Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 59 им. И.Ромазана»
г. Магнитогорска
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Основного ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
раздел «Программы отдельных учебных предметов, курсов»
рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«РАДУГА»
(изобразительное искусство
) 5 класс
на 2017- 2018 учебный год
Составила: Сибирякова С. Л.,
педагог дополнительного образования,
МОУ «СОШ № 59 им.И.Ромазана»
г.Магнитогорска
Магнитогорск, 2017 г.
Пояснительная записка.
Актуальность программы.
Школа после уроков — это мир творчества, проявления и раскрытия каждым учащимся своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать его занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.
Специфика программы:
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков.
Место в учебном плане: программа рассчитана на 1 год обучения – по 2 часа в неделю, т.е. 68 часов в год.
Программа составлена на основе авторской программы художественно - эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника». Автор Е.А.Коротеева. Сборник программ внеурочной деятельности. Под редакцией В.А.Горского. Москва «Просвещение» 2011. (В соответствии с требованиями ФГОС ООО).
Цель программы:
Дать возможность учащимся проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов изобразительного искусства: живопись, графика, бумажная пластика, скульптура, декоративно – прикладное искусство, и. т. д.
Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.
Задачи программы:
- Создать условие для развития природных творческих задатков и способностей;
- Учить правильно понимать замысел мастеров изобразительного искусства, их чувства и видение;
- Учить применять свои творческие способности в жизненной реальности, т. е. на практике (музеи, архитектура, дизайн и. т. д.)
- Развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
- Научить приёмам исполнительского мастерства;
- Научить правильно, использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
Умение различать основные виды и жанры изобразительного искусства, характеризовать их специфику;
Умение обсуждать коллективные результаты художественно – творческой деятельности;
Умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
Желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
Активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, биологии, родного языка и др.);
Обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержании
Умение организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
Способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Формы и методы работы:
Инсценировка сказок, игры, «живое» диалоговое общение, заочные путешествия и экскурсии, выставки рисунков, творческие проекты, экспозиции и презентации.
Продуктом работы будет:
Представление выставок поделок и рисунков для учащихся и родителей;
Создание индивидуального альбома творческих работ учащегося;
Участие в школьных и городских конкурсов рисунков.
Литература:
Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М. Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).
Алехин А.Д., Когда начинается художник. 2000.
И. П. Волков. Художественная студия в школе
Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.: Просвещение,2006
И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства.
Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 3-е изд. М., 1998.
Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1998.
Цифровые образовательные ресурсы.
http://www.hermitagemuseum.org/
http://www.tretyakov.ru/
http://www.museum.ru/gmii/
http://www.rusmuseum.ru/
http://www.louvre.fr/
http://tsos.lan.krasu.ru/slaids/issk/dmitrieva/index.htm
http://www.artrussia.ru/
http://worldleonard.h1.ru/
http://www.icon-art.narod.ru/
Учебно – тематическое планирование.
(5 класс)
Учебный план – 68 часов, 2 час в неделю
№ темы | Тематика | Кол-во часов по программе | Количество часов, планируемое учителем | Контроль |
1гр | 2гр |
1 | Живопись | 44 | 22 | 22 | Выставки творческих работ: «Творчество русского народа», «Бескрайние родные просторы», «Древние образы в народном искусстве». |
-
| Бумажная пластика | 9 | 12 | 12 | Творческие проекты: «Зимы морозной серебро». |
2 | Графика | 40 | 22 | 22 | Выставки творческих работ: «Мир наших вещей», «Вглядываясь в человека», «Мой домашний любимец» |
-
| Аппликация | 16 | 6 | 6 | Выставки работ с изображением пейзажей, архитектурных сооружений, натюрмортов и композиций. |
-
| Работа с природным материалом | 8 | 2 | 2 | Проекты |
-
| Организация и обсуждение выставки детских работ | 4 | 4 | 4 | Выставки |
-
| Скульптура | 15 | - | - | |
Всего | 136 часа | 68 часов | 68 часа | |
Программа педагога отличается от авторской программы в связи с учебным планом школы и календарным планом проведения занятий.
Тематическое планирование.
