СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Информатика» для 5-6 классов основного общего образования

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Информатика» в 5-6 классах; устанавливает рекомендуемое предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам курса, определяет распределение его по классам (годам изучения); даёт примерное распределение учебных часов по тематическим разделам курса и рекомендуемую (примерную) последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Информатика» для 5-6 классов основного общего образования»


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области

Департамент образования администрации города Дзержинска Нижегородской области

МБОУ «Средняя школа № 23 с углубленным изучением отдельных предметов»








УТВЕРЖЕНО

директор МБОУ СШ №23 с

углубленным изучением отдельных

предметов

______________Жидкова И.Г.

Приказ №365-п

от "31" 09 2022 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID __________)

учебного предмета

«Информатика»

для 5-6 классов основного общего образования

на 2022-2023 учебный год







Составитель: Рокина О.В.

учитель информатики














город Дзержинск 2022


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Информатика» в 5-6 классах; устанавливает рекомендуемое предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам курса, определяет распределение его по классам (годам изучения); даёт примерное распределение учебных часов по тематическим разделам курса и рекомендуемую (примерную) последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Рабочая программа определяет количественные и качественные характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе для содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских проверочных работ, государственной итоговой аттестации).


ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»

Изучение информатики в 5-6 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, обеспечивая:

  • формирование ряда метапредметных понятий, в том числе понятий «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др., как необходимого условия для успешного продолжения учебно-познавательной деятельности и основы научного мировоззрения;

  • формирование алгоритмического стиля мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном высокотехнологичном обществе;

  • формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире универсальных учебных действий (универсальных компетентностей) на основе средств и методов информатики и информационных технологий, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать её результаты;

  • формирование цифровых навыков, в том числе ключевых компетенций цифровой экономики, таких, как базовое программирование, основы работы с данными, коммуникация в современных цифровых средах, информационная безопасность; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА».

Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании отражает:

  • сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах;

  • основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу;

  • междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.

Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения.

Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании интегрирует в себе:

  • цифровую грамотность, приоритетно формируемую на ранних этапах обучения, как в рамках отдельного предмета, так и в процессе информационной деятельности при освоении всех без исключения учебных предметов;

  • теоретические основы компьютерных наук, включая основы теоретической информатики и практического программирования, изложение которых осуществляется в соответствии с принципом дидактической спирали: вначале (в младших классах) осуществляется общее знакомство обучающихся с предметом изучения, предполагающее учёт имеющегося у них опыта; затем последующее развитие и обогащение предмета изучения, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;

  • информационные технологии как необходимый инструмент практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования определяют структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих четырёх тематических разделов:

  1. цифровая грамотность;

  2. теоретические основы информатики;

  3. алгоритмы и программирование;

  4. информационные технологии.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Обязательная часть учебного плана примерной основной образовательной программы основного общего образования не предусматривает обязательное изучение курса информатики в 5-6 классах. Время на данный курс образовательная организация может выделить за счёт части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

Программа по информатике для 5-6 классов составлена из расчёта общей учебной нагрузки 68 часов за 2 года обучения: 1 час в неделю в 5 классе и 1 час в неделю в 6 классе.

Первое знакомство современных школьников с базовыми понятиями информатики происходит на уровне начального общего образования в рамках логико-алгоритмической линии курса математики; в результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование компетентности учащихся в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), необходимой им для дальнейшего обучения. Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Изучение информатики в 5-6 классах поддерживает непрерывность подготовки школьников в этой области и обеспечивает необходимую теоретическую и практическую базу для изучения курса информатики основной школы в 7-9 классах.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5 класс

Цифровая грамотность

Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными устройствами и другими элементами цифрового окружения.

Компьютер - универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Мобильные устройства. Основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств. Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода.

Программы для компьютеров. Пользователи и программисты. Прикладные программы (приложения), системное программное обеспечение (операционные системы). Запуск и завершение работы программы (приложения). Имя файла (папки, каталога).

Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Браузер. Поиск информации на веб-странице. Поисковые системы. Поиск информации по ключевым словам и по изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета.

