СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа состоит : из пояснительной записки, календарно- тематического планирования , готова к применению.
Пояснительная записка
Общая характеристика программы
Данная рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса разработана на основе: федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования; примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, авторской программы И. Годер,Н.И. Шевченко, А.Я. Юдовской «Всеобщая история. 5–9 класс». М.: Просвещение, 2014
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Вигасин А.А., Годер Г.И.,Свенцицкая И.С. История Древнего мира. 5класс. М.: Просвещение, 2016.
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по истории Древнего мира.
5 класс. М.: ВАКО., 2015.
Ковригина Т.В. Технологические карты уроков по истории Древнего мира.
5 класс. Волгоград.,2014.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль для личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание уважения к истории и традициям, освоение
исторического опыта, норм и ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.
Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание примерной программы по всеобщей истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:
• деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и ее способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
• компетентностный подход, рассматривающий приоритетными задачами в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) навыков, развитие способностей, различных умений и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;
• дифференцированный подходе при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учета возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;
• личностно-ориентированный (гуманистический)подход, рассматривающий обучение как осмысленные, самостоятельно инициируемый процесс, направленный на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода – мотивация и стимулирование осмысленного учения;
• проблемный подход, предполагающий усвоение (ТК)программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий принцип развивающего обучения.
Логические связи предмета «История» с остальными предметами (разделами) учебного образовательного плана на ступени основного общего образования использование межпредметных связей базируется прежде всего на интегративном взаимодействии курсов истории и обществознания. Это позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм
общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. В рамках исторического образования учащиеся используют понятийный аппарат, усвоенный при изучении обществознания. Использование потенциала межпредметных
связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории
и образовательных предметов области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса
духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».
Цели обучения:
• осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
• показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
• охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий – буддизма и христианства);
• раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Подобный подход дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность
и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот
или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.
Задачи обучения:
• формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях античности;
• овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие ее особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
• воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
• формирование способности к самовыражению, самореализации на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
• развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
• формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества;
• развитие умения работать с книгой и с картографическим материалом;
• формирование навыков пересказа материала учебника;
• формирование умения пользоваться историческими терминами и понятиями;
• развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории Древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Содержание курса обучения:
Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Этим обусловлены как цель и значение курса, так и трудности его изучения. Общая цель исторического образования состоит в приобщении учащихся к национальным и мировым культурным традициям, в воспитании патриотизма, формировании гражданского самосознания. Эта общая цель определяет и задачи курса истории Древнего мира. На материале древней истории начинается формирование основ системных исторических знаний, в более широком плане – основ гуманитарной и гуманистической культуры у учащихся. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов. Школьный курс по всеобщей истории предоставляет подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности ее поступательного развития и ценности.
Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории; познакомиться с примерами героизма и самоотверженности во имя общества и осмыслить их. В этом заключается воспитывающая функция прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества – все это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется
социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личным и уникальности каждой личности.
В программе акцентируется внимание на том, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему.
Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного
знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечиваются логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами будут способствовать формированию
и развитию исторического мышления у учащихся.
Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по всеобщей истории в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных
свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.
Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации
младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий,
культур, об основах человеческого общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.
Курс знакомит учащихся с формированием человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие цивилизация в значении «стадия общественного развития», противопоставленное первобытности. Более
полное толкование термина цивилизация как совокупности хозяйственных, политических, идеологических особенностей определенного общества (или обществ)
дается на примере античной (полисной) цивилизации.
В учебнике и тематическом планировании представлено системное освещение истории древних цивилизаций в контексте единого мира, что призвано сформировать
у учащихся понимание всеобщности человеческой истории с древнейших времен. Такая последовательность изучения материала позволяет сравнивать развитие древних обществ и цивилизаций, различные процессы, отдельные личности и культуры. Учащиеся получают возможность проводить исторические параллели, анализировать и делать выводы. Большое внимание уделяется тому, чтобы учащиеся погружались в мир синхронизированной, сравнительной истории, что является непременным условием становления прогрессивного исторического мышления. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторически обусловленного многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей. Содержание курса соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по истории.
Содержание подготовки школьников по истории выстроено с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимосвязи категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматриваются как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.
Основу курса по истории Древнего мира для 5 класса составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство – историческая карта Древнего мира.
