МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
Департамент образования администрации города Дзержинска Нижегородской области
МБОУ «Средняя школа № 23 с углубленным изучением отдельных предметов»
УТВЕРЖЕНО
директор МБОУ СШ №23 с
углубленным изучением отдельных
предметов
______________Жидкова И.Г.
Приказ №365-п
от "31" 09 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID __________)
учебного предмета
«Информатика»
для 5-6 классов основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Рокина О.В.
учитель информатики
город Дзержинск 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Информатика» в 5-6 классах; устанавливает рекомендуемое предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам курса, определяет распределение его по классам (годам изучения); даёт примерное распределение учебных часов по тематическим разделам курса и рекомендуемую (примерную) последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Рабочая программа определяет количественные и качественные характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе для содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских проверочных работ, государственной итоговой аттестации).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
Изучение информатики в 5-6 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, обеспечивая:
формирование ряда метапредметных понятий, в том числе понятий «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др., как необходимого условия для успешного продолжения учебно-познавательной деятельности и основы научного мировоззрения;
формирование алгоритмического стиля мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном высокотехнологичном обществе;
формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире универсальных учебных действий (универсальных компетентностей) на основе средств и методов информатики и информационных технологий, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать её результаты;
формирование цифровых навыков, в том числе ключевых компетенций цифровой экономики, таких, как базовое программирование, основы работы с данными, коммуникация в современных цифровых средах, информационная безопасность; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА».
Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании отражает:
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах;
основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу;
междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения.
Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании интегрирует в себе:
цифровую грамотность, приоритетно формируемую на ранних этапах обучения, как в рамках отдельного предмета, так и в процессе информационной деятельности при освоении всех без исключения учебных предметов;
теоретические основы компьютерных наук, включая основы теоретической информатики и практического программирования, изложение которых осуществляется в соответствии с принципом дидактической спирали: вначале (в младших классах) осуществляется общее знакомство обучающихся с предметом изучения, предполагающее учёт имеющегося у них опыта; затем последующее развитие и обогащение предмета изучения, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
информационные технологии как необходимый инструмент практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования определяют структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих четырёх тематических разделов:
цифровая грамотность;
теоретические основы информатики;
алгоритмы и программирование;
информационные технологии.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Обязательная часть учебного плана примерной основной образовательной программы основного общего образования не предусматривает обязательное изучение курса информатики в 5-6 классах. Время на данный курс образовательная организация может выделить за счёт части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.
Программа по информатике для 5-6 классов составлена из расчёта общей учебной нагрузки 68 часов за 2 года обучения: 1 час в неделю в 5 классе и 1 час в неделю в 6 классе.
Первое знакомство современных школьников с базовыми понятиями информатики происходит на уровне начального общего образования в рамках логико-алгоритмической линии курса математики; в результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование компетентности учащихся в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), необходимой им для дальнейшего обучения. Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Изучение информатики в 5-6 классах поддерживает непрерывность подготовки школьников в этой области и обеспечивает необходимую теоретическую и практическую базу для изучения курса информатики основной школы в 7-9 классах.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс
Цифровая грамотность
Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными устройствами и другими элементами цифрового окружения.
Компьютер - универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Мобильные устройства. Основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств. Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода.
Программы для компьютеров. Пользователи и программисты. Прикладные программы (приложения), системное программное обеспечение (операционные системы). Запуск и завершение работы программы (приложения). Имя файла (папки, каталога).
Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Браузер. Поиск информации на веб-странице. Поисковые системы. Поиск информации по ключевым словам и по изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета.
Правила безопасного поведения в Интернете. Процесс аутентификации. Виды аутентификации (аутентификация по паролям, аутентификация с помощью SMS, биометрическая аутентификация, аутентификация через географическое местоположение, многофакторная аутентификация). Пароли для аккаунтов в социальных сетях. Кибербуллинг.
Теоретические основы информатики
Информация в жизни человека. Способы восприятия информации человеком. Роль зрения в получении человеком информации. Компьютерное зрение.
