Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа г. Зернограда
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет – литературное чтение
Уровень общего образования: 2класс (начальное общее образование)
Количество часов по учебному плану: 4ч. в неделю
Учитель: Боженко Е.В.
Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО, утвержденного приказом Минпросвещения России от 31.05.2021г. № 286; Федеральной общеобразовательной программой начального общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 16.11.2022 г.№ 992.
Учебник: Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г., Виноградская Л. А. Литературное чтение. Учебник для 2 класса, изд-во «Просвещение» 2018 г.
2023-2024 учебный год.
Содержание учебного предмета.
О нашей Родине.
Круг чтения: произведения о Родине (на примере не менее трёх стихотворений И. С. Никитина, Ф. П. Савинова, А. А. Прокофьева и др.)Патриотическое звучание произведений о родном крае и природе. Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: любовь к Родине, родному краю, Отечеству. Анализ заголовка, соотнесение его с главной мыслью и идеей произведения. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы. Родины в изобразительном искусстве (пейзажи И. И. Левитана, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова и др.)Произведения для чтения: И.С. Никитин «Русь», Ф.П. Савинов «Родина», А.А. Прокофьев «Родина» и другие (по выбору.)
Фольклор (устное народное творчество).
Произведения малых жанров фольклора (потешки, считалки, пословицы, скороговорки, небылицы, загадки по выбору). Шуточные фольклорные произведения – скороговорки, небылицы. Особенности скороговорок, их роль в речи. Игра со словом, «перевёртыш событий» как основа построения небылиц. Ритм и счёт – основные средства выразительности и построения считалки. Народные песни, их особенности. Загадка как жанр фольклора, тематические группы загадок. Сказка – выражение народной мудрости, нравственная идея фольклорных сказок. Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные). Особенности сказок о животных: сказки народов России. Бытовая сказка: герои, место действия, особенности построения и языка. Диалог в сказке. Понятие о волшебной сказке (общее представление): наличие присказки, постоянные эпитеты, волшебные герои. Фольклорные произведения народов России: отражение в сказках народного быта и культуры.
Произведения для чтения: потешки, считалки, пословицы, скороговорки, загадки, народные песни, русская народная сказка «Каша из топора», русская народная сказка «У страха глаза велики», русская народная сказка «Зимовье зверей», русская народная сказка «Снегурочка», сказки народов России (1-2 произведения) и другие.
Звуки и краски родной природы в разные времена года.
Тема природы в разные времена года (осень, зима, весна, лето) в произведениях литературы (по выбору, не менее пяти авторов). Эстетическое восприятие явлений природы (звуки, краски времён года). Средства выразительности при описании природы: сравнение и эпитет. Настроение, которое создаёт пейзажная лирика. Иллюстрация как отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы «Времена года» в картинах художников (на примере пейзажей И. И. Левитана, В. Д. Поленова, А. И. Куинджи, И. И. Шишкина и др.)и музыкальных произведениях (например, произведения П. И. Чайковского, А. Вивальди и др.)
Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «Вот север, тучи нагоняя…», А.А. Плещеев «Осень», А.К. Толстой «Осень. Обсыпается наш сад…», М.М. Пришвин «Осеннее утро», Г.А. Скребицкий «Четыре художника», Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою», «Зима недаром злится», И.С. Соколов-Микитов «Зима в лесу», С.А. Есенин «Поёт зима – аукает…», И.З. Суриков «Лето» и другие.
О детях и дружбе.
Круг чтения: тема дружбы в художественном произведении (расширение круга чтения: не менее четырёх произведений Н.Н. Носова, В.А. Осеевой, В.Ю. Драгунского, В.В. Лунина и др.)Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: дружба, терпение, уважение, помощь друг другу. Главная мысль произведения. Герой произведения (введение понятия «главный герой»), его характеристика (портрет), оценка поступков.
Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Филиппок», Е.А. Пермяк «Две пословицы», Ю.И. Ермолаев «Два пирожных», В.А. Осеева «Синие листья», Н.Н. Носов «На горке», «Заплатка», А.Л. Барто «Катя», В.В. Лунин «Я и Вовка», В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным» и другие (по выбору.)
