Российская Федерация
Московская область
Городской округ Жуковский
Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 13
с углубленным изучением отдельных предметов
(МОУ школа № 13 с УИОП)
| | УТВЕРЖДАЮ |
| | Директор МОУ школа № 13 с УИОП г.о.Жуковский |
| | Тебякина Е.Ф. |
| | Приказ № ... от 02.09.2020 |
| | |
| | |
Стандартный вариант
титульного листа
Воспитание и социализация учеников общеобразовательной школы
в соответствии с их профессиональными предпочтениями 1-11 классов
Программа курса внеурочной деятельности
“НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ЮНЫХ МЕДИКОВ
(1-4 КЛАССЫ)”
Учитель Титова И.А.
Класс 2-А
Количество часов 34 ч. В неделю 1 час
2020 – 2021 учебный год
Российская Федерация
Московская область
Городской округ Жуковский
Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 13
с углубленным изучением отдельных предметов
(МОУ школа № 13 с УИОП)
УТВЕРЖДАЮ | УТВЕРЖДАЮ | УТВЕРЖДАЮ | УТВЕРЖДАЮ |
Глава Городского округа .Жуковский | Главный врач Городской клинической больницы г.о.Жуковский | Начальник Управления образования г.о.Жуковский | Директор МОУ школа № 13 с УИОП г.о.Жуковский |
Прохоров Ю.В. | Бусыгин Л.А. | Гусарова Н.В. | Тебякина Е.Ф. |
24 августа 2020 | 24 августа 2020 | 24 августа 2020 | Приказ № ... от 02.09.2020 |
| | | |
СОГЛАСОВАНО | СОГЛАСОВАНО | СОГЛАСОВАНО | СОГЛАСОВАНО |
Начальник Управления развития отраслей социальной сферы г.о.Жуковский | Заместитель главного врача ГКБ г.о.Жуковский по детству и материнству | Директор Второго Московского областного медицинского колледжа | Генеральный директор МФБТ имени академика РАН и РАМН И.Н.Блохиной |
Моргунова И.В. | Соболь Г.Ш. | Козлова Т.В. | Г.А.Угодчиков |
24 августа 2020 | 24 августа 2020 | 24 августа 2020 | 24 августа |
Возможный вариант
титульного листа
Воспитание и социализация учеников общеобразовательной школы
в соответствии с их профессиональными предпочтениями (1-11 классы)
Программа курса внеурочной деятельности
“НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ЮНЫХ МЕДИКОВ
(1-4 КЛАССЫ)”
Учитель Титова И.А.
Класс 2-А
Количество часов 34 ч. В неделю 1 час
2020 – 2021 учебный год
ВВЕДЕНИЕ
Программа курса внеурочной деятельности "Начальная школа юных медиков (1-4 классы)" направленна на эффективную реализацию Национальных целей в области образования (Указы Президента РФ от 7 мая 2018 и от 21 июля 2020) и Федерального закона “Об образовании” (на 1 августа 2020) в части содействия самоопределению и профессиональной ориентации всех обучающихся, воспитанию и социализации учащихся общеобразовательных школ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс базируется на “Системе-технологии содействия профессиональному самоопределению и развитию личности школьников “ЖИЗНЕННЫЙ СТАРТ ШКОЛЬНИКА.1-11 классы”, предусматривающей раннее выявление интересов каждого ученика и поддержку его движения по траектории успеха “Кругозор-Интерес-Самоопределение-Саморазвитие”.
Траектория успеха школьника – КИСС “Кругозор–Интерес–Самоопределение-Самореализация |
|
Когда человек не знает к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Сенека. Древний Рим. |
В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить. Сократ. Древняя Греция. |
Нужно их заинтересовать и использовать их энергию в лучших целях. Миша Попов (ученик 4-го класса. Ростов. Телепроект ”Лучше всех”). |
Ребенок душой чувствует важность своего выбора, тянется к своей мечте, взаимодействию с родителями и педагогами, друзьями, профессионалами в области своих интересов. Он все воспринимает с любовью, испытывает восторг, наблюдая за теми или иными явлениями. В своем развитии он идет от своей интуитивной профессии-фантазии к осознанной профессии-мечте, в т.ч. профессии медика, к соответствующей отрасли и сфере деятельности.
Непосредственно в соприкосновении со сферой здоровья и медицины у медико-ориентированного ребенка развиваются кругозор, любознательность и направлнный интерес к учебным предметам, формируются восприятие и взаимоотношения с окружающим миром. Задача взрослых поддержать эти устремления – стать их партнерами.