Действия с информацией. Кодирование информации. Данные - записанная (зафиксированная) информация, которая может быть обработана автоматизированной системой.
Искусственный интеллект и его роль в жизни человека.
Алгоритмизация и основы программирования
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Линейные алгоритмы. Циклические алгоритмы.
Составление программ для управления исполнителем в среде блочного или текстового программирования.
Информационные технологии
Графический редактор. Растровые рисунки. Пиксель. Использование графических примитивов. Операции с фрагментами изображения: выделение, копирование, поворот, отражение.
Текстовый редактор. Правила набора текста.
Текстовый процессор. Редактирование текста. Проверка правописания. Расстановка переносов. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом.
Компьютерные презентации. Слайд. Добавление на слайд текста и изображений. Работа с несколькими слайдами.
6 класс
Цифровая грамотность
Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры.
Иерархическая файловая система. Файлы и папки (каталоги). Путь к файлу (папке, каталогу). Полное имя файла (папки, каталога). Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов). Поиск файлов средствами операционной системы.
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов. Встроенные антивирусные средства операционных систем.
Теоретические основы информатики
Информационные процессы. Получение, хранение, обработка и передача информации (данных).
Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному.
Информационный объём данных. Бит - минимальная единица количества информации - двоичный разряд. Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм).
Алгоритмизация и основы программирования
Среда текстового программирования. Управление исполнителем (например, исполнителем Черепаха). Циклические алгоритмы. Переменные.
Разбиение задачи на подзадачи, использование вспомогательных алгоритмов (процедур). Процедуры с параметрами.
Информационные технологии
Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ (приложений). Добавление векторных рисунков в документы.
Текстовый процессор. Структурирование информации с помощью списков. Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки. Добавление таблиц в текстовые документы.
Создание компьютерных презентаций. Интерактивные элементы. Гиперссылки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение информатики в 5-6 классах направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета.
Патриотическое воспитание:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества; заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества.
Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.
Гражданское воспитание:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
Ценности научного познания:
наличие представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики; интерес к обучению и познанию; любознательность; стремление к самообразованию;
овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Формирование культуры здоровья:
установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Трудовое воспитание:
интерес к практическому изучению профессий в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанных на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса.
Экологическое воспитание:
наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по информатике отражают овладение универсальными учебными действиями - познавательными, коммуникативными, регулятивными.
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и их комбинациями;
оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать выбор варианта решения задачи;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 класс
соблюдать правила гигиены и безопасности при работе с компьютером и другими элементами цифрового окружения; иметь представление о правилах безопасного поведения в Интернете;
называть основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств, объяснять их назначение;
понимать содержание понятий «программное обеспечение», «операционная система», «файл»;
искать информацию в Интернете (в том числе по ключевым словам, по изображению); критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для личности и общества распространения вредоносной информации;
запускать прикладные программы (приложения) и завершать их работу;
пояснять на примерах смысл понятий «алгоритм», «исполнитель», «программа управления исполнителем», «искусственный интеллект»;
составлять программы для управления исполнителем в среде блочного или текстового программирования с использованием последовательного выполнения операций и циклов;
создавать, редактировать, форматировать и сохранять текстовые документы; знать правила набора текстов; использовать автоматическую проверку правописания; устанавливать свойства отдельных символов, слов и абзацев; иллюстрировать документы с помощью изображений;
создавать и редактировать растровые изображения; использовать инструменты графического редактора для выполнения операций с фрагментами изображения;
создавать компьютерные презентации, включающие текстовую и графическую информацию.
