СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА 5 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена с календарно-тематическим планированием и соответствует требованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА 5 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Оконешниковская средняя школа»



Рассмотрено

на заседании МО учителей-предметников


__________/ Т. Г. Троицкая

(подпись) (ФИО руководителя МО)


__________/ ____________________

(подпись) (ФИО эксперта)


Протокол № от «» сентября 2021 г.

Согласовано

заместитель директора по УВР

МБОУ «Оконешниковская СШ»


__________/ Е.А. Гармс

Утверждено

директор

МБОУ «Оконешниковская СШ»

______________/ С.А. Жосан


Приказ № 55 от «1» сентября 2021 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

5 класс

по программе Н.И. Шевченко




Подготовила:

Бережная Ирина Алексеевна

учитель истории и обществознания

МБОУ «Оконешниковская СШ»





2021 - 2022 учебный год


Планируемые результаты освоения учебного курса

«Всеобщая история. История Древнего мира» по итогам обучения в 5 классе


Личностные результаты:

— готовность и способность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;

— сформированность их мотивации к целенаправленной учебно-познавательной деятельности;

— сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, к окружающим людям и к жизни в целом;

— развитие чувства личности;

— система индивидуально значимых и общественно приемлемых социальных и межличностных отношений;

— предпосылки правосознания и социальные компетенции - способность ставить цели и строить жизненные планы с учётом своих потребностей и интересов, а также социально значимых сфер деятельности в рамках социально-нормативного пространства.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Выпускник сможет:

• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выпускник сможет:

• определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Выпускник сможет:

• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

• находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

• устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

• сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Выпускник сможет:

• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

• анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Выпускник сможет:

• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

• соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

Познавательные:

1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Выпускник сможет:

• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

• выделять явление из общего ряда других явлений;

• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Выпускник сможет:

• обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

• определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

• анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

3. Смысловое чтение. Выпускник сможет:

• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

• резюмировать главную идею текста;

• преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

• критически оценивать содержание и форму текста.

4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Выпускник сможет:

• определять свое отношение к природной среде;

• анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

• распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

• выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Выпускник сможет:

• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

• формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

Коммуникативные:

1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Выпускник сможет:

• определять возможные роли в совместной деятельности;

• играть определенную роль в совместной деятельности;

• принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

• определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

• строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

• корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

• организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

• устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Выпускник сможет:

• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Выпускник сможет:

• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

Предметные результаты:

• знание основных дат, этапов и ключевых событий истории Древнего мира; выдающихся деятелей всеобщей истории данного периода; важнейших достижений культуры и системы ценностей, сформировавшихся в ходе исторического развития;

• формирование умений определять последовательность, длительность исторических событий, явлений, процессов; соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами; синхронизировать события (явления, процессы) истории разных стран и народов; определять современников исторических событий (явлений, процессов);

• формирование умений использовать легенду исторической карты/схемы, показывать и называть обозначенное на карте пространство (географические объекты, территории расселения народов, государства и т. п.), места, где произошли изучаемые события (явления, процессы), рассказывать о ходе исторических событий, процессов, характеризовать социально-экономическое развитие изучаемых регионов, геополитическое положение государств в указанный период; соотносить информацию тематических и общих (обзорных) исторических карт;

• формирование умений проводить атрибуцию текстового исторического источника (определять его авторство, время и место создания, события, явления, процессы, о которых идёт речь, и др.); анализировать текст исторического источника с точки зрения его темы, цели создания, основной мысли, основной и дополнительной информации; анализировать позицию автора документа и участников событий (процессов), описываемых в историческом источнике; отвечать на вопросы по содержанию исторического источника и составлять на его основе план, таблицу, схему; соотносить содержание текстового исторического источника с другими источниками информации при изучении событий (явлений, процессов); привлекать контекстную информацию для анализа исторического источника;

• формирование умений различать основные типы исторических источников; соотносить вещественный исторический источник с историческим периодом, к которому он относится; описывать вещественный источник; использовать вещественные источники для составления краткого описания исторических событий (явлений, процессов);

• формирование умений анализировать историческую информацию, представленную в различных формах (в том числе в форме таблиц, схем, графиков, диаграмм); представлять историческую информацию в форме таблиц, схем;

• формирование умений и владение приёмами описания исторических событий и памятников культуры на основе иллюстративного материала (изобразительной наглядности);

• формирование умений объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

• формирование умений рассказывать на основе плана о важнейших исторических событиях Древнего мира и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;

• формирование умений выявлять существенные черты и характерные признаки исторических процессов, явлений и событий;

• формирование умений устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов;

• формирование умений выявлять сходство и различия сравниваемых исторических событий, явлений, процессов;

• формирование умений определять и объяснять, аргументировать с опорой на фактический материал своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древнего мира, достижениям мировой культуры;

• формирование умений и владение приёмами взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.

Выпускник научится:

• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);

• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

• раскрывать характерные, существенные черты:

а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.);

б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы);

в) религиозных верований людей в древности;

• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.


Выпускник получит возможность научиться:

давать характеристику общественного строя древних государств;

сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории
















































СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГ КУРСА

«Всеобщая история. История Древнего мира» в 5 классе

(70 часов)

История Древнего мира (1 ч)

Что изучает история. Историческая хронология (счёт лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.