Правила безопасного поведения в Интернете. Процесс аутентификации. Виды аутентификации (аутентификация по паролям, аутентификация с помощью SMS, биометрическая аутентификация, аутентификация через географическое местоположение, многофакторная аутентификация). Пароли для аккаунтов в социальных сетях. Кибербуллинг.

Теоретические основы информатики

Информация в жизни человека. Способы восприятия информации человеком. Роль зрения в получении человеком информации. Компьютерное зрение.

Действия с информацией. Кодирование информации. Данные - записанная (зафиксированная) информация, которая может быть обработана автоматизированной системой.

Искусственный интеллект и его роль в жизни человека.

Алгоритмизация и основы программирования

Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Линейные алгоритмы. Циклические алгоритмы.

Составление программ для управления исполнителем в среде блочного или текстового программирования.

Информационные технологии

Графический редактор. Растровые рисунки. Пиксель. Использование графических примитивов. Операции с фрагментами изображения: выделение, копирование, поворот, отражение.

Текстовый редактор. Правила набора текста.

Текстовый процессор. Редактирование текста. Проверка правописания. Расстановка переносов. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом.

Компьютерные презентации. Слайд. Добавление на слайд текста и изображений. Работа с несколькими слайдами.

6 класс

Цифровая грамотность

Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры.

Иерархическая файловая система. Файлы и папки (каталоги). Путь к файлу (папке, каталогу). Полное имя файла (папки, каталога). Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов). Поиск файлов средствами операционной системы.

Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов. Встроенные антивирусные средства операционных систем.

Теоретические основы информатики

Информационные процессы. Получение, хранение, обработка и передача информации (данных).

Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному.

Информационный объём данных. Бит - минимальная единица количества информации - двоичный разряд. Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм).

Алгоритмизация и основы программирования

Среда текстового программирования. Управление исполнителем (например, исполнителем Черепаха). Циклические алгоритмы. Переменные.

Разбиение задачи на подзадачи, использование вспомогательных алгоритмов (процедур). Процедуры с параметрами.

Информационные технологии

Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ (приложений). Добавление векторных рисунков в документы.

Текстовый процессор. Структурирование информации с помощью списков. Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки. Добавление таблиц в текстовые документы.

Создание компьютерных презентаций. Интерактивные элементы. Гиперссылки.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»

НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Изучение информатики в 5-6 классах направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета.

Патриотическое воспитание:

  • ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества; заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества.

Духовно-нравственное воспитание:

  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с  позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.

Гражданское воспитание:

  • представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.

Ценности научного познания:

  • наличие представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики; интерес к обучению и познанию; любознательность; стремление к самообразованию;

  • овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

  • наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Формирование культуры здоровья:

  • установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Трудовое воспитание:

  • интерес к практическому изучению профессий в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанных на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса.

Экологическое воспитание:

  • наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.

Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:

  • освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в виртуальном пространстве.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения образовательной программы по информатике отражают овладение универсальными учебными действиями - познавательными, коммуникативными, регулятивными.

Универсальные познавательные действия

Базовые логические действия:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

  • оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования;

  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

  • выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

  • применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

  • выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и их комбинациями;

  • оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

  • запоминать и систематизировать информацию.

Универсальные коммуникативные действия

Общение:

  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

  • публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);

  • выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

Совместная деятельность (сотрудничество):

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;

  • принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

  • выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;

  • оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

  • сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация:

  • выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;

  • составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать выбор варианта решения задачи;

  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.

Самоконтроль (рефлексия):

  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

  • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

  • оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект:

  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.

