

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
для 4 класса школ с узбекским и другими языками обучения
Рабочая программа разработана на основе типовой программы Русского языка утвержденной Постановлением Кабинетом Министров от 6 апреля 2017 года №187.
«Согласовано» МО учителями русского языка и литературы | ____________ | ____________ |
Составитель учитель русского языка и литературы СОШ №44 | ____________ | О.Х.Омонбаев |
Рабочая учебная программа предмета русского языка и литературы и заключение экспертной группы обсуждена и рекомендована применению учебному процессу на педагогическом Совете проведенной 28 августа 2018 года. Протокол №2
2018-2019 уч.год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
4 класс
Пояснительная записка
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы на базовом уровне:
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.
Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:
грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;
разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;
научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.
Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке. Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня — звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.
Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.
Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:
«Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;
«Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».
Общая характеристика учебного предмета:
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 учебных недели, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения развиваются речевые умения учащихся, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
Задачи обучения грамоте решаются как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения. После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, и имеет познавательно — коммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.
После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».
Место учебного предмета в учебном плане
Во 3 классе количество часов в год: 68
Количество часов в неделю: 2 всего 52
Количество контрольных работ: 8
Количество повторений и работ над ошибками: 8
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
во 4 классе
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
Учащийся получит возможность для формирования:
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сохранять её (с помощью учителя);
планировать (в сотрудничестве с учителем) свои учебные действия для решения конкретных языковых и речевых задач;
действовать по намеченному плану, по инструкции, представленной в словесной или схематичной форме (под контролем учителя).
Учащийся получит возможность научиться:
выполнять учебные действия в материализованной, речевой форме;
выполнять действия самоконтроля при письме (по ходу и после завершения).
Познавательные
Учащийся научится:
слушать учителя, понимать и решать поставленные задачи;
под руководством учителя читать и понимать учебные задания, следовать инструкциям; — находить необходимую информацию в материалах учебника, в том числе словарях, применять её для решения практических задач;
находить в предложенных материалах языковые примеры по указанным параметрам, а также слова, требующие уточнения значения;
понимать информацию, представленную в изобразительной и освоенной схематичной форме, использовать её для решения практических задач;
понимать общий способ решения ряда языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач.
Учащийся получит возможность научиться:
участвовать в коллективных наблюдениях за фактами языка и речи, выполнять действия анализа, сравнения, аналогии, классификации, группировки, конструирования по указанным основаниям, делать умозаключения, выводы;
подводить факты языка под понятия по выявленным существенным признакам (в освоенном объёме).
Коммуникативные
Учащийся научится:
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, пытаться объяснять его; слушать и стараться понимать выступления других.
Учащийся получит возможность научиться:
Требования к уровню подготовки по русскому языку выпускников
учебных заведений общего среднего и среднего специального профессионального
образования (с узбекским и другими языками обучения)
1. Речевая компетенция А1
понимает простые инструкции и следует им;
понимает вопросы и утверждения, аутентичную речь в знакомом контексте;
задаёт простые вопросы и отвечает на них;
описывает место проживания, семью, друзей, знакомых;
может представиться и рассказывать о том, что нравится и не нравится;
делает короткое сообщение на знакомую тему;
правильно бегло читает вслух со скоростью 30-35 слов в минуту;
пишет простые личные сообщения;
может заполнять простые формуляры личными данными; понимает доступные для восприятия (либо адаптированные) соответствующие возрастной тематике стихи, рассказы, песни, аутентичную речь в знакомом контексте;
А1+
понимает и пересказывает содержание прочитанного произведения устного народного творчества (загадка, пословица, скороговорка, сказка) и рассказа, стихотворения из детской литературы соответственно возрасту.
А2
понимает фразы и выражения, относящиеся к потребностям и интересам обучающегося;
находит необходимую информацию в адаптированных источниках; понимает основные типы стандартных писем, короткие газетные статьи о текущих событиях;
находит необходимую информацию в списках, веб-сайтах, справочниках; понимает основные типы стандартных писем, короткие газетные статьи о текущих событиях;
понимает инструкции к продуктам питания и одежды и техническим устройствам;
умеет сравнивать предметы, относящиеся к собственным интересам и потребностям при помощи простых выражений;
справляется с простыми коммуникативными ситуациями социального характера;
при помощи простых выражений описывает людей, места и предметы; пишет о повседневной жизни, автобиографию.