Примечание. Необходимо отметить, что согласно ФГОС дошкольного образванияв к завершению дошкольного образования (к 7 годам) ребенок способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности, обладает начальными знаниями о мире, в котором он живет. И главное, он уже способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности, имеет свою профессию-фантазию, которая часто уже в начальной школе перерастает в профессию-мечту к которой он стремится в дальнейшем.
Ребенок в 7 лет уже знает о строении человека, его основных органах, о правилах личной гигиены и т.д. Он уже был на приеме у медиков различных специализаций.
Внеурочная деятельность начального общего образования, согласно требованиям ФГОС, обеспечивает индивидуально-личностные потребности учеников, решая задачи обеспечения соответствующей возрасту адаптации ребёнка в школе, организации общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся, включение учащихся в разностороннюю деятельность, формирование навыков позитивного коммуникативного общения, развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем, творческая самореализация детей, воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата, развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), формирование здорового образа жизни, углубление содержания, форм и методов занятости обучающихся в свободное от учёбы время, психологический комфорт и социальная защищённость каждого ребёнка.
Здоровье и здоровьесбережение являются одними из определяющих в судьбе человека, в его успехе в жизни. Изучение человека, его развития, взаимоотношений с окружающим миром, с другими людьми, природой и животными, со сферой здоровья и медицины помогают ребенку по-новому взглянуть на себя, окружающих, школу, школьные предметы. Знание законов здорового образа жизни, их закономерностей поможет сегодняшним детям – нашему новому поколению вступающему в жизнь бережнее относиться к себе, своему здоровью и окружающему миру.
Системой технологией “Жизненный старт школьника (1-11 классы)” предусматривается три ступени медико-ориентирующихся учеников в мир здоровья и медицины :
Первая ступень (1-4 классы) направлена на переход от профессии-фантазии к профессии-мечте “Здоровье своими руками” по программе “Начальная школа юного медика”
Вторая ступень (5-7 классы) направлена на закрепление професии-мечты, ее конкретизацию и уточнение “Основы медицины”
Третья ступень (8-11 классы) направлена на формирование профессии-цели и целенаправленной подготовки к поступлению в колледж или вуз “Готовимся в профессионалы”, в т.ч. обучение в медицинских классах общеобразовательных школ.
Данные три ступени опираются на нулевую ступень (детский сад) “Друзья Мойдодыра и доктора Айболита”, когда дети играют с соответствующими игрушками и игры, в т.ч. в больницу.
При этом решаются следующие основные задачи
развитие личных качеств и освоение правил общения с окружающими, в т.ч. между врачами и пациентами.
Расширение и углубление знаний по конкретным темам обязательных учебных предметов ФГОС НОО в направлении здоровья, здоровьесбережения и медицины.
Выполнение простейших профессиональных проб и умение оказывать простейшую первую помощь помощь.
Расширение кругозора в части видов профессий в сфере здоровья и медицины, знакомство с центрами здоровья и физической культуры, здорового питания, поликлиниками, санаториями и больницами, уточнение своего профессионального самоопределения – профессии –мечты.
Программа курса внеурочной деятельности “НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ЮНЫХ МЕДИКОВ” направлена на формирование познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС начального общего образования и с учетом интереса и профессиональных предпочтений младших школьников к сфере здоровья и медицины. При этом учитывается уровень физиологической и психологической зрелости - взрослости школьников, уже имеющийся у учеников опыт познания окружающего мира, их кругозор, знания и умения, полученные в детском саду, программа изучения таких предметов как окружающий мир, литературное чтение, физическая культура, технология, изобразительное искусство в начальной школе.
Данная программа рекомендуется как собственно юным медикам, так и другим учащимся выбирающим свой жизненный путь в службу спасения, физкультуру и спорт, ветеринарию, индустрию красоты, отрасль питания, а также тем, кто стремится к профессиям, предъявляющим высокие требования к состоянию здоровья (летчики, подводники, спасатели, военнослужащие, полицейские, предприниматели и др.).
В Начальную школу юных медиков прежде всего приглашаются медико-ориентированные школьники, имеющие профессию-мечту в сфере здоровья и медицины, стремящиеся к своей мечте при поддержке родителей.
Программа «Начальная школа юного медика» имеет физкультурно-оздоровительную, социальную (профессиональную) и учебно-образовательную направленности, лично-ориентирована с практической ориентацией на медико-ориентированных учащихся начальной школы и представляет собой первую ступень воспитания и обучения юных медиков в 1-4 классах «ЗДОРОВЬЕ СВОИМИ РУКАМИ».
