СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеклассному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеклассному чтению составлена со 2 по 4 классы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеклассному чтению»


I.Планируемые результаты освоения курса


Работая по программе, ученики младших классов приобретают необходимые в этом возрасте навыки работы с книгой. В ходе регулярного общения с книгой и литературными произведениями у детей формируется потребность в чтении и культуре чтения, расширяется литературный кругозор.


Личностные результаты:

  • формирование гордости за свою Родину, ее историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;

  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

  • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;  

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных познавательных задач;

  • использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; 

  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;        

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное  поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием литературоведческих понятий;

  • использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно—следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

  • умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста пo аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать  отзыв на прочитанное произведение;

  • развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.

  • Сопоставление и осмысление поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков

  • Внимание к языку художественных произведений, понимание образных выражений, используемых в нем

  • Ориентировка в учебной книге.

Ученик научится:

  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;

  • самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

      воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты);

  •  осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;

  •  использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения;

  •  работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

  •  ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках

Ученик получит возможность научиться:

  • ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;

  • определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

  • писать отзыв о прочитанной книге;

  • работать с тематическим каталогом;

  • работать с детской периодикой.











II. Содержание курса


В содержании программы внеклассного чтения на каждом году обучения выделяются два раздела: круг чтения и работа с детской книгой.

1 класс

Круг чтения: произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного прочитывания вслух; стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.

Работа с детской книгой: ориентировка в одной книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чём прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Нравственная оценка ситуации, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами.


2 класс

Круг чтения: русская, зарубежная детская книга, детские газеты и журналы. Книги ведущих писателей для младшего школьного возраста (Маршак С.Я., С. Михалков, Б. Житков, В. Бианки, М. Пришвин, Н. Носов, Б. Заходер, Е. Пермяк и др.) и отдельных зарубежных писателей (Г.Х.Андерсена, Дж. Родари и др.), сказки разных народов, стихи русских писателей классиков для детей. Стихи и проза родного края.

Работа с детской книгой: знание элементов книги: титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, послесловие – и умение определять примерное содержание книги по ним до чтения. Умение ориентироваться в книгах одного автора или однотемных книгах разных авторов. Самостоятельно готовить ответы по прочитанному. Правильно называть книгу или произведение по памяти и воспроизводить содержание прочитанного. Умение выделять законченную по смыслу часть или эпизод, передавать его содержание. Осваивать научный текст. Знание двух-трёх книг каждого писателя, с которыми знакомились.


3 класс

Круг чтения: художественная, научно-популярная и справочная детская книга русских, современных и зарубежных авторов для младшего школьного возраста, детская периодическая печать. Выделение в качестве самостоятельных тем художественных и справочных детских книг о сверстниках и их зарубежных друзьях, автобиографические книги, собрания сочинений для детей, сказки народов нашей страны, книги по истории нашей Родины, произведения писателей-классиков, книги о науке и технике, книги о путешествиях настоящих и сказочных. Писатели родного края и их книги.

Работа с детской книгой: знание приёмов выбора нужной книги для чтения на определённую тему. Умение самостоятельно выбирать и читать научно-популярные и художественные книги, использовать книги – справочники, периодическую печать. Отработка умения кратко передавать содержание прочитанного как по эпизодам, так и в целом. Осмысление прочитанного в процессе коллективного обсуждения вопроса, поставленного учителем. Формирование умения целенаправленно читать детскую периодику и систематически пользоваться ею на уроках по всем предметам и во внеурочное время.



III.Тематическое планирование

1 класс

п/п

Разделы, темы

Количество часов

1.

Малые фольклорные жанры. «На ярмарке».

1

2.

Русские народные сказки.

1

3.

Сказки А.С. Пушкина.

1

4.

Сказки русских писателей.

1

5.

Басни Л. Толстого.

1

6.

Стихи русских поэтов об осени.

1

7.

Рассказы о животных В.Бианки, Н.Сладкова.

1

8.

Весёлые стихи Д.Хармса.

1

9.

Стихи о детях и для детей

С. Маршака, А. Барто.

1

10.

Сказки и стихи К.И. Чуковского.

1

11.

Рассказы и сказки Н. Носова.

1

12.

Современные детские журналы.

1

13.

«Что? Где? Когда?». Энциклопедии и справочники.

1

14.

Комиксы.

1

15.

Творчество Э. Успенского.

1

16.

Стихи русских поэтов о зиме.

1

17.

Творчество Г. Остера.

1

18.

Рассказы В.Драгунского.

1

19.

Сказки разных народов.

1

20.