A2+
понимает основную информацию текстов повседневной тематики; общается в различных социальных ситуациях;
делает короткие, заранее подготовленные монологические высказывания на знакомые темы, короткие рассказы о событии;
описывает события, планы, намерения, привычки и личный опыт; находит необходимую информацию в прагматических текстах, например, в брошюрах, рекламе, в газетных объявлениях;
угадывает по контексту значения неизвестных слов; пишет сообщение, основанное на устном источнике.
Лингвистическая компетенция А1
правильно произносит все звуки русского языка;
правильно использует логическое ударение, интонационные модели, простые грамматические формы и синтаксические конструкции в коммуникативных ситуациях;
может правильно согласовывать слова и представлять события в описаниях и рассказах;
может использовать базовый тематический вокабуляр в коммуникативных ситуациях;
может распознавать и использовать некоторые интернациональные слова и заимствования.
А1+
может использовать простые грамматические формы и синтаксические конструкции в коммуникативных ситуациях;
может правильно согласовывать слова в предложении и представлять события в описаниях и рассказах, используя формы глагола и изученные наречия времени.
А2
может распознавать различные способы словообразования; может соединять словосочетания и части предложения при помощи простых союзов;
может представлять последовательно события в описаниях и рассказах, используя формы глагола и наречия времени.
А2+
может распознавать и правильно применять разнообразные элементы грамматики в соответствии с коммуникативными целями.
В1
может использовать ударение и интонацию для выразительности речи в презентациях и дискуссиях;
может активно использовать профессионально-ориентированный словарный запас;
может понимать значение словообразовательных элементов в профессиональной сфере и вне её;
может правильно применять основные элементы грамматики русского языка в соответствии с коммуникативными целями.
В1+
может активно использовать интернациональные родственные слова; может использовать ритм и интонацию (повествовательную, вопросительную, отрицательную, повелительную), делит предложения на значимые части.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ШКОЛ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЗБЕКСКИМ И ДРУГИМИ ЯЗЫКАМИ ОБУЧЕНИЯ
(2-4 КЛАССЫ)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по русскому языку для учебных заведений общего среднего образования с узбекским и другими языками обучения направлена на формирование предметных и ключевых компетенций по русскому языку в соответствии с уровнями Государственного образовательного стандарта А1 (начальное образование - 2-4 классы).
Общая стратегическая цель обучения русскому языку в школах с узбекским и другими языками обучения - создание системы обучения, обеспечивающей овладение языком (в основных его функциях) как средством общения, познания, планирования и организации деятельности (особенно коллективной), эмоционально-эстетического и нравственного воздействия и воспитания - при приоритетности развития коммуникативной компетенции.
Цель обучения русскому языку на ступени А1 общего среднего образования - формирование первоначальных навыков русской речи и интереса к ней у детей.
Этапы обучения на ступени А1:
букварный период (2 класс) - формирование первоначальных умений и навыков чтения и письма параллельно с развитием навыков общения, знакомство с особенностями русской графики (твёрдые и мягкие согласные, буквы я, ё, ю, е, различие в произношении и написании некоторых звукосочетаний и слов), формирование навыков слогового и слитного чтения с соблюдением пауз и интонации, словесного и логического ударения, правописания (изученные слова и короткие предложения);
послебукварный период (2- 4 классы) - развитие навыков чтения, аудирования, говорения и письма, навыков общения на русском языке.
Основной формой представления речевого материала на начальном этапе обучения является речевой образец (речевая модель). Новые слова вводятся в типовых конструкциях, постепенно усложняющихся от класса к классу.
Составными частями программы являются формируемые элементы ключевых компетенций, предметные компетенции, темы для развития речи, коммуникативные задачи и грамматический материал, необходимый для выражения содержания высказывания.