Программа первой ступени базируется на программе ФГОС НОО (предмет-раздел-тема) и состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, и выстроенных в единой логике:
1-й год обучения (1 класс) – «Культура чистоты и здоровья»,
2-й год обучения (2 класс) – «Физическая культура и культура здорового питания»,
3-й год обучения (3 класс) – «Культура здоровья при взаимодействии с природой и животным миром»
4-й год обучения (4 класс) – «Культура здорового образа жизни».
В целях закрепления базовых понятий и предоставления возможности начала обучения в НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЮНОГО МЕДИКА с любого класса в начале каждого учебного года программой предусматривается краткое повторение ранее пройденного материала. Это вызвано также и разными сроками “созревания профессиональных предпочтений” младших школьников и сроками начала обучения по данной программе (возможность начала обучения с любого класса !).
В целях социализации и содействия вхождению учащихся в мир профессий сферы здоровья и медицины предусматривается порядка четверти учебных занятий проводить совместно со специалистами социальных партнеров (школьные врачи и медсестры, врачи-педиатры и другие, преподаватели и студенты медицинских образовательных учреждений, медики-волонтеры, тренеры и др.) в школе или непосредственно в детских поликлиниках и санаториях, медицинских колледжах, центрах здоровья, ветеринарных клиниках, библиотеках и т.д.
Для повышения уровня обучения рекомендуется привлекать к проведению занятий преподавателей-предметников школы, в т.ч. физической культуры, биологии, основ безопасности жизнедеятельности и др., а также школьных врача, медсестру, библиотекаря и повара.
Программа также предусматривает содействие выбору обучающимися здоровье и медико-ориентированных тем исследовательских и проектных работ для их выполнения согласно ФГОС НОО.
Для эффективной реализации данной программы наряду с социальными партнерами школы предусматривается партнерство и взаимодействие с родителями обучающихся, в т.ч. составление ими совместно с детьми и педагогами “Семейного плана содействия профессиональному самоопределению и развитию своих детей на учебный год и каникулы”, включающего в себя создание соответствующих рабочих мест (уголков) дома, направленное (по интересам ребенка !) приобретение игрушек и игр, материалов и инструментов, приборов, кружки и секции, занятия и хобби дома, посещение театров, музеев, выставок, различные экскурсии, приобретение литературы, подписка на журналы, проведение школьных каникул и т.д.
Рекомендуется родителям, а особенно родителям-медикам, принимать непосредственное участие в занятиях, практических работах, сопровождении детей во время экскурсий, приобретении расходных материалов для проведения практических работ и др. что позволит увеличить возможности проведения практических занятий и занятий вне стен школы. Активное участие родителей в реализации данной программы позволит родителям лучше понимать своих детей, укреплять семейные узы и взаимопонимание. Одной из форм консолидации возможностей родителей является формирование ими соответствующих сообществ по поддержке интересов и устремлений своих детей.
Программой предусматриваются различные формы и методы проведения занятий и итогового контроля с учетом поддержания интереса школьников к занятиям, в т.ч. дидактические, имитационные игры, игры-соревнования, словарная работа, анализ ситуации, беседы по картинке, диалоги, тесты, творческие задания, опыты и практические работы, профессиональные пробы, в т.ч. по оказанию первой помощи, работа в онлайн энциклопедии, составление памяток и правил, оздоровительные минутки, исследования и проекты, экскурсии и знакомство с трудом медиков и специалистов в области здоровья, участие в преподавании профильных тем ФГОС НОО, являющихся основой для формирования будущих профессионалов в области здоровья и медицины, в подготовке и проведении здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих мероприятий в классе и школе, театрализованные представления, акции по укреплению здоровья школьников и в семье, знакомство с санитарией и гигиеной, здоровым питанием, профилактической медициной, составление памяток, работа в санитарной дружине начальной школы и пр.
Занятия проводятся как в помещении школы, так и при посещении социальных партнеров юными медиками. Занятия ведут педагоги начальной школы с приглашением представителей социальных партнеров. На итоговые занятия рекомендуется приглашать родителей обучающихся. В зависимости от особеностей школы и муниципального образования в части социальных партнеров предусматриваются варианты проведения занятий (в классе, на базе школы или у социальных партнеров).