Мир сказок.
Фольклорная (народная) и литературная (авторская) сказка: «бродячие» сюжеты (произведения по выбору, не менее четырёх). Фольклорная основа авторских сказок: сравнение сюжетов, героев, особенностей языка. Составление плана произведения: части текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения.
Произведения для чтения: народная сказка «Золотая рыбка», А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», народная сказка «Морозко», В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович», В.И. Даль «Девочка Снегурочка» и другие.
О братьях наших меньших.
Жанровое многообразие произведений о животных (песни, загадки, сказки, басни, рассказы, стихотворения; произведения по выбору, не менее пяти авторов). Дружба людей и животных – тема литературы (произведения Е. И. Чарушина, В. В. Бианки, С. В. Михалкова, Б. С. Житкова, М. М. Пришвина и другие.) Отражение образов животных в фольклоре (русские народные песни, загадки, сказки). Герои стихотворных и прозаических произведений о животных. Описание животных в художественном и научно-познавательном тексте. Нравственно-этические понятия: отношение человека к животным (любовь и забота). Особенности басни как жанра литературы, прозаические и стихотворные басни (на примере произведений И. А. Крылова, Л. Н. Толстого). Мораль басни как нравственный урок (поучение). Знакомство с художниками-иллюстраторами, анималистами (без использования термина): Е. И. Чарушин, В. В. Бианки.
Произведения для чтения: И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», Л.Н. Толстой «Лев и мышь», М.М. Пришвин «Ребята и утята», Б.С. Житков «Храбрый утёнок», В.Д. Берестов «Кошкин щенок», В.В. Бианки «Музыкант», Е.И. Чарушин «Страшный рассказ», С.В. Михалков «Мой щенок» и другие (по выбору).
О наших близких, о семье.
Тема семьи, детства, взаимоотношений взрослых и детей в творчестве писателей и фольклорных произведениях .Отражение нравственных семейных ценностей в произведениях о семье: любовь и сопереживание, уважение и внимание к старшему поколению, радость общения и защищённость в семье. Тема художественных произведений: Международный женский день, День Победы.
Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Отец и сыновья», А.А. Плещеев «Песня матери», В.А. Осеева «Сыновья», С.В. Михалков «Быль для детей», С.А. Баруздин «Салют» и другое (по выбору).
Зарубежная литература. Круг чтения: литературная (авторская) сказка (не менее двух произведений): зарубежные писатели-сказочники (Ш. Перро, Х.-К. Андерсен и др.). Характеристика авторской сказки: герои, особенности построения и языка. Сходство тем и сюжетов сказок разных народов. Составление плана художественного произведения: части текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения.
Произведения для чтения: Ш. Перро «Кот в сапогах», Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка» и другие (по выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, аннотация, иллюстрация. Выбор книг на основе рекомендательного списка, тематические картотеки библиотеки. Книга учебная, художественная, справочная.
При соотнесении прогнозируемого планирования с составленным на 2023-2024 учебный год расписанием и календарным учебным графиком количество часов по предмету составило 135 ч. Это изменение компенсируется перепланировкой подачи материала (см. календарно-тематическое планирование).
Планируемые результаты:
Изучение литературного чтения во 2 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения (без отметочного оценивания);
сравнивать и группировать различные произведения по теме (о Родине,
о родной природе, о детях, о животных, о семье, о чудесах и превращениях),
по жанрам (произведения устного народного творчества, сказка (фольклорная
и литературная), рассказ, басня, стихотворение);
характеризовать (кратко) особенности жанров (произведения устного народного творчества, литературная сказка, рассказ, басня, стихотворение);
анализировать текст сказки, рассказа, басни: определять тему, главную мысль произведения, находить в тексте слова, подтверждающие характеристику героя, оценивать его поступки, сравнивать героев по предложенному алгоритму, устанавливать последовательность событий (действий) в сказке и рассказе;
анализировать текст стихотворения: называть особенности жанра (ритм, рифма), находить в тексте сравнения, эпитеты, слова в переносном значении, объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и по словарю.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений:
соотносить иллюстрации с текстом произведения;
ориентироваться в содержании книги, каталоге, выбирать книгу по автору, каталогу на основе рекомендованного списка;
по информации, представленной в оглавлении, в иллюстрациях предполагать тему и содержание книги;
пользоваться словарями для уточнения значения незнакомого слова.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
участвовать в диалоге: отвечать на вопросы, кратко объяснять свои ответы, дополнять ответы других участников, составлять свои вопросы и высказывания
на заданную тему;
пересказывать подробно и выборочно прочитанное произведение;
обсуждать (в парах, группах) содержание текста, формулировать (устно) простые выводы на основе прочитанного (прослушанного) произведения;
описывать (устно) картины природы;
сочинять по аналогии с прочитанным загадки, рассказы, небольшие сказки;
участвовать в инсценировках и драматизации отрывков из художественных произведений.