Важнейшие методические принципы, лежащие в основе данной Программы:
речевая направленность, то есть формирование фонетических, лексических и грамматических навыков в типичных речевых ситуациях параллельно с речевыми навыками и коммуникативными умениями;
системно-функциональный подход к отбору и организации языкового материала, то есть представление языковых явлений с учётом их функционирования в речи и выделение однородного грамматического материала для уроков по обобщению и систематизации грамматических знаний, речевых навыков и умений;
ситуативно-тематическое представление учебного материала;
изучение лексики и морфологии на синтаксической основе, т. е. изучение значений падежей существительных на основе их употребления с глаголами; изучение рода, числа, падежа прилагательных на основе словосочетаний существительное + прилагательное; изучение особенностей вида глагола на основе сочетаемости видовых форм глагола с обстоятельствами: долго, часто, однажды, быстро, каждый день и т.п.;
концентрическое расположение учебного материала и этапность в обучении, когда каждый цикл обеспечивает усвоение сведений о языке и формирование речевых навыков и умений в границах определённого круга речевых тем и коммуникативных задач.
Программа предусматривает для поддержания интереса учащихся к занятиям и формирования компетентной личности активизацию межпредметных связей с родным языком и литературой, иностранными языками, историей, точными науками, предметами естественного цикла, а также интеграцию с учебным курсом “Уроки бережливости”.
Исходя из возрастных, психо-физиологических особенностей учащихся в учебной программебыли выделены формируемые элементы ключевых компетенций по уровням А1, А1+ .
Формируемые у учащихся элементы ключевых компетенций Коммуникативная компетенция
А1, А1+
понимает на слух простые фразы и несложный разговор на русском языке в пределах изученного;
умеет читать по-русски с соблюдением пауз и интонации, словесного и логического ударения;
умеет правильно писать изученные слова и короткие предложения; умеет задать простой вопрос и дать ответ в пределах изученного.
Информационная компетенция
А1, А1+
умеет читать по-русски в пределах изученного;
понимает общий смысл мультфильма, кинофильма детской тематики на русском языке с преобладанием знакомой лексики в пределах изученных тем.
Компетенция самосовершенствования
А1, А1+
стремится изучать русский язык, совершенствовать свои знания и умения; может адекватно оценивать свои знания и умения на русском языке; умеет применять духовно-нравственный опыт, полученный при изучении русского языка, в жизненных ситуациях.
Компетенция социально-гражданской активности А1, А1+,
умеет рассказать на русском языке о себе и ближайшем окружении, школе, своём городе, населённом пункте, Узбекистане в пределах изученного;
хорошо понимает роль и значение изучения русского языка как одного из мировых языков;
может вести деятельность в качестве ученика, зрителя, покупателя, потребителя услуг, пассажира, пешехода, туриста в простейших ситуациях в пределах изученного на русском языке.
Национально- и общекультурная компетенция
А1, А1+,
понимает роль русского языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурную специфику русского языка;
умеет беречь историческое, духовное и культурное наследие;
может следовать морально-нравственным правилам речевого этикета в пределах изучаемого.
Компетенция математической грамотности, осведомлённости о достижениях науки и техники, умения пользоваться ими
А1, А1+
знает цифры от 1 до 20;
хорошо понимает и воспроизводит информацию о количестве предметов до 20, о часе дня;
может сказать о порядке предметов при счёте;
готов получать сведения о новостях науки и техники из адаптированных источников на русском языке в пределах изученного.
При ведении нормативных документов рекомендуется указывать предметные и ключевые компетенции в следующем порядке:
I. К- ключевые компетенции
К 1 - коммуникативная компетенция
К 2 - информационная компетенция
К 3 - компетенция самосовершенствования
К 4 - компетенция социально-гражданской активности
К 5 - национально- и общекультурная компетенция
К 6 - компетенция математической грамотности, осведомлённости о достижениях науки и техники, умения пользоваться ими
II. П-предметные компетенции
П1 - речевая компетенция
П 2 - лингвистическая компетенция
Содержание учебного курса «Русский язык» во 4 классе
(всего 68 часов, в неделю 2 часа, А1+:всего 136 часов, в неделю 4 часа)
Формируемые у учащихся элементы ключевых компетенций:
Коммуникативная компетенция
может понять на слух простые фразы и несложный разговор на русском языке в пределах изученного;
умеет читать вслух по-русски с соблюдением пауз и интонации, словесного и логического ударения;
умеет правильно писать изученные слова и короткие предложения; может задать простой вопрос и дать ответ в пределах изученного. Информационная компетенция умеет читать по-русски в пределах изученного;
понимает общий смысл мультфильма, кинофильма детской тематики на русском языке с преобладанием знакомой лексики в пределах изученных тем.