В программе учтен опыт работы с младшими школьниками в городском округе Жуковский Московской области МОУ школы № 13 с УИОП, социально-активных медиков и педагогов – жуковчан : Афентьевой О.А. (учитель начальных классов МОУ СОШ № 13 с УИОП, курс “Играем вместе”- оздоравливающие игры и физическая культура), Бахметьевой Н.А, и Титовой И.А. (МОУ СОШ № 13 с УИОП, раннее выявление профессиональных предпочтений учеников – юных медиков, партнерство с родителями), Веретенникова Е.И. (курс “Приемы и методы оздоровления детей и подростков”), Мухина А.П. (руководитель образовательных программ МФБТ имени академика РАН и РАМН И.Н.Блохиной, соавтор Системы технологии “Жизненный старт школьника. 1-11 классы”), Мухиной С.О. (врач-терапевт, писатель и пропагандист здорового образа жизни), Позднякова Ю.М. (д.м.н., проф., засл. врач РФ, заведующий кардиологическим отделением МУ «Городская клиническая больница» г. Жуковского, главный внештатный кардиолог ЦФО и МО, руководитель Московского областного кардиологического центра, инициатор и организатор программы “Здоровое сердце”), .................. .............. ................................(учителя начальных классов МОУ СОШ № 13 с УИОП, курс “Здоровое питание”), Тюняева В.Н. и Горшкова И.А. (социальные предприниматели-изобретатели, работы в области экологии и здоровьесбережения человека, детей и подростков), директоров жуковских школ Бахарева А.Г., Казанова А.В. и Алферовой О.Н. МОУ СОШ № 8 с УИОП, Власовой М.С. МОУ СОШ № 12 с УИОП и Тебякиной Е.Ф. МОУ СОШ № 13 с УИОП (содействие профессиональному самоопределению и развитию учеников).
При этом учтен многолетний опыт работы в городском округе Жуковский профессионально-направленных Аэрокосмической школы “Крылья” (5-11 классы лицея 14) и Учебного медицинского центра с Волонтерским медицинским отрядом (ученики 10-11 классов школ городского округа Жуковский на базе СОШ № 8 с УИОП и Городской клинической больницы).
Учтен опыт работы Школ здоровья, программ “Азбука здоровья” и т.п. в Краснодаре, Воронежской области, Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Симферополе, Смоленской области, Таганроге, Татарстане и др.
В помощь преподавателям разрабатывается и готовится к поэтапному внедрению УМК “ЮНЫЕ МЕДИКИ. 1-4 КЛАССЫ” (как часть линейки учебно-методических комплектов “Юные медики. 1-4, 5-7 и 8-11 классы). В состав данного УМК входят : Программа обучения, Рекомендации по тематическому планированию с разработками занятий, включая презентации с возможностями дистанционного обучения, перечнем литературы и электронных источников информации, пособие – методические рекомендации для педагогов и родителей, в т.ч. по значению тем школьных предметов по ФГОС НОО для медико-ориентированных учеников и активизации их интереса к учебе, а также пособие в дистанционной форме “Летние каникулы юных медиков. 1-4 классы”.
В 2020/2021 учебном году предусматривается пилотная реализация Программы “Начальная школа юного медика” во вторых классах МОУ СОШ №13 с УИОП городского округа Жуковский Московской области.
В разработке программы принимали участие Мухин Александр Петрович, руководитель образовательных проектов и программ МФБТ имени академика РАН и РАМН И.Н.Блохиной, методист в системе Департамента образования города Москвы (2012-2014), Ибраева Ольга Васильевна, врач-педиатр, руководитель лаборатории ИФА (иммунно-ферментного анализа) и Титова Ирина Анатольевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, классный руководитель.
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса “НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ЮНЫХ МЕДИКОВ. (1-4 КЛАССЫ)”
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты
способность прогнозировать своё речевое и неречевое поведение в разных ситуациях;
формирование коммуникативной компетенции;
умение адекватно устанавливает границы уже известного и неизвестного;
способность ставить и формулировать для себя цели действий, прогнозировать результаты, анализировать их (причём как положительные, так и отрицательные), делать выводы в процессе работы и по её окончании, корректировать намеченный план, ставить новые цели;
умение извлекать нужную информацию из разных видов источников,
систематизировать её, анализировать и представлять в разных формах;
рефлексия (то есть самооценка, самонаблюдение, самоконтроль) в процессе коммуникации;
умение выделять ключевую мысль в прочитанном, определять главные факты, устанавливать между ними логические цепочки.
В рамках метапредметного обучения как основы внеурочной деятельности ребёнок должен не только спланировать свою деятельность и найти нужную информацию, но и легко включатся в диалог с другими учащимися и учителем. При работе с метапредметом ученик должен уметь структурировать полученные знания.
Регулятивные УУД
Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учёта характера ошибок.
Приобретения навыка саморегуляции, то есть подавлять негативные (или слишком бурные) эмоции при получения оценки, распределять свои силът на протяжение всего урока, а не только фрагмента и т.д.
Самостоятельно органязовывать своё рабочее место.
Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.
Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике.
Развивать смысловое чтение, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевых словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов.
Познавательные результаты :
Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи.
Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных источников.
