МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ АНДИЖАНСКОМ ОБЛАСТНОМ ХОКИМИЯТЕ
БАЛЫКЧИНСКИЙ РАЙОННЫЙ
ОТДЕЛ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СРЕДНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №44
«Согласовано» Заместитель директора по УВЧ школы __________Д.Каримов «30»08.2018 г. |  | «Утверждаю» Директор школы __________Р.Султонова «30»08.2018 г. |

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
для 10 класса школ с узбекским и другими языками обучения
Рабочая программа разработана на основе типовой программы Русского языка утвержденной Постановлением Кабинетом Министров от 6 апреля 2017 года №187.
«Согласовано» МО учителями русского языка и литературы | ____________ | ____________ |
Составитель учитель русского языка и литературы СОШ №44 | ____________ | О.Х.Омонбаев |
Рабочая учебная программа предмета русского языка и литературы и заключение экспертной группы обсуждена и рекомендована применению учебному процессу на педагогическом Совете проведенной 28 августа 2018 года. Протокол №2
2018-2019 уч.год.
СВЕДЕНИЕ О АВТОРЕ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Фамилия имя отчество учител(ницы)я | Омонбаев Ойбек Холбутаевич |  |
Год рождения | 1969 г |
Образование | высшее |
Специальность | Русский язык и литература |
Педагогический стаж | 25 лет | |
Учебные и методические работы | | |
Адрес Электронной почты | [email protected] [email protected] | |
Телефон | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
10 класс
Пояснительная записка
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы на базовом уровне:
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.
Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:
грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;
разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;
научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.
Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке. Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня — звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.
Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.
Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:
«Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;
«Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».
Общая характеристика учебного предмета:
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
Учащийся получит возможность для формирования:
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сохранять её (с помощью учителя);
планировать (в сотрудничестве с учителем) свои учебные действия для решения конкретных языковых и речевых задач;
действовать по намеченному плану, по инструкции, представленной в словесной или схематичной форме (под контролем учителя).
Учащийся получит возможность научиться:
выполнять учебные действия в материализованной, речевой форме;
выполнять действия самоконтроля при письме (по ходу и после завершения).
Познавательные
Учащийся научится:
слушать учителя, понимать и решать поставленные задачи;
под руководством учителя читать и понимать учебные задания, следовать инструкциям; — находить необходимую информацию в материалах учебника, в том числе словарях, применять её для решения практических задач;
находить в предложенных материалах языковые примеры по указанным параметрам, а также слова, требующие уточнения значения;
понимать информацию, представленную в изобразительной и освоенной схематичной форме, использовать её для решения практических задач;
понимать общий способ решения ряда языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач.
Учащийся получит возможность научиться:
участвовать в коллективных наблюдениях за фактами языка и речи, выполнять действия анализа, сравнения, аналогии, классификации, группировки, конструирования по указанным основаниям, делать умозаключения, выводы;
подводить факты языка под понятия по выявленным существенным признакам (в освоенном объёме).
Коммуникативные
Учащийся научится:
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, пытаться объяснять его; слушать и стараться понимать выступления других.
Учащийся получит возможность научиться:
Требования к уровню подготовки по русскому языку выпускников
учебных заведений общего среднего и среднего специального профессионального
образования (с узбекским и другими языками обучения)
1. Речевая компетенция А1
понимает простые инструкции и следует им;
понимает вопросы и утверждения, аутентичную речь в знакомом контексте;
задаёт простые вопросы и отвечает на них;
описывает место проживания, семью, друзей, знакомых;
может представиться и рассказывать о том, что нравится и не нравится;
делает короткое сообщение на знакомую тему;
правильно бегло читает вслух со скоростью 30-35 слов в минуту;
пишет простые личные сообщения;
может заполнять простые формуляры личными данными; понимает доступные для восприятия (либо адаптированные) соответствующие возрастной тематике стихи, рассказы, песни, аутентичную речь в знакомом контексте;
А1+
понимает и пересказывает содержание прочитанного произведения устного народного творчества (загадка, пословица, скороговорка, сказка) и рассказа, стихотворения из детской литературы соответственно возрасту.
А2
понимает фразы и выражения, относящиеся к потребностям и интересам обучающегося;
находит необходимую информацию в адаптированных источниках; понимает основные типы стандартных писем, короткие газетные статьи о текущих событиях;
находит необходимую информацию в списках, веб-сайтах, справочниках; понимает основные типы стандартных писем, короткие газетные статьи о текущих событиях;
понимает инструкции к продуктам питания и одежды и техническим устройствам;
умеет сравнивать предметы, относящиеся к собственным интересам и потребностям при помощи простых выражений;
справляется с простыми коммуникативными ситуациями социального характера;
при помощи простых выражений описывает людей, места и предметы; пишет о повседневной жизни, автобиографию.