6 класс
ориентироваться в иерархической структуре файловой системы: записывать полное имя файла или папки (каталога), путь к файлу или папке (каталогу);
работать с файловой системой персонального компьютера с использованием графического интерфейса: создавать, копировать, перемещать, переименовывать и удалять файлы и папки (каталоги), выполнять поиск файлов;
защищать информацию, в том числе персональные данные, от вредоносного программного обеспечения с использованием встроенных в операционную систему или распространяемых отдельно средств защиты;
пояснять на примерах смысл понятий «информационный процесс», «обработка информации», «хранение информации», «передача информации»;
иметь представление об основных единицах измерения информационного объёма данных;
сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов;
разбивать задачи на подзадачи;
составлять программы для управления исполнителем в среде текстового программирования, в том числе с использованием циклов и вспомогательных алгоритмов (процедур) с параметрами;
объяснять различие между растровой и векторной графикой;
создавать простые векторные рисунки и использовать их для иллюстрации создаваемых документов;
создавать и редактировать текстовые документы, содержащие списки, таблицы;
создавать интерактивные компьютерные презентации, в том числе с элементами анимации.
.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
Раздел 1. Цифровая грамотность |
1.1. | Компьютер - универсальное вычислительное устройство, работающее по программе | 2 | 0,5 | 0 | | Приводить примеры ситуаций правильного и неправильного поведения в компьютерном классе, соблюдения и несоблюдения гигиенических требований при работе с компьютерами. Называть основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств, объяснять их назначение. Объяснять работу устройств компьютера с точки зрения организации процедур ввода и вывода информации | Устный опрос; Письменный контроль; Тестирование | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ https://lbz.ru/metodist https://onlinetestpad.com/ |
1.2. | Программы для компьютеров. Файлы и папки | 3 | 0 | 1,5 | | Объяснять содержание понятий «программное обеспечение», «операционная система», «файл». Определять программные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач | Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; Тестирование | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ https://lbz.ru/metodist https://onlinetestpad.com/ |
1.3 | Сеть Интернет. Правила безопасного поведения в Интернете | 2 | 0,5 | 0,5 | | Раскрывать смысл изучаемых понятий. Осуществлять поиск информации по ключевым словам и по изображению. Обсуждать способы проверки достоверности информации, полученной из Интернета. Обсуждать ситуации, связанные с безопасным поведением в Интернете. Различать виды аутентификации. Различать «слабые» и «сильные» пароли. Анализировать возможные причины кибербуллинга и предлагать способы, как его избежать | Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; Тестирование | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ https://lbz.ru/metodist https://onlinetestpad.com/ |
Итого по разделу | 7 | |
Раздел 2. Теоретические основы информатики |
2.1. | Информация в жизни человека | 3 | 0 | 1,25 | | Раскрывать смысл изучаемых понятий. Различать виды информации по способам её восприятия человеком. Осуществлять кодирование и декодирование информации предложенным способом. Приводить примеры применения искусственного интеллекта (робототехника, беспилотные автомобили, интеллектуальные игры, голосовые помощники и пр.) | Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; Тестирование | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ https://lbz.ru/metodist https://onlinetestpad.com/ |
Итого по разделу | 3 | |
Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования |
3.1 | Алгоритмы и исполнители | 2 | 0 | 0 | | Раскрывать смысл изучаемых понятий. Приводить примеры неформальных и формальных исполнителей в окружающем мире. Приводить примеры циклических действий в окружающем мире | Устный опрос; Письменный контроль; Тестирование | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ https://lbz.ru/metodist https://onlinetestpad.com/ |
3.2 | Работа в среде программирования | 8 | 0,5 | 5,25 | | Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства. Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач | Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; Тестирование | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ https://lbz.ru/metodist https://onlinetestpad.com/ |
Итого по разделу | 10 | |
Раздел 4. Информационные технологии |
