СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Что мы можем и должны» 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Данная рабочая программа по внеурочной деятельности «Что мы можем и должны» составлена на основе дополнительной общеобразовательной программы «Что мы можем и должны»: практическое пособие / сост. и науч. ред. И.Г. Назарова, Т.Д. Яковлева – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Что мы можем и должны» 1 класс»

муниципальное общеобразовательное учреждение

Шурскольская средняя общеобразовательная школа









«Согласовано»

Зам.директора по ВР _______ Иванова О.К.

«Утверждена»

Приказ № _____________

От «____» _____________ г.

Директор школы ________ Матвейчук Н.П.












Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Что мы можем и должны»

Духовно нравственное направление

Срок реализации 1 год

для 1 класса











Составитель:

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Хромуничева Полина Андреевна












с. Шурскол

2018

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности «Что мы можем и должны» составлена на основе дополнительной общеобразовательной программы «Что мы можем и должны»: практическое пособие / сост. и науч. ред. И.Г. Назарова, Т.Д. Яковлева – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2014. и следующих нормативных документов:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

  • СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача 11 Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993); Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001); зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;

  • Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676);

  • Методических материалов по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования Приложение к Письму МОиН РФ от 12.05.2011 № 03-296;

  • Письма «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

  • Письма «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе» (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

  • Рекомендаций по использованию компьютеров в начальной школе (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

  • Гигиенических требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы начального общего образования (2009 г.);

  • Образовательной программы основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения Шурскольской СОШ.

Формирование человека начинается с раннего детства. Именно в этом периоде жизни закладываются не только основы знаний, но и нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности, призванной стать впоследствии активным гражданином. Подготовка маленьких граждан к жизни в демократическом обществе является сложной и ответственной задачей. Обучающимся уже недостаточно обладать глубокими и разносторонними знаниями, умениями и навыками. Выпускники должны быть социально активными, ответственными людьми, способными к социализации, уважающими права и свободы личности, проявляющими национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

Признавая значимость всех компонентов воспитательной системы образовательной организации, следует отметить, что современный этап становления России требует обратить особое внимание на развитие правового воспитания младших школьников. Необходимо научить детей в повседневной жизни правильно относится к себе, друг к другу, взрослым людям.

Дополнительная общеобразовательная программа «Что мы можем и должны» является общеразвивающей и имеет социально-педагогическую направленность: на раннем этапе воспитания и развития личности ребенок получает представление о своих правах и обязанностях как гражданина, возможность осознания собственного «Я» через общечеловеческие ценности и критерии, а также через проживание смоделированных правовых ситуаций. Знания прав и обязанностей, их умелое сочетание, ответственность перед другими способствует тому, что завтра, превратившись во взрослых, наши сегодняшние дети будут соблюдать и защищать не только свои права и свободы, но и права своих детей и родителей.

Актуальность программы определяется:

  • социальным заказом общества на образованных, нравственных, предприимчивых людей, способных к сотрудничеству, обладающих чувством развитой ответственности за судьбу страны, уважающих права и свободы личности, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия;

  • совокупностью проблем развития и воспитания ребенка младшего школьного возраста: подверженность негативному влиянию, снижение возрастного порога совершения правонарушений, самовольные уходы детей из дома, безнадежность, детское насилие и агрессивность, рост числа преступлений против детей.

Эти проблемы отражены в таких документах, как Конституция РФ, Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Национальная образовательная доктрина Российской Федерации, Конвенция развития дополнительного образования детей, Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в соответствии с возрастными особенностями младшего школьника, она призвана информировать ребенка о его основных правах и обязанностях, формировать понимание уникальности и ценности своей личности, воспитывать юного гражданина в духе уважения прав и свобод других людей, ответственности за совершенные поступки.

Новизна программы заключается в появлении важного аспекта правовой подготовки личности, связанного с изучением вопросов об обязанностях младшего школьника и его ответственности за нарушение норм поведения, принятых в современном обществе.

Цель программы – формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении прав и обязанностей детей.

Задачи:

  • дать необходимые для младшего школьника знания о правах, обязанностях и ответственности детей;

  • способствовать формированию осознания собственного «Я» через общечеловеческие ценности;

  • содействовать развитию способности к совершению поступков и действий, продиктованных нравственным выбором, к принятию ответственности за их результат;

  • формировать навыки безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • способствовать развитию умений обучающихся, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.

Дополнительная общеобразовательная программа «Что мы можем и должны» - авторская, разработана в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Конвенцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации. В основу программы заложены приоритетные ценностные ориентиры в правовом воспитании обучающихся.

Особенность программы «Что мы можем и должны» состоит в том, что она преследует цель не только дать младшим школьникам конкретные правовые знания, но и раскрыть значимость правовой компетентности в успешной социализации личности.

В основу программы заложены приоритетные ценностные ориентиры правового воспитания обучающихся:

  1. Ученик как личность – в своей неповторимости и уникальности, его мир в единстве внешних проявлений и внутренних переживаний, его права и жизненные интересы, настоящее и будущее.

  2. Честь и Достоинство – как нравственный критерий и регулятор жизненного и профессионального самоопределения личности, его деятельности и отношений всех субъектов образовательного процесса, как нравственная основа творческой социально-нравственной самореализации.

  3. Личное и Общественное благо – как ключевая жизненная цель гражданина России, как грамотное соединение в жизни младшего школьника личностного и коллективистского начал.

