Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Садовская средняя общеобразовательная школа №1
Рассмотрена и рекомендована к утверждению ШМО учителей естественнонаучного цикла Руководитель ШМО (эксперт) _____________Г.А.Ситникова подпись ФИО протокол №1 от _________ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР Глаголева Е.П. _________ ________________ подпись ФИО ___________ дата | «Утверждаю» Директор МКОУ Садовской СОШ №1 _____________Н.А.Ярошенко приказ №____от __________ |
Рабочая программа
учебного курса
«Основы биологических знаний»
для 9 класса
Составитель: учитель биологии
Разворотнева Е.В.
С. Садовое 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Количество недельных часов: 1 Количество часов в год: 35
Уровень рабочей программы: углубленный
Классификация рабочей программы: авторская
Цель курса: Формирование, обобщение и расширение знаний по курсу биологии, развитие целостного представления о живых организмах и их месте в биосфере.
Задачи курса:
Расширение и углубление знаний по некоторым вопросам курса биологии.
Обеспечение условий для нахождения необходимого материала по изучаемой теме.
Формирование умений отбора необходимого материала и составление схем, таблиц и рисунков.
Развитие навыков исследовательской деятельности и умений предоставлять результаты исследований.
Развитие коммуникативной активности учащихся.
Содействие профессиональной ориентации учащихся.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа;
Закон РФ «Об образовании» (ст. 32. п.2.7)
Приказ Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27.07.2012г. №760 « Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Учебный план школы на 2017-2018 учебный год.
Определение места и роли учебного курса.
Предлагаемый курс направлен на закрепление, расширение и углубление знаний изученного материала по курсу 6–8 классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие общего культурного уровня учащихся. Программа составлена на основе требований базисного учебного плана и является дополнением к нему, рассчитана на 35 часов в год (час в неделю). Данный курс предусматривает изучение наиболее важных и сложных вопросов программы биологии. Он рассчитан на учащихся как основной, так и старшей ступени обучения и может оказать содействие в выборе дальнейшего профиля обучения. Основное внимание в курсе уделено изучению вопросов курса ботаники, так как материал по этому разделу изучается в неполном объеме, ввиду сокращения часов – 1 час в неделю. В ходе обучения учащиеся добывают необходимый материал из учебных книг и дополнительной литературы и используют полученные знания для составления обобщающих схем, таблиц, рисунков, творческих работ. В процессе изучения курса предусматривается выполнение практических работ. Закрепление изученного материала идет через составленные схемы, рисунки и таблицы. При всей информативности этих занятий они не требуют сложного оборудования и могут быть полезны при организации исследовательской работы.
Место курса в системе профильной подготовки.
Элективный курс “Основные вопросы биологической науки” предназначен как для предпрофильной (9-х класс.Данный курс рассматривает наиболее важные вопросы биологической науки школьной программы гораздо шире и глубже. Это дает возможность учащимся 9-х классов лучше подготовиться к государственной итоговой аттестации и определиться с выбором профиля в 10 классе.
Учебно-методическое обеспечение
Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы/М.:АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008.
Биология. Феномен жизни.Энциклопедия для детей «Аванта +»М.:Аванта +,2000
Егоров И.В. Клиническая анатомия человека: Учебное пособие.Ростов н//Д,1997
Кузнецов В.В., Дмитриева Г.А. Физиология растений. – М.: Высшая школа, 2005.
Коничев А.С., Севастьянов Г.А. Молекулярная биология. – М.: Академия, 2005.
Лемеза М.А. Пособие по биологии для поступающих в вузы. – Минск: Университетское, 1993.
Рувинский А.О. Общая биология. – М.: Просвещение, 2002.