4.1 | Графический редактор | 3 | 0 | 2 | | Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства. Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач. Планировать последовательность действий при создании и редактировании растрового изображения | Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; Тестирование | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ https://lbz.ru/metodist https://onlinetestpad.com/ |
4.2 | Текстовый редактор | 6 | 0 | 3 | | Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства. Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач. Анализировать преимущества создания текстовых документов на компьютере по сравнению с рукописным способом | Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; Тестирование | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ https://lbz.ru/metodist https://onlinetestpad.com/ |
4.3 | Компьютерная презентация | 3 | 0 | 1,5 | | Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства. Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач | Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; Тестирование | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ https://lbz.ru/metodist https://onlinetestpad.com/ |
Итого по разделу | 12 | |
Резервное время | 2 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | | | |
6 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
Раздел 1. Цифровая грамотность |
1.1. | Компьютер | 1 | 0 | 0 | | Раскрывать смысл изучаемых понятий. Характеризовать типы персональных компьютеров | Устный опрос; Тестирование | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ https://lbz.ru/metodist https://onlinetestpad.com/ |
1.2. | Файловая система | 2 | 0,5 | 1 | | Раскрывать смысл изучаемых понятий. Выполнять основные операции с файлами и папками. Находить папку с нужным файлом по заданному пути | Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; Тестирование | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ https://lbz.ru/metodist https://onlinetestpad.com/ |
1.3 | Защита от вредоносных программ | 1 | 0 | 0 | | Раскрывать смысл изучаемых понятий. Осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ | Устный опрос; Письменный контроль; Тестирование | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ https://lbz.ru/metodist https://onlinetestpad.com/ |
Итого по разделу | 4 | |
Раздел 2. Теоретические основы информатики |
2.1. | Информация и информационные процессы | 2 | 0 | 1 | | Раскрывать смысл изучаемых понятий. Приводить примеры информационных процессов в окружающем мире. Выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи. Осуществлять обработку информации по заданному алгоритму. Разрабатывать алгоритм преобразования информации | Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; Тестирование | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ https://lbz.ru/metodist https://onlinetestpad.com/ |
2.2 | Двоичный код | 2 | 0 | 0 | | Раскрывать смысл изучаемых понятий. Подсчитывать количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите | Устный опрос; Письменный контроль; Тестирование | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ https://lbz.ru/metodist https://onlinetestpad.com |
2.3 | Единицы измерения информации | 2 | 0,5 | 0 | | Раскрывать смысл изучаемых понятий. Применять в учебных и практических задачах соотношения между единицами измерения информации. Сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов | Устный опрос; Письменный контроль; Тестирование | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ https://lbz.ru/metodist https://onlinetestpad.com |
Итого по разделу | 6 | |
Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования |
3.1 | Основные алгоритмические конструкции | 8 | 0 | 3 | | Раскрывать смысл изучаемых понятий. Выявлять общие черты и различия в средах блочного и текстового программирования. Анализировать готовые алгоритмы управления исполнителем, исправлять в них ошибки. Применять алгоритмические конструкции «следование» и «цикл» | Устный опрос; Письменный контроль; Тестирование | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ https://lbz.ru/metodist https://onlinetestpad.com/ |
3.2 | Вспомогательные алгоритмы | 4 | 0,5 | 1,5 | | Раскрывать смысл изучаемых понятий. Осуществлять разбиение задачи на подзадачи. Анализировать работу готовых вспомогательных алгоритмов (процедур). Самостоятельно создавать вспомогательные алгоритмы (процедуры) для решения поставленных задач | Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; Тестирование | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ https://lbz.ru/metodist https://onlinetestpad.com/ |
Итого по разделу | 12 | |
Раздел 4. Информационные технологии |