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
оценивать своё эмоциональное состояние, возникшее при прочтении (слушании) произведения;
удерживать в памяти последовательность событий прослушанного (прочитанного) текста;
контролировать выполнение поставленной учебной задачи при чтении
(слушании) произведения;
проверять (по образцу) выполнение поставленной учебной задачи.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
выбирать себе партнёров по совместной деятельности;
распределять работу, договариваться, приходить к общему решению, отвечать за общий результат работы.
Изучение литературного чтения направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетическое воспитание:
проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения. (2 КЛАСС)
объяснять важность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: переходить от чтения вслух к чтению про себя в соответствии с учебной задачей, обращаться к разным видам чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное), находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания);
читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 3 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года;
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма);
понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения;
различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни);
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения, составлять план текста (вопросный, номинативный);
описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками, сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям, характеризовать отношение автора к героям, его поступкам;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении;
осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор, литературный герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сравнение, эпитет);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: понимать жанровую принадлежность произведения, формулировать устно простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста;
пересказывать (устно) содержание произведения подробно, выборочно, от лица героя, от третьего лица;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5 предложений);
сочинять по аналогии с прочитанным загадки, небольшие сказки, рассказы;
ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, аннотации, иллюстрациям, предисловию, условным обозначениям;
выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема, раздел курса | Кол-во часов | Электронные учебно-методические материалы | Реализация воспитательного потенциала темы |
1 | О нашей Родине | 6 | https://infourok.ru/prezentaciya-na-temurossiyarodina-moya-klass-1457359.html | Участие в учебном диалоге: выделение и обсуждение главной мысли произведения—любовь к Родине неотделима от любви к родной земле и её природе. Ответы на вопросы: в чём раскрывается истинная красота родной земли? Беседа на тему «Родина бывает разная, но у всех она одна…»,составление своего высказывания по содержанию произведения. |
2 | Фольклор (устное народное творчество) | 16 | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2017/10/08/prezentatsiya-k-uroku-literaturnoe-chtenie-tema-ustnoe-narodnoe https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-klass-443456.html | Участие в учебном диалоге: обсуждение значения пословицы, пословица как главная мысль произведения. Учебный диалог: обсуждение нравственно-этических понятий (о труде, дружбе, добре, семье) в фольклорных произведениях. |
3 | Звуки и краски родной природы в разные времена года (осень) | 8 | https://infourok.ru/prezentaciya-zvuki-i-kraski-oseni-3311878.html https://uchitelya.com/okruzhayuschiy-mir/5753-prezentaciya-kraski-i-zvuki-oseni.html | Обсуждение прослушанного произведения: ответ на вопрос «Какое настроение вызывает произведение? Почему?» |