A2+
понимает основную информацию текстов повседневной тематики; общается в различных социальных ситуациях;
делает короткие, заранее подготовленные монологические высказывания на знакомые темы, короткие рассказы о событии;
описывает события, планы, намерения, привычки и личный опыт; находит необходимую информацию в прагматических текстах, например, в брошюрах, рекламе, в газетных объявлениях;
угадывает по контексту значения неизвестных слов; пишет сообщение, основанное на устном источнике.
Лингвистическая компетенция А1
правильно произносит все звуки русского языка;
правильно использует логическое ударение, интонационные модели, простые грамматические формы и синтаксические конструкции в коммуникативных ситуациях;
может правильно согласовывать слова и представлять события в описаниях и рассказах;
может использовать базовый тематический вокабуляр в коммуникативных ситуациях;
может распознавать и использовать некоторые интернациональные слова и заимствования.
А1+
может использовать простые грамматические формы и синтаксические конструкции в коммуникативных ситуациях;
может правильно согласовывать слова в предложении и представлять события в описаниях и рассказах, используя формы глагола и изученные наречия времени.
А2
может распознавать различные способы словообразования; может соединять словосочетания и части предложения при помощи простых союзов;
может представлять последовательно события в описаниях и рассказах, используя формы глагола и наречия времени.
А2+
может распознавать и правильно применять разнообразные элементы грамматики в соответствии с коммуникативными целями.
В1
может использовать ударение и интонацию для выразительности речи в презентациях и дискуссиях;
может активно использовать профессионально-ориентированный словарный запас;
может понимать значение словообразовательных элементов в профессиональной сфере и вне её;
может правильно применять основные элементы грамматики русского языка в соответствии с коммуникативными целями.
В1+
может активно использовать интернациональные родственные слова;
может использовать ритм и интонацию (повествовательную, вопросительную, отрицательную, повелительную), делит предложения на значимые части.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ШКОЛ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЗБЕКСКИМ И ДРУГИМИ ЯЗЫКАМИ ОБУЧЕНИЯ
10-11 КЛАССЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа по русскому языку для 10 и 11 классов учебных заведений среднего образования с узбекским и другими языками обучения направлена на формирование предметных и ключевых компетенций по русскому языку в соответствии с уровнями Государственного образовательного стандарта В1 (общий уровень изучения общеобразовательных предметов) и В1+ (углублённый общий уровень изучения общеобразовательных предметов).
Общая стратегическая цель обучения русскому языку в школах с узбекским и другими языками обучения – создание системы обучения, обеспечивающей овладение языком (в основных его функциях) как средством общения, познания, планирования и организации деятельности (особенно коллективной), эмоционально-эстетического и нравственного воздействия и воспитания – при приоритетности развития коммуникативной компетенции.
Цель обучения русскому языку на ступени В1 среднего образования – практическое овладение русским языком для пользования им в важнейших сферах общения: обиходно-бытовой, учебной, общественно-политической, социално-культурной и профессиональной.
Важнейшие методические принципы, лежащие в основе данной Программы:
речевая направленность, то есть формирование фонетических, лексических и грамматических навыков в типичных речевых ситуациях параллельно с речевыми навыками и коммуникативными умениями;
системно-функциональный подход к отбору и организации языкового материала, который позволяет группировать грамматические средства в зависимости от выражаемых ими смыслов;
изучение лексики и морфологии на синтаксической основе, когда слова, морфологические категории и формы усваиваются в составе синтаксических единиц – словосочетаний и предложений;
линейное расположение учебного материала, которое позволяет систематизировать лексико-грамматический материал, изученный учащимися во 2-9 классе;
включение тематико-содержательного материала, когда темы даны с учетом направленности на развитие навыков общения учащихся, формирование практического владения русским языком, навыков правильного использования в речи изученной лексики и грамматических форм.
Программа предусматривает для поддержания интереса учащихся к занятиям и формирования компетентной личности активизацию межпредметных связей с родным языком и литературой, иностранными языками, историей, точными науками, а также предметами естественного цикла, а также интеграцию с учебным курсом “Уроки бережливости”.
Исходя из возрастных, психо-физиологических особенностей учащихся в учебной программебыли выделены формируемые элементы ключевых компетенций по уровням В1, В1+.
