ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии для 1 класса на 2019 – 2020 учебный год составлена на основании:
основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 4;
авторской программы «Технология» Е.А.Лутцевой, (Рабочие программмы. 1—4 классы: пособие для общеобразовательных организаций - М.: Просвещение, 2014)
Цель данной программы обучения в области формирования знаний по технологии: достиже-ние личностных, метапредметных и предметных результатов обучения учащихся благодаря специально подобранному и выстроенному содержанию и его методическому аппарату.
Задачи
развитие личностных, интеллекта и творческих способностей;
формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира, о взаимосвязи человека с природой; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информа-ции в словарях, каталоге библиотеки;
использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информа-ционной среды для творческого решения несложных конструкторских, художествен-но-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе органи-зации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навы-ков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, плани-рования и организации;
воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
Реализация учебной программы обеспечивается учебником Е.А.Лутцевой для общеобразо-вательных организаций «Технология» 1 класс. М.: Вентана-Граф, 2019.
В 1 классе из учебного плана на изучение технологии отводится 33 часа (1 ч в неделю, 33 учебных недели). Согласно годовому календарному графику, расписанию уроков на 2019-2020 учебный год, а также государственными праздниками количество часов в год составляет – 34 часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
положительно относиться к учению;
проявлять интерес к содержанию предмета технологии;
принимать одноклассников, помогать им, отзываться на помощь от взрослого и детей;
чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного самим для родных, друзей, для себя;
бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;
с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;
учиться проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;.
Познавательные универсальные учебные действия:
наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;
сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
ориентироваться в материале на страницах учебника;
находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
Коммуникативные универсальные учебные действия:
учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложен-ную или выявленную проблему.
Предметные результаты (по разделам)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслу-живание.
Знать (на уровне представлений):
о роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
об отражении форм и образов природы в работах мастеров художников, о разнообразных предметах рукотворного мира;
о профессиях, знакомых детям.
Уметь:
обслуживать себя во время работы: поддерживать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их;
соблюдать правила гигиены труда.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знать:
общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.);
последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
способы разметки на глаз, по шаблону;
формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;
клеевой способ соединения;
способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;
названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.
Уметь:
различать материалы и инструменты по их назначению;
качественно выполнять операции и приемы по изготовлению несложных изделий:
экономно размечать сгибанием, по шаблону;
точно резать ножницами;
собирать изделия с помощью клея;
эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строч-кой;
использовать для сушки плоских изделий пресс;
безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);
с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, используя шаблон.
3. Конструирование и моделирование
Знать:
о детали как составной части изделия;
конструкциях — разборных и неразборных;
неподвижном клеевом соединении деталей.
Уметь:
различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.
Тематическое планирование
Название раздела | Количество часов отводимых на освоение темы |
Что нас окружает. | 9 часов |
Азбука мастерства. | 4 часа |
Работаем с бумагой и картоном. | 3 часа |
Помощники мастера. | 3часа |
Сначала рисуем. | 3 часа |
Много и ровно. | 6 часов |
Работа с тканью. | 6 часов |
Содержание курса
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самооб-служивание (6 ч)
Мир профессий. Профессии близких; профессии, знакомые детям; профессии мастеров.
Разнообразные предметы рукотворного мира (быта и декоративно-прикладного искус-ства).
Роль и место человека в окружающем мире. Созидательная, творческая деятельность человека и природа как источник его вдохновения. Элементарные общие правила создания рукотворного мира (эстетическая выразительность — цвет, форма, композиция); гармония предметов и окружающей среды (сочетание цветов и основы композиции).
Бережное отношение к природе как к источнику сырьевых ресурсов, природные мате-риалы.
Самообслуживание: организация рабочего места (рациональное размещение материа-лов и инструментов) и сохранение порядка на нем во время и после работы; уход и хранение инструментов. Гигиена труда.
Организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нем во время и после работы. Простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса.
Работа с доступной информацией в учебнике, рабочей тетради (приложении) — рисун-ки, схемы, инструкционные карты; образцы изделий.
Самоконтроль в ходе работы по инструкционной карте, соотнесение промежуточного и конечного результата (детали, изделия) с образцом. Самоконтроль качества выполненной работы – соответствие результата (изделия) предложенному образцу. Выполнение коллек-тивных работ.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (17 ч)
Знакомство с материалами (бумага, картон, нитки, ткань) и их практическим приме-нением в жизни. Основные свойства материалов: цвет, пластичность, мягкость, твердость, прочность; гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). Сравнение материалов по их свойствам: декоративно-художественные и конструктивные. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая, газетная и др.). Тонкий картон, пластичные материалы (глина, пластилин), природные материалы. Свойства этих мате-риалов.
Подготовка материалов к работе. Сбор и сушка природного материала. Экономное расходование материалов. Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов: ножницы, игла, стека, шаблон, булавки (знание названий используемых инструментов). Выполнение приемов рационального и безопасного пользования ими.
Знакомство с графическими изображениями: рисунок, схема (их узнавание). Обозначение линии сгиба на рисунках, схемах.