Национально- и общекультурная компетенция
понимает роль русского языка как формы выражения русской национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национальнокультурную специфику русского языка;
умеет беречь историческое, духовное и культурное наследие на русском языке;
может рассказать о государственных символах Узбекистана; об исторических городах и памятниках страны в пределах изученного;
может следовать морально-нравственным правилам русского речевого этикета в пределах изученного;
Компетенция самосовершенствования
стремится изучать русский язык, совершенствовать свои знания и умения; может адекватно оценивать свои знания и умения на русском языке; умеет применять духовно-нравственный опыт, полученный при изучении русского языка в жизненных ситуациях.
умеет самостоятельно, творчески выполнять задания.
Компетенция социально-гражданской активности
умеет рассказывать о себе и ближайшем окружении, школе, своём городе, населённом пункте, Узбекистане в пределах изученного;
хорошо понимает роль и значение изучения русского языка как одного из мировых языков;
может вести деятельность в качестве ученика, зрителя, покупателя, потребителя услуг, пассажира, пешехода, туриста в простейших ситуациях в пределах изученного.
Компетенция математической грамотности, осведомленности о достижениях науки и техники, умение пользоваться ими
хорошо понимает и воспроизводит информацию о количестве предметов до 20, точном времени суток, дне недели и месяца;
может сказать о порядке предметов при счёте;
может получать сведения о новостях науки и техники из адаптированных источников на русском языке в пределах изученного.
Содержание учебной программы
Тема 1. «Учёба» 2 часа (А1+:4 часа)
Слова для усвоения: решил (-а; -и), написал (-а, -и), прочитал (-а, -и), рассказал (-а, -и), нарисовал (-а, -и), выполнил (-а, -и), выучил наизусть, ответил, понял.
Коммуникативная задача: Как спросить о законченном действии?
Типовые предложения: Что сделал ученик? - Ученик прочитал рассказ. Что сделала ученица? - Ученица нарисовала цветок. Что сделали ученики? - Ученики выполнили домашнее задание.
Тема 2. «На уроке» 2 часа (А1+:4 часа)
Слова для усвоения: будет (будут) работать, будет (будут) выполнять, будет (будут) рассказывать, будет (будут) готовиться, будет (будут) писать, будет решать, задачи, примеры, упражнение, диктант.
Коммуникативная задача: Как спросить о действии, которое будет выполнено?
Типовые предложения: На уроке русского языка ученики будут писать диктант. На уроке математики ученики будут решать задачи и примеры.
Тема 3. «После уроков» 2 часа (А1+:4 часа)
Слова для усвоения: напишет (напишут), выполнит (выполнят), выучит (выучат), решит (решат), поиграет, поможет, принесёт, уберёт.
Коммуникативная задача: Как сказать о действии, которое обязательно будет выполнено?
Типовые предложения: Дома ученики выполнят все задания. Анвар выучит стихотворение. Клара решит задачу.
Контрольная работа. (А1, А1+:1 час).
Повторение. Работа над ошибками. 1 час (А1+:3 часа)
Тема 4. «Мы играем» 2 часа (А1+:4 часа)
Слова для усвоения: волейбол, баскетбол, настольный теннис, футбол, ребята.
Коммуникативная задача: Как указать на лицо, которое будет совершать действие?
Типовые предложения: Я буду играть. Мы будем играть. Ты будешь играть. Вы будете играть. Он (она) будет играть. Они будут играть.
Тема 5. «Мы отдыхаем» 2 часа (А1+:4 часа)
Слова для усвоения: отдых, отдыхать, передача, музыка, кинофильм.
Коммуникативная задача: Как сказать о действии, которое совершается в данное время?
Типовые предложения: Я отдыхаю. Мы отдыхаем. Ты отдыхаешь. Вы отдыхаете. Он отдыхает. Они отдыхают.
Тема 6. «Выполняем домашние задания» 2 часа (А1+:4 часа)
Слова для усвоения: стихотворение, упражнение, примеры, рассказ, текст.
Коммуникативная задача: Как указать на лицо и на то, что действие обязательно будет выполнено?
Типовые предложения: Я выучу. Мы выучим. Ты выучишь. Вы выучите. Он (она) выучит. Они выучат.