При составлении нормативных документов рекомендуется указывать предметные и ключевые компетенции в следующем порядке:
КП- ключевые компетенции
К 1 - Коммуникативная компетенция
К 2 - Информационная компетенция
К 3 - Компетенция самосовершенствования
К 4 - Компетенция социально-гражданской активности
К 5 - Национально- и общекультурная компетенция
К 6 - Компетенция математической грамотности, осведомлённост о достижениях науки и техники, умения пользоватся ими.
ПК- предметные компетенции
ПК1 - речевая компетенция
ПК2 - лингвистическая компетенция
10 КЛАСС
(всего 68 часов, в неделю 2 часа (B1+: всего 136 часов, в неделю 4 часа))
Формируемые у учащихся элементы ключевых компетенций:
Коммуникативная компетенция
В1
умеет четко и ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме, составляя монологические высказывания по содержанию прочитанного текста с небольшими изменениями (пересказ с заменой лица, времени и т.п.).
понимает речь учителя или другого собеседника в объёме изученных тем;
понимает лекцию, доклад со значительным преобладанием знакомой лексики; сообщения разговорно-обиходного характера;
умеет вести по изученным темам и ситуациям диалог, аргументируя своё мнение;
умеет написать под диктовку текст объёмом 80-90 слов, содержащий хорошо усвоенные слова и предложения.
В1+
умеет написать под диктовку текст объёмом 90-100 слов, содержащий хорошо усвоенные слова и предложения.
Информационная компетенция
В1
обладает хорошими навыками деления текста на смысловые части, умеет составлять план пересказа и детально понимает содержание прочитанной информации (в пределах изученного);
может написать сочинение-описание внешнего вида человека, описание действий (6-7 предложений);
понимает телепередачи, художественные и документальные фильмы на русском языке с преобладанием знакомой лексики (в пределах изученных тем);
может составить некоторые виды деловых бумаг.
В1+
может написать сочинение-описание внешнего вида, описание природы, действий, отчет о проделанной работе.
Компетенция самосовершенствования
В1, В1+
стремится изучать русский язык, совершенствовать свои знания и умения;
может адекватно оценивать свои знания и умения на русском языке;
умеет применять духовно-нравственный опыт, полученный при изучении произведений классической и современной русской литературы в жизненных ситуациях
Компетенция социально-гражданской активности
В1, В1+
может рассказать о своей стране, её достижениях, климате, культуре, традициях и истории на русском языке (в пределах изученного);
хорошо понимает роль и значение изучения русского языка как одного из мировых языков;
может вести деятельность в качестве ученика, зрителя, покупателя, потребителя услуг, пассажира, пешехода (в пределах изученного).
Национально- и общекультурная компетенция
В1, В1+
осознает роль русского языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа, национально-культурную специфику русского языка;
бережет историческое, духовное и культурное наследие на русском языке;
понимает и воспринимает произведения художественной литературы и искусства на русском языке.
Компетенция математической грамотности, осведомлённость о достижениях науки и техники, умение пользоваться ими
В1, В1+
может читать, понимать и передавать любую цифровую информацию на русском языке;
может получать сведения о новостях науки и техники из соответствующих возрасту источников на русском языке (в пределах изученного).
Сферы общения и опорная лексика
Учебная сфера общения
Овладевать (основами наук, знаниями, новой техникой), усваивать (учебный материал, правила), готовиться к выбору профессии, осваивать смежные профессии, владеть языком, изучать, учиться, учить, заниматься, обучать, преподавать. Поступить (в школу, университет, вуз, на работу, на завод, на курсы). Решить (поставить) задачу, дать (получить, выполнить) задание, дать' (выполнить) поручение. Вдвоем, обидеться, обижаться. Водой не разольешь. Будь (-те) добр (-а, -ы). будь (-те) здоров (-а, -ы). Использовать (хорошо, плохо, рационально, эффективно), пользоваться (словарем, справочным материалом, приборами), применять (широко, на практике, метод, способ, принцип, прием, власть, теорию, способности, талант, опыт, силу, технические средства), употреблять (слово, поговорку, силу, энергию). Знания (применять, приобретать, углублять, расширять, передавать, получать), умения, навыки (вырабатывать, формировать, развивать, закреплять). Отбирать (учебный материал, нужную лексику), выбирать (профессию, нужное слово).
Общественно-политическая сфера общения
Безответственность, библиотекарь, благородство, водить, воспитанность, всякий, выбирать (профессию), выдержка, выносливость, доброжелательность, настойчивость, нескромность, неуверенность, отзывчивость, получать, получить (профессию), профессиональные качества, профессиональная пригодность; деятельность (работа, занятие, труд), деятельность в сфере производства, деятельность в сфере науки, деятельность в сфере искусства. Своими руками, пользоваться уважением людей.
