МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ АНДИЖАНСКОМ ОБЛАСТНОМ ХОКИМИЯТЕ
БАЛЫКЧИНСКИЙ РАЙОННЫЙ
ОТДЕЛ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СРЕДНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №44
«Согласовано» Заместитель директора по УВЧ школы __________Д.Каримов «30»08.2018 г. |  | «Утверждаю» Директор школы __________Р.Султонова «30»08.2018 г. |

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
для 6 класса школ с узбекским и другими языками обучения
Рабочая программа разработана на основе типовой программы Русского языка утвержденной Постановлением Кабинетом Министров от 6 апреля 2017 года №187.
«Согласовано» МО учителями русского языка и литературы | ____________ | ____________ |
Составитель учитель русского языка и литературы СОШ №44 | ____________ | О.Х.Омонбаев |
Рабочая учебная программа предмета русского языка и литературы и заключение экспертной группы обсуждена и рекомендована применению учебному процессу на педагогическом Совете проведенной 28 августа 2018 года. Протокол №2
2018-2019 уч.год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
6 класс
Пояснительная записка
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы на базовом уровне:
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.
Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:
грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;
разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;
научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.
Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке. Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня — звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.
Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.
Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:
«Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;
«Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».
Общая характеристика учебного предмета:
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
Учащийся получит возможность для формирования:
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сохранять её (с помощью учителя);
планировать (в сотрудничестве с учителем) свои учебные действия для решения конкретных языковых и речевых задач;
действовать по намеченному плану, по инструкции, представленной в словесной или схематичной форме (под контролем учителя).
Учащийся получит возможность научиться:
выполнять учебные действия в материализованной, речевой форме;
выполнять действия самоконтроля при письме (по ходу и после завершения).
Познавательные
Учащийся научится:
слушать учителя, понимать и решать поставленные задачи;
под руководством учителя читать и понимать учебные задания, следовать инструкциям; — находить необходимую информацию в материалах учебника, в том числе словарях, применять её для решения практических задач;
находить в предложенных материалах языковые примеры по указанным параметрам, а также слова, требующие уточнения значения;
понимать информацию, представленную в изобразительной и освоенной схематичной форме, использовать её для решения практических задач;
понимать общий способ решения ряда языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач.
Учащийся получит возможность научиться:
участвовать в коллективных наблюдениях за фактами языка и речи, выполнять действия анализа, сравнения, аналогии, классификации, группировки, конструирования по указанным основаниям, делать умозаключения, выводы;
подводить факты языка под понятия по выявленным существенным признакам (в освоенном объёме).
Коммуникативные
Учащийся научится:
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, пытаться объяснять его; слушать и стараться понимать выступления других.
Учащийся получит возможность научиться:
Требования к уровню подготовки по русскому языку выпускников
учебных заведений общего среднего и среднего специального профессионального
образования (с узбекским и другими языками обучения)
1. Речевая компетенция А1
понимает простые инструкции и следует им;
понимает вопросы и утверждения, аутентичную речь в знакомом контексте;
задаёт простые вопросы и отвечает на них;
описывает место проживания, семью, друзей, знакомых;
может представиться и рассказывать о том, что нравится и не нравится;
делает короткое сообщение на знакомую тему;
правильно бегло читает вслух со скоростью 30-35 слов в минуту;
пишет простые личные сообщения;
может заполнять простые формуляры личными данными; понимает доступные для восприятия (либо адаптированные) соответствующие возрастной тематике стихи, рассказы, песни, аутентичную речь в знакомом контексте;
А1+
понимает и пересказывает содержание прочитанного произведения устного народного творчества (загадка, пословица, скороговорка, сказка) и рассказа, стихотворения из детской литературы соответственно возрасту.
А2
понимает фразы и выражения, относящиеся к потребностям и интересам обучающегося;
находит необходимую информацию в адаптированных источниках; понимает основные типы стандартных писем, короткие газетные статьи о текущих событиях;
находит необходимую информацию в списках, веб-сайтах, справочниках; понимает основные типы стандартных писем, короткие газетные статьи о текущих событиях;
понимает инструкции к продуктам питания и одежды и техническим устройствам;
умеет сравнивать предметы, относящиеся к собственным интересам и потребностям при помощи простых выражений;
справляется с простыми коммуникативными ситуациями социального характера;
при помощи простых выражений описывает людей, места и предметы; пишет о повседневной жизни, автобиографию.
A2+
понимает основную информацию текстов повседневной тематики; общается в различных социальных ситуациях;
делает короткие, заранее подготовленные монологические высказывания на знакомые темы, короткие рассказы о событии;
описывает события, планы, намерения, привычки и личный опыт; находит необходимую информацию в прагматических текстах, например, в брошюрах, рекламе, в газетных объявлениях;
угадывает по контексту значения неизвестных слов; пишет сообщение, основанное на устном источнике.
