СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса "Безопасный Интернет"", 5 класс, 35 часов

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса "Безопасный Интнернет" для учащихся 5 класса, 35 часов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса "Безопасный Интернет"", 5 класс, 35 часов»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Савкинская

средняя общеобразовательная школа имени Александра Лескова





Принята

на педагогическом совете школы

Протокол № от « » _____________2020 г.


Утверждаю

директор школы____________/А.А. Байгужинов/

приказ № от « »_______________2020 г.















Рабочая программа

по учебному курсу «Безопасный интернет»

5 класс








Составитель: Бабий С. В.,

учитель информатики














с. Савкино, 2020

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного курса «Безопасный интернет» для основного общего образования разработана на основе:

Нормативных документов:

«Закон об образовании в РФ» 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 г. № 19993), (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 г. № 85, Изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 г. № 72, Изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 г. № 81);

С учётом информационно-методических материалов.

Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Безопасный Интернет» заключена в достижении метапредметных результатов и предметных умений дисциплины «Информатика» по формированию навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети интернет, умений соблюдать нормы информационной этики и права.

Цель программы: освоение обучающимися базовых принципов безопасного поведения в сети интернет и безопасности личного информационного пространства.

Задачи обучения:

Образовательные:

  1. Способствовать формированию знаний о безопасном поведении при работе с компьютерными программами, информацией в сети Интернет;

  2. Формировать умения соблюдать нормы информационной этики;

  3. Формировать умения безопасной работы с информацией, анализировать и обобщать полученную информацию.

Развивающие:

  1. Развивать компьютерную грамотность информационную культуру личности в использовании информационных и коммуникационных технологий;

  2. Развивать умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию;

  3. Развивать познавательную и творческую активность в безопасном использовании информационных и коммуникационных технологий; Воспитательные:

  1. Способствовать выработке сознательного и бережного отношения к вопросам

собственной информационной безопасности;

  1. Способствовать формированию и развитию нравственных, этических, патриотических качеств личности.

  2. Стимулировать поведение и деятельность, направленные на соблюдение информационной безопасности.

Общая характеристика учебного курса

Информатика – это научная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в различных средах, а также о методах и средствах их автоматизации.

Учебный курс информатики отражает:

  • сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания информационных процессов в различных средах (системах);

  • основные области применения информатики, прежде всего информационные и коммуникационные технологии, управление и социальную сферу;

  • междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.

Методы и средства информатики с каждым днём всё больше проникают во все сферы жизни и области знания. Изучение информатики в школе важно не только для тех учащихся, которые планирует стать специалистами, разрабатывающими новые информационные технологии; не менее важно оно и для тех, кто планирует стать в будущем физиком или медиком, историком или филологом, руководителем предприятия или политиком, представителем любой другой области знаний или профессии.

Результаты базового уровня изучения курса ориентированы, в первую очередь, на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Они включают в себя:

  • понимание курса, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой учебной области;

  • умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области;

  • осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями знания.


Учебный план на изучение учебного курса в 5 классе отводит:

1 час в неделю / 35 часов в год.


2. Планируемые результаты изучения курса.

Личностные результаты освоения учебного курса

  • ориентация учащихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

  • российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм;

  • готовность учащихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, понимание значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

  • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

  • готовность учащихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.


Метапредметные результаты освоения учебного курса

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД):


Регулятивные универсальные учебные действия

Базовый уровень:

  • умение самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • умение ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • умение оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

  • умение выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

  • умение сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Повышенный уровень

  • умение оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

  • умение организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;


Познавательные универсальные учебные действия

Базовый уровень:

  • умение искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  • умение использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

  • умение находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

  • умение выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

Повышенный уровень:

  • умение критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • умение выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

  • умение менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Базовый уровень:

  • умение осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  • умение координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

  • умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

Повышенный уровень:

  • умение при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

умение распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.





Предметные результаты освоения учебного курса.

Общие сведения о безопасности ПК и Интернета.