  4. Созидание – как основа достойной человека жизни; созидание мира, правовой культуры, другого, себя самого, базирующееся на гражданско-правовой грамоте, творчестве и сотрудничестве всех субъектов образовательного процесса.

  5. Свобода и Ответственность, право выбора – как важнейшая предпосылка успешной созидательной деятельности и поддержка в образовательной организации демократического уклада жизни.

  6. Развитие – как основной смысл деятельности педагогического коллектива, способствующий развитию творческой индивидуальности ребенка.

Дополнительная общеобразовательная программа «Что мы можем и должны» состоит из четырех разделов:

    • «По страницам наших прав»

    • «Обязанности и ответственность маленьких граждан»

    • «Мы и окружающий мир»

    • «Дети и право»

Каждый из данных разделов может быть реализован как в рамках настоящей программы, так и в рамках программ внеурочной или досуговой деятельности.

С первых шагов, которые ребенок вынужден делать самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь. Так, раздел «По страницам наших прав» предлагает младшим школьникам определенный минимум знаний о правах человека и документах, связанных с правами детей, подводит обучающихся к мысли о том, что реализация своего права не должна нарушать права других граждан.

Раздел «Обязанности и ответственность маленьких граждан» предполагает знакомство и овладение рядом конкретных правил поведения дома, в школе, на улице, в транспорте. Расширяющийся круг общения требует знания правил, связанных с личной безопасностью, и последствий за нарушение норм правопорядка.

Основу раздела «Мы и окружающий мир» составили требования, характеризующие отношения ребенка к обществу, коллективу, к другим людям и самому себе. Они непосредственно вытекают из норм морали. Цель занятий данного раздела – воспитание человека, который относится благожелательно к окружающим людям, пытается понять их радость, огорчения, настроение, с готовностью помогает им и словом, и делом.

Каждая из рассматриваемых тем в целом является импровизацией, хотя и имеет четко обозначенную сквозную идею. После рассмотрения тем одного раздела планируется проведение итогового занятия.

Раздел «Дети и Право» предполагает разработку проектов, отражающих правовую тематику.

Принципы реализации программы: доступность изложения материала, последовательность и систематичность, наглядность, вариативность.

Программа рассчитана на постоянный состав участников в возрасте 7-8 лет, обучающихся образовательных организаций разных видов и типов.

Срок реализации программы 1 год. Авторы считают, что этот срок достаточен для формирования первичных правовых знаний и появлений у ребенка интереса к области правовой культуры.

Программа реализуется в процессе работы творческого объединения, рассчитана на проведение 1 занятия 1 раз в неделю в классном кабинете, 33 часа в год.

Формы занятий

Программа реализуется через следующие формы работы:

  • игра;

  • дискуссионный клуб;

  • просмотр мультфильмов;

  • конкурс;

  • театрализованное представление;

  • презентация проектов;

Различные виды индивидуальной и групповой работы, проведение игр, творческие мастерские позволят обеспечить мотивацию на дальнейшее обучение и поддержать устойчивый интерес ребенка к праву.

Разработанные авторами занятия базируются на сказках и мультфильмах. Сказки учат быть добрыми, честными, справедливыми, смелыми. В сказке ярко раскрываются взаимоотношения людей, когда герой высмеивает пороки, встает на защиту обездоленных, добро торжествует над злом. Мультфильмы – яркие, зрелищные, образные с одной стороны, и простые, навязчивые, доступные с другой, - близки по своим развивающим и воспитательным возможностям сказке или даже игровой деятельности. Персонажи мультфильмов демонстрируют ребенку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром, формируя первичные представления о моральных и смысловых ценностях, устанавливают в сознании ребенка эталоны хорошего и плохого поведения. Сюжеты мультфильмов позволяют повышать осведомленность ребенка, в том числе и в области права, развивать его мышление и воображение на доступном и интересном ему языке.

Изучаемые темы программы органично сочетаются с такими школьными предметами как «Окружающий мир», «Литературное чтение» и встраиваются во внеурочную деятельность по духовно-нравственному воспитанию. Интерактивные технологии, занятий с ИКТ, творческие задания способствуют практическому применению навыков, полученных на уроках информатики, изобразительного искусства, технологии.

Правовое воспитание способствует развитию умения и навыков, которые необходимы для успешного освоения программы любого учебного предмета. Исходя из поставленной цели, ожидаемым является формирование у обучающихся ряда личностных и метапредметных результатов.

Личностные результаты должны отражать:

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, жизненных ценностей;

  • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально ответственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты должны отражать:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредствам учета интересов сторон и сотрудничества.

Работа по программе направлена на формирование свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений, расширение кругозора, развитие интеллектуальных способностей: памяти, мышления, творческого воображения, умения рассуждать.

По окончанию курса обучающиеся

должны знать:

  • названия документов, регламентирующие права детей;

  • права и обязанности ребенка как гражданина своей страны, как члена семьи и как обучающегося;

  • правила взаимоотношений внутри одновозрастного коллектива;

  • нормы обращения со старшими;

  • формы сохранения своей индивидуальности;

  • отличительные особенности добрых и злых поступков;

  • правила поведения в различных ситуациях;

  • действия и поступки, относящиеся к противоправным;

должны уметь:

  • разъяснять права, обязанности и правила поведения другим детям;

  • отвечать за совершенные поступки или правонарушения;

  • оценивать свои действия и поступки, а также действия и поступки других с точки зрения правил поведения;

  • выбирать способ поведения дома, в учреждениях, на улицах, в общественных местах в соответствии с моральными нормами;

  • адекватно вести себя в различных ситуациях.