Принятие себя и других:

  • осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

5 класс

  • соблюдать правила гигиены и безопасности при работе с компьютером и другими элементами цифрового окружения; иметь представление о правилах безопасного поведения в Интернете;

  • называть основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств, объяснять их назначение;

  • понимать содержание понятий «программное обеспечение», «операционная система», «файл»;

  • искать информацию в Интернете (в том числе по ключевым словам, по изображению); критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для личности и общества распространения вредоносной информации;

  • запускать прикладные программы (приложения) и завершать их работу;

  • пояснять на примерах смысл понятий «алгоритм», «исполнитель», «программа управления исполнителем», «искусственный интеллект»;

  • составлять программы для управления исполнителем в среде блочного или текстового программирования с использованием последовательного выполнения операций и циклов;

  • создавать, редактировать, форматировать и сохранять текстовые документы; знать правила набора текстов; использовать автоматическую проверку правописания; устанавливать свойства отдельных символов, слов и абзацев; иллюстрировать документы с помощью изображений;

  • создавать и редактировать растровые изображения; использовать инструменты графического редактора для выполнения операций с фрагментами изображения;

  • создавать компьютерные презентации, включающие текстовую и графическую информацию.

6 класс

  • ориентироваться в иерархической структуре файловой системы: записывать полное имя файла или папки (каталога), путь к файлу или папке (каталогу);

  • работать с файловой системой персонального компьютера с использованием графического интерфейса: создавать, копировать, перемещать, переименовывать и удалять файлы и папки (каталоги), выполнять поиск файлов;

  • защищать информацию, в том числе персональные данные, от вредоносного программного обеспечения с использованием встроенных в операционную систему или распространяемых отдельно средств защиты;

  • пояснять на примерах смысл понятий «информационный процесс», «обработка информации», «хранение информации», «передача информации»;

  • иметь представление об основных единицах измерения информационного объёма данных;

  • сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов;

  • разбивать задачи на подзадачи;

  • составлять программы для управления исполнителем в среде текстового программирования, в том числе с использованием циклов и вспомогательных алгоритмов (процедур) с параметрами;

  • объяснять различие между растровой и векторной графикой;

  • создавать простые векторные рисунки и использовать их для иллюстрации создаваемых документов;

  • создавать и редактировать текстовые документы, содержащие списки, таблицы;

  • создавать интерактивные компьютерные презентации, в том числе с элементами анимации.

.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Цифровая грамотность

1.1.

Компьютер - универсальное вычислительное устройство, работающее по программе

2

0,5

0


Приводить примеры ситуаций правильного и неправильного поведения в компьютерном классе, соблюдения и несоблюдения гигиенических требований при работе с компьютерами. Называть основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств, объяснять их назначение. Объяснять работу устройств компьютера с точки зрения организации процедур ввода и вывода информации

Устный опрос;
Письменный контроль; Тестирование

https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ https://lbz.ru/metodist https://onlinetestpad.com/

1.2.

Программы для компьютеров. Файлы и папки

3

0

1,5


Объяснять содержание понятий «программное обеспечение», «операционная система», «файл». Определять программные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач

Устный опрос;
Письменный контроль; Практическая работа; Тестирование

https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ https://lbz.ru/metodist https://onlinetestpad.com/

1.3

Сеть Интернет. Правила безопасного поведения в Интернете

2

0,5

0,5


Раскрывать смысл изучаемых понятий. Осуществлять поиск информации по ключевым словам и по изображению. Обсуждать способы проверки достоверности информации, полученной из Интернета. Обсуждать ситуации, связанные с безопасным поведением в Интернете. Различать виды аутентификации. Различать «слабые» и «сильные» пароли. Анализировать возможные причины кибербуллинга и предлагать способы, как его избежать

Устный опрос;
Письменный контроль; Практическая работа; Тестирование

https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ https://lbz.ru/metodist https://onlinetestpad.com/

Итого по разделу

7


Раздел 2. Теоретические основы информатики

2.1.

Информация в жизни человека

3

0

1,25


Раскрывать смысл изучаемых понятий. Различать виды информации по способам её восприятия человеком. Осуществлять кодирование и декодирование информации предложенным способом. Приводить примеры применения искусственного интеллекта (робототехника, беспилотные автомобили, интеллектуальные игры, голосовые помощники и пр.)