4.1 | Векторная графика | 3 | 0 | 2 | | Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства. Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач. Планировать последовательность действий при создании векторного изображения. Сравнивать растровые и векторные изображения (цветопередача, возможности масштабирования, размер файлов, сфера применения) | Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; Тестирование | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ https://lbz.ru/metodist https://onlinetestpad.com/ |
4.2 | Текстовый процессор | 4 | 0 | 2,75 | | Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства. Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач | Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; Тестирование | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ https://lbz.ru/metodist https://onlinetestpad.com/ |
4.3 | Создание интерактивных компьютерных презентаций | 3 | 0 | 2 | | Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства. Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач. Планировать структуру презентации с гиперссылками. Планировать структуру презентации с интерактивными элементами | Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; Тестирование | https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru/ https://lbz.ru/metodist https://onlinetestpad.com/ |
Итого по разделу | 10 | |
Резервное время | 2 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 1,5 | 13,25 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
всего | контрольные работы | практические работы |
Раздел 1. Цифровая грамотность. |
1. | Правила гигиены и техника безопасности при работе с компьютерами. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
2. | Компьютер – универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств. Входная диагностическая работа. | 1 | 0,5 | 0 | | Тестирование; |
3. | Программы для компьютеров. Пользователи и программисты. Практическая работа №1. «Запуск, работа и завершение работы клавиатурного тренажёра» | 1 | 0 | 0,5 | | Письменный контроль; Практическая работа; |
4. | Прикладные программы (приложения), системное программное обеспечение (операционные системы). Практическая работа №2. «Создание, сохранение и загрузка текстового и графического файла» | 1 | 0 | 0,5 | | Устный опрос; Тестирование; |
5. | Имя файла (папки, каталога). Практическая работа №3. «Выполнение основных операций с папками (создание, переименование, сохранение) | 1 | 0 | 0,5 | | Тестирование; Практическая работа |
6. | Сеть Интернет. Поисковые системы. Практическая работа №4. «Поиск информации по выбранным ключевым словам и по изображению» | 1 | 0 | 0,5 | | Устный опрос; Практическая работа |
7. | Правила безопасного поведения в Интернете. Аутентификация. Кибербуллинг. Проверочная работа. | 1 | 0,5 | 0 | | Тестирование; |
Раздел 2. Теоретические основы информатики. |
8. | Информация в жизни человека. Способы восприятия информации человеком. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
9. | Действия с информацией. Кодирование информации. | 1 | 0 | 0,75 | | Письменный контроль; |
10. | Искусственный интеллект и его роль в жизни человека. | 1 | 0 | 0,5 | | Тестирование; |
Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования |
11. | Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
12. | Линейные алгоритмы. Циклические алгоритмы. | 1 | 0 | 0 | | Тестирование |
13. | Составление программ. Практическая работа №5. «Знакомство со средой программирования КуМир» | 1 | 0 | 0,5 | | Устный опрос; Практическая работа |
14. | Исполнитель Черепаха. Практическая работа №6. «Реализация линейных алгоритмов в среде программирования КуМир» | 1 | 0 | 0,75 | | Устный опрос; Практическая работа |
15. | План для Черепахи. Практическая работа №7. «Реализация линейных алгоритмов в среде программирования КуМир» | 1 | 0 | 0,75 | | Устный опрос; Практическая работа |
16. | Масштаб. Практическая работа №8. «Реализация линейных алгоритмов в среде программирования КуМир» | 1 | 0 | 0,75 | | Устный опрос; Практическая работа |
17. | Правильные многоугольники. Практическая работа №9. «Реализация циклических алгоритмов в среде программирования КуМир» | 1 | 0 | 0,75 | | Устный опрос; Практическая работа |
18. | Рисуем узоры. Практическая работа №10. «Реализация циклических алгоритмов в среде программирования КуМир» | 1 | 0 | 0,75 | | Устный опрос; Практическая работа; |
19. | Исполнитель Кузнечик. Практическая работа №11. «Реализация циклических алгоритмов в среде программирования КуМир» | 1 | 0 | 0,5 | | Устный опрос; Практическая работа |
20. | Исполнитель Кузнечик. Проверочная работа. | 1 | 0,5 | 0,5 | | Тестирование |
Раздел 4. Информационные технологии |
21. | Графический редактор. Растровые рисунки. Использование графических примитивов. Практическая работа №12. «Создание и редактирование простого изображения с помощью инструментов графического редактора» | 1 | 0 | 0,5 | | Устный опрос; Практическая работа |