Тема 7. «В магазине» 2 часа (А1+:4 часа)
Слова для усвоения: продукты, овощи, фрукты, конфеты, канцелярские товары, спортивные товары, майка, шорты, кеды, учебники, блокнот.
Коммуникативная задача: Как спросить о том, у кого чего нет?
Типовые предложения: В магазине «Канцтовары» нет альбомов. У меня нет альбома. У Наташи нет ручки.
Контрольная работа. (А1, А1+:1 час).
Повторение. Работа над ошибками. 1 час (А1+:3 часа)
Тема 8. «Транспорт» 2 часа (А1+:4 часа)
Слова для усвоения: из, автобус, вагон, трамвай, троллейбус, метро.
Коммуникативная задача: Как сказать о месте действия?
Типовые предложения: Вышли из дома. Вышли из метро. Дети выбежали из класса.
Тема 9. «Что из чего делают?» 2 часа (А1+:4 часа)
Слова для усвоения: молоко, масло, бумага, хлопок, мыло, дерево, вата, шерсть, одежда.
Коммуникативная задача: Как сказать, что из чего делают?
Типовые предложения: Из чего делают масло? - Масло делают из молока. Из чего делают бумагу? - Бумагу делают из дерева. Что делают из хлопка? - Из хлопка делают масло, мыло, вату и др.
Контрольная работа. (А1, А1+:1 час).
Повторение. Работа над ошибками. 1 час (А1+:3 часа)
Тема 10. «Счёт» 4 часа (А1+:8 часов)
Слова для усвоения: одиннадцать, двенадцать, тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать, двадцать.
Коммуникативная задача: Как сказать о количестве предметов?
Типовые предложения: одиннадцать альбомов, двадцать карандашей.
Тема 11. «Распорядок дня» 2 часа (А1+:4 часа)
Словосочетания для усвоения: в девять часов утра, в два часа дня, в семь часов вечера, вставать, выходить, обедать, делать уроки, отдыхать, ложиться спать.
Коммуникативная задача: Как сказать о времени действия?
Типовые предложения: Я встаю в семь часов утра. Выхожу из дома в восемь утра. В двенадцать часов дня выхожу из школы. До обеда я отдыхаю. В два часа я обедаю. Вечером делаю уроки.
Контрольная работа. (А1, А1+:1 час).
Повторение. Работа над ошибками. 1 час (А1+:3 часа)
Сформированные у учащихся предметные компетенции:
Речевая компетенция.
А1
может понимать речь учителя или другого собеседника в объёме изученных тем, наиболее употребительные формы русского речевого этикета (обращение, приветствие, прощание, просьба, благодарность;
может составлять простые монологи-описания и монологи-повествования: рассказ о каком-нибудь событии, о себе, рассказ-описание о школьной жизни;
может кратко пересказать содержание прослушанного или прочитанного текста (до 30-40 слов);
может написать диктант из хорошо знакомых слов; письменно ответить на 6-8 вопросов в рамках изученной лексики;
может правильно бегло читать вслух со скоростью до 35-40 слов в минуту; может полностью понять содержание прочитанного учебного текста.
А1+
Умеет читать текст по лицам, может подробно пересказать содержание прослушанного или прочитанного текста (до 30-40 слов).
Лингвистическая компетенция
А1, А1+:
умеет распознавать все звуки русского языка в речевом потоке и изолированно, правильно произносить звуки в отдельных словах, словосочетаниях, предложениях и в связной устной речи, правильно произносить ударные слоги;
знает и употребляет в речи изученные слова активного запаса и типовые предложения.
Тема 12. «Ёлка» 2 часа (А1+:4 часа)
Слова для усвоения: в, на, идти, ходить, бежать, поехать. Коммуникативная задача: Как ещё сказать о направлении движения? Типовые предложения: Куда ты идёшь? - Я иду на ёлку. Куда вы едете?
Тема 13. «Порядок предметов при счёте» 2 часа (А1+:4 часа)
Слова для усвоения: одиннадцатый, двенадцатый, тринадцатый, четырнадцатый, пятнадцатый, шестнадцатый, семнадцатый, восемнадцатый, девятнадцатый, двадцатый.
