Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Морозовская средняя общеобразовательная школа
Россошанского муниципального района
Воронежской области
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла Руководитель ШМО __________Е.В.Погорелова | Зам.директора по УВР ____________О.И.Чеботок | Директор МКОУ Морозовская СОШ _______________ П.В.Пашнин |
Протокол № От « __» августа 20____г | «____» _________20___ г. | Приказ №_____ от «____» _____ 20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ
«УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ»
для 7 класса
Срок реализации 1год
Составлено учителем:
Абравитовой Е.В.
с. Морозовка
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предполагает максимальное включение учащихся в разнообразную по содержанию и форме творческую, исследовательскую деятельность: от элементарного анализа текста до создания самостоятельного высказывания с использованием уже изученных языковых художественных приёмов.
На занятиях курса учащиеся будут овладевать языковым анализом художественного текста, выясняя его фонетико-интонационные особенности, приёмы звуковой инструментовки; анализируя экспрессивные средства словообразования, лексические образные средства, грамматические (морфологические, синтаксические) средства усиления изобразительности текста, а также особенности его графического (орфографического, пунктуационного) оформления. Завершающим этапом такого анализа становится выразительное чтение, в процессе которого школьник демонстрирует, как он понял произведение, может ли голосом передать эмоциональный настрой произведения, его интонационные особенности.
Основная цель курса – знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях и углубление сведений по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.
Задачи:
- расширить и углубить знания учащихся по основным разделам курса русского языка;
- сформировать устойчивые навыки работы над анализом изобразительно-выразительных средств художественного текста;
- выработать умение работать над текстами различных стилей, составлять тексты собственного сочинения;
- способствовать формированию у учащихся положительной мотивации к изучению предметов гуманитарного цикла, показать важность их взаимодействия;
- прививать любовь к родному языку, воспитывать чуткого и внимательного читателя.
Данный курс даёт возможность через лингвистический анализ художественного текста показать ученикам необычайную красоту, выразительность родной речи, её неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка и которыми виртуозно пользуются мастера художественного слова. Сформированные на занятиях курса умения и навыки в дальнейшем станут базой для проведения в старших классах филологического анализа художественного текста.
Программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю.
Основной формой организации учебного процесса является урок.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные.
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации:
- фронтальный опрос;
- опрос в парах;
- тестирование;
- контрольная работа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Предметные результаты:
Семиклассник научится:
- понимать определяющую роль родного языка и литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
- понимать звуковые образные средства языка (виды звукописи, виды рифмы и рифмовки, словесное ударение и интонацию) их роль в художественном тексте;
- понимать изобразительные возможности средств письма (графики, орфографии, пунктуации);
Семиклассник получит возможность научиться:
- осознавать эстетическую ценность русской литературы;
- проявлять потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
- анализировать художественный текст на предмет изобразительно-выразительных особенностей, изучаемых в рамках факультативного курса;
- представлять собственную интерпретацию художественного текста;
- выразительно читать художественный текст;
- разъяснять роль изобразительно-выразительных средств художественной речи в анализируемом произведении;
- представлять небольшое связное монологическое высказывание.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Русский язык среди других языков мира.
Писатели и учёные о богатстве и выразительности русского слова.
Звуковая речь как основная форма существования языка.
Звуковая организация художественного текста.
Звукопись в художественной речи. Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс.
Звук и смысл; смысловая функция звукописи.
Скороговорки как словесные шутки, построенные на звуковых повторах.
Рифма как созвучные повторы в поэтическом тексте. Виды рифм в зависимости от совпадения звуков в рифмующихся словах: точная, неточная. Рифма простая и составная (старости – ста расти). Усечённая рифма.
Виды рифм в зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах: мужские, женские, дактилические, гипердактилические.
Виды рифм в зависимости от расположения рифмующихся строк: смежные (парные), перекрёстные, кольцевые (опоясанные).
Белые стихи. Рифмованная проза.
Строфа как объединённые рифмой стихи. Различные типы строф: двустишие, трёхстишие (терцины), четверостишие (катрены), пятистишие, шестистишие, восьмистишие (октава), сонет, онегинская строфа.