Охрана (защита) окружающей среды, атмосфера, загрязнение атмосферы (воздуха, воды), защитить, защищать, высаживать, вырубать (леса), вырастить, выращивать осушение болот, оросительные системы, создание заповедных зон (защитных зон), оказывать влияние на природную среду.
Времена года: зима (холодная, суровая, морозная, снежная, долгая, длинная, мягкая, теплая); весна (ранняя, поздняя, холодная, дождливая); лето (жаркое, сухое, засушливое); осень (сухая, глубокая, золотая); наступать, настать, начаться, прийти, кончиться; снег (мокрый, глубокий, пушистый, густой); пойти, идти, падать, падать хлопьями, лежать, покрывать землю, таять; долждь (сильный, проливной, мелкий); пойти, начаться, лить, пройти, перестать, кончиться, прекратиться; туман, сосулька, снежинка, капля; ветер (холодный, теплый, свежий); дуть, подняться, утихнуть, затихнуть; погода (прекрасная, плохая, ясная, прохладная, дождливая, ненастная); стоять, измениться, ожидаться; непогода; температура: подниматься, повышаться, упасть, доходить до . . . ; гроза, гром, молния. Промокнуть до нитки, промерзнуть до костей, зуб за зуб не попадает, погожий день.
Социально-культурная сфера общения
Фильм (немой, звуковой, научно-популярный, научно-фантастический; двухсерийный, многосерийный, приключенческий, детективный); детектив, кинокомедия; автор сценария, сценарист, режиссер-постановщик, оператор-постановщик, звукооператор; артист (актер), артистка (актриса), киноартист (киноактер), киноартистка (киноактриса), кинозвезда (звезда кино); сценарист, написать, создать, создан, поставлена рассказу, повести, роману, пригласить, утвердить на роль, поручить играть, исполнить роль (главную, эпизодическую), сниматься в фильме, исполнитель (исполнительница роли (главной, эпизодической); дубль. снять первый, второй дубль, съемка фильма, производить съемки; музыка к фильму, написать музыку к фильму, студия "Узбекфильм" ("Мосфильм"); XII международный кинофестиваль в Ташкенте; кинорынок, кинобизнес.
Музыка: народная, современная, симфоническая, классическая, эстрадная, джазовая, хоровая, инструментальная; предпочитать (предпочесть) народную музыку современной; играть (сыграть) на гитаре, на рояле, на баяне, на дойре.
Автопортрет, акварель, альбом, анималист, баталист, белила, бытовая картина, вдохновение, вернисаж, воображение, впечатление, художественная выставка, галерея, цветовая гамма, гармония красок, графика, гуашь, гуманист, гуманный, дар, декоратор, декоративно-прикладное искусство; национальный характер, национальный колорит.
Пресса, корреспондент (собственный, специальный, внештатный), ответственный редактор, редколлегия, член редколлегии, подписываться (подписаться) на газету и журналы.
Передачи ведутся по трем программам; радиовещание, расширять кругозор, приобщаться к культуре разных народов. детские телепередачи, учебное телевидение; новости из всех континентов; мир становится ближе; диалог сближает людей; гости нашей республики.
Одеваться (одеться), со вкусом, модно, по последней моде. просто; входить (войти) в моду, выходить (выйти) из моды, диктовать моду; ткань (шерстяная, хлопчатобумажная, льняная, джинсовая, вельветовая, шелковая); полосатая (в полоску), клетчатая (в клетку), в горошек; светлая, темная, разноцветная; материал, отрез на платье, костюм; одежда: спортивная, театральная, домашняя, простая, удобная: гардероб: летний, зимний, домашний.
воспитанный, общительный, жизнерадостный, рассеянный, вспыльчивый, (не) скромный; производить (произвести) приятное впечатление, вести себя спокойно (вежливо); оставаться (остаться) самим собой; пускать (пустить) пыль в глаза; отношение к людям: доброжелательный, приветливый, отзывчивый, терпеливый, прямой, равнодушный, завистливый; относиться (отнестись) с симпатией, с завистью.
Посвященный, утренник, обычай, пожелание; национальные праздники, обычаи, традиции, уважать, передавать детям, хранить; навруз, Курбан хайит.
Шагом марш; здоровье: физическое, крепкое, цветущее, слабое; организм: закаленный, беречь (сберечь), укреплять (укрепить) здоровье; самочувствие: отличное, плохое; вид: здоровый, цветущий, усталый, больной, вести здоровый образ жизни: национальные виды спорта; международные азиатские игры.
