СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному курсу «уроки словесности»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ»

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному курсу «уроки словесности»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Морозовская средняя общеобразовательная школа

Россошанского муниципального района

Воронежской области



РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла

Руководитель ШМО __________Е.В.Погорелова

Зам.директора по УВР


____________О.И.Чеботок

Директор МКОУ Морозовская СОШ

_______________ П.В.Пашнин

Протокол №

От « __» августа 20____г

«____» _________20___ г.

Приказ №_____

от «____» _____ 20__г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ

«УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ»

для 7 класса

Срок реализации 1год










Составлено учителем:


Абравитовой Е.В.



























с. Морозовка

2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа предполагает максимальное включение учащихся в разнообразную по содержанию и форме творческую, исследовательскую деятельность: от элементарного анализа текста до создания самостоятельного высказывания с использованием уже изученных языковых художественных приёмов.

На занятиях курса учащиеся будут овладевать языковым анализом художественного текста, выясняя его фонетико-интонационные особенности, приёмы звуковой инструментовки; анализируя экспрессивные средства словообразования, лексические образные средства, грамматические (морфологические, синтаксические) средства усиления изобразительности текста, а также особенности его графического (орфографического, пунктуационного) оформления. Завершающим этапом такого анализа становится выразительное чтение, в процессе которого школьник демонстрирует, как он понял произведение, может ли голосом передать эмоциональный настрой произведения, его интонационные особенности.

Основная цель курса – знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях и углубление сведений по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.

Задачи:

- расширить и углубить знания учащихся по основным разделам курса русского языка;

- сформировать устойчивые навыки работы над анализом изобразительно-выразительных средств художественного текста;

- выработать умение работать над текстами различных стилей, составлять тексты собственного сочинения;

- способствовать формированию у учащихся положительной мотивации к изучению предметов гуманитарного цикла, показать важность их взаимодействия;

- прививать любовь к родному языку, воспитывать чуткого и внимательного читателя.

Данный курс даёт возможность через лингвистический анализ художественного текста показать ученикам необычайную красоту, выразительность родной речи, её неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка и которыми виртуозно пользуются мастера художественного слова. Сформированные на занятиях курса умения и навыки в дальнейшем станут базой для проведения в старших классах филологического анализа художественного текста.

Программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю.


Основной формой организации учебного процесса является урок.


Формы организации учебного процесса: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные.

Формы текущего контроля и промежуточной аттестации:

- фронтальный опрос;

- опрос в парах;

- тестирование;

- контрольная работа.









ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Предметные результаты:


Семиклассник научится:

- понимать определяющую роль родного языка и литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

 - анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

- понимать звуковые образные средства языка (виды звукописи, виды рифмы и рифмовки, словесное ударение и интонацию) их роль в художественном тексте;

- понимать изобразительные возможности средств письма (графики, орфографии, пунктуации);

Семиклассник получит возможность научиться:

- осознавать эстетическую ценность русской литературы;

- проявлять потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

- анализировать художественный текст на предмет изобразительно-выразительных особенностей, изучаемых в рамках факультативного курса;

- представлять собственную интерпретацию художественного текста;

- выразительно читать художественный текст;

- разъяснять роль изобразительно-выразительных средств художественной речи в анализируемом произведении;

- представлять небольшое связное монологическое высказывание.





























СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


Русский язык среди других языков мира.

Писатели и учёные о богатстве и выразительности русского слова.

Звуковая речь как основная форма существования языка.

Звуковая организация художественного текста.

Звукопись в художественной речи. Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс.

Звук и смысл; смысловая функция звукописи.

Скороговорки как словесные шутки, построенные на звуковых повторах.

Рифма как созвучные повторы в поэтическом тексте. Виды рифм в зависимости от совпадения звуков в рифмующихся словах: точная, неточная. Рифма простая и составная (старостиста расти). Усечённая рифма.

Виды рифм в зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах: мужские, женские, дактилические, гипердактилические.

Виды рифм в зависимости от расположения рифмующихся строк: смежные (парные), перекрёстные, кольцевые (опоясанные).

Белые стихи. Рифмованная проза.