Обучающийся научится:

- знать как устроен компьютер и интернет, как работают мобильные устройства, какие существуют угрозы для мобильных устройств, что такое защита персональных данных, аспекты кибербезопасности, что такое компьютерная и информационная безопасность, что такое кибертерроризм и кибервойны, основные угрозы безопасности информации.

Обучающийся получит возможность научится:

- защищать свои персональные данные, составлять безопасные сети контактов, своевременно обнаружить проблемы сети, восстанавливать параметры систем.

Техника безопасности и экология.

Обучающийся научится:

- знать правила поведения в компьютерном классе, как применяются компьютер и мобильные устройства в чрезвычайных ситуациях, какое влияние оказывает компьютер на зрение, какое воздействие оказывают радиоволны на здоровье человека и окружающую среду.

Обучающийся получит возможность научится:

- уметь соблюдать требования ТБ при работе с компьютером, соблюдать гигиенические требования, проводить комплекс упражнений при работе за компьютером.

Проблемы Интернет-зависимости.

Обучающийся научится:

- знать, что такое ЗОЖ, и как влияет компьютер на здоровье, какое психологическое воздействие оказывает информация на личность человека, критерии зависимости, типы интернет-зависимости, как развивается зависимость.

Обучающийся получит возможность научится:

- уметь распознавать и избегать деструктивную информацию в Интернете, уметь вовремя выявить интернет- зависимость и сообщить специалистам.

Методы обеспечения безопасности ПК и Интернета. Вирусы и антивирусы.

Обучающийся научится:

- знать типы вирусов, что такое антивирусная защита, антивирусные программы, как лечить компьютер, как защитить мобильные устройства, как защитить фото и видеоматериалов от скачиваний.

Обучающийся получит возможность научится:

- уметь распознавать вирусы, пользоваться антивирусными защитными программами, соблюдать меры личной безопасности при сетевом общении.

Мошеннические действия в Интернете. Киберпреступления.

Обучающийся научится:

- знать виды интернет-мошенничества, опасности мобильной сети, технику безопасности при регистрации на веб-сайтах, сайтах знакомств, понятия компьютерное пиратство, плагиат, кибернаемники и кибердетективы.

Обучающийся получит возможность научится:

- уметь обезопасить себя при интернет - общении.

Сетевой этикет. Психология и сеть.

Обучающийся научится:

- знать сетевой этикет, этические и правовые нормы информационной деятельности человека, информационный этикет и право, информационную безопасность.

Обучающийся получит возможность научится:

- уметь использовать этические и правовые нормы информационной деятельности человека, информационный этикет и право, информационную безопасность

Государственная политика в области кибербезопасности.

Обучающийся научится:

- знать правовые основы защиты от информации, причиняющей вред здоровью и развитию, интеллектуальной собственности, уголовной ответственности за создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ, авторского право, охраны программ для ЭВМ и баз данных(БД), лицензионных программ.

Обучающийся получит возможность научится:

- уметь пользоваться правовыми основами защиты от информации, причиняющей вред здоровью и развитию, интеллектуальной собственности, уголовной ответственности за создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ, авторским правом, охраны программ для ЭВМ и баз данных(БД), лицензионных программ.


  1. Содержание учебного курса.

Общие сведения о безопасности ПК и Интернета (5 часов).

Как устроены компьютер и интернет. Как работают мобильные устройства. Угрозы для мобильных устройств. Защита персональных данных, почему она нужна. Категории персональных данных. Биометрические персональные данные. Безопасный профиль в социальных сетях. Составление сети контактов. Защита киберпространства как комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности. Аспекты кибербезопасности. Компьютерная и информационная безопасность, обнаружение проблем сети, восстановление параметров систем, средства защиты от несанкционированного доступа к данным, криптографическая защита информации. Основные угрозы безопасности информации: утечки, потеря целостности, нарушение работоспособности системы, незаконное тиражирование (воспроизведение). Безопасный серфинг. Безопасные ресурсы для поиска.