Коммуникативная задача: Как сказать о порядке предметов при счёте? Типовые предложения: Который час? - Третий час. Который дом? - Двадцатый дом. Двенадцатая квартира. Первое окно.
Тема 14. «Направление движения» 2 часа (А1+:4 часа)
Слова для усвоения: к, поход, готовиться, подойти, прибежать, подбежать, подъехать, остановка, здание, лагерь.
Коммуникативная задача: Как сказать о направлении движения?
Типовые предложения: Идти к остановке. Иди к остановке. Готовиться к походу. Готовьтесь к походу. Поехать к бабушке. Подойти к доске. Подойти к брату.
Контрольная работа. (А1, А1+:1 час).
Повторение. Работа над ошибками. 1 час (А1+:3 часа)
Тема 15. «Мы помогаем» 2 часа (А1+:4 часа)
Слова для усвоения: помогать, звонить, позвонить, дать, подарить, сказать, принести, передать, подарить.
Коммуникативная задача: Как сказать об адресате действия? Как выразить повеление?
Типовые предложения: Кому помогает? - Помогает маме. Помоги маме! Кому надо позвонить? - Надо позвонить сестре. Позвони сестре!
Урок 16. «Книга - наш друг» 2 часа (А1+:4 часа)
Слова для усвоения: видеть, слушать, читать, писать.
Коммуникативная задача: Как сказать об объекте действия?
Типовые предложения: Что ты читаешь? - Я читаю книгу. Что ты делаешь? - Я пишу упражнение. Я слушаю музыку.
Тема 17. «В кухне». 2 часа (А1+:4 часа)
Слова для усвоения: шумовка, половник, тряпка, резать, мешать, есть (кушать), готовить, убирать, мыть.
Коммуникативная задача: Как сказать об орудии действия?
Типовые предложения: Малика режет ножом хлеб. Анвар мешает шумовкой мясо. Холида вытирает тряпкой стол. Кашу надо есть ложкой, котлеты надо есть ножом и вилкой.
Тема 18. Кем быть?» 2 часа (А1+:4 часа)
Слова для усвоения: врач, шофёр, дизайнер, журналист, художник, агроном, повар, юрист, спортсмен.
Коммуникативная задача: Как сказать о профессии человека?
Типовые предложения: Я хочу быть юристом. Анвар хочет стать дизайнером. Юра хочет стать журналистом. Феруза будет врачом.
Тема 19. «Я и мои друзья» 2 часа (А1+:4 часа)
Слова для усвоения: дружить, играть.
Коммуникативная задача: Как сказать о совместности действия?
Типовые предложения: Мы дружим с Азизом. Коля с Олегом играют в шахматы. Мы с Фаридой ходили в цирк. Я ездил на рыбалку с братом.
Контрольная работа. (А1, А1+:1 час).
Повторение. Работа над ошибками. 1 час (А1+:3 часа)
Тема 20. «Телевидение» 2 часа (А1+:4 часа)
Слова для усвоения: рассказывать, говорить, думать, мечтать, передача.
Коммуникативная задача: Как сказать о предмете речи и мысли?
Типовые предложения: Он рассказал о футболе. Я прочитал о спортсменах Узбекистана.
Тема 21. «Мой город» 2 часа (А1+:4 часа)
Слова для усвоения: в, на, площадь, село, жить, работать, учиться, гимназия, лицей.
Коммуникативная задача: Как сказать о месте действия?
Типовые предложения: Я живу в Ташкенте. Сардор живёт в Бухаре. Мой брат работает в аптеке. Мой друг учится в гимназии. Я учусь в школе. Я живу на улице Мукими. Дети играют на площадке.
Контрольная работа. (А1, А1+:1 час).
Повторение. Работа над ошибками. 1 час (А1+:3 часа)
Тема 22. «Моя Родина - Узбекистан». 2 часа (А1+:4 часа)
Слова для усвоения: родина, страна, праздник.
Коммуникативная задача: Как ещё сказать о месте действия?
Типовые предложения: Я живу в Узбекистане.
Тема 23. «Независимый Узбекистан» 2 часа (А1+:4 часа)
Слова для усвоения: президент, флаг, герб, гимн, независимость. Коммуникативная задача: Как ещё сказать о месте действия?
Типовые предложения: Моя Родина Узбекистан.