высокого роста, с черными глазами, лет шестнадцати (около шестнадцати); человек пожилой (средних лет), нет еще и тридцати (пятидесяти); с короткой стрижкой; среднего роста, высокий; глаза голубые, карие; похож на отца, весь в отца; такой же высокий, как и его отец; представлять собой; что за человек?; решительный и настойчивый; характер решительный; отличаться решительностью; его отличает исключительная скромность; слабохарактерный; у него есть одно редкое качество - умение выслушать и понять собеседника; судить о нем (о ней); я его плохо знаю; я с ним недостаточно знаком; порядочный, умный, отзывчивый, доброжелательный, простой, симпатичный, одаренный, недалекий, прямой, мягкий, душа нараспашку, себе на уме, острый на язык; познакомьтесь, пожалуйста, это..., разрешите познакомить вас с..., давайте познакомимся.
Содержание учебной программы
Тема 1. Лексика.5 часов (В1+: 10 часов)
Грамматический материал: Прямое и переносное значение слова. Многозначность слов. Лексическая сочетаемость слов. Антонимы и синонимы. Омонимы. Паронимы. Фразеологизмы. Стилистические возможности их использования. Важнейшие словари русского языка.
Темы для развития речи: «1 сентября - День Независимости Республики Узбекистан. Роль изучения языков в жизни человека. Трудом славен человек»
Литературное чтение
А.С. Пушкин. 3 часа (В1+: 6 часов)
Основные вехи творческого пути. Вольнолюбивая лирика. «К Чаадаеву». Мотивы дружбы и любви. «Пущину», «Я вас любил…». Тема поэта и поэзии. «Я памятник …».
Контрольная работа. 1 час. Работа над ошибками. (В1+: 1 час)
Тема 2. Состав слова и словообразование. 5 часов (В1+: 10 часов)
Грамматический материал: Состав слова. Корень, суффикс, приставка, окончание. Родственные (однокоренные) слова. Способы словообразования в русском языке (повторение на материале изученного в 5-9 классе). Суффиксальный способ словообразования (существительные с суффиксами -ец, -анин,прилагательные с суффиксами –н-,–ск- и другие). Префиксальный способ словообразования (глаголы движения с префиксами в-, вы-, у-, по-,при- и другие). Суффиксально-префиксальный способ словообразования (наречия с префиксом по- и суффиксом –ски и другие ). Сложные слова. Правописание некоторых суффиксов и приставок. Дефис в сложных словах.
Темы для развития речи: «Здоровый образ жизни. Национальные виды спорта. Молодёжь и спорт. Республика Узбекистан в мировом сообществе».
Литературное чтение
А.С. Пушкин. 2 часа (В1+: 4 часа)
Повести Белкина. «Станционный смотритель».
Контрольная работа. 1 час. Работа над ошибками. (В1+: 1 час)
Повторение. 1 час.
Тема 3. Морфология. Имя существительное. 3 часа (В1+: 6 часов)
Грамматический материал: Значения падежей имени существительного. Родительный падеж без предлога для обозначения части от целого (ручка двери). Дательный падеж с предлогом по для обозначения средства связи (по телефону). Родительный падеж с предлогом без (чай без сахара) и творительный падеж с предлогом с (чай с сахаром) в значении определения предмета.
Повторение. Повторение изученного об имени существительном. 1 час (В1+: 2 часа)
Темы для развития речи: «Достижения науки и техники на службе человека. Планета Земля – наш общий дом».
Литературное чтение
М.Ю. Лермонтов. 3 часа.
Личность и судьба поэта. Лирика. «Смерть поэта». Поэма «Мцыри».
Контрольная работа. 1 час. Работа над ошибками. (В1+: 1 час)
Тема 4. Имя прилагательное. 3 часа (В1+: 4 часа)
Грамматический материал: Разряды прилагательных. Полная и краткая форма качественных прилагательных. Степени сравнения прилагательных. Притяжательные прилагательные.
Темы для развития речи: «Природа Узбекистана. Человек и природа. Проблемы экологии».
Литературное чтение
Н.В. Гоголь. 2 часа. (В1+: 4 часа)
Личность и судьба писателя. Поэма «Мертвые души» (Чичиков у Плюшкина).