Устный опрос;
Письменный контроль; Практическая работа; Тестирование

https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ https://lbz.ru/metodist https://onlinetestpad.com/

Итого по разделу

3


Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования

3.1

Алгоритмы и исполнители

2

0

0


Раскрывать смысл изучаемых понятий. Приводить примеры неформальных и формальных исполнителей в окружающем мире. Приводить примеры циклических действий в окружающем мире

Устный опрос;
Письменный контроль; Тестирование

https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ https://lbz.ru/metodist https://onlinetestpad.com/

3.2

Работа в среде программирования

8

0,5

5,25


Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства. Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач

Устный опрос;
Письменный контроль; Практическая работа; Тестирование

https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ https://lbz.ru/metodist https://onlinetestpad.com/

Итого по разделу

10


Раздел 4. Информационные технологии

4.1

Графический редактор

3

0

2


Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства. Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач. Планировать последовательность действий при создании и редактировании растрового изображения

Устный опрос;
Письменный контроль; Практическая работа; Тестирование

https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ https://lbz.ru/metodist https://onlinetestpad.com/

4.2

Текстовый редактор

6

0

3


Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства. Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач. Анализировать преимущества создания текстовых документов на компьютере по сравнению с рукописным способом

Устный опрос;
Письменный контроль; Практическая работа; Тестирование

https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ https://lbz.ru/metodist https://onlinetestpad.com/

4.3

Компьютерная презентация

3

0

1,5


Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства. Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач

Устный опрос;
Письменный контроль; Практическая работа; Тестирование

https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ https://lbz.ru/metodist https://onlinetestpad.com/

Итого по разделу

12


Резервное время

2


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34





6 класс


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Цифровая грамотность

1.1.

Компьютер

1

0

0


Раскрывать смысл изучаемых понятий. Характеризовать типы персональных компьютеров

Устный опрос;
Тестирование

https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ https://lbz.ru/metodist https://onlinetestpad.com/

1.2.

Файловая система

2

0,5

1


Раскрывать смысл изучаемых понятий. Выполнять основные операции с файлами и папками. Находить папку с нужным файлом по заданному пути

Устный опрос;
Письменный контроль; Практическая работа; Тестирование

https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ https://lbz.ru/metodist https://onlinetestpad.com/

1.3

Защита от вредоносных программ

1

0

0


Раскрывать смысл изучаемых понятий. Осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ

Устный опрос;
Письменный контроль; Тестирование

https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ https://lbz.ru/metodist https://onlinetestpad.com/

Итого по разделу

4


Раздел 2. Теоретические основы информатики

2.1.

Информация и информационные процессы

2

0

1


Раскрывать смысл изучаемых понятий. Приводить примеры информационных процессов в окружающем мире. Выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи. Осуществлять обработку информации по заданному алгоритму. Разрабатывать алгоритм преобразования информации

Устный опрос;
Письменный контроль; Практическая работа; Тестирование

https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ https://lbz.ru/metodist https://onlinetestpad.com/

2.2

Двоичный код

2

0

0


Раскрывать смысл изучаемых понятий. Подсчитывать количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите

Устный опрос;
Письменный контроль; Тестирование

https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ https://lbz.ru/metodist https://onlinetestpad.com

2.3

Единицы измерения информации

2

0,5

0


Раскрывать смысл изучаемых понятий. Применять в учебных и практических задачах соотношения между единицами измерения информации. Сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов

Устный опрос;
Письменный контроль; Тестирование

https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ https://lbz.ru/metodist https://onlinetestpad.com

Итого по разделу

6


Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования

3.1

Основные алгоритмические конструкции

8

0

3


Раскрывать смысл изучаемых понятий. Выявлять общие черты и различия в средах блочного и текстового программирования. Анализировать готовые алгоритмы управления исполнителем, исправлять в них ошибки. Применять алгоритмические конструкции «следование» и «цикл»

Устный опрос;
Письменный контроль; Тестирование

https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ https://lbz.ru/metodist https://onlinetestpad.com/

3.2

Вспомогательные алгоритмы

4

0,5

1,5


Раскрывать смысл изучаемых понятий. Осуществлять разбиение задачи на подзадачи. Анализировать работу готовых вспомогательных алгоритмов (процедур). Самостоятельно создавать вспомогательные алгоритмы (процедуры) для решения поставленных задач

Устный опрос;
Письменный контроль; Практическая работа; Тестирование

https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ https://lbz.ru/metodist https://onlinetestpad.com/