Степень сформированности знаний умений проверяется по нескольким основным показателям:

  • культура поведения: поступки ребенка в ситуации самостоятельного выбора, когда он принимает решение и действует согласно или вопреки известной ему норме;

  • самооценка и адекватность реакции на ситуацию: правильное реагирование ребенка на ситуацию, оценка своего поведения с точки зрения морали;

  • правовая культура: знание и уровень соблюдения правовых норм;

  • правовое поведение: уровень восприятия событий и поступков;

  • способность к взаимодействию: общение с близкими, знакомыми и незнакомыми взрослыми людьми, с ровесниками в различных ситуациях;

  • устойчивость поступков в различных ситуациях: поведение при условии внешнего контроля и без него, в знакомый или новой для ребенка ситуации.

Результативность программы можно отслеживать различными способами: оценивание осведомленности обучающихся в области права проводится с помощью тестов, викторин, анкет, наблюдений; оценивание продуктов деятельности осуществляется в ходе проведения конкурсов; оценивание формальных показателей, связанных с правомерным или противопоставленным поведением обучающихся, с помощью наблюдения, самооценки.

Формой подведения итогов является конкурс проектов или творческих работ обучающихся на правовую тематику.





Календарно-тематическое планирование



п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Основные понятия

Содержание занятий

Ожидаемый результат

Дата

«По страницам наших прав» 12 ч

1.

Страна добрых правил.

1 ч

Закон, право, Конвенция, Конституция.

Знакомство с документами, в которых отражены права детей: Конституцией РФ, Декларацией прав ребенка и Конвенцией о правах ребенка. Заполнение анкеты входной диагностики на знание прав и обязанностей детей. Просмотр и обнаружение видеоряда с отрывками из сказок, в которых идет упоминание о правах детей. Выполнение творческого задания «Путаница». Знакомство со статьями Конвенции о правах ребенка. Викторина по содержанию текста конвенции.

Обучающиеся приобретают элементарные представления о документах, регламентирующих права ребенка.






2-3.

Право на жизнь.

2 ч

Жизнь, рождение

1. Обсуждение темы по сюжету сказки «Белоснежка и семь гномов». Выполнение задания в рабочей тетради для обучающихся: выстраивание логической цепи «Развитие человека». Просмотр и обсуждение мультфильма «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

2. Выполнение задания в рабочей тетради для обучающихся: «Кто чей малыш?». Пантомима «Младенцы». Просмотр и обсуждение мультфильма «Колобок» на новый лад (с хорошим концом).

У обучающихся формируется понятие о том, что жизнь каждого человека важна, и никто не может покушаться на нее.







4-5.

Право на семью.

2 ч

Семья, дом, имя, родители.

1. Рассуждения на тему «Для меня семья – это…». Музыкальная игра «Танец имен». Просмотр мультфильма «Моя семья». Выполнение задания в рабочей тетради для обучающихся: «Заселите новый дом». Музыкальная зарисовка «Ценности моей семьи».

2. Выполнение задания «Волшебный прямоугольник». Обсуждение темы, чтение стихотворений, пословиц о семье, родителях, бабушках и дедушках. Импровизация на тему семейной жизни: разыграйте ситуацию «Что случилось до стоп-кадра?» по предложенной картинке. Конкурс рисунков «Моя семья».

У обучающихся формируется понятие «семейные ценности», осознание важности их укрепления.









6-7.

Право на медицинское обслуживание.

2 ч

Здоровье, врач, пациент, больной, полезные продукты, витамины.

1. Игра «Угадай мелодию»: песни о спорте, физкультуре, солнце, море и т.п. Просмотр отрывка из мультфильма «Доктор Айболит» Игра с картинками «Найди пару» (игра может иметь несколько вариантов: врач – инструмент; название заболевания – врач; картинка по теме «На приеме у врача» - подпись к картинке; карточка с советом врача – картинка с соответствующим действием и др.)

2. Выполнение задания в рабочей тетради для обучающихся «Кто что лечит». Беседа о правильном питании. Решение ребусов по теме «Полезные продукты». Дискуссия на тему «Школа и здоровье»

У обучающихся обогащаются знания о том, как государство обеспечивает их право на медицинское обслуживание, о пользе здорового образа жизни, о важности укрепления своего здоровья.









8-9.










Право на образование.










2 ч










Образование, учеба, школа, учитель, ученик, педагог, знания, профессия, дополнительное образование.

1. Выполнение заданий в рабочей тетради для обучающихся: «Найди жителя станции «Образование», «Собери необходимые для учебы принадлежности в портфель». Выполнение творческих заданий по выбору обучающихся: разгадывание загадок, расшифровка поговорок и пословиц, решение филвордов и ребусов. Конкурс рисунков «Профессия моей мечты»

2. Беседа об учебных заведениях города. Просмотр и обсуждение мультфильма «Ивашка из дворца пионеров». Выполнение творческих заданий по выбору обучающихся на тему «Мое отношение к учебе» или «Школьные предметы в нашей жизни»

Обучающиеся расширяют кругозор, осознают важность получения достойного образования.














10-11.












Право на отдых.












2 ч












Отдых, путешествие, развлечение, досуг, спорт, игра.








1. Обсуждение темы «Как реализуется право на отдых?» Просмотр и обсуждение мультфильма «Каникулы Бонифация». Инсценировка мультфильма на новый лад: главный герой не должен работать в каникулы.