4 | О детях и дружбе | 12 | https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-literaturnogo-chteniya-na-temu-ya-i-moi-druzya-2-klass-5062084.html https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2017/07/04/prezentatsiya-po-literaturnomu-chteniyu-stihi-o-druzhbe-i-obidah https://infourok.ru/prezentaciyu-k-vneklassnomu-meropriyatiyu-pogovorim-o-druzhbe-klass-2117708.html https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/35746-prezentaciya-druzhba-2-klass.html | Учебный диалог: определение темы и главноймыслипроизведения,соотнесениеглавноймыслиспословицей,подборпословиц. Работа с текстом произведения (изучающее и поисковое выборочное чтение): ответы на вопросы, характеристика героя, установление взаимосвязи между характером героя и его поступками, на хождение описания героя, оценка его поступков (с опорой на текст). Упражнение на сравнение героев одного произведения по предложенному алгоритму. Обсуждение авторской позиции, выражение своего отношения к героям с подтверждением примерами из текста. |
5 | Мир сказок | 12 | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/02/20/prezentatsiyav-mire-skazok https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-mir-narodnoy-skazki-klass-perspektiva-3299087.html | Поиск информации: получение дополнительной информации об авторах литературных сказок, представление своего сообщения в классе. |
6 | Звуки и краски родной природы в разные времена года (зима) | 12 | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/02/25/prezentatsiya-pisateli-o-krasote-rodnoy-pirody-sezony-goda-zima | Работа в группе: распределение обязанностей, выбор произведений для инсценирования и рассказывания наизусть, проведение новогоднего праздника в классе. |
7 | О братьях наших меньших | 18 | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/11/30/prezentatsiya-k-uroku-literaturnogo-chteniya-o-bratyakh-nashikh https://lusana.ru/presentation/2564 | Слушание художественных произведений о животных и оценка своего эмоционального состояния при восприятии произведения. Работа с текстом произведения: определение темы и главной мысли произведения, ответы на вопросы, использование поискового выборочного вида чтения, нахождение портрета героя, средств изображения героев и выражения их чувств, объяснение отношения автора к героям, поступкам. |
8 | Звуки и краски родной природы в разные времена года (весна и лето) | 18 | https://urok.1sept.ru/articles/211558 https://uchitelya.com/okruzhayuschiy-mir/5753-prezentaciya-kraski-i-zvuki-oseni.html | Обсуждение прослушанного произведения: ответ на вопрос «Какое настроение вызывает произведение? Почему?» |
9 | О наших близких, о семье | 13 | https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-semya-i-ya-klass-1383760.html https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/10/23/prezentatsiya-moya-semya-obobshchenie https://lusana.ru/presentation/25640 | Работа в группах: составление сценария праздников«8Марта», «9Мая»: чтение наизусть произведений, исполнение песен, слушание музыки, посвящённой праздникам. Дифференцированная работа: подготовка сообщения о своих родных—участниках Великой Отечественной войны. |
10 | Зарубежная литература | 11 | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/10/27/prezentatsiya-k-uroku-chteniya-2-klass-zarubezhnye-skazki https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-literaturnogo-chteniya-vo-2-klasse-po-teme-znakomstvo-s-razdelom-literatura-zarubezhnyh-stran-dlya-distanci-4265014.html | Характеристика героя: установление взаимосвязи между характером героя и его поступками, описание характера героя, нахождение портрета героя. Составление выставки книг на тему «Зарубежные писатели». Ролевая игра: выполнение роли экскурсовода по выставке книг писателей-сказочников (рассказывание о книгах изучаемой тематики). |
11 | Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой) | 2 | https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-mi-idyom-v-biblioteku-vistavka-knig-enciklopedii-spravochnaya-literatura-dlya-det-1188446.html https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/05/22/prezentatsiya-po-temespravochnaya-literatura | Рассказ о своих любимых книгах по предложенному алгоритму. Рекомендации по летнему чтению, оформление дневника читателя. |
Резервное время | 8 | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 136 |
(Резерв 8 ч. Использовано 7ч., 1 ч. – на праздничные дни)
Поурочное планирование.