№ темы | Кол-во часов | Дата | Тема | Содержание | Компетентности | Продукт, полученный в результате деятельности | Форма организации деятельности |
| 1 год обучения (5 класс) |
-
| 22 ч. | 06.09.17 – 24.11.17 | Живопись | Золотая Хохлома. Жостовская роспись. (декоративная композиция) Искусство Гжели. (декоративная композиция) Городецкая народная игрушка. (декоративная композиция) Страна золотого солнца. (этюд в желтой гамме) Гармония цвета. (живописный этюд) Натюрморт в живописи. Портрет в живописи. Пейзаж – большой мир. Пейзаж – настроение. Город, в котором я живу. | Составные цвета. Теплые и холодные оттенки. Ахроматическая школа (насыщение белой и чёрной краской). | Выставки творческих работ: «Творчество русского народа», «Бескрайние родные просторы», «Древние образы в народном искусстве». | Игра Дискуссия Развивающие задачи Экскурсии |
-
| 12ч. | 29.11.17 – 17.01.18 | Бумажная пластика. | Вырезанные формы. Силуэт. Зимы морозной серебро. Вырезанные формы. Силуэт. Зимы морозной серебро. Вырезанные формы. Силуэт. Зимы морозной серебро. Вырезанные формы. Силуэт. Зимы морозной серебро. Вырезанные формы. Силуэт. Зимы морозной серебро. Вырезанные формы. Силуэт. Зимы морозной серебро. | Силуэтное вырезание формы. Объём и бумага. | Творческие проекты в создании природных объектов, архитектурных сооружений, сказочных персонажей, школьных украшений: «Зимы морозной серебро». | Дискуссия. Развивающие задачи. Урок – исследование. Дидактическая игра. |
-
| 22 ч. | 24.01.18 – 20.04.18 | Графика | Рисунок – основа мастерства художника. Зарисовка. Набросок с натуры. Рисунок – самостоятельное графическое произведение. Натюрморт в графике. Портрет в графике. Портрет в графике. Набросок фигуры человека с натуры. Набросок фигуры человека с натуры. Изображение пространства. (учебный рисунок) Изображение пространства. Перспектива. (учебный рисунок) Пейзаж – настроение. | Графическая неразомкнутая линия. Развитие динамики руки. Толстая и тонкая линия. Техника рисования цветными карандашами. | Выставки творческих работ: «Мир наших вещей», «Вглядываясь в человека», «Мой домашний любимец» | Игра Дискуссия. Развивающие задачи. Урок – исследование. Дидактическая игра. |
-
| 6 ч. | 25.04.18 – 11.05.18 | Аппликация | Пейзаж – большой мир. Портрет одноклассника. Городской пейзаж. | Техника обрывной аппликации. Работа с ножницами. Симметричная форма. | Выставки работ с изображением пейзажей, архитектурных сооружений и композиций. | Игра Дискуссия Развивающие задачи Экскурсии |
-
| 2 ч. | 16.05.18 – 18.05.18 | Работа с природным материалом. | Тихая моя родина. Пейзаж. | Природные материалы. Сбор природных материалов. | Проекты, предусматривающие сбор природного материала для работы на уроках, создание пейзажей, тематических сюжетов и т.д. | Урок – исследование. Дидактическая игра. |
-
| 4 ч. | 23.05.18 – 31.05.18 | Организация и обсуждение выставки детских работ | Украсим школу своими руками. | Навыки дизайнера помещения | Выставки | Практика |
Календарно -тематическое планирование
1 год (5 класс)
№ п/п | Тема | Дата | Форма занятия |
| | |
Живопись (22 ч) |
1. | Давайте познакомимся. Расскажи о себе. Вводное занятие. Инструктаж по ПДД, ТБ. Золотая Хохлома. | | | Занятие-знакомство. Экскурсия. |
-
| Жостовская роспись. (декоративная композиция) | | | Занятие-путешествие. |
-
| Искусство Гжели. (декоративная композиция) | | | Занятие-игра. |
-
| Городецкая народная игрушка. (декоративная композиция) | | | Дидактическая игра. |
-
| Страна золотого солнца. (этюд в желтой гамме) | | | Занятие – практикум. |
-
| Гармония цвета. (живописный этюд) | | | Занятие – практикум. |
-
| Натюрморт в живописи. | | | Занятие – открытие. |
-
| Портрет в живописи. | | | Занятие – исследование. |
-
| Пейзаж – большой мир. | | | Занятие – открытие. |
-
| Пейзаж – настроение. | | | Занятие – практикум. |
-
| Город, в котором я живу. | | | Занятие – исследование |
2. Бумажная пластика (12 ч.) |
-
| Вырезанные формы. Силуэт. Зимы морозной серебро. | | | Занятие – практикум. |
-
| Вырезанные формы. Силуэт. Зимы морозной серебро. | | | Занятие – практикум. |
-
| Вырезанные формы. Силуэт. Зимы морозной серебро. | | | Занятие – практикум. |
-
| Вырезанные формы. Силуэт. Зимы морозной серебро. | | | Занятие – практикум. |
-
| Вырезанные формы. Силуэт. Зимы морозной серебро. | | | Занятие – практикум. |
-
| Вырезанные формы. Силуэт. Зимы морозной серебро. | | | Занятие – практикум. |
3. Графика (24ч.) |
-
| Рисунок – основа мастерства художника. | | | Занятие – исследование |
-
| Зарисовка. | | | Занятие – практикум. |
-
| Набросок с натуры. | | | Занятие – исследование |
-
| Рисунок – самостоятельное графическое произведение. | | | Занятие – открытие. |
-
| Натюрморт в графике. | | | Занятие – открытие. |
-
| Портрет в графике. | | | Занятие – открытие. |
-
| Портрет в графике. | | | Занятие – практикум. |
-
| Набросок фигуры человека с натуры. | | | Занятие – практикум. |
-
| Набросок фигуры человека с натуры. | | | Занятие - дискуссия |
-
| Изображение пространства. (учебный рисунок) | | | Занятие – практикум. |
-
| Изображение пространства. Перспектива. (учебный рисунок) | | | Занятие – исследование |
-
| Пейзаж – настроение. | | | Занятие – исследование |
4. Аппликация (6ч.) |
-
| Пейзаж – большой мир. | | | Занятие – исследование |
-
| Портрет одноклассника. | | | Занятие – практикум. |
-
| Городской пейзаж. | | | Занятие – практикум. |
5. Работа с природным материалом (2 ч.) |
-
| Тихая моя родина. Пейзаж. | | | Занятие - экскурсия |
6. Организация и обсуждение выставки детских работ (4 ч.) |
-
| Украсим школу своими руками. | | | Выставка художественных работ. |