Лингвистическая компетенция А1
правильно произносит все звуки русского языка;
правильно использует логическое ударение, интонационные модели, простые грамматические формы и синтаксические конструкции в коммуникативных ситуациях;
может правильно согласовывать слова и представлять события в описаниях и рассказах;
может использовать базовый тематический вокабуляр в коммуникативных ситуациях;
может распознавать и использовать некоторые интернациональные слова и заимствования.
А1+
может использовать простые грамматические формы и синтаксические конструкции в коммуникативных ситуациях;
может правильно согласовывать слова в предложении и представлять события в описаниях и рассказах, используя формы глагола и изученные наречия времени.
А2
может распознавать различные способы словообразования; может соединять словосочетания и части предложения при помощи простых союзов;
может представлять последовательно события в описаниях и рассказах, используя формы глагола и наречия времени.
А2+
может распознавать и правильно применять разнообразные элементы грамматики в соответствии с коммуникативными целями.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ШКОЛ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЗБЕКСКИМ И ДРУГИМИ ЯЗЫКАМИ ОБУЧЕНИЯ
(2-9 КЛАССЫ)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по русскому языку для учебных заведений общего среднего образования с узбекским и другими языками обучения направлена на формирование предметных и ключевых компетенций по русскому языку в соответствии с уровнями Государственного образовательного стандарта А1 (начальное образование - 2-4 классы), А2 (общее среднее образование - 5-9 классы).
Общая стратегическая цель обучения русскому языку в школах с узбекским и другими языками обучения - создание системы обучения, обеспечивающей овладение языком (в основных его функциях) как средством общения, познания, планирования и организации деятельности (особенно коллективной), эмоционально-эстетического и нравственного воздействия и воспитания - при приоритетности развития коммуникативной компетенции.
Цель обучения русскому языку на ступени А1 общего среднего образования - формирование первоначальных навыков русской речи и интереса к ней у детей.
Этапы обучения на ступени А1:
букварный период (2 класс) - формирование первоначальных умений и навыков чтения и письма параллельно с развитием навыков общения, знакомство с особенностями русской графики (твёрдые и мягкие согласные, буквы я, ё, ю, е, различие в произношении и написании некоторых звукосочетаний и слов), формирование навыков слогового и слитного чтения с соблюдением пауз и интонации, словесного и логического ударения, правописания (изученные слова и короткие предложения);
послебукварный период (2- 4 классы) - развитие навыков чтения, аудирования, говорения и письма, навыков общения на русском языке.
Основной формой представления речевого материала на начальном этапе обучения является речевой образец (речевая модель). Новые слова вводятся в типовых конструкциях, постепенно усложняющихся от класса к классу.
Цель обучения русскому языку на ступени А2 общего среднего образования - практическое овладение русским языком для пользования им в важнейших сферах общения: обиходно-бытовой, учебной, общественнополитической, социально-культурной.
Составными частями программы являются формируемые элементы ключевых компетенций, предметные компетенции, темы для развития речи, коммуникативные задачи и грамматический материал, необходимый для выражения содержания высказывания.
Важнейшие методические принципы, лежащие в основе данной Программы:
речевая направленность, то есть формирование фонетических, лексических и грамматических навыков в типичных речевых ситуациях параллельно с речевыми навыками и коммуникативными умениями;
системно-функциональный подход к отбору и организации языкового материала, то есть представление языковых явлений с учётом их функционирования в речи и выделение однородного грамматического материала для уроков по обобщению и систематизации грамматических знаний, речевых навыков и умений;
ситуативно-тематическое представление учебного материала;
изучение лексики и морфологии на синтаксической основе, т. е. изучение значений падежей существительных на основе их употребления с глаголами; изучение рода, числа, падежа прилагательных на основе словосочетаний существительное + прилагательное; изучение особенностей вида глагола на основе сочетаемости видовых форм глагола с обстоятельствами: долго, часто, однажды, быстро, каждый день и т.п.;
концентрическое расположение учебного материала и этапность в обучении, когда каждый цикл обеспечивает усвоение сведений о языке и формирование речевых навыков и умений в границах определённого круга речевых тем и коммуникативных задач.
Программа предусматривает для поддержания интереса учащихся к занятиям и формирования компетентной личности активизацию межпредметных связей с родным языком и литературой, иностранными языками, историей, точными науками, предметами естественного цикла, а также интеграцию с учебным курсом “Уроки бережливости”.
Исходя из возрастных, психо-физиологических особенностей учащихся в учебной программебыли выделены формируемые элементы ключевых компетенций по уровням А1, А1+,А2, А2+.
Формируемые у учащихся элементы ключевых компетенций Коммуникативная компетенция
А1, А1+
понимает на слух простые фразы и несложный разговор на русском языке в пределах изученного;
умеет читать по-русски с соблюдением пауз и интонации, словесного и логического ударения;
умеет правильно писать изученные слова и короткие предложения; умеет задать простой вопрос и дать ответ в пределах изученного.