№ п/п | Тема урока | Дата | Дата фактически |
1 | Патриотическое звучание произведения Ф.П. Савинова «Родина» и другие по выбору. | 04.09.23 | |
2 | Отражение темы Родина в произведении И.С. Никитина «Русь». | 05.09.23 | |
3 | Отражение нравственных ценностей в произведениях о Родине: любовь к родному краю. На примере произведения С.Т. Романовского «Русь». | 06.09.23 | |
4 | Любовь к природе – тема произведений о Родине. На примере произведения К.Г.Паустовского «Мещёрская сторона». | 07.09.23 | |
5 | Анализ заголовка стихотворения А.А. Прокофьева "Родина" и соотнесение его с главной мыслью произведения. | 11.09.23 | |
6 | Отражение темы Родины в изобразительном искусстве. | 12.09.23 | |
7 | Характеристика особенностей народных песен. | 13.09.23 | |
8 | Загадка как жанр фольклора, тематические группы загадок. | 14.09.23 | |
9 | Анализ особенностей скороговорок, их роль в речи. | 18.09.23 | |
10 | Ритм и счёт – основа построения считалок. | 19.09.23 | |
11 | Шуточные фольклорные произведения: игра со словом. Небылица как «перевёртыш событий». | 20.09.23 | |
12 | Пословицы как жанр фольклора. | 21.09.23 | |
13 | Произведения малых жанров фольклора: потешки, считалки, пословицы, скороговорки, небылицы, загадки . | 25.09.23 | |
14 | Общее представление о волшебной сказке: присказки, повторы. Русская народная сказка «Снегурочка». | 26.09.23 | |
15 | Характеристика героя волшебной сказки, постоянные эпитеты. | 27.09.23 | |
16 | Особенности сказок о животных. На примере русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко». | 28.09.23 | |
17 | Бытовые сказки: особенности построения и язык. Диалоги героев в русской народной сказке «Каша из топора». | 02.10.23 | |
18 | Сказка – выражение народной мудрости, нравственная идея фольклорных сказок. | 03.10.23 | |
19 | Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные). | 04.10.23 | |
20 | Фольклорные произведения народов России. Отражение в сказках быта и культуры народов России. Произведения по выбору. | 05.10.23 | |
21 | Произведения устного народного творчества. | 09.10.23 | |
22 | Проверочная работа по итогам раздела «Фольклор». | 10.10.23 | |
23 | Осень в произведениях А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…», Г.А. Скребицкого «Четыре художника» и других на выбор. | 11.10.23 | |
24 | Восприятие осени в произведении М.М.Пришвина «Утро» и других на выбор. | 12.10.23 | |
25 | Наблюдение за художественными особенностями текста. Произведения по выбору. | 16.10.23 | |
26 | Описание картин осеннего леса в произведениях писателей. Произведения по выбору. | 17.10.23 | |
27 | Сравнение стихотворений об осени. На примере произведений А.А. Плещеева «Осень» и А.К. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…». | 18.10.23 | |
28 | Восприятие пейзажной лирики. Произведения по выбору, например, К.Д. Бальмонт «Осень». | 19.10.23 | |
29 | Проверочная работа по итогам раздела «Звуки и краски осенней природы». (урок в кабинете ЦОС) | 23.10.23 | |
30 | Составление устных рассказов «Природа осенью» по изученным текстам. | 24.10.23 | |
31 | Создание осеннего пейзажа: краски и звуки. Произведения художников и композиторов по выбору. | 25.10.23 | |
32 | Работа с детскими книгами: «Произведения писателей о родной природе». | 26.10.23 | |
33 | Отражение понятия взаимопомощь в произведениях А.Л. Барто «Катя», Ю.И. Ермолаева «Два пирожных» и других на выбор. | 07.11.23 | |
34 | Главный герой: общее представление. Рассказ на выбор, например, С.А. Баруздин «Как Алёшке учиться надоело». | 08.11.23 | |
35 | Оценка поступков и поведения главного героя. Произведения на выбор, например, А.Е.Пермяк «Смородинка». | 09.11.23 | |
36 | Сравнение героев рассказов Н.Н. Носова «На горке» и «Заплатка» . | 13.11.23 | |