Итого по разделу

12


Раздел 4. Информационные технологии

4.1

Векторная графика

3

0

2


Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства. Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач. Планировать последовательность действий при создании векторного изображения. Сравнивать растровые и векторные изображения (цветопередача, возможности масштабирования, размер файлов, сфера применения)

Устный опрос;
Письменный контроль; Практическая работа; Тестирование

https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ https://lbz.ru/metodist https://onlinetestpad.com/

4.2

Текстовый процессор

4

0

2,75


Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства. Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач

Устный опрос;
Письменный контроль; Практическая работа; Тестирование

https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ https://lbz.ru/metodist https://onlinetestpad.com/

4.3

Создание интерактивных компьютерных презентаций

3

0

2


Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства. Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач. Планировать структуру презентации с гиперссылками. Планировать структуру презентации с интерактивными элементами

Устный опрос;
Письменный контроль; Практическая работа; Тестирование

https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ https://lbz.ru/metodist https://onlinetestpad.com/

Итого по разделу

10


Резервное время

2


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

1,5

13,25





ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Цифровая грамотность.

1.

Правила гигиены и техника безопасности при работе с компьютерами.

1

0

0


Устный опрос;

2.

Компьютер – универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств. Входная диагностическая работа.

1

0,5

0


Тестирование;

3.

Программы для компьютеров. Пользователи и программисты. Практическая работа №1. «Запуск, работа и завершение работы клавиатурного тренажёра»

1

0

0,5


Письменный контроль; Практическая работа;

4.

Прикладные программы (приложения), системное программное обеспечение (операционные системы). Практическая работа №2. «Создание, сохранение и загрузка текстового и графического файла»

1

0

0,5


Устный опрос; Тестирование;

5.

Имя файла (папки, каталога). Практическая работа №3. «Выполнение основных операций с папками (создание, переименование, сохранение)

1

0

0,5


Тестирование; Практическая работа

6.

Сеть Интернет. Поисковые системы. Практическая работа №4. «Поиск информации по выбранным ключевым словам и по изображению»

1

0

0,5


Устный опрос;

Практическая работа

7.

Правила безопасного поведения в Интернете. Аутентификация. Кибербуллинг. Проверочная работа.

1

0,5

0


Тестирование;

Раздел 2. Теоретические основы информатики.

8.

Информация в жизни человека. Способы восприятия информации человеком.

1

0

0


Устный опрос;

9.

Действия с информацией. Кодирование информации.

1

0

0,75


Письменный контроль;

10.

Искусственный интеллект и его роль в жизни человека.

1

0

0,5


Тестирование;

Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования

11.

Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов.

1

0

0


Устный опрос;

12.

Линейные алгоритмы. Циклические алгоритмы.

1

0

0


Тестирование

13.

Составление программ. Практическая работа №5. «Знакомство со средой программирования КуМир»

1

0

0,5


Устный опрос; Практическая работа

14.

Исполнитель Черепаха. Практическая работа №6. «Реализация линейных алгоритмов в среде программирования КуМир»

1

0

0,75


Устный опрос; Практическая работа

15.

План для Черепахи. Практическая работа №7. «Реализация линейных алгоритмов в среде программирования КуМир»

1

0

0,75


Устный опрос; Практическая работа

16.

Масштаб. Практическая работа №8. «Реализация линейных алгоритмов в среде программирования КуМир»

1

0

0,75


Устный опрос; Практическая работа

17.

Правильные многоугольники. Практическая работа №9. «Реализация циклических алгоритмов в среде программирования КуМир»

1

0

0,75


Устный опрос; Практическая работа

18.

Рисуем узоры. Практическая работа №10. «Реализация циклических алгоритмов в среде программирования КуМир»

1

0

0,75


Устный опрос; Практическая работа;

19.

Исполнитель Кузнечик. Практическая работа №11. «Реализация циклических алгоритмов в среде программирования КуМир»

1

0

0,5


Устный опрос; Практическая работа

20.

Исполнитель Кузнечик. Проверочная работа.

1

0,5

0,5


Тестирование

Раздел 4. Информационные технологии

21.

Графический редактор. Растровые рисунки. Использование графических примитивов. Практическая работа №12. «Создание и редактирование простого изображения с помощью инструментов графического редактора»

1

0

0,5


Устный опрос; Практическая работа

22.