Практическая работа. Составить информационный буклет «Моя безопасная сеть» или сделать групповую газету «Безопасность в Интернет».

Техника безопасности и экология (5 часов).

Правила поведения в компьютерном классе. Техника безопасности при работе с компьютером. Компьютер и мобильные устройства в чрезвычайных ситуациях. Компьютер и зрение. Воздействие радиоволн на здоровье и окружающую среду (Wi-Fi, Bluetooth, GSM). Комплекс упражнений при работе за компьютером. Гигиена при работе с ПК

Практическая работа. Создание буклета «Техника безопасности при работе с компьютером».

Проблемы Интернет-зависимости (5 часов).

ЗОЖ и компьютер. Деструктивная информация в Интернете - как ее избежать. Психологическое воздействие информации на человека. Управление личностью через сеть. Интернет и компьютерная зависимость (аддикция). Критерии зависимости с точки зрения психологов (приоритетность, изменения настроения, толерантность, симптом разрыва, конфликт, рецидив). Как развивается зависимость. Типы интернет - зависимости (пристрастие к работе с компьютером, к навигации и поиску информации, игромания и электронные покупки, зависимость от сетевого общения, сексуальные зависимости).

Практическая работа. «Создание мультимедийной презентации «ПК и ЗОЖ. Организация рабочего места».

Методы обеспечения безопасности ПК и Интернета. Вирусы и антивирусы. (6 часов).

Вирусы человека и компьютера, цели компьютерных вирусов. Типы вирусов. Отличия вирусов и закладок. Как распространяются вирусы. Что такое антивирусная защита. Как лечить компьютер. Антивирусные программы для ПК: сканеры, ревизоры и др. Выявление неизвестных вирусов. Защита мобильных устройств. Безопасность при скачивании файлов. Защита программ и данных от несанкционированного копирования. Организационные, юридические, программные и программно-аппаратные меры защиты. Защита программ и данных с помощью паролей, программных и электронных ключей, серийных номеров, переноса в онлайн и т.п. Методы защиты фото и видеоматериалов от копирования в сети. Проверка подлинности (аутентификация) в Интернете. Меры личной безопасности при сетевом общении. Настройки приватности в социальных сетях. Предотвращение несанкционированного доступа к ПК. Пароли, биометрические методы защиты и аутентификация с помощью внешних носителей.

Практическая работа «Установка антивирусной программы»;

Практическая работа. Создание презентации на тему: «Разновидности вирусов Черви, трояны, скрипты», «Шпионские программы», «Шифровальщики». «Троян-вымогатель в социальной сети “ВКонтакте” или наказание для особо любопытных».

Мошеннические действия в Интернете. Киберпреступления. (5 часов).

Виды интернет - мошенничества (письма, реклама, охота за личными данными и т.п.). Фишинг (фарминг). Мошеннические действия в сети. Предложения о разблокировании программ (блокировщики windows). Ложные антивирусы. Сбор «пожертвований» на благотворительность. «Легкий заработок» в Интернете. Пирамиды. Мошенничество при распространении «бесплатного» ПО. Продажа «обучающих курсов» для бизнеса. Опасности мобильной связи. Предложения по установке вредоносных приложений. Мошеннические СМС. Прослушивание разговоров. Определение местоположения телефона. Азартные игры. Онлайн - казино. Букмекерские конторы. Предложения для «инвестирования» денег. Выигрыш в лотерею. Технологии манипулирования в Интернете. Техника безопасности при интернет - общении.

Практическая работа. Доклад на тему: «Правила поведения в сети с мошенниками и злоумышленниками», или «Как не стать жертвой сетевых шуток и розыгрышей».

Сетевой этикет. Психология и сеть. (5 часов).