Зарубежный фольклор.

1

21.

Сказки Ш.Перро.

1

22.

Твои защитники.

1

23.

Богатырские сказки. Былины.

1

24.

Мама – главное слово.

1

25.

Стихи русских поэтов о весне.

1

26.

Сказки Г.Х.Андерсена.

1

27.

Сказки братьев Гримм

1

28,29

Д.Родари «Приключение Чипполино»

2

30,31

А.Лингрен «Малыш и Карлсон»

2

32.

Игра «Умники и умницы». Обобщающий урок по литературным сказкам.

1

33.

Рассказы о детях. Читательская конференция.

1


Итого:

33


2 класс

п/п

Разделы, темы

Количество часов

1.

Самые интересные книги прочитанные летом

1

2.

Устное народное творчество

1

3.

Иван – герой русских народных сказок

1

4.

Чтение сказки «Ховрошечка»

1

5.

КВН по русским народным сказкам

1

6.

Стихи поэтов – классиков XIX- начала XX века для детей

1

7.

Урок – игра «Угадай…» (по произведениям поэтов-классиков)

1

8.

О братьях наших меньших. Рассказы о животных В. Чаплиной

1

9.

О братьях наших меньших. Рассказы о животных Е. Чарушина, Б. Житкова

1

10.

Развивающий час по басням И. Крылова

1

11.

Стихи об осени

1

12.

Диалоги о животных

1

13.

Читаю стихотворение и слышу сказку. В гостях у дедушки Корнея.

1

14.

Весёлые произведения Бориса Заходера.

1

15.

Что говорят стихи? Поэзия С.Я.Маршака

1

16.

С.Я.Маршак - переводчик

1

17.

Книги – самоделки из материалов периодической печати

1

18.

Короткие рассказы и сказки

Е. Пермяка

1

19.

Урок – викторина по творчеству Е. Пермяка

1

20.

Что за прелесть эти сказки! Литературные сказки Л.Толстого

1

21.

Урок – игра по теме «Литературные герои»

1

22.

Знай и люби родную природу. Стихи В.А. Жуковского

1

23.

Знай и люби родную природу. Стихи Ф.Тютчева

1

24.

Урок- викторина по теме «Знай и люби родную природу»

1

25.

По страницам журналов

1

26.

«Где? Когда? Как и почему?» Рассказы-загадки про зверей и птиц.

1

27.

Викторина по рассказам и сказкам В. Бианки

1

28.

Мифы, легенды, предания.

1

29.

Уральские сказы П.П. Бажова

1

30.

Волшебные сказки братьев Гримм

1

31.

КВН по сказкам братьев Гримм

1

32.

Сказки Ш. Перро

1

33.

Сказки датского сказочника Г.Х. Андерсена

1

34.

Читательская конференция

1


Итого:

34


3 класс

п/п

Разделы, темы

Количество часов

1.

Самые интересные книги, прочитанные летом.

1

2.

Какие вопросы задают сказки?

1

3.

Творчество А.С. Пушкина.

1

4.

«Серии книг» и их назначение.

1

5.

М.М. Пришвин - певец русской природы.

1

6.

Стихи русских поэтов об осени.

1

7.

Творчество Л.Н. Толстого.

1

8.

Рассказы о дрессированных животных и людях, которые их дрессируют»

1

9.

Рассказы о дрессированных животных и людях, которые их дрессируют»

1

10.

«Необычный календарь» В. Бианки «Лесная газета»

1

11.

Лес не школа, а всему учит. Рассказы Н.Сладкова

1

12.

Рассказы К.Паустовского о природе.

1

13.

Сказки о детях.

1

14.

Книги о путешествиях и путешественниках.

1

15.

Книги о сверстниках и о школе.

1

16.

Стихи русских поэтов о зиме.

1

17.

Сказки и рассказы о труде.

1

18.

Рассказы Л. Воронковой для детей.

1

19.

Стихи русских поэтов о Родине.

1

20.

Художественные произведения, героям которых установлены памятники.

1

21.

Мой любимый литературный герой.

1

22.

Твои защитники.

1

23.

Богатырские сказки. Былины.

1

24.

Мама – главное слово.

1

25.

Стихи русских поэтов о весне.

1

26.

Сказки Г.Х.Андерсена.

1

27.

Сказки братьев Гримм.

1

28,29

Дж.К.Роулинг «Гарри Поттер».

2

30,31

А.Курляндский «Приключения попугая Кеши»

2

32.

Произведения о Великой Отечественной войне.

1

33.

Путешествие по дорогам любимых книг.

1

34.

Читательская конференция.

1


Итого:

34