37 | Представление темы труда в произведениях писателей на выбор, например, В.Г. Сутеев «Кто лучше?». | 14.11.23 | |
38 | Характеристика героя, его портрет. Произведения о детях на выбор, например, М.М.Зощенко «Самое главное». | 15.11.23 | |
39 | Работа со стихотворением В.В. Лунина «Я и Вовка». | 16.11.23 | |
40 | Тема дружбы в рассказе Е.А. Пермяка «Две пословицы» и других на выбор. | 20.11.23 | |
41 | Характеристика главного героя рассказа Л.Н.Толстого «Филиппок». | 21.11.23 | |
42 | Выделение главной мысли (идеи) рассказа В.Ю.Драгунского «Тайное становится явным». | 22.11.23 | |
43 | Отражение темы дружбы в рассказах о детях. | 23.11.23 | |
44 | Проверочная работа по итогам раздела «О детях и дружбе». | 27.11.23 | |
45 | Средства художественной выразительности: сравнение. Произведения по выбору, например, З.Н.Александрова «Снежок». | 28.11.23 | |
46 | Наблюдение за описанием в художественном тексте. Произведения по выбору, например, С.А. Иванов «Каким бывает снег». | 29.11.23 | |
47 | Картины зимнего леса в рассказе И.С. Соколова-Микитова «Зима в лесу». | 30.11.23 | |
48 | Сравнение образа зимы в произведениях А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…» и С.А.Есенина «Поёт зима – аукает». | 04.12.23 | |
49 | Работа со стихотворением Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою». | 05.12.23 | |
50 | Средства художественной выразительности: эпитет. Произведения по выбору, например, Н.А.Некрасов «Мороз-воевода». | 06.12.23 | |
51 | Составление устного рассказа «Краски и звуки зимнего леса» по изученным текстам. | 07.12.23 | |
52 | Описание игр и зимних забав детей. Произведения по выбору, например, И.З.Суриков «Детство». | 11.12.23 | |
53 | Жизнь животных зимой: научно-познавательные рассказы. Произведения по выбору, например, Г.А. Скребицкого. | 12.12.23 | |
54 | Восприятие зимнего пейзажа в лирических произведениях по выбору. | 13.12.23 | |
55 | Проверочная работа по итогам раздела «Звуки и краски зимней природы». | 14.12.23 | |
56 | Тема "Природа зимой" в картинах художников и произведениях композиторов. | 18.12.23 | |
57 | Характеристика героев русской народной сказки «Дети Деда Мороза». | 19.12.23 | |
58 | Фольклорная основа авторской сказки В.И.Даля «Девочка Снегурочка». | 20.12.23 | |
59 | Сравнение сюжетов и героев русской народной сказки «Снегурочка» и литературной (авторской) В.И. Даля «Девочка Снегурочка». | 21.12.23 | |
60 | Фольклорная основа литературной (авторской) сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». | 25.12.23 | |
61 | Составление плана сказки: части текста, их главные темы. (урок в кабинете ЦОС) | 26.12.23 | |
62 | Организация творческих проектов «Царство Мороза Ивановича» и «Приметы Нового года». | 27.12.23 | |
63 | Здравствуй, праздник новогодний! | 28.12.23 | |
64 | Иллюстрации, их назначение в раскрытии содержания произведения. | 09.01.24 | |
65 | Волшебный мир сказок. «У лукоморья дуб зелёный…» А.С. Пушкин. | 10.01.24 | |
66 | Поучительный смысл «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Характеристика героев. | 11.01.24 | |
67 | Сравнение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» с фольклорными (народными) сказками. | 15.01.24 | |
68 | Работа с фольклорной (народной) и литературной (авторской) сказкой: составление плана произведения, выделение особенностей языка. | 16.01.24 | |
69 | Отражение образов животных в устном народном творчестве (фольклоре). На примере русской народной песни «Коровушка». | 17.01.24 | |
70 | Характеристика героев-животных в фольклорных (народных) сказках. Корякская народная сказка «Хитрая лиса» и другие на выбор. | 18.01.24 | |
71 | Особенности сказок о животных. На примере русской народной сказки «Зимовье зверей» и других на выбор. | 22.01.24 | |
72 | Фольклорные произведения народов России. Произведения по выбору, например, осетинская народная сказка «Человек и ёж». | 23.01.24 | |