Тема 24. «Каникулы» 2 часа (А1+:4 часа)
Слова для усвоения: а, каникулы, отдых, лагерь, отряд, мероприятие, конкурс.
Коммуникативная задача: Как уточнить субъект и характер действия? Типовые предложения: Он поедет к бабушке, а не в лагерь. Брат летом работает, а не отдыхает. Летом мы поедем в горы, а не на море.
Тема 25. «Мы читаем» 2 часа (А1+:4 часа)
Организация самостоятельной работы с текстами для чтения.
Сформированные у учащихся предметные компетенции:
Речевая компетенция А1
может понять речь учителя или другого собеседника в объёме изученных тем, а также содержание коротких рассказов, стихотворений (до 50 слов), сказок, мультфильмов в рамках изученной лексики;
может понимать общее содержание прослушанного текста и отдельных деталей;
может обратиться с соблюдением норм речевого этикета, представиться (имя, место учебы, место жительства, рассказать о семье, профессиях близких), задать вопросы на эти темы собеседнику;
умеет попросить, извиниться, поблагодарить, попросить разрешения; может составить простейшие монологи-описания и повествования: рассказ о каком-нибудь событии, о себе, подробно пересказать содержание прослушанного или прочитанного текста (30-40 слов), сказки, мультфильма, детских телепередач;
умеет составить описание картинки, составлять предложения из данных слов;
может правильно написать слова и словосочетания активной лексики, умеет писать под диктовку тексты объемом до 20-30 слов.
А1+
понимает речь учителя или другого собеседника в объёме изученных тем, содержание речи собеседника, коротких рассказов, стихотворений (до 60 слов), сказок, мультфильмов в рамках изученной лексики;
может с опорой на прочитанный текст излагать свои мысли, свое отношение к прочитанному, продолжая или расширяя информацию в пределах изученной лексики;
правильно бегло читает вслух со скоростью до 40-50 слов в минуту. Лингвистическая компетенция А1
произносит знакомые слова с правильным ударением, оглушением или озвончением согласных, в основном правильно произнося безударные гласные, стечения согласных;
соблюдает слитное чтение предлогов со словами;
знает и употребляет в речи слова активного запаса и типовых предложений в пределах изученного.
А1+
произносит слова с правильным ударением, оглушением или озвончением согласных, правильно произнося безударные гласные, стечения согласных.
Сформированные элементы ключевых компетенций: Коммуникативная компетенция А1
понимает на слух простые фразы и несложный разговор на русском языке в пределах изученного;
умеет читать вслух по-русски с соблюдением пауз и интонации, словесного и логического ударения адаптированные тексты;
умеет правильно писать изученные слова и короткие предложения; может задать простой вопрос и дать ответ в пределах изученного.
А1+
умеет читать вслух по-русски с соблюдением пауз и интонации, словесного и логического ударения несложные тексты
Информационная компетенция А1
умеет читать по-русски в пределах изученного;
понимает общее содержание мультфильма, кинофильма детской тематики на русском языке с преобладанием знакомой лексики в пределах изученных тем.
А1+
умеет выразительно читать по-русски;
в пределах изученного понимает содержание мультфильма, кинофильма детской тематики на русском языке с преобладанием знакомой лексики в пределах изученных тем.
Национально- и общекультурная компетенция А1
понимает роль русского языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурную специфику русского языка,
понимает необходимость беречь историческое, духовное и культурное наследие на русском языке;
может рассказать о государственных символах Узбекистана; о городах; может следовать морально-нравственным правилам русского речевого этикета в пределах изученного
А1+
может рассказать о государственных символах Узбекистана; об исторических городах и памятниках страны в пределах изученного
Компетенция самосовершенствования А1
стремится изучать русский язык, совершенствовать свои знания и умения; может адекватно оценивать свои знания и умения на русском языке; умеет применять духовно-нравственный опыт, полученный при изучении русского языка в жизненных ситуациях.
А1+
умеет самостоятельно, творчески выполнять задания.
Компетенция социально-гражданской активности А1
может рассказать о себе, школе, своём городе, Узбекистане в пределах изученного;
хорошо понимает роль и значение изучения русского языка как одного из мировых языков;
может вести деятельность в качестве ученика, зрителя, покупателя, потребителя услуг, пассажира, пешехода, туриста в простейших ситуациях в пределах изученного.