Проявлять инициативу и самостоятелъность в обучении.
Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Работать с прослушанным/прочитанным текстом: определить тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, устанавливать логическую последовательность основных фактов.
Осуществлять информационный поиск, в том числе с помощью компьютерных средств.
Выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию.
Осознанно строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
Оформлять результаты в в виде материального продукта (реклама, брошюра, макет, описание экскурсионного тура, планшета и т.п.).
Сделать электронную презентацию.
Коммуникативные результаты :
Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем.
Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимо-действие и сотрудничество со сверстниками, взрослыми.
Владение монологической и диалогической формами речи. Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.
Ожидаемые личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, формирование мотивации к учению и познанию; осознание основ российской, гражданской идентичности.
При этом ученик расширит свой кругозор и знакомство с миром профессий в сфере здоровья и медицины, выявит свои интересы и профессиональные предпочтения, определит или уточнит свою первоначальную профессию-мечту и начнет свое саморазвитие на пути к ней.
ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ КУРСА ” НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ЮНЫХ МЕДИКОВ (1-4 КЛАССЫ)” учащиеся должны
знать:
части тела, основные органы и системы своего организма;
основные термины и правила здорового образа жизни;
факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье, правила закаливания организма;
основные правила безопасного поведения на улице, на воде, в школе и дома;
правила поведения при чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях);
правила экологически грамотного поведения в природе;
телефоны специальных служб (пожарной, газовой, скорой помощи и милиции);
меры профилактики инфекционных заболеваний, правила поведения во время болезней;
значение двигательной активности и занятий спортом для укрепления здоровья;
предметы личного и общего пользования при соблюдении гигиенических норм и правил;
правила личной гигиены, гигиены органов зрения, слуха, полости рта, ухода за одеждой;
правила здорового питания, культуру приема пищи;
меры профилактики нарушений осанки, упражнение для коррекции нарушений осанки;
основы культуры общения: приветствие, благодарность, извинение, прощание;
основы самовоспитания, доброго отношения к окружающему миру;
пословицы, поговорки и загадки, подчеркивающие важность здоровья.
уметь:
выполнять комплекс упражнений, гимнастики;
соблюдать правила личной гигиены: правильно ухаживать за полостью рта, волосами, ногтями, ушами;
выполнять гимнастику для глаз; упражнения для профилактики нарушений осанки, дыхательную гимнастику;
использовать правила безопасного поведения в различных ситуациях: при переходе через улицу, обходе транспорта, при пожаре, встрече с незнакомыми людьми, дома в отсутствие родителей и т.д;
бережно относиться к природному окружению (растениям, животным и т.д.), ухаживать за комнатными растениями, подкармливать птиц;
выполнять правила культурного поведения при общении с окружающими людьми: близкими, знакомыми и незнакомыми;
вести простейшие самонаблюдения за своим здоровьем;
правильно оценивать собственные поступки и корректировать свои действия;
использовать предлагаемую информацию с целью оздоровления организма.
Данный уровень знаний, умений и навыков на протяжении всей программы обучения в обучения в Начальной школе юного медика и последующих ступенях обучения юных медиков в 5-7 и 8-11 классах постоянно расширяется и углубляется.
ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ПО КУРСУ
” НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ЮНЫХ МЕДИКОВ (1-4 КЛАССЫ)”
учащиеся должны
Знать
Строение человека, его основные органы и их назначение.
Основные профессии в области профилактической и спортивной медицины, здоровья человека и здорового питания,
Основные взаимосвязи человека с окружающим миром и их влияние на здоровье человека
Роль хорошего настроения и позитивного настроя человека, в т.ч. при заболевании
Значение воды для человечества и здоровья каждого человека
Значение движения для долгой активной жизни человека
Эко
логия среды обитания человека
Базовую литературу о здоровье и медицине для младших школьников
Виды спорта и их влияние на здоровье человека
Виды фитнес-культур и их влияние на красоту человека
Основные продукты питания человека и их состав
Основные полезные и вредные продукты питания
Назначение и основные виды витаминов
Определение состава и срока годности продуктов
Причины пищевых отравлений
Правила приема пищи
Назначение диетического питания
Диету при заболеваниях пищеварительной системы
Вредные привычки и их влияние на здоровье и продолжительность жизни человека
Правила безопасного пользования бытовыми газовыми плитами
Правила безопасного пользования бытовыми электроприборами
Правила безопасности на воде при купании
Знать основные пословицы, поговорки и загадки о физической культуре и питании
Уметь
Снимать нервное напряжение и стресс
Вести статистику изменения своих основных параметров (рост, вес и давление)
Рассчитать индекс массы тела человека
Рассчитать ожидаемую продолжительность жизни человека с учетом факторов риска и вредных привычек.