Якушина Н.А. Физиология растений. – М.: Просвещение, 1993.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
-строение клеток бактерий, грибов, растений и животных;
- особенности тканей растительного и животного организма;
-основные способы питания организмов;
- механизм процесса фотосинтеза и его роль;
- строение корня и механизм всасывания воды и минеральных веществ;
- механизм перемещения питательных веществ по организму;
-строения цветка и особенности двойного оплодотворения;
-основные эволюционные изменения у растений и животных и их причины;.
-обмен веществ и его роль.
Учащиеся должны уметь:
-объяснять причину эволюционных изменений;
- уметь сравнивать строение организмов, клеток и устанавливать черты сходства и различия;
-работать с дополнительной литературой и сетью Интернет и отбирать необходимый материал;
-приготовить микропрепарат и работать с микроскопом;
-проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы на основе полученных результатов.
Содержание учебного курса.
Введение
Биология – наука о живых организмах. Царства органического мира и их многообразие. Роль организмов в природе. Основные направления применения биологических знаний.
Лабораторные работы.
Л.р № 1 “Знакомство с многообразием органического мира”.
Клетка и ткани организмов
Клетка – основная структурная единица организма. Строение растительной клетки, ее органоиды. Строение и роль органоидов. Особенности клеток грибов, бактерий и животных. Понятие о тканях и их происхождение и развитие. Разнообразие тканей растений и животных, их особенности и значение для организма. Жизнедеятельность клеток. Рост, развитие и деление клеток. Способы деления клеток. Дыхание и питание клеток. Обмен веществ.
Лабораторные работы:
Л.р № 2 Рассматривание клеток бактерий, кожицу лука, элодеи, клетки слизистой ротовой полости человека.
Л.р № 3 Рассматривание клетки гриба мухомора.
Л.р № 4 Знакомство с тканями растительного организма
Л.р№ 5 Знакомство с тканями животного организма
Л.р № 6 Митоз клеток корешка лука
Л.р № 7 Плазмолиз и деплазмолиз клеток кожицы лука
Царства живой природы
Понятие о систематике растений и животных. Основные царства органического мира и их особенности. Общая характеристика бактерий, грибов, растений и животных и особенности их строения
Способы питания организмов
Обмен веществ и энергией с окружающей средой. Пластический и энергетический обмен веществ. Основные способы питания организмов. Автотрофное питание. Строение клеток листа и хлоропластов. Механизм процесса фотосинтеза. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Хемосинтез. Гетеротрофное питание организмов.
Лабораторные работы.
Л.р № 8 Рассматривание клеток мякоти листа.
Корень и его роль
Строение корня и его роль. Типы корневых систем. Корневые волоски и их роль в процессе всасывания минеральных веществ и воды. Осмотическое свойство клеток корня. Роль корневого давления.
Лабораторные работы.
Л.р № 9 Изучение внешнего строения корня у проросших семян фасоли и пшеницы.
Стебель и его роль
Роль стебля. Строение стебля однодольных и двудольных растений. Восходящий и нисходящий ток. Сосуды и ситовидные трубки. Перемещение питательных веществ по стеблю.
Лабораторные работы.
Л.р № 10 Поперечный срез древесного стебля.
Л.р № 11 Перемещение воды и минеральных веществ по стеблю.
Строение цветка и его роль
Цветок – генеративный орган. Строение цветка. Строение главных органов цветка. Особенности гинецеев. Зигоморфные и актиноморфные цветки. Соцветия, виды соцветий. Опыление растений и виды опыления. Двойное оплодотворение у растений и развитие плода.
Лабораторные работы.
Л.р № 12 Изучение строение цветка по моделям и живым экземплярам.
Л.р № 13 Виды соцветий и их особенности.
Многообразие цветковых растений
Особенности однодольных и двудольных растений. Основные семейства и их особенности. Представители семейств.
Лабораторные работы.
Л.р № 14 Определение растений по определительным карточкам.
Эволюционные изменения в развитие растительного мира
Эволюционный процесс. Основные причины усложнения строения растений в процессе эволюции у низших и высших растений. Основные ароморфозы водорослей, мхов, папоротников, хвощей, плаунов, голосеменных и цветковых растений.