А1+
может рассказать о себе и ближайшем окружении, школе и одноклассниках, о своём городе, Узбекистане на русском языке в пределах изученного
Компетенция математической грамотности, осведомленности о достижениях науки и техники, умение пользоваться ими А1
может хорошо понимать и воспроизводить информацию о количестве предметов до 20, точном времени суток, дне недели и месяца; способен сказать о порядке предметов при счёте.
А1+
готов получать сведения о новостях науки и техники из адаптированных источников на русском языке в пределах изученного.
Контрольная работа. (А1, А1+:1 час).
Повторение. Работа над ошибками. 1 час (А1+:3 часа)
Для изучения тем: 52 часа (А1+: 104 часа)
Контрольные работы (А1,А1+:8 часов)
Повторение и работа над ошибками: 8 часов (А1+:24 часа)
Всего: 68 часов (А1+: 136 часов).
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В КЛАССАХ С УЗБЕКСКИМ И ДРУГИМИ ЯЗЫКАМИ ОБУЧЕНИЯ
2018-2019 учебный год
(всего – 68 ч., в неделю 2 раза)
4 класс- всего за год 68 часов.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
| 1 – четверть - 18 часов | | | |
1 | Учёба | 1 | | |
2 | Учёба | 1 | | |
3 | На уроке | 1 | | |
4 | На уроке | 1 | | |
5 | После уроков | 1 | | |
6 | После уроков | 1 | | |
7 | Повторение. | 1 | | |
8 | КР - 1 | 1 | | |
9 | Мы играем | 1 | | |
10 | Мы играем | 1 | | |
11 | Мы отдыхаем | 1 | | |
12 | Мы отдыхаем | 1 | | |
13 | Выполняем домашние задания | 1 | | |
14 | Выполняем домашние задания | 1 | | |
15 | КР - 2 | 1 | | |
16 | В магазине | 1 | | |
17 | В магазине | 1 | | |
18 | Повторение | 1 | | |
| 2 – четверть - 14 часов | | | |
19 | Транспорт | 1 | | |
20 | Транспорт | 1 | | |
21 | Что из чего делают? | 1 | | |
22 | Что из чего делают? | 1 | | |
23 | Повторение. | 1 | | |
24 | КР -3 | 1 | | |
25 | Счёт | 1 | | |
26 | Счёт | 1 | | |
27 | Счёт | 1 | | |
28 | Счёт | 1 | | |
29 | Ёлка | 1 | | |
30 | Ёлка | 1 | | |
31 | КР - 4 | 1 | | |
32 | Повторение. | 1 | | |
| 3 – четверть -20 часов | | | |
33 | Распорядок дня | 1 | | |
34 | Распорядок дня | 1 | | |
35 | Порядок предметов при счёте | 1 | | |
36 | Порядок предметов при счёте | 1 | | |
37 | Направление движения | 1 | | |
38 | Направление движения | 1 | | |
39 | Повторение. | 1 | | |
40 | КР - 5 | 1 | | |
41 | Мы помогаем | 1 | | |
42 | Мы помогаем | 1 | | |
43 | Книга – наш друг | 1 | | |
44 | Книга – наш друг | 1 | | |
45 | На кухне | 1 | | |
46 | На кухне | 1 | | |
47 | Кем быть? | 1 | | |
48 | Кем быть? | 1 | | |
49 | КР – 6 | 1 | | |
50 | Я и мои друзья | 1 | | |
51 | Я и мои друзья | 1 | | |
52 | Повторение. | 1 | | |
| 4 – четверть-14 часов | | | |
53 | Телевидение | 1 | | |
54 | Телевидение | 1 | | |
55 | Мой город | 1 | | |
56 | Мой город | 1 | | |
57 | Повторение. | 1 | | |
58 | КР - 7 | 1 | | |
59 | Моя Родина Узбекистан | 1 | | |
60 | Моя Родина Узбекистан | 1 | | |
61 | Моя Родина Узбекистан | 1 | | |
62 | Моя Родина Узбекистан | 1 | | |
63 | Каникулы | 1 | | |
64 | Каникулы | 1 | | |
65 | КР – 8 | 1 | | |
66 | Мы читаем | 1 | | |
67 | Мы читаем | 1 | | |
68 | Повторение. | 1 | | |