Правильно дышать
Приготовить здоровый завтрак
Приготовить здоровый ужин
Безопасно пользоваться газовой плитой
Безопасно пользоваться бытовыми электроприборами
2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
внеурочной деятельности “НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ЮНОГО МЕДИКА”
(1-4 класс) - ”ЗДОРОВЬЕ СВОИМИ РУКАМИ”
Начало учебного года.
В начале каждого учебного года проводится Вводное занятие с приглашением школьного или участкового врача-педиатра.
Обсуждается с юными медиками учебная программа на год
Рассматриваются примеры исследлвательских работ и творческих проектов учеников начальных классов в области здоровья и здоровьесбррежения.
Проводится повторение ключевых вопросов рассмотренных в программах обучения прошлых лет.
Проводится знакомство юных медиков с литературой и подписными изданиями о здоровье, одоровьесбережении и медицине.
Первый год обучения (1 класс) “КУЛЬТУРА ЧИСТОТЫ И ЗДОРОВЬЯ”
Тема. Мир, который тебя окружает, и ты в нем. Окружающий мир ученика и общение в нем, настроение человека и его влияние на здоровье и учебу, строение человека, его основные органы и их назначение, как правильно одеваься чтобы не болеть. Биологические часы и распорядок дня человека. Правила здорового сна.
Тема. Уроки Мойдодыра. Правила санитарии и гигиены, их роль в здоровье и здоровьесбережении. Личная гигиена лица, зубов, кожи. Уход за глазами и ушами. Значение соблюд санитария и гигиена. рассматриваютя
Тема Уроки Айболита. Воспитания доброты, соучастия и помощи окружающим, являющиеся ключевыми в профессии медика.
Тема. Безопасность и охрана жизни человека. Безопасность по дороге в школу. Правила движения пешехода. Требования к учебному месту с точки зрения здоровьесбережения..
Второй год обучения (2 класс) “ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ”
Тема Мир, который тебя окружает, и ты в нем. Взаимосвязи человека с окружающим миром и их значение для здоровья человека. Роль воды и воздуха в жизни человека, в сохранении его здоровья. Проблемы окружающей средф и экологии.
Тема Уроки Мойдодыра и Айболита. Важнейшие правила на всю жизнь, в т.ч. настроения человека, личной гигиены, роли движения в профилактике заболеваний и их лечении, правила и упражнения здорового дыхания..
Тема Физкультура, спорт и здоровье человека. Основные виды спорта, в т.ч. легкая атлетика,гтмнастика, тяжелая атлетика, единоборства с точки зрения их значения для развития и здровья человека, а также факторы риска и предупреждение травм и заболеваний. Также рассматриваются виды и особенности фитнеса и танцев, их роль для развития, здоровья и долголетия.
Тема Здоровое питание и здоровье человека. Роль питания, его регулярности, полезные и вреные для здоровья продуктя, витамины, диетическое питание, приготовление полузного завтрака и здорового ужина.
Тема Безопасность и охрана жизни человека. Требования техники безопасности и охраны труда, безопасности пассажира на транспорте, при езде на велосипеде и самокате, при пользовании газом и электричеством, правила безопасного купания. Оказание при этом первой помощиь пострадавшим.
Третий год обучения (3 класс). КУЛЬТУРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПРИРОДОЙ И ЖИВОТНЫМ МИРОМ
Тема Мир, который тебя окружает, и ты в нем. Времена года, смена погоды и их влияние на здоровье человека. Мир звуков и цветов – их влияние на самочувствие человека.
Тема Растительный мир и здоровье человека. Растения- лекари. Домашний огород-аптека на подоконнике.
Тема Мир животных и здоровье человека. Животные-лекари : кошки, собаки, лошади, дельфины и другие. Уход за домашними животными.
Тема Безопасность и охрана жизни человека. Опасные зоны во дворе (газовые, электрические и др.объекты), правила безопасного пользования общественным транспортам. Первая помощь пострадавшим.
Четвертый год обучения (4 класс). КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Тема Мир, который тебя окружает, и ты в нем. Рассматриваются
Тема Здоровье и нездоровье человека. Факторы риска и профилактика заболеваний основных органов человека. Влияние вредных привычек на здоровье и продолжительность жизни.
Тема Медицина будущего. Медицинские технологии и профессии будущего, в т.ч. т.е. что нарождаются и развиваются сегодня.
Тема Безопасность и охрана жизни человека. Безопасность работы на компьютере, пользовании мобильным телефоном и в интернет. Санитарно-гигиенические тербования к рабочим местам. Работа скорой медицинской помощи и службы спасения.