2. Выполнение творческих заданий по темам «Спорт» и «Игры» по выбору обучающихся: разгадывание загадок, расшифровка поговорок и пословиц, решение филвордов и ребусов. Музыкальная физкультминутка. Беседа о транспорте. Игра «Меморина»: в течение 30 секунд обучающиеся смотрят на предложенные фотографии (рисунки) различных видов транспорта, а затем записывают те, которые запомнили. Конкурс аппликаций (коллажей, рисунков) на тему «Мой любимый вид отдыха»

Обучающиеся узнают о разных видах отдыха, приходят к выводу о важности культурного проведения досуга.








12.

На что имеем право мы?

1 ч


Игровое занятие по разделу «По страницам наших прав» проходит в форме интерактивной игры-викторины с элементами творческой деятельности.

Обучающиеся в занимательной форме обобщают знания по основным правам детей.


«Обязанности и ответственность маленьких граждан» 11 ч

13-14.




Что такое «обязанность»?












2 ч




















Обязанность, государство, Отечество, гражданин, историческое наследие.






1. Беседа о нашем государстве. Чтение стихотворений о России. Просмотр серии мультфильмов «Мульти-Россия – Россия» и «Мульти-Россия – Ярославль». Разбор значения слова «обязанность». Знакомство с основными конструктивными обязанностями граждан РФ. Интерактивная игра-викторина «Путешествие по России».

2. Просмотр и обсуждение мультфильма «Путаница». Беседа о правилах поведения на улице, в общественных местах, школе и др. Обсуждение обязанности граждан по сохранению культурного и природного наследия страны. Выполнение задания в рабочей тетради для обучающихся: найдите предметы, созданные природой и человеком.

Обучающиеся узнают новые факты о стране, в которой они живут, об обязанностях граждан РФ.


















15.

Обязанности в семье.

1 ч

Семейные ценности, семейный уют, родственник, совет, запрет.

Знакомство с обязанностями каждого члена семьи. Ролевая игра «Вместе – дружная семья». Работа в группах: создание «Книги добрых советов» (Книга для родителей) и «Книги разумных запретов» (Книга для детей)

У детей формируется понятие «семейная взаимовыручка» и представление о необходимости выполнения определенных домашних обязанностей.


16-17.

Обязанности школьника.

2 ч


Устав, правило.

1. Дискуссия о правилах поведения в образовательной организации. Выполнение творческих заданий. Просмотр и обсуждение мультфильма «Проделкин в школе»

2. Выполнение задания в рабочей тетради для обучающихся по теме «Обязанности школьника». Ролевая игра «В издательском центе»: разработка страниц и оформление книжки-малышки «Обязанности школьника»

У обучающихся развиваются навыки правильного поведения в образовательном учреждении, при общении с одноклассниками и учителями.











18-20.




Правила безопасного поведения.








3 ч






Личная безопасность, общественная безопасность, чрезвычайная ситуация, пожарная безопасность, незнакомец.

1. Рассуждения на тему «Что я могу сделать, чтобы мой друг не попал в беду?». Просмотр и обсуждение отрывка из мультфильма «Чиполлино». Обсуждение ситуаций, характеризующих проступок и правонарушение. Ролевая игра «Суд идет». Выполнение творческого задания: нарисовать плакаты «Можно!» и «Нельзя!».

2. Дискуссионный клуб «Ответственность за проступок» Ход дискуссии: обсуждение спорныхвопросов по предложенным ситуациям «ложный звонок», «оскорбление личности», «воровство», «Порча чужого имущества», «угроза»». Работа с мультфильмами и сказками «Мальчик и волки», «Лисичка со скалочкой!», «Заюшкина избушка».

У обучающихся появляется умение различать хорошие и плохие поступки; формируется способность эмоционального реагировать на негативные проявления, анализировать нравственную сторону своих поступков и других людей.












21-22.

Ответственность.

2 ч

Ответственность, проступок, преступление, правонарушение, тюрьма, преступник, справедливость, невнимательность, неосторожность, суд, кража, побои, ложный звонок, угроза, штраф.

1. Беседа о правилах безопасного поведения в различных ситуациях. Работа в группах: выбор верных вариантов поведения при возникновении опасных ситуаций различного характера. Прохождение интерактивной игры на тему «Техника безопасности»

2. Выполнение творческих заданий: работа с пословицами и поговорка. Чтение и обсуждение сказки «Маленькое «НЕТ»». Работа в группах или парах: инсценировка ситуаций, изображенных на картинках, используя правило «Вовремя скажи: «Нет!»».

3.Выполнение задания в рабочей тетради для обучающихся: обведите картинки, на которых изображены люди, к которым можно обратиться за помощью в различных ситуациях (полицейские, спасатели, сотрудники МСЧ, т.д.).Просмотр и обсуждение мультфильма «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Инсценировка сказки на новый лад: умение принцессы вовремя отказать старушке. Изучение и иллюстрация правил безопасного поведения, в основе которых умение сказать НЕТ.

Обучающиеся усваивают правила безопасного поведения жома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе, учатся не соглашаться на сомнительные предложения; у обучающихся развивается чувство ответственности за свои поступки.


23.

Мы в ответе за то, что совершаем.

1 ч


Итоговое занятие по разделу «Обязанности и ответственность» форме интерактивной игры-викторины с элементами творческой деятельности по обязанностям и ответственности ребенка.