Контрольная работа. 1 час. Работа над ошибками. (В1+: 1 час)
Сформированные у учащихся предметные компетенции:
Речевая компетенция
В1
слушает и понимает речь собеседника в пределах изученного;
может понять общий замысел текста по его началу;
понимает соответствующие возрасту передачи по радио и телевидению;
понимает общий смысл лекции, доклада и презентации на общую и профессионально ориентированную тематику;
может участвовать в неподготовленной беседе по конкретным темам и ситуациям;
умеет употреблять, изученные ранее формулы речевого этикета по ситуации общения;
может принимать участие в беседе, используя формулы согласия или опровержения, аргументируя своё мнение;
умеет составлять сообщения в форме рассказа (пересказа)
умение составлять монологи описания картин окружающей природы, рассказ о содержании художественного произведения;
умеет выступать с разъяснением услышанного и прочитанного, давая свою личную оценку
может осознанно, правильно и бегло читать тексты с преобладанием слов активного запаса;
умеет выделять слова, выражающие основную мысль текста, делить текст на смысловые отрезки, составлять план текста в форме вопросительных, повествовательных, назывных предложений или ключевых словосочетаний;
может читать газеты, журналы, интернет-ресурсы, статьи по интересам с целью просмотра и ознакомления;
может составить некоторые виды деловых бумаг (заявление, автобиография, резюме, расписка, доверенность), отчёт о проделанной работе.
В1+
понимает общий замысел сложного текста;
умеет определять основную мысль и понимать базовые детали текста;
может составить вопросы содержанию прослушанного текста
смотрит научно-популярные фильмы и понимает их содержание;
умеет участвовать в беседе, используя развёрнутые сообщения;
умеет использовать в диалогической речи ранее изученные и новые конструкции; предложения;
умеет сочетать в разговоре (беседе) обмен репликами с развёрнутыми сообщениями;
умеет сообщать об интересующих событиях, в форме краткого вывода, комментария4
может сделать подробный и сжатый пересказ, прочитанного произведения или просмотренного фильма;
может составить характеристики героев литературных произведений
может читать осознанно, правильно и бегло тексты с преобладанием общественно-политической, профессиональной лексики;
умеет читать, варьируя темп чтения;
имеет развитые навыки просмотрового, ознакомительного чтения;
может написать заметку сочинение с элементами рассуждения по избранной теме (патриотического, морально-этического, эстетического характера)
может написать отзыв о книгах, кинофильмах, спектаклях, радио и телепередачах
Лингвистическая компетенция
В1, В1+
использует в профессионально-ориентированных ситуациях соответствующий ритм и различные виды интонации;
правильно использует новые слова и фразеологизмы, придерживается изученных норм правописания;
правильно понимает и использует вокабулярв профессионально-ориентированном контексте;
знает и правильно употребляет изученный ранее и новый грамматический материал в повседневном и профессионально-ориентированном контексте;
Повторение. 1 час.
Тема для развития речи: «Русские народные традиции и обычаи».
Тема 5. Имя числительное. 1 час (В1+: 3 часа)
Грамматический материал: Количественные и порядковые числительные. Употребление числительных в сочетании с существительными. Собирательные числительные.
Тема для развития речи:«Искусство в нашей жизни. Живопись и музыка. Музыкальные традиции русского и узбекского народов».
Тема 6. Местоимение. 2 часа (В1+: 4 часа)
Грамматический материал: Значение, формы изменения и употребление местоимений. Возвратное местоимение. Определительные местоимения.
Темы для развития речи:«Молодежь: проблемы, дела, увлечения. Русский речевой этикет».
Литературное чтение
Н.А. Некрасов. 2 часа. (В1+: 4 часа)
Личность и судьба поэта. «Славная осень…» (из ст. «Железная дорога») «Размышления у парадного подъезда».
И.С. Тургенев. 3 часа (В1+: 6 часов)
Личность и судьба писателя. «Записки охотника» (рассказ «Певцы» и другие) Стихотворения в прозе. «Русский язык» и другие по выбору.
Контрольная работа. 1 час. Работа над ошибками. (В1+: 1 час)
Тема 7. Глагол. 3 часа (В1+: 6 часов)
Грамматический материал: Категории глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы. Изменение глаголов в настоящем, будущем и прошедшем времени.
Темы для развития речи:«Делать жизнь с кого? (Из жизни замечательных людей). Русский речевой этикет».
Тема 8. Причастие. 1 час (В1+: 2 часа)
Грамматический материал: Понятие о причастии и о способах образования действительных и страдательных причастий. Полная и краткая форма страдательных причастий.
Темы для развития речи:«Современные технологии в производстве и сельском хозяйстве».
Литературное чтение. Л.Н. Толстой. 2 часа.
Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала»
А.П. Чехов. 2 часа (В1+:4 часа).
Личность и судьба писателя. Маленькая трилогия. «Человек в футляре
Контрольная работа. 1 час. Работа над ошибками. (В1+: 1 час)
Повторение. 1 час.
Тема 9.Деепричастие. 1 час (В1+: 2 часа)
Грамматический материал: Понятие о деепричастии и способах его образования.
Тема для развития речи:«Русские писатели в Узбекистане».
Тема 10. Наречие. 2 часа (В1+: 4 часа)
Грамматический материал: Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий.
Темы для развития речи:«Национальные праздники русского и узбекского народа, история и традиции. ИКТ в действии».
Литературное чтение
В.Г. Короленко. 2 часа.
Огоньки. (Лес шумит)
Контрольная работа. 1 час. Работа над ошибками. (В1+: 1 час)
Тема 11. Служебные части речи. Предлог. 1 час (В1+: 2 часа)
Грамматический материал: Повторение изученного о предлогах.
Темы для развития речи:«Музеи мира».
Тема 12. Союзы.1 час (В1+: 2 часа)
Тема для развития речи:«Архитектура Узбекистана».
Тема 13.Частицы. 2 часа (В1+: 4 часа)
Грамматический материал: Частицы и их значения. Правописание не с различными частями речи.
Тема для развития речи:«День памяти и почестей. Любимые книги, газеты и телепередачи».
Тема 14.Междометия. Звукоподражательные слова. 1 час (В1+: 2 часа)
Грамматический материал: Междометия. Звукоподражательные слова. Их роль в речи.
Тема для развития речи:«Русский язык в современном мире. Русский язык и другие языки».
Литературное чтение
( В1+:И.А. Бунин. Лирика. 1 час)
А.И.Куприн. 3 часа.(В1+: 4 часа)
«Гранатовый браслет»
(В1+:Русские поэты-переводчики. Классическая узбекская поэзия в русских переводах. (1 час)
Повторение. 1 час.
Контрольная работа. 1 час. Работа над ошибками. (В1+: 1 час)
Сформированные у учащихся предметные компетенции:
Речевая компетенция
В1
слушает и понимает речь собеседника в пределах изученного;
может понять общий замысел текста по его началу;
понимает общий смысл лекции, доклада и презентации на общую и профессионально ориентированную тематику, основное содержание документально-публицистических и художественных фильмов;
может участвовать в неподготовленной беседе по конкретным темам и ситуациям;
умеет употреблять, изученные ранее формулы речевого этикета адекватно ситуации общения;
может принимать участие в беседе, используя формулы согласия или опровержения, аргументируя своё мнение;
умеет составлять сообщения в форме рассказа (пересказа)
умение составлять монологи описания картин окружающей природы, рассказ о содержании художественного произведения;
умеет выступать с разъяснением услышанного и прочитанного, давая свою личную оценку
может выступать с докладами, сообщениями, презентациями на профессионально-ориентированную тематику;
может осознанно, правильно и бегло читать тексты с преобладанием слов активного запаса;
умеет выделять слова, выражающие основную мысль текста, делить текст на смысловые отрезки, составлять план текста в форме вопросительных, повествовательных, назывных предложений или ключевых словосочетаний;
может читать газеты, журналы, интернет-ресурсы, статьи по интересам с целью просмотра и ознакомления;
может составить план выступления, рассказа, доклада, описание эпизодов и характеристику персонажей из произведений русской литературы;
может составить некоторые виды деловых бумаг (заявление, автобиография, резюме, , расписка, доверенность), отчёт о проделанной работе.
В1+
понимает общий замысел сложного текста;
умеет определять основную мысль и понимать базовые детали текста;
может составить вопросы или план по содержанию прослушанного текста
смотрит научно-популярные фильмы и хорошо понимает их содержание;
умеет участвовать в беседе, используя развёрнутые сообщения;
умеет использовать в диалогической речи ранее изученные и новые конструкции; предложения;
умеет сочетать в разговоре (беседе) обмен репликами с развёрнутыми сообщениями;
умеет сообщать об интересующих событиях, в форме краткого вывода, комментариях;
может сделать подробный и сжатый пересказ, прочитанного произведения или просмотренного фильма;
может составить характеристики героев литературных произведений
может читать осознанно, правильно и бегло тексты с преобладанием общественно-политической, профессиональной лексики;
умеет читать, варьируя темп чтения;
имеет развитые навыки просмотрового, изучающего, ознакомительного чтения;
может написать заметку или развёрнутую статью, сочинение с элементами рассуждения по избранной теме (патриотического, морально-этического, эстетического характера)
может написать отзыв о книгах, кинофильмах, спектаклях, радио и телепередачах
Лингвистическая компетенция
использует в профессионально-ориентированных ситуациях соответствующий ритм и различные виды интонации;
правильно использует новые слов и фразеологизмы, соблюдает некоторые нормы правописания;
правильно понимает и использует вокабулярв профессионально-ориентированном контексте;
знает и правильно употребляет изученный ранее и новый грамматический материал в повседневном и профессионально-ориентированном контексте.