А2
умеет чётко и ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме; понимает речь учителя или другого собеседника в объёме изученных тем; понимает прослушанный текст со значительным преобладанием знакомой лексики; сообщения разговорно-обиходного характера;
умеет вести диалог-дискуссию в форме диспута, спора на основе прочитанных книг;
умеет написать под диктовку текст объёмом 75 - 80 слов, содержащий хорошо усвоенные слова и предложения.
А2+
умеет написать под диктовку текст объёмом 80-85 слов, содержащий хорошо усвоенные слова и предложения.
Информационная компетенция
А1, А1+
умеет читать по-русски в пределах изученного;
понимает общий смысл мультфильма, кинофильма детской тематики на русском языке с преобладанием знакомой лексики в пределах изученных тем.
А2, А2+
обладает хорошими навыками беглого, осознанного чтения про себя составления вопросов к тексту;
умеет написать сжатый или развёрнутый пересказ содержания прочитанного;
понимает телепередачи, мультфильмы, кинофильмы детской тематики на русском языке с преобладанием знакомой лексики в пределах изученных тем;
умеет сформулировать основную мысль текста, озаглавить его, составить вопросы и план к тексту.
Компетенция самосовершенствования
А1, А1+
стремится изучать русский язык, совершенствовать свои знания и умения; может адекватно оценивать свои знания и умения на русском языке; умеет применять духовно-нравственный опыт, полученный при изучении русского языка, в жизненных ситуациях.
А2, А2+
умеет выражать собственное мнение о прочитанном.
Компетенция социально-гражданской активности А1, А1+, А2, А2+
умеет рассказать на русском языке о себе и ближайшем окружении, школе, своём городе, населённом пункте, Узбекистане в пределах изученного;
хорошо понимает роль и значение изучения русского языка как одного из мировых языков;
может вести деятельность в качестве ученика, зрителя, покупателя, потребителя услуг, пассажира, пешехода, туриста в простейших ситуациях в пределах изученного на русском языке.
Национально- и общекультурная компетенция
А1, А1+, А2, А2+
понимает роль русского языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурную специфику русского языка;
умеет беречь историческое, духовное и культурное наследие;
может следовать морально-нравственным правилам речевого этикета в пределах изучаемого.
Компетенция математической грамотности, осведомлённости о достижениях науки и техники, умения пользоваться ими
А1, А1+
знает цифры от 1 до 20;
хорошо понимает и воспроизводит информацию о количестве предметов до 20, о часе дня;
может сказать о порядке предметов при счёте;
готов получать сведения о новостях науки и техники из адаптированных источников на русском языке в пределах изученного.
А2, А2+
умеет читать, понимать и передавать любую цифровую информацию на русском языке;
может получать сведения о новостях науки и техники из адаптированных источников на русском языке в пределах изученного.
При ведении нормативных документов рекомендуется указывать предметные и ключевые компетенции в следующем порядке:
I. К- ключевые компетенции
К 1 - коммуникативная компетенция
К 2 - информационная компетенция
К 3 - компетенция самосовершенствования
К 4 - компетенция социально-гражданской активности
К 5 - национально- и общекультурная компетенция
К 6 - компетенция математической грамотности, осведомлённости о достижениях науки и техники, умения пользоваться ими
II. П-предметные компетенции
П1 - речевая компетенция
П 2 - лингвистическая компетенция
Содержание учебного курса «Русский язык» во 6 классе
(всего 68 часов, в неделю 2 часа, А1+:всего 136 часов, в неделю 4 часа)
Формируемые у учащихся элементы ключевых компетенций: Коммуникативная компетенция А2
умеет чётко и ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме, составляя монологические высказывания из 4-5 фраз (в пределах изученного); понимает речь учителя или другого собеседника (в пределах изученного); понимает прослушанный текст со значительным преобладанием знакомой лексики, сообщения разговорно-обиходного характера;
умеет вести по изученным темам и ситуациям диалог, состоящий из вопросов, ответов, переспросов, побуждений;
умеет написать под диктовку текст объёмом 60-65 слов, содержащий хорошо усвоенные слова и предложения.
А2+
умеет чётко и ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме, составляя монологические высказывания из 6-8 фраз (в пределах изученного);
умеет написать под диктовку текст объёмом 65-70 слов, содержащий хорошо усвоенные слова и предложения.
Информационная компетенция А2, А2+
обладает хорошими навыками деления текста на смысловые части, детально понимает содержание прочитанной информации (в пределах изученного);
умеет написать изложение прочитанного и прослушанного по готовому плану и опорным словам;
понимает телепередачи, мультфильмы, кинофильмы детской тематики на русском языке с преобладанием знакомой лексики; умеет составить описание предмета, лица.
Компетенция самосовершенствования А2, А2+
стремится изучать русский язык, совершенствовать свои знания и умения; может адекватно оценивать свои знания и умения на русском языке; умеет применять духовно-нравственный опыт, полученный при изучении произведений русской литературы в жизненных ситуациях.