Особенность словесного ударения в русском языке (силовое, подвижное, свободное). Смысловая функция словесного ударения.
Организующая роль словесного ударения в поэтической речи. Стихотворный размер как заданная схема ритмического чередования ударных и безударных слогов. Размер двусложный (ямб, хорей), трёхсложный (дактиль, амфибрахий, анапест).
Интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи. Основные элементы интонации и их смыслоразличительная роль (логическое ударение, пауза, мелодика, темп, тембр речи). Изобразительные возможности интонации.
Логическое ударение как выделение в произношении одного из слов для усиления его смысловой нагрузки в предложении, тексте.
Особенности расстановки логического ударения в наиболее типичных синтаксических конструкциях (конструкции со значением противопоставления, сравнения и т.п.)
Выделение логическим ударением нового или ключевого понятия в тексте.
Пауза, её смыслоразличительная роль. Паузы логические (смысловые) и психологические. Основные виды психологических пауз (пауза припоминания, умолчания, напряжения и др.) Особенности обозначения пауз на письме.
Мелодика как особенность интонационного рисунка речи. Способы графического обозначения движения голоса при подготовке к выразительному чтению текста.
Характеристика интонационного рисунка наиболее типичных синтаксических конструкций (вопросительные, повествовательные предложения, предложения с обособленными членами и т.д.)
Мелодика небольшого текста. Закон логической перспективы; анализ мелодической стороны художественного текста.
Мелодика предложений и музыкальность, напевность поэтического текста.
Фонетико-интонационный анализ и выразительно чтение художественных произведений.
Употребление графических знаков для фиксации речи на письме. Включение в систему изобразительных средств разных элементов письма: особенности начертания и написания слов, расположение строк, знаки препинания и т.п.
Приёмы усиления образности художественного текста, создания зрительных эффектов с помощью средств графики: фигурное расположение текста, смена шрифтов, употребление графических средств выделения ключевых слов текста (курсив, разрядка), особые приёмы включения в текст числовых обозначений и др.
Акростих как поэтическое произведение, рассчитанное на зрительное восприятие.
Использование знака акцента (словесного ударения) для различения слов-омографов в языковых каламбурах.
Алфавит как источник речевой экспрессии в художественном тексте. Использование названий старых букв алфавита в литературных произведениях прошлого, а также в составе устойчивых выражений (фразеологизмов, поговорок, пословиц).
Образное переосмысление графического облика буквы в художественном тексте.
Орфография как система обязательных норм письменной речи. Сознательное нарушение орфографических норм как художественный приём и его основные функции: привлечение внимания к ключевому слову текста; передача ненормативного произношения слова литературным героем; передача внутреннего состояния персонажа, уровня его образованности; показ особенностей темпа и ритма произношения фраз; источник игры слов, средство эзопова языка.
Пунктуация как система обязательных норм письменной речи. Пунктуация и смысл высказывания. Связь интонации и пунктуации. Стилистические возможности знаков препинания (?!... и др.) и сочетания знаков (!! !!! ?! ??? и т.п.)
Знаки препинания как средство иносказания. Отсутствие знаков препинания в художественном тексте как осознанное нарушение пунктуационных правил, как художественный приём.
Индивидуальные особенности пунктуации русских писателей и поэтов (по выбору учителя). Авторские знаки.
Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических особенностей художественного текста и выразительное его чтение.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Из них: |
теория | практика (включая исследования и творческие работы) |
1 | О родном языке | 2 | 1 | 1 |
| Звуковые образные средства русского языка (23 часа) | | | |
2 | Звукопись | 6 | 2 | 4 |
3 | Рифма | 4 | 2 | 2 |
4 | Словесное ударение | 4 | 2 | 2 |
5 | Интонация | 9 | 3 | 6 |
| Изобразительные возможности средств письма (5 часов) | | | |
6 | Графика | 2 | 1 | 1 |
7 | Орфография | 2 | | 2 |
8 | Пунктуация | 4 | 2 | 2 |
| Подведение итогов (2 часа) | | | |
9 | Защита проектов | 2 | | 2 |
| Итого | 35 | 13 | 22 |
10