73 | Сравнение описания героев-животных в фольклорных (народных) и литературных произведениях. На примере произведений К.Д.Ушинского и других на выбор. | 24.01.23 | |
74 | Соотнесение заголовка и главной мысли рассказа Е.И. Чарушина «Страшный рассказ». | 25.01.24 | |
75 | Осознание понятий друг, дружба на примере произведений о животных. Произведения по выбору, например, удмуртская народная сказка «Мышь и воробей». | 29.01.24 | |
76 | Особенности басни как жанра литературы. Мораль басни как нравственный урок (поучение). | 30.01.24 | |
77 | Сравнение прозаической и стихотворной басен И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак» и Л.Н. Толстого «Лев и мышь». | 31.01.24 | |
78 | Оценка поступков и поведения героя произведения Б.С. Житкова «Храбрый утёнок». | 01.02.24 | |
79 | Отражение темы "Дружба животных" в стихотворении В.Д. Берестова «Кошкин щенок» и других на выбор. | 05.02.24 | |
80 | Сравнение описания животных в художественном и научно-познавательном тексте. | 06.02.24 | |
81 | Представление темы «Отношение человека к животным» в произведениях писателей. | 07.02.24 | |
82 | Отражение нравственно-этических понятий (защита и забота о животных) на примере рассказа М.М. Пришвина «Ребята и утята» и других на выбор. | 08.02.24 | |
83 | Образы героев стихотворных и прозаических произведений о животных. | 12.02.24 | |
84 | Проверочная работа по итогам раздела «О братьях наших меньших». | 13.02.24 | |
85 | Знакомство с художниками-иллюстраторами, анималистами Е.И. Чарушиным, В.В. Бианки. | 14.02.24 | |
86 | Работа с детскими книгами на тему: «О братьях наших меньших»: составление аннотации. | 15.02.24 | |
87 | Старинные народные весенние праздники и обряды. Заклички, веснянки. | 19.02.24 | |
88 | Народная наблюдательность, выраженная в малых жанрах устного народного творчества (фольклоре). | 20.02.24 | |
89 | Наблюдение за описанием весны в художественном тексте. Произведения по выбору, например, А.П. Чехов «Весной» (отрывок). | 21.02.24 | |
90 | Картины весеннего леса в рассказе Г.А. Скребицкого «Четыре художника». | 22.02.24 | |
91 | Средства художественной выразительности в стихотворениях о весне. Произведения по выбору, например, С.Я. Маршак «Весенняя песенка». | 26.02.24 | |
92 | Работа со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»: выделение средств художественной выразительности. | 27.02.24 | |
93 | Жизнь животных весной: рассказы и сказки писателей. Произведения по выбору, например, сказки и рассказы Н.И. Сладкова. | 28.02.24 | |
94 | Красота весенней природы, отражённая в лирических произведениях. Произведения по выбору, например, А.А. Фет «Уж верба вся пушистая». | 29.02.24 | |
95 | Звуки весеннего леса и картины пробуждающейся природы в произведения писателей. Произведения по выбору, например, Г.А.Скребицкий «Весенняя песня». | 04.03.24 | |
96 | Восприятие весеннего пейзажа в лирических произведениях. | 05.03.24 | |
97 | Тема прихода весны в произведениях В.А.Жуковского «Жаворонок» и «Приход весны». | 06.03.24 | |
98 | Признаки весны, отражённые в произведениях писателей. (урок в кабинете ЦОС) | 07.03.24 | |
99 | Сравнение образов одуванчика в произведениях О.И. Высотской «Одуванчик» и М.М. Пришвина «Золотой луг». | 11.03.24 | |
100 | Создание весеннего пейзажа в произведениях писателей. | 12.03.24 | |
101 | Составление устного рассказа «Краски и звуки весеннего леса» по изученным текстам. | 13.03.24 | |
102 | Проверочная работа по итогам раздела «Звуки и краски весенней природы». | 14.03.24 | |
103 | Восприятие произведений о весне. Выделение средств художественной выразительности (сравнение, эпитет). | 18.03.24 | |
104 | Тема «Природа весной» в картинах художников и произведениях композиторов. | 19.03.24 | |
