СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса по биологии для 9 класса "Основы биологических знаний"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса по биологии для 9 класса "Основы биологических знаний"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Садовская средняя общеобразовательная школа №1


Рассмотрена и рекомендована к утверждению ШМО учителей естественнонаучного цикла
Руководитель ШМО (эксперт)

_____________Г.А.Ситникова

подпись ФИО


протокол №1 от _________


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР Глаголева Е.П.

_________ ________________

подпись ФИО


___________

дата

«Утверждаю»

Директор МКОУ Садовской СОШ №1


_____________Н.А.Ярошенко



приказ №____от __________









Рабочая программа

учебного курса

«Основы биологических знаний»


для 9 класса






Составитель: учитель биологии

Разворотнева Е.В.













С. Садовое 2019





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Количество недельных часов: 1 Количество часов в год: 35

Уровень рабочей программы: углубленный

Классификация рабочей программы: авторская

Цель курса: Формирование, обобщение и расширение знаний по курсу биологии, развитие целостного представления о живых организмах и их месте в биосфере.

Задачи курса:

  1. Расширение и углубление знаний по некоторым вопросам курса биологии.

  2. Обеспечение условий для нахождения необходимого материала по изучаемой теме.

  3. Формирование умений отбора необходимого материала и составление схем, таблиц и рисунков.

  4. Развитие навыков исследовательской деятельности и умений предоставлять результаты исследований.

  5. Развитие коммуникативной активности учащихся.

  6. Содействие профессиональной ориентации учащихся.


Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа;

  • Закон РФ «Об образовании» (ст. 32. п.2.7)

  • Приказ Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27.07.2012г. №760 « Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  • Учебный план школы на 2017-2018 учебный год.


Определение места и роли учебного курса.

Предлагаемый курс направлен на закрепление, расширение и углубление знаний изученного материала по курсу 6–8 классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие общего культурного уровня учащихся. Программа составлена на основе требований базисного учебного плана и является дополнением к нему, рассчитана на 35 часов в год (час в неделю). Данный курс предусматривает изучение наиболее важных и сложных вопросов программы биологии. Он рассчитан на учащихся как основной, так и старшей ступени обучения и может оказать содействие в выборе дальнейшего профиля обучения. Основное внимание в курсе уделено изучению вопросов курса ботаники, так как материал по этому разделу изучается в неполном объеме, ввиду сокращения часов – 1 час в неделю. В ходе обучения учащиеся добывают необходимый материал из учебных книг и дополнительной литературы и используют полученные знания для составления обобщающих схем, таблиц, рисунков, творческих работ. В процессе изучения курса предусматривается выполнение практических работ. Закрепление изученного материала идет через составленные схемы, рисунки и таблицы. При всей информативности этих занятий они не требуют сложного оборудования и могут быть полезны при организации исследовательской работы.

Место курса в системе профильной подготовки.

Элективный курс “Основные вопросы биологической науки” предназначен как для предпрофильной (9-х класс.Данный курс рассматривает наиболее важные вопросы биологической науки школьной программы гораздо шире и глубже. Это дает возможность учащимся 9-х классов лучше подготовиться к государственной итоговой аттестации и определиться с выбором профиля в 10 классе.





Учебно-методическое обеспечение

  1. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы/М.:АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008.

  2. Биология. Феномен жизни.Энциклопедия для детей «Аванта +»М.:Аванта +,2000

  3. Егоров И.В. Клиническая анатомия человека: Учебное пособие.Ростов н//Д,1997

  4. Кузнецов В.В., Дмитриева Г.А. Физиология растений. – М.: Высшая школа, 2005.

  5. Коничев А.С., Севастьянов Г.А. Молекулярная биология. – М.: Академия, 2005.

  6. Лемеза М.А. Пособие по биологии для поступающих в вузы. – Минск: Университетское, 1993.

  7. Рувинский А.О. Общая биология. – М.: Просвещение, 2002.

  8. Якушина Н.А. Физиология растений. – М.: Просвещение, 1993.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

-строение клеток бактерий, грибов, растений и животных;
- особенности тканей растительного и животного организма;
-основные способы питания организмов;
- механизм процесса фотосинтеза и его роль;
- строение корня и механизм всасывания воды и минеральных веществ;
- механизм перемещения питательных веществ по организму;
-строения цветка и особенности двойного оплодотворения;
-основные эволюционные изменения у растений и животных и их причины;.
-обмен веществ и его роль.

Учащиеся должны уметь:

-объяснять причину эволюционных изменений;
- уметь сравнивать строение организмов, клеток и устанавливать черты сходства и различия;
-работать с дополнительной литературой и сетью Интернет и отбирать необходимый материал;
-приготовить микропрепарат и работать с микроскопом;
-проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы на основе полученных результатов.

Содержание учебного курса.

Введение

Биология – наука о живых организмах. Царства органического мира и их многообразие. Роль организмов в природе. Основные направления применения биологических знаний.

Лабораторные работы.

Л.р № 1 “Знакомство с многообразием органического мира”.

Клетка и ткани организмов

Клетка – основная структурная единица организма. Строение растительной клетки, ее органоиды. Строение и роль органоидов. Особенности клеток грибов, бактерий и животных. Понятие о тканях и их происхождение и развитие. Разнообразие тканей растений и животных, их особенности и значение для организма. Жизнедеятельность клеток. Рост, развитие и деление клеток. Способы деления клеток. Дыхание и питание клеток. Обмен веществ.

