Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Савкинская
средняя общеобразовательная школа имени Александра Лескова
Принята на педагогическом совете школы Протокол № от « » _____________2020 г. | Утверждаю директор школы____________/А.А. Байгужинов/ приказ № от « »_______________2020 г. |
Рабочая программа
по учебному курсу «Безопасный интернет»
5 класс
Составитель: Бабий С. В.,
учитель информатики
с. Савкино, 2020
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса «Безопасный интернет» для основного общего образования разработана на основе:
Нормативных документов:
«Закон об образовании в РФ» 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 г. № 19993), (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 г. № 85, Изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 г. № 72, Изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 г. № 81);
С учётом информационно-методических материалов.
Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Безопасный Интернет» заключена в достижении метапредметных результатов и предметных умений дисциплины «Информатика» по формированию навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети интернет, умений соблюдать нормы информационной этики и права.
Цель программы: освоение обучающимися базовых принципов безопасного поведения в сети интернет и безопасности личного информационного пространства.
Задачи обучения:
Образовательные:
Способствовать формированию знаний о безопасном поведении при работе с компьютерными программами, информацией в сети Интернет;
Формировать умения соблюдать нормы информационной этики;
Формировать умения безопасной работы с информацией, анализировать и обобщать полученную информацию.
Развивающие:
Развивать компьютерную грамотность информационную культуру личности в использовании информационных и коммуникационных технологий;
Развивать умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию;
Развивать познавательную и творческую активность в безопасном использовании информационных и коммуникационных технологий; Воспитательные:
Способствовать выработке сознательного и бережного отношения к вопросам
собственной информационной безопасности;
Способствовать формированию и развитию нравственных, этических, патриотических качеств личности.
Стимулировать поведение и деятельность, направленные на соблюдение информационной безопасности.
Общая характеристика учебного курса
Информатика – это научная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в различных средах, а также о методах и средствах их автоматизации.
Учебный курс информатики отражает:
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания информационных процессов в различных средах (системах);
основные области применения информатики, прежде всего информационные и коммуникационные технологии, управление и социальную сферу;
междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
Методы и средства информатики с каждым днём всё больше проникают во все сферы жизни и области знания. Изучение информатики в школе важно не только для тех учащихся, которые планирует стать специалистами, разрабатывающими новые информационные технологии; не менее важно оно и для тех, кто планирует стать в будущем физиком или медиком, историком или филологом, руководителем предприятия или политиком, представителем любой другой области знаний или профессии.
Результаты базового уровня изучения курса ориентированы, в первую очередь, на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Они включают в себя:
понимание курса, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой учебной области;
умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области;
осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями знания.
Учебный план на изучение учебного курса в 5 классе отводит:
1 час в неделю / 35 часов в год.
2. Планируемые результаты изучения курса.
Личностные результаты освоения учебного курса
ориентация учащихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм;
готовность учащихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, понимание значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
готовность учащихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты освоения учебного курса
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные универсальные учебные действия
Базовый уровень:
умение самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
умение ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
умение оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
умение выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
умение сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Повышенный уровень
умение оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
умение организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
Познавательные универсальные учебные действия
Базовый уровень:
умение искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
умение использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
умение находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
умение выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
Повышенный уровень:
умение критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
умение выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
умение менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Базовый уровень:
умение осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
умение координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
Повышенный уровень:
умение при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
умение распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты освоения учебного курса.
Общие сведения о безопасности ПК и Интернета.
Обучающийся научится:
- знать как устроен компьютер и интернет, как работают мобильные устройства, какие существуют угрозы для мобильных устройств, что такое защита персональных данных, аспекты кибербезопасности, что такое компьютерная и информационная безопасность, что такое кибертерроризм и кибервойны, основные угрозы безопасности информации.
Обучающийся получит возможность научится:
- защищать свои персональные данные, составлять безопасные сети контактов, своевременно обнаружить проблемы сети, восстанавливать параметры систем.