Обучающимся в занимательной форме повторяют и обобщают основные обязанности детей, а также меры ответственности за совершенные проступки.


«Мы и окружающий мир» 8 ч

24.

Я и мои друзья.

1 ч

Друг, дружба, коллектив, хорошие качества, плохие качества.

Беседа о дружбе. Просмотр и обсуждение мультфильма «Про всех на свете». Выполнение творческих заданий на тему «Я и мой друг»: нарисовать портрет друга; описать хорошие качества свои и друга; сделать подарок для друга; рассказать о своем друге. Игра «Подарок однокласснику».

Обучающиеся расширяют знания о правилах взаимоотношений в коллективе, обогащают свои представления о понятии «дружба»


25-27.
















Я уникален!




















3 ч














Личность, уникальность, собственное мнение.


















1. Беседа о личности, ее уникальности и неповторимости. Выполнение творческого задания с элементами игры «Кто на картинке?». Игра «МЫ – команда». Выполнение индивидуального творческого задания «Цветик-семицветик» и обсуждение результатов.

2. Просмотр и обсуждение мультфильма «Гадкий утенок». Знакомство с правилами ведения дискуссии «Как отстаивать свое мнение, не нарушая права окружающих». Работа в парах: дискуссия по картинкам со спорными ситуациями.

3. Игровая программа «Быть самим собой – здорово!»: определение зрителями трех участников номинации, которые выполняют различные задания ведущего. Возможные названия номинаций: самый высокий/низкий, самая длинноволосая девочка, самый громкоголосый/музыкальный, самый веселый, самый трудолюбивый, самый изобретательный/артистичный, самый сильный/быстрый, самый аккуратный/модный, самый вежливый/внимательный, самый справедливый, самый скромный и т.д.

Обучающиеся приобретают опыт выражения себя в различных видах творческой деятельности, учатся слушать и слышать других.

























28.

Правила вежливого общения.

1 ч

Вежливость, уважение, вежливое слово.

Выполнение индивидуального творческого задания: на листе бумаги написать первую букву своего имени, а пространство вокруг оформить по своему желанию: изображение того, что нравится (одежда, еда, игрушки, природа и пр.). Обсуждение рисунков. Аукцион «вежливости»: выигрывает тот, кто последним назовет вежливое слово или комплимент. Работа в парах: придумать и разыграть ситуации, в которых обязательно используют вежливые слова (вариант 2: иллюстрация ситуаций, предложенных педагогом). Работа в команде: разработка правил уважительного отношения друг другу. Сравнение своих правил с правилами вежливого общения, предложенных педагогом. Иллюстрация правил стихами.

У обучающихся формируется запас вежливых слов и выражений, привычка применять их в повседневном общении.


29-30.

Добро и зло.

2 ч

Добро, зло, «бумеранг добра»

1. Обсуждение понятий плохо-хорошо, добро-зло. Обсуждение темы «Легко ли быть добрым». Иллюстрация пословиц и поговорок на тему «Добро и зло». Выполнение индивидуального творческого задания: изобразите лицо злого и доброго человека. Знакомство с правом на уважительное и гуманное отношение к своей персоне. Просмотр и обсуждение мультфильма «Золушка».

2. Рассказы детей о совершенных добрых поступках. Просмотр видеофильма «Бумеранг добра».

Обучающихся формируется желание творить добро, негативное отношение к злым людям, к невыполнению человеком своих обязанностей, к нарушению прав других людей.







31.

Какие мы дети.

1 ч


Итоговое занятие по разделу «Мы и окружающий мир» в форме интерактивной игры-викторины с элементами творческой деятельности.

Обучающиеся в занимательной форме повторяют основные правила сохранение своей индивидуальности, а также общения с окружающими.


«Дети и Право» 2 ч

32.

Дети и право.

1 ч


Просмотр отрывка из мультфильма «Тайна третьей планеты». Работа в группах: разработка мини-проекта по теме «Неизведанная планета» (ребятам предлагается придумать и описать 3 планеты «Все можно», «Все нельзя», «Все по законам»). Конкурс проектов «Путешествие по галактике прав и обязанностей»

У детей развивается способность к установлению дружеских отношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; формируется умение ставить единые цели и задачи и их выполнять, представлять работу команды.





33.

Что мы знаем о правах ребенка. «Интеллектуальный марафон».

1 ч


Проверка усвоения у обучающихся знаний о правах ребенка.




Итого:

33 ч





Методическое обеспечение дополнительной

общеобразовательной программы



Организация деятельности по правовому воспитанию младших школьников зависит от комплекса условий, важнейшими из которых являются грамотное выстраивание содержания правового воспитания, применение эффективных технологий, стимулирующих социальную активность ребенка, готовность педагога к осуществлению процесса правового воспитания.

Содержание правового просвещения выстраивается:

  • с учетом требований современного общества к личности: толерантность, уважение к людям, навыки социального взаимодействия и др.;

  • с учетом содержания деятельности по различным направлениям воспитательной работы:

  • усвоение требований, предъявляемых к обучающемуся образовательных организаций, члену семьи, другу;

  • усвоение правил поведения в общественных местах, в семье, школе, учреждениях культуры, на природе, в транспорте и др.;

  • осознание прав и обязанностей, ответственности ребенка в семье и школе;

  • выполнение правил личной, общественной и экологической безопасности;

  • соблюдение норм и правил бесконфликтного взаимодействия с детьми разных национальностей, вероисповедания;

  • на основе анализа совокупности проблем развития и воспитания ребенка младшего школьного возраста: подверженность негативному влиянию, неумение организовывать досуг, увеличение числа соблазнов, безнадзорность со стороны родителей и т.п.;

  • на основе культурологического, деятельностного, аксиологического, субъектного подходов.

