Утверждаю
Директор МОКУ «Китаевская сош»
__________/Газаева Л. О. /
Приказ № _____
От «_____» ______________ 2019
Принято на заседании
Педагогического совета
Протокол №1 от «_____» __________2019
Согласовано на МС школы
Протокол №1 от «______» _____________ 2019
Руководитель МС __________/Трубинова Е.Л/
Рассмотрено на МО учителей
гуманитарного цикла
Протокол №___ от «____» ___________2019
Руководитель МО ________/Айтуганова Л.И./
МОКУ «Китаевская средняя
общеобразовательная школа»
рабочая программа
по внеурочной деятельности «Родина моя - Россия»
(наименование учебного предмета)
3, 4 классы
Год разработки: 2019
Срок реализации программы: 2019-2020 учебные года
Программу составила: Катунина Л.Г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«Родина моя – Россия»
(1-2 классы)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Родина моя – Россия» составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Место курса в учебном плане. Программа рассчитана на 2 года. С 1 по 2 класс занятия проводятся один раз в неделю, в 1 классе 33 часа, во втором – 34 .
Результаты освоения программы курса «Родина моя – Россия»
Курс внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию умения проектировать свою деятельность являются: — умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; — умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; —осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: - Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
- Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
- Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
- Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
- Умение находить несколько вариантов решения проблемы
- Умение устанавливать причинно-следственные связи
- Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
- Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
- Умение выдвигать гипотезы
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: - Использовать средства Интернет для нахождения иллюстраций, аудио объектов;
- Пользоваться цифровым фотоаппаратом и видеокамерой;
- Использовать сканер, микрофон и принтер для ввода и вывода информации.
В конце изучения курса ребёнок:
- сформирует ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
- будет иметь знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, традиции своей семьи и образовательного учреждения;.
- будет обладать опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,
- будет обладать начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
В результате реализации программы получит возможность научиться:
развивать творческие способности;
осознавать ответственность за судьбу страны, формировать гордость за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
формировать активную жизненную позицию; знание и соблюдение норм правового государства;
осознавать высшие ценности, идеалы, ориентиры, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Не быть неравнодушным к жизненным проблемам других людей, уметь сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс - 33ч
Общий годовой план работы составляет -33ч, из них: теоретических -15, практических -18
1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Мой сосед по парте. Час откровенного разговора.
Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием.
Я, ты, мы. Школа вежливости.
Конкурс рисунков. Антиреклама вредных привычек.
Диагностика
2.“Я и семья”(6ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
Выставка рисунков «Я и моя семья»
Подготовка к дню матери.
Загляните в мамины глаза. Праздник.
Слушаем сказки моей бабушки.
Об отце говорю с уважением. Подготовка папиного праздника
Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки
3.“Я и культура”(7ч) – формирование отношения к искусству.
Конкурс мастеров художественного слова
Подготовка конкурса вокалистов
Конкурс вокалистов
Встречаем Масленицу
Мастерская Деда Мороза
Подготовка к новогоднему утреннику
Новогодний утренник
Экскурсии в музеи, конкурсы
4.“Я и школа”(3ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Праздник первого звонка. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости. Десант чистоты и порядка.
Самый красивый школьный двор.
Экскурсии по школе, по школьному саду. Акции.
5.“Я и мое Отечество”(10ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству:
Государственная символика. Символы родного края
Они защищают Родину. Конкурс стихов
Святые места Курского края
История моего села. Экскурсия в музей
Мастерская «Подарок своими руками»
Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен
Герои – земляки. Экскурсия в музей
Маленькие герои большой войны. Урок Мужества
Трудовой десант «К нему не зарастёт народная тропа»
С чего начинается Родина? КВН
Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(3ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Мой школьный дом. Экскурсия по школе.
Экскурсия «Вот осень к нам пришла»
В гости к зеленой аптеке
.
Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции.
2 класс - 34ч
Общий годовой план работы составляет -34ч, из них: теоретических -10, практических -24
1.“Я и я”(3ч) – формирование гражданского отношения к себе, другим людям.
Я – ученик. Мой портфель.
Подумай о других.
Игры на развитие произвольных процессов.
Диагностика. Сбор игр.
2.“Я и семья”(7ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры
Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением.
Мама, папа, я – дружная семья.