Техника безопасности и экология.
Обучающийся научится:
- знать правила поведения в компьютерном классе, как применяются компьютер и мобильные устройства в чрезвычайных ситуациях, какое влияние оказывает компьютер на зрение, какое воздействие оказывают радиоволны на здоровье человека и окружающую среду.
Обучающийся получит возможность научится:
- уметь соблюдать требования ТБ при работе с компьютером, соблюдать гигиенические требования, проводить комплекс упражнений при работе за компьютером.
Проблемы Интернет-зависимости.
Обучающийся научится:
- знать, что такое ЗОЖ, и как влияет компьютер на здоровье, какое психологическое воздействие оказывает информация на личность человека, критерии зависимости, типы интернет-зависимости, как развивается зависимость.
Обучающийся получит возможность научится:
- уметь распознавать и избегать деструктивную информацию в Интернете, уметь вовремя выявить интернет- зависимость и сообщить специалистам.
Методы обеспечения безопасности ПК и Интернета. Вирусы и антивирусы.
Обучающийся научится:
- знать типы вирусов, что такое антивирусная защита, антивирусные программы, как лечить компьютер, как защитить мобильные устройства, как защитить фото и видеоматериалов от скачиваний.
Обучающийся получит возможность научится:
- уметь распознавать вирусы, пользоваться антивирусными защитными программами, соблюдать меры личной безопасности при сетевом общении.
Мошеннические действия в Интернете. Киберпреступления.
Обучающийся научится:
- знать виды интернет-мошенничества, опасности мобильной сети, технику безопасности при регистрации на веб-сайтах, сайтах знакомств, понятия компьютерное пиратство, плагиат, кибернаемники и кибердетективы.
Обучающийся получит возможность научится:
- уметь обезопасить себя при интернет - общении.
Сетевой этикет. Психология и сеть.
Обучающийся научится:
- знать сетевой этикет, этические и правовые нормы информационной деятельности человека, информационный этикет и право, информационную безопасность.
Обучающийся получит возможность научится:
- уметь использовать этические и правовые нормы информационной деятельности человека, информационный этикет и право, информационную безопасность
Государственная политика в области кибербезопасности. Обучающийся научится:
- знать правовые основы защиты от информации, причиняющей вред здоровью и развитию, интеллектуальной собственности, уголовной ответственности за создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ, авторского право, охраны программ для ЭВМ и баз данных(БД), лицензионных программ.
Обучающийся получит возможность научится:
- уметь пользоваться правовыми основами защиты от информации, причиняющей вред здоровью и развитию, интеллектуальной собственности, уголовной ответственности за создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ, авторским правом, охраны программ для ЭВМ и баз данных(БД), лицензионных программ.
Содержание учебного курса.
Общие сведения о безопасности ПК и Интернета (5 часов).
Как устроены компьютер и интернет. Как работают мобильные устройства. Угрозы для мобильных устройств. Защита персональных данных, почему она нужна. Категории персональных данных. Биометрические персональные данные. Безопасный профиль в социальных сетях. Составление сети контактов. Защита киберпространства как комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности. Аспекты кибербезопасности. Компьютерная и информационная безопасность, обнаружение проблем сети, восстановление параметров систем, средства защиты от несанкционированного доступа к данным, криптографическая защита информации. Основные угрозы безопасности информации: утечки, потеря целостности, нарушение работоспособности системы, незаконное тиражирование (воспроизведение). Безопасный серфинг. Безопасные ресурсы для поиска.
Практическая работа. Составить информационный буклет «Моя безопасная сеть» или сделать групповую газету «Безопасность в Интернет».
Техника безопасности и экология (5 часов).
Правила поведения в компьютерном классе. Техника безопасности при работе с компьютером. Компьютер и мобильные устройства в чрезвычайных ситуациях. Компьютер и зрение. Воздействие радиоволн на здоровье и окружающую среду (Wi-Fi, Bluetooth, GSM). Комплекс упражнений при работе за компьютером. Гигиена при работе с ПК
Практическая работа. Создание буклета «Техника безопасности при работе с компьютером».
