Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом авторской программы по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой.
Программа разработана в соответствии с ООП НОО и учебным планом МАОУ НОШ № 53.
На изучение литературного чтения отводится – 375 ч, из них в 3-ем классе – 123 ч.
Из них вариативная часть программы представлена внутрипредметным модулем «Читаем сами» - 15 ч.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы..
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения избегать конфликты, Умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими поступками.
Метапредметные результаты
Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способность действовать даже в ситуации неуспеха.
Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях.
Овладение навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевого высказывания и составления текстов в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построение рассуждений. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения, аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль.
Готовность разрешать конфликты посредством чета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
Ученик научится:
устанавливать последовательность действия в произведении и осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий, подкреплять правильные ответы на вопросы выборочным чтением;
самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;
составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя, словесно рисовать картины к художественным текстам;
самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий;
сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценивать их поступки (с помощью учителя);
подробно, выборочно пересказывать прочитанное с использованием приемов устного рисования и иллюстраций;
ориентироваться в учебной книге: самостоятельно находить произведение по его названию в содержании, отыскивать в учебной книге произведения, близкие по тематике;
различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка.
Ученик получит возможность научиться:
строить проект: определять его цель, план, результат, его связь с решением жизненных проблем, представлять результаты проекта.
понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чём оно), устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
знать названия, темы и сюжеты 3-4 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей – классиков;
уметь полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ;
давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы
пользоваться библиотечным фондом
отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности
пользоваться справочной литературой
Основные требования к предметным результатам
для обучающихся с ОВЗ по адаптированной программе
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
читать вслух сознательно, правильно и выразительно целыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой структуры — по слогам в темпе 50—60 слов в минуту;
осознанно читать про себя;
определять смысл описываемых событий и поступков героев, выражая свое отношение к ним;
устанавливать логические связи между событиями и явлениями, описанными в тексте;
пересказывать прочитанное подробно и сжато;
сочинять новое окончание сюжета или вставные эпизоды в текст сказке на основе прочитанного;
самостоятельно находить произведения по их названию в оглавлении.
2. Содержание учебного предмета
Основные задачи реализации содержания:
формирование представлений о многообразии языков, дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы; формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке.
Самое великое чудо на свете (3 ч)
Вводный урок.
Рукописные книги древней Руси.
Первопечатник Иван Федоров.
Устное народное творчество (11 ч)
Русские народные песни.
Докучные сказки.
Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».
Поэтическая тетрадь (9 ч)
Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»;. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; И. З. Суриков. «Детство», «Зима».
Великие русские писатели (20 ч)
А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».
Поэтическая тетрадь (6 ч)
Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»; К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».
Литературные сказки (8 ч)
Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».
Были и небылицы (7 ч)
М. Горький. «Случай с Евсейкой»; К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; А. И. Куприн. «Слон».
Поэтическая тетрадь (5 ч)
С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».
Люби живое (12 ч)
М. М. Пришвин. «Моя Родина»; И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; Б. С. Житков. «Про обезьянку»; В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; В. П. Астафьев. «Капалуха»; В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».
Поэтическая тетрадь (6 ч)
С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; С. В. Михалков. «Если...»; Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».
Собирай по ягодке — наберешь кузовок (9 ч)
Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; В. Ю. Драгунский. «Друг детства».
По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» (6 ч)
Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; Р. Сеф. «Веселые стихи».
Зарубежная литература (6 ч)
«Храбрый Персей».
Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок».
Внутрипредметный модуль «Внеклассное чтение» - 15 ч.
Цели внутрипредметного модуля:
воспитание интереса к самостоятельному чтению и книге, осознанному выбору книг для чтения, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения.