Здесь живет моя семья.
Подготовка номеров художественной самодеятельности ко Дню Матери, папиного праздника
Конкурсы рисунков, сочинений. Проведение и подготовка праздников
3.“Я и культура”(7ч) – формирование отношения к искусству.
Поэт нашего края
Что посеешь, то и пожнешь.
Широкая Масленица.
Подготовка номеров художественной самодеятельности ко Дню пожилого человека, новогоднему утреннику и участие в праздниках
Экскурсии в музеи. Подготовка и проведение праздников
4.“Я и школа”(4ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Обязанности ученика в школе.
Я люблю свою школу.
По каким правилам мы живем в школе?
Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений. Трудовой десант
5.“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Знакомство с символами края (герб,гимн, флаг).
Мы и наши права.
Знай и люби свой край.
След Великой Отечественной войны в жизни родного края.
Наши знаменитые земляки.
Поэт нашего края (Ефим Глухов).
Они защищали Родину. Конкурс стихов
Тяжело в ученьи, легко в бою (военные соревнования)
К нему не зарастёт народная тропа
Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Трудовой десант. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(4ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном селе. Конкурс рисунков.
День добрых волшебников. . Изготовление и вывешивание кормушек
День птиц. Викторина
Вывешивание кормушек, выставки рисунков.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс - 33ч
№ раздела | Тема по программе. | Всего | Теория | Прак- тика |
1 | Я и моя планета | 3 | 2 | 1 |
2 | Я и семья | 6 | 2 | 4 |
3 | Я и культура | 7 | 1 | 6 |
4 | Я и я | 4 | 2 | 2 |
5 | Я и школа | 3 | 2 | 1 |
6 | Я и моё Отечество | 10 | 6 | 4 |
| итого | 33 | 15 | 18 |
№ п/п | № ур | Тема по программе. | Всего | Теория | Прак- тика |
| | Раздел «Я и моя планета» (3ч) | | | |
1 | 1 | Мой школьный дом. Экскурсия по школе. | 1 | 1 | |
2 | 2 | Экскурсия «Вот осень к нам пришла» | 1 | | 1 |
3 | 3 | В гости к зеленой аптеке. | 1 | 1 | |
| | Раздел «Я и семья» (6ч) | | | |
4 | 1 | .Выставка рисунков «Я и моя семья» | 1 | | 1 |
5 | 2 | Подготовка к дню матери | 1 | | 1 |
6 | 3 | Загляните в мамины глаза. Праздник. | 1 | | 1 |
7 | 4 | Слушаем сказки моей бабушки | 1 | 1 | |
8 | 5 | Об отце говорю с уважением. Подготовка папиного праздника | 1 | 1 | |
9 | 6 | Праздник «Об отце говорю с уважением» | 1 | | 1 |
| | Раздел «Я и культура» (7ч) | | | |
10 | 1 | Конкурс мастеров художественного слова | 1 | | 1 |
11 | 2 | Подготовка конкурса вокалистов | 1 | 1 | |
12 | 3 | Конкурс вокалистов | 1 | | 1 |
13 | 4 | Встречаем Масленицу | 1 | | 1 |
14 | 5 | Мастерская Деда Мороза | 1 | | 1 |
15 | 6 | Подготовка к новогоднему утреннику | 1 | | 1 |
16 | 7 | Новогодний утренник | 1 | | 1 |
| | Раздел «Я и я» (4ч) | | | |
17 | 1 | Мой сосед по парте. Час откровенного разговора Беседа | 1 | 1 | |
18 | 2 | Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием. | 1 | 1 | |
19 | 3 | Я, ты, мы. Школа вежливости. | 1 | | 1 |
20 | 4 | Конкурс рисунков. Антиреклама вредных привычек | 1 | | 1 |
| | Раздел «Я и школа» (3ч) | | | |
21 | 1 | Праздник первого звонка | 1 | | 1 |
22 | 2 | Законы жизни в классе. Школа вежливости. | 1 | 1 | |
23 | 3 | Правила поведения в школе. | 1 | 1 | |
| | Раздел «Я и моё Отечество» (10ч) | | | |
24 | 1 | Государственная символика. Символы родного края | 1 | 1 | |