Проблемы Интернет-зависимости (5 часов).
ЗОЖ и компьютер. Деструктивная информация в Интернете - как ее избежать. Психологическое воздействие информации на человека. Управление личностью через сеть. Интернет и компьютерная зависимость (аддикция). Критерии зависимости с точки зрения психологов (приоритетность, изменения настроения, толерантность, симптом разрыва, конфликт, рецидив). Как развивается зависимость. Типы интернет - зависимости (пристрастие к работе с компьютером, к навигации и поиску информации, игромания и электронные покупки, зависимость от сетевого общения, сексуальные зависимости).
Практическая работа. «Создание мультимедийной презентации «ПК и ЗОЖ. Организация рабочего места».
Методы обеспечения безопасности ПК и Интернета. Вирусы и антивирусы. (6 часов).
Вирусы человека и компьютера, цели компьютерных вирусов. Типы вирусов. Отличия вирусов и закладок. Как распространяются вирусы. Что такое антивирусная защита. Как лечить компьютер. Антивирусные программы для ПК: сканеры, ревизоры и др. Выявление неизвестных вирусов. Защита мобильных устройств. Безопасность при скачивании файлов. Защита программ и данных от несанкционированного копирования. Организационные, юридические, программные и программно-аппаратные меры защиты. Защита программ и данных с помощью паролей, программных и электронных ключей, серийных номеров, переноса в онлайн и т.п. Методы защиты фото и видеоматериалов от копирования в сети. Проверка подлинности (аутентификация) в Интернете. Меры личной безопасности при сетевом общении. Настройки приватности в социальных сетях. Предотвращение несанкционированного доступа к ПК. Пароли, биометрические методы защиты и аутентификация с помощью внешних носителей.
Практическая работа «Установка антивирусной программы»;
Практическая работа. Создание презентации на тему: «Разновидности вирусов Черви, трояны, скрипты», «Шпионские программы», «Шифровальщики». «Троян-вымогатель в социальной сети “ВКонтакте” или наказание для особо любопытных».
Мошеннические действия в Интернете. Киберпреступления. (5 часов).
Виды интернет - мошенничества (письма, реклама, охота за личными данными и т.п.). Фишинг (фарминг). Мошеннические действия в сети. Предложения о разблокировании программ (блокировщики windows). Ложные антивирусы. Сбор «пожертвований» на благотворительность. «Легкий заработок» в Интернете. Пирамиды. Мошенничество при распространении «бесплатного» ПО. Продажа «обучающих курсов» для бизнеса. Опасности мобильной связи. Предложения по установке вредоносных приложений. Мошеннические СМС. Прослушивание разговоров. Определение местоположения телефона. Азартные игры. Онлайн - казино. Букмекерские конторы. Предложения для «инвестирования» денег. Выигрыш в лотерею. Технологии манипулирования в Интернете. Техника безопасности при интернет - общении.
Практическая работа. Доклад на тему: «Правила поведения в сети с мошенниками и злоумышленниками», или «Как не стать жертвой сетевых шуток и розыгрышей».
Сетевой этикет. Психология и сеть. (5 часов).
Что такое этикет. Виды этикета (личный, деловой, письменный, дискуссионный и пр.). Различия этикета в разных странах. Как появился этикет, что это такое. Сетевой этикет. Общие правила сетевого этикета. Этика дискуссий. Взаимное уважение при интернет-общении. Этикет и безопасность. Эмоции в сети, их выражение. Примеры этических нарушений. Безопасная работа в сети в процессе сетевой коммуникации (чаты, форумы, конференции, скайп, социальные сети и пр.). Термины сетевого этикета: оверквотинг, флейм, флуд, оффтопик, смайлики и др. Психологическая обстановка в Интернете: грифинг, кибербуллинг, кибер-моббинг, троллинг, буллицид. Если вы стали жертвой компьютерной агрессии: службы помощи личное общение и общение в группе – чем они отличаются (чаты, форумы, службы мгновенных сообщений).