22. | Операции с фрагментами изображения. Практическая работа №13. «Работа с фрагментами изображения с использованием инструментов графического редактора» (начало) | 1 | 0 | 0,5 | | Устный опрос; Практическая работа |
23. | Практическая работа №13. «Работа с фрагментами изображения с использованием инструментов графического редактора» (продолжение) | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; Тестирование |
24. | Текстовый редактор. Правила набора текста. | 1 | 0 | 0 | | Тестирование; |
25. | Практическая работа №14. «Создание небольших текстовых документов с использованием базовых средств текстовых редакторов» | 1 | 0 | 1 | | Устный опрос; Практическая работа |
26. | Текстовый процессор. Редактирование текста. Практическая работа №15. «Редактирование текстовых документов» | 1 | 0 | 0,5 | | Устный опрос; Практическая работа |
27. | Свойства символов. Практическая работа №16. «Форматирование текстовых документов (форматирование символов)» | 1 | 0 | 0,5 | | Устный опрос; Практическая работа |
28. | Свойства абзацев. Практическая работа №17. «Форматирование текстовых документов (форматирование абзацев)» | 1 | 0 | 0,5 | | Устный опрос; Практическая работа |
29. | Вставка изображений в текстовые документы. Практическая работа №18. «Вставка в документ изображений» | 1 | 0 | 0,5 | | Устный опрос; Практическая работа |
30. | Компьютерные презентации. Слайд. Добавление на слайд текста и изображений. | 1 | 0 | 0 | | Тестирование; |
31. | Практическая работа №18. «Создание презентации на основе готовых шаблонов» (начало) | 1 | 0 | 1 | | Устный опрос; Практическая работа |
32. | Работа с несколькими слайдами. Практическая работа №18. «Создание презентации на основе готовых шаблонов» (окончание) | 1 | 0 | 0,5 | | Устный опрос; Практическая работа; |
|
33. | Промежуточная аттестация в форме проекта | 1 | 0 | 1 | | Проект |
34. | Резерв | 1 | 0 | 0 | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 1,5 | 16 | |
6 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
всего | контрольные работы | практические работы |
Раздел 1. Цифровая грамотность. |
1. | Правила гигиены и техника безопасности при работе с компьютерами. Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Интерактивное задание |
2. | Файлы и папки (каталоги). Путь к файлу (папке, каталогу). Полное имя файла (папки, каталога). Практическая работа №1. Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок. | 1 | 0 | 0,5 | | Устный опрос; Практическая работа |
3. | Поиск файлов средствами операционной системы. Практическая работа №2. Поиск файлов средствами операционной системы. Входная диагностическая работа. | 1 | 0,5 | 0,5 | | Тестирование; Практическая работа; |
4. | Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов. Встроенные антивирусные средства операционных систем. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
Раздел 2. Теоретические основы информатики. |
5. | Информационные процессы и информационные процессы. Получение, хранение, обработка и передача информации (данных). | 1 | 0 | 0 | | Тестирование; Устный опрос |
6. | Практическая работа №3. Преобразование информации, представленной в форме таблиц и диаграмм, в текст. | 1 | 0 | 1 | | Устный опрос; Практическая работа |
7. | Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Письменный контроль |
8. | Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Письменный контроль |
9. | Информационный объём данных. Единицы измерения информации. Бит – минимальная единица количества информации – двоичный разряд. Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
10. | Информационный объём данных. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм). Проверочная работа. | 1 | 0,5 | 0 | | Тестирование; |
Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования |
11. | Среда текстового программирования КуМир. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
12. | Управление исполнителем. Исполнитель Чертежник. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
13. | Управление исполнителем. Исполнитель Чертежник. | 1 | 0 | 0 | | Тестирование |
14. | Практическая работа №4. Разработка программ в среде текстового программирования, реализующих простые вычислительные алгоритмы | 1 | 0 | 1 | | Устный опрос; Практическая работа |
15. | Циклические переменные. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
16. | Практическая работа №5. Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования с использованием циклов | 1 | 0 | 1 | | Устный опрос; Практическая работа |
17. | Переменные. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Тестирование |
18. | Практическая работа №6. Разработка диалоговых программ в среде текстового программирования. | 1 | 0 | 1 | | Устный опрос; Практическая работа |
