
Пояснительная записка.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
«Родной край, его история,» – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Методологической основой Разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Необходимость введения курса связана с социальным заказом общества, которому нужны культурные, образованные люди, любящие свою Родину. Чем содержательнее будут занятия, тем более действенными окажется они для воспитания любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа.
Данная образовательная программа направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Духовно-нравственное воспитание в настоящее время в педагогике чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа.
На изучение предмета «Наш край» в учебном плане МОУ средней школы № 8 в 1 классе предусмотрено в год – 33 часа (33 учебные недели), в неделю – 1 час.
Цели программы:
- эстетическое развитие;
- формирование духовно-нравственных ценностей;
- создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка через формирование основ краеведческой культуры;
– дать учащимся основные знания об истории своего города, родного края;
– познакомить с достопримечательностями и людьми, прославившими родной край.
Задачи программы:
- помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;
- научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;
- создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;
- поощрять самовыражение и уверенность в себе;
- сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности
Ожидаемый результат:
К концу первого года обучения учащиеся должны:
Знать:
Смысл нравственных понятий (доброта, честность, дружба, взаимовыручка).
Ценность, значимость книги.
Традиции изученных православных праздников.
Виды русских народных песен.
Роль и значение устного народного творчества в жизни русского народа.
Знание культуры, истории, природы родного края, владение навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родного края).
Уметь:
Пользоваться различными вариантами слов-утешений, одобрений, вразумлений.
Проявлять в делах заботу о родителях.
Пользоваться книгой, как источником знаний.
Трудиться в коллективе, опираясь на поддержку и взаимопонимание товарищей.
Тематический план.
№ урока | Дата | Тема |
По плану | По факту |
1. | | | Рассказы детей о лете |
2. | | | Природа нашего края. Край в котором я живу. |
3. | | | Лесные диковинки. Что дает нам лес. |
4. | | | Наша улица. Почему так назвали улицу? |
5. | | | Виртуальная экскурсия по городу. |
6. | | | Памятники нашего города. Рассказ «История одного памятника» |
7. | | | Растительный мир нашего края. |
8. | | | Экскурсия в лес |
9. | | | Сезонные изменения в природе. |
10. | | | Растения под охраной. |
11. | | | Животные нашего края. Красная книга. |
12. | | | Посещение городского краеведческого музея. |
13. | | | История города Егорьевск. Герб. |
14. | | | Имена героев родного города. Посещение школьного музея. |
15. | | | Русские народные сказки. «Сказка ложь, да в ней намек - добру молодцу урок.». |
16. | | | Инсценирование сказок |
17. | | | Пословицы. Загадки. Скороговорки. Игры. |
18. | | | Мастерская Деда Мороза. |
19. | | | Рождество Христово. История праздника. |
20. | | | Инсценирование колядования. |
21. | | | Зимние изменения в природе. Птицы нашего края. Подкормка птиц. |
22. | | | Русские народные игры и забавы. |
23. | | | Экскурсия в библиотеку. Книги о родной природе. |
24. | | | День Защитника Отечества. Герои нашего города. |
25. | | | Народные промыслы. Из истории города. |
26. | | | Мастерская «веселых человечков». |
27. | | | Устный журнал «Профессии наших родителей» |
28. | | | Христианский праздник. Пасха. |
29. | | | Концерт «Для друзей». |
30. | | | Из истории семьи. Участники ВОВ, герои в моей семье. |
31. | | | Встреча с ветеранами. Поздравление ветеранов. |
32. | | | Устный журналы «Любимый семейный праздник». |
33. | | | Обобщающий урок. |
.
Список литературы:
1.Азбука нравственного воспитания Под ред. И.А.Каирова и О.С.Богдановой..
2.Журналы «Начальная школа» №2 , 2004,№6,2009 , «Воспитание школьников» №9,2006.
3. Е. Сейненский. Краеведение в школьном историческом образовании М: Книголюб, 2006г
4. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. М, 2006г