3. Историческое движение:
• эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей;
• формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.;
• образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношение власти и общества;
• история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций
в мировую культуру;
• развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность): проблема войны и мира в истории. Сквозная линия, пронизывающая и связующая все названное выше, – человек в истории. Она предполагает
характеристику:
• условий жизни и быта людей в древности;
• их потребностей, интересов, мотивов действий;
• восприятия мира, ценностей;
• жизни и деятельности отдельно взятого человека в контексте времени.
В соответствии с содержательной линией «Человек в истории» ход и следствия событий прошлого раскрываются в учебниках и на уроках через деяния и судьбы
людей. С учетом возрастных возможностей пятиклассников значительное место отводится материалу, служащему выработке у подростков эмоционально-ценностного отношения к событиям и людям, формированию у них гражданских позиций
Основное содержание курса «История Древнего мира» (70ч)
Введение. Откуда мы знаем, как жили наши предки.
Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках. Понятия история, археология, этнография, хронология, нумизматика.
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ
Глава 1. Первобытные собиратели и охотники. Понятие первобытные люди. Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик,
отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление
о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота.
Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.
Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды (из звериных шкур), жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религии. Изображение
животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия колдовской обряд, душа, страна мертвых.
Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы.
Понятие Западная Азия. Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла – гончарство, прядение, ткачество. Основные
орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия старейшина, совет старейшин, племя, вождь племени. Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия дух, бог, идол, молитва, жертва.
Начало обработки металлов. Изобретение плуга.
Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия знать, раб, царь.
Глава 3. Счет лет в истории. Счет лет в истории.
Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный»
счет лет). Понятия год, век (столетие), тысячелетие.
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Глава 4. Древний Египет. Местоположение и природные условия: разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат. Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения: насыпи, каналы, шадуфы.
Возникновение единого государства в Египте. Понятия фараон, вельможа, писец, налог. Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих.
Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.
Города – Мемфис, Фивы. Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.
Религия древних египтян. Священные животные,
боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Ану-бис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия
храм, жрец, миф, мумия, гробница, саркофаг.
Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений
искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия скульптура, статуя,
рельеф, скульптурный портрет, роспись. Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия иероглиф, папирус, свиток.
Глава 5. Западная Азия в древности. Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южно-го Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата.) Понятия человек разумный, родовая община. плодородие почв, отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении. Города шумеров Ур и Урук.
Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед
законом. Понятия закон, ростовщик. Религиозные верования жителей Двуречья. Боги
Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (аст-рономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.
Города Финикии – Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство.
Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.
Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие единобожие. Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф
и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство
и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как
столица царства. Храм бога Яхве. Начало обработки железа. Последствия использо-вания железных орудий труда.Ассирийская держава. Новшества в военном деле
(железное оружие, стенобитные орудия, конница как
особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбана-пала. Гибель Ассирии.Три царства в Западной Азии: Нововавилонское,
Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.Образование Персидской державы (завоевание
Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав
войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.
Глава 6. Индия и Китай в древности. Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования
(почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые».
Возникновение буддизма (легенда о Будде, отноше-ние к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские
цифры. Шахматы. Местоположение и природа древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янзцы. Учение Конфуция. Объединение Китая при Цинь-Шихуане. Расширение территории. Строительство Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Свержение наследников Цинь Шихуана. Великий шолковый путь. Чай.Бумага.Компас.
РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Глава7. Древнейшая Греция
Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек.Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Понятие фреска. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.Микены и Троя. В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Обдик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия.
Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.
Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя с острова Итака — Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.
Религия древних греков. Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов . Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.
Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием
Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов — городов-государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Создание греческого алфавита.
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афин. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.
Зарождение демократии в Афинах. Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.
Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта — военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Понятия эллины, Эллада.Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада — колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.
Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия — город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.
Победа греков над персами в Марафонской битве. Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.
Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия стратег, фаланга, триера. Мораль предания «Перстень Поликрата».
Глава 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса — демократий.
В гаванях афинского порта Пирей. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины — крупнейший центр ремесла и торговли.
В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик — там, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и черно-фигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора — главная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.
В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.
В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.
Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в Vb. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.
Тема 10. Македонские завоевания в IVв. до н.э.
Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции — Македонского царства.
Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа подчинить соседей. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два вектора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр — царь Македонии и Греции.
Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: Река Граник. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию — начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.