Практическая работа. «Выпуск видеоролика на тему «Как не испортить себе настроение при общении в Сети и не опуститься до уровня «веб-агрессора».
Государственная политика в области кибербезопасности. (5 часов).
Собственность в Интернете. Авторское право. Интеллектуальная собственность. Платная и бесплатная информация. Защита прав потребителей при использовании услуг Интернет. Защита прав потребителей услуг провайдера. Как расследуются преступления в сети. Ответственность за интернет- мошенничество. Правовые акты в области информационных технологий и защиты киберпространства. Доктрина информационной безопасности.
Практическая работа «Буклет. Правовые основы для защиты от спама».
Практическая работа. Создание презентации «Как уберечь свою персональную информацию в Интернете, если вы общаетесь в социальных сетях».
Тематическое планирование.
№ урока | | Дата проведения |
Раздел, тема урока |
План | Факт |
| | |
Общие сведения о безопасности ПК и Интернета (5 ч) |
1 | Техника безопасности и организация рабочего места. Как устроен компьютер и Интернет. | | |
2 | Защита персональных данных, почему она нужна. | | |
3 | Защита киберпространства. | | |
4 | Основные угрозы безопасности информации. | | |
5 | Практическая работа №1. Сделать газету «Безопасность в Интернет» | | |
Техника безопасности и экология (5ч) |
6 | Компьютер и мобильные устройства в чрезвычайных ситуациях. | | |
7 | Воздействие радиоволн на здоровье и окружающую среду. | | |
8 | Техника безопасности при работе с компьютером. | | |
9 | Компьютерная техника и экология. | | |
10 | Практическая работа №2. Создание буклета «Техника безопасности при работе с компьютером» | | |
Проблемы Интернет – зависимости (5ч) |
11 | Деструктивная информация в Интернете- как ее избежать. | | |
12 | Психологическое воздействие информации на человека. | | |
13 | Управление личностью через сеть. | | |
14 | Интернет и компьютерная зависимость. | | |
15 | Практическая работа №3. Создание презентации «ПК и ЗОЖ. Организация рабочего места» | | |
Методы обеспечения безопасности ПК и Интернета. Вирусы и антивирусы (6 ч). |
16 | Компьютерные вирусы. | | |
17 | Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте. | | |
18 | Организационные, юридические меры защиты. | | |
19 | Меры защиты ПК, аккаунтов, мобильных устройств. | | |
20 | Практическая работа №4. «Установка антивирусной программы» | | |
21 | Практическая работа №5. Создание презентации на тему «Вирус» | | |
Мошеннические действия в Интернете. Киберпреступления. (5 ч). |
22 | Виды интернет- мошенничества. | | |
23 | Мошенничество при распространении «бесплатного» ПО. | | |
24 | Опасности мобильной связи. | | |
25 | Технология манипулирования в интернете. | | |
26 | Практическая работа №6. Доклад «Правила поведения в сети с мошенниками и злоумышленниками». | | |
Сетевой этикет. Психология и сеть. (5ч). |
27 | Что такое этикет. Этика и безопасность | | |
28 | Безопасная работа в сети. | | |
29 | Психологическая обстановка в Интернете. | | |
30 | Психологическая обстановка в Интернете. | | |
31 | Практическая работа №7. Видеоролик на тему «Как не испортить себе настроение в Сети и не опуститься до уровня «веб- агрессора» | | |
Государственная политика в области кибербезопасности. (4ч). |
32 | Собственность в Интернете. | | |
33 | Защита прав потребителей при использовании услуг Интернета. | | |
34 | Доктрина информационной безопасности. | | |
35 | Практическая работа №8. «Буклет Правовые основы для защиты от спама» | | |