19. | Вспомогательные алгоритмы. Разбиение задачи на подзадачи, использование вспомогательных алгоритмов (процедур). | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
20. | Практическая работа №7. Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования с использованием вспомогательных алгоритмов (процедур). | 1 | 0 | 1 | | Устный опрос; Практическая работа |
21. | Процедуры с параметрами. | 1 | 0 | 0 | | Тестирование |
22. | Практическая работа №8. Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования, в том числе с использованием вспомогательных алгоритмов (процедур) с параметрами. Проверочная работа. | 1 | 0,5 | 0,5 | | Устный опрос; Практическая работа |
Раздел 4. Информационные технологии |
23. | Векторная графика. Практическая работа №9. Исследование возможностей векторного графического редактора Масштабирование готовых векторных изображений | 1 | 0 | 0,5 | | Устный опрос; Практическая работа |
24. | Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ (приложений). Практическая работа №10. Создание и редактирование изображения базовыми средствами векторного редактора (по описанию). | 1 | 0 | 0,75 | | Устный опрос; Практическая работа |
25. | Добавление векторных рисунков в документы. Практическая работа №11. Разработка простого изображения с помощью инструментов векторного графического редактора (по собственному замыслу). | 1 | 0 | 0,75 | | Устный опрос; Практическая работа |
26. | Текстовый процессор. Структурирование информации с помощью списков Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
27. | Практическая работа №12. Создание небольших текстовых документов с нумерованными, маркированными и многоуровневыми списками | 1 | 0 | 1 | | Устный опрос; Практическая работа |
28. | Добавление таблиц в текстовые документы. Практическая работа №13. Создание небольших текстовых документов с таблицами | 1 | 0 | 0,75 | | Устный опрос; Практическая работа |
29. | Практическая работа №14. Создание одностраничного документа, содержащего списки, таблицы, иллюстрации | 1 | 0 | 1 | | Устный опрос; Практическая работа |
30. | Создание интерактивных компьютерных презентаций. Гиперссылки Практическая работа №15. Создание презентации с гиперссылками (начало). | 1 | 0 | 0,5 | | Устный опрос; Практическая работа |
31. | Создание интерактивных компьютерных презентаций. Гиперссылки Практическая работа №15. Создание презентации с гиперссылками (окончание). | 1 | 0 | 0,75 | | Устный опрос; Практическая работа |
32. | Интерактивные элементы. Практическая работа №16. Создание презентации с интерактивными элементами. | 1 | 0 | 0,75 | | Устный опрос; Практическая работа; |
|
33. | Промежуточная аттестация в форме проекта | 1 | 0 | 1 | | Проект |
34. | Резерв | 1 | 0 | 0 | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 1,5 | 14,25 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Информатика, 5 класс /Босова Л.Л., Босова А.Ю., ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»; АО «Издательство Просвещение»;
2. Информатика, 6 класс /Босова Л.Л., Босова А.Ю., ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»; АО «Издательство Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Информатика. 5-6 классы: Методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, А. В. Анатольев, Н. А. Аквилянов. – 3-е издание, переработанное. – Москва : ООО "Издательство "БИНОМ. Лаборатория знаний";
2. Информатика. 5 класс. Итоговая контрольная работа / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова и др. ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»; АО «Издательство Просвещение»;
3. Информатика. 6 класс. Итоговая контрольная работа / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова и др. ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»; АО «Издательство Просвещение»;
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru
https://bosova.ru/
https://lbz.ru/metodist/
https://onlinetestpad.com/
https://digital-likbez.datalesson.ru/ Видео «Использование достоверных источников», «Работай с информацией эффективно»
https://digital-likbez.datalesson.ru/ Видео «Общайся в соцсетях и мессенджерах безопасно»
https://xn--h1adlhdnlo2c.xn--p1ai/lessons/ai-in-education#video Искусственный интеллект
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютерный класс, укомплектованный 15 компьютерами для обучающихся и компьютером для учителя, объединенными в локальную сеть с возможностью выхода в Интернет.
Рабочее место учителя укомплектовано мультимедийной доской, проектором, МФУ, планшетом, Web-камерой, документ-камерой.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Операционная система Windows, а также соответствующий офисный пакет MS Office 2013, включающий текстовый процессор, табличный редактор, редактор презентаций; среда программирования КуМир.