105 | Тема семьи в творчестве писателей. На примере произведения Л.Н. Толстого «Отец и сыновья» и других на выбор. | 20.03.24 | |
106 | Характеристика особенностей колыбельных народных песен: интонационный рисунок. | 21.03.24 | |
107 | Сравнение народной колыбельной песни и стихотворения А.А. Плещеева «Песня матери»: любовь и переживание матери]] | 01.04.24 | |
108 | Оценка взаимооотношений взрослых и детей на примере рассказа Е.А. Пермяка «Случай с кошельком». | 02.04.24 | |
109 | Анализ заголовка и соотнесение его с главной мыслью произведения: В.А. Осеева «Сыновья». | 03.04.24 | |
110 | Нравственные семейные ценности в фольклорных (народных) сказках. Произведения по выбору, например, татарская народная сказка «Три дочери». | 04.04.24 | |
111 | Международный женский день – тема художественных произведений. | 08.04.24 | |
112 | Восприятие произведений о маме: проявление любви и радости общения. Произведения по выбору, например, Л.Н. Толстой «Лучше всех». | 09.04.24 | |
113 | Выделение главной мысли (идеи): уважение и внимание к старшему поколению. Произведения по выбору, например, Р.С. Сеф «Если ты ужасно гордый». | 10.04.24 | |
114 | Работа с текстом произведения С.В. Михалкова «Быль для детей»: осознание темы Великой Отечественной войны. | 11.04.24 | |
115 | Отражение темы День Победы в произведении С.А. Баруздина «Салют» и другие на выбор. | 15.04.24 | |
116 | Проверочная работа по итогам раздела «О наших близких, о семье». | 16.04.24 | |
117 | Работа с детскими книгами на тему: «О наших близких, о семье»: выбор книг на основе тематической картотеки. (урок в кабинете ЦОС) | 17.04.24 | |
118 | Сходство тем и сюжетов сказок разных народов. Произведения по выбору, например, английская народная сказка «Как Джек ходил счастье искать». | 18.04.24 | |
119 | Хитрец и глупец в фольклорных (народных) сказках. Произведения по выбору, например, норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» и русская народная сказка «Вершки и корешки». | 22.04.24 | |
120 | Отражение темы дружбы в сказке братьев Гримм «Бременские музыканты». | 23.04.24 | |
121 | Работа со сказкой братьев Гримм «Бременские музыканты»: составление плана произведения. | 24.04.24 | |
122 | Х.-К. Андерсен - известный писатель-сказочник. Знакомство с его произведениями. | 25.04.24 | |
123 | Выделение главной мысли (идеи) сказки Х.-К. Андерсена «Пятеро из одного стручка» и других его сказок на выбор. | 27.04.24 | |
124 | Особенности построения волшебной сказки Ш. Перро «Кот в сапогах». | 02.05.24 | |
125 | Характеристика героев сказки Ш. Перро «Кот в сапогах». | 06.05.24 | |
126 | Фантазёры и мечтатели – герои произведений. Произведения по выбору, например, Э.Распе «Необыкновенный олень». | 07.05.24 | |
127 | Проверочная работа по итогам раздела «Зарубежные писатели-сказочники». | 08.05.24 | |
128 | Работа с детскими книгами на тему: «Зарубежные сказочники»: соотнесение иллюстраций с содержанием сказок. | 13.05.24 | |
129 | Книга как источник необходимых знаний. На примере произведения Г.А. Ладонщиков «Лучший друг». | 14.05.24 | |
130 | Ориентировка в книге: обложка, содержание, аннотация, иллюстрация. | 15.05.24 | |
131 | Работа с детскими книгами: виды книг (учебная, художественная, справочная). | 16.05.24 | |
132 | Промежуточная аттестация: годовая проверочная работа по итогам изученного во 2 классе. | 20.05.24 | |
133 | Шутливое искажение действительности. На примере произведения Ю.Мориц «Хохотальная путаница» | 21.05.24 | |
134 | Средства создания комического в произведении. На примере произведения Д.Хармса «Весёлый старичок». | 22.05.24 | |
135 | Восприятие лета в произведении И.З. Сурикова «Лето». Выбор книг на основе рекомендательного списка: летнее чтение. | 23.05.24 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 135 ч | | |