Компетенция социально-гражданской активности А2, (А2+)
умеет рассказать о своей стране, её достижениях, климате, культуре и истории на русском языке (в пределах изученного);
хорошо понимает роль и значение изучения русского языка как одного из мировых языков;
может вести деятельность в качестве ученика, зрителя, покупателя, потребителя услуг, пассажира, пешехода, туриста (в пределах изученного) на русском языке.
Национально- и общекультурная компетенция А2, А2+
понимает роль русского языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурную специфику русского языка;
умеет беречь историческое, духовное и культурное наследие на русском языке;
может следовать морально-нравственным правилам русского речевого этикета (в пределах изучаемого).
Компетенция математической грамотности, осведомленности о достижениях науки и техники, умение пользоваться ими А2
умеет читать, понимать и передавать цифровую информацию на русском языке (в пределах изученного);
может получать сведения о новостях науки и техники из адаптированных источников на русском языке (в пределах изученного).
А2+
хорошо понимает и воспроизводит информацию о весе, длине, площади, объёме, температуре.
Содержание учебной программы
Тема 1. Как выразить доброе, ласковое отношение к кому-либо или к чему- либо? 1 час (А2+:2 часа)
Грамматический материал. Образование имён существительных со значением оценки.
Слова и словосочетания для усвоения: существительные с суффиксами субъективной оценки.
Слова и словосочетания для усвоения: существительные с суффиксами субъективной оценки.
Тема для развития речи: «Наши четвероногие друзья».
Тема 2. Как сказать о профессии человека? 1 час (А2+:2 часа) Грамматический материал. Образование имён существительных с помощью суффиксов. Суффиксы имён существительных со значением лица.
Слова и словосочетания для усвоения: воспитатель, воспитательница, водитель, читатель, писатель, лётчик, разведчик, переводчик, садовник, программист, журналист, футболист, баскетболист, хоккеист, болельщик, артист, артистка и другие.
Тема для развития речи: «Профессии».
Тема 3. Как описать внешний вид и характер человека? 2 часа (А2+:2 часа)
Грамматический материал. Качественные прилагательные, употребляемые для описания внешнего вида и характера человека. Сложные прилагательные. Прилагательные-антонимы.
Слова и словосочетания для усвоения: младший, старший, карие, серые, голубые (глаза), прямой, курносый, русые, чёрные, седые (волосы), блондин, блондинка, брюнет, брюнетка, шатен, шатенка, старуха, худой, толстый, внимательный, наблюдательный, умный, глупый, симпатичный, строгий, аккуратный, неаккуратный, серьёзный, несерьёзный, экономный, неэкономный, добрый, доброта, заботливый, заботиться, скромный, трусливый, воспитанный, невоспитанный, вежливый, невежливый, уважение, уважаемый, мечта, чувство, настроение, грустный, спокойный, плакать, плач, слёзы, хмурый, пенсия, пенсионер, пенсионерка, улыбаться/улыбнуться, краснеть, покраснеть, счастье, счастливый, бояться, испугаться, стесняться, стеснительный, удивляться/удивиться, сердиться, рассердиться, золотые руки и др.
Темы для развития речи: «Внешний вид человека», «День учителя».
Тема 4. Как сравнить предметы по качеству? 2 часа (А2+:2 часа)
Грамматический материал. Степени сравнения имён прилагательных. Образование сравнительной степени имён прилагательных. Изменение прилагательных в превосходной степени по родам, числам, падежам.
Слова и словосочетания для усвоения: наиболее употребительные качественные прилагательные в сравнительной и превосходной степени; море, океан, гора, река, государство, герб, флаг, гимн, моложе, старше.
Тема для развития речи: «Города и страны».
Темы для уроков литературного чтения:
Русские народные сказки. 1 час (А2+:2 часа)
И.А.Крылов («Стрекоза и Муравей», «Квартет» и др.). 2 часа (А2+:2 часа)
А.С.Пушкин. Сказки. («Сказка о рыбаке и рыбке». «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и др.) 3 часа (А2+:6 часов)
Контрольная работа. (А1, А1+:1 час).
Повторение. Работа над ошибками. (А2+:1 час)
Тема 5. Как сказать о действии, которое продолжается или повторяется? 1 час (А2+:2 часа)
Грамматический материал. Виды глагола. Образование глаголов несовершенного вида.
Слова и словосочетания для усвоения: копать, пахать, сеять, посеять, выращивать/вырастить, сажать, посадить, зеленеть, зазеленеть, цвести, зацвести и др.
Тема для развития речи: «Плоды земли»
Тема 6. Как сказать об однократном, законченном действии? 1 час (А2+:2 часа)
Грамматический материал. Образование глаголов совершенного вида.
