Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 38 г.Шахты Ростовской области»
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №38
_____________ Стурова И.П.
Приказ от______ №_______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Школа здоровья»
на 2016-2017 учебный год.
Уровень общего образования (класс) __начальное общее
образование, 1 «В» _класс
Количество часов в год 33, в неделю 1
Учитель: Сакович Тамара Владимировна
Программа разработана на основе программы для 1 класса «Школа здоровья»,автора Черепниной Т. Н.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе программы «Школа здоровья»,автора Черепниной Т. Н.и в соответствие со следующими нормативными документами:
Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ ;
Требования ФГОС НОО (для 1-4 классов), Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373; федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного Министерством образования РФ в 2004 г по …….
(базовый уровень ).
Письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 08.08.2014 №24/4.11-4851/м «О примерном порядке и примерной структуре рабочих программ»;
Письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 09.08.2016 №24/4.1-5872 «О примерной структуре рабочих программ учителя»;
Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения.
Здоровье подразумевает не только отсутствие болезни и физических дефектов. Это состояние полного физического, психического и социального благополучия. На развитие и состояние здоровья детей оказывают влияние ряд факторов. Одни из них укрепляют здоровье, другие его ухудшают (факторы риска). Последние составляют четыре группы:
образ жизни (50 % воздействия на здоровье в общей доле влияния факторов риска);
наследственность (20 %);
внешняя среда (20 %);
качество медицинского обслуживания (10 %).
Таким образом, основным фактором, формирующим здоровье
учащегося, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.
Здоровье, в свою очередь, является основным фактором, определяющим эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья приводит к трудностям в обучении. В связи с этим перед школой стоят сразу две задачи:
сохранить, поддержать и укрепить тот уровень здоровья, с которым ребёнок приходит в образовательное учреждение;
воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Секреты здоровья
Режим дня. Комплекс утренней гимнастики. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Уход за руками и ногами. Охрана зрения, слуха. Профилактика сколиоза, плоскостопия. Профилактика простудных заболеваний. Закаливание. Лекарственные растения. Вред курения, употребления алкоголя и наркотиков для организма. Зависимость благополучия и хорошего настроения от умения управлять своими эмоциями. Сон – лучшее лекарство. Питание – необходимое условие жизнедеятельности. Режим питания. Полезные продукты. Витамины.
Попрыгать, поиграть
Подвижные игры. Спортивные игры и эстафеты. Игры разных народов.
Профилактика детского травматизма
Правила дорожного движения. Правила пожарной безопасности. Правила поведения в быту. Правила поведения в природе.
Содержания занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.
Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Один из разделов посвящен профилактике заболеваний у детей младшего школьного возраста и оказанию доврачебной помощи.
Уроки по валеологии носят творческий характер. С детьми проводятся занятия разных видов: беседы, оздоровительные минутки, тренинги, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы-ответы»), комплекс упражнений, общение с природой и др.
Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д.
Планируемые результаты
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания достижений ( успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в материале
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- стабильность показателей физического и психического здоровья детей;
- сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;
- активизация интереса учащихся к занятиям физической культурой;
- способность выпускника начальной школы соблюдать правила ЗОЖ;
- сформированная у учащихся система знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Предметные результаты программы факультативного курса.
В ходе реализация программы обучающиеся должны знать:
основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
В результате реализации программы по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Место факультативного курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год,. В 1 классе – 33 часа . Занятия проводятся 1 раз в неделю. По программе 32 часа, один час выпадает на праздничный день (01.05).
Календарно-тематическое планирование
1 класс (33 часов)
№ п/п | Дата | Тема | Количество часов |
Всего | Теория | Прак-тика |
план | факт |
Раздел «Секреты здоровья» |
1 | 05.09 | | От улыбки хмурый день светлей… | 1 | – | 1 |
2 | 12.09 | | Режим дня. | 1 | 1 | 1 |
3 | 19.09 | | Утренняя зарядка. | 1 | 1 | 1 |
4 | 29.09 | | Учимся правильно дышать. | 1 | 1 | 1 |
5 | 03.10 | | Сон – лучшее лекарство. | 1 | 1 | – |
6 | 10.10 | | Наши друзья – вода и мыло. | 1 | 1 | – |
7 | 17.10 | | Чтобы зубы не болели. | 1 | 1 | 1 |
8 | 24.10 | | Гимнастика для глаз. | 1 | – | 1 |
9 | 31.10 | | «Рабочие инструменты» человека. | 1 | 1 | 1 |
10 | 14.11 | | Гигиена кожи. | 1 | 1 | 1 |
11 | 21.11 | | Чтобы уши слышали. | 1 | 1 | 1 |
12 | 28.11 | | Осанка – стройная спина. | 1 | 1 | 1 |
13 | 05.12 | | Солнце, воздух и вода – наши верные друзья. | 1 | 1 | – |
14 | 12.12 | | Самые полезные продукты. | 1 | 1 | – |
15 | 19.12 | | Лекарства в лесу. | 1 | 1 | – |
16 | 26.12 | | Обобщение по разделу. Викторина «Секреты здоровья». | 1 | – | 1 |
Раздел «Попрыгать, поиграть» |
17 | 16.01 | | Подвижные игры. | 1 | – | 1 |
18 | 23.01 | | Спортивные игры и эстафеты. | 1 | – | 1 |
Раздел «Профилактика детского травматизма» 1. Правила дорожного движения |
19 | 30.01 | | Элементы улиц и дорог: тротуар, бордюр, проезжая часть. | 1 | 1 | – |
20 | 06.02 | | Правостороннее движение пешеходов по тротуарам. | 1 | 1 | – |
21 | 20.02 | | Экскурсия «Движение пешеходов по тротуару» | 1 | – | 1 |
22 | 27.02 | | Красный, жёлтый, зелёный. | 1 | 1 | – |
23 | 06.03 | | Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие. | 2 | 2 | – |
24 | 13.03 | | Экскурсия «Дорожные знаки» | 1 | – | 1 |
25 | 20.03 | | Участники дорожного движения. | 1 | 1 | – |
26 | 03.04 | | Экскурсия «Мы – пешеходы». | 1 | – | 1 |
27 | 10.04 | | Виды транспортных средств. | 1 | 1 | – |
28 | 17.04 | | Я – велосипедист. | 1 | 1 | – |
29 | 24.04 | | Экскурсия «Правила перехода улиц и дорог». | 2 | – | 2 |
30 | 08.05 | | Экскурсия «Безопасный путь в школу» | 2 | – | 2 |
31 | 15.05 | | Экскурсия «Где можно играть». | 2 | – | 2 |
Правила пожарной безопасности |
32 | 22.05 | | Огонь – друг или враг? | 1 | 1 | – |
33 | | | Где дым, там и огонь. | 1 | 1 | – |