Получение информации в ходе занятий идет на фоне усиления мыслительной, творческой и эмоциональной активности младших школьников. В связи с этим предусматривается использование различных видов деятельности:

  • игровая деятельность (игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно выработанным правилам; ролевая игра);

  • совместно-распределенная образовательная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу);

  • творческая деятельность (художественное творчество, импровизация);

  • проектная деятельность (разработка памяток, буклетов, проектов)

В работе с младшими школьниками необходимо использовать сочетания различных форм, методов и технологий обучения и воспитания. Знания по правовому воспитанию должны проходить в атмосфере доброжелательности, искренности, в которой каждому ребенку хотелось бы высказывать свое мнение по обсуждаемым вопросам.

В дополнительной общеобразовательной программе «Что мы может и должны» используются интерактивные формы, которые позволяют сделать занятие необычным, насыщенным и интересным. Организация образовательного процесса осуществляется с помощью определенной системы способов, приемов, методов, основанной на субъект-субъектных отношениях педагога и обучающихся, взаимодействии детей между собой, использовании самооценки и обратной связи, активности младших школьников. Структура интерактивного занятия включает 7 этапов:

  • мотивация;

  • целеполагание;

  • предоставление новой информации;

  • выполнение интерактивных упражнений;

  • создание нового продукта;

  • рефлексия;

  • оценивание.

С учетом возрастных особенностей младших школьников и содержания программы используются следующие формы проведения занятий:

  • беседа с игровыми элементами;

  • сюжетно-ролевая игра или деловая игра;

  • игра-путешествие;

  • театрализованное представление;

  • викторина;

  • конкурс;

  • дискуссионный клуб;

  • защита проектов.

При организации занятий используются технологии интерактивного обучения:

  • работа в парах;

  • ротационные (сменные) тройки;

  • работа в малых группах;

  • «Незаконченное предложение»;

  • «Броуновское движение»,

  • «Займи позицию»;

  • «Суд от своего имени»;

  • ролевая (деловая игра;

  • дискуссия.

Работа в парах особенно эффективна на начальных этапах обучения. Ее значение заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их все группе и педагогу. В парах разбираются понятия «добра и зла», значение «слов вежливости», правил безопасного поведения, разыгрываются ситуации по предложенным картинкам.

Деление на ротационные (изменяющиеся) тройки позволяет перемещать обучающихся сколько угодно раз, задавая при это различные вопросы. Система вопросов «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации?», «Как ее изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?», «Какое право нарушено?», «Кто нарушил право героя?», «Как избежать опасной ситуации?» позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные правовые и нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями.

Работа в малой группе – неотъемлемая часть многих интерактивных методов, так как дает всем обучающимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения. При работе в группе должны соблюдаться следующие правила:

  • Каждый участник имеет возможность высказаться, если захочет.

  • Все участники группы уважают ценности и взгляды каждого члена группы, даже если не согласны с ними.

  • Обсуждаются идеи, предложения, а не люди, которые их высказали.

  • Все участники делают замечания кратко и по существу.

  • Каждый участник, даже защищая свою точку зрения, открыт для восприятия идей, мнений и интересов других участников.

  • Все возникающие разногласия, конфликты решаются мирным путем с учетом интересов участников и правил работы.

  • Все участники стремятся создать открытую, конструктивную, дружескую атмосферу.

После завершения работы необходимо проанализировать самостоятельно и вместе с товарищами по группе свою деятельность, использую следующие вопросы: Как вы оцениваете работу вашей группы? Что было наиболее удачным и почему? Какие возникли трудности? Как их можно было преодолеть? Как бы вы изменили свое поведение в следующий раз при работе в группе? Как соблюдались правила работы?

Работа в малых группа практикуется при инсценировке сказок и ситуаций, выполнении различных творческих заданиях. При работе в малых группах большое значение имеет использование технологии коллективных творческих дел, цель которой – выявление, учет и развитие творческих способностей обучающихся и приобщение их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать. Важность любого коллективного творческого дела состоит в том, что оно требует общих усилий и поисков, дает определенные импульсы и открывает широкий просмотр для деятельности.

Методика «Незаконченные предложения» в рамках программы применяется в устной форме при коллективной работе. Обучающимся предлагается завершить предложенное высказывание одним или несколькими словами, не задумывая, первым, что приходит в голову. Предложения в той или иной степени характеризуют систему отношений обучающегося к семье, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели, например, «Для меня семья – это…», «Я люблю, когда…», «Мне не нравится, что…».

«Броуновское движение» предполагает движение обучающихся по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме, поэтому используется этот метод при работе над понятиями и в игре «Найди пару»

«Суд от своего имени» проводится при обсуждении поступков героев сказок или мультфильмов, конфликтных ситуаций и побуждает детей к доказательству своих ответов и суждений. Чтобы вызвать детей к доказательству своих ответов и суждений. Чтобы вызвать детей на разговор рекомендуется постановка вопроса, допускающего разные мнения.