Слова и словосочетания для усвоения: урожай, рожь, пшеница, кукуруза, рис, горох, слива, сливовый, айва, айвовый, персик, персиковый, ферма, птицеферма, редиска, свёкла, морковь, чеснок, фасоль, горох, петрушка, укроп, шиповник, смородина; соотносительные пары глаголов совершенного и несовершенного вида по теме.
Тема для развития речи: «Сельскохозяйственные растения»
Темы для уроков литературного чтения:
Стихотворения о природе А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. 2 часа (А2+:4 часа)
Контрольная работа. (А1, А1+:1 час).
Повторение. Работа над ошибками. 1 час (А2+:3 час)
Тема 7. Как выразить совет, просьбу, приказ? 1 час (А2+:2 часа)
Грамматический материал. Повелительное наклонение глагола. Образование глаголов повелительного наклонения.
Слова и словосочетания для усвоения: автор, поэт; записывать/ записать, переписывать/ переписать, найти, записаться, сдать, книжный, энциклопедия, редактор, глаголы по теме в повелительном наклонении; не верить своим ушам, не верить своим глазам.
Тема для развития речи: «В книжном магазине».
Тема 8. Как сказать о предполагаемом, нереальном действии? 1 час (А2+:2 часа)
Грамматический материал. Условное наклонение глаголов. Образование глаголов условного наклонения. Изменение глаголов условного наклонения по числам, а в единственном числе - по родам.
Слова и словосочетания для усвоения: общение, общаться, собеседник, сообщать, сообщение, интерес, глаголы по теме в условном наклонении, интересоваться, кричать/крикнуть, объявлять/объявить, обещать, объяснять/объяснить, узнавать/узнать, соглашаться/согласиться, добавить, прибавить, командовать, благодарить, поблагодарить, хвалить, хвалиться, обидеть, успокоить, ругать, поругать, повторять/повторить, молчать, замолчать, помолчать и др.
Тема для развития речи: «Волшебные сказки».
Тема 9. Как сказать о начальном и конечном пунктах движения? 1 час (А2+:2 часа)
Грамматический материал. Имена существительные в родительном падеже с предлогами из, до.
Слова и словосочетания для усвоения: станция, поезд, войти, входить, садиться, сесть, выходить, выйти, шофёр, таксист, пассажир, билет, ехать, уехать, приехать, поехать, вагон, кондуктор, корабль, капитан, матрос, летать, лететь, полёт, тротуар, пешеход, перекрёсток, шоссе, переход.
Тема для развития речи: «Городской транспорт».
Темы для уроков литературного чтения:
Стихотворения о природе И.Никитина, И.Сурикова и др. 2 часа (А2+:2 часа)
Н. Некрасов. Стихи для детей. 1 час (А2+:2 часа)
Контрольная работа. (А1, А1+:1 час).
Повторение. Работа над ошибками.(А2+:1 час)
Тема 10. Как сказать о местонахождении предмета? 1 час (А2+:2 часа)
Грамматический материал. Имена существительные в родительном падеже с предлогами у, около, возле.
Слова и словосочетания для усвоения: архитектура, посещать/посетить, музей, экспонат, экскурсовод, рисунок, картина, пейзаж.
Тема для развития речи: «В музее искусств».
Тема 11. Как сказать о времени действия? 1 час (А2+:2 часа) Грамматический материал. Имена существительные в родительном падеже с предлогами до, после, во время.
Слова и словосочетания для усвоения: сочетания существительных с предлогами до, после, во время.
Тема для развития речи: «Новогодние праздники».
Тема 12. Как сказать о направлении движения? 2 часа (А2+:2 часа)
Имена существительные в винительном падеже с предлогами в, на, за; в дательном падеже с предлогом к.
Слова и словосочетания для усвоения: композитор, музыкант, певец, спектакль, роль, петь, спеть, пение, актёр, актриса, партер, ложа, место, аплодисменты, гимнаст, акробат, дрессировщик, плоды, жонглёр, манеж, арена, кинофильм, мультфильм, серия, сеанс, выразительно Тема для развития речи: «Посещение театра».
Темы для уроков литературного чтения:
Л.Н. Толстой. Рассказы. («Прыжок» и др.) 1 час (А2+:2 часа)
А.П.Чехов («Каштанка», «Ванька» и др.) 1 час (А2+:2 часа)
Контрольная работа. (А1, А1+:1 час).
Повторение. Работа над ошибками. (А2+:2 час)
Сформированные у учащихся предметные компетенции:
Речевая компетенция А2
Аудирование. Может понимать речь учителя или другого собеседника в объёме изученного материала, предусмотренного программой. Может понимать прослушанный текст описательного характера. Может понимать сообщения, имеющие информативный характер, сообщения разговорнообиходного характера.
Говорение. Может составить монологическое высказывание на основе прослушанного или прочитанного текста-образца. Может составить описание предмета, лица. Может составить неподготовленное высказывание на основе личных наблюдений. Имеет навыки ведения подготовленного диалога по изученным темам и ситуациям, навыки ведения диалога, состоящего из вопросов, ответов, переспросов, побуждений.