В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк — одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии.
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ
Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией
Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота населения древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).
Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул — первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты И Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.
Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы — ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Понятия республика, консул,народный трибун, право вето. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.
Устройство Римской республики. Плебеи — полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливии о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.
Глава 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья
Карфаген — преграда на пути к Сицилии. Карфаген — стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.
Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон — автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье — провинция Рима.
Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Рима — главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры — любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Гладиаторы.Римские учёные о рабах.
Тема 13. Гражданские войны в Риме
Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме.
Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпей. Возвышение Цезаря. Красе, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате. Понятия ветеран, диктатор.
Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и! Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона — римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры
Протяжённость империи и время существования. Неудачные попытки императоров расширить римские владения.
Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи.
Рим при императоре Нероне. Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.
Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане — почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.
Расцвет Римской империи во II в. Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна — «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна — последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.
«Вечный город» и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город — столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи
Римская империя при Константине. Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан.
Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наёмничество варваров в римскую армию. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом — вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Западная Римская империя перестала существовать. Конец эпохи античности.
Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.
Требования к уровню подготовки учащихся по истории Древнего мира
Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Личностным результатом изучения предмета является формирование седующих умений и качеств:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели;
составлять ( индивидуально или в группе) план решения проблемы( выполнение проекта).;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные оценки.
Познавательные УУД:
проводить наблюдение под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
давать определение понятиям.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относится к своему мнению;
принимать позицию другого ученика;
оценивать свои учебные достижения.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Знать/ уметь:
Знание хронологии, работа с хронологией:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий истории Древнего мира;
соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
Знание исторических фактов, работа с фактами:
характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
Работа с историческими источниками:
читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;
сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
Описание (реконструкция):
последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
Анализ, объяснение:
различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
соотносить единичные исторические факты и общие явления;
различать причину и следствие исторических событий, явлений;
выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
Работа с версиями, оценками:
приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:
способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
способность выделять главное в тексте и второстепенное;
способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;
способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно).
способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом.
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной аттестации: тестирование, проверочные, комплексные работы.Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, группового обучения.
Место предмета
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 70 часов за учебный год программа содержит 60 тем, а также тему «Счет лет в истории», для изучения которой обязательно требуется отдельный урок. Кроме того, отдельный урок составляет «Введение». Урок «Семь чудес света»- защита групповых проектов учащихся 5 класса. Отводится 1час. на промежуточную аттестацию в форме комплексной работы. Итоговый урок – повторение по курсу в игровой форме.
Учебно - тематический план с указанием выделяемого времени в часах
№ п/п | Название темы | Количество часов | |
1 | Введение | 1 | |
2 | Жизнь первобытных людей | 7 | |
3 | Древний Восток | 20 | |
4 | Древняя Греция | 21 | |
5 | Древний Рим | 17 | |
6 | Семь чудес света
| 1 | |
7 | Промежуточная аттестация в форме комплексной работы | 1 | |
8 | Урок путешествие «Наследие Древнего мира» | 1 | |
9 | Повторение по курсу | 1 | |
Итого: | 70 |
Список рекомендуемой литературы
Основной
1. Арасланова О.В., Соловьев К.А.Универсальные
поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс. М.: ВАКО, 2013.
2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
3.Борзова Л.П.Игры на уроке истории. М.: ВЛА-ДОС, 2004.
4. Зверева Л.И., Тувельман А.Е. Древний мир.
5 класс. Краткие конспекты уроков для учителя истории. М.: ВЛАДОС, 2004.
5. Контрольно-измерительные материалы. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс / Сост. К.В. Волкова. М.: ВАКО, 2015.
6. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
7.Крючкова Н.Б.Дидактические игры, тесты, загадки по истории древнего мира. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2004.
8. Кулагина Г.А.Сто игр по истории: пособие для
учителя. М.: Просвещение, 1983.
9. Лубченко Ю.Н., Михайлов В.В.История Древнего мира. 5 класс. Методическое пособие для учителя. М.: АСТ, 1998.
10. Национальная образовательная инициатива
«Наша новая школа»: [Электронный документ]. Режим
доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591
11. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 5 класс. М.: ТЦ Сфера, 2004.
12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621–10).
13. Приказ Министерства образования и науки РФ
от 24.11.2011 № МД 1552/03 «Рекомендации по осна-щению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся».
14. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная шко-ла. М.: Просвещение, 2011.
15. Примерные программы внеурочной деятельности / Под ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010.
16. Приоритетный национальный проект «Образование»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/pnpo
17. Северина О.А. История Древнего мира. 5 класс. Поурочные планы по учебнику А.А. Вигасина «История Древнего мира». Ч. 1, 2. Волгоград: «Учитель – АСТ», 2014.
18. Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программыосновного общего образования: [Электронный документ]. Режим доступа: http://standart.edu.ru
19. Справочные материалы. История Древнего мира и Средних веков. 5–6 классы. М.: Дрофа, 1997.
20. Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 гг.: [Электронный документ].
Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/news/8286
21. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.
22. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
23. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
24. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондаков
Дополнительный
1. Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики // Лидеры образования. 2007. № 7.
2. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути преодоления кризиса идентичности и построения гражданского общества //
Вопросы образования. 2008. № 1.
3. Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю.Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. М.: НексПринт, 2011.
4. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / Под общ. ред. М.Б. Лебедевой. СПб.: БХВ-Петербург, 2013.
5. Жильцова О.А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников: дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. М.: Просвещение, 2007.
6. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.
7. Поливанова К.А. Проектная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2015.
8. Сайт «Единое окно доступа к образовательным
ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru
9. Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
10. Сайт «Каталог электронных образовательных
ресурсов Федерального центра»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru
11. Сайт Министерства образования и науки РФ:
[Электронный документ]. Режим доступа: http://mon. gov.ru
12. Современные образовательные технологии / Под ред. Н.В. Бордовской. М.: Кнорус, 2016.
Настенные исторические карты
Древние государства мира.
Рост территории государств в древности.
Древний Восток. Египет и Передняя Азия.
Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н. э. — III в. н. э.).
Древняя Греция (до середины Vв. до н. э.).
Древняя Греция (Vв. до н.э.).
Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.
Древняя Италия.
Рост Римского государства в период республики и империи.
Рост Римского государства в III в. до н. э. — II в. н. э.
Римская республика в III—I вв. до н. э.
Римская империя в I—III вв. н. э.
Римская империя в IV—V вв. Падение Западной Римской империи.
Интернет - ресурсы
1. Презентации по истории Древнего мира на образовательном ресурсе «Архив учебных программ и презентаций»:
http://www.rusedu.ru/subcat 32.html
На сайте можно найти информацию по следующим темам: Древний Египет, Китай, Индия, Персия, Древняя Греция.
2. Презентации по истории Древнего мира на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»:
http://school-collection.edu.ru/
На сайте можно найти информацию по следующим темам: Возникновение христианства; Гражданские войны в Риме. Юлий Цезарь; Жители Древнего Рима; Завоевание Римом Италии.
3. Прочие ресурсы по истории Древнего мира по различным темам:
История Древнего Египта:
http: //maat.org, ru/about/lectures.shtml http: //www.kemet.ru
Электронная библиотека исторических источников от вавилонских глиняных табличек до Библии с комментариями «Древняя история мира»:
http: //www, earth- history.com/
Мировая художественная культура. Древний мир: от первобытности до Рима:
http://www.mhk.spb.ru/
Античная мифология:
http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index.htm