Итоговые занятия по окончанию каждого года обучения
Проводятся в конце каждого учебного года соревнования юных медиков с учетом методики Клуба знатоков “Что, где, когда”. В качестве болельщиков выступают родители и одноклассники с вручением победителям Дипломов.
Ежегодно (12 деабря - Всемирный день здравоохранения) проводятся итоговые занятия в форме праздника здоровья проводят юные медики каждого года обучения для своих одноклассников.
Ежегодно 7 апреля во Всемирный день здоровья проводится итоговое занятие (праздник) юных медиков всех классов начальной школы “Мы – юные медики”.
Аттестация обучающихся по окончанию Начальной школы юных медиков
По завершению обучения в Начальной школе юного медика проводятся тестовые испытания с собеседованием.
Выпускники разрабатывают проходят открытую защиту своих исследовательских работ и творческих проектов с приглашениям специалистов в оласти здоровья и медицины, профильных преподавателей-предметников школы, родителей и одноклассников.
Успешно завершим обучение вручается Свидетельство об окончании “Начальной школы юных медиков” по утвержденной форме для выпускников системы дополнительного образования.
“Согласовано” | | “Согласовано” | |
На заседании ШМО учителей начальных классов. | | Зам.директора по воспитательной работе | |
Руководитель ШМО .................................. Афентьева О.А. | | ......................................Мазохина Е.А. | |
Протокол №1 от 30 августа 2020 г. | | 30 августа 2020 г. | |
Программа внеурочной деятельности “НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ЮНОГО МЕДИКА”
(1-4 класс)
Содержание программы второго года обучения (2 класс)
ВВОДНЫЕ ЗАНЯТИЯ. ПОВТОРЕНИЕ РАНЕЕ ПРОЙДЕННЫХ ТЕМ.
Вводное занятие. Врач – самая благородная профессия – профилактическая и спортивная медицина, здоровое питание.
Программа второго года обучения и проекты школьников в области здоровья и здоровьесбережения. Повторение основных вопросов программы первого класса “Культура чистоты и здоровья”.
МИР, КОТОРЫЙ ТЕБЯ ОКРУЖАЕТ, И ТЫ В НЕМ
Литература о здоровье и медицине для начинающих юных медиков.
Взаимосвязи человека с окружающим миром их значение для здоровья человека. Экология. Вода в жизни человека и его организме. Значение для профилактики и лечения заболеваний. Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Предупреждение заболеваний.
УРОКИ МОЙДОДЫРА И АЙБОЛИТА. ВАЖНЕЙШИЕ ПРАВИЛА НА ВСЮ ЖИЗНЬ.
Хорошее настроение – основа хорошего самочувствия и здоровья человека.
Чистота – залог здоровья. Знай свой рост, вес и давление. Рассчитай свой ИМТ.
Движение – это жизнь и профилактика заболеваний.
Здоровое дыхание и жизненно важные процессы в организме.
ФИЗКУЛЬТУРА, СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
Знакомство с муниципальной Детско-юношеской спортивной школой
Легкая атлетика и здоровье человека. Гимнастика и здоровье человека. Тяжелая атлетика и здоровье человека. Единоборства и здоровье человека. Подвижные игры и здоровье человека. Факторы риска и предупреждение травм и заболеваний.
Фитнес-культура и здоровье человека. Факторы риска и предупреждение травм и заболеваний.
Танцы и их роль в жизни человека, сохранении здоровья и жизненного тонуса, долголетии.
ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ
Роль питания в развитии и здоровье человека. Сколько раз в день и как надо принимать пищу. Полезные и вредные продукты для человека.
Витамины в жизни человека. Лечение питанием – диетическое питание.
Диетическое питание при заболеваниях системы пищеварения с дегустацией.
Как приготовить полезный завтрак. Ужин в жизни и здоровье человека.
БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Можно ли быть себе врагом - о вредных привычках
Правила дорожного движения и безопасность езды на велосипеде и самокате.
Правила безопасности и первой помощи при пользовании электрическими приборами. Правила безопасности и первой помощи на воде.
ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ
Итоговое занятие - Праздник здоровья и медицины проводят юные медики второклассники для учеников всех вторых классов “В здоровом теле – здоровый дух”.
Совместное итоговое занятие юных медиков всех четырех лет обучения - праздник здоровья и медицины юных медиков начальной школы “Мы – юные медики”.