25 | 2 | Святые места Курского края. | 1 | 1 | |
26 | 3 | История моего села. Экскурсия в музей | 1 | 1 | |
27 | 4 | Мастерская «Подарок своими руками» | 1 | | 1 |
28 | 5 | Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен. | 1 | | 1 |
29 | 6 | Герои – земляки. | 1 | 1 | |
30 | 7 | Маленькие герои большой войны. Урок Мужества. | 1 | 1 | |
31 | 8 | Они защищают Родину. Конкурс стихов | 1 | 1 | |
32 | 9 | Трудовой десант «К нему не зарастёт народная тропа» | 1 | | 1 |
33 | 10 | С чего начинается Родина? КВН | 1 | | 1 |
2 2класс - 34 ч
№ раздела | Тема по программе. | Всего | Теория | Прак- тика |
1 | Я и моя планета | 4 | 0 | 4 |
2 | Я и семья | 7 | 1 | 6 |
3 | Я и культура | 7 | 2 | 5 |
4 | Я и я | 3 | 1 | 2 |
5 | Я и школа | 4 | 1 | 3 |
6 | Я и моё Отечество | 9 | 5 | 4 |
| итого | 34 | 10 | 24 |
№ п/п | № ур по теме | Тема по программе. | Всего | Теория | Прак- тика |
| | Раздел «Я и моя планета» (4ч) | | | |
1 | 1 | Осень в родном селе. Конкурс рисунков | 1 | | 1 |
2 | 2 | Десант чистоты и порядка. | 1 | | 1 |
3 | 3 | День птиц. Викторина | 1 | | 1 |
4 | 4 | День добрых волшебников. Вывешивание кормушек. | 1 | | 1 |
| | Раздел «Я и семья» (7ч) | | | |
5 | 1 | Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры. | 1 | 1 | |
6 | 2 | Мама, папа, я – дружная семья. Конкурс – соревнование. | 1 | | 1 |
7 | 3 | Здесь живет моя семья. Заочное путешествие по рисункам | 1 | | 1 |
8 | 4 | Подготовка номеров художественной самодеятельности ко Дню Матери | 1 | | 1 |
9 | 5 | Праздник «Загляните в мамины глаза» | 1 | | 1 |
10 | 6 | Подготовка номеров художественной самодеятельности к папиного лраздника | 1 | | 1 |
11 | 7 | Праздник «Об отце говорю с уважением» | 1 | | 1 |
| | Раздел «Я и культура» (7ч) | | | |
12 | 1 | Широкая Масленица. Игра. | 1 | | 1 |
13 | 2 | Подготовка номеров художественной самодеятельности к Новому году | 1 | | 1 |
14 | 3 | Моя любимая мамочка (подготовка к празднику) | 1 | | 1 |
15 | 4 | Поэт нашего края | 1 | 1 | |
16 | 5 | Что посеешь, то и пожнешь. | 1 | 1 | |
17 | 6 | Подготовка номеров художественной самодеятельности ко Дню пожилого человека | 1 | | 1 |
18 | 7 | Праздник «А годы летят…» | 1 | | 1 |
| | Раздел «Я и я» (3ч) | | | |
19 | 1 | Подумай о других. Беседа с элементами игры. | 1 | 1 | |
20 | 2 | Я – ученик. Мой портфель. | 1 | | 1 |
21 | 3 | Игры на развитие произвольных процессов. | 1 | | 1 |
| | Раздел «Я и школа» (4ч) | | | |
22 | 1 | Я люблю свою школу. Конкурс сочинений. | 1 | | 1 |
23 | 2 | Обязанности ученика в школе. Беседа | 1 | 1 | |
24 | 3 | По каким правилам мы живем в школе? Игра | 1 | | 1 |
25 | 4 | Десант чистоты и порядка | 1 | | 1 |
| | Раздел «Я и моё Отечество» (9ч) | | | |
26 | 1 | Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). | 1 | 1 | |
27 | 2 | Знай и люби свой край. Заочное путешествие в историю | 1 | | 1 |
28 | 3 | Они защищали Родину. Конкурс стихов | 1 | | 1 |
29 | 4 | След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в музей. | 1 | 1 | |
30 | 5 | Наши знаменитые земляки. Урок Мужества. | 1 | 1 | |
31 | 6 | Поэт нашего края (Ефим Глухов). Выпуск буклетов. | 1 | 1 | |
32 | 7 | Тяжело в ученьи, легко в бою (соревнования) | 1 | | 1 |
33 | 8 | Мы и наши права. | 1 | 1 | |
34 | 9 | «К нему не зарастёт народная тропа» Трудовой десант | 1 | | 1 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс - 33ч
«Родина моя – Россия»
№ п/п е | Тема по программе. | Дата план | Дата факт |