Чтение. Может бегло читать вслух со скоростью 55-60 слов в минуту. Может читать про себя и понимать основную информацию текста. Умеет делить текст на смысловые части и детально понимает содержание прочитанного.
Письмо. Может написать небольшое сочинение-описание предмета, лица (4-5 предложений). Может написать небольшое изложение по готовому плану и опорным словам. Может написать под диктовку текст объёмом 60-65 слов, содержащий хорошо усвоенные слова и предложения.
А2+
Имеет навыки ведения неподготовленного диалога по изученным темам и ситуациям. Может бегло читать вслух со скоростью 60-65 слов в минуту. Может написать под диктовку текст объёмом 70-75 слов, содержащий хорошо усвоенные слова и предложения.
Лингвистическая компетенция А2 , А2+
Фонетика и орфоэпия. Правильно произносит слова (на материале усваиваемой лексики). Различает и правильно произносит твёрдых и мягких согласных, правильно артикулирует звуки [ы], [ц], [щ], [ж], сочетания согласных. Может правильно интонировать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.
Тема 14. Как сказать, что предмет движется по поверхности чего- либо? 1 час (А2+:2 часа)
Грамматический материал. Имена существительные в дательном падеже с предлогом по.
Слова и словосочетания для усвоения: глаголы движения.
Тема для развития речи: «Каникулы в горах».
Тема 15. Как ещё сказать о местонахождении предмета? 2 часа (А2+:4 часа)
Грамматический материал. Имена существительные в творительном падеже с предлогами под, над, перед, за, в предложном падеже с предлогами в, на.
Слова и словосочетания для усвоения: подъезд, лестница, балкон, лоджия, веранда, крыша, лифт, поднять, подниматься, столовая, гостиная, зал, кабинет, спальня, коридор, кухня, ванна, душ, пол, потолок, сарай, гараж, забор, шторы, занавески, ковёр, картина, скатерть, салфетки, сервиз, блюдо;
Тема для развития речи: «Описание интерьера».
Тема 16. Как сказать о причине действия? 1 час (А2+:2 часа)
Грамматический материал. Имена существительные в родительном падеже с предлогами из-за, в дательном падеже с предлогом благодаря.
Слова и словосочетания для усвоения: рассвет, восход, закат, заря, ясный, ясно, радуга, месяц, звезда, туман, туманный.
Тема для развития речи: «Климат Узбекистана».
Тема 17. Как сказать о цели действия и назначении предмета? 1 час (А2+:2 часа)
Имена существительные в родительном падеже с предлогами для, с целью.
Слова и словосочетания для усвоения: грипп, ангина, простуда, рана, укол, температура, слабый, слабость, кашель, кашлять, чихать, выздоравливать, выздороветь, лечить, лечиться, лечение, вылечить, лекарство, капли, витамины, перевязывать, перевязать, гимнастика, прогулка, аптечка, бинт, термометр, шприц.
Тема для развития речи: «Здоровье».
Темы для уроков литературного чтения:
Рассказы русских писателей о природе.(М.М.Пришвин «Журка», Н.Сладков, В.Чаплина - на выбор) 3 часа (А2+:6 часов)
Контрольная работа. (А1, А1+:1 час).
Повторение. Работа над ошибками. (А2+:1час)
Тема 18. Как сказать о точном количестве предметов? 2 часа (А2+:4 часа)
Грамматический материал. Количественные числительные. Простые, сложные и составные количественные числительные. Правописание количественных числительных.
Слова и словосочетания для усвоения: тридцать, сорок, пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, девяносто, сто, двести, триста, четыреста, пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот, тысяча
Тема для развития речи: «В мире чисел».
Тема 19. Как обозначить точную меру? 3 часа (А2+:6 часов)
Грамматический материал. Употребление количественных числительных со словами, обозначающими меру веса, длины, площади, объёма, температуры. Склонение числительного один (одна, одно). Склонение числительных два, три, четыре. Склонение числительных пять .двадцать, тридцать.
Слова и словосочетания для усвоения: торговля, продавец, покупатель, витрина, цена, стоить, рынок, базар, выбирать/выбрать, перец, соль, чистить, почистить, резать, нарезать, положить, класть, добавить, жарить, пожарить, лить, налить, кипятить, печь, испечь, горький, сладкий, острый, солёный, жирный, еда, завтракать, позавтракать, обедать, пообедать, ужинать, бульон, борщ, суп, каша, кофе, какао, мороженое, сок, напиток, джем, варенье, голодный, сытый.
Тема для развития речи: «Торговля. Единицы измерения», «Приготовление пищи».
Тема 20. Как сказать о приблизительном количестве предметов? 2 часа (А2+:4 часа)
Грамматический материал. Употребление количественных числительных с предлогами около, до, словами приблизительно, более, менее, свыше.