Первобытность (6 ч)

Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремёсел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций. Счёт лет в истории

Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.

Древний Восток (20 ч)

Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремёсел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.

Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.

Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединённого государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремёсел и торговли. Великий шёлковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

Античный мир: понятие. Карта античного мира.

Древняя Греция (21 ч)

Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.

Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.

Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.

Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и её распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.

Древний Рим (19 ч)

Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.

Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.

От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.

Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.

Резерв (4 ч)







































Тематическое планирование курса

«Всеобщая история. История Древнего мира» в 5 классе

(2 часа в неделю, всего 70 часов)



Распределение форм промежуточной аттестации

п/п

Наименование

формы

аттестации

Период проведения промежуточной аттестации

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Всего

1.

Контрольная работа

1

1

1

1

4



п\п

Тема урока


Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

Тема 1. Счёт лет в истории

1/1

Введение. Счёт лет в истории

1



РАЗДЕЛ 1. ПЕРВОБЫТНОСТЬ (5 ч)

Тема 2. Первобытные собиратели и охотники (3 ч)

2/1

Древнейшие люди

1



3/2

Родовые общины охотников и собирателей

1



4/3

Возникновение искусства и религиозных верований. Наш край в древности (РК)

1



Тема 3. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 ч)

5/1

Возникновение земледелия и скотоводства

1



6/2

Появление неравенства и знати

1



РАЗДЕЛ 2. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (20 ч)

Тема 4. Древний Египет (8 ч)

7/1

Государство на берегах Нила

1



8/2

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1



9/3

Жизнь египетского вельможи

1



10/4

Военные походы фараонов

1



11/5

Религия древних египтян

1



12/6

Искусство Древнего Египта.

1



13/7

Письменность и знания древних египтян

1



14/8

Повторительно-обобщающий урок по теме «Перво-бытность. Древний Египет». Контрольная работа

1



Тема 5. Западная Азия в древности (7 ч)

15/1

Анализ контрольной работы. Древнее Двуречье

1



16/2

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1



17/3

Финикийские мореплаватели

1



18/4

Библейские сказания

1



19/5

Древнееврейское царство

1



20/6

Ассирийская держава

1



21/7

Персидская держава «царя царей».

Наш край в древности (РК)

1



Тема 6. Индия и Китай (5 ч)

22/1

Природа и люди Древней Индии

1



23/2

Индийские варны

1



24/3

Чему учил китайский мудрец Конфуций

1



25/4

Первый властелин единого Китая

1



26/5

Повторительно-обобщающий урок по теме «Западная Азия, Индия и Китай в древности».

Контрольная работа

1



РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (21 ч)

Тема 7. Древнейшая Греция (5 ч)

27/1

Анализ контрольной работы. Греки и критяне

1



28/2

Микены и Троя

1



29/3

Поэма Гомера «Илиада»

1



30/4

Поэма Гомера «Одиссея»

1



31/5

Религия древних греков

1



Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч)

32/1

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1



33/2

Зарождение демократии в Афинах

1



34/3

Древняя Спарта

1



35/4

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Наш край в древности (РК)

1



36/5

Олимпийские игры в древности

1



37/6

Победа греков над персами в Марафонской битве

1



38/7

Нашествие персидских войск на Элладу

1



Тема 9. Возвышение Афин в V веке до н. э. (5 ч)

39/1

В гаванях афинского порта Пирей

1



40/2

В городе богини Афины

1



41/3

В афинских школах и гимнасиях

1



42/4

В афинском театре

1



43/5

Афинская демократия при Перикле

1



Тема 10. Македонские завоевания в IV веке до н. э. (4 ч)

44/1

Города Эллады подчиняются Македонии

1



45/2

Поход Александра Македонского на Восток

1



46/3

В Александрии Египетской

1



47/4

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Греция». Контрольная работа

1



РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ (19 ч)

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч)

48/1

Анализ контрольной работы. Древнейший Рим

1



49/2

Завоевание Римом Италии

1



50/3

Устройство Римской республики

1



Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч)

51/1

Вторая война Рима с Карфагеном

1



52/2

Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье

1



53/3

Рабство в Древнем Риме.

Наш край в древности (РК)

1



Тема 13. Гражданские войны в Риме (4 ч)

54/1

Земельный закон братьев Гракхов

1



55/2

Восстание Спартака

1



56/3

Единовластие Цезаря

1



57/4

Установление империи

1



Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч)

58/1

Соседи Римской империи

1



59/2

Рим при императоре Нероне

1



60/3

Первые христиане и их учения

1



61/4

Расцвет Римской империи во 2-м веке

1



62/5

Вечный город и его жители

1



Тема 15. Разгром Рима и падение Западной Римской империи (4 ч)

63/1

Римская империя при Константине

1



64/2

Взятие Рима варварами

1



65/3

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Рим». Контрольная работа

1



66/4

Итоговое повторение по курсу «История Древнего мира». Наш край в древности (РК)

1



Резерв (4 ч)

67/1

Резерв

1



68/2

Резерв

1



69/3

Резерв

1



70/4

Резерв

1