Что такое этикет. Виды этикета (личный, деловой, письменный, дискуссионный и пр.). Различия этикета в разных странах. Как появился этикет, что это такое. Сетевой этикет. Общие правила сетевого этикета. Этика дискуссий. Взаимное уважение при интернет-общении. Этикет и безопасность. Эмоции в сети, их выражение. Примеры этических нарушений. Безопасная работа в сети в процессе сетевой коммуникации (чаты, форумы, конференции, скайп, социальные сети и пр.). Термины сетевого этикета: оверквотинг, флейм, флуд, оффтопик, смайлики и др. Психологическая обстановка в Интернете: грифинг, кибербуллинг, кибер-моббинг, троллинг, буллицид. Если вы стали жертвой компьютерной агрессии: службы помощи личное общение и общение в группе – чем они отличаются (чаты, форумы, службы мгновенных сообщений).

Практическая работа. «Выпуск видеоролика на тему «Как не испортить себе настроение при общении в Сети и не опуститься до уровня «веб-агрессора».

Государственная политика в области кибербезопасности. (5 часов).

Собственность в Интернете. Авторское право. Интеллектуальная собственность. Платная и бесплатная информация. Защита прав потребителей при использовании услуг Интернет. Защита прав потребителей услуг провайдера. Как расследуются преступления в сети. Ответственность за интернет- мошенничество. Правовые акты в области информационных технологий и защиты киберпространства. Доктрина информационной безопасности.

Практическая работа «Буклет. Правовые основы для защиты от спама».

Практическая работа. Создание презентации «Как уберечь свою персональную информацию в Интернете, если вы общаетесь в социальных сетях».


  1. Тематическое планирование.



урока



Дата проведения

Раздел, тема урока

План

Факт





Общие сведения о безопасности ПК и Интернета (5 ч)

1

Техника безопасности и организация рабочего

места. Как устроен компьютер и Интернет.



2

Защита персональных данных, почему она

нужна.



3

Защита киберпространства.



4

Основные угрозы безопасности информации.



5

Практическая работа №1. Сделать газету

«Безопасность в Интернет»



Техника безопасности и экология (5ч)

6

Компьютер и мобильные устройства в

чрезвычайных ситуациях.



7

Воздействие радиоволн на здоровье и

окружающую среду.



8

Техника безопасности при работе с

компьютером.



9

Компьютерная техника и экология.



10

Практическая работа №2. Создание буклета

«Техника безопасности при работе с компьютером»



Проблемы Интернет – зависимости (5ч)

11

Деструктивная информация в Интернете- как

ее избежать.



12

Психологическое воздействие информации на

человека.



13

Управление личностью через сеть.



14

Интернет и компьютерная зависимость.



15

Практическая работа №3. Создание

презентации «ПК и ЗОЖ. Организация рабочего места»



Методы обеспечения безопасности ПК и Интернета.

Вирусы и антивирусы (6 ч).

16

Компьютерные вирусы.



17

Инструктаж по технике безопасности на

рабочем месте.



18

Организационные, юридические меры защиты.



19

Меры защиты ПК, аккаунтов, мобильных

устройств.



20

Практическая работа №4. «Установка

антивирусной программы»



21

Практическая работа №5. Создание

презентации на тему «Вирус»



Мошеннические действия в Интернете. Киберпреступления. (5 ч).

22

Виды интернет- мошенничества.



23

Мошенничество при распространении

«бесплатного» ПО.



24

Опасности мобильной связи.



25

Технология манипулирования в интернете.



26

Практическая работа №6. Доклад «Правила

поведения в сети с мошенниками и злоумышленниками».



Сетевой этикет. Психология и сеть. (5ч).

27

Что такое этикет. Этика и безопасность



28

Безопасная работа в сети.



29

Психологическая обстановка в Интернете.



30

Психологическая обстановка в Интернете.



31

Практическая работа №7. Видеоролик на тему

«Как не испортить себе настроение в Сети и не опуститься до уровня «веб- агрессора»




Государственная политика в области кибербезопасности. (4ч).

32

Собственность в Интернете.



33

Защита прав потребителей при использовании

услуг Интернета.



34

Доктрина информационной безопасности.



35

Практическая работа №8. «Буклет Правовые

основы для защиты от спама»