I.Планируемые результаты освоения курса
Работая по программе, ученики младших классов приобретают необходимые в этом возрасте навыки работы с книгой. В ходе регулярного общения с книгой и литературными произведениями у детей формируется потребность в чтении и культуре чтения, расширяется литературный кругозор.
Личностные результаты:
формирование гордости за свою Родину, ее историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных познавательных задач;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием литературоведческих понятий;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно—следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста пo аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
Сопоставление и осмысление поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков
Внимание к языку художественных произведений, понимание образных выражений, используемых в нем
Ориентировка в учебной книге.
Ученик научится:
ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;
самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты);
осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения;
работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках
Ученик получит возможность научиться:
ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
писать отзыв о прочитанной книге;
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой.
II. Содержание курса
В содержании программы внеклассного чтения на каждом году обучения выделяются два раздела: круг чтения и работа с детской книгой.
1 класс
Круг чтения: произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного прочитывания вслух; стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.
Работа с детской книгой: ориентировка в одной книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чём прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Нравственная оценка ситуации, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами.
2 класс
Круг чтения: русская, зарубежная детская книга, детские газеты и журналы. Книги ведущих писателей для младшего школьного возраста (Маршак С.Я., С. Михалков, Б. Житков, В. Бианки, М. Пришвин, Н. Носов, Б. Заходер, Е. Пермяк и др.) и отдельных зарубежных писателей (Г.Х.Андерсена, Дж. Родари и др.), сказки разных народов, стихи русских писателей классиков для детей. Стихи и проза родного края.
Работа с детской книгой: знание элементов книги: титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, послесловие – и умение определять примерное содержание книги по ним до чтения. Умение ориентироваться в книгах одного автора или однотемных книгах разных авторов. Самостоятельно готовить ответы по прочитанному. Правильно называть книгу или произведение по памяти и воспроизводить содержание прочитанного. Умение выделять законченную по смыслу часть или эпизод, передавать его содержание. Осваивать научный текст. Знание двух-трёх книг каждого писателя, с которыми знакомились.
3 класс
Круг чтения: художественная, научно-популярная и справочная детская книга русских, современных и зарубежных авторов для младшего школьного возраста, детская периодическая печать. Выделение в качестве самостоятельных тем художественных и справочных детских книг о сверстниках и их зарубежных друзьях, автобиографические книги, собрания сочинений для детей, сказки народов нашей страны, книги по истории нашей Родины, произведения писателей-классиков, книги о науке и технике, книги о путешествиях настоящих и сказочных. Писатели родного края и их книги.
Работа с детской книгой: знание приёмов выбора нужной книги для чтения на определённую тему. Умение самостоятельно выбирать и читать научно-популярные и художественные книги, использовать книги – справочники, периодическую печать. Отработка умения кратко передавать содержание прочитанного как по эпизодам, так и в целом. Осмысление прочитанного в процессе коллективного обсуждения вопроса, поставленного учителем. Формирование умения целенаправленно читать детскую периодику и систематически пользоваться ею на уроках по всем предметам и во внеурочное время.
III.Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1. | Малые фольклорные жанры. «На ярмарке». | 1 |
2. | Русские народные сказки. | 1 |
3. | Сказки А.С. Пушкина. | 1 |
4. | Сказки русских писателей. | 1 |
5. | Басни Л. Толстого. | 1 |
6. | Стихи русских поэтов об осени. | 1 |
7. | Рассказы о животных В.Бианки, Н.Сладкова. | 1 |