Ролевая (деловая) игра используется при моделировании социально-правовых ситуация, их анализе, проблемной интерпретации. В игре реализуется способность ребенка быть собой другим. С помощью игры дети проживают ситуации, схожие с реальными, ожидающими их в жизни. Занятия способствуют расширению восприятия ребенком окружающего мира и способов взаимодействия с другими людьми, то есть помогают адаптироваться в социуме. Они содействуют эмоционально-волевому развитию младших школьников, что приводит к достижению согласия, уменьшению числа конфликтов, к желанию помочь товарищам в определенных ситуациях, выражению сочувствия тем, кто в нем нуждается.

В правовом воспитании целесообразно применять и такую форму, как «Займи позицию», когда предлагается установить соответствие поступков персонажей нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение. В ходе работы зачитывается какое-нибудь утверждение и обучающиеся должны поднять флажок зеленого цвета, если они поддерживают высказывание, или красного цвета, если не согласны. Несколько человек комментируют свою позицию.

Дискуссия используется при обсуждении сложной или противоречивой проблемы, мнения участников уже четко определены и резко отличаются друг от друга. Цель этой формы – научить ребят высказывать свою точку зрения спокойно, в дружелюбной манере. Участники приводят аргументы за или против обсуждаемой идеи и стараются убедить оппонентов в правильности своей позиции, а не просто набрасываться на них с нападками. На обсуждение обучающимся предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?...Как?...», которые помогают детям высказать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно в группах или парах.

В основу взаимодействия педагога и детей положены методы воспитания, которые взаимосвязаны и воздействуют на все сущностные сферы человека: беседа, разъяснение, одобрение, похвала, самооценка, самоанализ, взаимооценка, самоконтроль, взаимообучение, рефлексия.

Одним из действительных методов воспитания младших школьников является сказкотерапия. По мнению ученых, однозначного определения сказкотерапии не существует. С одной стороны, сказкотерапия – это один из методов развития самосознания и эмоционального интеллекта человека. С другой стороны, это наиболее древняя воспитательная система, позволяющая тонко, не дидактично формировать представления о базовых жизненных ценностях. С третьей стороны – это язык образов и символов, органичный бессознательному человеку. С четвертой стороны, сказкотерапия – это способ поговорить с человеком о душе.

Использование сказок на занятиях по правовому воспитанию несет большую воспитательную функцию. Исполнение роли героя сказки подвигает ребенка на раскрытие своих внутренних переживаний. Сказки ненавязчиво демонстрируют образы правильного и ошибочного поведения. Сюжеты сказок могут использоваться для развития у детей волевых качеств, для формирования активной позиции по сохранению своего здоровья и жизни, по формированию семейных ценностей. В сказках много уроков и поучений, которые невозможно сформировать у детей простым введением правил. Инсценирование сказок на новый лад с хорошим концом помогает сознать, как лучше поступать, чтобы избежать опасных ситуаций. Младшие школьники с удовольствием придумывают различные концовки историй, вводят непредвиденные ситуации, соединяют несколько сюжетов в один. В процессе приобщения детей к основам правовой культуры необходимо постоянно ориентировать их на позитивные результаты соблюдения норм права, а не на возможные наказания.

Мультфильмы – одно из любимых детских развлечений. Просмотр и обсуждение мультфильмов – еще один эффективный метод воспитания. Мир мультипликации – мир культурного наследия, богатый огромным потенциалом в педагогической деятельности. В работе с младшими школьниками он играет роль воспитателя, т.к. расширяет представления об окружающем мире, знакомит с новыми словами, явлениями, ситуациями; демонстрирует примеры поведения, что способствует социализации детей. Дети зачастую сюжеты мультфильмов переносят в игры, что способствует формированию оценочного отношения к миру, развивает мышление, помогает реализовывать эмоциональные потребности.

Работу с мультфильмом можно строить по принципу сочетания наглядного материала и слова педагога по следующему плану:

  1. Вступительное слово, в котором педагог высказывает наиболее общую мысль мультфильма.

  2. Просмотр мультфильма.

  3. Обсуждение мультфильма (отдельных героев, проблемных ситуаций, поступков), которое позволяет не только пополнить запас правовых знаний ребенка, но и сформировать свое отношение к ним.

  4. Игра на основе выводов: перевод знания в умение.

Современные дети, выросшие на мобильных телефонах и компьютерах, не представляют качество занятия без использования информационных и коммуникационных технологий. Интерактивная доска – это новейшее техническое средство обучения, объединяющее в себе все преимущества современных компьютерных технологий. Она не только соответствует способу восприятия информации новым поколение школьников, но и позволяет педагогу создать ситуацию успеха для любого ребенка, независимо от уровня его знаний и умений. Использование интерактивной доски не только усиливает наглядность изложенного материала, делает знание живым и увлекательным, но и позволяет улучшить запоминание материала. Благодаря наглядности и интерактивности аудитория вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие, повышается концепция внимания. Использование интерактивной доски позволяет повысить уровень мотивации и интереса к изучению вопросов правоведения.

Важнейшим условием эффективности процесса правового воспитания младших школьников является личностная и профессиональная готовность педагога, что подразумевает необходимый уровень правовых знаний, личностных качеств, соответствующее нравственным нормам поведения, сформированность навыков толерантного, бесконфликтного взаимодействия с различными субъектами образовательного процесса и социума, владения технологиями правового просвещения и воспитания.

Проведение текущей и итоговой диагностики уровня правовой воспитанности младших школьников – необходимое звено педагогического процесса. Оценка эффективности правового воспитания обучающихся позволяет осуществлять дальнейшее программирование и регулирование процесса правового просвещения.