Слова и словосочетания для усвоения: архитектура и другие слова касающиеся изучаемой лексической темы.
Тема для развития речи: «Древние города Узбекистана».
Темы для уроков литературного чтения:
Н.Н.Носов. «Витя Малеев в школе и дома». 2 часа (А2+:4 часа)
Внеклассное чтение. 1 час (А2+:2 часа)
Контрольная работа. (А1, А1+:1 час).
Повторение. Работа над ошибками. (А2+:3 час)
Тема 21. Как выразить различные чувства? Как подражать звукам?
час (А2+:2 часа)
Грамматический материал. Междометия. Звукоподражательные слова. Слова и словосочетания для усвоения: пробовать, попробовать, угостить/угощать, междометия.
Тема для развития речи: «Весенние праздники. Навруз».
Тема 22. Повторение, систематизация и углубление знаний грамматического материала. 4 часа (А2+:8 часов)
Имя существительное.
Грамматический материал. Род. Число. Падеж. Имена существительные
II, III склонения.
Слова и словосочетания для усвоения: названия животных.
Тема для развития речи: «В мире животных».
Имя прилагательное. Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные. Степени сравнения. Склонение имён прилагательных.
Слова и словосочетания для усвоения: костюм, халат, кофта, шуба, туфли, ботинки, сапоги, размер, носит, надевать/надеть, одевать/одеть, одеваться/одеться; шить, сшить, гладить, погладить, материал, пуговицы Тема для развития речи: «Одежда».
Имя числительное. Простые, сложные и составные имена числительные. Правописание количественных числительных. Склонение количественных числительных один, два, три, четыре; пять...двадцать, тридцать.
Слова и словосочетания для усвоения: забивать/забить, шайба, клюшка, турнир, фигурист, фигуристка, выполнять/выполнить, атлетика, бег, кросс, забег, прыжки, шест, борьба, бокс, фехтование, альпинизм, туризм, медаль, грамота, приз, кубок.
Тема для развития речи: «Спортивные соревнования».
Темы для уроков литературного чтения:
В. Драгунский. «Денискины рассказы». 2 часа (А2+:4 часа)
К. Булычев. «Путешествие Алисы». 2 часа (А2+:4 часа)
Контрольная работа. (А1, А1+:1 час).
Повторение. Работа над ошибками. (А2+:1час)
Повторение, систематизация и углубление знаний грамматического материала. 3 часа (А2+:6 часа)
Местоимение. Личные и притяжательные местоимения. Вопросительные местоимения. Возвратное местоимение себя. Склонение местоимений. 1 час (А2+:2 часа)
Слова и словосочетания для усвоения: диктор, включать/включить, экран, телеэкран, телезритель,
Тема для развития речи: «Мои любимые телепередачи».
Темы для уроков литературного чтения:
Глагол. Время, лицо, число глагола. Глаголы I и II спряжения. Совершенный и несовершенный вид. Наклонения глагола.
Слова и словосочетания для усвоения: изученные глаголы в различных формах.
Тема для развития речи: «Закаливание».
Темы для уроков литературного чтения:
Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». 2 часа (А2+:4 часа)
Внеклассное чтение. (А2+:2 часа)
Сформированные у учащихся предметные компетенции:
Речевая компетенция А2
Аудирование. Может понимать речь учителя или другого собеседника в объёме изученного материала, предусмотренного программой. Может понимать прослушанный текст описательного характера. Может понимать сообщения, имеющие информативный характер, сообщения разговорнообиходного характера.
Говорение. Может составить монологическое высказывание на основе прослушанного или прочитанного текста-образца. Может составить описание предмета, лица. Может составить неподготовленное высказывание на основе личных наблюдений. Имеет навыки ведения подготовленного диалога по изученным темам и ситуациям, навыки ведения диалога, состоящего из вопросов, ответов, переспросов, побуждений.
Чтение. Может бегло читать вслух со скоростью 55-60 слов в минуту. Может читать про себя и понимать основную информацию текста. Умеет делить текст на смысловые части и детально понимает содержание прочитанного.
Письмо. Может написать небольшое сочинение-описание предмета, лица (5-6 предложений). Может написать небольшое изложение по готовому плану и опорным словам. Может написать под диктовку текст объёмом 60-65 слов, содержащий хорошо усвоенные слова и предложения.
А2+
Имеет навыки ведения неподготовленного диалога по изученным темам и ситуациям. Может бегло читать вслух со скоростью 60-65 слов в минуту. Может написать под диктовку текст объёмом 70-75 слов, содержащий хорошо усвоенные слова и предложения.
Лингвистическая компетенция А2,А2+
Фонетика и орфоэпия. Правильно произносит слова (на материале усваиваемой лексики). Различает и правильно произносит твёрдыё и мягкиё согласныё, правильно артикулирует звуки [ы], [ц], [щ], [ж], сочетания согласных.Может правильно интонировать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.
Контрольная работа. (А1, А1+:1 час).