Общее понятие о технологии. Элементарное знакомство (понимание и называние) с технологическим процессом изготовления изделия из материалов: разметка деталей, их выделение, формообразование, сборка. Разметка деталей на глаз, по шаблону. Выделение деталей отрыванием, резанием ножницами. Формообразование деталей сгибанием, складыванием, вытягиванием. Клеевое соединение деталей изделия. Отделка деталей изде-лия рисованием, аппликацией, прямой строчкой. Сушка изделий под прессом. Единообразие технологических операций (как последовательности выполнения изделия) при изготовлении изделий из разных материалов.
Связь и взаимообусловленность свойств используемых учащимися материалов и технологических приемов их обработки. Приемы выполнения различных видов декоративно-художественных изделий (в технике аппликации, мозаики, лепки, оригами, бумажной плас-тики и пр.).
3. Конструирование и моделирование (11 ч)
Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия.
Конструирование и моделирование изделий из природных материалов и бумаги складыванием, сгибанием, вытягиванием по образцу и рисунку. Неразборные (однодеталь-ные) и разборные (многодетальные) конструкции (аппликации, изделия из текстиля, комби-нированных материалов), общее представление. Неподвижное соединение деталей.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Страни- цы учебника | Коли-чество часов | Дата проведе ния |
по плану | по факту |
Что нас окружает (9 часов) | |
1 | Что ты видишь вокруг? | с.4-5 | 1 | 05.09 | |
2 | Мир природы. Как засушить листья. | с.6-7 | 1 | 12.09 | |
3 | Мир рукотворный. | с.8 | 1 | 19.09 | |
4 | Окружающий митр надо беречь. | с.9-10 | 1 | 26.09 | |
5 | Кто какой построил дом, чтобы поселиться в нём? | с.11-13 | 1 | 03.10 | |
6 | Помогаем дома. | с.14-15 | 1 | 10.10 | |
7 | Лепим из пластилина. Сказка «Колобок». | с.21-24 | 1 | 17.10 | |
8 | Готовим праздник. Украшение к столу. | с.25-26 | 1 | 24.10 | |
1 четверть- 8 часов |
9 | Пластилин-волшебник. Ваза. | 27-28 | 1 | 07.11 | |
Азбука мастерства (4 часа) |
10 | Какие свойства у разных материалов? | с.29-31 | 1 | 14.11 | |
11 | Как устроены изделия? Изделие и его детали. Пряники. | с.32-34 | 1 | 21.11 | |
12 | Как соединяют детали? Медвежонок. | с.35-37 | 1 | 28.11 | |
13 | Одинаков ли порядок изготовления изделий из разных материалов? Лесовички. | с.38-42 | 1 | 05.12 | |
Работаем с бумагой и картоном (3 часа) |
14 | Нужны ли нам бумага и картон? Подставка для кисточки. | с.43-45 | 1 | 12.12 | |
15 | Как аккуратно наклеить детали? Аппликация «Цыплёнок». | с.46-48 | 1 | 19.12 | |
16 | Как клей сделать невидимкой? Аппликация «Слонёнок» | с.49-50 | 1 | 26.12 | |
2 четверть - 8 часов |
Помощники мастера (3 часа) |
17 | Зачем человеку нужны помощники? Аппликация-мозаика. | с.51-55 | 1 | 09.01 | |
18 | Какие бывают аппликации? | с.56 | 1 | 16.01 | |
19 | Какие ножницы у мастеров? Аппликация «Жар-птица». | с.57-59 | 1 | 23.01 | |
Сначала рисуем (3 часа) |
20 | Какие бывают линии? Чем они помогают мастерам. Рисунки-узоры. | с. 60-62 | 1 | 30.01 | |
21 | Как нарисовать разные фигуры? Рисунки из ниток и пряжи. | с.63-65 | 1 | 06.02 | |
22 | Как точно резать ножницами по линиям? | с.66-67 | 1 | 20.02 | |
Много и ровно (6 часов) |
23 | Шаблон. Как разметить круги? Аппликация «Гусеница». | с.68-71 | 1 | 27.02 | |
24 | Шаблон. Как разметить прямоугольники? Мозаики | с.72-76 | 1 | 05.03 | |
25 | Шаблон. Как разметить треугольники? Аппликация «Цирк». | с.77-78 | 1 | 12.03 | |
26 | Как правильно сгибать и складывать бумажный лист? Оригами «Тюльпан». | с.79-82 | 1 | 19.03 | |
3 четверть - 10 часов |
27 | Оригами «Собачка». | с.82 | 1 | 02.04 | |
28 | Как из квадратов и кругов получить новые фигуры? Цветы. | с.83-85 | 1 | 09.04 | |
Работа с тканью (6 часов) |
29 | Ткань. Похожи ли свойства бумаги и ткани? Иглы и булавки. | с.86- 90 | 1 | 16.04 | |
30 | Что умеет игла? Прямая строчка. | с.91-93 | 1 | 23.04 | |
31 | Как разметить дорожку для строчки. | с.94 | 1 | 30.04 | |
32 | Как закрепить нитку на ткани? | с.95 | 1 | 07.05 | |
33 | Материалы и свойства. Салфетка из ткани. | | 1 | 14.05 | |
34 | Материалы и их свойства. Салфетка из ткани. | | 1 | 21.05 | |
4 четверть - 8 часов |
За год – 34 часа |
.
.
4