МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №40ГОРОДА НОВОШАХТИНСКА
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СМОЛЯНЫХ ВАСИЛИЯ ИВАНОВИЧА
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________Е.А. Самарская 26.08 2019 года | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ СОШ №40 Приказ № от ______________С.В.Юрова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По математика вокруг нас
(учебный предмет, курс)
уровень общего образования (класс)
7 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее с указанием класса)
количество часов 34
учитель Белова Ольга Валерьевна
(ФИО, категория)
программа разработана на основе
примерной рабочей программы Математика вокруг нас
(указать примерную/авторскую программу, издательство, год издания при наличии)
Год составления программы 2019-2020
| ПРОВЕРЕНО Протокол заседания Методического совета МБОУ СОШ №40 От________________№_____ _________________________ Подпись руководителя МО, ФИО |
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности основного общего образования для 7класса составлена на основе:
-Федерального образовательного стандарта основного общего образования 2010 г;
-Учебного плана МБОУ СОШ №40 на 2019-2020 учебный год, утвержденной приказом директора от 01.09.2016 г, а также с учетом рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации по изучению предметных областей "Основы духовно-нравственной культуры народов России" ( в дальнейшем ( ОДНКНР)) от 25.05.2015 №08-761)
В учебном плане МБОУ СОШ №40 на изучение программы «Математика вокруг нас» в 7 классах отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Формы и методы организации учебного процесса.
Программа предусматривает работу детей в группах, парах, индивидуальная работа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, самостоятельная работа.
Методы контроля: презентация, тестирование.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проектная деятельность;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
Предлагаемый порядок действий:
Знакомство класса с темой.
Выбор подтем (областей знания).
Сбор информации.
Выбор проектов.
Работа над проектами.
Презентация проектов.
Цель, задачи и принципы программы:
Цель:
Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области математики;
развитие мотивации к собственной учебной деятельности;
учить применять математическую терминологию;
учить проектной деятельности;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Курс строится от частных задач к общим (решение математических задач) и в конце курса презентация проекта.
Содержание занятий направлено на освоение проектной деятельности, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике, овладение методом проектов.
Планируемые результаты освоения программы курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса
Личностными результатами :
является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий ).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Межпредметные связи на занятиях по математике:
с уроками информатики: поиск информации в Интернете, создание презентаций;
с уроками русского языка: грамотное оформление своего проекта.
С уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков, моделей при защите проектов.
Учащиеся научатся:
находить наиболее рациональные способы решения задач, используя при решении таблицы и «графы»;
создавать презентации;
оценивать логическую правильность рассуждений;
распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;
применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
Учащиеся получат возможность научиться:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Содержание учебного курса «Математика вокруг нас» в 7 классах
ТЕМА: «Натуральные числа» (5ч)
История возникновения цифр и чисел. Числа великаны Системы счисления. История нуля. Календарь. История математических знаков.
Виды деятельности: оформление математических газет, знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой, познавательная деятельность.
Формы организации: конференции, конкурсы, познавательные игры.
ТЕМА: «Задачи на движение» (6ч)
Текстовые задачи. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовой задачи арифметическими приемами (по действиям). Решение задач методом составления уравнения, неравенства или их системы. Решения текстовой задачи с помощью графика. Чертеж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели. Задачи на движение. Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии. Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи на работу и ее значение для составления математической модели.
Виды деятельности: решение математических задач, работа в парах, группах, самостоятельная работа, игровые и познавательные упражнения.
Формы организации: диспуты, олимпиады, викторины.
ТЕМА: «Знакомство с геометрией» (9ч)
Все занятия носят практический и игровой характер. История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни. Первоначальные геометрические сведения. Великие математики древности. Построение углов и треугольников различных видов. Биссектриса угла. Построение биссектрисы угла. Решение задач с использованием свойств изученных фигур.
Задачи на разрезание и перекраивание фигур. Треугольник. Египетский треугольник. Параллелограмм. Изображение на плоскости куба, прямоугольного параллелепипеда, шара. Задачи на разрезание и составление объемных тел. Пять правильных многогранников. Сказки о геометрических фигурах.
Виды деятельности: самостоятельная работа, работа в парах, упражнения творческого характера, оформление математических газет.
Формы организации: соревнования, ролевые игры, викторины, конкурсы.
ТЕМА: «Дроби» (5ч)
История дробей. История десятичных дробей Дроби. Действия с дробями. Решение задач.
Виды деятельности: знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой, работа в группах, самостоятельная работа.
Формы организации: конференция, познавательные игры.
ТЕМА: «Комбинаторика » (3ч)
Понятие комбинаторики. Составление некоторых комбинаций объектов и подсчет их количества. Решение простейших комбинаторных задач методом перебора.
Виды деятельности: работа в парах, познавательные упражнения.
Формы организации: познавательные игры, олимпиады.
ТЕМА: «Проценты в нашей жизни» (6ч)
Проценты. Проценты в жизненных ситуациях. История родного края в задачах на проценты.
Виды деятельности: проигрывание и анализ жизненных ситуаций, игровые и познавательные упражнения, решение математических задач.
Формы организации: викторины, диспуты, конференции.
Тематическое планирование
№ урока | Наименование тем | Количество часов | Дата план/факт |
| Натуральные числа (5 часов) | |
1 | История возникновения цифр и чисел | 1 | |
2 | Системы счисления | 1 | |
3 | История нуля | 1 | |
4 | Календарь | 1 | |
5 | История математических знаков | 1 | |
| Задачи на движение (6 часов) | |
6 | Текстовые задачи | 1 | |
7 | Решение задач с помощью графика | 1 | |
8 | Задачи на движение | 1 | |
9 | Равномерное и равноускоренное движение тел | 1 | |
10 | Чтение графиков движения | 1 | |
11 | Решение задач на работу | 1 | |
| Знакомство с геометрией (9 часов) | |
12 | История возникновения геометрии | 1 | |
13 | Великие математики древности | 1 | |
14 | Построение углов и треугольников различных видов | 1 | |
15 | Биссектриса угла | 1 | |
16 | Задачи на разрезание и перекраивание фигур | 1 | |
17 | Треугольник | 1 | |
18 | Параллелограмм | 1 | |
19 | Задачи на разрезание и составление объемных тел | 1 | |
20 | Пять правильных многогранников | 1 | |
| Дроби (5 часов) | |
21 | История дробей | 1 | |
22 | Дроби | 1 | |
23 | Действия с дробями | 1 | |
24 | Решение задач с дробями | 1 | |
25 | Решение задач с дробями | 1 | |
| Комбинаторика (3 часа) | |
26 | Понятие комбинаторики | 1 | |
27 | Составление некоторых комбинаций | 1 | |
28 | Решение простейших комбинаторных задач | 1 | |
| Проценты в нашей жизни (6 часов) | |
29 | Проценты | 1 | |
30 31 | Проценты в жизненных ситуациях | 2 | |
32 | История родного края в задачах на проценты | 1 | |
33 34 | Итоговый урок по теме «Математика вокруг нас» | 1 | |