Повторение. Работа над ошибками. (А2+:2 час)
Для изучения тем - 32 часа (А2+:64 часа) Контрольные работы:(А2,А2+: 8 часов
Повторение. Работа над ошибками (А2+: 16 часов)
Литературное чтение - 28 часов (А2+: 48 часов) Всего - 68 часов (А1+:136 часов).
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В КЛАССАХ С УЗБЕКСКИМ И ДРУГИМИ ЯЗЫКАМИ ОБУЧЕНИЯ
2017-2018 учебный год
(всего – 68 ч., в неделю 2 раза)
6 класс
№ | Тема урока | Часы | Время проведения | Домашнее задание |
1 | Как выразить доброе, ласковое отношение к кому-либо или к чему- либо? | 1 | | |
2 | Русские народные сказки. «Гуси-лебеди». | | | |
3 | Как сказать о профессии человека? | 1 | | |
4 | И.А.Крылов «Квартет» | 1 | | |
5 | Как описать внешний вид человека? | 1 | | |
6 | И.А.Крылов «Стрекоза и муравей» | 1 | | |
7 | Как описать характер человека? | 1 | | |
8 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и золотой рыбке» | 1 | | |
9 | Как сравнить предметы по качеству? | 1 | | |
10 | А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» | 1 | | |
11 | Как сравнить предметы по качеству? | 1 | | |
12 | А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой ца-ревне и семи богатырях» | 1 | | |
13 | КР - 1 | 1 | | |
14 | Как сказать о действии, которое продолжается или повторяется? | 1 | | |
15 | А.С. Пушкин. «Зимний вечер» | 1 | | |
16 | Как сказать об однократном, законченном действии? | 1 | | |
17 | М.Ю.Лермонтов. «Парус» | 1 | | |
18 | КР – 2 | 1 | | |
2 четверть 14 часов |
19 | Как выразить совет, просьбу, приказ | 1 | | |
20 | Н.А. Некрасов. «Мужичок с ноготок». | 1 | | |
21 | Как сказать о предполагаемом, нереальном действии | 1 | | |
22 | И.З. Суриков. «В ночном» | 1 | | |
23 | Как сказать о начальном и конечном пунктах движения? | 1 | | |
24 | Л.Н.Толстой. «Прыжок». | 1 | | |
25 | Как сказать о местонахождении предмета? | 1 | | |
26 | К Р - 3 | 1 | | |
27 | Как сказать о времени действия? | 1 | | |
28 | И.С.Никитин. «Встреча зимы». | 1 | | |
29 | Как сказать о направлении движения | 1 | | |
30 | А.П.Чехов «Ванька» | 1 | | |
31 | Как сказать, что предмет движется по поверхности чего-либо | 1 | | |
32 | КР - 4 | 1 | | |
3 четверть 20 часов |
33 | Как ещё сказать о местонахождении предмета | 1 | | |
34 | Н.Сладков «Бюро лесных услуг» | 1 | | |
35 | Как ещё сказать о местонахождении предмета | 1 | | |
36 | М.М.Пришвин «Журка» | 1 | | |
37 | Как сказать о причине действия | 1 | | |
38 | Как сказать о цели действия и назначении предмета | 1 | | |
39 | В Чаплина. «Крылатый будильник» | 1 | | |
40 | КР - 5 | 1 | | |
41 | Как сказать о точном количестве предметов | 1 | | |
42 | В.Ю.Драгунский «Он живой и светится...» | 1 | | |
43 | Как сказать о точном количестве предметов | 1 | | |
44 | Как сказать о приблизительном количестве предметов | 1 | | |
45 | В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным...» | 1 | | |
46 | Как сказать о приблизительном количестве предметов | 1 | | |
47 | Н.Носов. «Витя Малеев в школе и дома». | 1 | | |
48 | Как обозначить точную меру? | 1 | | |
49 | Н.Носов. «Витя Малеев в школе и дома». | 1 | | |
50 | Как обозначить точную меру? | 1 | | |
51 | Как обозначить точную меру? | 1 | | |
52 | КР - 6 | 1 | | |
4 четверть 16 часов |
53 | Как выразить различные чувства? Как подражать чувствам? | 1 | | |
54. | Повторение. Имя существительное. | 1 | | |
55 | Имя существительное. | 1 | | |
56 | Кир Булычев. Рассказы об Алисе | 1 | | |
57 | Имя прилагательное. | 1 | | |
58 | Кир Булычев. Рассказы об Алисе. | 1 | | |
59 | Имя числительное. | 1 | | |
60 | Местоимение. | 1 | | |
61 | КР - 7 | 1 | | |
62 | Глагол. | 1 | | |
63 | Глагол. | 1 | | |
64 | Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». | 1 | | |
65 | Глагол. | 1 | | |
66 | Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». | 1 | | |
67 | КР - 8 | 1 | | |
68 | Повторение и обобщение изученного. Задание на лето. | 1 | | |