Всего – 68 часов
Изучение грамматического материала – 30 часов
Литературное чтение – 26 часов
Повторение – 6 часов
Контрольные работы – 8 часов
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В КЛАССАХ С УЗБЕКСКИМ И ДРУГИМИ ЯЗЫКАМИ ОБУЧЕНИЯ
2018-2019 учебный год
(всего – 68 ч., в неделю 2 раза)
10-класс
№ | Название темы | Часы | | |
| 1 четверть – 18 ч. | | | |
1 | Лексика.Значение слова. Однозначные и многозначные слова | 1 | | |
2 | Синонимы. | | | |
3 | А.С.Пушкин. Мотивы лирики. | 1 | | |
4 | Антонимы. | 1 | | |
5 | Паронимы. Омонимы. | 1 | | |
6 | «Я вас любил…». | 1 | | |
7 | Фразеологизмы. | 1 | | |
8 | Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина. (!Я памятник себе воздвиг…») | 1 | | |
9 | КР – 1. | 1 | | |
10 | Состав слова и словообразование. | 1 | | |
11 | Чередование гласных и согласных в корне | 1 | | |
12 | «Станционный смотритель». Часть1. | 1 | | |
13 | Чередование гласных а-о в корне. | 1 | | |
14 | Правописание приставок. | 1 | | |
15 | «Станционный смотритель». Часть 2. | 1 | | |
16 | Сложные слова | 1 | | |
17 | КР - 2 | 1 | | |
18 | Повторение и обобщение изученного | 1 | | |
2 четверть 14 часов |
19 | Имя существительное | | | |
20 | М.Ю. Лермонтов. «Смерть поэта» | | | |
21 | Значение падежных форм имён существительных | | | |
22 | Поэма «Мцыри» | | | |
23 | Склонение имён существительных | | | |
24 | Поэма «Мцыри» | | | |
25 | Образование имён существительных | | | |
26 | КР -3 | | | |
29 | Имя прилагательное. Качественные прилагательные | | | |
28 | Н.В.Гоголь. «Мертвые души» (часть 1) | | | |
29 | Относительные прилагательные | | | |
30 | Н.В.Гоголь. «Мертвые души» (часть 2) | | | |
31 | Притяжательные прилагательные | | | |
32 | КР - 4 | | | |
3 четверть 20 часов |
33 | Имя прилагательное. Повторение. | | | |
34 | Н.А. Некрасов.«Славная осень…» | | | |
35 | Имя числительное | | | |
36 | «Размышление у парадного подъезда» | | | |
37 | Местоимение | | | |
38 | И.С.Тургенев. «Русский язык» | | | |
39 | Обобщение изученного. | | | |
40 | КР - 5 | | | |
41 | «Певцы» | | | |
42 | «Певцы» | | | |
43 | Глагол | | | |
44 | Л.Н.Толстой. «После бала» (1 часть) | | | |
45 | Правописание глаголов | | | |
46 | Л.Н.Толстой. «После бала» (2 часть) | | | |
47 | Вид глагола | | | |
48 | А.П. Чехов. «Человек в футляре» (1 часть) | | | |
49 | Причастие | | | |
50 | «Человек в футляре» (2 часть) | | | |
51 | КР - 6 | | | |
4 четверть 16 часов |
52 | Повторение | | | |
53 | Деепричастие | | | |
54 | В.Г.Короленко. «Огоньки» | | | |
55 | Наречие | | | |
56 | «Огоньки». | | | |
57 | Степени сравнения наречий | | | |
58 | КР - 7 | | | |
59 | Предлог | | | |
60 | А.И.Куприн «Гранатовый браслет» (часть 1) | | | |
61 | Союз | | | |
62 | А.И.Куприн «Гранатовый браслет» (часть 2) | | | |
63 | Частицы | | | |
64 | А.И.Куприн «Гранатовый браслет» (часть 3) | | | |
65 | Отрицательные частицы | | | |
66 | Междометия. | | | |
67 | КР - 8 | | | |
68 | Повторение | | | |