Строфа как объединённые рифмой стихи. Различные типы строф: двустишие, трёхстишие (терцины), четверостишие (катрены), пятистишие, шестистишие, восьмистишие (октава), сонет, онегинская строфа.

Особенность словесного ударения в русском языке (силовое, подвижное, свободное). Смысловая функция словесного ударения.

Организующая роль словесного ударения в поэтической речи. Стихотворный размер как заданная схема ритмического чередования ударных и безударных слогов. Размер двусложный (ямб, хорей), трёхсложный (дактиль, амфибрахий, анапест).

Интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи. Основные элементы интонации и их смыслоразличительная роль (логическое ударение, пауза, мелодика, темп, тембр речи). Изобразительные возможности интонации.

Логическое ударение как выделение в произношении одного из слов для усиления его смысловой нагрузки в предложении, тексте.

Особенности расстановки логического ударения в наиболее типичных синтаксических конструкциях (конструкции со значением противопоставления, сравнения и т.п.)

Выделение логическим ударением нового или ключевого понятия в тексте.

Пауза, её смыслоразличительная роль. Паузы логические (смысловые) и психологические. Основные виды психологических пауз (пауза припоминания, умолчания, напряжения и др.) Особенности обозначения пауз на письме.

Мелодика как особенность интонационного рисунка речи. Способы графического обозначения движения голоса при подготовке к выразительному чтению текста.

Характеристика интонационного рисунка наиболее типичных синтаксических конструкций (вопросительные, повествовательные предложения, предложения с обособленными членами и т.д.)

Мелодика небольшого текста. Закон логической перспективы; анализ мелодической стороны художественного текста.

Мелодика предложений и музыкальность, напевность поэтического текста.

Фонетико-интонационный анализ и выразительно чтение художественных произведений.

Употребление графических знаков для фиксации речи на письме. Включение в систему изобразительных средств разных элементов письма: особенности начертания и написания слов, расположение строк, знаки препинания и т.п.

Приёмы усиления образности художественного текста, создания зрительных эффектов с помощью средств графики: фигурное расположение текста, смена шрифтов, употребление графических средств выделения ключевых слов текста (курсив, разрядка), особые приёмы включения в текст числовых обозначений и др.

Акростих как поэтическое произведение, рассчитанное на зрительное восприятие.

Использование знака акцента (словесного ударения) для различения слов-омографов в языковых каламбурах.

Алфавит как источник речевой экспрессии в художественном тексте. Использование названий старых букв алфавита в литературных произведениях прошлого, а также в составе устойчивых выражений (фразеологизмов, поговорок, пословиц).

Образное переосмысление графического облика буквы в художественном тексте.

Орфография как система обязательных норм письменной речи. Сознательное нарушение орфографических норм как художественный приём и его основные функции: привлечение внимания к ключевому слову текста; передача ненормативного произношения слова литературным героем; передача внутреннего состояния персонажа, уровня его образованности; показ особенностей темпа и ритма произношения фраз; источник игры слов, средство эзопова языка.

Пунктуация как система обязательных норм письменной речи. Пунктуация и смысл высказывания. Связь интонации и пунктуации. Стилистические возможности знаков препинания (?!... и др.) и сочетания знаков (!! !!! ?! ??? и т.п.)

Знаки препинания как средство иносказания. Отсутствие знаков препинания в художественном тексте как осознанное нарушение пунктуационных правил, как художественный приём.

Индивидуальные особенности пунктуации русских писателей и поэтов (по выбору учителя). Авторские знаки.

Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических особенностей художественного текста и выразительное его чтение.




























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА




№ п/п



Раздел



Кол-во

часов

Из них:


теория

практика

(включая исследования

и творческие работы)

1

О родном языке

2

1

1


Звуковые образные средства русского языка

(23 часа)




2

Звукопись


6

2

4

3

Рифма


4

2

2

4

Словесное ударение

4

2

2

5

Интонация

9

3

6


Изобразительные возможности

средств письма

(5 часов)




6

Графика

2

1

1

7

Орфография

2


2

8

Пунктуация

4

2

2


Подведение итогов

(2 часа)




9

Защита проектов

2


2


Итого

35

13

22








10