Методами диагностики правового воспитания младших школьников являются:

  • наблюдение, в том числе за характером поведения ребенка в игровой и трудовой, коллективной и индивидуальной деятельности, в общении с родителями и педагогами, сверстниками и младшими школьниками;

  • беседа с обучающимися и родителями;

  • анкетирование и тестирование;

  • изучение продуктов деятельности детей;

  • экспериментальные методы: создание воспитывающих ситуаций, ситуаций на моделирование поведения и др.

Основные показатели эффективности правового воспитания младших школьников определяют:

  • значение права, познавательно-правовую активность;

  • правовую убежденность;

  • правомерность поведения;

  • социально-правовую активность.



Показатели

Критерии

Уровень

Уровень культуры поведения




Знает и соблюдает нормы поведения, является образцом для окружающих.

Очень высокий

Знает и соблюдает нормы поведения, отвечающие требованиям общества.

Высокий

Знает нормы поведения, но не всегда их соблюдает, допуская периодические нарушения.

Средний

Мало знает и не заботится о соблюдении норм поведения, отмечаются частные их нарушения.

Ниже среднего

Не обладает элементарной культурой поведения

Низкий

Уровень самооценки и адекватности реакций на ситуацию

Полностью адекватный уровень самооценки и реакции на ситуацию.

Очень высокий

Способность к адекватным реакциям и самооценке.

Высокий

Явно завышенный или заниженный уровень самооценки, низкая адекватность реакций.

Средний

Неспособность к самооценке, резко неадекватные реакции.

Ниже среднего

Неспособность к самооценке, резко неадекватные реакции.

Низкий

Уровень познавательных умений в области правового поведения

Адекватно воспринимает события и поступки героев, отношения к другим персонажам, состоит их с поведение своим и окружающих.

Очень высокий

Не всегда правильно оценивает мотивы поступков героев, не всегда способен соотнести отдельные поступки и действия с общепринятыми нормами.

Высокий

Не всегда видит следствия поступков, при обсуждении ситуаций требует помощи взрослого, наводящих вопросов.

Средний

Затрудняется в объяснении и понимании поступков героя, мотивов, следствий и причин событий или конфликтов.

Ниже среднего

Не видят причин конфликтов, не всегда понимает мотивы поведения героев

Низкий

Уровень познавательно-правовой активности

Высокий уровень правосознания и адекватного противодействия нарушениям правовых норм.

Очень высокий

Знание и соблюдение правовых норм.

Высокий

Имеют место отклонения от правовых норм под влиянием внешних обстоятельств.

Средний

Частные отклонения от правовых норм.

Ниже среднего

Систематические отклонения от правовых норм.

Низкий

Уровень навыков общения

Умение общаться в стандартных ситуациях.

Очень высокий

Умение вести себя в трудных ситуациях.

Высокий

Неумение решать конфликтные ситуации.

Средний

Нарушение норм и правил общения.

Ниже среднего

Отсутствие представлений о нормах общения.

Низкий



Для проведения качественных занятий необходимы:

материалы и инструменты:

  • бумага белая и цветная, ватман;

  • цветные карандаши, фломастеры, краски;

  • ножницы;

  • скотч;

  • степлер.

технические средства:

  • компьютеры;

  • интерактивная доска;

  • диски с музыкальными записями.

Дидактический материал:

  • сборник мультфильмов и видеофильмов;

  • сборник сказок;

  • иллюстрации к сказкам на карточках;

  • карточки с заданиями;

  • карточки с играми;

  • рабочая тетрадь для обучающихся (разработка авторами программы)






















































Перечень учебно-методического обеспечения

Для педагогов:

  • Белкина, В.В. Воспитание демократической культуры участников образовательного процесса как педагогическая проблема [Текст] / В.В. Белкина // Ярославский педагогический вестник. – 2013. - №1, Том II. – С. 49-53.

  • Земляченко, Л.В. Гражданско-правовое воспитание младших школьников в контексте традиционной культуры региона [Текст]/ Л.В. Земляченко. – Известия высших учебных заведений. Поволжский регион Гуманитарные науки. – 2009. – №2. – С. 85-94.

  • Конвенция о правах ребенка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-sector.relarn.ru/prava/konvenc/

  • Конституция Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/cons/

  • Мищенкова, Л.В. Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» [Текст]: методическое пособие. 1 класс / Л.В. Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ. – 208.

  • Национальная образовательная доктрина Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zakonprost.ru/

  • Суслов, В. Н. Моя семья. Мой народ. Мое Отечество. Тесты, практические задания [Текст]: учебно-методическое пособие / В. Н. Суслов. – Ростов н/Д: Легион, 2011. – 200 с.

  • Федеральные государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/standart.edu.ru/

  • Шорыгина, Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении [Текст]/ Т. А. Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 96 с.

  • Дополнительная общеобразовательная программа «Что мы можем и должны»: практическое пособие / сост. и науч. ред. И.Г. Назарова, Т.Д. Яковлева – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2014.



Для обучающихся:

  • Муркова, М. В. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]/ учебное пособие для 1 класса общеобразовательных учреждений / М. В. Муркова, Э. Н. Аюбов, Д. З. Прищепов.. Н. В. Твердохлебов. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 48 с.

  • Шабельник, Е. С. Права ребенка [Текст]: учебн. для нач. классов / Е. С. Шабельник. – М.: Вита-Пресс, 1998. - 56 с.