Античное христианство: http: //www, verigi .ru/?book=13 http://www.verigi.ru/?book=94 http: //www, verigi. ru/?book=71
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов | Дата по факту | Примечание |
1 | 03.09 | Введение | 1 |
|
|
|
| Жизнь первобытных людей (7ч) |
|
|
|
2 | 06.09 | Древнейшие люди | 1 |
|
|
3 | 10.09 | Родовые общины охотников и собирателей | 1 |
|
|
4 | 13.09 | Возникновение искусства и религиозных верований | 1 |
|
|
5 | 17.09 | Возникновение земледелия и скотоводства | 1 |
|
|
6 | 20.09 | Появление неравенства и знати | 1 |
|
|
7 | 24.09 | Счет лет в истории
| 1 |
|
|
|
| Древний Восток(20ч) |
|
|
|
8 |
27.09 |
Государство на берегах Нила |
1 |
|
|
9 | 01.10 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | 1 |
|
|
10 | 04.10 | Жизнь египетского вельможи | 1 |
|
|
11 | 08.10 | Военные походы фараонов | 1 |
|
|
12-13 | 11.10 15.10 | Религия древних египтян | 2 |
|
|
14 | 18.10 | Искусство Древнего Египта | 1 |
|
|
15 | 22.10 | Письменность и знание древних египтян | 1 |
|
|
16 | 25.10 | «Древний Египет» | 1 |
|
|
|
| Западная Азия (7ч) |
|
|
|
17 | 29.10 | Древнее Двуречье | 1 |
|
|
18 | 08.11 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 |
|
|
19 | 12.11 | Финикийские мореплаватели | 1 |
|
|
20 | 15.11 | Библейские сказания | 1 |
|
|
21 | 19.11 | Древнееврейское царство | 1 |
|
|
22 | 22.11 | Ассирийская держава | 1 |
|
|
23 | 26.11 | Персидская держава «Царя царей» | 1 |
|
|
|
| Индия и Китай (5ч) |
|
|
|
24 | 29.11 | Природа и люди Древней Индии | 1 |
|
|
25 | 03.12 | Индийские касты | 1 |
|
|
26 | 06.12 | Китайский мудрец Конфуций | 1 |
|
|
27 | 10.12 | Первый властелин единого Китая | 1 |
|
|
|
| Древняя Греция (21ч)
|
|
|
|
28 | 13.12 | Греки и критяне | 1 |
|
|
29 | 17.12 | Микены и Троя | 1 |
|
|
30 | 20.12 | Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» | 1 |
|
|
31 | 24.12 | Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» | 1 |
|
|
32 | 27.12 | Религия древних греков | 1 |
|
|
33 | 29.12 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 |
|
|
34 | 10.01 | Зарождение демократии в Афинах | 1 |
|
|
35 | 14.01 | Древняя Спарта | 1 |
|
|
36 | 17.01 | Основание греческих колоний | 1 |
|
|
37 | 21.01 | Олимпийские игры в древности | 1 |
|
|
38 | 24.01 | Победа греков над персами в Марафонской битве | 1 |
|
|
39 | 28.01 | Нашествие персидских войск на Элладу | 1 |
|
|
40 | 31.01 | В гаванях афинского порта Пирей | 1 |
|
|
41 | 04.02 | В городе богини Афины | 1 |
|
|
42 | 07.02 | В афинских школах и гимнасиях | 1 |
|
|
43 | 11.02 | В афинском театре | 1 |
|
|
44 | 14.02 | Афинская демократия при Перикле | 1 |
|
|
45 | 18.02 | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 |
|
|
46 | 21.02 | Поход Александра Македонского на Восток | 1 |
|
|
47 | 25.02 | В древней Александрии Египетской | 1 |
|
|
48 | 28.02 | «Древняя Греция»
|
|
|
|
|
| Древний Рим (17ч) |
|
|
|
49 | 04.03 | Древний Рим |
|
|
|
50 | 07.03 | Завоевание Римом Италии | 1 |
|
|
51 | 11.03 | Устройство Римской республики | 1 |
|
|
52 | 14.03 | Вторая война Рима с Карфагеном | 1 |
|
|
53 | 18.03 | Установление господства Рима во всем Средиземноморье во II веке до н.э. | 1 |
|
|
54 | 21.03 | Рабство в Древнем Риме | 1 |
|
|
55 | 01.04 | Земельный закон братьев Гракхов | 1 |
|
|
56 | 04.04 | Восстание Спартака | 1 |
|
|
57 | 08.04 | Единовластие Цезаря | 1 |
|
|
58 | 11.04 | Установление империи в Риме | 1 |
|
|
59 | 15.04 | Соседи Римской империи в первые века нашей эры | 1 |
|
|
60 | 18.04 | В Риме при императоре Нероне | 1 |
|
|
61 | 22.04 | Первые христиане и их учение | 1 |
|
|
62 | 25.04 | Расцвет Римской империи | 1 |
|
|
63 | 29.04 | «Вечный город» и его жители | 1 |
|
|
64 | 06.05 | Римская империя при Константине | 1 |
|
|
65 | 13.05 | Взятие Рима готами | 1 |
|
|
66 | 16.05 | Восточная Римская империя при Юстиниане | 1 |
|
|
67
| 20.05
| Семь чудес света
| 1
|
|
|
68 | 23.05 | Промежуточная аттестация в форме комплексной работы | 1 |
|
|
69 | 27.05 | Урок путешествие «Наследие Древнего мира» | 1 |
|
|
70 | 30.05 | Повторительно-обобщающий урок | 1 |
|
|