Операции с фрагментами изображения. Практическая работа №13. «Работа с фрагментами изображения с использованием инструментов графического редактора» (начало)

1

0

0,5


Устный опрос; Практическая работа

23.

Практическая работа №13. «Работа с фрагментами изображения с использованием инструментов графического редактора» (продолжение)

1

0

1


Практическая работа; Тестирование

24.

Текстовый редактор. Правила набора текста.

1

0

0


Тестирование;

25.

Практическая работа №14. «Создание небольших текстовых документов с использованием базовых средств текстовых редакторов»

1

0

1


Устный опрос; Практическая работа

26.

Текстовый процессор. Редактирование текста. Практическая работа №15. «Редактирование текстовых документов»

1

0

0,5


Устный опрос; Практическая работа

27.

Свойства символов. Практическая работа №16. «Форматирование текстовых документов (форматирование символов)»

1

0

0,5


Устный опрос; Практическая работа

28.

Свойства абзацев. Практическая работа №17. «Форматирование текстовых документов (форматирование абзацев)»

1

0

0,5


Устный опрос; Практическая работа

29.

Вставка изображений в текстовые документы. Практическая работа №18. «Вставка в документ изображений»

1

0

0,5


Устный опрос; Практическая работа

30.

Компьютерные презентации. Слайд. Добавление на слайд текста и изображений.

1

0

0


Тестирование;

31.

Практическая работа №18. «Создание презентации на основе готовых шаблонов» (начало)

1

0

1


Устный опрос; Практическая работа

32.

Работа с несколькими слайдами. Практическая работа №18. «Создание презентации на основе готовых шаблонов» (окончание)

1

0

0,5


Устный опрос; Практическая работа;


33.

Промежуточная аттестация в форме проекта

1

0

1


Проект

34.

Резерв

1

0

0



ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

1,5

16



6 класс

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Цифровая грамотность.

1.

Правила гигиены и техника безопасности при работе с компьютерами. Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры.

1

0

0


Устный опрос; Интерактивное задание

2.

Файлы и папки (каталоги). Путь к файлу (папке, каталогу). Полное имя файла (папки, каталога). Практическая работа №1. Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок.

1

0

0,5


Устный опрос; Практическая работа

3.

Поиск файлов средствами операционной системы. Практическая работа №2. Поиск файлов средствами операционной системы. Входная диагностическая работа.

1

0,5

0,5


Тестирование; Практическая работа;

4.

Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов. Встроенные антивирусные средства операционных систем.

1

0

0


Устный опрос;

Раздел 2. Теоретические основы информатики.

5.

Информационные процессы и информационные процессы. Получение, хранение, обработка и передача информации (данных).

1

0

0


Тестирование; Устный опрос

6.

Практическая работа №3. Преобразование информации, представленной в форме таблиц и диаграмм, в текст.

1

0

1


Устный опрос; Практическая работа

7.

Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите.

1

0

0


Устный опрос; Письменный контроль

8.

Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному.

1

0

0


Устный опрос; Письменный контроль

9.

Информационный объём данных. Единицы измерения информации. Бит – минимальная единица количества информации – двоичный разряд. Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

1

0

0


Письменный контроль;

10.

Информационный объём данных. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм). Проверочная работа.

1

0,5

0


Тестирование;

Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования

11.

Среда текстового программирования КуМир.

1

0

0


Устный опрос;

12.

Управление исполнителем. Исполнитель Чертежник.

1

0

0


Устный опрос;

13.

Управление исполнителем. Исполнитель Чертежник.

1

0

0


Тестирование

14.

Практическая работа №4. Разработка программ в среде текстового программирования, реализующих простые вычислительные алгоритмы

1

0

1


Устный опрос; Практическая работа

15.

Циклические переменные.

1

0

0


Устный опрос;

16.

Практическая работа №5. Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования с использованием циклов

1

0

1


Устный опрос; Практическая работа

17.

Переменные.

1

0

0


Устный опрос; Тестирование

18.

Практическая работа №6. Разработка диалоговых программ в среде текстового программирования.

1

0

1


Устный опрос; Практическая работа

19.