Лабораторные работы:

Л.р № 2 Рассматривание клеток бактерий, кожицу лука, элодеи, клетки слизистой ротовой полости человека.
Л.р № 3 Рассматривание клетки гриба мухомора.
Л.р № 4 Знакомство с тканями растительного организма
Л.р№ 5 Знакомство с тканями животного организма

Л.р № 6 Митоз клеток корешка лука
Л.р № 7 Плазмолиз и деплазмолиз клеток кожицы лука

Царства живой природы

Понятие о систематике растений и животных. Основные царства органического мира и их особенности. Общая характеристика бактерий, грибов, растений и животных и особенности их строения

Способы питания организмов

Обмен веществ и энергией с окружающей средой. Пластический и энергетический обмен веществ. Основные способы питания организмов. Автотрофное питание. Строение клеток листа и хлоропластов. Механизм процесса фотосинтеза. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Хемосинтез. Гетеротрофное питание организмов.

Лабораторные работы.

Л.р № 8 Рассматривание клеток мякоти листа.

Корень и его роль

Строение корня и его роль. Типы корневых систем. Корневые волоски и их роль в процессе всасывания минеральных веществ и воды. Осмотическое свойство клеток корня. Роль корневого давления.

Лабораторные работы.

Л.р № 9 Изучение внешнего строения корня у проросших семян фасоли и пшеницы.

Стебель и его роль

Роль стебля. Строение стебля однодольных и двудольных растений. Восходящий и нисходящий ток. Сосуды и ситовидные трубки. Перемещение питательных веществ по стеблю.

Лабораторные работы.

Л.р № 10 Поперечный срез древесного стебля.

Л.р № 11 Перемещение воды и минеральных веществ по стеблю.

Строение цветка и его роль

Цветок – генеративный орган. Строение цветка. Строение главных органов цветка. Особенности гинецеев. Зигоморфные и актиноморфные цветки. Соцветия, виды соцветий. Опыление растений и виды опыления. Двойное оплодотворение у растений и развитие плода.

Лабораторные работы.

Л.р № 12 Изучение строение цветка по моделям и живым экземплярам.

Л.р № 13 Виды соцветий и их особенности.

Многообразие цветковых растений

Особенности однодольных и двудольных растений. Основные семейства и их особенности. Представители семейств.

Лабораторные работы.

Л.р № 14 Определение растений по определительным карточкам.

Эволюционные изменения в развитие растительного мира

Эволюционный процесс. Основные причины усложнения строения растений в процессе эволюции у низших и высших растений. Основные ароморфозы водорослей, мхов, папоротников, хвощей, плаунов, голосеменных и цветковых растений.





Тематическое планирование



Название темы

Количество часов, отводимых на освоение каждой темы

Введение

1

Клетки и ткани организмов

8

Царства живой природы

3

Способы питания организмов

4

Корень и его роль

2

Стебель и его роль

2

Строение цветка и его роль

5

Многообразие цветковых растений

5

Эволюционные изменения в развитие растительного мира

3

Обобщающий урок

1

Итого

34

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема раздела с указанием количества часов, тема урока

Формы

контроля

Дата урока

По плану

Факт.


Введение(1ч)



1

Многообразие органического мира. Роль живых организмов.


02.09



Клетки и ткани организмов(8ч)




2

Клетка – основная структурная единица организма. Строение растительной клетки.

Л.р

09.09


3

Особенности строения органоидов и их роль.


16.09


4

Особенности клеток грибов, бактерий и животных.


23.09


5

Ткани. Особенности тканей растительного организма и их роль.

Л.р

30.09


6

Особенности тканей животного организма и их роль.


07.10


7

Основные процессы жизнедеятельности клетки. Способы деления клеток.


14.10


8

Механизм обмена веществ.


21.10


9

Обобщающий урок.

П.р

28.10



Царства живой природы(3ч)




10

Систематика растений и животных.


11.11




11

Основные царства органического мира. Особенности бактерий и грибов.
(семинар)


18.11


12

Особенности растений и животных.
(семинар)


25.11



Способы питания организмов(4ч)




13

Обмен веществ и энергии с окружающей средой. Пластический и энергетический обмен.


02.12


14

Основные способы питания организмов.


09.12


15

Механизм процесса фотосинтеза и хемосинтеза.


16.12


16

Гетеротрофный способ питания


23.12



Корень и его роль(2ч)




17

Строение корня и его роль.

Л.р

13.01


18

Типы корневых систем. Механизм всасывания минеральных веществ и воды.

Л.р

20.01



Стебель и его роль(2ч)




19

Роль стебля. Строение стебля однодольных и двудольных древесных растений.


27.01


20

Перемещение питательных веществ по стеблю.


03.02



Строение цветка и его роль(5ч)




21

Строение цветка.


10.02


22

Особенности гинецеев.


17.02


23

Соцветия, виды соцветий.


24.02


24

Виды опылений.


03.03


25

Двойное оплодотворение у цветковых растений.


10.03



Многообразие цветковых растений(5ч)




26

Особенности однодольных и двудольных растений.


17.03


27

Особенности растений семейства злаковых и лилейных.


07.04


28

Особенности растений семейства розоцветных, крестоцветных, бобовых.


14.04


29

Особенности растений семейства пасленовых, сложноцветных.


21.04


30

Практическое занятие “Определение растений по определительным карточкам”.

П.р

28.04



Эволюционные изменения в развитие растительного мира(3ч)




31

Эволюционный процесс. Основные причины усложнения в строение растений.


05.05




32

Основные ароморфозы водорослей, псилофитов, мхов, плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и цветковых растений.


12.05


33

Жизненный цикл развития растений.


19.05


34

Обобщающий урок

П.р