Тематическое планирование
Название темы | Количество часов, отводимых на освоение каждой темы |
Введение | 1 |
Клетки и ткани организмов | 8 |
Царства живой природы | 3 |
Способы питания организмов | 4 |
Корень и его роль | 2 |
Стебель и его роль | 2 |
Строение цветка и его роль | 5 |
Многообразие цветковых растений | 5 |
Эволюционные изменения в развитие растительного мира | 3 |
Обобщающий урок | 1 |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема раздела с указанием количества часов, тема урока | Формы контроля | Дата урока |
По плану | Факт. |
| Введение(1ч) | | | |
1 | Многообразие органического мира. Роль живых организмов. | | 02.09 | |
| Клетки и ткани организмов(8ч) | | | |
2 | Клетка – основная структурная единица организма. Строение растительной клетки. | Л.р | 09.09 | |
3 | Особенности строения органоидов и их роль. | | 16.09 | |
4 | Особенности клеток грибов, бактерий и животных. | | 23.09 | |
5 | Ткани. Особенности тканей растительного организма и их роль. | Л.р | 30.09 | |
6 | Особенности тканей животного организма и их роль. | | 07.10 | |
7 | Основные процессы жизнедеятельности клетки. Способы деления клеток. | | 14.10 | |
8 | Механизм обмена веществ. | | 21.10 | |
9 | Обобщающий урок. | П.р | 28.10 | |
| Царства живой природы(3ч) | | | |
10 | Систематика растений и животных. | | 11.11 | |
11 | Основные царства органического мира. Особенности бактерий и грибов. (семинар) | | 18.11 | |
12 | Особенности растений и животных. (семинар) | | 25.11 | |
| Способы питания организмов(4ч) | | | |
13 | Обмен веществ и энергии с окружающей средой. Пластический и энергетический обмен. | | 02.12 | |
14 | Основные способы питания организмов. | | 09.12 | |
15 | Механизм процесса фотосинтеза и хемосинтеза. | | 16.12 | |
16 | Гетеротрофный способ питания | | 23.12 | |
| Корень и его роль(2ч) | | | |
17 | Строение корня и его роль. | Л.р | 13.01 | |
18 | Типы корневых систем. Механизм всасывания минеральных веществ и воды. | Л.р | 20.01 | |
| Стебель и его роль(2ч) | | | |
19 | Роль стебля. Строение стебля однодольных и двудольных древесных растений. | | 27.01 | |
20 | Перемещение питательных веществ по стеблю. | | 03.02 | |
| Строение цветка и его роль(5ч) | | | |
21 | Строение цветка. | | 10.02 | |
22 | Особенности гинецеев. | | 17.02 | |
23 | Соцветия, виды соцветий. | | 24.02 | |
24 | Виды опылений. | | 03.03 | |
25 | Двойное оплодотворение у цветковых растений. | | 10.03 | |
| Многообразие цветковых растений(5ч) | | | |
26 | Особенности однодольных и двудольных растений. | | 17.03 | |
27 | Особенности растений семейства злаковых и лилейных. | | 07.04 | |
28 | Особенности растений семейства розоцветных, крестоцветных, бобовых. | | 14.04 | |
29 | Особенности растений семейства пасленовых, сложноцветных. | | 21.04 | |
30 | Практическое занятие “Определение растений по определительным карточкам”. | П.р | 28.04 | |
| Эволюционные изменения в развитие растительного мира(3ч) | | | |
31 | Эволюционный процесс. Основные причины усложнения в строение растений. | | 05.05 | |
32 | Основные ароморфозы водорослей, псилофитов, мхов, плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и цветковых растений. | | 12.05 | |
33 | Жизненный цикл развития растений. | | 19.05 | |
34 | Обобщающий урок | П.р | | |