8. | Весёлые стихи Д.Хармса. | 1 |
9. | Стихи о детях и для детей С. Маршака, А. Барто. | 1 |
10. | Сказки и стихи К.И. Чуковского. | 1 |
11. | Рассказы и сказки Н. Носова. | 1 |
12. | Современные детские журналы. | 1 |
13. | «Что? Где? Когда?». Энциклопедии и справочники. | 1 |
14. | Комиксы. | 1 |
15. | Творчество Э. Успенского. | 1 |
16. | Стихи русских поэтов о зиме. | 1 |
17. | Творчество Г. Остера. | 1 |
18. | Рассказы В.Драгунского. | 1 |
19. | Сказки разных народов. | 1 |
20. | Зарубежный фольклор. | 1 |
21. | Сказки Ш.Перро. | 1 |
22. | Твои защитники. | 1 |
23. | Богатырские сказки. Былины. | 1 |
24. | Мама – главное слово. | 1 |
25. | Стихи русских поэтов о весне. | 1 |
26. | Сказки Г.Х.Андерсена. | 1 |
27. | Сказки братьев Гримм | 1 |
28,29 | Д.Родари «Приключение Чипполино» | 2 |
30,31 | А.Лингрен «Малыш и Карлсон» | 2 |
32. | Игра «Умники и умницы». Обобщающий урок по литературным сказкам. | 1 |
33. | Рассказы о детях. Читательская конференция. | 1 |
| Итого: | 33 |
2 класс
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1. | Самые интересные книги прочитанные летом | 1 |
2. | Устное народное творчество | 1 |
3. | Иван – герой русских народных сказок | 1 |
4. | Чтение сказки «Ховрошечка» | 1 |
5. | КВН по русским народным сказкам | 1 |
6. | Стихи поэтов – классиков XIX- начала XX века для детей | 1 |
7. | Урок – игра «Угадай…» (по произведениям поэтов-классиков) | 1 |
8. | О братьях наших меньших. Рассказы о животных В. Чаплиной | 1 |
9. | О братьях наших меньших. Рассказы о животных Е. Чарушина, Б. Житкова | 1 |
10. | Развивающий час по басням И. Крылова | 1 |
11. | Стихи об осени | 1 |
12. | Диалоги о животных | 1 |
13. | Читаю стихотворение и слышу сказку. В гостях у дедушки Корнея. | 1 |
14. | Весёлые произведения Бориса Заходера. | 1 |
15. | Что говорят стихи? Поэзия С.Я.Маршака | 1 |
16. | С.Я.Маршак - переводчик | 1 |
17. | Книги – самоделки из материалов периодической печати | 1 |
18. | Короткие рассказы и сказки Е. Пермяка | 1 |
19. | Урок – викторина по творчеству Е. Пермяка | 1 |
20. | Что за прелесть эти сказки! Литературные сказки Л.Толстого | 1 |
21. | Урок – игра по теме «Литературные герои» | 1 |
22. | Знай и люби родную природу. Стихи В.А. Жуковского | 1 |
23. | Знай и люби родную природу. Стихи Ф.Тютчева | 1 |
24. | Урок- викторина по теме «Знай и люби родную природу» | 1 |
25. | По страницам журналов | 1 |
26. | «Где? Когда? Как и почему?» Рассказы-загадки про зверей и птиц. | 1 |
27. | Викторина по рассказам и сказкам В. Бианки | 1 |
28. | Мифы, легенды, предания. | 1 |
29. | Уральские сказы П.П. Бажова | 1 |
30. | Волшебные сказки братьев Гримм | 1 |
31. | КВН по сказкам братьев Гримм | 1 |
32. | Сказки Ш. Перро | 1 |
33. | Сказки датского сказочника Г.Х. Андерсена | 1 |
34. | Читательская конференция | 1 |
| Итого: | 34 |
3 класс
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1. | Самые интересные книги, прочитанные летом. | 1 |
2. | Какие вопросы задают сказки? | 1 |
3. | Творчество А.С. Пушкина. | 1 |
4. | «Серии книг» и их назначение. | 1 |
5. | М.М. Пришвин - певец русской природы. | 1 |
6. | Стихи русских поэтов об осени. | 1 |
7. | Творчество Л.Н. Толстого. | 1 |
8. | Рассказы о дрессированных животных и людях, которые их дрессируют» | 1 |
9. | Рассказы о дрессированных животных и людях, которые их дрессируют» | 1 |
10. | «Необычный календарь» В. Бианки «Лесная газета» | 1 |
11. | Лес не школа, а всему учит. Рассказы Н.Сладкова | 1 |
12. | Рассказы К.Паустовского о природе. | 1 |
13. | Сказки о детях. | 1 |
14. | Книги о путешествиях и путешественниках. | 1 |
15. | Книги о сверстниках и о школе. | 1 |
16. | Стихи русских поэтов о зиме. | 1 |
17. | Сказки и рассказы о труде. | 1 |
18. | Рассказы Л. Воронковой для детей. | 1 |
19. | Стихи русских поэтов о Родине. | 1 |
20. | Художественные произведения, героям которых установлены памятники. | 1 |
21. | Мой любимый литературный герой. | 1 |
22. | Твои защитники. | 1 |
23. | Богатырские сказки. Былины. | 1 |
24. | Мама – главное слово. | 1 |
25. | Стихи русских поэтов о весне. | 1 |
26. | Сказки Г.Х.Андерсена. | 1 |
27. | Сказки братьев Гримм. | 1 |
28,29 | Дж.К.Роулинг «Гарри Поттер». | 2 |
30,31 | А.Курляндский «Приключения попугая Кеши» | 2 |
32. | Произведения о Великой Отечественной войне. | 1 |
33. | Путешествие по дорогам любимых книг. | 1 |
34. | Читательская конференция. | 1 |
| Итого: | 34 |