1 | Праздник первого звонка | | |
2 | Мой школьный дом. Экскурсия по школе. | | |
3 | Об отце говорю с уважением. Подготовка папиного праздника | | |
4 | Праздник «Об отце говорю с уважением» | | |
5 | В гости к зеленой аптеке. | | |
6 | Выставка рисунков «Я и моя семья» | | |
7 | Подготовка к дню матери | | |
8 | Подготовка конкурса вокалистов | | |
9 | Загляните в мамины глаза. Праздник | | |
10 | Мой сосед по парте. Час откровенного разговора | | |
11 | Беседа с творческим заданием «Мои права и обязанности» | | |
12 | Правила поведения в школе. | | |
13 | Государственная символика. Символы родного края | | |
14 | Мастерская Деда Мороза | | |
15 | Подготовка к новогоднему утреннику | | |
16 | Подготовка к новогоднему утреннику | | |
17 | Я, ты, мы. Школа вежливости. | | |
18 | Законы жизни в классе. Школа вежливости. | | |
19 | История моего села. | | |
20 | Конкурс мастеров художественного слова | | |
21 | Экскурсия «Вот зима к нам пришла» | | |
22 | Святые места Курского края. | | |
23 | Встречаем масленицу | | |
24 | Герои – земляки | | |
25 | Маленькие герои большой войны. | | |
26 | Слушаем сказки моей бабушки | | |
27 | Конкурс вокалистов | | |
28 | Конкурс рисунков. Антиреклама вредных привычек | | |
29 | Мастерская «Подарок своими руками» | | |
30 | Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен. | | |
31 | Они защищают Родину. Конкурс стихов | | |
32 | Трудовой десант «К нему не зарастёт народная тропа» | | |
33 | С чего начинается Родина? КВН | | |
2 класс - 34 ч
«Родина моя – Россия»
№ п/п | Тема по программе. | Дата план | Дата факт |
1 | Я – ученик. Мой портфель | | |
2 | Подготовка номеров художественной самодеятельности к папиному празднику | | |
3 | Праздник «Об отце говорю с уважением» | | |
4 | Осень в родном селе. Конкурс рисунков | | |
5 | Подготовка номеров художественной самодеятельности ко Дню пожилого человека | | |
6 | Праздник «А годы летят…» | | |
7 | Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры. | | |
8 | Подготовка номеров художественной самодеятельности ко Дню Матери | | |
9 | Моя любимая мамочка (подготовка к празднику) | | |
10 | Игры на развитие произвольных процессов | | |
11 | Праздник «Моя любимая мамочка» | | |
12 | Я люблю свою школу. Конкурс сочинений. | | |
13 | Обязанности ученика в школе. Беседа | | |
14 | Подготовка номеров художественной самодеятельности к Новому году | | |
15 | День добрых волшебников. Вывешивание кормушек. | | |
16 | Мама, папа, я – дружная семья. | | |
17 | Здесь живет моя семья. Заочное путешествие по рисункам | | |
18 | Подумай о других. Беседа с элементами игры. | | |
19 | «Что посеешь, то и пожнешь» (с элементами игры) | | |
20 | Поэты нашего края | | |
21 | Широкая Масленица. Игра. | | |
22 | По каким правилам мы живем в школе? | | |
23 | Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). | | |
24 | День птиц. Викторина | | |
25 | Знай и люби свой край. Заочное путешествие в историю | | |
26 | Они защищали Родину. Конкурс стихов | | |
27 | Десант чистоты и порядка | | |
28 | След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в музей. | | |
29 | «К нему не зарастёт народная тропа» Трудовой десант | | |
30 | Тяжело в ученье, легко в бою (соревнования) | | |
31 | Десант чистоты и порядка | | |
32 | Наши знаменитые земляки. Урок Мужества. | | |
33 | Десант чистоты и порядка. | | |
34 | Десант чистоты и порядка. | | |
35