Вспомогательные алгоритмы. Разбиение задачи на подзадачи, использование вспомогательных алгоритмов (процедур).

1

0

0


Устный опрос;

20.

Практическая работа №7. Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования с использованием вспомогательных алгоритмов (процедур).

1

0

1


Устный опрос; Практическая работа

21.

Процедуры с параметрами.

1

0

0


Тестирование

22.

Практическая работа №8. Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования, в том числе с использованием вспомогательных алгоритмов (процедур) с параметрами. Проверочная работа.

1

0,5

0,5


Устный опрос; Практическая работа

Раздел 4. Информационные технологии

23.

Векторная графика. Практическая работа №9. Исследование возможностей векторного графического редактора Масштабирование готовых векторных изображений

1

0

0,5


Устный опрос; Практическая работа

24.

Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ (приложений). Практическая работа №10. Создание и редактирование изображения базовыми средствами векторного редактора (по описанию).

1

0

0,75


Устный опрос; Практическая работа

25.

Добавление векторных рисунков в документы. Практическая работа №11. Разработка простого изображения с помощью инструментов векторного графического редактора (по собственному замыслу).

1

0

0,75


Устный опрос; Практическая работа

26.

Текстовый процессор. Структурирование информации с помощью списков Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки.

1

0

0


Устный опрос;

27.

Практическая работа №12. Создание небольших текстовых документов с нумерованными, маркированными и многоуровневыми списками

1

0

1


Устный опрос; Практическая работа

28.

Добавление таблиц в текстовые документы. Практическая работа №13. Создание небольших текстовых документов с таблицами

1

0

0,75


Устный опрос; Практическая работа

29.

Практическая работа №14. Создание одностраничного документа, содержащего списки, таблицы, иллюстрации

1

0

1


Устный опрос; Практическая работа

30.

Создание интерактивных компьютерных презентаций. Гиперссылки Практическая работа №15. Создание презентации с гиперссылками (начало).

1

0

0,5


Устный опрос; Практическая работа

31.

Создание интерактивных компьютерных презентаций. Гиперссылки Практическая работа №15. Создание презентации с гиперссылками (окончание).

1

0

0,75


Устный опрос; Практическая работа

32.

Интерактивные элементы. Практическая работа №16. Создание презентации с интерактивными элементами.

1

0

0,75


Устный опрос; Практическая работа;


33.

Промежуточная аттестация в форме проекта

1

0

1


Проект

34.

Резерв

1

0

0



ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

1,5

14,25





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

1. Информатика, 5 класс /Босова Л.Л., Босова А.Ю., ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»; АО «Издательство Просвещение»;

2. Информатика, 6 класс /Босова Л.Л., Босова А.Ю., ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»; АО «Издательство Просвещение»;


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Информатика. 5-6 классы: Методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, А. В. Анатольев, Н. А. Аквилянов. – 3-е издание, переработанное. – Москва : ООО "Издательство "БИНОМ. Лаборатория знаний";

2. Информатика. 5 класс. Итоговая контрольная работа / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова и др. ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»; АО «Издательство Просвещение»;

3. Информатика. 6 класс. Итоговая контрольная работа / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова и др. ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»; АО «Издательство Просвещение»;


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://resh.edu.ru

https://bosova.ru/

https://lbz.ru/metodist/

https://onlinetestpad.com/


https://digital-likbez.datalesson.ru/ Видео «Использование достоверных источников», «Работай с информацией эффективно»

https://digital-likbez.datalesson.ru/ Видео «Общайся в соцсетях и мессенджерах безопасно»

https://xn--h1adlhdnlo2c.xn--p1ai/lessons/ai-in-education#video Искусственный интеллект


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Компьютерный класс, укомплектованный 15 компьютерами для обучающихся и компьютером для учителя, объединенными в локальную сеть с возможностью выхода в Интернет.

Рабочее место учителя укомплектовано мультимедийной доской, проектором, МФУ, планшетом, Web-камерой, документ-камерой.


ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Операционная система Windows, а также соответствующий офисный пакет MS Office 2013, включающий текстовый процессор, табличный редактор, редактор презентаций; среда программирования КуМир.