Содержание внутрипредметного модуля
Круг детского чтения. Техника чтения. Виды читательской деятельности. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста. Литературоведческая пропедевтика. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи. Самостоятельный и целенаправленный выбор книг в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию. Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта. Составление краткой аннотации (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение. Использование таких видов чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое. Нахождение в тексте материала для характеристики героя; подробный и выборочный пересказ текста; составление рассказа - характеристики героя; составление устных и письменных описаний, аргументирование своего отношения к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
3.Тематическое планирование
№ п/п | Раздел программы | Кол-во часов | Содержание деятельности обучающихся |
1. | Самое великое чудо на свете | 4 | Знать структуру учебника; приёмы ориентирования в учебнике; историю создания книг; отличия рукописной и печатной книги. Уметь различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, аннотации, иллюстрация); составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. |
2. | Устное народное творчество | 11 | Знать виды сказок и их структуру; различные произведения устного народного творчества; уметь приводить примеры произведений фольклора. |
3. | Поэтическая тетрадь | 9 | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов; основные литературоведческие понятия: рифм, рифма; изобразительные художественные средства: сравнения, эпитеты. Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); находить в тексте слова и выражения для изображения действующих лиц, природы и описания событий; используемые в произведениях. |
4. | Великие русские писатели | 20 | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов. Уметь заучивать стихотворения с по мощью иллюстрации и опорных слов; выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию; читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; |
5. | Поэтическая тетрадь | 6 | Уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения; характеризовать выразительные средства; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов; выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой). |
6. | Литературные сказки | 7 | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; отличие литературной сказки от фольклорной; имена, фамилии их авторов; уметь составлять не большое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему; различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные; восстанавливать авторский текст по опорным словам; соотносить пословицы с характеристикой героя произведения. |
7. | Были – небылицы | 7 | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. отличие литературной сказки от фольклорной; уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения воспринимать на слух и понимать художественные произведения разных жанров; передавать их содержание по вопросам. - уметь различать жанры художественных произведений. |
8. | Поэтическая тетрадь | 5 | Знать основные литературоведческие понятия: рифм, рифма; изобразительные художественные средства. Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; читать вслух текст, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию; читать стихотворные произведения наизусть. |
9. | Люби живое | 12 | Знать основное содержание текста, их авторов; стили текстов, их различия. Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии); уметь пересказывать текст; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; создавать небольшой устный текст на заданную тему. |
10. | Поэтическая тетрадь | 6 | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, имена, фамилии их авторов; основные литературоведческие понятия: ритм, рифма; изобразительные художественные средства. Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору) выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой). |
11. | Собирай по ягодке – наберёшь кузовок | 9 | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов, понимать эмоционально-нравственных переживания героев произведений; уметь участвовать в диалоге при обсуждении произведения; троить небольшие монологические высказывания: рассказ о своих впечатлениях по прочитанному произведению (о героях, событиях) участвовать в литературных играх (инсценирование); оценивать события, героев произведения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое ,произведения, событии). |
12. | По страницам детских журналов | 6 | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; названия нескольких детских периодических изданий; отличие журналов от книги. Уметь читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию; читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; создавать не большие письменные ответы на поставленный вопрос по прочитанному произведению; ориентироваться в журналах. |
13. | Зарубежная литература | 6 | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение); инсценировать и пересказывать полюбившиеся эпизоды; проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении и инсценировании зарубежной литературы; создавать письменные ответы на поставленные вопросы; выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы; четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме. |
14. | Внутрипредметный модуль «Литературное чтение» | 15 | Осознанно подбирать и читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта. Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие, так и плохие; - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Выразительно читать и пересказывать текст. |
| Итого | 123 | |
4.Формы контроля знаний:
входной контроль;
самоконтроль;
взаимоконтроль;
тематический контроль;
промежуточный контроль, включающий административные контрольные работы за четверть;
итоговые контроль (годовая промежуточная аттестация).
5.Учебно-методическое обеспечение программы
Для учащихся | Для учителя |
Учебник «Родная речь 3» (ч.1 и ч.2) , Климанова Л.Ф, Горецкий В Г. Москва. Просвещение 2012 Тетрадь «Работа с текстом» | Учебник «Родная речь 3» (ч.1 и ч.2), Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Москва. Просвещение 2012 « Рабочая тетрадь» 3 класс (ч.1 и ч.2) Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Москва. Просвещение 2012 Климанова Л.Ф. «Поурочные разработки по литературному чтению 3 класс». Москва, издательство « ВАКО» 2012 Яценко И.Ф. «Поурочные разработки по внеклассному чтению» 3 класс. Москва, издательство « ВАКО» 2014 Контрольно-измерительные материалы 3 класс к учебнику «Родная речь 3». Москва, издательство «ВАКО» 2012 Хрестоматия по литературе. 1-4 класс. - Минск, ООО «Харвест», 2011 Электронное приложение к учебнику |
6. Список литературы.
ФГОС НОО
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Издательство «Просвещение»
Сборник рабочих программ. УМК «Школа России». Издательство «Просвещение».
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС НОО. Издательство «Просвещение»
Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования
Ковалёва Г.С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий в 2-х частях