Программа внеурочной деятельности “НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ЮНОГО МЕДИКА”
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс. Физическая культура и здоровое питание
№ | Тема | Кол-во часов | Плановые сроки проведения | Скоррек-тированные сроки проведения |
Тео-рия | Прак-тика |
| ВВОДНЫЕ ЗАНЯТИЯ. ПОВТОРЕНИЕ РАНЕЕ ПРОЙДЕННЫХ ТЕМ. | | | | |
1 | Вводное занятие. Врач – самая благородная профессия – профилактическая и спортивная медицина, здоровое питание. | 1 | | | |
2 | Программа второго года обучения и проекты школьников в области здоровья и здоровьесбережения. | 1 | | | |
3 | Повторение основных вопросов программы первого класса “Культура чистоты и здоровья”. | 1 | | | |
| МИР, КОТОРЫЙ ТЕБЯ ОКРУЖАЕТ, И ТЫ В НЕМ | | | | |
4 | Литература о здоровье и медицине для начинающих юных медиков | | 1сп | | |
5 | Взаимосвязи человека с окружающим миром их значение для здоровья человека. Экология. | 1 | | | |
6 | Вода в жизни человека и его организме. Значение для профилактики и лечения заболеваний. | | 1 | | |
7 | Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Предупреждение заболеваний. | 1 | | 23.10 | |
| УРОКИ МОЙДОДЫРА И АЙБОЛИТА. ВАЖНЕЙШИЕ ПРАВИЛА НА ВСЮ ЖИЗНЬ. | | | | |
8 | Хорошее настроение – основа хорошего самочувствия и здоровья человека. | | 1 | 30.10 | |
9 | Чистота – залог здоровья. | 1 | | 6.11 | |
10 | Знай свой рост, вес и давление. Рассчитай свой ИМТ. | | 1 | 13.11 | |
11 | Движение – это жизнь и профилактика заболеваний. Утренняя гимнастика. | | 1сп | | |
12 | Здоровое дыхание и жизненно важные процессы в организме. | | 1сп | | |
| ФИЗКУЛЬТУРА, СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА | | | | |
13 | Знакомство с муниципальной Детско-юношеской спортивной школой | 1сп | | | |
14 | Легкая атлетика и здоровье человека. Факторы риска и предупреждение травм и заболеваний. | 1сп | | | |
15 | Гимнастика и здоровье человека. Факторы риска и предупреждение травм и заболеваний. | 1сп | | | |
16 | Тяжелая атлетика и здоровье человека. Факторы риска и предупреждение травм и заболеваний. | | 1сп | | |
17 | Единоборства и здоровье человека. Факторы риска и предупреждение травм и заболеваний. | | 1сп | | |
18 | Подвижные игры и здоровье человека. Факторы риска и предупреждение травм и заболеваний. | | 1 | | |
19 | Фитнес-культура и здоровье человека. Факторы риска и предупреждение травм и заболеваний. | | 1сп | | |
20 | Танцы и их роль в жизни человека, сохранении здоровья и жизненного тонуса, долголетии. | | 1сп | | |
| ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ | | | | |
21 | Роль питания в развитии и здоровье человека. | 1 | | | |
22 | Сколько раз в день и как надо принимать пищу. | 1 | | | |
23 | Полезные и вредные продукты для человека. | 1 | | | |
24 | Витамины в жизни человека. | 1 | | | |
25 | Лечение питанием – диетическое питание. | 1сп | | | |
26 | Диетическое питание при заболеваниях системы пищеварения с дегустацией. | | 1сп | | |
27 | Как приготовить полезный завтрак. | | 1 | | |
28 | Ужин в жизни и здоровье человека. | | 1 | | |
| БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА | | | | |
29 | Можно ли быть себе врагом - о вредных привычках | 1 | | | |
30 | Правила дорожного движения и безопасность езды на велосипеде и самокате. | | 1 | | |
31 | Правила безопасности и первой помощи при пользовании электрическими приборами. | | 1 | | |
32 | Правила безопасности и первой помощи на воде. | 1 | | | |
| ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ | | | | |
33 | Итоговое занятие - Праздник здоровья и медицины проводят юные медики второклассники для учеников всех вторых классов “В здоровом теле – здоровый дух”. | | 1 | | |
34 | Совместное итоговое занятие юных медиков всех четырех лет обучения - праздник здоровья и медицины юных медиков начальной школы “Мы – юные медики”. | | 1 | | |
| Всего | 16 | 18 | | |
| Итого | 34 | | |
| В т.ч.занятия у социальных партнеров (сп) | 11 | | |
“Согласовано” | | “Согласовано” | | |
На заседании ШМО учителей начальных классов. | | Зам.директора по воспитательной работе | | |
Руководитель ШМО .................................. Афентьева О.А. | | ......................................Мазохина Е.А. | | |
Протокол №1 от 30 августа 2020 г. | | 30 августа 2020 г. | | |